Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Работа №100954

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы86
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Основы развития роли государственно-частного партнерства в реализации социальной ответственности 8
1. 1. Происхождение и анализ роли государственно-частного партнёрства в реализации социальной ответственности 8 1.2. Основные положения государственно-частного партнерства: сущность, развитие 23
Глава 2. Развитие корпоративной социальной ответственности как эволюция государственно-частных отношений 33
2.1. Современные формы и риски реализации государственно-частного партнерства 33
2.2 Корпоративная социальная ответственность бизнеса: виды, формы сущность, взаимосвязь с ГЧП 42
Глава 3. Формирование социально-ответственного бизнеса на основе
развития государственно-частного партнерства 57
3.1. Социальное инвестирование как путь к развитию КСО в деятельности предпринимательского сектора 57
3.2 Форма государственно-частного партнерства на основе принципов социальной ответственности 68
Заключение 77
Список литературы 80


Актуальность темы диссертационного исследования. Глобализация и диверсификация рынков ставит новые задачи по теоретическому осмыслению закономерностей макроэкономических изменений и выработки долгосрочных стратегий практических действий в социально-экономической сфере. Основные тенденции современной экономики связаны с социальными инновациями, удовлетворяющими любые потребности общества от условий труда, образования и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества. В этой связи возникает потребность в создании и развитии новых экономических и институциональных инструментов, способных обеспечить необходимые условия для модернизации и повышения уровня социально-экономического развития, обеспечивающих социальную стабильность общества и безопасность государства. Для реализации этих задач требуется достаточно большое количество финансовых ресурсов, количественное и качественное интеллектуальное сопровождение, которое в данном случае обеспечивается социальными ресурсами. Решение подобных задач возможно на базе консолидации государственных и частных усилий в сферах совпадающих интересов. Консолидирующим принципом является социальная ответственность государства и частнопредпринимательского сообщества. Корпоративная социальная ответственность выступает как основа формирования новой экономики, построенной на знаниях, на социальном и интеллектуальном капитале, инструментом достижения которой является государственно-частное партнерство, генезис и развитие которого следует исследовать.
В последнее время, как в развитых странах, так и в России принципам государственно-частного партнерства отводится стратегическая роль в развитии предпринимательства. Она заключается в соединении частного и государственного капитала, человеческих, интеллектуальных ресурсов. Но стоит заметить, что без согласования общественных интересов эти отношения не смогут обрести должного развития и дать эффект, который от этих отношений ожидается. Без общественного участия существует риск захвата (в форме частичной или полной приватизации) частными структурами сектора социальной инфраструктуры с последующим его подчинением своим интересам. Таким образом, такой формат взаимодействия можно называть коммерческой сделкой с государством или аутсорсингом государственной деятельности, к тому же вызывающей негативные экономические и социальные последствия. В экономическом плане это может привести либо к приватизации, либо к национализации секторов, и это будет показателем провала государственно-частных отношений. В свою очередь это будет иметь отрицательные социальные последствия: при полной приватизации, частник перестанет направлять ресурсы на обеспечение социальных нужд; при национализации, государственные ресурсы будут реализовываться неэффективно. Таким образом, появляется необходимость в разработке механизма взаимовыгодного государственно-частного партнерства, направленного на обеспечение целей и задач общественного существования.
В рамках таких целей государственно-частное партнерство должно быть сформировано с главной характеристикой социально-ответственной структуры. Мировой опыт показывает, что такая среда взаимоотношений возможна при применении принципов корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность как механизм достижения социально-ответственного государственно-частного партнерства будет являться основной движущей силой формирования новых экономических отношений, построенных на интеллектуальном и социальном капитале. Таким образом, корпоративная социальная ответственность предполагает развитие таких ресурсов, которые необходимы для повышения социально-экономического уровня и развития инновационных технологий с одной стороны, и приведение в действие социально-ответственного государственно-частного партнерства.
Тем не менее, вне государственно-частного партнерства, государство остается обязано исполнять свои внутренние и внешние функции, а бизнес должен вести свою деятельность, повышая прибыльность и эффективность. Государственно-частное партнерство предполагает «закрытие» некоторых сфер государственного регулирования, но фундаментальные функции существования государства оно может обеспечить только само. К таким функциям можно отнести законодательные, судебные, исполнительные, международные и прочие, эффективность которых также зависит от внутреннего социального состояния, которая будет обеспечиваться практикой корпоративной социальной ответственности. Со стороны бизнес структур практика КСО повышает имидж компании и, как было описано выше, влияет на ее инновационный потенциал. Это повышает ее конкурентоспособные качества. Следовательно, помимо целей государственно-частного партнерства, КСО благоприятно влияет на прямые цели субъектов ГЧП. Рассматривая эффекты этих инструментов совокупно, стоит отметить, что они создают прочные предпосылки для урегулирования общественных потребностей различных уровней (финансовый, интеллектуальный, культурный) и формированию соответствующего уровня экономики, поддерживающей эти уровни.
Актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью установления формы партнерства государства и бизнеса, обеспечивающей создание условий для проведения социально-ответственной деятельности. Важность этого исследования существенно повышается в условиях усиленного влияния финансового кризиса, что требует разработки стратегического плана формирования социальных инноваций, осуществляемых при эффективном взаимодействии государства и бизнес среды. На национальном уровне эти направления создают фундаментально прочные связи для построения сильной экономической системы.
Цель исследования - разработка концепции к пониманию государственно-частного партнерства как форме взаимоотношений, нацеленной на улучшение общественной потребности.
Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. выявить исторические корни происхождения государственно-частного партнерства и принципы, на которых оно формировалось;
2. провести анализ существующих подходов к изучению
государственно-частного партнерства в мировой и российской практике;
3. рассмотреть современные формы государственно-частного партнерства;
4. выявить взаимосвязь и взаимозависимость государственно - частного партнерства и корпоративной социальной ответственности в целях удовлетворения общественных потребностей;
5. описать конкурентные преимущества, которые приобретают бизнес структуры от практики КСО, выявить путь приобщения бизнеса к КСО;
6. описать форму взаимодействия государственно-частного партнерства с применением принципов КСО, нацеленного на повышение социально-экономического уровня.
Объект исследования - социально-ответственное государственно-частное партнерство.
Предмет исследования - возникающие отношения между субъектами государственно-частного партнерства при консолидации общественных интересов.
Научная новизна исследования заключается в предложении нового подхода к пониманию целей создания государственно-частного партнерства, широты его сфер влияния на социальные институты. В рамках данного исследования делается попытка перевести государственно-частное партнерство в другую категорию, представляя его не как совокупность множества проектов между государственными органами и бизнес структурами по управлению объектами инфраструктуры, а как новую среду организации социально-экономического процесса в парадигме социальной ответственности.
Степень разработанности научной проблемы. Среди зарубежных экономистов, исследовавших проблемы ГЧП и его влияние партнерства на развитие мировой и национальных экономик, следует отметить У. Больца, М. Б. Геррарда, В. Гримсей, И. Р. Ескомби. В российской экономической науке исследования в сфере ГЧП проводятся такими авторами как: Е. М. Бухвальд, В. Г. Варнавский, И. А. Василенко, Ш. М. Валитов, А. В. Вилисов, И. Б. Дьяконова, А. В. Клименко, А. Королев, Е. А. Косинова, В. А. Мальгин, Л. Н. Медведева, И. А. Морозова,
Несмотря на то, что в работах указанных авторов рассмотрены различные аспекты формирования и функционирования институтов государственно-частного партнерства, развития корпоративной социальной ответственности, пока непроработанными остаются вопросы исследования корпоративной социальной ответственности в качестве этапа эволюционного развития государственно-частного партнерства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе проведенного исследования были достигнуты следующие результаты, отражающие его новизну и актуальность.
Проведен исторический анализ возникновения предпосылок и развития государственно-частного партнерства. Определено, что основными предпосылками возникновения государственно-частного партнерства являются отношения, формирующиеся относительно частной собственности и гражданских свобод. Проведено сравнение этих отношений в западных и восточных государствах. Показано, что восточные государства, являясь на протяжении большей части истории деспотичными, отвергали всяческую возможность развития взаимоотношений между государством и частным предпринимателем, и с другой стороны подавляли формирование общественные институтов. Западное государство шло по пути развития частной собственности и гражданских прав, при этом нарастала конфронтация между предпринимателем и обществом. Недостатки классического капитализма, усиливающаяся конфронтация между частным предпринимателем и социумом привели к необходимости государственного вмешательства в общественно-частные отношения для согласования интересов сторон и снятия социальных напряжений.
Рассмотрены подходы к изучению государственно-частного партнерства в мировой и российской практике. Показано, что большинство исследователей определяют государственно-частное партнерство как современный инструмент, необходимый для реализации больших проектов государственной инфраструктуры, в основе которого лежит объединение бизнеса и государства. Объединение бизнеса и государства происходят на финансовом, организационном, институциональном уровнях. Показано, что большинство подходов, рассматривающих государственно-частное партнерство, являются попытками охарактеризовать данный институт как систему экономических отношений, учитывая при этом особенности страны, в которой они развиваются. Выявлено, что государственно-частное партнерство является особой системой экономических отношений, в которой общественные и общенациональные интересы доминируют над целями конкретных субъектов.
Рассмотрены современные формы государственно-частного партнерства и риски, связанные с их особенностями этих форм. К современным формам относятся контракты на управление, договора аренды, контракты на эксплуатацию и обслуживание, концессии. Указанные формы ГЧП являются соглашением между государством и бизнесом для достижения их собственных интересов и не предполагают контроль этих отношений со стороны гражданского общества. Отсутствие институтов общественной легитимизации признания таких отношений формирует риски связанные с оппортунистическим поведением сторон, недобросовестности субъектов при выполнении своих партнерских обязательств и коррупции. Осуществление государственного и частного взаимодействия в таких условиях нельзя назвать партнерством, это дискредитирует всю сущность государственно¬частных отношений.
