ГЛАВА 1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ С СУБЪЕКТАМИ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
1.1 Компетенции, цели и задачи органов местного самоуправления
в сфере занятости и трудовой миграции 9
1.2 Анализ состава субъектов занятости и трудовой миграции, с
которыми взаимодействует орган местного самоуправления на территории муниципального образования 15
1.3 Основные механизмы и формы взаимодействия органов
местного самоуправления с субъектами занятости и трудовой миграции 23
1.4 Показатели оценки взаимодействия органов местного
самоуправления с субъектами занятости и трудовой миграции 29
1.5 Методы оценки взаимодействия органов местного
самоуправления с субъектами занятости и трудовой миграции 31
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГО ЗАРЕЧНЫЙ С СУБЪЕКТАМИ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
2.1 Анализ состава субъектов занятости и трудовой миграции, с которыми взаимодействует орган местного самоуправления городского округа Заречный на территории муниципального
образования 39
2.2 Механизмы и формы взаимодействия органа местного
самоуправления городского округа Заречный с субъектами
занятости и трудовой миграции 45
2.3 Оценка состояния взаимодействия органа местного
самоуправления городского округа Заречный с субъектами занятости и трудовой миграции 51
2.4 Выявленные проблемы и пути их решения 75
ГЛАВА 3 ПРОЕКТ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНА МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ГО ЗАРЕЧНЫЙ С СУБЪЕКТАМИ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ»
3.1 Цели, задачи, результаты, показатели, основные направления
реализации проекта 79
3.2 Ожидаемый эффект (социальный, экономический) 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 115
Актуальность темы. В настоящее время роль местного самоуправления имеет огромное значение, поскольку основные проблемы, связанные с жизнедеятельностью граждан, часто возникают и решаются именно на территории муниципальных образований. Одна из таких проблем - это занятость граждан и трудовая миграция. Но решение этой проблемы имеет определенные сложности.
Во-первых, основные механизмы регулирования занятости относятся к компетенции органов по труду и занятости субъекта Российской Федерации, в частности департамента занятости населения, частично министерства экономики. Полномочия органов местного самоуправления в части занятости граждан и трудовой миграции весьма ограничены.
Во-вторых, департаменты занятости населения при прогнозировании занятости граждан и трудовой миграции в основном используют макроэкономические методы и связанные с ними показатели, которые лишь частично позволяют спрогнозировать поведение граждан на локальном рынке труда, к которому и относится муниципальное образование.
В-третьих, традиционно решение вопросов занятости и трудовой миграции связывали, в основном, с деятельностью государственных органов власти. Сегодня пришло осознание того, что эффективная политика занятости и трудовой миграции населения не может быть реализована только при участии департаментов, центров занятости и федеральной миграционной службы. Для этого необходимо взаимодействие всех субъектов занятости и трудовой миграции на территории муниципального образования: исполнительных органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, государственных учреждений, в компетенцию которых входит предоставление соответствующих услуг, а также органов местного самоуправления.
Сегодня опубликовано много результатов исследований по вопросам регулирования рынка труда и трудовой миграции, но в основном они посвящены вопросам правового регулирования, механизмам регулирования рынка труда и трудовой миграции на федеральном и региональном уровнях, а также выявлению отдельных факторов, влияющих на состояние изучаемых процессов. Но исследований по вопросам эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами рынка труда и трудовой миграции, практически нет.
Также результаты диссертационного исследования выявили не только недостаточную разработанность теоретических основ, но и практических аспектов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с другими субъектами рынка труда.
Таким образом, все вышеперечисленное обусловливает необходимость научного обоснования комплексного и целостного механизма воздействия органов местного самоуправления на процессы занятости и трудовой миграции на территории муниципального образования, а также подтверждает актуальность и практическую значимость выбранной темы исследования.
Целью диссертационного исследования является анализ проблем взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами занятости и трудовой миграции на территории муниципального образования, а также разработка проекта по совершенствованию состояния взаимодействия органа местного самоуправления городского округа «Заречный» с субъектами занятости и трудовой миграции.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучение компетенций, целей и задач органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовой миграции;
- анализ состава субъектов занятости и трудовой миграции, с которыми взаимодействует орган местного самоуправления на территории муниципального образования;
- изучение основных механизмов и форм взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами занятости и трудовой миграции;
- характеристика показателей оценки взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами занятости и трудовой миграции;
- оценка состояния взаимодействия органа местного самоуправления городского округа «Заречный» с субъектами занятости и трудовой миграции на территории;
- выявление проблем и путей их решения;
- разработка проекта «Совершенствование состояния взаимодействия органа местного самоуправления городского округа «Заречный» с субъектами занятости и трудовой миграции»
Объектом исследования являются органы местного самоуправления, субъекты занятости и трудовой миграции, действующие на территории муниципального образования.
