Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Работа №100942

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы124
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА 11
1.1. Понятие «социальное партнерство»: подходы к его определению, основные
направления, механизмы реализации 11
1.2. Нормативно-законодательная база, регулирующая деятельность органов
местного самоуправления в развитии межсекторного взаимодействия 28
1.3. Система взаимодействия органов власти, бизнеса и некоммерческих
организаций на муниципальном уровне 44
1.4 Методология социального проектирования как инструмент развития
социального партнерства 56
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 62
2.1. Характеристика «Центра поддержки некоммерческих организаций» как
субъекта развития социального партнёрства в Железнодорожном районе города Екатеринбурга 62
2.2. Анализ лучших практик социального партнерства в деятельности органов
местного самоуправления РФ 74
2.3. Методические рекомендации по развитию социального партнерства на
муниципальном уровне 91
2.4. Внедрение социальных услуг на базе некоммерческих организаций как
технология социального партнерства 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 105
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ МАГИСТРАНТА 113
ПРИЛОЖЕНИЯ 114


Актуальность темы исследования. Основной целью создания системы взаимодействия органов власти с некоммерческими организациями является, прежде всего, повышение эффективности осуществляемой социальной политики. Как показывает практика, участие некоммерческих организаций в реализации целевых социальных программ является самой широкой формой участия в реализации региональной политики. Органы государственной власти, бизнес структуры и институты гражданского общества тесно связаны между собой, оказывают влияние друг на друга. Их взаимодействие позволяет более полно использовать как экономический, так и нравственный потенциал общества.
Межсекторное взаимодействие имеет несомненные плюсы для всех трех секторов, не говоря уже о том, что оно создает синергетический эффект в решении актуальных социальных проблем современного общества и способствует повышению качества жизни населения. Для некоммерческих организаций взаимодействие с властью и бизнесом решает проблему мобилизации внешних ресурсов, создает дополнительные источники финансирования, повышает их имидж и авторитет в обществе, обеспечивает доверие со стороны представителей целевых групп, предоставляет дополнительную возможность социальной рекламы своей деятельности.
В процессе взаимодействия с организациями третьего сектора экономики органы власти оказывают влияние на осуществление деятельности некоммерческими организациями, используя определенные механизмы и тем самым способствуя формированию наиболее благоприятного климата для их развития и повышения их конкурентоспособности в сфере предоставления социальных услуг.
Актуальность диссертационного исследования определяется также выходом общественных организаций на рынок социальных услуг в качестве динамичных и гибких социальных структур, которые аккумулируют новые
идеи и адаптируются к интенсивно меняющейся социальной реальности. Общественные организации, способствуя реализации гражданских инициатив, активно включают население в процесс формирования социальной политики государства.
Актуальность партнерских институтов наиболее высока на муниципальном уровне, так как у них имеется общая цель: социальное благополучие местного сообщества. Система межсекторного партнерства активизирует накопление социального капитала в местном сообществе и делает его более стабильным.
Степень научной разработанности проблемы. Углубленное изучение темы межсекторного взаимодействия в российской общественной науке ведется с середины 90-х гг. ХХ века. Среди фундаментальных и раскрывающих методологические основы построения межсекторного взаимодействия можно назвать работы таких российских исследователей как В. Н. Якимец, Л. И. Якобсон, И. В. Мерсиянова, И. М. Модель и Б. С. Модель, А. Г. Акрамовская, А. Ю. Сунгуров, Н. Л. Хананашвили, Б. Т. Пономаренко, М. Г. Флямер, С. П. Перегудов, Л. Н. Коновалова и др.
В. Н. Якимец ввел в научный оборот ключевое теоретическое понятие «механизм межсекторного социального партнерства», разработал одну из первых в российской науке типологий данных механизмов. Аспекты участия организаций третьего сектора в процессах реализации социального партнерства, в той или иной степени в своих работах рассматривают А. С. Автономов, А. А. Ловкова, В. В. Михайлова, Н. С. Нестеренко и др.
