Актуальность исследования. Изменение конфигурации международного политического пространства, возникновение в условиях глобализации новых центров силы и политических акторов вызывают научный интерес к исследованию проблемы информационной безопасности политического процесса, ее предпосылок и факторов обеспечения. Один из наиболее влиятельных мировых политических трендов современного периода - это взаимозависимость стран и народов. Это является внешней предпосылкой для развития информационной безопасности политического процесса. Информационная безопасность сопровождается не только позитивными феноменами, но и появлением и усилением глобальных информационных угроз национальным интересам государств в политической и других сферах.
16 октября 2019г, в Сочи на международном совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов была обозначена серьезная проблема нежелания ГГ-компаний сотрудничать со спецслужбами. 21-23 октября 2019г. на Московском международном форуме инновационного развития глава ФСБ А. В. Бортников подчеркнул, что за текущий год было двести информационных вмешательств в деятельность органов власти.
Поэтому в центре внимания ученых находятся проблемы, которые связаны с исследованием новых принципов и технологий информационного взаимодействия в политической сфере, а также выявление возможностей противостояния возникших угроз и обеспечения информационной безопасности на глобальном, региональном и национальном уровнях. Показ значимости внешнеполитических и внутриполитических составляющих информационной безопасности, в совокупности, составляет теоретический аспект актуальности темы диссертационной работы. Теоретическую и практическую актуальность имеет научное осмысление вопроса, ориентированное на определение понятия «информационная безопасность», которая одними исследователями трактуется как кибербезопасность (безопасность информационных сетей и систем); другими - как манипулирование информацией, пропаганда с помощью Интернета, информационное воздействие на сознание целевых групп. Информационная безопасность может оцениваться как составляющая национальной безопасности. Поэтому сравнительный анализ подходов, изучение целей и ключевых проблем обеспечения безопасности политического процесса представляется актуальным.
Актуализирует проблему необходимость подготовки специалистов по кибербезопасности, которых мало как во власти, так и в коммерческой среде. Например, в лаборатории «Касперского» существуют 134 вакансии на специалистов по кибербезопасности. 01 ноября 2019г. Минобрнауки объявили о том, что нужны учебнонаучные центры по безопасности для информатизации государственных и муниципальных органов власти, а также для обеспечения «единого многомерного образовательного пространства»1.
Формирование и становление информационной безопасности - комплексная проблема, в которой можно выделить правовой, административный, программнотехнический и процедурный уровни. Исходя из данных уровней, существует необходимость развития методологических положений информационной безопасности органов власти. Актуализация исследования рычагов управления информационной безопасностью в условиях интеграции информационных систем обусловлена тем, что данные проблемы рассматривают, прежде всего, с технических позиций.
Степень научной разработанности проблемы.
С технической точки зрения оценка информационной безопасности началась с 1816 г. и связана с защитой информации государства, с появлением средств электро и радиосвязи, с повышением защищённости радиолокационных средств, с внедрением в деятельность органов власти электронно-вычислительной техники. 1965 г. характеризуется созданием информационно-коммуникационных сетей и передачей администратору управления сетевыми ресурсами. С 1973 г. обеспечение информационной безопасности связано с разработкой новых критериев безопасности, сгруппировалось новое сообщество «хакеров», целью которых было нанесение ущерба информационным каналам отдельных пользователей, организаций и целым странам. В данный период сформировалась новая отрасль международного права - информационное право. 1985 г. обусловлен созданием глобальных информационнокоммуникационных сетей с использованием космических средств обеспечения.
В изучении политического процесса активно участвовали классики политической мысли Д. Истон, Г. Алмонд, Б. Пауэлл, К. Ганс, Д. Норт. Для исследования информационной безопасности подходит информационно-коммуникативная модель политической системы Карла Дойча и его характеристика, напрямую связанная с особенностями информационно-коммуникативного действия. Оценка политического процесса дана Н. А. Барановым2, М. Ю. Зеленковым3, А. С. Панариным, Ю.С. Дульщиковым, А. В. Новиковой4, которая характеризует внешнеполитические и внутриполитические процессы и дает характеристику многоаспектности политического процесса. Очевидно, что политический процесс включает: «субъекты и участники процесса; объект процесса; средства, методы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель. Субъектами политического процесса являются «политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т. д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды»5. Наш авторский подход учитывает данные характеристики политического процесса, но выделяет в качестве важного актора политического процесса информационную составляющую и ее ресурсное обеспечение в лице информационной безопасности политического процесса.
