Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №101353

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы24
Год сдачи2012
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
3. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования. В современных условиях под влиянием научных исследований, инновационных процессов, развития сферы образования и информационно-компьютерных технологий экономика, государство и общество приобретают принципиально новые характеристики и механизмы функционирования. Наращивание научно-технического потенциала и его укрепление, содействие созданию новых товаров и услуг в начале XXI века становятся важнейшими стратегическими задачами экономической политики любого государства.
Изменения в технологии и условиях хозяйствования выдвинули новые требования к функциям, задачам и квалификации специалистов по информационно-коммуникационным технологиям. Предприятия, работающие в условиях динамично развивающейся экономики, испытывают насущную потребность в профессионалах в области информационных систем, способных не только проектировать и разрабатывать эти системы, но и управлять их инфраструктурой.
Одна из ключевых задач информационного обеспечения хозяйствующих субъектов с конца 90-х годов состоит в создании и поддержании технологической основы, открывающей возможность обслуживания потребностей информационного общества. По мере того как все большее число организаций зависимы от «бесшовной» интеграции технических средств, программного обеспечения, информации и средств телекоммуникации для внутренней интеграции хозяйственных функций и внешней интеграции с поставщиками и потребителями, формирование информационно-коммуникационной инфраструктуры становится стратегической необходимостью.
Однако, учитывая изменения в технологии и бизнесе, решение этой задачи представляет сложную проблему. Один из ее существенных аспектов - наличие специалистов по информационным технологиям (ИТ), обладающих правильным набором функций и навыков для эффективного создания и поддержания организационных информационных систем. Поскольку формирование высококомпетентного ИТ-персонала является ключевым фактором технологической конкурентоспособности, необходимо лучшее понимание потребностей хозяйствующих субъектов в качественных составляющих человеческих ресурсов данного сектора деятельности.
В современной России потребность в квалифицированном линейном ИТ- персонале постоянно возрастает. Это связано со многими факторами: во-первых, рынок предлагает все больше высокотехнологичных решений, позволяющих автоматизировать многие бизнес-процессы в компаниях, во-вторых, вузы и колледжи часто не способны по ряду объективных причин подготовить специалистов с необходимым уровнем знаний, умений и навыков.
Несмотря на то, что за прошедшее десятилетие роль ИТ-специалистов существенно эволюционировала от автоматизированной обработки операций до создания и управления информационными системами и предоставления технических, деловых и консультационных услуг, конкретные требования к их функциям и профессиональному инструментарию все еще определены недостаточно четко.
В связи с тем, что в условиях современной экономики грамотное использование возможностей ИТ-технологий - один из важных факторов успешности предприятий, остро актуальными являются вопросы повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов через формирование ИТ- компетентности управленческого персонала, способного, в свою очередь, повысить эффективность работы организации.
Особую актуальность приобретает решение проблемы управления ИТ- компетенциями специалистов, начиная с этапа разработки компетенций, т.е. описания, формирования модели, уровней, стандартизации, способов и методов оценки, развития компетенций, необходимых для планирования численности ИТ- персонала, подбора и обучения. В настоящее время для хозяйствующих субъектов существует практическая необходимость в получении знаний и навыков формирования моделей ИТ-компетенций, разработке уровней компетенций, выработке внутрикорпоративных стандартов - профилей компетенций.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы становления и развития новой экономики отражены в трудах зарубежных и отечественных ученых. Различным аспектам этого направления экономического развития общества посвятили свои работы Н.И. Базылев, С.Н. Бобылев, Р. Вайбер, О.М Вихорева., Н.Л. Грибанова, В.Н. Голубкин, С. Долгополова, Н.Н. Думная, Е.В. Зеленцова, Е.Ю. Иванов, Т.А. Исмаилов, М. Кастельс, В.В. Козловский, Б.В. Корнейчук, О.Л. Кузнецов, Л. Лесли, В.Л. Макаров, Ф. Махлуп, Р.М. Нижегородцев, А.В. Пархоменко, В.Д. Пархоменко, С. Слотер, Дж. Стиглер, Б.Ж. Тагаров, А.И. Татаркин, Дж. Хаукинс, Р. Флорида и другие.