В прикладных исследованиях межсекторного взаимодействия, которые были реализованы в России в конце ХХ века, характеристику межсекторного взаимодействия в контексте реформы социальной сферы исследовали А. С. Автономов, О. В. Зыков, И. Е. Доненко и др. Анализ социально-экономической политики государства в отношении развития третьего сектора, разработку концепции модельного законодательства о поддержке третьего сектора в регионах России, привлечение организаций третьего сектора отражены в трудах Б. Л. Рудника,О. В. Макаренко, С. В. Шишкина, Л. И. Якобсона. Изучению правовых аспектов взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления и государственной власти, в том числе разработке региональных нормативных актов, исследованию правовых основ внедрения механизма социального заказа посвящены труды Н. Ю. Беляевой, О. В. Макаренко, А. Г. Акрамовской, И. А. Старостиной, А. К. Толмасовой, Е. С. Шугриной. Результаты опросов экспертов в области межсекторного взаимодействия, лидеров некоммерческого сектора о взаимоотношениях с другими организациями, руководителей коммерческих организаций, а также данные исследований, позволяющие проанализировать отношение населения к филантропическим проектам коммерческих компаний представлены в монографиях Е. Ю. Мелешкиной, Т. А. Гребневой, С. В. Туркина, Л. А.Юрченко, И. В. Мерсияновой и т.д.
Несмотря на высокую степень научной разработанности отдельных аспектов межсекторного социального партнерства, проблемы его реализации на уровне отдельных территорий в контексте деятельности органов местного самоуправления нельзя считать достаточной. Несмотря на богатейший опыт зарубежных исследований в этом направлении, российская специфика институционального взаимодействия, государственного, некоммерческого и бизнес-сектора и населения требует дополнительного внимания исследователей к разработке и внедрению определенных механизмов социального партнерства, учитывающих социальные, культурные, экономические и политические характеристики современной России.
На наш взгляд, в научной литературе исследованию деятельности современных общественных организаций в социальной сфере, аспектам их взаимодействия с органами власти и бизнес-структурами уделяется недостаточно внимания. Требуется детальный анализ применяемых на муниципальном уровне практик управления межсекторным взаимодействием, определения место, роли, функционала в социальном партнерстве субъектов муниципального управления.
Актуальность настоящего диссертационного исследования диктует выбор его объекта, предмета, цели и задач.
Целью магистерской диссертации является разработка стратегии и тактики деятельности органов местного самоуправления по эффективному управлению (развитию социального партнерства) межсекторным взаимодействием территории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать теоретические и методические подходы к пониманию сущности термина «социальное партнерство».
2. Изучить нормативно-законодательную базу, регулирующую деятельность органов местного самоуправления в развитии межсекторного взаимодействия территории.
3. Изучить лучшие практики социального партнерства, применяемые в Российской Федерации.
4. Разработать концептуальную модель взаимодействия локального уровня, обозначить стратегические направления деятельности органов МСУ.
5. Выявить ключевые проблемы в развитии социального партнерства на уровне района муниципального образования.
6. Разработать рекомендации для органов МСУ в управлении развитием межсекторным взаимодействием на уровне МО «город Екатеринбург».
Объектом исследования в данной магистерской диссертации являются практики взаимодействия органов местного самоуправления, НКО и бизнеса.
Предметом исследования — управление межсекторным
взаимодействием в процессе формирования социального партнерства на уровне муниципалитета.
В рамках работы над магистерской диссертацией использовались следующие методы сбора и обработки информации:
• изучение и анализ научной и периодической литературы, Интернет- ресурсов, сайтов органов местного самоуправления, некоммерческих организаций;
• анализ нормативно-правовых источников (в частности, федеральных и областных законов, постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ, документов, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления);
• экспертные интервью, в которых в качестве экспертов выступили специалисты муниципальной службы Свердловской области и лидеры некоммерческих организаций региона (№=18), качественный анализ собранных данных.
Информационную базу исследования составили материалы ежегодных докладов Общественной Палаты РФ о развитии гражданского общества в РФ, результаты вторичного анализа статистических данных и материалов социологических исследований, проведенные научно-исследовательскими центрами России: НИУ «Высшая школа экономики», аналитическим центром «Левада-Центр», законы Российской Федерации и Свердловской области, законодательные акты, нормативно-правовые документы, данные специализированных периодических изданий, интернет-публикации, материалы информационных порталов, материалы экспертных опросов. В работе использованы результаты опроса экспертов (лидеров некоммерческих организаций, представителей органов местного самоуправления), имеющих стаж и большой практический опыт в сфере управления, взаимодействия или организации деятельности третьего сектора, который был реализован автором исследования в 2014 году.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая новизна работы состоит в разработке теоретических основ организации социального партнерства на муниципальном уровне как системы межсекторного взаимодействия, где определяющую роль играют органы
местного самоуправления; в построении авторской классификации направлений социального партнерства, в основу которой положено соотношение механизмов партнерства с процессом реализации социальной политики. При этом учитывается три ключевых этапа осуществления любого направления политики, а именно: этап инициирования, этап реализации, этап оценки эффективности.
