Актуальность темы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения химическими веществами, выбрасываемыми стационарными и передвижными источниками техногенного воздействия, на протяжении многих лет является для большинства городов России, Уральского федерального округа (УрФО) и Свердловской области, в частности, приоритетной эколого-социальной проблемой. На долю УрФО приходится около 30 % от суммарных выбросов по России. Загрязнение атмосферного воздуха в значительной степени влияет на качество водных объектов и почвы, растительный и животный мир, и, главное, является важнейшей причиной ухудшения здоровья людей, что подтверждено многочисленными данными эколого-эпидемиологических исследований в России и за рубежом.
Острота проблемы охраны атмосферного воздуха от техногенного загрязнения в значительной степени обусловлена несовершенством экономического механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования, отсутствием экономической заинтересованности у предприятий в осуществлении необходимых воздухоохранных мероприятий, что не позволяет в полной мере реализовать поддерживаемый мировым сообществом основной принцип рационального природопользования - «загрязнитель платит». Это происходит, главным образом, из-за низких ставок платы за загрязнение атмосферного воздуха и отсутствия методики определения размера вреда от его противоправного загрязнения. В связи с этим так остро стоит проблема создания государством условий, повышающих экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов в осуществлении воздухоохранной деятельности.
Степень изученности проблемы. Проблемам экономического регулирования охраны окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, посвящены труды многих отечественных ученых: А.А. Аверченкова, Т.А. Акимовой, В.П. Ануфриева, О.Ф. Балацкого, С.Н. Бобылева, A. Д. Выварца, И.П. Глазыриной, А.А. Голуба, К.Г. Гофмана, А.А. Гусева, B. И. Данилова-Данильяна, М.Н. Игнатьевой, Т.В Злотниковой, П.В. Касьянова, Н.Н. Лукьянчикова, О.Е. Медведевой, Г.А. Моткина, Н.В. Пахомовой, Е.В. Рюминой. Б.А. Семененко, Е.С. Хачатурова, Н.В. Хильченко, A. Ш. Ходжаева, Я.Я. Яндыганова, а также зарубежных: А. Пигу, П. Дювиньо, К. Рихтер, Б. Небела, Ю. Одума, П. Ревелль и др.
Механизм оценки влияния загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и определения риска здоровью описывается в работах зарубежных, а также отечественных ученых и практиков: С.Л. Авалиани, Б.А. Ревича, B. М. Захарова, Л.А. Мочаловой, Г.И. Тихоновой и др.
Вместе с тем в рамках этого научного направления ряд методологических и методических вопросов остаётся дискуссионным и не до конца изученным. Среди них выделяются проблемы платности за загрязнение атмосферного воздуха и определения размера вреда атмосферному воздуху в результате нарушения природоохранного законодательства. Это предопределило цель и задачи настоящего исследования.
Целью работы является развитие теоретико-методологических основ и разработка методических рекомендаций по совершенствованию экономического инструментария государственного регулирования воздухоохранной деятельности. Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
• систематизации и уточнения научно-методологических и методических подходов к определению размера платы за негативное воздействие на атмосферу стационарных источников, а также к определению размера вреда от ее противоправного загрязнения;
• разработки инструментария определения размера платы за негативное воздействие на атмосферу стационарными источниками;
• разработки методических рекомендаций по экономической оценке ущерба от причинения вреда (далее - оценка вреда) в результате противоправного загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками;
• предложения и апробации метода укрупненной интегральной оценки состояния и уровня воздухоохранной деятельности территории (хозяйственного комплекса) в Государственных и региональных докладах о состоянии окружающей среды.
Объектом исследования является социально-эколого-экономическая система России в целом, УрФО и Свердловской области, находящаяся под воздействием основных отраслей и предприятий-загрязнителей атмосферы.
