Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №101412

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования лингвокультурной компетенции у младших подростков 6
1.1. Понятие и структура лингвокультурной компетенции 6
1.2. Возрастные особенности младших подростков 10
1.3. Условия успешного формирования ЛКК у младших подростков 17
Выводы по главе I 37
Глава 2. Практические основы формирования лингвокультурной компетенции в
среде младших подростков 39
2.1. Критерии отбора педагогических технологий для формирования
лингвокультурной компетенции 39
2.2. Отбор педагогических технологий для формирования интракультурного и
межкультурного компонентов ЛКК 42
2.3. Условия и принципы формирования лингвокультурной компетенции
посредством современных педагогических технологий в среднем звене 50
2.4. Технология творческого развития ЛКК на уроках английского языка у
младших подростков 53
Выводы по главе II 66
Заключение 69
Библиографический список

Наш мир сегодня подвержен постоянным изменениям, в числе которых глобализация, ускорение темпов развития общества, переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия. Образование играет важнейшую роль в формировании общества нового уровня.
Если ранее результатом обучения являлся ученик, владеющий всеми знаниями, умениями и навыками, которым научили его учителя то сегодня результатом обучения является личность, компетентная в конкретной области знаний. Инновационные поиски в решении проблемы взаимодействия и взаимопонимания представителей разных культур являются особенно важными для отечественной науки в связи с процессами модернизации общества и многосторонней трансформацией российской культуры.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития общества перед школой стоит задача, связанная с развитием и воспитанием способности учащихся к формированию активной жизненной позиции как субъекта межкультурного взаимодействия.
Несмотря на то, что развитие лингвокультурологической компетенции обязательно в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, которые сегодня вступают в силу во всех школах страны, проблема формирования названной компетенции у младших подростков изучена недостаточно.
Объектом исследования является процесс формирования
лингвокультурологической компетенции учащихся 5-7 классов.
Предметом исследования являются творческие технологии
формирования лингвокультурологической компетенции у младших подростков.
Цель работы состоит в обосновании эффективности внедрения современных творческих технологий для формирования
лингвокультурологической компетенции среди младших подростков.
Для реализации
следующие задачи:
1) изучить теоретическую литературу для раскрытия понятий: «компетенция», «компетентность», «лингвокультурологическая компетенция», «педагогическая технология», «традиционная педагогическая технология»; «инновационная педагогическая технология», «творчество»;
2) дать авторское определение понятию педагогическая технология;
3) рассмотреть состав лингвокультурологической компетенции;
4) выделить подходы к формированию лингвокультурологической компетенции;
5) описать возрастные особенности младших подростков;
6) произвести отбор современных педагогических технологий;
7) обозначить наиболее благоприятные условия для формирования лингвокультурологической компетенции у младших подростков;
8) разработать и апробировать технологию развития лингвокультурологической компетенции в среде младших подростков, с учетом обозначенных современных педагогических технологий.
Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов, описывающих возрастные характеристики подростков, как: Эриксон Э., Гамезо М. В., ПетроваЕ. А., Орлов Л. М.; труды, посвященные преподаванию иностранного языка, таких авторов, как: Коротаева Е. В.,
Андреев В. И.,Гальскова Н. Д., Фаенова М. О., Елизарова Г. В., Мильруд Р. П., Brown H. D.,Harmer J; научные работы, посвященные
лингвокультурологической компетенции, таких авторов, как:Воробьев В. В.,Городецкая Л. А.,Халупо О. И., Маслова В. А.
Исследование проводилось с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов.
Теоретические методы: а) анализ документов об образовании применялся для подтвержденияактуальноститемы и обнаружениявариантоврешения проблем в рамках этой темы; б) историко-педагогический анализ применялся для нахождения историографии поданной темы; в) системный анализ позволил целостно рассмотреть проблему развития лингвокультурологической компетенции у младших подростков; г) прогнозирование применялось для определения позитивных тенденций исследования лингвокультурологической компетенции, и нахождения способов избегания отрицательных моментов.