Развитие информационной безопасности рассматривают как одну из основных частей национальной безопасности в системе политического процесса, в управлении и реализации государственной и муниципальной службы такие исследователи как: М.Д. Березинская, А.Ю. Азаров6, А.Е. Лызь, К.О. Полыхань7, В.П. Талимончик,
В.М. Шварев, J. Andress8, L. Gordon, R. Moore, T. Schlienger, J. Wiley. Информационную безопасность в системе национальной безопасности изучали: Е.В. Алексеева9, А.А. Галушкин, Е.А. Проценко, М.А. Сизьмин10, В.П. Шерстюк, M.T. Ahles, D.M.J. Fiddner, D.C. Gompert, J.F. Stickman11. Можно отметить работы по информационной безопасности в политико-правовой сфере: Я.В. Катуева, К.И. Кузнецова, Н.И. Стуженко, А.А. Чеботаревой 12, А.И. Шеметова, L. Freeman, S. Gartner, J. Hughes13, M. Jessica, R. Lynne, A. Merwe, G. Peace. Отметим авторов, изучавших информационную безопасность в системе муниципального и государственного управления, среди которых: А.В. Баскаков, С.Е. Зайцев, А.Н. Ищенко, А.В. Нестеров, Г.Л. Рогальский, Y. Cherdantseva, C. Gray, A. McCullagh, A.J. Ramirez, S. Samonas14...
Диссертант дает обоснование, что для выполнения поставленных целей и управленческих задач, необходимо провести мероприятия по совершенствованию информационной безопасности, которые включают в себя административный и организационный уровни защиты информации. Что касается организационного уровня, то существуют мероприятия, помогающие улучшить защиту информации:
• проведение работ по обучению и повышению профессиональных знаний специалистов по работе с современными программными продуктами;
• совершенствование систем информационной безопасности;
• организация инструктажа каждого специалиста для осознания всей важности и конфиденциальности информации, с которой он работает. Нередко разглашению конфиденциальной информации специалистом предшествует недостаточное знание правил защиты информации.
Кроме того, ключевым моментом является технический путь совершенствования безопасности, а программные средства - это основные элементы в реализации защиты информации. Например, установка на компьютер-сервер сетевого экрана Agnitum Outpost FireWall блокирует несекционный доступ из сети Интернет, а введение «Сканер-ВС» предназначено для контроля защищенности сетей от угроз.
Эффективность системы информационной безопасности и действий системного администратора будет низкой при отсутствии методов анализа, хранения и сбора информации о состоянии защиты информации, централизованного управления всеми субъектами безопасности. Дело в том, что каждое средство защиты является составляющей всей системы политики безопасности, которая на уровне подсистем задается набором параметров и требований. Аудит работоспособности системы, всех правил и других элементов в системе информационной безопасности муниципалитетов требует наличия средств мониторинга и управления. Для планового анализа данных и принятия управленческих решений необходимы рычаги мониторинга. Для каждого муниципалитета должна быть индивидуально создана политика информационной безопасности с учетом рекомендаций по сотрудничеству как государственных, так и муниципальных властей.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы и намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.
1. Кухарский, А.Н., Бейдин, С.В. Антикризисное управление в социально-экономической сфере с учетом антироссийских санкций // Вестник Забайкальского государственного университета. Чита. 2016.- Т. 22. - № 10. - С.55-60 (0,4 п.л. / 0,3 п.л.).
2. Кухарский, А.Н. Информационная безопасность в аспекте защищенного электронного документооборота в информационных системах муниципальных образований // Вестник Забайкальского государственного университета. Чита. 2017.- Т. 23. - № 7. - С. 86-90 (0,3 п.л.).
3. Кухарский, А.Н., Бейдина, Т.Е., Попов, Ю.А. Мягкая и твердая сила как стратегия развития США в различных регионах мира // Вестник Забайкальского государственного университета. Чита. 2018. - Т. 24. - № 7. - С. 61-67 (0,4 п.л / 0,1 п.л.).
