Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 6
1. 1 Понятие и сущность прав человека 6
1.2 Историческое развитие института прав человека 11
1.3 Система прав и свобод человека 17
1.4 Гарантии и защита прав человека в Российской федерации 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ 25
2.1 Требования к современному правовому образованию в педагогическом
вузе в области прав человека 25
2.2 Современные методы, средства и формы прав человека студентам
педагогического вуза 30
2.3 Особенности преподавания прав человека в курсе «Правоведение» в
педагогическом вузе 35
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» 39
3.1 Особенности разработки учебного модуля «Права человека» в рамках
дисциплины «Теория государства и права» для педагогического вуза 39
3.2 Учебный модуль «Права человека» в рамках дисциплины «Теория
государства и права» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
В рамках коренных государственно-правовых реформ российского общества, глубокого изменения правового сознания граждан Российской Федерации возрастает потребность в квалифицированных юристах, особенно адвокатах, государственных служащих, посвятивших себя защите индивидуальных прав граждан, учителях права, а так же граждан, имеющих высокий уровень юридической грамотности и правосознания.
В конце 20го века Организации Объединенных Наций неустанно повторяла об обязанностях государств развивать образование в сфере прав человека. Так, на Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 год) прозвучал призыв ко всем государствам включать вопросы прав человека, гуманитарного права, демократии и верховенства закона в программы всех учебных заведений и заявление о том, что образование в сфере прав человека должно включать вопросы обеспечения мира, демократии, развития социальной справедливости.
Из доклада «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год» Т.Н. Москальковой следует, что на основе анализа поступивших к Уполномоченному жалоб и обращений позволяет сделать вывод, что гражданин часто попадает в трудную жизненную ситуацию, вступает в конфликт с законом, проигрывает в споре с органами власти из-за незнания норм закона и своих прав. В связи с этим требуется своевременно информировать граждан об изменениях в законодательстве и практике его применения, проводить консультации по конкретным проблемам, проводить тренинги с отдельными группами населения.
Данные формулировки проблемы обеспечения прав и свобод граждан, напрямую адресованы образовательным организациям. В развитии правовой культуры ключевую роль играет система образования всех видов и уровней. От качества и степени интеграции образования в области прав человека в систему высшего образования зависит итоговая результативность политики правового просвещения.
Данная проблема рассматривается в работах таких исследователей социальных аспектов правового образования в вузе: Кропанева Е.М., Левитан К.М., Махмудов Ш.К., Певцова Е.А., Скуратов И.В., Тарасенко О.А., Томчикова Н.С., Хуторской А.В. Вопросы прав человека исследовали Абдулаев М.И., Азаров А.Я., Алексеев С.С., Лукашева Е.А., Миков П.В., Смирнова В.В., Утяшев М.М.
Хотя сегодня в большинстве вузов имеются юридические клиники, но на изучение правовых дисциплин отводится слишком мало часов, что не позволяет полностью сформироваться профессиональному правосознанию у студентов.
Объект исследования: права человека.
Предмет исследования: методика преподавания прав человека в педагогическом вузе.
Цель исследования: выявление особенностей методики преподавания прав человека в педагогическом вузе.
В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать понятие «права человека» на основе анализа научной литературы и правовых документов.
2. Изучить историческое развитие института прав человека и его системы.
3. Определить современные методы, средства и формы преподаваний прав человека в педагогическом вузе.
4. Выявить особенности преподавания прав человека в педагогическом вузе.
5. Разработать учебный модуль по теме «Права человека» в рамках дисциплины «Теория государства и права» для педагогов педагогических вузов.
Гипотеза исследования: если организовать процесс обучения в сфере прав человека, используя модульную систему, то реализация процесса правового просвещения будет более эффективной.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: анализ научных и правовых источников, приемы обобщения научного материала и практического опыта, метод системного подхода, историко-правовой метод.
Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения разработанных дидактических материалов в профессиональную деятельность педагога организации высшего образования.
Структурно дипломная работа состоит из: введения, в котором обусловлена актуальность выбранной темы, сформулированы цели и задачи исследования; трех глав, раскрывающих аспекты исследуемой темы; заключения, в котором представлены выводы по проведенному исследованию; списка использованной литературы, приложений.
