Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - ВЫПУСКНИКОВ

Работа №101243

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы110
Год сдачи2014
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1 Определение понятия предпринимательства за рубежом и в России 10
1.2 Определение и классификация молодежного предпринимательства 19
1.3 Тенденции и трудности развития предпринимательской деятельности
молодых людей за рубежом и в России 23
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 33
2.1 Основные мотивационные характеристики предпринимательского успеха 33
2.1.1 Локус контроля 34
2.1.2 Склонность к риску 37
2.1.3 Мотивация достижения 40
2.2 Современный портрет российского молодого предпринимателя 44
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - ВЫПУСКНИКОВ 48
3.1 Процедура, характеристика базы и выборки исследования 48
3.2 Характеристика методов исследования 48
3.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 57
3.4 Выводы 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 94


Актуальность исследования. В последние годы в психологии, экономике, социологии и других науках, резко возрос интерес к изучению различных аспектов предпринимательской деятельности. До сих пор авторы не пришли к окончательному мнению в области определения предпринимательства и субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, до сих пор обсуждается проблема оценки критериев успешности предпринимательской деятельности.
С одной стороны современное российское общество ориентирует граждан на ответственное построение карьеры, на самоинициирование и самореализацию молодых людей в области предпринимательской деятельности. Действительно, определенная часть молодых людей уже на начальных этапах реализации карьеры также ориентированы на основание собственного дела. Этот факт демонстрируют показательное совпадение общественных и личностно - значимых ценностей, что и привлекает внимание исследователей к изучению внутренних регуляторов предпринимательской деятельности у молодых людей.
С другой стороны, не каждый человек может и хочет стать предпринимателем. Основная часть населения России не имеет отношения к предпринимательству, и не рассматривает основание собственного дела как вариант развития своей карьеры. В социально - психологических исследованиях установлено, что успешным предпринимателем может стать не более 5-7% населения, т.е. меньше 10% будущих предпринимателей могут обладать необходимыми для предпринимательской деятельности качествами: целеустремленность, активность, предпринимательский талант и т.д[ 13].
В ряде работ установлено, что эффективность предпринимательской деятельности зависит от следующих психологических качеств: установка, мотивация, степень риска, волевые качества, стратегии поведения в случае неудачи, конкурентоспособность, и другие личностные характеристики (А. В. Сальков, Т. О. Гордеева, С.Б. Каверин, Д. Макклелланд, Р. Брокгауз, К-Э.Вернерид, А.Л.Журавлев, Н.Н.Глушач, И.Е.Задорожнюк, О.С. Дейнека, В.П. Позняков). Эти характеристики определяют, будет ли в будущем человек предпринимателем или нет. Данные исследования подтверждают, что одних лишь экономических компетенций недостаточно для описания феномена предпринимательства, выявлены и психологические критерии успешности предпринимательской деятельности.
Важным импульсом к предпринимательской деятельности является мотивация личности. Проблеме мотивации предпринимательской деятельности посвящено большое количество исследований социологов, психологов и экономистов, как в России, так и за рубежом. Например, исследование Б.Асверуса, посвящено анализу психологических особенностей и мотивации современных предпринимателей [35]. Н.Босма, С.Сингер, Д.Дж.Келли осуществляют мониторинг предпринимательства: их исследования посвящены сравнению уровней предпринимательской активности между странами, определению факторов, которые влияют на уровень предпринимательской активности [82, 83].
В современной России исследованием мотивации занимаются Т.В. Корнилова [33, 34], Г.К. Булычкина [12]. В работах А.Л. Журавлева и B.П. Познякова [22, 23, 24], выделены специфические типы предпринимателей, такие как: «случайный», «поневоле», «неудачник». Отдельные научные публикации посвящены исследованию специфики феномена предпринимательства (А.В. Бусыгина [11], С.Э. Жилинского [21], C.И. Сметанина [55]).
Привлечение молодых людей в область предпринимательства является одной из важных задач для формирования экономики страны, а так же и решение проблемы занятости молодых людей. Исследование ВЦИОМ [48] показывает, что в возрасте 18-26 лет 36% молодых людей планирует когда-нибудь начать свое дело и стать предпринимателями.