Предмет исследования - экономические отношения между государством и хозяйствующими субъектами в сфере природопользования, в частности охраны атмосферного воздуха от загрязнения стационарными источниками.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области охраны окружающей среды, в т.ч. охраны атмосферного воздуха и оценки риска здоровью населения от загрязнения окружающей среды. Цель и задачи работы предопределили междисциплинарный характер исследований. При их проведении в качестве основных подходов и методов применялись: системный подход, метод экспертных оценок, экономический, статистический, структурно-логический виды анализа.
Информационную основу исследования составили: нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, стран Европейского Союза, инструктивно-методические документы в области платности загрязнения окружающей среды, в т. ч. атмосферного воздуха, оценки вреда от загрязнения окружающей среды, оценки риска здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха; материалы Федеральной службы государственной статистики, Государственных докладов по охране окружающей среды и влиянию факторов среды обитания на здоровье населения России и Свердловской области; данные по предприятиям Свердловской и Челябинской областей, органов Ростехнадзора по УрФО и др.
Область исследования соответствует п. 7.3. «Совершенствование нормативной базы эколого-экономических расчетов», п. 7.8. «Разработка и совершенствование методов и методик экономической оценки ущербов, причиняемых окружающей среде» и п. 7.5 «Исследование выбора критериев эколого-экономического обоснования хозяйственных решений для различных уровней управления» специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика природопользования).
Научная новизна исследования.
1. Авторское обоснование целесообразности использования методологии оценки риска здоровью населения от загрязнения атмосферы в экономическом инструментарии государственного регулирования воздухоохранной деятельности при определении размера платы за негативное воздействие на атмосферу стационарными источниками и стоимостной оценки вреда от противоправного загрязнения атмосферы, и в связи с этим введение нового понятия «территориальный коэффициент риска /-го вещества в у-м муниципальном образовании (МО)» позволяет наиболее обоснованно определять размер платы и вреда (п. 7.8 Паспорта специальностей ВАК РФ).
2. Усовершенствованная автором методика определения размера платы за негативное воздействие на атмосферу стационарными источниками с учетом «территориальных коэффициентов риска...» по двум группам веществ (канцерогенных и неканцерогенных), включающая также обоснование размера увеличения базовых ставок платы, критериев определения перечня веществ, за которые должна взиматься плата, позволяет усилить стимулирующее воздействие платы за выбросы на воздухоохранную деятельность предприятий (п. 7.3 Паспорта специальностей ВАК РФ).
3. Разработанная автором методика стоимостной оценки размера вреда от противоправного загрязнения атмосферы стационарными источниками с учетом «территориальных коэффициентов риска.», характера рассеивания загрязняющих веществ, эколого-социальной значимости территории - места расположения источника выброса, включающая также обоснование показателя удельного вреда, позволят контролирующим органам более обоснованно рассчитывать ущерб от причинения вреда за загрязнение атмосферы с виновных предприятий (п. 7.8 Паспорта специальностей ВАК РФ).
4. Предложенный автором интегральный показатель состояния и уровня воздухоохранной деятельности в регионе, учитывающий ее четыре аспекта по сравнению со среднероссийским уровнем при ранжировании территорий (хозяйственных комплексов) в Государственных докладах о состоянии окружающей среды, позволяет повысить эффективность управления воздухоохранной деятельностью (п. 7.5 Паспорта специальностей ВАК РФ).
Практическая значимость результатов исследования. Предложенный в диссертации метод определения платы за негативное воздействие на атмосферу стационарными источниками может быть использован для уточнения проекта Федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду». Метод оценки вреда от противоправного загрязнения атмосферы принят к использованию при подготовке соответствующей методики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Метод интегральной оценки состояния и уровня воздухоохранной деятельности в регионе предложен к применению при подготовке Государственных докладов о состоянии окружающей среды Свердловской области, целевых экологических программ, а также при решении вопроса о государственной финансовой поддержке территории в части воздухоохранной деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертации докладывались и обсуждались на различных научно-практических конференциях, семинарах, форумах, в т. ч. международных: 12-й Всероссийской конференции «Нормативно-методическое, техническое и информационное обеспечение воздухоохранной деятельности» (30-31 марта 2009 г., г. Санкт-Петербург); Международной научно-технической конференции «Государственное регулирование и стратегическое партнерство в горно-металлургическом комплексе» (23 апреля 2009 г., г. Екатеринбург); Всероссийской конференции «Проблемы эколого-экономической оценки природных объектов, экологическая безопасность территорий" (14-17 сентября 2011г., г. Екатеринбург).