В рамках развития правового государства, формирования гражданского общества, укрепления национального согласия в Российской Федерации требуется высокий уровень правовой культуры, без которого не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.
Анализ историко-правовой литературы позволил выделить четыре этапа формирования прав и свобод человека, где каждому этапу соответствует поколение прав человека:
- До 20го века - первое поколение (например, избирательное право, свобода слова, печати).
- 1я половина 20го века - 2я половина 20го века - второе поколение.
- 2я половина 20го века - 90е годы 20го века - третье поколение. (например, право на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие).
- 90-е годы 20го века - настоящее время - четвертое поколение.
На сегодня одним из общепринятых критериев классификации является сфера жизнедеятельности общества. Система прав и свобод человека представляет собой взаимосвязь различных видов прав: гражданских (личных), экономических, политических, культурных, экологических, социальных и информационных прав.
Государство Российской Федерации предоставляет возможность защищать права и свободы человека всеми способами, не запрещенными законом, в том случае, когда эти права нарушаются в результате злоупотреблений со стороны других лиц. В России права и свободы человека и гражданина обладают специфическим набором средств и методов защиты. К их числу относятся:
- конституционно-судебный механизм (Конституционный Суд);
- судебная защита (суды общей юрисдикции);
- административные действия органов исполнительной власти;
- законная самозащита человеком своих прав;
- международно-правовой механизм.
Органы государства и публичные учреждения, и правила их деятельности, призванные конкретно обеспечивать права и свободы, называются их гарантами. Но, несмотря на развитие различных видов защиты прав человека в России, в реальной жизни по-прежнему и незаметно для самих себя все не уважают права всех. Решение данной проблемы требует особого внимания со стороны всестороннего правового просвещения.
Именно правовое образование и просвещение взрослого населения должны быть одними из приоритетов правовой и социально-экономической политики любого цивилизованного государства. Продолжение правового образования в течение всей жизни человека - важный фактор развития правовой культуры в государстве и обществе. Современная жизнь предъявляет к правовому образованию, не только наличие у студентов знаний, умений и навыков, но и готовность применять их в своей будущей практической деятельности, реальных профессиональных ситуациях.
Применяя в процессе обучения такие технологии, как технология дискуссии, технология проблемных задач, технология ролевых игр, технология дебатов, у студентов развивается критическое мышление, творческие способности, умение анализировать проблемы, работать с нормативно-правовыми актами, отстаивать свою точку зрения. Что напрямую способствует эффективному применению полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.
Важное место в исследовании методики преподавания прав человека занимает анализ форм обучения, которые традиционно выходят на лекции и семинарские занятия. Анализ научной литературы в сфере методики преподавания прав человека, требований к современному правовому образованию стал основой при разработке учебного модуля «Права человека» в рамках дисциплины «Теория государства и права».
На основе анализа научной литературы в сфере внедрения модульной системы, выделены следующие принципы и правила разработки учебного модуля, позволяют разработать учебный модуль «Права человека», в рамках дисциплины «Теория государства и права»:
- Четкая постановка цели и задач.
- Интеграция различных видов и форм обучения.
- Организация учебного материала с рекомендациями и заданиями по его изучению.
- Преобладание самостоятельной проработки обучающимися учебного материала.
- Последовательная постановка заданий и этапов учебного процесса.
- Содержательный текущий и итоговый контроль.
Технология разработки учебного модуля состоит из трех основных этапов, которые отражаются в структуре модуля:
- Спецификация модуля (название модуля; цели, задачи обучения; результаты освоения модуля).
- Оценочные материалы (измерительные средства).
- Учебные материалы (текстовый материал; различные виды литературы).
Данные особенности в разработке учебного модуля «Права человека» позволят педагогу педагогического вуза сформировать необходимые компетенции обучающихся в сфере института прав и свобод человека и гражданина.
Освоение разработанного учебного модуля «Права человека» в рамках дисциплины «Теория государства и права» предполагает знакомство студентов педагогических вузов с правами человека, понимание данного понятия, анализ современных правовых документов, обеспечивающих реализацию гарантий прав человека и гражданина, ознакомление с проблемами защиты прав и свобод человека и гражданина. Что позволит повысить уровень знаний у студентов в области правового просвещения, тем самым предотвратить возникновение барьеров, влияющих на профессиональную готовность будущих педагогов.
