Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические корреляты мотивации профессионального выбора старшеклассников

Работа №101211

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ
ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Теории мотивации отечественные и зарубежные 6
1.2 Мотивация выбора профессии
25
Выводы по Главе
1 45
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА
ПРОФЕССИИ 46
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 46
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 53
Выводы по главе 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Приложение А 80
Приложение Б 84
Приложение В 90
Приложение Г 92
Приложение Д 95
Приложение Е 96
Приложение Ж 97

В исследованиях Э. В. Балакирева, О. А. Манаенкова, С. И. Таланова, Д. И. Фельдштейна [3;33;48;51;52] выявлены причины и последствия глобальных изменений и обоснована необходимость социально­экономических и технологических преобразований в различных областях жизнедеятельности личности.
Новая социальная и экономическая ситуация не могла не повлиять на процесс развития и самоопределения молодежи. Д. И. Фельдштейн отмечает, что современные подросток и юноша формируются в условиях «перестройки ментальности», смены целей, ценностей, ориентаций, появления новых потребностей и новых возможностей их реализации.
Благодаря постоянному развитию и пересторйке общества, эта работа все больше приобретает свою актуальность. Выбор профессии становиться все более серьезным занятием, чем был раньше, когда профессий было не столь много.
Исходя из выводов и результатов исследований, у большинства молодых людей (в возрасте 15-17 лет) выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что затрудняет поиск собственного профессионального образа и создает психологические трудности, которые появляются в расхождении понятий «работа» и «профессия».
В связи с этим перед педагогами и психологами встает проблема поиска новых технологий и вариантов предпрофильной подготовки и подготовки старшеклассников к профессиональному выбору [46].
Можно предположить, что среди компонентов процесса профессионального самоопределения старшеклассников определяющей характеристикой в выборе профессии является профессиональная мотивация, которая может успешно формироваться в условиях общеобразовательной школы. Это определило цель исследования: исследовать мотивы выбора профессии старших школьников.
Как отметила З. И. Гришанова, «в процессе профессиональной ориентации весьма важным является формирование осознанных мотивов выбора профессии, что предполагает необходимость знать психологические особенности той или иной профессии, наиболее соответствующей интересам, склонностям личности школьника»[ 16]
Данная работа будет направлена на выявление корреляций между составляющими мотивационной системы, а именно склонностями выбора профессии, мотивами выбора профессии и смысложизненными ориентациями у школьников из старших классов.
Мотивацию и мотивы изучал всеми известный Абрахам Маслоу, но в другом виде. Он рассматривал ее как побуждение к действию. Сегодня этот термин понимается разными учёными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу — это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, что мотивация как явление психическое есть совокупность мотивов, это определение больше других подходит нам.
Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность»
В этом исследовании мы будем затрагивать немного другие виды мотивации, а именно мотивы выбор профессии старшими школьниками. Исследовательские данные позволяют говорить о том, что для подростков проблема выбора профессии является значимой и важной, но в решении данного вопроса им необходима помощь, направленная на выявление внутренних детерминант выбора профессии.
Цель исследовать мотивы выбора профессии старших школьников .
Объект: психологические корреляты выбора профессии
Предмет: психологические корреляты выбора профессии старшими школьниками
Гипотезы:
1. Смысложизненные ориентации связаны с мотивами выбора профессии.
2. Профессиональные склонности связаны с мотивами выбора профессии.
3. Школьники с низким и высоким уровнем общей осмысленности жизни имеют разные мотивы выбора профессии.
Для достижения цели и проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) провести анализ теоретических источников по проблематике исследования;
2) провести эмпирическое исследование мотивов выбора профессии;
3) провести обработку первичных данных исследования, выполнить их статистический анализ и проанализировать полученные результаты;
4) сформулировать выводы;
Методологическая и теоретическая база исследования.
Методы исследования:
теоретический анализ;
эмпирические;
количественный и качественный анализ данных;
Статистические методы обработки данных: описательная
статистика, и корреляционный анализ при помощи методики Спирмена.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе мы детально рассмотрели теории мотивации зарубежные и отечественные, а так же изучили понятие мотивов выбора профессии, смысложненных ориентаций и профессиональных склонностей.
Так же рассмотрели их теоретическую связь которую в ходе прведения эмпирического исследования нам необходимо будет подтвердить или опровергнуть
Таким образом мы выдвинули предположение о том, что СЖО связаны с мотивами, а те в свою очередь связаны со склонностями. А именно смысложизненные ориентации участвуют в становлении структуры мотивов выбора профессии, а те связаны с профессиональными склонностями.
Так же установили что необходимость самоопределения, как профессионального, так и личностного становится отличительной чертой этого возраста
Наша задача в этом исследовании была в том что бы проанализировать профессиональные мотивы старшеклассников и их связи со смысложизненными ориентациями и профессиональными склонностями.
По данным эмпирической части нашего исследования можно сделать выводы о том, что:
1. У школьников ведущими (по методике «Определение основных мотивов выбора профессии Павлютенков Е.М.») являются «Социальные», «Познавательные», «Материальные» и «Утилитарные» мотивы. Можно предположить, что в этих школах проводится качественная профориентационная работа, ведь по мнению Ф. И. Иващенко [18], наиболее действенным в плане будущего развития личности и дальнейшего профессионального становления, являются социальные и познавательные мотивы.
2. Мотив «Деловое отношение» преобладает у школьников, что является хорошим показателем. Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности [39].
3. Юноши и девушки склонны выбирать профессии разного вида, а именно юноши склонны к выбору профессии связанной с работой на производстве, а девушки профессии связанные с эстетическими видами труда.
4. Существуют прямые корреляции на уровне статистической значимости р < 0,05 и р < 0,01 между показателями смысложизненных ориентаций и мотивами выбора профессии
5. Люди с преобладанием разных смысложизненных ориентаций имеют разную выраженность мотивов выбора профессии.
6. Материальные блага являются для школьников отдаленной мотивацией которая пока, в молодости отходит на второй план, а на первом плане стоят мотивы отвечающие за внутреннюю мотивацию. Значительная часть исследований показывают что молодеж мотивируют, в перую очередь мотивы связанные с восстребованностью на рынке труда, с престижем профессии, или (же конкретно про людей выбирающих профессии медицинских специальностей) редко выбирают мотивы связанные с материальными благами как ведушие, а значимые их мотивы это помощь людям.
7. Существуют прямые и отрицательные корреляции на уровне статистической значимости р < 0,05 и р < 0,01 между показателями мотивов выбора профессии и профессиональными склонностями.
8. Разные склонности к выбору профессии, имеют связи с разными мотивами выбора профессии, поэтому можно сказать, что разные склонности имеют определенные мотивы, которые либо меньше, либо вообще не выражены у других склонностей. А именно, каждая профессиональная склонность имеет почти индивидуальный мотивационный профиль, свойственный только ей. Это может говорить о том что действительно, мотивы выбора профессии участвуют в формировании профессиональных склонностей.
9. Школьников с высоким уровнем осмысленности жизни больше мотивирует при выборе профессии стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда и материальные блага.
10. Школьники которые имеют большое количество жизненных целей, удовлетворены жизнью и способны брать за нее ответственность, более мотивированы к выбору профессии.
Можно сделать несколько выводов, что в целом школьники руководствуются в основном внутренними мотивами, что является хорошим показателем с точни зрения дальнейшей профессиональной жизни.
Так же имеется обширное количество связей мотивов выбора профессии со смысложизненными ориентациями, и с профессиональными склонностями.
У школьников с высоким уровнем осмысленности жизни показатели по шкалам мотивации выше в среднем, чем у школьников с низким уровнем осмысленности.
Так что мы можем подтвердить наше предположение о том что смысложизненные ориентации участвуют в становлении структуры мотивов выбора профессии.
Так же примечательно то что разные склонности имеют разную структуру мотивов, что предполагает сделать вывод, что мотивы выбора профессии связанны с со структурой склонностей.