В нынешних условиях, молодые люди в области предпринимательства обладают некоторыми преимуществами. Во-первых, сегодня молодежь, открывая свое дело, может обратиться за помощью и советами предыдущего поколения предпринимателей, в роли которых могут выступать родные и близкие. Во-вторых, молодые люди обладают возможностью получения специальных знаний, которые дадут значительные преимущества при открытие своего дела. В-третьих, для молодых людей разработаны различные программы поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Государственную политику по поддержке молодых предпринимателей осуществляет Росмолодежь (Федеральное агентство по делам молодежи), Международная молодежная палата, Ассоциация молодых предпринимателей России, Российская молодежная палата, а также Российский центр молодежного предпринимательства [14, 49, 52,].
Тем не менее, в отечественной психологии на сегодняшний день практически отсутствуют исследования, посвященные изучению внутренних регуляторов предпринимательской деятельности и специфики деятельности молодежи в бизнесе.
Молодые люди, имеющие достаточный образовательный уровень, ярко выраженные организационные способности, мотивацию личностного и профессионального роста, готовые к риску, сегодня, возможно, являются наиболее предприимчивой и креативной частью современного общества. То, насколько молодежь будет мотивирована к предпринимательству, определяет дальнейшее развитие общества.
В связи с этим, актуальным является вопрос исследования особенностей мотивации предпринимательской деятельности студентов-выпускников.
Цель исследования:
Сравнить особенности мотивации предпринимательской деятельности студентов-выпускников факультета психологии УРФУ и Гуманитарного Университета (ГУ), и выпускников высшей школы экономики и менеджмента УРФУ г. Екатеринбурга.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить содержание, сущность, специфику предпринимательской деятельности, и молодежного предпринимательства, в частности.
2. На основе анализа литературы, описать тенденции развития молодежного предпринимательства за рубежом и в России.
3. Определить и охарактеризовать сдерживающие факторы и барьеры развития предпринимательской деятельности молодых людей, а также меры преодоления этих барьеров.
4. Выявить особенности мотивации предпринимательской
деятельности студентов-выпускников (экономистов и психологов).
5. Сравнить особенности мотивации студентов-выпускников (экономистов и психологов) склонных и не склонных к предпринимательской деятельности.
Объект исследования: студенты-выпускники, обучающиеся на факультете психологии УРФУ и ГУ, и выпускники высшей школы экономики и менеджмента УРФУ г. Екатеринбурга.
Предмет исследования - особенности мотивации образовательных направлений.
База исследования: студенты - выпускники 4-5-х курсов, 2 курса магистратуры, факультета психологии УРФУ и ГУ, и высшей школы экономики и менеджмента УРФУ г.Екатеринбурга.
Теоретической основой нашего исследования послужила работа Р.Р.Хуснутдинова «Психологические факторы успешности предпринимательской деятельности малого бизнеса» (2007 г). Автор обнаружил значимые различия в отношении мотивации успешных и неуспешных предпринимателей, а также работа Собчик Л.Н. "Теория и практика психологической оценки личности". Собчик Л.Н. предполагает, что у каждого человека индивидуально - типологические свойства представлены восемью основными тенденциями, и на основе этих тенденций можно выявить спектр наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу виды профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. На основе работ Р.Р. Хуснутдинова и Собчик Л.Н., сформулированы гипотезы нашего исследования.
1) Студенты - выпускники, склонные к предпринимательской деятельности отличаются от студентов - выпускников не склонных к предпринимательской деятельности, высоким уровнем готовности к риску в сочетании с высокой мотивацией к успеху и низкой мотивацией к избеганию неудач.
2) У студентов - выпускников, существует взаимосвязь между преобладающим мотивом достижения к успеху и внутренним локусом контроля; а также существует взаимосвязь между преобладающим мотивом избегания неудач и внешним локусом контроля.
3) Существует взаимосвязь между готовностью к риску и чертами личности (экстраверсия, интроверсия, спонтанность, сензитивность (комфорность), тревожность, стеничность (агрессивность), ригидность, эмотивность (коммуникативность)) наличие которых является предпосылкой для предпринимательской деятельности.
Методики исследования:
• Методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса.
• Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса.
• Методика диагностики степени готовности к риску Г. Шуберта.
• Методика уровня субъективного контроля (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда.
• Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик.
• Авторская анкета (составитель Долгих Д.А.), целью которой является выявить основные мотивы и барьеры предпринимательской деятельности у молодых людей.
