Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: ПРОДАЖ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АКТИВОВ

Работа №45718

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
397
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы рентабельности кредитной организации 6
1.1. Характеристика рентабельности банка: понятие, виды, показатели расчета 6
1.2. Методы управления рентабельностью коммерческого банка 17
2. Анализ управления рентабельностью отечественных коммерческих банков 27
2.1. Анализ рентабельности банковского сектора Российской Федерации 27
2.2. Оценка рентабельности и анализ управления ею на примере ПАО
«Почта Банк» 39
3. Направления повышения рентабельности банковского бизнеса в России 53
3.1. Современные проблемы банков России в области эффективного
управления рентабельностью и пути их решения 53
3.2. Модель прогнозной рентабельности активов ПАО «Почта Банк»
путем построения сценариев 62
Заключение 75
Список использованных источников 80

Современное состояние экономики, характеризующееся неустойчивостью финансовых рынков, обострением конкурентной борьбы между банками, снижением доходности финансовых инструментов, ростом степени рискованности операций, вынуждает банки внедрять методы и инструменты современного менеджмента, позволяющие обеспечить достаточную ликвидность, финансовую стабильность, получать прибыль и расширять деятельность. Внедрение в банковскую практику методов современного менеджмента обуславливает необходимость дальнейшего развития теоретических основ и методологических подходов определения эффективности функционирования банков и банковской системы в целом.
Кризисы банковской системы провоцируются внешней средой - неблагоприятными макроэкономическими и политическими обстоятельствами, с одной стороны, с другой, сильным влиянием внутренних причин, связанных с особенностями банковской деятельности. В ситуации экономической рецессии банк должен находить внутренние резервы повышения рентабельности на основе системного анализа, оценки и принятия решений о деятельности банка в целом и его отдельных сегментов. Поэтому для дальнейшего расширения деятельности для банков актуальна задача формирования комплексной системы управления рентабельностью, основанной на современных научных достижениях и лучшей международной практике банковского дела.
Следовательно, исследование современных теоретико-методологических основ оценки, анализа и комплексной системы управления рентабельностью в банковской деятельности является актуальным и значимым как для отдельного банка, так и для всего отечественного банковского сектора.
Целью бакалаврской работы является комплексное исследование приемов анализа и способов управления рентабельностью банка, а также через проведенный анализ рентабельности банковского дела в России выявить проблемы и предложить их пути решения для повышения рентабельности банковского бизнеса. Достижение цели потребовало решение следующих задач:
- рассмотреть понятий аппарат рентабельности кредитной организации, с отражением типов рентабельности и показателей расчета;
- определить способы и приемы управления рентабельностью в банковском деле;
- проанализировать современную ситуацию в области эффективности функционирования банковского сектора с позиции рентабельности;
- оценить результативность работы одного из динамично развивающихся банков России - ПАО «Почта Банк» в части системы показателей рентабельности;
- выявить актуальные проблемы при анализе и управления рентабельностью банка, а также предложить пути их устранения;
- построить сценарный прогноз развития рентабельности активов ПАО «Почта Банк» на ближайшие два года с целью определения резервов повышения рентабельности в перспективе.
Объектом исследования выступает коммерческий банк и его финансовая деятельность. Предметом исследования являются экономические процессы и отношения, складывающиеся в процессе управления деятельностью банка.
Теоретико-информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области банковского дела, менеджмента и системы принятия решений, материалы из конференций и периодической печати, ресурсы сети Интернет, в том числе для подбора необходимой статистики, отчетности банков, а также отчетные материалы ПАО «Почта Банк».
Проблема управления рентабельностью кредитной организации неоднократно становилась объектом внимания многих исследователей. Наиболее существенный вклад содержится в трудах ведущих зарубежных специалистов: Г. Брайана, Ч.Дж. Вулфела, Х. Грубела, К. Дейвиса, Х. Дегера, Ф. Дерека, О. Донелла, Х.Дугласа, Э. Кейна, Д. Левеллина, А. Ленфалузи, Д. Мак Нотон, П. Роуза.