Особенности развития индустрии информационно-коммуникационных технологий как отрасли российской экономики и проблемы формирования кадрового потенциала данного сектора экономики рассмотрены в работах А.В. Гуслистой, А.В. Данилина, Р.П. Колосовой, Б. Мильнер, Н. Негропонте, А.А. Петруненковой, Г. Сайфутдиновой, А.И. Слюсаренко, А. Таршиловой, А.Ю. Топорец, Н.М. Фонштейн и ряда других ученых.
Вопросы содержания труда и кадровой политики в информационно-коммуникационной отрасли, проблемы управления профессиональными компетенциями ИТ-специалистов и формирования ИТ-компетентности управленческого персонала хозяйствующих субъектов разных форм собственности рассмотрены М. Броадбент, Д. Гудзенко, В.Н. Гузненковой, С.В. Коршуновой, Э. Китцис, Д. Лейн, Л. Прейзер, В. А. Сухомлина и другими.
В то же время, до настоящего момента остаются недостаточно изученными, разработанными в теоретическом, методическом и практическом аспектах вопросы трансформации содержания труда в новой экономике как специалистов по информационно-коммуникационным технологиям, так и управленческого персонала хозяйствующих субъектов, деятельность которых не может быть эффективной без использования информационно-коммуникационных технологий на современном этапе развития экономических условий. Недостаточно рассмотрены вопросы классификации профессий в ИТ-индустрии, наиболее востребованных в настоящее время на российском рынке труда, методический инструментарий формирования ИТ- компетентности управленческого персонала организации и оценки экономической эффективности повышения уровня компетентности управленческого персонала в области информационно-коммуникационных технологий.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в выявлении содержания и особенностей процесса формирования профессиональных компетенций управленческого персонала хозяйствующих субъектов в вопросах использования информационно-коммуникационных технологий в трудовой деятельности.
Поставленная цель достигается решением следующих взаимосвязанных задач исследования:
1) идентифицировать понятие информационно-коммуникационной компетентности персонала организации через раскрытие ее содержания и разработать структурно-функциональную модель ее формирования;
2) выявить особенности кадровой политики организаций как основообразующего элемента системы управления ИТ-персоналом посредством оценки процессов развития рынка труда и тенденций формирования кадрового потенциала российской индустрии информационно-коммуникационных технологий;
3) разработать методические подходы к оценке экономической эффективности процесса формирования информационно-технологической компетентности персонала организаций;
4) разработать концепцию управления компетенциями ИТ-специалистов на
основе систематизации функционально-квалификационных требований работодателей к специалистам в сфере информационно-коммуникационных технологий, наиболее востребованным на российском рынке труда.
Объектом исследования является российский рынок труда специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий, агентами которого, в частности, являются предприятия-работодатели, формирующие количественные и качественные показатели спроса на человеческие ресурсы.
Предметом исследования выступают теоретические и методические аспекты трансформации содержания труда, квалификационно-функциональных требований к специалистам в сфере информационно-квалификационных технологий, к компетентности управленческого персонала организаций в сфере информационно-квалификационных технологий в условиях новой экономики.
Области исследования диссертационной работы соответствуют следующим пунктам Паспорта специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда):
5.3. Теоретико-методологические проблемы в сфере труда и социально-трудовых отношений;
5.4. Система отношений «человек - производство» (виды, содержание, разделение, кооперация, специализация труда и т.д.); закономерности и новые тенденции формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы; механизмы повышения их эффективности в социальной рыночной экономике; пути эффективного использования действующих и создания новых рабочих мест;
5.7. Проблемы качества рабочей силы, подготовки, формирования профессиональных компетенций, переподготовки и повышения квалификации кадров; формирование конкурентоспособности работников; профессиональная ориентация населения; мобильность кадров.
Теоретико-методологические основы диссертационного исследования включают системный подход и базовые положения научной методологии изучения социально-экономических явлений. В диссертации использованы положения экономики труда, социологии труда и управления персоналом организации, проведен анализ точек зрения ученых, работающих в данной сфере. Для обоснования полученных в ходе исследования выводов применялись общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, научной абстракции; статистические методы группировки и ранжирования, табличный, графический, факторного и хронологического анализа, аналитический, сравнительной оценки; опросные методики сбора информации выборочного опроса и экспертных оценок.
Информационной базой исследования стали действующее федеральное законодательство; результаты проведенных автором экспертных опросов; официальные данные российской статистики, публикуемые Федеральной службой государственной статистики; данные ведомственной статистики; теоретические и практические исследования отечественных и зарубежных ученых. В работе использованы законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и ее субъектов по стратегии и тактике развития информационного общества, политики в области развития науки и технологий в России; материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства образования и науки РФ, Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, а также собственные исследования.
Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке совокупности новых теоретических и методических вопросов, связанных с содержанием и формированием профессиональных компетенций управленческого персонала хозяйствующих субъектов в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Основные научные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту, состоят в следующем:
1. Идентифицировано понятие информационно-технологической компетентности персонала организации и разработана структурно-функциональная модель ее формирования, что развивает теоретические основы экономики труда и возможности совершенствования социально-экономических отношений в области повышения квалификации кадров и качества рабочей силы (п. 5.3);
2. Выявлена совокупность особенностей кадровой политики организаций российской ИКТ-индустрии как основообразующего элемента системы управления ИТ-персоналом и одного из путей эффективного использования действующих и создания новых рабочих мест в ИКТ-сфере, что является одним из механизмов повышения эффективности распределения и использования рабочей силы отрасли (п. 5.4);
3. Разработаны методические подходы к оценке экономической эффективности реализации процесса формирования информационно-технологической компетентности персонала организаций, что позволяет улучшить информационно-аналитическое обеспечение и экономическое обоснование управленческих решений в вопросах повышения качества персонала организации (п. 5.7);
4. Разработана концепция управления компетенциями ИТ-специалистов на основе предложенных классификации ИТ-профессий, наиболее востребованных современным российским рынком труда, и функционально-квалификационных потребностей в сфере ИКТ, что развивает инструментарий системы управления ИТ- персоналом российских организаций (п. 5.7).
Достоверность полученных теоретических и прикладных результатов обусловлена использованием общенаучных методов исследования (анализа, синтеза, системного подхода), применением адекватных экономико-статистических методов и процедур анализа, информационным массивом официальных статистических данных за последние пять лет.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:
- систематизация и разработка теоретических вопросов развития современных экономических условий, характеризующихся бурным развитием информационно-коммуникационных технологий, дополняет и углубляет научные знания в области новой экономики, позволяющие собственникам и руководителям хозяйствующих субъектов принимать эффективные управленческие решения по вопросам стратегии и тактики развития бизнеса, использования информационных и человеческих ресурсов, инвестиций в человеческий капитал;
- положения и выводы, относящиеся к теории вопроса трансформации содержания труда и функционально-квалификационных потребностей в сфере информационно-коммуникационных технологий в условиях новой экономики на стадии ее становления, позволяют уточнить стратегию и политику управления человеческими ресурсами как индустрии информационно-коммуникационных технологий, так и хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики;
- отсутствие на сегодняшний день простых в применении руководителями предприятий и менеджерами по управлению персоналом классификатора ИТ- должностей и моделей компетенций ИТ-специалистов серьезно затрудняет процесс управления ИТ-персоналом, повышает издержки, связанные с поиском и мотивацией данной категории работников. Разработанные в ходе исследования на основе форматно-кластерной модели компетенций карты компетенций ИТ-специалистов, наиболее востребованных в настоящее время российским рынком труда, позволяют решить указанные проблемы и повысить эффективность управления ИТ-персоналом организации любой формы собственности;
- реализация разработанных управленческих подходов к повышению информационно-коммуникационной компетентности управленческого персонала и методика оценки его эффективности позволяет не только повысить качество кадрового потенциала организации, увеличить цену гудвилл компании, но и заметно снизить внутриорганизационные издержки за счет сокращения затрат на услуги сторонних ИТ-специалистов и/или ИТ-аутсорсинг, а также повышения эффективности труда персонала хозяйствующих субъектов.
Апробация результатов исследования. Основные результаты и положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях в 2010-2012 годах, в частности: на Международных научных и научно-практических конференциях «Достойный труд - основа стабильного общества» (Екатеринбург, 2010), «Интеграция науки, образования и производства - стратегия развития инновационной экономики» (Екатеринбург, 2011), на Всероссийском экономическом форуме научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Молодежь в образовании, науке, бизнесе и власти» (Екатеринбург, 2011).
Теоретические и методические положения диссертационного исследования используются в практике ряда предприятий, что подтверждается соответствующими актами о внедрении.
Структура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 131 наименования и 2 приложений объемом 70 страниц. Основное содержание диссертации изложено на 163 страницах и включает 19 рисунков и 20 таблиц.