4. Кухарский, А.Н., Зимина, Н.В., Новикова, А.В. Усовершенствование систем местного самоуправления в рамках организационно-кадрового обеспечения муниципального управления // Вестник Забайкальского государственного университета. Чита. 2018. - Т. 24. - № 3. - С. 83-92 (0,6 п.л. / 0,4п.л.).
5. Кухарский, А.Н. Пути совершенствования информационно-коммуникационных технологий России и регионов // Вестник Забайкальского государственного университета. Чита. 2018. - Т. 24. - № 1. - С. 59-64 (0,4 п.л.).
6. Кухарский, А.Н., Бейдина, Т.Е., Попов, Ю.А., Денисов, Ю.В. Снижение влияния ведущих партий США в избирательном политическом процессе: динамика изменений // Политика и общество. М.: 2018. - № 4 (161). - С. 39-52 (0,9 п.л / 0,4 п.л.).
7. Кухарский, А.Н., Бейдина, Т.Е., Бейдин, С.В., Новикова, А.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: организационно-правовые и кадровые проблемы // Вестник Забайкальского государственного университета. Чита. 2019. - Т. 25. - № 1. - С. 37-45 (0,6 п.л. / 0,2 п.л.).
Статьи в сборниках научных трудов, материалах конференций и других изданиях:
8. Кухарский, А.Н. Информатизация муниципального управления на примере Могочинского района // Материалы 15 международной научной студенческой конференции «Студент и научно - технический прогресс», 12-18 апреля 2013 г.: Управление / отв. и науч. ред. И.В. Князева; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2013. - 339 с. (0,1 п.л.).
9. Кухарский, А.Н., Бейдина, Т.Е. Информационное обеспечение региональных и муниципальных органов власти в интересах информационной безопасности // В сборнике: Местное самоуправление на современном этапе: теория и практика IV международная научно-практическая конференция: сб. ст. отв. ред. Т. О. Третьякова. Чита. 2015. - С. 77-82 (0,4 п.л. / 0,3 п.л.).
10. Кухарский, А.Н., Новикова, А.В. Кадровое обеспечение как направление инновационного развития муниципальных образований // В сборнике: Муниципальное управление в Российской Федерации: реалии и инновации Материалы III всероссийской научно-практической конференции: сборник статей. Под редакцией Т. И. Сапожниковой. Чита. 2015. - С. 76-81 (0,4 п.л. / 0,2 п.л.).
11. Кухарский, А.Н., Погулич, О.В. Совершенствование организационно-правовой основы и антикоррупционного управления в сельских поселениях // В сборнике: Муниципальное управление в Российской Федерации: реалии и инновации Материалы III всероссийской научно - практической конференции: сборник статей. под редакцией Т. И. Сапожниковой. Чита. 2015. - С. 70-76 (0,4 п.л. / 0,3 п.л.).
12. Кухарский, А.Н., Бейдин, С.В. Организация избирательного процесса на муниципальных выборах на примере муниципального района «Улетовский район» // В сборнике: Муниципальное управление в Российской Федерации: реалии и инновации Материалы III всероссийской научнопрактической конференции: сборник статей. под редакцией Т. И. Сапожниковой. Чита. 2015. - С. 65-70 (0,4 п.л. / 0,3 п.л.).
13. Кухарский, А.Н., Бейдин, С.В. Направления обеспечения информационной безопасности в ракурсе деятельности органов федеральной инспекции труда по Забайкальскому краю // В сборнике: Местное самоуправление на современном этапе: теория и практика IV Международная научнопрактическая конференция: сб. ст. отв. ред. Т. О. Третьякова. Чита. 2015. - С. 19-23 (0,3 п.л. / 0,2 п.л.).
14. Кухарский, А.Н., Бейдина, Т.Е., Новикова, А.В. Тенденции региональных политических процессов в Сибирском федеральном округе // В сборнике: Десятые Байкальские социальногуманитарные чтения Материалы: в 2 томах. Иркутск. 2017. - С. 19-23 (0,3 п.л / 0,1 п.л.)...