Предметом исследования являются механизмы и формы взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами занятости и трудовой миграции на территории муниципального образования.
Научная новизна диссертационного исследования в целом заключается в разработке концептуальных подходов и практических рекомендаций по совершенствованию взаимодействия органов местного самоуправления городского округа Заречный с субъектами занятости и трудовой миграции на территории муниципального образования.
Степень разработанности темы. Фундаментальной основой современных подходов к изучению социально-экономического содержания занятости труда (использованию рабочей силы и ее воспроизводства) являются труды А. Маршалла, Д. Рикардо, А. Смита.
В настоящее время теоретические аспекты регулирования занятости населения и проблемы рынка труда изучены такими авторами, как Варшавская Е. Я., Гимпельсон В. Е., Деготь Б. А., Жулина Е. Г., Котляр А. Э., Кривошеев В. Т., Капелюшников Р. И., Писарева Т., Санкова Л. В., Рофе А. И.
Современные взгляды на развитие занятости, отражающие основные тенденции ее формирования, с учетом меняющейся социально-экономической ситуацией в стране, представлены в работах Антипьева А. Г., Анисимовой Г. В., Блиновой Т. В., Воейкова М. И., Дудко В. Н., Логиновой Л. В., Лопухина В. Ю., Озова А. А., Соболева Э. Н.
Практические проблемы развития занятости населения проанализированы в трудах исследователей Балацкого Е. В., Грачевой М. В., Гелеты И. В., Молочникова Н. Р., Никифоровой А. А., Трунина С. Н.
На недостаточность традиционных подходов в прогнозировании занятости населения обратили внимание такие исследователи как Кузьмин А. И., Лопаева В. А., Шеломенцев А. Г., Нифантова Р. В., Полкова Т. В., Шаймарданов Н. З. и другие.
По проблемам состояния рынка труда муниципального образования, организации занятости населения и совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации кадров на территории городского округа есть труды Адамчука В. В., Бреева Б. Д., Былова В. Г., Гемпельсона В. Е., Заславского И. Е., Зубковой А. Ф., Капелюшникова Р. И., Катульского Е. Д., Кашепова А. В., Кокина Ю. П., Колосовой Р. П., Муртозаева Б. Ч., Меликьяна Г. Г., Ромашова О. В., Руденко Г. Г., Румянцева Б. Г., Сорокина М. Е., Яковлева Р. А. и других авторов.
Проблемам развития города и его системных элементов, таких как занятость, посвящены труды Вагина В. В., Добрыниной В. И., Зеленова Л. А., Казанцевой В. И., Ляховец А. С., Пирогова С. В., Светунькова М. Г., Смирнягина Л. В., Стрельниковой А. В., Швакова А. В.
Вопросы трудовой миграции населения и исследования ее основных параметров, функций и видов нашли отражение в трудах Алешковского И. А., Вишневского Л. Г., Вечканова С. Г., Денисенко М. Б., Зайончковской Ж. А, Ивахнюка И. В., Ионцева В. А., Красинца Е. С., Мкртчяна Н. В., Петрова В. Н., Мукомеля В. И., Резника С. Д., Рязанцева С. В., Хорева Б. С., Цуприкова Я. Е., Чижовой Л. С., Чудиновских О. С. и других исследователей.
Освещением проблем занятости занимаются такие издания, как «Вопросы экономики», «Человек и труд», «Финансы и кредит», «Регионология», «Власть», «Миграция», «Социология» и другие издания.
Нормативно-правовую базу диссертационного исследования составили международные нормативно-правовые акты и законы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные акты городского округа Заречный.
Методологическая база исследования. При написании
диссертационного исследования использованы такие методы как теоретический анализ, анализ нормативных правовых документов, статистический анализ, социологический анализ (проведение экспертного опроса).
Эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты федеральных органов власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления ГО Заречный, статистические материалы, отражающие состояние взаимодействия органа местного самоуправления городского округа Заречный с субъектами занятости и трудовой миграции, а также имеющиеся в литературе и периодической печати фактические данные по теме исследования. В работе используется данные, полученные по результатам экспертного опроса, в котором приняли участие 15 экспертов.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в разработке концептуальных подходов к изучению процесса взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами занятости и трудовой миграции на территории муниципального образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный проект «Совершенствование состояния взаимодействия органа местного самоуправления городского округа «Заречный» с субъектами занятости и трудовой миграции» может быть использован и иными органами местного самоуправления.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертационного исследования были представлены в докладах на международных научно-практических конференциях, проведенных Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и в Украине.
По теме диссертации были опубликованы три статьи:
Пожарская Т. Р., Воронина Л. И. Организационные формы взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами занятости и трудовой миграции (на примере городского округа Заречный) // Региональное развитие: стратегии и человеческий капитал: сборник материалов
Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, УрФУ. - 10- 11 апреля 2014 г. - 0,5 п.л.
Пожарская Т. Р., Воронина Л. И. Анализ взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами занятости и трудовой миграции на территории муниципального образования (на материалах городского округа «Заречный») // Современные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга: Сборник материалов XX Международной научно-практической конференции. - ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Нижнетагильский технологический институт (филиал), Институт экономики Уральского регионального отделения РАН. - Нижний Тагил. 6 июня 2014. - 0,2 п.л.
Пожарская Т. Р., Воронина Л. И. Организационные формы взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами занятости и трудовой миграции // Зб1рка тез доповщей IV Мхжнароднш конференцп «Науково-методичне та практичне забезпечення мютобудування, територхального 1 стратеычного планування. - Донбаська нацюнальна академхя будхвництва 1 архггектури, 2014 м.- Макпвка. - 15-16 травня 2014. с. 228- 232
- Структура исследования. Объем и структура работы обусловлены целью и поставленными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Данные, полученные в ходе анализа нормативных правовых документов и теоретической литературы, позволили сделать вывод о том, что состояние взаимодействия органа местного самоуправления с субъектами занятости и трудовой миграции является недостаточно эффективным, поскольку реализация существующих форм взаимодействия участников рынка труда является несовершенной. Несмотря на утвержденные многочисленные показатели, на практике не применяются такие важнейшие показатели, как оценка степени согласованности действий субъектов управления, которые необходимы для достижения важнейших стратегических целей.
Результаты эмпирического исследования позволили оценить реальное состояние взаимодействия местных органов власти с субъектами занятости и трудовой миграции на территории муниципального образования «город Заречный», как недостаточно результативное.
Важным результатом исследования явилось определение эффективных форм взаимодействия участников рынка труда при решении вопросов занятости и трудовой миграции на территории городского округа Заречный , такие персональное взаимодействие между руководителями и взаимодействие в рамках комитетов, советов, комиссий и т.д. Помимо этого, также выявлены основные факторы, препятствующие эффективному взаимодействию участников рынка труда муниципального образования (отсутствие мотивации у руководителей государственных органов и организаций г. Заречный по решению проблем занятости и трудовой миграции и ведомственная разобщенность).
В работе был сделан вывод о том, что основными мероприятиями, которые позволят улучшить межведомственное взаимодействие в области содействия занятости и трудовой миграции, должны стать: программно-целевой подход, проведение регулярных совещаний по обсуждению проблем локального рынка труда и разработка правовых основ межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне.
На основе выявленных проблем предложены меры по совершенствованию основных механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами занятости и трудовой миграции, а именно, создание Комиссии содействия занятости и регулирования процессов трудовой миграции в городском округе Заречный, главной задачей которой должна стать: координация деятельности субъектов управления, представляющих интересы различных категорий граждан на рынке труда и разработка согласованных решений по основным направлениям политики занятости и трудовой миграции.
Помимо разработки нормативной правовой регламентации, предлагаются основы ресурсного обеспечение взаимодействия (организационные, кадровые и функциональные).
Определение целей и задач взаимодействия органов местного самоуправления с участниками рынка труда будет способствовать расширению функциональных особенностей органов местного самоуправления. Данное нововведение поможет сделать органы самоуправления более компетентными в решении вопросов занятости и трудовой миграции.