Во введении обосновывается актуальность темы, дается характеристика степени разработанности проблемы, определяются цель и задачи, объект, предмет и область исследования, его теоретическая и методологическая основы и информационная база, раскрываются научная новизна и практическая значимость исследования, приводятся сведения об апробации результатов диссертационной работы.
В первой главе «Профессиональная компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий: идентификация и условия формирования» рассматривается генезис новой экономики и ее системообразующих компонентов как сферы развития информационно-коммуникационной индустрии, обусловливающей динамические изменения в сфере труда и социально-трудовых отношений в отрасли, обосновывается необходимость идентификации новой категории экономики труда - информационно-технологическая компетентность персонала организации, предлагается осуществлять формирование информационно-технологической компетентности персонала на основе структурно-функциональной модели.
Во второй главе «Рынок труда российской ИКТ-отрасли: анализ и специфика формирования» приводятся результаты анализа состояния современного российского рынка ИТ-специалистов, описывается трансформация трудовых функций работников ИКТ-индустрии, характеризуется совокупность ключевых особенностей кадровой политики российских ИТ-компаний и предлагается авторская методика оценки эффективности повышения ИТ-компетентности персонала организации.
В третьей главе «Моделирование профессиональной компетентности ИТ- персонала организации» анализируются требования работодателей, предъявляемые к кандидатам на вакантные должности ИТ-специалистов, содержание их труда и специфика профессиональных задач, на основании чего выделяются и обосновываются управленческие подходы к управлению компетенциями ИТ- специалистов на основе классификатора ИТ-должностей и карт компетенций ИТ- профессий, наиболее востребованных современным российским рынком труда и построенных на основе форматно-кластерной модели компетенций.
В заключении излагаются основные результаты диссертационной работы.
В приложениях приводятся Классификатор ИТ-должностей, Карты компетенций ИТ-профессий, а также данные, подтверждающие достоверность результатов диссертационной работы (документы об апробации).
Публикационное обеспечение диссертационного исследования. Всего по теме диссертационного исследования опубликовано 9 работ, общим объемом 4,12 п. л. (лично автором 3,52 п. л.), в том числе 4 работы в научных журналах, рекомендуемых 8
ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований, 2 работы в периодических научных изданиях, а также 3 работы в сборниках научных трудов и материалах международных и всероссийских научно-практических конференций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выполненное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Новая экономика характеризуется появлением четвертичного сектора - информационно-коммуникационной индустрии, а также быстро растущими интеграционными и глобализационными процессами, которые являются основными факторами трансформации трудовых функций работников как ИКТ-сектора, так и других отраслей народного хозяйства.
2. Тенденции развития российской информационно-коммуникационной индустрии обусловливают модификацию существующих и появление новых требований к профессиональным компетенциям работников.
3. Для целей повышения эффективности использования человеческих и информационно-технологических ресурсов хозяйствующих субъектов нами идентифицировано понятие информационно-технологической компетентности персонала как элемента трудового потенциала и индикатора качества персонала, определяемой наличием знаний и умений специалистов различных областей в ИТ- сфере, мотиваций на широкое использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности и постоянное развитие собственных ИТ-компетенций. Оптимальным путем формирования информационно-технологической компетентности персонала является создание соответствующей модели и встраивание ее в систему обучения и повышения квалификации персонала организации. Предложенная нами структурно-функциональная модель формирования информационно-технологической компетентности персонала, рассматривается с позиции системного и процессного подходов.
4. Анализ российского рынка ИТ-персонала показал, что дефицит ИТ-кадров - реально существующая долгосрочная тенденция. Ситуация, возникшая с кадровым обеспечением ИКТ-индустрии, как основной инфраструктурной отрасли информационного общества и постиндустриальной экономики в целом, остается тормозом для инновационного развития, делая реализацию модернизационного сценария развития российской экономики невозможным. При этом проблему необходимо решать в основном внутренними ресурсами: перенастройкой системы образования и увеличением притока трудовых мигрантов, имеющих пригодное для работы ИТ-образование.
5. Нами выявлена совокупность ключевых особенностей кадровой политики организаций российской ИКТ-индустрии как основообразующего элемента системы управления ИТ-персоналом и одного из путей эффективного использования действующих и создания новых рабочих мест в ИКТ-сфере.
