ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы управления рентабельностью и ликвидностью предприятия 8
1.1 Принципы организации финансов предприятий 8
1.2 Сущность рентабельности и ликвидности 12
1.3 Методы управления рентабельностью и ликвидностью 19
2 Анализ показателей рентабельности и ликвидности на примере ООО ТА
«Тортуга тур» 30
2.1 Характеристика и анализ финансового состояния ООО ТА «Тортуга
тур» 30
2.2 Оценка рентабельности и ликвидности ООО ТА «Тортуга тур» 50
3 Проблемы управления рентабельностью и ликвидностью предприятия и пути их решения 60
Заключение 73
Список использованных источников 76
Актуальность темы магистерской диссертации определяется тем, что пути повышения рентабельности и ликвидности относятся к числу наиболее важных экономических проблем в условиях рыночной экономики. Ведь недостаточная ликвидность и рентабельность может привести к финансовой нестабильности организаций.
Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою
производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности, т.к. одной из основных целей любого предприятия является получение прибыли. Но абсолютный показатель прибыли не может дать ответ на вопрос насколько эффективно предприятие реализует свою продукцию, использует вложенный капитал, управляет своими оборотными средствами. Современное развитие рыночных отношений в России, характеризующиеся ужесточением конкуренции между предприятиями, вызывает необходимость изучения эффективных методов управления, позволяющих поддерживать высокий уровень рентабельности и ликвидности предприятия. Задача управления ликвидностью возникает в связи с усилением жесткости финансовых ограничений и необходимостью давать оценку платежеспособности фирмы.
Крайне существенными оценками финансово-экономической
деятельности предприятия в условиях рыночной экономики является обеспечение финансовой устойчивости и платёжеспособности предприятия. На основании бухгалтерской отчетности можно оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние финансовые отношения анализируемого предприятия: охарактеризовать его платежеспособность, деловую активность, финансовую устойчивость, эффективность и доходность деятельности, а также перспективы развития. По результатам финансового анализа принимаются аргументированные решения по повышению эффективности деятельности анализируемого предприятия.
Показатели ликвидности и рентабельности являются сильным индикатором экономики. Именно стремление к увеличению этих показателей лежит в основе большинства нововведений, а значит и материального прогресса. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Будучи источником накоплений и развития производства, материального поощрения работников, прибыль также является основой развития предприятия.
Основной целью диссертационной работы является в исследовании факторов, влияющих на рентабельность и ликвидность ООО ТА «Тортуга тур», а также разработке путей их повышения на основе результатов, полученных при проведении анализа.
Поставленная в магистерской диссертации цель потребовала решения конкретных теоретических, методологических и практических задач исследования:
• систематизировать и обобщить теоретические основы управления рентабельностью и ликвидностью;
• проанализировать финансовое состояние и динамику показателей ликвидности и рентабельности ООО ТА «Тортуга тур»;
• исследовать проблемы и предложить рекомендации с расчетом экономической эффективности по повышению рентабельности и ликвидности ООО ТА «Тортуга тур» в современных условиях.
Объектом исследования в работе является ООО ТА «Тортуга тур», осуществляющая продажу турпродуктов.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе управления рентабельностью и ликвидностью предприятия.
Теоретико-методологическую основу исследования объединили положения экономической и финансовой науки в классическом и современном понимании концептуальных позиций теории и практики управления рентабельностью и ликвидностью на российских предприятиях, а также монографические научные публикации. Методический аппарат исследования включает в себя методы системно-структурного, функционального, факторного и сравнительного анализа с построением аналитических моделей на основе синтеза современных научных методов познания экономико-социальных явлений. Методологическим инструментарием научного исследования выступают графический, аналитический, статистический и экономикоматематический методы обработки информации.
Эмпирической базой исследования в теоретической её части являются труды российских и зарубежных ученых и специалистов в области управления рентабельностью и ликвидностью: Савицкая Г. В., Савчук В.П., Веретенникова И.И., Шеремет А.Д., Устенко О.Л., Фабоцци Ф. Д. и многих других.
Степень научной разработанности темы. Обсуждение проблем рентабельности и ликвидности предприятия в современных условиях российской экономики должно получить адекватное отражение в научных и прикладных исследованиях, раскрывающих теоретико-методологические аспекты финансовой деятельности предприятия.