В числе российских авторов, исследующих проблематику управления рентабельностью коммерческого банка, следует отметить работы ведущих российских ученых: В.В. Бочарова, Н.И. Валенцевой, О.В. Грядовой, А.Г. Грязновой, Н.Е. Егоровой, В.В. Киселева, И.А. Киселевой и других.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, трех глав, в разбивке на теоретическую составляющую, аналитические выкладки современной ситуации и рекомендательной части, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для оценки функционирования любого бизнеса принято выделять три основных показателя: платежеспособность, рентабельность, или эффективность деятельности бизнеса, стоимость бизнеса. Показатель рентабельности комплексно отражает степень эффективности использования всех видов ресурсов и рассчитывается как отношение прибыли к формирующим ее потокам.
Рентабельность является ключевой оценкой результатов работы банковского бизнеса. При этом рентабельность связана с платежеспособностью, за счет риска потери ликвидности и со стоимостью бизнеса - поскольку один из подходов к оценке банковского бизнеса говорит, что бизнес стоит столько, сколько он зарабатывает. Отсюда можно сделать вывод, что именно на повышение рентабельности должны быть направлены основные усилия менеджмента. Поскольку, практически единственным объективным ограничением в росте рентабельности выступает ликвидность банка, то фактически этот показатель определяет качество управления банком и его положение в конкурентной среде.
Банкам необходимо повышать свою рентабельность по нескольким причинам. Высокая рентабельность позволяет активно конкурировать на рынке и вытеснять конкурентов за счет гибкой ценовой политики или правильного ассортиментного ряда.
Высокая рентабельность позволяет иметь «подушку безопасности», которая даст сохранить бизнес в случае кризиса в отрасли. Имея механизм управления эффективностью работы, банк может чутко реагировать на любые изменения в экономике и своевременно перестраивать работу в меняющихся условиях. Помимо конкуренции на банки оказывают влияние такие факторы как доступность финансовых ресурсов, доля плохих активов, общее состояние экономики, развитость экономической системы региона в котором работает банк.
Очевидно, что рентабельность банка зависит от двух факторов - от объема доходов и объемов расходов, которые имеет банк в течение периода времени. Таким образом, для повышения показателя рентабельности необходимо выбрать одну из трех стратегий:
- направить усилия на увеличение доходов банка;
- направить усилия на уменьшение расходов банка;
- планировать мероприятия направленные одновременно на увеличение доходов и снижение расходов.
Для банковского сектора третий вариант является самым привлекательным, с точки зрения увеличения показателя рентабельности, однако, он же и самый трудноосуществимый, поскольку банки работают на конкурентных рынках, где достаточно сложно увеличивать выручку, одновременно снижая издержки. Необходимо построение системы управления банком, нацеленной на повышение рентабельности и способной комплексно подойти, как к решению проблемы снижения издержек, так и повышения доходов.
Рентабельностью работы банка можно управлять за счет управления эффективностью проводимых операций банком и оптимизацией под потребности осуществления этих операций издержек. Для осуществления эффективного управления рентабельностью банка необходимо организация системы управления банком нацеленной на результат. В ходе теоретического исследования было определено, что основными способами воздействия на рентабельность банка являются управление:
- ликвидностью через балансирование активов и пассивов - риск несбалансированной ликвидности;
- процентным риском с использованием ГЭПа;
- ожидаемой нормой доходов;
- рисками недополученной прибыли;
- риском неплатежеспособности;
- рыночным, кредитным, деловым и инфляционным рисками, налоговыми платежами.
По итогам проведенного анализа современной ситуации в банковском секторе России в отношении эффективности его функционирования было определено несколько моментов. Во-первых, за 2016-2017 гг. наметилась положительная динамика роста рентабельности активов и капитала во многом благодаря большему приросту чистой прибыли в сравнении с капиталом и активами банковского сектора (последние в 2016 г. и вовсе снижались). Во- вторых, ключевую роль в росте формирования прибыли банков сыграли улучшение работы банков в области привлечения ресурсов и их размещения в более качественные активы, поскольку в динамике также наблюдается высвобождение средств из резервов и рост чистых доходов не только по процентной деятельности банков, но и по операциям с ценными бумагами.