1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни/ К.А. Абульханова- Славская. - М.: Мысль, 1991. - 158 с.
2. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Азбель; РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2004. - 18 с.
3. Балакирева Э. В. Профессиологический подход к педагогическому образованию : моногр. / Э. В. Балакирева ; РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 225 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - 2-е изд., стереотип. / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Изд-во Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 352 с.
6. Быстров А.Н. Специфика личностных свойств молодежи Севера: дис. ... д-ра психол. наук: 10.01.01 / А.Н. Быстров; Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского. - Ярославль, 2010. - 445 с.
7. Василюк Ф. Е. Психотехнический анализ психотерапевтического процесса/ Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. - 1998. - № 6. - С. 40­
43.
8. Волобуева Е.В. Влияние родителей на профессиональный выбор старшеклассника: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.В. Волобуева; ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет». - Ставрополь, 2007. - 198 с.
9. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации/ М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с.
10. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением/ Т.М. Буякас // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2001. №2. - С. 69-77.
11. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи/ Е.И. Головаха// Психология личности в трудах отечественных психологов. - 2009. -№2. - С. 262-276.
12. Головей Л.А. Психологическое становление субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Л.А. Головей; Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб., 1996.- 526 с.
13. Головей Л.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ: учеб. пособие / Грищенко Н.А., Головей Л. А., Лукомская С.А. Л.- СПб.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 79 с.
14. Головей Л.А., Данилова М.Ю. Профконсультационное заключение: Общий психологический практикум / Л.А. Головей, М.Ю. Данилова. - СПб.: Питер, 2011. - 64 с.
15. Гриншпун, С. С. Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе/ С.С. Гриншпун // Школа и производство.
• 1994. - № 6. - С. 11-12...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