ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 8
1.1 Определение содержания основных понятий 8
1.2 Особенности раннего обучения иностранным языкам 12
1.3 Характеристика активных методов 16
Выводы по главе 1 22
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ РАННЕМ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 24
2.1 Психолого-педагогическая характеристика 24
2.2 Разработка комплекса упражнений «Little Stars» для детей от 1,5 до
5 лет 31
2.3 Результаты апробации 37
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ
Довольно часто взрослые сталкиваются с такой проблемой: «Стоит ли обучать ребёнка иностранному языку, если стоит, то тогда с какого возраста лучше начинать и как организовать учебный процесс».
Существует мнение, что раннее обучение иностранному языку «лишает детства» и усложняет жизнь детям, которые ещё не вступили в тот возраст, когда их отдают в школу. Однако, опыт отечественных и зарубежных учёных, доказывает, что изучение иностранного языка развивает ребёнка и закладывает хорошую основу для будущего изучения не только иностранного языка и других предметов, но также и помогает при формировании личности дошкольника, согласно позиции Л.С. Выготского (2005), Е.Н. Пассов (1989), Л.Г. Почебут (2016), С. Роберт (2015), А.Б. Витоль (2002), J.S. Bruner (1983).
Иностранный язык, согласно А.Н. Леонтьеву (1981) и Е.Ю. Бахталиной (2000), благотворно влияет на общее психическое развитие детей (внимание, память, воображение и мышление), на формирование у дошкольников правильных моделей поведения, на лучшее овладение родным языком, а также на развитие речи у детей в целом. Именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным к изучению языков, в связи с тем, что дети гораздо легче и быстрее запоминают языковой материал, благодаря особенностям работы памяти, а также отсутствию психологических барьеров. С точки зрения С.Л. Рубенштейна (2006) и В. Пенфильд (1994), а также J.S. Bruner (1992).
Следует отметить, что для наиболее успешного раннего обучения иностранному языку важно правильно организовать учебную деятельность, учитывая все психолого-педагогические особенности детей данного возраста [Иностранные языки в школе 1990: 39].
Таким образом, зная, что ведущий вид деятельности дошкольников - это игра, а, также отмечая потребность детей в двигательной активности, нами был сделан вывод, что именно активные методы обучения помогут ученикам в изучении английского языка.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что вопрос раннего обучения иностранному языку находится на стадии изучения, но до конца данная проблема всё ещё остаётся не изученной. В нашей стране и за рубежом методисты активно пытаются решить проблему, как обучать иностранному языку детей дошкольного возраста, однако, по-нашему, большинство методик и УМК не соответствуют либо психолого-педагогическим особенностям возраста, либо не предоставляют вариативность заданий, учитывающих разные интересы, вкусы и особенности детей.
Объект исследования - процесс раннего обучения на иностранном языке.
Предмет исследования - особенности использования активных методов при обучении английскому языку детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретическое и практическое исследование возможности использования активных методов для обучения детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, необходимо выделить такие задачи исследования:
1. Изучить основные понятия исследования, такие как обучение, раннее обучение, метод, активные методы обучения.
2. Рассмотреть два активных метода: игра и активное слушание.
3. Проанализировать пособия по английскому языку: «Английский язык 3-4 года» и «Английский язык 4-5 лет» [Литвиненко 2015], с точки зрения использования активных методов обучения и психолого¬педагогический особенностей детей дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс упражнений, включающий активные методы обучения: игру и активное слушание, направленных на раннее обучение английскому языку.
5. Провести пробное обучение с группой детей дошкольного возраста обучающихся по комплексу упражнений «Little Stars» и сравнить уровень развития детей, в частности: уровень активного словарного запаса, работоспособности, а также уровень развития мышления - до и после пробного обучения.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что если при работе с детьми раннего и дошкольного возраста применять такие методы как активное слушание и игра то, это будет способствовать их иноязычному речевому и умственному развитию, увеличению работоспособности и вниманию.
