Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВСЕДНЕВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ-СЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА

Работа №101371

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2014
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ МОБИЛЬНОСТИ
В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 9
1.1. Специфика социологического анализа социального пространства 9
2.1. Мобильность как элемент социального пространства 33
2. ПОВСЕДНЕВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ ...50
2.1. Геолокационные данные в исследовании повседневной мобильности горожан 50
2.2. Сетевой капитал и социальные последствия повседневной мобильности 61
2.3. Роль повседневной мобильности в создании социальных общностей 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЯ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 104


В научных дискуссиях отмечается несколько познавательных «поворотов», которые привели к формированию новых направлений в исследовательской работе. Одним из таких поворотов, объединивших географов, социологов, урбанистов, антропологов, этнографов, историков и т.д. является «пространственный поворот». Среди работ, стоявших у истоков «пространственного поворота» называют Э. Соджа, А. Лефевра, Д. Харви, И - Фу Туана, М. Фуко. Содержательно пространственный поворот характеризуется изменением подхода к пониманию пространства (пространство не локализованное, но глобальное; не статичное, но подвижное; не абсолютное, но множественное), и как следствие, переопределением роли, которая отводится пространству в научных исследованиях.
Помимо пространственного поворота во второй половине ХХ века в социально-гуманитарном знании происходит ряд изменений, которые приводят к преобразованиям в актуальном предметном поле социологических исследований. К ним, например, относятся:
• обращение к теме повседневности;
• поворот к материальному;
• возникновение новой парадигмы мобильности.
Только когда произошли эти сдвиги в теоретической социологии, стало возможным исследование повседневной мобильности в социальном пространстве. Произошло смещение исследовательской оптики, вследствие чего предметом социологического исследования стали не только цели, причины и результаты передвижений, но и сами передвижения, являющиеся частью повседневного опыта.
Переопределение мобильности в научном знании является результатом рефлексивного восприятия социальных изменений. Для современных обществ отсутствие возможности осуществлять ожидаемые, привычные
перемещения становится дестабилизирующим фактором: достаточно
вспомнить драматизм новостных репортажей о «заблокированных» и «запертых» пассажирах, которые не могут воспользоваться услугами авиаперевозок из-за непогоды или ощущение оторванности от жизни, когда мы забываем мобильный телефон дома.
Происходящие изменения приводят к тому, что самые смелые теоретико-методологические выводы требуют определить мобильность как новый объект социологии в целом.
Представляется, что необходимы исследования обращающие внимание на отдельные виды мобильности, а также концептуализирующие этот феномен в сложившихся теоретико-методологических рамках. Изучения требуют не только практики повседневной мобильности, но и то, как повседневная мобильность участвует в процессах группообразования, т.е. в поддержании социальных отношений и связей.
В социологии на настоящий момент отсутствует целостное теоретическое исследование роли повседневной мобильности в социальном пространстве города. Этим объясняется актуальность представленного исследования.
Объектом исследования является социальное пространство города, а предметом - повседневная мобильность пользователей интернет-сетей в социальном пространстве.
Цель работы: проанализировать повседневную мобильность
пользователей интернет-сетей в социальном пространстве города.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. определить специфику социологического анализа социального пространства города;
2. рассмотреть повседневную мобильность как элемент социального пространства;
апробировать технику анализа геолокационных данных и выявить ее возможности в исследованиях повседневной мобильности;
4. проанализировать зависимость сетевого капитала пользователей интернет-сетей и их повседневной мобильности;
5. зафиксировать роль повседневной мобильности в создании социальных общностей.
К теме диссертационного исследования непосредственно относятся несколько групп научных источников. Так, исследование повседневной мобильности в социальном пространстве невозможно без осмысления понятия пространства. Изучение пространства и территориальных характеристик обществ можем обнаружить в социальной морфологии Э. Дюркгейма и М. Мосса, социологии пространства Г. Зиммеля, социальной экологии Р. Парка, социальной географии М. Хальбвакса или рассуждениях о ментальном и материальном пространстве К. Леви-Стросса, а так же в понятии территориальности Т. Парсонса. Расходясь в оценке различных частных аспектов, ученые едины в главном - пространственное устроение оказывает влияние на социальную жизнь.