Прибыль банков продолжает занимать ключевую роль в структуре капитала банков России, на долю которого приходится около 40% совокупных собственных средств кредитных организаций России. Однако показатели эффективности функционирования банковского сектора России продолжают оставаться низкими, что позволило сделать нам вывод об уязвимости банковского сектора. В частности высокая доля в банковском секторе убыточных банков, которые преимущественно находятся во второй группе банков, ранжированных по величине активов, тогда как у мелких банков процесс получения прибыли налажен весьма неплохо. Наилучшие же позиции в отношении рентабельности у ТОП-5 банков России.
Анализ эффективности деятельности по материалам ПАО «Почта Банк» также показал, что у Банка имеются как положительная, так и отрицательная динамика. С одной стороны, если учитывать показатели согласно полной отчетности Банка, наблюдается снижение показателей рентабельности, однако это снижение во многом происходит за счет налоговых вычетов и возмещений, что искажает в определенной степени реальную динамику развития Банка. Ведь с другой стороны, мы видим, что наблюдается рост рентабельности во многом за счет качественного управления активами и пассивами Банка, кроме того снижение ставок на рынке и агрессивная политика по пополнению клиентской базы Банка дала материальные плоды, как с позиции роста прибыли, так и с позиции эффективности процентной деятельности.
При управлении рентабельностью и сопутствующими к нему факторами, Банк использует три способа - во-первых, оптимизация ликвидности, чтобы не было отрицательного разрыва ставок в разрезе сроков операций, ГЭП-анализ, посредством реструктуризации платных пассивов и работающих активов, в сочетании со спрэдом, то есть Банк наращивал активы с высокими ставками, что увеличивает процентные доходы и снижал платные пассивы с высокими ставками, что снижает процентные расходы. Кроме того, в 2017 г. Банку удалось снизить просроченную задолженность, что также повлияло на конечный финансовый результат.
Однако если сопоставлять значения Банка с показателями банковского сектора, то по факту мы видим, то у ПАО «Почта Банк» показатели по итогам 2015 г. и 2017 г. заметно выше, чем в среднем по сектору, что говорит о сильной работе Банка. Хотя в 2016 г. наблюдалась обратная ситуация, когда показатели Банка уступали значениям по сектору, следовательно, Банку свойственны те же проблемы, что и большинству банков России.
В этой связи в дальнейшем нами были выявлены и подробно описаны ключевые проблемы в части управления и повышения банковской рентабельности. Причем проблемы были детализированы на три составляющие:
- проблемы в области ценообразования банковских услуг и продуктов, ведь от построения и реализации методов ценообразования зависит эффективность деятельности любого банка,
- проблемы, касающиеся инновационных способов управления банком, в том числе и показателями его эффективности, использование и применение новых автоматизированных продуктов и технологий позволяет кредитным организациям повысить результативность управления прибылью и рентабельностью,
- проблемы организации развития банковского бизнеса, поскольку от умения менеджеров и руководителей банка грамотно выстроить политику распределения прибыли зависит, собственно фактическая и потенциальная рентабельность банковского бизнеса.
Для решения первой проблемы предлагается постепенный переход российских банков к трансфертному ценообразованию. Ведь с помощью него кредитная организация осуществляет управление стоимостью финансовых ресурсов, что позволит улучшить систему управления доходностью. Для решения второй проблемы банкам предложено использовать новые технологии, позволяющие более прозрачно выстроить процесс управления банком, к примеру, ВРМ-системы, главная задача которой - связать воедино стратегическое, тактическое и операционное управление банком. Для решения третьей проблемы необходимо планировать не только получение прибыли, но и ее использования в более стратегическом плане, что позволит сбалансировать стратегию развития кредитной организации, по возможности использовать сценарные и экономико-математические модели.
В этой связи нами было принято решение построить сценарный прогноз развития рентабельности активов исследуемого банка до начала 2020 г. В ходе анализа и использования математического аппарата были сформированы три сценарии:
- пессимистическая, когда рентабельность активов Банка будет падать, этот сценарий был получен исходя из построения линейного тренда;
- оптимистическая, когда рентабельность будет стабильно высокой - на основе функции «Тенденция»;
- реалистичная - то есть достижимая цель по развитию рентабельности активов в будущем, с использованием корреляционно-регрессионной статистики, а также полиномиального тренда.