Практическая новизна диссертационного исследования определяется потребностями реальных субъектов муниципального управления в разработанных диссертантом рекомендациях по совершенствованию практики управления социальным партнерством на муниципальном уровне, необходимостью внедрения конкретных технологий в деятельность местных некоммерческих организаций, таких как технология социального проектирования в сфере предоставления социальных услуг. Результатом работы являются практические рекомендации для органов местного самоуправления по совершенствованию системы управления межсекторным взаимодействием, а также рекомендации для организаций третьего сектора по реализации технологии оказания социальных услуг населению и проектированию своей деятельности.
В дальнейшем авторские разработки диссертанта будут использованы на практике для обучения муниципальных служащих, занимающихся взаимодействием с некоммерческими организациями, специалистов по социальной работе и лидеров третьего сектора.
Положения, выносимые на защиту
Основные научные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту, состоят в следующем:
1. В работе дана характеристика социального партнерства как системы межсекторного взаимодействия, реализуемого на разных уровнях управления. В диссертации под «социальным партнерством» на муниципальном уровне понимается система конструктивного взаимодействия таких субъектов, как органы местного самоуправления, некоммерческие 8
организации и коммерческие предприятия, реализуемая посредством активизации различных социальных механизмов. Российская специфика функционирования данной системы заключается в ключевой, определяющей, направляющей и координирующей роли властных структур в инициировании и развитии различных форм социального партнерства в интересах населения, проживающего на определенных локальных территориях в условиях ресурсных ограничений и относительной нормативно-правовой свободы для реализации данного взаимодействия.
2. Автором предлагается рассматривать социальное партнерство на муниципальном уровне как обоюдовыгодные социальные практики взаимодействия, в рамках которых органы местного самоуправления повышают свой потенциал в разработке и реализации политики, улучшающей легитимность государственного сектора; коммерческие структуры обеспечивают себе доверие со стороны власти и населения, рост лояльности к ним на местных рынках, расширение возможностей управления рисками, преимущества привлечения, мотивации и удержания работников; некоммерческие организации решают проблему мобилизации внешних ресурсов; получают дополнительные источники финансирования; формируют свой социальный имидж, что в итоге способствует профессионализации третьего сектора.
3. Существующие классификации механизмов и технологий социального партнерства, базирующиеся на экономических, неэкономических, технологических и институциональных формах взаимодействия, дополнены новой авторской классификацией, в основу которой положено соотношение форм и видов партнерства с процессом реализации социальной политики.
4. Предложены рекомендации органам местного самоуправления как ключевому субъекту — инициатору социального партнерства на муниципальном уровне. Выполнение данных рекомендаций обеспечит развитие некоммерческого сектора определенной территории, стимулирует позитивные формы гражданской активности населения, позволит системно привлекать предприятия территорий к социальным проектам и кампаниям.
5. В работе разработана одна из востребованных в процессе межсекторного взаимодействия социальных технологий по проектированию «Внедрение социальных услуг на базе некоммерческой организации как один из основных механизмов реализации социальных практик на территории Екатеринбурга», обеспечивающая включение некоммерческих организаций в реализацию социальной политики территории, привлечение и включенность в процесс оказания услуг не только ресурсов государства и субъектов власти, но коммерческих организаций, активизацию населения.
Апробация результатов исследования. В марте 2014 г. проведен семинар по обмену опытом лидеров НКО г. Екатеринбурга на базе Центра поддержки НКО Железнодорожного района. Основные идеи диссертационной работы представлены на Всероссийской научно-практической конференции XIX Уральские социологические чтения: региональные особенности разработки и реализации социальной политики (14-16 марта 2013 г.). Диссертант
подготовил параграф главы в учебном пособии для студентов магистратуры направления подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» — Теория и методы анализа публичной политики: учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Ю. Старцева. Екатеринбург, Уральский институт управления РАНХиГС, 2014. 325 с. (0,7 п.л.).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы, включающего 75 источника, 5 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно российской специфики развития практик социального партнерства предпочтительным инициатором межсекторного взаимодействия чаще всего выступают органы власти. В этом случае муниципальный орган управления является субъектом публичной власти, наиболее приближенным к населению и обладающим значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов жизнедеятельности членов местного сообщества. Органы местного самоуправления, несмотря на ограниченность своих ресурсов, в большей степени несут моральную ответственность по отношению к жителям той территории, на которой они функционируют. В то же время, можно объективно утверждать, что в российской практике ресурсы взаимодействия между органами власти и НКО используются не в полном объеме.