Недостатки форм государственно-частного партнерства и особенности тенденций современной экономики определяют взаимосвязь и взаимозависимость корпоративной социальной ответственности и государственно-частного партнерства. Необходимость развития
инновационной сферы, влияющей как на успешность коммерческой деятельности, так и на национальную экономику, обуславливает интерес государства и бизнеса к практике принципов корпоративной социальной ответственности. Институционализация общества усиливает роль социальной ответственности в объединении государства и частного сектора.
Описаны преимущества, которые бизнес приобретает от практики корпоративной социальной ответственности и в частности от социальных инвестиций. Деятельность бизнеса, связанная с обеспечением социальной сферы увеличивает интеллектуальный, социальный и человеческий капитал, позволяет мотивировать персонал предприятия к повышению качества труда, сформировать интерес к развитию компании. Результатом социальных инвестиций являются рост творческого потенциала персонала, рост производительности труда, повышение интереса к трудовому процессу у работников и распространение инновационной деятельности. Таким образом, направленность социальных инвестиций на развитие трудовых ресурсов и местных сообществ являются наиболее эффективными. Применение принципов корпоративной социальной ответственности также формируют позитивный образ компании у внешних субъектов - поставщики, клиенты, государственные органы. Те же субъекты являются участниками государственно-частных отношений, что подтверждает взаимосвязь корпоративной социальной ответственности и государственно-частного партнерства.
Предложена форма взаимодействия государственно-частного партнерства с применением принципов корпоративной социальной ответственности, нацеленная на повышение социально-экономического уровня общества. Выявлена необходимость формирования социальных институтов для регулирования государства и частного сектора, что создаст необходимую среду для проведения социально ответственной деятельности, являющейся основой для стабильного экономического роста страны.


1. Антипина Е.В. Шапкин И.Н. Перспективы развития капитализма: взгляды Й.А. Шумпетера. «Журнальный клуб Интелрос» №1, 2014
2. Автономов В. С. «Несвоевременные» мысли Йозефа Шумпетера / Й. Шумпетер // Капитализм, социализм и демократия. М. : Экономика, 1995.
3. Абрамишвили Н.Р. Модель учета стоимости интеллектуального капитала в оценке бизнеса. [Электрон. ресурс]: URL:http://www.avg.ru/pressa/pdf/abrami shvili_n.r._model_ucheta_stoimosti_intellektualnogo_kapitala_v_ocenke_biznesa
4. Аникина И.Д. Социальные инвестиции в инвестиционном портфеле компании. Волгоградский государственный университет. [Электрон. ресурс]: URL: http://skachate.ru/geografiya/36963/index.html
5. Андерсон П. Переходы от античности к феодализму/Пер. с англ. А. Смир¬нова под. ред. Д. Е. Фурмана.—М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).— 288 с.
6. Баженова Т.Л. Кейнсианство как основа этатистской модели экономики //
Вестник ОГУ. 2012. №13 (149). [Электрон. ресурс]: URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/keynsianstvo-kak-osnova-etatistskoy-modeli- ekonomiki.
7. Бакаленко А. Опыт Швеции в стабилизации уровня доходов.
«Журнальный клуб Интелрос» №1, 2014 [Электрон. ресурс]: URL:
http://www.intelros.ru/readroom/alternativi/a1-2014/23388-opyt-shvecii-v- stabilizacii-urovnya-dohodov.html
8. Бритвин И.А. Социальная ответственность бизнеса, социальное инвестирование и конкурентоспособность бизнеса.//Волгоградский Государственный Технический Университет, Россия. [Электрон. ресурс]: URL: http: //www.rusnauka.com/12_KPSN_2013/Economics/ 10_135072.doc.htm
9. Батаева Б.С. Направления формирования российской модели корпоративной ответственности // Известия СПбУЭФ. 2010. №5. [Электрон.
ресурс] : URL: http://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-formirovaniya-
rossiyskoy-modeli-korporativnoy-otvetstvennosti
10. Батаева Б. С. Корпоративная социальная ответственность в зеркале общественных ожиданий // Вестник ФА. № 1 (41) - М.: 2007.
11. Бруссер, П.А. Г осударственно-частное партнерство - новый
механизм привлечения инвестиций / П. А. Бруссер // Рынок ценных бумаг. - 2007-№2.-С. 29-33.
12. Бернарден Акитоби, Ричард Хемминг и Герд Шварц. Государственные инвестиции и государственно-частные партнерства. // Международный валютный фонд. - 2007.
13. Богачев Ю.С. Государственно-частное партнерство в инновационных системах/ Ю.С. Богачев, А.М. Октябрьский // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2012.№ 2.-С.7-14.
14. Васильев Л.С. Восток и запад в истории. [Электрон. ресурс]: URL: http : //abuss.narod.ru/Biblio/AlterCiv/vasiliev.html
15. Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора. - М.: МОНФ, ИМЭМО РАН, 2003. - 270 с.
16. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика / В.Г. Варнавский; Институт мировой экономики и международных отношений. -М.: Наука, 2005.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