Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ММИ УРФУ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЁ РАЗВИТИЮ

Работа №100919

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2014
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВО ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 8
2. КРЕАТИВНОСТЬ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА 16
2.1 Понятие креативности 16
2.2 Творческие идеи - двигатель экономики 18
2.3 Соотношение интеллекта и креативности 20
2.4 Гендерные различия интеллекта и креативности 22
2.5 Психология научного творчества 26
2.6 Формирование креативности при подготовке инженеров 28
2.7 Особенности конструктивно-технических задач, как инструментов к
повышению результативности деятельности инженера 33
3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ
МОЛОДЕЖИ 39
3.1 Критерии оценки креативности в различных теориях 39
3.2 Методы оценки креативности 41
4. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕХАНИКОВ
ПЕРВОГО КУРСА 50
5. ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ И ОБРАБОТКА
ПОЛУЧЕННЫХ ОПЫТНЫХ ДАННЫХ 56
5.1 Реализация методики исследования в условиях ММИ УрФУ 56
5.2 Предварительная обработка опытных данных 68
5.3 Уточненная обработка данных 73
6. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-1 «Закончи рисунок» 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест-2 «Механической понятливости Беннета» 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты исследования по итогам данных - все группы ММИ 113


РЕФЕРАТ
КРЕАТИВНОСТЬ., ИНТЕЛЛЕКТ, ТВОРЧЕСТВО, ВЫБОРКА, СТУДЕНТЫ, ТЕСТ, КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
В 1-й главе рассмотрены факторы, влияющие на качество подготовки специалистов в вузе в общем и на конкретном примере УрФУ.
Во 2-й главе приведены общие понятия креативности, их сравнение, особенности проявления креативности у студентов технических специальностей, произведен разбор и сравнение понятий «креативность» и «интеллект».
В 3-й главе рассмотрены критерии и методы оценки креативности.
В 4-й описывается методика проведения исследования креативности у студентов ММИ.
В 5-й главе происходит обработка полученных данных
В 6 главе приводится анализ полученных данных с определением выводов и предложением мероприятий по дальнейшей работе с Рецензентами
Дипломный проект содержит: 119 с., 12 рис., 23 табл., 31 источников, 3 прил.
Основной целью написания работы является оценка креативности студентов первого курса мехнико-машиностоительного института УрФУ. Сама по себе оценка это некоторый процесс, который в конечном итоге будет иметь конкретные выводы и предложены мероприятия к действию или бездействию по факту полученных и обработанных данных, но без проведения некоторых подготовительных мер исследование не имеет возможности состояться.
В наше время - в Век технологий каждый человек стремится проявить навыки, способности и умения, отличающие ЕГО от другого, вроде бы такого же, похожего человека. Этот факт применим к любому виду деятельности, практически каждый человек считает себя и свое поведение «не похожим на остальных», ну или как минимум старается это показать. Это не обязательно может быть проявлением Креативности, или творческого подхода к процессу, просто каждый человек пытается что-то менять в установленной и окружающей его системе: увлеченные танцами изобретают новые направления, спортсмены - открывают новые виды спорта, еще лет 5 назад, например, никто не мог предположить что можно сочетать игровые виды спорта и борьбу, сегодня это называется - Регбол. Даже обычные домохозяйки стараются найти вокруг себя что-то новое или обрести новый способ решения привычных дел. Даже если, всё это назвать нашей обычной повседневной жизнью, без применения и выделения отдельных терминов, мышление таких людей нельзя назвать стандартным, в любом случае, человек, стремящийся что-то поменять в своей жизни способен провоцировать работу некоторой области своего головного мозга с целью генерации новой идеи. В течении последних 2,5 лет я имею возможность наблюдать за отдельной категорией молодежи - Студентами технического института. Сама не так недавно была выпускницей этого вуза, но нынешние студенты в достаточной степени отличаются от «нашего поколения». Не Век, а последние 5 лет существования всемирной сети Интернет и иных технологических прорывов внесли колоссальный вклад в развитие человечества, а особенно в категорию людей, возраст которых не превышает - 25 лет. Они называют себя «Современными», «Креативными», «Творческими», говорят, что готовы к новым открытиям и разрушениям границ, это поколение не видит никаких преград для достижения своих целей. Вопрос состоит лишь в том, что это за цели?!
После завершения процедуры «Зачисления» - абитуриент, названный теперь студентом, встает на тропу, которая должна привести его к намеченной цели - в нашем случае (по нашему мнению, как принимающей стороны), к получению им основ той или иной профессии - технической профессии. Во всяком случае, обеспечить условия для достижения их этой цели является задачей вуза, а уж пользоваться или нет данной услугой - решать «заказчику». По факту обучения в вузе современные студенты проявляют креативный и творческий подход и «изобретательство». Только не то «изобретательство», которое приходит на ум нашему старшему поколению: не созидать и не вносить вклад в современную науку и окружение, а проявлять «Изобретательство» в самом процессе обучения. Можно, например, не мучиться на лекциях, а вместо получения навыка черчения - снять изображение, подготовленное преподавателем на камеру и уже дома разобрать материал, тоже можно проделать и с обычными конспектами, и иными материалами, способствующими обучению и получению определенных навыков. В виду возможности совмещения в нашем вузе учебного процесса и внеучебной работы - «Креативное» поколение способно подготовить для себя «творчески- креативный досуг», однако задуматься над не стандартным решением задач, предложенных учебной программой не считается интересным и занятным мероприятием.
С условием того, что набор 2013-2014 года обучения значительно отличается от остальных курсов своей массовостью за последние 10-12 лет, было предложено провести исследование уровня креативности студентов 1 курса. В работе рассмотрены множество факторов, без которых, по моему мнению, не может быть произведена оценка этого показателя: от факторов, влияющих на качество получаемого образования, до гендерных особенностей испытуемых по вопросу творческого подхода к тому или иному процессу. В качестве инструмента испытания были выбраны 3 теста определения уровня креативности, целью которых является определение различных критериев: способность к решению конструктивно-технических задач или проявление воображения. Итогом исследования планируется считать данные результатов тестов, описанные законами математической статистики для корректной оценки и получения полезной информации с целью определения практической пользы от проведенного мероприятия, а также предложения мероприятий по открытию новых или развитию имеющихся способностей у ребят.
Основатель теории инженерной деятельности П.К.Энгельмейер писал: «Творчество является высшим проявлением человеческого духа» [1, с.20].
Инженерное дело относится к такой сфере деятельности человека, в которой в равной мере представлены логическое и образное, рациональное и иррациональное, аналитическое и синтетическое, то есть лево- и правополушарное мышление. В реальной практике инженерного труда соотношение указанных типов мышления заметно меняется. У инженеров, ведущих расчеты изделий, у инженеров- системщиков в большей степени развито и используется формально-логическое мышление, а у инженеров-конструкторов, дизайнеров - образное и интуитивное. Органичное взаимодействие этих типов мышления, левого и правого полушарий, их диалог и составляют сущность настоящего инженерного мышления, совершенно необходимого главным конструкторам, руководителям проектов, изобретателям
Недаром И.Кант говорил о диалогичности человеческого мышления: «Мыслить - значит говорить с самим собой ... слышать самого себя» [1,с. 21].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе было проведено исследование креативности студентов- механиков 1 курса УрФУ 2013/2014 учебного года. Прежде, чем получить опытные данные, необходимо было определить общее понятие «Креативности», историю, методы и критерии оценки, а также мнения отечественных и зарубежных представителей направления психологии в области оценки креативности. Очень важно было определить какие факторы необходимо учитывать для формирования и оценки креативности студентов-инженеров, определить влияет ли творческий подход на способность к обучению. Кроме того, очень важно отметить и другие факторы, влияющие на подготовку инженеров во время обучения в вузе: мотивация к учебной и будущей деятельности, материально-техническое обеспечение вуза и его конкурентоспособность, помощь коллег и будущих работодателей и тд. Проведя краткую оценку можно сделать вывод что достаточно широкий спектр факторов влияет на процесс обучения будущего специалиста. Изучено влияние и взаимодействие понятий «Креативность» и «Интеллект».
Кроме того, в данной работе подробно описаны известные методы оценки креативности и творческих способностей. Важно понимать и разделять критерии, относящиеся к гендерным развитиям людей, и то, как с изменением возрастной группы изменяются и характеристики того или иного показателя.
В последней главе, выбрав некоторый пакет необходимых инструментов, было проведено исследование. В эксперименте участвовало 325 студентов ММИ, вес они прошли испытания тремя тестами, определяющими разные критерии показателя Креативности. В итоге, с помощью инструментов математической статистики полученные данные были обработаны и проанализированы. По факту проведения исследования особых отклонений выявлено не было. В среднем все группы соответствуют среднему показателю, а имеющие место быть отклонения обусловлены некоторыми незначительными факторами. То есть можно сделать вывод, что студенты, обучающиеся в ММИ в этом году вполне способные к обучению инженерных наук личности. В качестве рекомендаций, по моему мнению - необходимо с начала обучения уделять больше внимания развитию как креативного и творческого мышления, так и общих способностей, так как инженерное образование невозможно выстроить на одном лишь «творческом дыхании». Для усвоения материала необходим базовый багаж теоретических знаний, которые в последствии уже можно приумножить и преобразовать в умения и навыки.