Эмпирические методы: а) анализ и синтез педагогического опыта в отечественных и зарубежных школах по формированию лингвокультурологической компетенции.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в данной работе рассмотрены общетеоретические основы формирования лингвокультурологической компетенции; уточнено понятие педагогическая технология, обоснованы возможности использования современных технологий в формировании лингвокультурологической компетенции учащихся средней школы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании результатов исследования учителями при обучении английскому языку в среде младших подростков, а также в высших учебных заведениях на практических и семинарских занятиях по теории и методике обучения иностранному языку.
Апробация исследования. Результаты исследования были представлены на ежегодной апрельской студенческой конференции в 2017 году, о чем свидетельствует полученный диплом за лучшее выступление.
Цели и задачи исследования определили его структуру: работа состоит изведения, двух глав, заключения, библиографического списка и пяти приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках нашего исследования, мы проанализировали проблему развития лингвокультурной компетенции подростков и пришли к выводу о том, что наиболее эффективным формирование данной компетенции будет при учете нескольких пунктов. Во-первых, необходимо использование личностно¬ориентированного подхода, в рамках которого учитель ставит во главу учебного процесса формирование гармоничной личности, способной к межкультурной коммуникации. Во-вторых, учитель, при работе с младшими подростками, должен учитывать их возрастные особенности, среди которых основными, на наш взгляд, являются неприятие формального подхода к проведению уроков и открытость к новому коммуникативному опыту. Тщательное рассмотрение этих особенностей позволило нам прийти к заключению о важности использования нетрадиционных творческих педагогических технологий развития ЛКК у учащихся средней школы.
Так как целью нашего исследования являлось обоснование эффективности использования нетрадиционных творческих педагогических в процессе развития ЛКК у младших подростков, мы произвели отбор современных педагогических технологий, и создали методическую рекомендацию для внедрения этих технологий в образовательный процесс. Далее, применяя данную рекомендацию, мы перешли к созданию творческой технологии развития ЛКК.
Технология, созданная нами в соответствии с наиболее эффективными педагогическими условиями и частно-методическими принципами, обеспечивает наиболее качественное освоение лингвокультурного материала учениками 5-7 классов. Отличительной чертой данной технологии является то, что ее применение позволит педагогу развивать параллельно как межкультурную компетенцию учащихся, так и интракультурную компетенцию. Более того, использование предложенных нами творческих заданий на уроках английского, поможет педагогу не только мотивировать учащихся к учебной деятельности и построению межкультурных контактов, но и развивать их субъективный опыт, делая их творцами своей жизни.
Апробация данной технологии доказала эффективность использования нетрадиционных творческих педагогических технологий для повышения уровня лингвокультурной компетенции в среднем звене. Так, применяя нашу технологию в 5-7 классах гимназии № 155 г. Екатеринбурга, мы увидели, что уровеньлингвокультурной компетенции у школьников значительно повысился.
В перспективе этого исследования стоит создание особых технологий формирования данной компетенции у дошкольников, детей младшего школьного возраста и старших подростков.
Таким образом, поставленные в начале нашего исследования задачи помогли в достижении цели исследования, результатом чего стал вывод об эффективности использования нетрадиционных творческих педагогических технологий в процессе развития ЛКК.



1. Агапова С. Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации. - Ростов: Феникс, 2004. - 288 с.
2. Андреев В. И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 272 с.
3. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация. - М.: Академия, 2003. - 128 с.
4. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 896с.
5. Алекссев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: проблемы теории ипрактики. Тюмень: Изд-во Тюменскогоун-та,1997. - 216 с.
6. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. - 182 с.
7. Башурина Д. И. Формирование лингвокультурологической компетенции иностранных студентов-филологов при обучении русским паремиям: дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: Изд-во Белгородского государственного университета, 2005. - 242 с.
8. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения - М.: ИРПО, 1995. - 336 с.
9. Бирюкова М. С. Лингвокультурологическая компетенция содержание и теоретические основы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 1-7.
10. Брейгина М. Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку // Иностр. яз. в шк. - 2000. - № 2. - С. 10-15.
11. Верещагин Е. М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1990. - 284 с.
12. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
13. Воробьев В. В. Лингвокультурология: теория и методы. - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1997. - 331 с.
14. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
15. Герман Н. Ф. Лингвокультурная идентичность субъекта современной межкультурной коммуникации: дис. ... канд. культурологич. наук. - Челябинск,
2009. - 159 с.
