1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВО ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 8
2. КРЕАТИВНОСТЬ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА 16
2.1 Понятие креативности 16
2.2 Творческие идеи - двигатель экономики 18
2.3 Соотношение интеллекта и креативности 20
2.4 Гендерные различия интеллекта и креативности 22
2.5 Психология научного творчества 26
2.6 Формирование креативности при подготовке инженеров 28
2.7 Особенности конструктивно-технических задач, как инструментов к
повышению результативности деятельности инженера 33
3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ
МОЛОДЕЖИ 39
3.1 Критерии оценки креативности в различных теориях 39
3.2 Методы оценки креативности 41
4. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕХАНИКОВ
ПЕРВОГО КУРСА 50
5. ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ И ОБРАБОТКА
ПОЛУЧЕННЫХ ОПЫТНЫХ ДАННЫХ 56
5.1 Реализация методики исследования в условиях ММИ УрФУ 56
5.2 Предварительная обработка опытных данных 68
5.3 Уточненная обработка данных 73
6. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-1 «Закончи рисунок» 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест-2 «Механической понятливости Беннета» 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты исследования по итогам данных - все группы ММИ 113
РЕФЕРАТ
КРЕАТИВНОСТЬ., ИНТЕЛЛЕКТ, ТВОРЧЕСТВО, ВЫБОРКА, СТУДЕНТЫ, ТЕСТ, КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
В 1-й главе рассмотрены факторы, влияющие на качество подготовки специалистов в вузе в общем и на конкретном примере УрФУ.
Во 2-й главе приведены общие понятия креативности, их сравнение, особенности проявления креативности у студентов технических специальностей, произведен разбор и сравнение понятий «креативность» и «интеллект».
В 3-й главе рассмотрены критерии и методы оценки креативности.
В 4-й описывается методика проведения исследования креативности у студентов ММИ.
В 5-й главе происходит обработка полученных данных
В 6 главе приводится анализ полученных данных с определением выводов и предложением мероприятий по дальнейшей работе с Рецензентами
Дипломный проект содержит: 119 с., 12 рис., 23 табл., 31 источников, 3 прил.
Основной целью написания работы является оценка креативности студентов первого курса мехнико-машиностоительного института УрФУ. Сама по себе оценка это некоторый процесс, который в конечном итоге будет иметь конкретные выводы и предложены мероприятия к действию или бездействию по факту полученных и обработанных данных, но без проведения некоторых подготовительных мер исследование не имеет возможности состояться.
В наше время - в Век технологий каждый человек стремится проявить навыки, способности и умения, отличающие ЕГО от другого, вроде бы такого же, похожего человека. Этот факт применим к любому виду деятельности, практически каждый человек считает себя и свое поведение «не похожим на остальных», ну или как минимум старается это показать. Это не обязательно может быть проявлением Креативности, или творческого подхода к процессу, просто каждый человек пытается что-то менять в установленной и окружающей его системе: увлеченные танцами изобретают новые направления, спортсмены - открывают новые виды спорта, еще лет 5 назад, например, никто не мог предположить что можно сочетать игровые виды спорта и борьбу, сегодня это называется - Регбол. Даже обычные домохозяйки стараются найти вокруг себя что-то новое или обрести новый способ решения привычных дел. Даже если, всё это назвать нашей обычной повседневной жизнью, без применения и выделения отдельных терминов, мышление таких людей нельзя назвать стандартным, в любом случае, человек, стремящийся что-то поменять в своей жизни способен провоцировать работу некоторой области своего головного мозга с целью генерации новой идеи. В течении последних 2,5 лет я имею возможность наблюдать за отдельной категорией молодежи - Студентами технического института. Сама не так недавно была выпускницей этого вуза, но нынешние студенты в достаточной степени отличаются от «нашего поколения». Не Век, а последние 5 лет существования всемирной сети Интернет и иных технологических прорывов внесли колоссальный вклад в развитие человечества, а особенно в категорию людей, возраст которых не превышает - 25 лет. Они называют себя «Современными», «Креативными», «Творческими», говорят, что готовы к новым открытиям и разрушениям границ, это поколение не видит никаких преград для достижения своих целей. Вопрос состоит лишь в том, что это за цели?!
После завершения процедуры «Зачисления» - абитуриент, названный теперь студентом, встает на тропу, которая должна привести его к намеченной цели - в нашем случае (по нашему мнению, как принимающей стороны), к получению им основ той или иной профессии - технической профессии. Во всяком случае, обеспечить условия для достижения их этой цели является задачей вуза, а уж пользоваться или нет данной услугой - решать «заказчику». По факту обучения в вузе современные студенты проявляют креативный и творческий подход и «изобретательство». Только не то «изобретательство», которое приходит на ум нашему старшему поколению: не созидать и не вносить вклад в современную науку и окружение, а проявлять «Изобретательство» в самом процессе обучения. Можно, например, не мучиться на лекциях, а вместо получения навыка черчения - снять изображение, подготовленное преподавателем на камеру и уже дома разобрать материал, тоже можно проделать и с обычными конспектами, и иными материалами, способствующими обучению и получению определенных навыков. В виду возможности совмещения в нашем вузе учебного процесса и внеучебной работы - «Креативное» поколение способно подготовить для себя «творчески- креативный досуг», однако задуматься над не стандартным решением задач, предложенных учебной программой не считается интересным и занятным мероприятием.