Для повышения рентабельности своей деятельности ПАО «Почта Банк» необходимо:
- минимизировать уровень административно-управленческих расходов Банка, а именно снизить операционные расходы, оптимизировать расходы на рекламу (проследив отдачу каждого канала продаж банковских услуг и продуктов);
- увеличить доходность ссудных операций посредством пересмотра кредитной политики Банка, в увязке с ценовой политикой;
- повысить отдачу работающих активов на рынке, то есть активнее управлять активами Банка, чтобы сделать этот процесс более прозрачным - поможет трансфертное ценообразование, поскольку в ее основе лежат принципы срочности активов и пассивов и принципы стоимости;
- отслеживать уровень рыночной конъюнктуры рынка, отслеживать инвестиционный климат внутри региона и страны, с целью гибкого реагирования в области ценообразования на банковские продукты и услуги в зависимости от быстро меняющихся условий рынка.
Итоги модели показали, что итоговая рентабельность активов Банка по итогам 4 квартала 2019 г. может составить 2,55%, что существенно выше значений по итогам 2017 г. О значимости построенной модели говорит и полиномиальная линия тренда рентабельности активов, которая в динамике увеличивается - следовательно, рентабельность активов Банка в будущем при эффективном управлении активами и пассивами может и должна расти.



1. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 02.12.1990 г., № 395-1 (ред. от 31.12.2017 г.) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. Последнее обновление 18.05.2018.
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ (ред. от 7.03.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. Последнее обновление 18.05.2018.
3. Аскеров П.Ф., Цветков И.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности организации. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 176 с.
4. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. М.: ЛОГОС, 2005. 364 с.
5. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем / под общ ред. Бережной Е.В. М.: Финансы и статистика. 2012. 432 с.
6. Буевич С.Ю., Королев О.Г. Анализ финансовых результатов банковской деятельности. М.: КНОРУС, 2005. 160 с.
7. Вешкин Ю.Г. Авагян Г.Л. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. 352 с.
8. Гиляровская Л.Т., Паневина С.Н. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов. СПб.: Питер, 2003. 240 с.
9. Жуков Е.Ф. Банковский менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 319 с.
10. Кобелева И.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций. М.: Инфра-М, 2015. 254 с.
11. Конюховский П.В. Микроэкономическое моделирование банковской деятельности. СПб.: Питер, 2014. 224 с.
12. Куприянова Л.М. Финансовый анализ. М.: ИНФРА-М, 2014. 156 с.
13. Мак Нотон Д., Капрлсон Д. Дж. И др. Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам: пер; с англ. М.: Финансы и статистика, 2014. 336 с.
14. Орлова И.В. Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование. М.: КНОРУС, 2014. 357 с.
15. Пласкова Н.С. Анализ финансовой отчетности, составленной по МСФО. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 272 с.
16. Роуз Питер С. Банковский менеджмент: Предоставление финансовых услуг: пер. с англ. М.: Дело, 2014. 743 с.
17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Инфра-М, 2009. 536 с.
18. Соколова Я.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. М.: Магистр, 2015. 479 с.
19. Тарханова Е.А. Устойчивость коммерческих банков. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2014. 286 с.
20. Шеремет А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке. М.: Финансы и статистика, 2001. 256 с.
21. Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам). М.: Вершина, 2007. 464 с.
22. Костяшкина О.Г. Управление рентабельностью коммерческого банка: дисс. ... канд. эк. наук. Москва, 2014. 231 с.
23. Башлай С.В., Голосенко К.К. Усовершенствование методического обеспечения процесса ценообразования на банковские кредитные продукты // Молодой ученый. 2015. № 6. С.76-79.
24. Бондаренко Т.Г. Исаева Е.А. Управление рентабельностью работы банка: клиентоориентированный подход // Вестник ТвГУ. 2016. № 4. С. 68-80.