16. Гершунский Б. С. Философия образования для 21 века. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
17. Гершунский Б.С., Никандров Н. Д. Методологические знания в педагогике. - М.: Знание, 1986. - 336 с.
18. Городецкая Л. А. Лингвокультурная компетентность личности как культурологическая проблема. : автореф. дис. ... д-ра культурологии. - М.: Изд- во Московского государственного университета им М. В. Ломоносова, 2007.
- 48 с.
19. Гришаева Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
20. Гуляева Н. В. Психолого-педагогические основы технологии личностно-ориентированного образования в педагогическом лицее: дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 1998. - 287 с.
21. Демьянков В. З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века // Язык и наука конца 20 века. - М.: Институт языкознания РАН, 1995. - С.239-320.
22. Гурьев М.Е. Инновационные технологии обучения, применяемые в процессе проведения занятий по психолого-педагогическим дисциплинам в образовательных учреждениях России // Инновации в науке. - Новосибирск: СибАК,2014. - Вып. 4. - С. 56-59.
23. Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Вехи и этапы жизненного пути // Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 2010. -Вып. 4. - С. 109-118.
24. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. - 352 с.
25. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.- Спб.: "Питер", 2009. - 448 с.
26. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. - М.:Виктория, 1982. - 429 с.
27. Карасик В. И. Языковой круг личность, концепты, дискурс - М.: Гнозис, 2004. - 477 с.
28. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. - Минск: ТетраСистемс, 2013. - 222 с.
29. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории ипрактики внедрения: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т.Екатеринбург, 2004. - 224 с.
30. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: проблемы и поиск решений //Педагогическое образование и наука 2014. - № 1. С. 45-49.
31. Ларионова Л. Г. Методика преподавания русского языка. - М.: Просвещение,
2010. - 239 с.
32. Леонтович O. A. Введение в межкультурную коммуникацию. - М.: Гнозис, 2007. - 368 с.
33. Малькова Е. В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения:дис. на соиск. учён, степени канд. пед. наук. - М.: 2000. - 263 с.
34. Маслова В. А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2001. - 204 с.
35. Митина Н. А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы// Молодой ученый. - 2013. - №1. - С. 345-349.
36. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: «Академия», 1997, с. 356.
37. Наумова Н. Н. Современные педагогические технологии. - Владимир.
- 2008. - 229 с.
38. Паревская И. С. Микроисторический подход в лингвокультурологии: наивное восприятие мира «Маленьким человеком» журнал // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2013. - №4. - С. 77-82.
39. Подгорбунских А. А. Феномен лингвокультурной компетентности в парадигме современного профессионального образования // Вестник Омского университета. - 2012. - № 2. - С. 440 - 441.
40. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве// Ин. языки в школе. 2000. - №1. С. 4.
41. Практическая психология образования: учебник / В. А. Иванников, А. Д. Андреева [и др.] / под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
42. Роджерс К. Свобода учиться.- М.: Смысл, 2002. -527 с.
43. Сериков В. В.Личностный подход в образовании:концепцияи технология. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152с.
44. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256с.
45. Соколов А. Б. Введение в современную западную историографию. - Ярославль, 2002. - 132 с.
46. Телия В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингво¬культурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996. - 288 с.
47. Токарев Г. В. Лингвокультурология - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2009. - 136 с.
48. Ушакова Т. Н. Речь как когнитивный процесс и как средство общения // Когнитивная психология. - М.: Наука, 1986. - С. 131-143.
49. Фаенова М. О. Обучение культуре общения на английском языке - М.: Высшая школа, 1991. - 144 с.
50. Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков: дис... д-ра пед. наук. - М., 1994. - 475 с.
51. Халеева И. И. «Лингвауни» - вклад в культуру мира // Лингвауни: материалы 3-й Междунар. конф. ЮНЕСКО/ Московский госуд. лингв, ун-т. - М., 2000. - С. 29 - 34.
52. Халупо О. И. Базовые единицы лингвокультурной компетенции носителя языка // Язык и культура. - 2012. - № 2. - С. 123 - 131.
53. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 260 с.
54. Шаклеин В. М. Лингвокультурология: традиции и инновации. - М.: Флинта, 2012. - 301 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