Исключение дублирующих функций органов местного самоуправления и субъектов управления рынка также должно стать одним из шагов к реализации эффективного взаимодействия.
Для кадрового обеспечения взаимодействия предлагается регулярное обучение муниципальных служащих по данной проблеме (в том числе в форме курсов повышения квалификации), что также будет способствовать результативному сотрудничеству органов местного самоуправления с субъектами занятости и трудовой миграции.
Реализация предложенных мероприятия позволит значительно повысить эффективность взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами занятости и трудовой миграции на территории городского округа Заречный.
1. Вопросы Федеральной службы по труду и занятости: постановление
Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 (ред. от 02.11.2007) // Собрание
законодательства РФ. - 2004. - № 15. - Ст. 1448 // Официальный сайт
информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/186918/ (дата обращения 18.12.2013).
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1995. - 05 апреля. - № 67 // Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/10135532/ (дата обращения 09.09.2013).
3. Европейская социальная хартия (пересмотренная): принята в г.
Страсбурге 03.05.1996 // Бюллетень международных договоров. - 2010. - апрель. - № 4 // Официальный сайт информационно-правового портала
«Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/2541037/ (дата обращения 09.09.2013).
4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации
(постатейный) (2-е издание, дополненное) / отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. - М.: Городец, 2007. // Официальный сайт информационно-правового портала «Консультант плюс». - Режим доступа: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=6977 (дата
обращения 12.09.2013).
5. Комментарий к Федеральному закону «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ (постатейный) / Сторожук Д.А., 2009. // Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/5807970/ (дата обращения 14.04.2013).
6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. [в ред. от 30 декабря 2008 г.] // Собрание законодательства РФ - 2009. - № 4 - Ст. 445. // Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения 14.04.2013).
7. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Президентом РФ // Официальный сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/15635 (дата обращения: 01 июня 2013).
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ (ред. от 20.04.2007) // Собрание законодательства РФ. -2006. - № 1. - Ст. 10. // Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/12144089/ (дата обращения 14.04.2013).
9. О внесении изменений в постановление администрации городского округа Заречный от 21.03.2012 года № 473-П «Об утверждении программы социально-экономического развития городского округа Заречный на 2012 - 2016 годы: постановление Администрации городского округа Заречный от 09.01.2014 № 04-П // Официальный сайт городского округа Заречный. - Режим доступа: gorod-zarechny.ru>download/1114798/513436/04-П (дата обращения: 16.07.2013);
10. О вопросах Федеральной миграционной службы (вместе с
«Положением о Федеральной миграционной службе»): постановление
Правительства РФ от 13.07.2012 № 711 (ред. от 21.12.2013) / Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 30. - Ст. 4276. // Официальный сайт
информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/70202608/ (дата обращения 04.03.2013).
11. О вынужденных переселенцах: Федеральный закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1, статья 7// Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 52. - Ст. 5110 // Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/10105693/ (дата обращения 05.03.2013).
12. О государственной программе Российской Федерации «Содействие занятости населения»: распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 № 2149-р // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 48. - Ст. 6736 // Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/70265350/ (дата обращения 16.12.2012).
13. О Департаменте государственной службы занятости населения Свердловской области: постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2006 № 1112-ПП (ред. от 01.06.2011) // Собрание законодательства Свердловской области. - 2007. - № 12-4 (2006). - Ст. 1638. // Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/9324820/ (дата обращения 14.04.2013).
14. О Департаменте по труду и занятости населения Свердловской
области: Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2011 № 674-ПП // Собрание законодательства Свердловской области. - 2011. - № 6-1 (2011). - Ст. 900. // Официальный сайт информационно-правового
портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/35177823/ (дата обращения 20.12.2012).
15. О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // Собрание законодательства РФ - 1996 г. - № 17 - Ст. 1915. // Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/10164333/ (дата обращения 20.11.2012).
16. О защите прав ребенка: областной закон от 23.10.1995 № 28-ОЗ (ред.
от 07.12.2012) // Областная газета. - 1995. - 31 октября. - № 118. //
Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/9301312/ (дата обращения 14.04.2013).
...
содержание магистерской диссертации – ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С
СУБЪЕКТАМИ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВОЙ
МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
выдержки из магистерской диссертации – ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С
СУБЪЕКТАМИ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВОЙ
МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