Публикации. Основные результаты диссертационной работы отражены в 11 публикациях общим объемом 8,6 п. л. (авторских 4,5 п. л.), в т. ч. в 3 статьях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 127 наименований, 4 приложений. Содержание работы изложено на 156 страницах основного текста, включает 2 рисунка и 16 таблиц.
Во «Введении» обоснована актуальность темы исследования, рассмотрена степень ее разработанности, сформулирована цель, задачи, предмет и объект исследования, отражены основные результаты, полученные лично автором, представлены научная новизна, практическая значимость работы, апробация её результатов, структура и краткое содержание диссертационной работы.
В первой главе «Методологические и методические основы государственного регулирования охраны атмосферного воздуха» рассмотрена система инструментов государственного регулирования охраны окружающей среды в России, в т. ч. атмосферного воздуха, предложена их классификация. Сформулированы недостатки современной системы платности за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками и пути ее совершенствования. Рассмотрены теоретико-методологические и методические подходы к определению размера платы за негативное воздействие на атмосферу стационарными источниками, а также к оценке вреда от загрязнения атмосферы. Обоснована целесообразность и предложен метод учета оценок риска здоровью человека от загрязнения атмосферы, как важнейшего ущербоформирующего фактора, в качестве критерия определения дифференцированных ставок платы, а также включение данного параметра в расчетную формулу определения размера вреда от противоправного загрязнения атмосферы. Проанализирован международный опыт государственного регулирования деятельности в области охраны атмосферного воздуха, сделан вывод об отставании России в области экологизации налогового законодательства по сравнению с экономически развитыми странами.
Во второй главе «Методический инструментарий оценки качества атмосферного воздуха и состояния воздухоохранной деятельности» на основе статистических данных проведен анализ динамики загрязнения атмосферного воздуха стационарными и передвижными источниками, изменения качества атмосферного воздуха в городах и его влияния на здоровье населения, а также анализ показателей воздухоохранной деятельности в регионах УрФО и России в целом. Предложен метод интегральной оценки состояния и уровня воздухоохранной деятельности и выполнены соответствующие расчеты по регионам УрФО. Проанализирована система нормирования допустимого воздействия стационарного источника на атмосферный воздух и сформулированы предложения по ее совершенствованию.
В третьей главе «Методические рекомендации по совершенствованию механизма государственного экономического стимулирования воздухоохранной деятельности» предложен методический инструментарий определения размера платы за негативное воздействие на атмосферу стационарными источниками с учетом оценок риска здоровью населения, выполнены расчеты платежей по предложенному методу. Обоснован размер базовой ставки платы за выбросы на основе анализа научных работ и выполненных автором расчетов эколого-экономической эффективности воздухоохранных мероприятий предприятий Свердловской и Челябинской областей. Предложены критерии определения перечня загрязняющих веществ, за которые должна взиматься плата с конкретного предприятия. Уточнен порядок корректировки платы с учетом инвестиций в основной капитал, направленных на охрану атмосферы. Предложен методический инструментарий определения размера вреда от противоправного загрязнения атмосферного воздуха с целью предъявления иска к виновным предприятиям.
В «Заключении» диссертационной работы сформулированы основные выводы выполненных исследований.
1. В современных условиях констатируется наличие в России системы платности за негативное воздействие на атмосферу стационарными источниками, включающей большой перечень веществ, подлежащих оплате, однако, на практике малоэффективной, т.к. основная стимулирующая функция платежей остается нереализованной.