Выделение особого вида пространства - социального пространства связано с работами П. А. Сорокина, П. Бурдье. В этих работах социальное пространство противопоставляется географическому и анализируется как пространство социальных отношений и позиций, статичное пространство. Особенно актуализируется исследование социального пространства современными отечественными социологами Г. Е. Зборовским, А. Ф. Филипповым. В работах Р. Берта, М. Грановеттера, М. Кастельса, Б. Латура разрабатывается методология сетевого подхода к социальному пространству, позволяющая анализировать процессы мобильности. Теоретико¬
методологический подход Б. Латура, использует сетевую модель для исследования социальных связей, образующих общности, которые составляют социальное пространство. Наблюдение за мобильностями при таком подходе оказывается способом обнаружения социальных связей.
Мобильность впервые становится предметом исследования П. А. Сорокина и социологов Чикагской школы. Впоследствии в этой теме активно развивается два направления: исследования вертикальной социальной мобильности и миграций. Лишь в конце ХХ в. возникает новая парадигма мобильности (Дж. Урри), которая опираясь на сетевые подходы к исследованию социального пространства, занимается разработкой теоретико¬методологических основ анализа феномена мобильности.
Поскольку в диссертации анализируется повседневная мобильность в социальном пространстве города, для нас большое значение имеют труды М. Вебера, Г. Зиммеля, Дж. Джейкобс, Л. Вирта, В. Вучика, В. Глазычева, Е. Н. Заборовой, Э. Гидденса, Е. Г. Трубиной, Е. Г. Анимицы и др..
Теоретико-методологическую основу работы составили произведения классиков социологии и современных отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся разработкой социологии пространства, теории мобильностей, теории социального пространства, акторно-сетевой теории. Сетевые подходы позволяют анализировать структуру при помощи связей, акторно-сетевая разрабатывает методологию для наблюдения и анализа связей, расширяет понятие сетевого агента, показывает связь между сетевыми структурами и мобильностями. Новая парадигма мобильностей, в свою очередь, переопределяет понятие мобильности и формулирует программу для теоретических и эмпирических исследований мобильности.
Эмпирическая база диссертационной работы:
1. Материалы массового он-лайн опроса пользователей социальных
сетей, проживающих в Екатеринбурге и отмечающих свое местоположение при помощи сервисов геолокации, проведенного автором в период с ноября по декабрь 2013 г. (целевой многоступенчатый отбор, общее количество респондентов 116 человек);
2. Материалы сбора и анализа геолокационных данных по Екатеринбургу, собранные за два периода: с 28.12.2013 по 03.01.2014 и с 08.01.2014 по 16.01.2014 (всего собрана информация о 6435 отметках о местоположении («чекинах»), которые были сделаны в 1694 местах 1022 пользователями).
Следует отметить, что полученные результаты мы не можем экстраполировать на горожан в целом, поскольку объектом эмпирических исследований выступают пользователи интернет сетей. Представляется, что в целом, это наиболее мобильная группа в социальном пространстве города.
Научная новизна диссертационной работы заключается в:
• разработке понятия «повседневная мобильность» - это ансамбль повторяющихся мобильностей, обеспечивающих неизменность сети отношений, т.е. направленных на поддержание социальных связей, и, в конечном счете, обеспечивающих устойчивость социального пространства;
• уточнении методологии анализа социального пространства города с позиций сетевого подхода;
• выделении в социальном пространстве «мест», определяемых как локальности и позиции в его структуре;
• адаптации типологии мобильности, разработанной Дж. Урри;
• применении геолокационных данных в качестве источника социологической информации о повседневной мобильности горожан. В работе обосновывается, что геолокационные данные позволяют обнаруживать связи между местами, которые возникают в результате перемещений людей в городе, т.е. связи, образующие социальное пространство. Геолокационные данные рассматриваются как индикатор повседневной мобильности горожан.