Практическую часть информационной базы исследования составили федеральные законы и нормативно-законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов по вопросам рентабельности и ликвидности на российских предприятиях, официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики; аналитические материалы научно-практических конференций; экспертные сведения периодических изданий; справочные материалы и электронные системы информации; аналитическая и финансовая отчетность исследуемого предприятия.
Научная новизна исследования состоит в систематизации, обосновании и решении теоретических и методических проблем, а также разработке практических рекомендаций в области рентабельности и ликвидности на российском предприятии в сфере туристического бизнеса.
В работе получены и выносятся на защиту следующие основные научные результаты.
1) Систематизированы и обобщены теоретические основы управления рентабельностью и ликвидностью:
• сформулирован принцип организации финансов предприятий в рамках совершенствования в современной экономике;
• определена авторская трактовка понятий рентабельности и ликвидности;
• обобщены преимущества и недостатки методов управления рентабельностью и ликвидностью.
2) Проведен анализ финансового состояния и динамика показателей ликвидности и рентабельности предприятия в сфере туристического бизнеса на примере ООО ТА «Тортуга тур»;
3) Выявлены проблемы и предложены рекомендации с расчетом экономической эффективности по повышению рентабельности и ликвидности ООО ТА «Тортуга тур».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования разработанных мероприятий по повышению ликвидности и рентабельности в практической деятельности ООО ТА «Тортуга тур».
Апробация результатов исследования. Основные выводы и рекомендации диссертационной работы докладывались, обсуждались и были одобрены на XIII международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен», 15-17 ноября 2018 г., Екатеринбург Международной конференция студентов,
аспирантов, молодых ученых «Весенние дни науки ВШЭМ», 2018 г.,
Екатеринбург.
Публикации. По результатам теоретико-методологических и практических исследований по теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом текста 1,8 п.л., из них 1 статья в рецензируемых журналах ВАК общим объемом авторского текста 0,4 п.л.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении была обозначена актуальность темы работы, поставлены цель и задачи, определен предмет и объект исследования, методологический инструментарий, научная новизна исследования, раскрывается
информационно-эмпирическая база и практическая значимость исследования.
В первой главе раскрываются принципы организации финансов, а также понятие и сущность рентабельности и ликвидности предприятия. Описывается информационная основа и методы управления рентабельностью и ликвидностью предприятия.
Во второй главе по данным финансовой отчетности ООО ТА «Тортуга тур» проведен анализ показателей рентабельности и ликвидности, а также финансового состояния предприятия. Предложены мероприятия по повешению ликвидности и рентабельности ООО ТА «Тортуга тур», направленные на улучшение финансового состояния организации.
В заключении приводятся основные выводы по проведенному анализу ликвидности и рентабельности ООО ТА «Тортуга тур», полученные в ходе исследования.
Расчет системы показателей рентабельности и ликвидности позволяет достаточно полно судить о деятельности предприятия за определенный период времени и выявлять факторы, влияющие на эффективность производства и управлять ими.
На основании проведенного исследования финансовых методов управления рентабельностью и ликвидностью предприятия, согласно поставленным целям и задачам в написании работы было установлено следующее.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы управления рентабельностью и ликвидностью предприятия, а именно принципы организации финансов предприятий, сущность рентабельности и ликвидности и методы управления рентабельностью и ликвидностью. По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
• были рассмотрены принципы организации финансов предприятий и на основе данных принципов предложили ввести в использование новый принцип деятельности компаний - это принцип оптимизации затрат;
• на основании дискуссионного анализа экономического содержания категориального аппарата предмета исследования, предложили использовать авторские трактовки экономической сущности рентабельности и ликвидности;
• были рассмотрены различные методы управления рентабельностью и ликвидностью и на основе этого обобщены преимущества и недостатки данных методов.