Основной целью нашего исследования была разработка стратегии и тактики деятельности органов местного самоуправления по эффективному управлению межсекторным взаимодействием территории. Для достижения этой цели были изучены основные сущностные характеристики социального партнерства; проанализирована нормативно-правовая и теоретико-методологическая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления в развитии межсекторного взаимодействия территории; изучены лучшие практики социального партнерства, применяемые в Российской Федерации; выявлены ключевые проблемы в развитии социального партнерства на уровне муниципального образования.
Взаимодействие бизнеса и общественного сектора выглядит особенно перспективным ввиду большого разнообразия сфер и видов деятельности последнего. При этом усилия НКО сосредоточены в таких социально значимых областях, как образование и воспитание, социальная работа, здравоохранение, культура и досуг, правовая защита, экология и др. Не менее важной видится роль НКО в экспертной и благотворительной деятельности. Данные
направления, пожалуй, наиболее перспективны с точки зрения взаимодействия с бизнес-структурами. Кроме того, в условиях, когда коммерческий сектор все меньше выражает согласие заниматься непрофильной деятельностью, выполнение НКО некоторых определенных функций в сфере социальной политики видится рациональным и с экономической точки зрения.
Межсекторное социальное партнерство в настоящее время является «социальной инновацией» муниципальной власти России [52]. Оно продвигается как модель высокого потенциала развития, в которой сотрудничество между тремя секторами общества увеличивает возможность решения проблем социально-экономического развития и делает важный вклад в развитие гражданского общества. Это сотрудничество является взаимовыгодным всем партнерам. Для государственного сектора партнерство с общественными организациями повышает потенциал в разработке и реализации политики, которая способна улучшить легитимность государственного сектора.
Для общественных организаций сотрудничество с двумя секторами дает организационное развитие, появление дополнительных ресурсов, навыки лоббизма, признание и усиление статуса. Для бизнеса партнерство дает улучшение репутации бренда, способствует росту лояльности к нему на местных рынках, расширяет возможности управления рисками, предоставляет преимущества привлечения, мотивации и удержания работников, а также способствует гуманизации бизнеса [52].
Только при взаимодействии и совместными усилиями возможно решение общезначимых социальных проблем, таких как оказание помощи социально ослабленным (благотворительность), борьба с проявлениями насилия (посредничество в мирном разрешении конфликтов всех уровней), снижение загрязненности окружающей среды, сохранение культурного и исторического наследия и т.п.
Представители каждого сектора по-разному осознают свою ответственность за участие в решении таких проблем, имеют разные возможности и ресурсы для помощи. Часто у них разные представления и о самой природе социальных проблем. Однако, несмотря на все различия и противоречия, сотрудничество необходимо: ни государство, ни бизнес, ни общественность не могут «в одиночку» преодолеть социальную несправедливость и конфликты, обеспечить людям возможность достойной жизни.



1. Конституция Российской Федерации (в ред. от 30.12.2008)
2. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» №135-ФЗ от 11.08.1995 (в редакции от 05.05.2014).
3. Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82 -ФЗ от 14.05.1995 (в редакции от 31.12.2014).
4. Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 (с изменениями и дополнениями от 22.12.2014).
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»№ 131-ФЗ от 06.10.2003 (в редакции от 29.12.2014).
6. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» № 212-ФЗ от 21.07.2014.
7. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания
граждан в РФ»№ 442-ФЗ от 28.12.2013.
8. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»№ 40-ФЗ от 05.04.2010 г.
9. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и
детских общественных объединений» № 98-ФЗ от 28.06.1995
(редакция от 05.04.2013).
10. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗот 12.01.1996 г. (в редакции от 31.12.2014).
11. Областной закон «О государственной поддержке некоммерческих организаций в Свердловской области»№ 4-ОЗ от 26.01.2012 г. (в редакции от 05.04.2013).
12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11. 2008).
13. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ № 1054-р от 30.07.2009 г. (действующая редакция).
14. Постановление Правительства Свердловской области «О стратегии социально экономического развития Свердловской области на период до 2020 года № 873-ПП от 27.08.2008.
15. Автономов А. С., Виноградова Т. И. и др. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России: Учебник. М.: Фонд НАН, 2003.416 с.
16. Акрамовская А. Г. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / /Межсекторное социальное партнерство в России: состояние, механизмы, стратегии, управление развитием в регионах: 08.00.05/А. Г. Акрамовская; М., Гос.ун-т упр-ния, 2007. 177 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