I. Нормативно-правовые акты:
1. Венская декларация и Программа действий [Электронный
ресурс]: принята на Всемирной конференции по правам человека, Вена, 25 июня 1993 г. Доступ из сайта «Конституции Российской Федерации». URL: http ://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2541372/ (дата обращения:
14.07.2017).
2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]:
принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL:
http ://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW ;n=120805 ;fld=13 4;dst=1000000001,0;rnd=0.9661930259578762 (дата обращения: 14.07.2017).
3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: от
12 декабря 1993 года, принятая всенародным голосованием. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». URL:
https://rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html (дата обращения: 26.07.2017).
4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. Доступ из справочно¬правовой системы «Гарант». URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/79.html (дата обращения: 11.08.2017).
5. О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». URL: http://zakon-ob- obrazovanii.ru/79.html (дата обращения: 11.08.2017).
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». URL: http://ivo.garant.rU/#/document/70643472/paragraph/2099:0 (дата обращения: 18.07.2017).
7. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016
- 2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 (ред. от 09.09.2017). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/ (дата обращения: 22.10.2017).
8. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. №1367 Доступ из справочно- правовой системы «Гарант». URL: http://ivo.garant.rU/#/document/70603294 (дата обращения: 19.08.2017).
9. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: приказ министерства образования и науки РФ от
11. 01.2016 г. №1426. Доступ из портала ФГОС ВО. URL:
http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (дата обращения: 19.11.2017).
10. О разработке вузами основных образовательных программ [Электронный ресурс]: письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 13.05.2010 г. №03 - 956. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71202658 (дата обращения: 19.08.2017).
11. О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования [Электронный ресурс]: письмо Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 28.12.2009 г. №03-2672 Доступ из справочно¬правовой системы «Гарант». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/57855325 Министерства образования и науки РФ от 28.12.2009 г. №03-2672/ (дата обращения: 19.08.2017).
11. Научные статьи:
12. Абдулаева М.К. Метод проектов в правовом образовании
[Электронный ресурс] // 2015. URL:
http://oTKpHTwfiypoK^/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0% B8/623439/ (дата обращения: 26.11.2017).
13. Безруков, А. В. Реформирование высшего юридического образования в контексте конституционных преобразований в современной России [Текст] /А.В. Безруков // Российская юстиция. - 2011. - №5. - С.55-59.
14. Ганин О.В. Современные требования к уровню профессиональной подготовки студентов юридического профиля в условиях высшей [Электронный ресурс] // УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО г.Тамбов. 2012. - №38. URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2012/02/04.pdf (дата обращения: 26.11.2017).
15. Глушкова С. Права человека как ценность образовательного
процесса [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2006. - №3. - С.138-141. URL:
http://leda29.ru/uploads/com files/11 2014 prava cheloveka kak cennost v op. pdf
16. Горбатова М.К. Высшее юридическое образование в современной России: теоретике правовые аспекты развития [Электронный ресурс] : дне. /
М.К. Горбатова. - Нижний Новгород, 2007. URL:
http://www.unn.ru/pages/disser/232.pdf (дата обращения: 26.11.2017).
17. Гурье Л.И. Статья. Современные средства обучения в процессе
повышения квалификации преподавателей вузов [Электронный ресурс] // Образовательные технологии и общество. 2009. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-sredstva-obucheniya-v-protsesse- povysheniya-kvalifikatsii-prepodavateley-vuzov
18. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе [Электронный ресурс]// Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 2 - С.1-18. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/mnenie%20%20expertov/2012n2a1 .pdf
19. Домина, А.В. Новые тенденции, складывающиеся в сфере высшего юридического образования, их влияние на формирование профессионального правосознания [Текст] / А.В. Домина // Юридическое образование и наука. - 2011. - №1.- С.7-10.
20. Еникеев, 3. Д. Ориентиры развития юридического образования в современной России [Текст] / З.Д. Еникеев // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14. - С. 1251-1255.