2. Для реализации стимулирующей функции платы за выбросы в атмосферу автором предложено поэтапное 30-кратное увеличение базовых ставок платы и введение в расчетную формулу нового параметра - «территориального коэффициента риска» здоровью населения от загрязнения атмосферы данным веществом (канцерогенным и неканцерогенным) в конкретном муниципальном образовании (МО) вместо существующего «коэффициента экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха» по экономическим районам (1-2). В результате базовые ставки вырастут в 15-30 раз в зависимости от региона. Учет «территориального коэффициента риска» может увеличивать плату в зависимости от степени загрязнения атмосферы тем или иным веществом и соответствующей этому оценкой риска здоровью населения в данном МО.
3. Ввиду отсутствия на федеральном уровне методики оценки вреда за противоправное загрязнение атмосферы автором разработаны методические рекомендации по определению размеров этого вреда (руб.), где обоснован показатель удельного вреда (руб./усл.т.) и в расчетную формулу включен ряд параметров (ущербоформирующих факторов), в числе которых предложенный автором «территориальный коэффициент риска» здоровью населения.
4. Предложенный автором интегральный показатель состояния и уровня воздухоохранной деятельности в регионе может применяться, в частности, в Государственных докладах для оценки правильности (достаточности) принимаемых решений в данной области и позволяет повысить эффективность управления воздухоохранной деятельностью территорий.
1. Хильченко Н.В., Семячков А.И., Кудрявцева Т.М. Диагностика состояния и стимулирования охраны атмосферного воздуха от загрязнения // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. (ЭПОС). Международный журнал. - 2010. - № 1. - С. 115-124.
2. Кудрявцева Т.М. Определение размера ущерба от причинения вреда в результате загрязнения атмосферного воздуха // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. (ЭПОС). Международный журнал. - 2010. - № 4(44). - С. 101-107.
3. Хильченко Н.В., Кудрявцева Т.М. Приоритеты региональной экологической политики: вопросы диагностики // Экономика региона. - 2010. - № 1. - С. 96-105.
Статьи и материалы в прочих изданиях
1. Кудрявцева Т.М. Платежи за загрязнение атмосферного воздуха как инструмент обеспечения экологической безопасности населения // Охрана окружающей среды и природопользование. - 2010. - № 4. - С. 25-31.
2. Кудрявцева Т.М. Платежи за загрязнение атмосферного воздуха как инструмент обеспечения экологической безопасности населения // Охрана атмосферного воздуха. Атмосфера. - С-Петербург. - 2010. - № 4. - С. 41-47.
3. Кудрявцева Т.М., Хильченко Н.В. Проблемы оценки вреда (ущерба) государству в результате аварийного загрязнения атмосферного воздуха // Актуальные проблемы современной науки и образования. Труды Всероссийской научно-практической конференции. - Дербент: СПИ, 2010. - С. 59-63.
4. Кудрявцева Т.М. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности в горно-металлургическом комплексе и снижение риска здоровью населения / Сборник материалов конференции «Экономические и экологические проблемы природопользования в горно-металлургическом комплексе». - Екатеринбург: УГГУ, 2009. - С. 33-40.
5. Кудрявцева Т.М. Институциональные предпосылки внедрения системы экологического менеджмента в России / Труды IX Всероссийской и IV Международной конференции «Теория и практика экологического страхования: региональный фактор». - М.: НИЦ «Экопроект», 2009. - С. 175¬185.
6. Хильченко Н.В, Кудрявцева Т.М., Белова Л.П. Методический инструментарий определения размера вреда, причиненного атмосферному воздуху вследствие нарушения природоохранного законодательства. Препринт.
- Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. - 68 с.
7. Кудрявцева Т.М., Хильченко Н.В. Методический инструментарий определения размера платы за загрязнение атмосферного воздуха / Система управления экологической безопасностью. Труды Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2010. - С. 60-65.
8. Хильченко Н.В., Кудрявцева Т.М. Оценка экономического ущерба от причинения вреда в результате загрязнения атмосферного воздуха / Инновационные пути решения актуальных проблем базовых отраслей, экологии, энерго- и ресурсосбережения. Сборник трудов XIX Международной научно-практической конференции. - Харьков: УкрГНТЦ «Энергосталь», 2011. - С. 332-341.