6. Эффективность повышения ИТ-компетентности персонала рассматривается нами как многообразный результат, отвечающий конечным и промежуточным целям осуществления данного процесса; разработанный методический инструментарий представляет собой совокупность оценочных показателей, формул расчета показателей эффективности мероприятий по повышению ИТ-компетентности персонала и сводных форм результатов оценки эффективности инвестиций в развитие ИТ-компетентности персонала посредством обучения и повышения квалификации.
7. Анализ функций и квалификаций ИТ-специалистов, квалификационных требований профессиональных стандартов в области ИТ, разработанных бизнес-сообществом, квалификационных характеристик ИТ-должностей, а также требований работодателей, предъявляемых к кандидатам на вакантные должности ИТ- специалистов, лег в основу разработки классификатора и карт компетенций профессий ИТ-специалистов, наиболее востребованных российским рынком труда на современном этапе его развития. Разработанные модели профессионального инструментария ИТ-специалистов содержат не только характеристику требуемых знаний, умений и навыков, но также деловых и личных качеств, способствующих эффективному выполнению работником своих должностных функций; карты компетенций построены на основе форматно-кластерной модели компетенций.
8. В диссертационном исследовании разработана авторская концепция управления компетенциями ИТ-специалистов на основе функционально-квалификационных потребностей общества в сфере информационно-коммуникационных технологий. Необходимость этого связана с тем, что трансформация трудовых функций работников ИКТ-индустрии и особенности кадровой политики ИТ-компаний требуют выработки новых методов управления человеческими ресурсами отрасли в целом и субъектов хозяйственной деятельности, в частности. ИКТ-индустрия остро нуждается в систематизации процессов и инструментов управления кадровыми ресурсами в целях повышения эффективности их использования.
Полученные в ходе исследования выводы и рекомендации позволят хозяйствующим субъектам существенно сократить финансовые издержки и затраты рабочего времени, повысить качество кадрового потенциала, эффективность использования человеческих и информационных ресурсов и, как следствие, собственную конкурентоспособность в условиях новой экономики.



1. Васильев К. А. Особенности кадровой политики в российской ИКТ-индустрии // Дискуссия: журнал научных публикаций. - № 10 (28). - 2012. - С. 33-38. (0,56 п. л.)
2. Васильев К.А. Влияние развития рынка информационных продуктов и услуг на конкурентоспособность субъектов хозяйствования // Управленец. - № 5-6 (9-10). - 2010. - С. 44-47. (0,6 п. л.)
3. Васильев К. А., Федорова А.Э. Теоретические подходы к формированию понятия новой экономики // Известия Уральского государственного университета. - №3 (29). - 2010. - С. 31-34. (0,4 п.л./ 0,2 п. л.)
4. Васильев К.А. Трансформация содержания труда в информационно-коммуникационной отрасли новой экономики // Управленец. - № 7-8 (11-12). - 2010. - С. 72-76. (0,5 п.л.)
Статьи в периодических научных изданиях
5. Васильев К.А. Профессиональная компетентность персонала организации в сфере информационно-коммуникационных технологий // Экономика. Управление. Право. - № 6 (30). - 2012. - С. 16-19. (0,3 п.л.)
6. Васильев К.А. Превращение услуг по созданию сайтов в целое производство // The Russia Corporate World. - Vol. 3. - №9. - 2008. - С. 30-33. (0,2 п.л.)
Статьи и доклады в сборниках трудов научных конференций
7. Васильев К.А., Федорова А.Э. Информационное общество как основа развития инновационной экономики // Интеграция науки, образования и производства - стратегия развития инновационной экономики: Материалы I Междунар. науч.- практ. конф. (Екатеринбург, 25-26 января 2011 г.). - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2011. - Секция 1. Инновационная экономика: теория и практика. Ч.2. - С. 155-160. (0,6 п.л. / 0,4 п.л.)
8. Васильев К.А., Федорова А.Э. Формирование информационно¬
коммуникационной компетентности управленческого персонала организации // Молодежь в образовании, науке, бизнесе и власти: материалы XIV Всерос. экон. форума научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 28-30 апреля 2011 г.): в 11 ч. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011. - Часть 9. - С. 154-157. (0,2 п.л./ 0,15 п.л.)
9. Васильев К.А., Федорова А.Э. Влияние фактора знаний на производительность труда и экономический рост // Достойный труд - основа стабильного общества: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 19 ноября 2010 г.): в 3
ч. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011. - Ч.1. - С. 56-62. (0,4 п.л./ 0,2 п.л.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