25. Герасимова Е.Б. Комплексный экономический анализ деятельности коммерческого банка // Финансы и кредит. 2015. № 22. С. 29-34.
26. Гойденко Ю.Н. Ценообразование в коммерческих банках // Хабаровск, РИЦ ХГАЭП. 2017. № 3. С. 10-12.
27. Ивлева Н.А. Анализ рентабельности банковских продуктов как основа управления доходами регионального банка // Современные проблемы информатизации в непромышленной сфере и экономике 2015. № 10. С.11-12.
28. Калтынахыпова З.Д. ВРМ-системы в банках Казахстана: современные реалии и потенциальные возможности // Инновации. 2016. № 10. С. 3-11.
29. Ключников М.В. Анализ показателей, характеризующих финансовую деятельность коммерческих банков // Финансы и кредит. 2014. № 20. С. 20-23.
30. Лепехин Г.Д., Моисеев С.Р. Эффективность российского банковского сектора // Банковское дело. 2016. № 6. С. 23-26.
31. Логинов В.М. Возможности автоматизации менеджмента кредитных учреждений // Банковские технологии. 2015. № 6. С. 39-46.
32. Поморина М.А. Внутренний анализ финансового состояния банка // Банковское дело. 2015. № 5. С. 41-46.
33. Проскурин А.М. Анализ рентабельности банка и его структурных подразделений // Банковское дело. 2016. № 8. С. 59-63.
34. Путковская С.А. Выбор механизма повышения эффективности банковских услуг // Проблемы современной экономики. 2017. № 3. С.34-38.
35. Санжаров Д.В. Практические аспекты ценообразования банковских продуктов // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества. 2014. № 1. С. 218-222.
36. Сафронова Т.Е. Анализ процесса формирования и управления ресурсами коммерческого банка // Проблемы современной экономики. 2016. №
4. С. 41-44.
37. Смагина И.С. Себестоимость банковских продуктов и ее оптимизация
// Достижения вузовской науки. 2015. № 16. С.160-163.
38. Суворов А.В. Анализ банковской деятельности // Финансы и кредит. 2015. № 21. С. 53-57.
39. Черкасов В.Е. Современные возможности анализа деятельности коммерческих банков // Бизнес и банки. 2016. № 3. С. 9-10.
40. Якубовская Д.Л. Ценообразование на банковские продукты в контексте проблемы рентабельности кредитных организаций // Проблемы современной экономики. 2015. № 1. С. 152-156.
41. Амириди Ю. Банкам необходимо оценивать рентабельность
банковских продуктов, клиентов и т.д. Режим доступа:
http://bankir.ru/publikacii/20140521/yuliya-amiridi-bankam-neobkhodimo-otsenivat-rentabelnost-bankovskikh-produktov-klientov-i-t-d-10005048/
42. Инфляция на потребительском рынке. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=macro sub
43. Информация о ПАО «Почта Банк». Режим доступа:http: //www.banki .ru/banks/bank/pochtabank/
44. Ключевая ставка. Прогноз на 2018-2019 годы. Режим доступа:https: //apecon.ru/klyuchevaya- stavka-pro gnoz-klyuchevoj - stavki-na- gody-v-rossii
45. Обзор банковского сектора Российской Федерации. Режим доступа:http: //www.cbr.ru/analytics/?PrtId=bnksyst
46. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2018 г. и
плановый период 2019-2020 гг. Режим доступа:
https://nangs.org/analytics/minekonomrazvitiya-rossii-prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rf-na-2018-god-i-na-planovyj-period-2019-i-2020-godov
47. Раскрытие информации ПАО «Почта Банк». Режим доступа:https: //www.pochtabank.ru/about/data 
http://www.banki.ru/wikibank/rentabelnost/
49. Статистический бюллетень Банка России. Режим доступа:http: //www.cbr.ru/publ/?PrtId=bbs
50. Структура доходов и расходов, рентабельность ПАО «Почта Банк».
Режим доступа: http://analizbankov.ru/bank.php?BankId=pochta-bank-
650&BankMenu=analiz dohodnosti


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