В нашей исследовательской работе на теоретическом уровне были использованы следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, теоретический метод анализа методической литературы для выбора и систематизации соответствующей методической литературы, методы изучения опыта иностранных и зарубежных педагогов. На эмпирическом уровне были использованы следующие методы исследования: пробное обучение, элементы метода включенного наблюдения.
Теоретической значимостью нашей работы является анализ и обобщение теории по активным методам при обучении детей дошкольного возраста, в частности иностранному языку.
Практической значимостью является возможное применение данного комплекса упражнений в дальнейшем на занятиях по английскому языку с репетитором/воспитателем/родителем, а также использование теоретических и методических аспектов данной работы на методических конференциях по вопросам организации раннего обучения.
Вопрос раннего обучения иностранному языку находится на стадии изучения. В нашей стране и за рубежом методисты активно пытаются решить проблему, как обучать иностранному языку детей дошкольного возраста, однако, как было установлено в данном исследовании, большинство методик и УМК не соответствуют либо психолого-педагогическим особенностям возраста, либо не предоставляют вариативность заданий, учитывающих разные интересы, вкусы и особенности детей.
Изучив основные понятия и сравнив интерактивные и активные методы обучения, мы пришли к выводу, что активные методы обучения будут наиболее приемлемым методами, для детей дошкольного возраста, в силу психолого-педагогических особенностей данного возраста. Так как анализ пособий «Английский язык 3-4 года и 4-5 лет: для детей и родителей» [Литвиненко 2015], одобренных ФГОС ДОО (2012), показал, что данные пособия мало оснащены активными методами, в следствии чего, нашей целью являлось создание комплекса упражнений «Little Stars», в основу которых легли активные методы обучения, в частности игра и активное слушание. После чего мы провели пробное обучения с группой, состоящей из десяти человек, предварительно замерив их уровень активного запаса слов, работоспособность и уровень развития мышления. Обучение велось по комплексу упражнений «Little Stars», занятия с учениками велись два раза в неделю, в течение 2 лет, после чего был проведён анализ и сравнение их показателей до и после пробного обучения, в следствии чего был сделан вывод, что комплекс упражнений «Little Stars» может быть использовано при обучении дошкольников в возрасте от 1,5 до 5 лет.
В результате нашего исследования была достигнута цель и доказана справедливость выдвинутой гипотезы.
Перспективой дальнейшей работы, является дальнейшая апробация комплекса упражнений «Little Stars», а также дополнение его новыми темами и создание комплекса упражнений для детей от 5 до 7 лет.
1. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб-метод. пособие / Зарукина Е. В., Логинова Н. А., Новик М. М., - СПб.: ГИЭУ, 2010. - 59 с.
2. Аржакова Т.А. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 4-ом классе. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 128 с.
3. Астафьева М.Д. Игры для детей, изучающих английский язык: сборник игр для детей 6 - 7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 64 с.
4. Бахталина Е.Ю. Об интегрированном обучении английскому языку в детском саду // Иностранные языки в школе. 2000, №6. - С. 44.
5. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
6. Блейхер В.М. Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. -
СПб.: ГИЭУ, 1986. - 150 с.
7. Венгер Л.А. Слово и образ в решении познавательных задач
дошкольниками. - М.: ИНТОР, 1996. - 128 с.
8. Витоль А.Б. Нужен ли дошкольникам иностранный язык? //
Иностранные языки в школе. 2002, № 3. - С. 42
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - М.: Аркти, 2000. - 165 с.
11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения ИЯ: пособие для учителя - 2-е изд., - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
12. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» / Н.И. Гез. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
13. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 192 с.
14. Коган В.М. Вопросы психологии. - М.: Учпедгиз, 1985. - 200 с.
15. Колбасина Т.Н. Игры для дошкольников. - М.: Академия, 2017. - 1101 с.