Теоретические обобщения и практические выводы диссертационного исследования нашли отражение в 7 публикациях, в том числе и в зарубежном издании на английском языке. Результаты исследования были также 7
представлены в докладах на конференциях различного уровня: Международная конференция «Non-human in Anthropology II: Limits and boundaries of social science» (Чехия, Прага, ноябрь 2011); 11th International Conference «Transport and borders» (Финляндия, сентябрь 2013); Всероссийская научно-практическая конференция VIII Ковалевские чтения «Новые измерения социального пространства и социального неравенства» (Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.); XII (заочная) Всероссийская научная конференция, посвященная памяти профессора З.И. Файнбурга (Пермь, декабрь 2013); XVII Международная конференции памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, УрФУ, 2014); Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов- 2014» (Москва, апрель 2014); Выездная студенческая научная конференция с международным участием «Многомерность общества: социально-гуманитарные исследования институтов» (Екатеринбург, УрФУ, апрель 2014). Кроме того, обсуждались в рамках работы Весенней магистерской школы «Исследования городской повседневности» (Москва, РАНХиГС и МВШСЭН, март 2013).
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Работа содержит 104 страницы. Список литературы представлен 125 наименованиями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретико-методологического анализа повседневной мобильности в социальном пространстве города мы пришли к следующим выводам.
Пространство для социологии интересно с точки зрения его влияния на устроение социальной жизни. Поскольку социология пространства - раздел общей социологии, а не отраслевая социология, пространственные характеристики следует учитывать при анализе различных сторон жизни общества.
Понятие пространства содержательно предполагает наличие определенного порядка, который следует анализировать при помощи таких базовых категорий как место и территория, движение и передвижение, дистанция и расстояние. Для социологического анализа пространства еще одной ключевой категорией является социальное взаимодействие.
Социальное взаимодействие находится не только в пространстве, но и в системе взаимообусловленных социальных отношений, т.е. в социальном пространстве. Социальное пространство, а не пространство вообще является одним из базовых для социологии понятий. Исследование социального пространства стало возможным благодаря теоретической разработке понятия пространства: представляется, что разработанный в рамках социологии пространства подход предполагает наличие обозначенных базовых категорий как структурных элементов обнаруживающих себя в различных видах пространства. Таким образом, исследование социального пространства также должно обращать внимание на категории места, передвижения и расстояния.
Сетевой подход позволил проанализировать социальное пространство, состоящее из мест, разделенных расстояниями и связанных передвижениями как единую структуру. Места в социальном пространстве определяются объемом капитала и являются узлами сетевой структуры. Места могут быть представлены как локальности и как позиции структуры. Передвижения, осуществляемые между местами, объединяют различные общности, независимо от того, обладают они собственной локальностью или нет. Рассмотрение относительно регулярных передвижений населения (повседневной мобильности), позволяет увидеть перманентно складывающиеся социальные общности.
Передвижения в пространстве обеспечивают его целостность, поскольку необходимы для поддержания существования социальных общностей, т.к. способствуют осуществлению взаимодействий их участников лицом к лицу или опосредованных. Вследствие чего, происходит установление и воспроизводство социальных отношений и связей.
В социологии передвижения населения концептуализируются при помощи понятия мобильности. Регулярные перемещения в свою очередь, могут быть проанализированы при помощи понятия повседневной мобильности. Повседневная мобильность - ансамбль регулируемых и повторяющихся перемещений, обеспечивающих устойчивость социального пространства. Эти перемещения осуществляются посредством различных технико-технологических посредников. Главное социальное последствие повседневной мобильности это поддержание сети связей, определяющей неравенство между агентами.
В ходе эмпирического анализа мы использовали полученные выводы для исследования структуры социального пространства при помощи повседневной мобильности и получили следующие результаты:
1. телесные перемещения находятся в неразрывной взаимосвязи и часто происходят одновременно с коммуникационными и виртуальными;
2. эвристичным методом исследования повседневной мобильности в социальном пространстве города является анализ геолокационных данных социальных сетей;
3. использование сервисов геолокации в социальных сетях агентами осуществляется для поддержания социальных связей и отношений;
4. анализ направлений повседневной мобильности позволяет обнаружить существующие в социальном пространстве города социальные общности;
5. эти социальные общности отличаются друг от друга неравномерным распределением капиталов различного рода;
6. обеспеченность капиталами определяет место, которое актор, осуществляющий перемещение занимает по сравнению с другими акторами, осуществляющими перемещения между местами (локальностями) в социальном пространстве.