21. Казанчян, К.П. Ролевая игра как средство коммуникативного обучения [Текст] / К.П. Казанчян // Вестник московского государственного лингвистического университета. 2007. - №519-2. - С.82-89.
22. Камышанский, В. П. Каким должно быть юридическое образование? [Текст] / В.П. Камышанский // Современное право. - 2010. - №2. - С.3-7.
23. Киричек Е. В. Становление и развитие прав и свобод человека и гражданина: философско-правовое измерение [Электронный ресурс] // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2011. - №2(16). - C. 13-22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-prav-i-svobod- cheloveka-i-grazhdanina-filosofsko-pravovoe-izmerenie
24. Кононенко, И.М. Ролевая игра как средство развития социально¬психологической компетенции будущего специалиста [Текст]/ И.М. Кононенко // Вестник астраханского государственного технического университета. - 2007. -№5. - С.164-170.
25. Кукушкина, А.А. Правовое образование как основа становления гражданского общества и правового государства [Текст] / А.А. Кукушкина // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2015. - №2(158). - С151-156.
26. Оленский, С.Ф. Психолого-педагогические подходы как важный фактор повышения качества образования студентов юридического вуза [Текст] / С.Ф. Оленский // Юридическое образование и наука. - М.: Юрист, 2012. - № 1. - С.11-14.
27. Пеньков А.Ю. Возможности применения кейс-технологии в интерактивном правовом обучении [Электронный ресурс] // С.В. Сидоров.- URL: http://si-sv.eom/publ/1/14-1-0-287 (дата обращения: 26.11.2017).
28. Сивергина Е. Н. Дебаты как форма организации воспитательной работы в современных условиях. [Электронный ресурс] // 2014. URL: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/02/02/debaty-kak- forma-organizatsii-vospitatelnoy-raboty-v
29. Смирнов Д.А. К вопросу о развитии системы юридического
образования в современной России Электронный ресурс] //
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2015. URL:
https://eyberleninka.ru/artiele/v/k-voprosu-o-razvitii-sistemy-yuridieheskogo- obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 26.11.2017).
30. Тарасенко, О.А. Современные методы преподавания юридических дисциплин [Текст] / О.А. Тарасенко //Актуальные проблемы российского права. - 2016. -№9(70). - С.217-228.
31. Тепляшин, И.В. Качество высшего юридического образования в современной России: актуальные вопросы [Текст] / И.В. Тепляшин // Право и образование. - М., 2010. - № 4. - С. 77-83.
32. Томчикова, Н.С. Педагогические условия формирования правовой культуры будущих специалистов дошкольного образования в вузе [Текст] / М.С. Томчинская // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №4. -С.149-153.
33. Тронь М.А. Образование в области прав человека в современной российской высшей школе [Электронный ресурс]/ М.А. Тронь. - Санкт- Петербург, 2016. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/210/Action210- 18563.pdf
34. Фадеев, В.И. О новых подходах к преподаванию конституционного и муниципального права в условиях уровневого образования [Текст / В.И. Фадеев // Конституционное и муниципальное право. - М: издательская группа «Юрист», 2013. - №4. - С. 31-36.
35. Шилов П. Игра и игровые методы в обучении и образовании [Электронный ресурс] // URL: http://mspi.narod.ru/fan.html
III. Учебники:
36. Абдулаев, М. И. Теории государства и права [Текст] : учеб. для вузов. - М.: Финансовый контроль, 2004 - 410 с.
37. Абдуразакова, Д.М. Теория и методика обучения праву [Текст]: учебное пособие для студентов / Д.М. Абдуразакова. - Махачкала, 2012. - 80 с.
38. Азаров, А.Я. Права человека. Новое знание. [Текст] /А.Я Азаров. - М: Знание, 1995. - 255 с.
39. Алексеев, С.С. Теория государства и права [Текст] : учеб. для юридических вузов и факультетов / С.С. Алексеев, С.И. Архипов С.И. - М: Норма, 2005. - 496 с.
40. Бадальянц, Ю.С. Права человека [Текст] : учебное пособие /Ю.С. Бадальянц, Д.А. Ягофаров. - Москва-Рязань: Издательство «Поверенный», 519. - 2006 с.