С условием того, что набор 2013-2014 года обучения значительно отличается от остальных курсов своей массовостью за последние 10-12 лет, было предложено провести исследование уровня креативности студентов 1 курса. В работе рассмотрены множество факторов, без которых, по моему мнению, не может быть произведена оценка этого показателя: от факторов, влияющих на качество получаемого образования, до гендерных особенностей испытуемых по вопросу творческого подхода к тому или иному процессу. В качестве инструмента испытания были выбраны 3 теста определения уровня креативности, целью которых является определение различных критериев: способность к решению конструктивно-технических задач или проявление воображения. Итогом исследования планируется считать данные результатов тестов, описанные законами математической статистики для корректной оценки и получения полезной информации с целью определения практической пользы от проведенного мероприятия, а также предложения мероприятий по открытию новых или развитию имеющихся способностей у ребят.
Основатель теории инженерной деятельности П.К.Энгельмейер писал: «Творчество является высшим проявлением человеческого духа» [1, с.20].
Инженерное дело относится к такой сфере деятельности человека, в которой в равной мере представлены логическое и образное, рациональное и иррациональное, аналитическое и синтетическое, то есть лево- и правополушарное мышление. В реальной практике инженерного труда соотношение указанных типов мышления заметно меняется. У инженеров, ведущих расчеты изделий, у инженеров- системщиков в большей степени развито и используется формально-логическое мышление, а у инженеров-конструкторов, дизайнеров - образное и интуитивное. Органичное взаимодействие этих типов мышления, левого и правого полушарий, их диалог и составляют сущность настоящего инженерного мышления, совершенно необходимого главным конструкторам, руководителям проектов, изобретателям
Недаром И.Кант говорил о диалогичности человеческого мышления: «Мыслить - значит говорить с самим собой ... слышать самого себя» [1,с. 21].
В данной работе было проведено исследование креативности студентов- механиков 1 курса УрФУ 2013/2014 учебного года. Прежде, чем получить опытные данные, необходимо было определить общее понятие «Креативности», историю, методы и критерии оценки, а также мнения отечественных и зарубежных представителей направления психологии в области оценки креативности. Очень важно было определить какие факторы необходимо учитывать для формирования и оценки креативности студентов-инженеров, определить влияет ли творческий подход на способность к обучению. Кроме того, очень важно отметить и другие факторы, влияющие на подготовку инженеров во время обучения в вузе: мотивация к учебной и будущей деятельности, материально-техническое обеспечение вуза и его конкурентоспособность, помощь коллег и будущих работодателей и тд. Проведя краткую оценку можно сделать вывод что достаточно широкий спектр факторов влияет на процесс обучения будущего специалиста. Изучено влияние и взаимодействие понятий «Креативность» и «Интеллект».
Кроме того, в данной работе подробно описаны известные методы оценки креативности и творческих способностей. Важно понимать и разделять критерии, относящиеся к гендерным развитиям людей, и то, как с изменением возрастной группы изменяются и характеристики того или иного показателя.
В последней главе, выбрав некоторый пакет необходимых инструментов, было проведено исследование. В эксперименте участвовало 325 студентов ММИ, вес они прошли испытания тремя тестами, определяющими разные критерии показателя Креативности. В итоге, с помощью инструментов математической статистики полученные данные были обработаны и проанализированы. По факту проведения исследования особых отклонений выявлено не было. В среднем все группы соответствуют среднему показателю, а имеющие место быть отклонения обусловлены некоторыми незначительными факторами. То есть можно сделать вывод, что студенты, обучающиеся в ММИ в этом году вполне способные к обучению инженерных наук личности. В качестве рекомендаций, по моему мнению - необходимо с начала обучения уделять больше внимания развитию как креативного и творческого мышления, так и общих способностей, так как инженерное образование невозможно выстроить на одном лишь «творческом дыхании». Для усвоения материала необходим базовый багаж теоретических знаний, которые в последствии уже можно приумножить и преобразовать в умения и навыки.
1. Бородин Е.А. Современные концепции инженерного образования // Ползуновский вестник. 2005. -№.3. С.19-21
2. Мотивация. Материал свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki15.
3. Козик Е.С. Личностно - деятельностная концепцияформирования профессиональной готовности будущих инженеров - механиков к проектно - конструкторской деятельности // Альманах современной науки и образования.
2007. -№ 6, С.73
4. Шавандина О.В. «К вопросу о конкурентоспособности специалистов, подготовленных вузом» // Ползуновский вестник. 2005. -№4 сС. 163-164
5. Кузьмин С.Ю.Креативность как спектр личностных качеств студент. // Альманах современной науки и образования 2010. -№ 5. С. 110
6. Ребер. А.Большой толковый психологический словарь / М: Вече-Аст, 2000. 591с
7. Петровский А.В Краткий психологический словарь под ред, Ярошевского М.Г./ Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 505с.
8. Копорулина В.Н Словарь. / Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. 639с.
9. Николаева Е.И. Психология детского творчества. / Санкт-Петербург: «Речь», 2006. с.18-85
10. Представление о креативности http://www.psychologyrise.ru/pris-690-1.html
11. Емельянова И. Н.Междисциплинарный подход в определении понятия «креативность» // Альманах современной науки и образования. 2010. -№ 11, С. 45-47
12. Рок Д. МОЗГ Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок / М: Альпина паблишер, 2013. с. 116-118
13. Валуева Е. А. Интеллект, креативность и процессы распространения активации // Психология. Журнал высшей школы. 2006. -№3 С. 130-142
14. Поддьяков А. Н. Ты гений или просто умный? // Знание - сила. 2002. -№9. С. 78-81
15. Богоявленская Д.Б Что вявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. Журнал высшей школы. 2004. -№ 2. С. 54-65
16. Гендерные различия интеллекта и креативности взрослых людей http://www.medicinapediya.ru/akmeologiya_770/gendernyie-razlichiya-intellekta- kreativnosti-38689.html
17.. Регирер Е. И О профессии исследователя в точных науках, М: Наука, 1969 с.19
18. Васин В.А. Изобретательство в профессиональном образовании // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий М: 2013. 61-65с.
...