16. Кушнир A.M. Принцип природосообразности как методологическое основание проектирования систем и технологий обучения: материалы методологического семинара // Ученик в обновляющейся школе. - Москва, 2002. - C. 30-57.
17. Леонтьев А.А, Психология общения: пособие для студентов. -
М.: Litres, 2017. - 638 c.
18. Леонтьев А.Н., Панов Д.Ю. Психология человека и технический прогресс. - М.: Академия, 1981. - 43 с.
19. Лисина М.И. Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольника. - Кишинёв: Штиинца, 1983. - 350 с.
20. Литвиненко С.В. Английский язык 3-4 года: для детей и родителей - М.: Астрель, 2015. - 46 с.
21. Литвиненко С.В. Английский язык 4-5 лет: для детей и родителей - М.: Астрель, 2015. - 43 с.
22. Махина О.Е. Обучение иностранному языку дошкольников: обзор теоретических позиций // Иностранные языки в школе. 1990, №1. - С. 38 - 42.
23. Неверович Я.З., Веракса А.Н. Индивидуальная психодиагностика
дошкольника: для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: Мозаика-
Синтез, 2014. - 144 с.
24. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе средней школы: Методические рекомендации: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2002. - 300 с.
25. Никитенко З.Н. Обучение иностранным языкам на начальном этапе // Иностранные языки в школе. 2003, №5 - С.34 - 35.
26. Новиковская О.И. Альбом по развитию речи для дошкольников в рассказах и весёлых картинках. - М.: Просвещение, 2017. - 52 с.
27. Обучение иностранному языку дошкольников: обзор теоретических позиций // Иностранные языки в школе. 1990, №1. - С. 38 - 42.
28. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. - М.: Просвещение, 1967. - 504 с.
29. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов - М.: Русский язык, 1989. - 140 с.
30. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. - Л.: Медицина, 1994. - 217 с.
31. Почебут Л.Г. Социальная психология. Учебник для вузов. Стандарты третьего поколения. - М.: Питер, 2016. - 400 с.
32. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 850 с.
33. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Многоязычие в детском возрасте. - М.: Litres, 2005. - 200 с.
34. Рахманов И.В. Общая методика обучения ИЯ: Хрестоматия / Сост. Леньтев А.А. - М.: русский язык, 1991. - С. 9 - 20.
35. Роберт С. Когнитивная психология. 6-е изд. - М.: «Питер», 2015. - 592 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие - СПб.: Питер, 2006. - 705 с.
37. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. -
М.: Litres, 2017. - 719 с.
38. Спиридонова А.В Обучение детей раннего возраста ИЯ в процессе дополнительного образования. - М.: Академия, 2010. - 28 с.
39. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
40. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений и работников дошк. Учреждений. - М.: Академия, 1997. - 96 с.
41. Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте. Теория и практика. - М.: Litres, 2015. - 184 с.
42. Чудочина Т. П. Игра в обучении дошкольников иностранному языку // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 76-78.
43. Шибко Н.Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного. - СПб.: Златоуст, 2015. - 336 с.
44. Bruner J.S. Child's talk. - W.W. Norton, 1983. - 144 с.
45. Bruner J.S. Процесс обучения. - М.: Издательство Академии педагог. Наук РСФСР, 1992. - 82 с.
46. Koenig A.J. Foundation of Education: instructional strategies for teaching children and youth with visual impairments - NY: AFB Press, 2000. - 872 p.
47. Rovegno I., Bandhauer D. Elementary Physical Education - NY: Jones & Bartlett Publishers, 2016. - 950 p.
48. Tomporowski P.D., McCullick B.A., Pesce C. Enhancing children’s cognition with physical activity games. - Human Kinetics, 2015. - 256 c.
Энциклопедии и словари
49. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / под ред. Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина - М.: Издательство ИКАР. - 2009. - 448 с.
50. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.