Математические методы исследования:
• Коэффициент корреляции Пирсона
• Критерий Манна — Уитни
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как: И.Г.Акперов, А.В. Бусыгина, Г.Ю.Власов, С.В. Гришаев, А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, Д. Макклелланд, Ж.В. Масликова, А. Михайлов, В.Г. Немировский, С.Г. Петросян, В.П. Познякова, Л.Н. Собчик, О.В. Чистякова, R. Brockhaus, F.Chigunta, I. Hatak, К. Lewis, C. Massey, U. Schoof, и другие.
Практическая значимость, проведенного исследования связана в практическом применении полученных знаний и использование их, с точки зрения тенденций развития молодежного предпринимательства. Результаты исследования могут служить информационной основой по развитию проектов, вовлекающих студентов в предпринимательский процесс и развивающих их знания, навыки и умения в области предпринимательства.
Новизна работы заключается в систематизации информации отечественной и зарубежной литературы по изучаемой теме, а также переведены на русский язык публикации по классификациям молодых предпринимателей зарубежных авторов которые, могут быть полезны для отечественных исследователей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из следующих частей: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня молодежное предпринимательство одно из ключевых направлений в развитии малого предпринимательства в России. Предпринимательство, а частности предпринимательство молодых людей в любом обществе является признаком прогресса. Молодежное предпринимательство оказывает влияние на социальный, а также культурный и экономический прогресс общества.
Цель нашей работы была достигнута, а именно решены теоретические и эмпирические задачи.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1. Определенно содержание, сущность и специфика предпринимательской деятельности, и молодежного предпринимательства в частности.
2. Описаны тенденции развития молодежного предпринимательства за рубежом и в России.
3. Определены и охарактеризованы сдерживающие факторы и барьеры развития предпринимательской деятельности молодых людей, а также меры преодоления этих барьеров.
4. Выявлены особенности мотивации предпринимательской деятельности студентов - выпускников.
5. Изучены особенности мотивации студентов - выпускников склонных и не склонных к предпринимательской деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методики:
• Методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса.
• Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса.
• Методика диагностики степени готовности к риску Г. Шуберта.
• Методика уровня субъективного контроля (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда.
• Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик.
• Авторская анкета (составитель Долгих Д.А.), целью которой является выявить основные мотивы и барьеры предпринимательской деятельности у молодых людей.
Статистический анализ позволил доказать следующие гипотезы:
1) Гипотеза 1 доказана полностью. Студенты - выпускники склонные к предпринимательской деятельности будут отличаться от студентов - выпускников не склонных к предпринимательской деятельности, высоким уровнем готовности к риску, в сочетании с высоким уровнем мотивации к успеху и низким уровнем мотивации избегания неудач.
В отношении экономистов гипотеза 1 полностью доказана. Экономисты склонные к предпринимательской деятельности отличаются от экономистов не склонных к предпринимательской деятельности высоким уровнем готовности к риску, в сочетании с высоким уровнем мотивации к успеху и низким уровнем мотивации избегания неудач.
В отношении психологов, гипотеза 1 доказана частично, психологи склонные к предпринимательской деятельности отличаются от психологов не склонных к предпринимательской деятельности только высоким уровнем мотивации к успеху.
2) Гипотеза 2 не доказана, согласно которой у студентов - выпускников, существует взаимосвязь между преобладающим мотивом достижения к успеху и внутренним локусом контроля; а также существует взаимосвязь между преобладающим мотивом избегания неудач и внешним локусом контроля. В результате статистической обработки данных не было обнаружено значимых корреляционных связей.
Однако гипотеза 2 доказана частично в отношении экономистов, существует взаимосвязь между преобладающим мотивом достижения к успеху и внутренним локусом контроля. В отношении психологов, гипотеза 2 не доказана.
3) Гипотеза 3 не доказана. Согласно которой, существует взаимосвязь между готовностью к риску и чертами личности (экстраверсия, интроверсия, спонтанность, сензитивность (комфорность), тревожность, стеничность (агрессивность), ригидность, эмотивность (коммуникативность)) наличие которых является предпосылкой для предпринимательской деятельности.
В результате статистической обработки данных не было обнаружено значимых корреляционных связей между готовностью к риску и чертами личности у студентов - выпускников.