В целом в работе нам удалось продемонстрировать, возможности анализа повседневной мобильности в задаче обнаружения социальных связей, образующих социальные общности и составляющих социальное пространство.
Основным выводом работы является утверждение о том, что анализ повседневной мобильности позволяет обнаружить складывающийся порядок организации социального пространства.
На основе полученных результатов, мы можем сформулировать следующие рекомендации:
1. необходимо создавать условия для развития сетевого капитала горожан, в том числе тех, кто не является интернет пользователем:
a) организация соответствующих назначению, безопасных и надежных мест встреч;
b) оптимизация сети городского общественного транспорта;
c) формирование без барьерной среды, необходимой для снижения препятствий повседневной мобильности.
2. необходимо разрабатывать и реализовывать программы по формированию обязательств присутствия по отношению к местам и событиям потенциально мало мобильных групп, с целью включения их в социальное пространство города, а также активное их информирование о происходящих событиях в городе;
3. контролировать коммерциализацию публичных пространств центральной части города, ограничивающих доступ горожан с низким уровнем экономического капитала.
Результаты исследования могут быть использованы:
• для дальнейшей теоретической разработки вопросов, связанных с социологическим анализом социального пространства и повседневной мобильности;
• для подготовки учебных занятий по дисциплинам «Общая социология», «Социология пространства», «Социология города», а так же в курсах, связанных с городским планированием.
Дальнейшие перспективы исследования повседневной мобильности в социальном пространстве связаны с:
• поиском методов исследования повседневной мобильности горожан, включая тех, кто не является активными пользователями мобильных средств связи и интернета;
• исследование и сравнение практик освоения пространства
различными категориями горожан;
• развитие теории социального пространства города;
• разработка типологии повседневной мобильности различных групп горожан.



1. Аберкомби Н., Хилл С., Тернер С. Социологический словарь. Казань.: Издательство Казанского университета, 1997. 420 с.
2. Аберкромби Н. Социологический словарь. М.: Экономика, 2004. 620 с.
3. Амин Э., Трифт Н. Внятность повседневного города // Логос. - 2002. - №3 (34). - С. 1-25.
4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. 288 с.
5. Баньковская С. БАР: Свобода передвижения. 7 фактов о связи личной свободы человека и его ориентации в пространстве. Режим доступа: http://postnauka.ru/faq/7258 (дата обращения: 04.05.2014).
6. Баразгова Е.С., Вандышев М.Н., Лихачева Л.С. Социально-территориальная общность: изменчивость в развитии / Е.С.Баразгова, М.Н.Вандышев, Л.С.Лихачева. Екатеринбург: УрИ РАНХиГС, 2012. 152 с.
7. Бауман З. Текучая современность /З.Бауман. СПб: Питер, 2008. 240 с.
8. Бейер Е. Мобильность. Последствия парадигмы мирового
городского планирования для жизни в социалистическом государстве. Режим доступа:: http://edu.tltsu.ru/sites/site.php?s=236&m=29766&v=2009 (дата
обращения: 02.10.2013).
9. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 383 с.
10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
11. Берджес Э. Рост города. Введение в исследовательский проект // История социологии ХХ века: университетский курс. М., 2007. 971 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/330787/ (дата обращения: 02.10.2013).
12. Большой город. Режим доступа: http://bg.ru/pulse/ (дата
обращения: 17.02.2014).
13. Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua Режим доступа: http://voluntarv.ru/dictionarv/662/word/zhiznenvi-mir (дата обращения: 02.10.2013).
14. Бочарова О. В. Истоки институциализации городского общественного транспорта // Теория и практика общественного развития. - 2010. - № 3. - С. 102-106.
15. Бурдье П. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