Во второй главе была дана характеристика и анализ финансового состояния ООО ТА «Тортуга тур», а также дана оценка рентабельности и ликвидности предприятия. Проведенный анализ позволил сформировать следующие выводы:
• собственный капитал предприятия с каждым годом увеличивается, и кредиторская задолженность уменьшается, таким образом снижается риск потери финансовой устойчивости предприятия, структура баланса улучшается, однако баланс не является абсолютно ликвидным, так как не выполняются первое условие ликвидности баланса;
• ООО ТА «Тортуга тур» испытывает нехватку денежных средств для покрытия краткосрочных обязательств, т.е. коэффициент абсолютной ликвидности не достигает нормативного значения;
• хорошая скорость оборачиваемости средств предприятия - показатели деловой активности увеличиваются;
• на протяжении исследуемого периода выручка на предприятии увеличивается.
Управление рентабельностью сопряжено с рядом проблем, а именно:
• предприятие испытывает нехватку денежных средств для покрытия краткосрочных обязательств;
• у ООО ТА «Тортуга тур» повышены расходы по обычной
деятельности;
У предприятия присутствуют следующие проблемы по управлению ликвидности:
• дебиторская задолженность с каждым годом увеличивается.
• баланс предприятия ООО ТА «Тортуга тур» не является абсолютно ликвидным.
В третьей главе были предложены меры ООО ТА «Тортуга тур» по устранению выявленных проблем. В условиях экономической конкуренции на рынке туристических услуг для повышения рентабельности анализируемого предприятия необходимо:
• оптимизировать затраты по оплате труда с помощью аутсорсинга;
• открыть новое направление по продаже туров корпоративным клиентам.
Для повышения ликвидности предприятию рекомендуется:
• снизить дебиторскую задолженность путем введения скидочной системы;
• провести рационализацию рабочего места штатного бухгалтера.
По данным мероприятиям был проведен прогнозный расчет на 2020 год показателей рентабельности и ликвидности, так по новым данным баланс ООО ТА «Тортуга тур» можно охарактеризовать как абсолютно ликвидный, что свидетельствует о способности предприятия рассчитаться по своим обязательствам. Все коэффициенты рентабельности значительно увеличатся. Таким образом, предложенные мероприятия для ООО ТА «Тортуга тур» являются экономически эффективными.
Предложенные мероприятия по повышению эффективности управления рентабельностью и ликвидностью предприятия направлены на достижение стратегических целей ООО ТА «Тортуга тур» и могут быть использованы для повышения конкурентоспособности предприятия на рынке туристических услуг.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 22.06.2017 г.).
2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018 г.).
3. Закон Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков» от 15.06. 2009 г. № 31-ОЗ (ред. от 01.01.2016 г.).
4. Бухгалтерский баланс ООО ТА «Тортуга тур» за 2016- 2018 гг.// ООО ТА «Тортуга тур». - г. Екатеринбург.
5. Отчет о финансовых результатах ООО ТА «Тортуга тур» за 2016- 2018 гг. // ООО ТА «Тортуга тур». - г. Екатеринбург.
6. Аверина О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / О.И. Аверина, Е.Г. Москалева, Л.А. Челмакина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : КНОРУС, 2016. - 430 с.
7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник /М.И. Баканов - Москва : Финансы и статистика, 2015 - 416 с.
8. Бурмистрова Л.А. Финансы предприятия: учебное пособие / Л.А. Бурмистрова. - Москва: ВЛАДОС, Переиздание 2016. - 58 с.
9. Булатов А.С. Экономика: учебник / А.С. Булатов. - Москва:
Экономикс, 2012. - 658 с.
10. Бурмистрова Л.А. Финансы предприятия: учебное пособие / Л.А. Бурмистрова. - Москва: ВЛАДОС, Переиздание 2016. - 58 с.
11. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование. - Москва: ИНФРА, - 2014. - 400 с.
12. Беляков С. А. Экономика образования: курс лекций / С.А. Беляков. - Москва: НОРМА-ИНФРА-М, 2015. - 424 с.
13. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Москва: ИНФРА. - 2016. - 514 с.
14. Бочаров В. В. Финансовое планирование и бюджетирование: учебное пособие для бакалавров всех форм обучения по специальности «Финансы и кредит». - Санкт-Петербург: СПбГЭУ. - 2016. - 90 с.
15. Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия) : учебное пособие для бакалавров / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова; под ред. И.В. Сергеев. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2015. - 671 с...