Кроме того в исследовании были получены следующие результаты:
1. Результаты анкеты показали, что предпринимательская активность студентов - выпускников зависит от множества факторов. Больше половины студентов 74% (58 чел) ответили, что они хотели бы стать предпринимателем, при этом большинство студентов предпочитают создавать свой бизнес в сфере торговли и услуг.
2. В результате анализа математической обработки данных, не обнаружилось различий между группами: по уровню мотивации к успеху и по уровню субъективного контроля. Различие по уровню мотивации избегания неудач между группами неопределенно.
3. Анализ различий между студентами склонными и не склонными к предпринимательской деятельности показал следующее: различие по уровню готовности к риску достоверно, различие по уровню мотивации к успеху достоверно, различие по уровню мотивации избегания неудач достоверно.
4. Сравнение экономистов и психологов, склонных к предпринимательской деятельности показало, что в результате анализа математической обработки данных обнаружилось различие между группами по уровню степени готовности к риску. Также, не обнаружилось различий между группами: по уровню мотивации к успеху, по уровню мотивации избегания неудач и по уровню субъективного локуса контроля.
5. Сравнение экономистов и психологов, не склонных к предпринимательской деятельности показало, что в результате анализа математической обработки данных, не обнаружилось различий между группами по всем показателям.
6. Статистические различия между экономистами и психологами в зависимости от индивидуально - типологических качеств:
- достоверны по шкалам: экстраверсии, стеничности, тревожности.
- не достоверны по шкалам: ригидности, сензитивности, эмотивности.
- не определенны по шкалам: спонтанности, интроверсии.
В целом, проведенное исследование указало, что одной из задач вуза и государства сегодня должна стать активизация проектно-ориентированной работы, направленной на снижение влияния отсутствия финансовых и нематериальных ресурсов. Результаты исследования могут служить информационной основой по развитию проектов, вовлекающих студентов в предпринимательский процесс и развивающих их знания, навыки и умения в области предпринимательства. Мониторинг отношения студентов к предпринимательству необходимо проводить на постоянной основе, чтобы выявлять изменения в восприятии студентов к предпринимательской деятельности.



1. Агапов И.И. История экономической мысли. М.: Экмос, 1998.
2. Алямкина Е.А. Взаимосвязь мотивации достижения и временной перспективы. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна. 2008.
3. Акперов И.Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства, 2003.
4. Асаул А.Н. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности. СПб., 2007.
5. Баженова С. «Легко ли быть молодым предпринимателем?». Ж-р Технология дела. Выпуск № 7, 2012.
6. Бессолицын А.А. Проблема формирования институтов предпринимательства в западной и российской историографии. Ж-р Российское предпринимательство № 4 Выпуск № 2 (109) 2008 год, С. 129-132.
7. Блинов А.О, Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса. Российский экономический журнал. Выпуск № 2, 1995.
8. Блинов А.О., Вахромов Е.Н., Рябова Т.В. Основные проблемы развития малого предпринимательства и способы их преодоления. Вестник Астраханского Государственного Технического Университета. Выпуск №4, 2007.
9. Блинов А.О. Сложности и противоречия развития малого предпринимательства в России. Ж-р, Кавказ и глобализация. Выпуск №4, т.З, 2009.
10. Большой экономический словарь: 25000 терминов / под ред. А.Н. Азрилияна. - 7-е изд., доп. Институт новой экономики, 2004 г.
11. Бусыгин А.В. Предпринимательство. 2003.
12. Булычкина Г. К. Мотивация трудовой деятельности предпринимателей. Становление нового российского предпринимательства социологический аспект. М.: ИЭ РАН - 1998.
13. Верховская О. Р., Дорохина М. В. Отчет. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2011. Оценка факторов восприятия предпринимательства непредпринимательской частью населения.
14. Власов Г. Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе. Ж-р Российское предпринимательство № 10 Выпуск № 2 (194) С. 11-16. 2011.
15. Воронина Ю. «Молодежь не хочет рисковать и начинать свой бизнес». Российская Бизнес-газета. Выпуск № 939 (10), 2014.
16. Гинс Г.К. Предприниматель.- М., 1992. С. 19.
17. Гришаев С.В., Немировский В.Г. Социальный портрет молодого предпринимателя. Социс. Выпуск № 5, 2005.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