1. Бородин Е.А. Современные концепции инженерного образования // Ползуновский вестник. 2005. -№.3. С.19-21
2. Мотивация. Материал свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki15.
3. Козик Е.С. Личностно - деятельностная концепцияформирования профессиональной готовности будущих инженеров - механиков к проектно - конструкторской деятельности // Альманах современной науки и образования.
2007. -№ 6, С.73
4. Шавандина О.В. «К вопросу о конкурентоспособности специалистов, подготовленных вузом» // Ползуновский вестник. 2005. -№4 сС. 163-164
5. Кузьмин С.Ю.Креативность как спектр личностных качеств студент. // Альманах современной науки и образования 2010. -№ 5. С. 110
6. Ребер. А.Большой толковый психологический словарь / М: Вече-Аст, 2000. 591с
7. Петровский А.В Краткий психологический словарь под ред, Ярошевского М.Г./ Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 505с.
8. Копорулина В.Н Словарь. / Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. 639с.
9. Николаева Е.И. Психология детского творчества. / Санкт-Петербург: «Речь», 2006. с.18-85
10. Представление о креативности http://www.psychologyrise.ru/pris-690-1.html
11. Емельянова И. Н.Междисциплинарный подход в определении понятия «креативность» // Альманах современной науки и образования. 2010. -№ 11, С. 45-47
12. Рок Д. МОЗГ Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок / М: Альпина паблишер, 2013. с. 116-118
13. Валуева Е. А. Интеллект, креативность и процессы распространения активации // Психология. Журнал высшей школы. 2006. -№3 С. 130-142
14. Поддьяков А. Н. Ты гений или просто умный? // Знание - сила. 2002. -№9. С. 78-81
15. Богоявленская Д.Б Что вявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. Журнал высшей школы. 2004. -№ 2. С. 54-65
16. Гендерные различия интеллекта и креативности взрослых людей http://www.medicinapediya.ru/akmeologiya_770/gendernyie-razlichiya-intellekta- kreativnosti-38689.html
17.. Регирер Е. И О профессии исследователя в точных науках, М: Наука, 1969 с.19
18. Васин В.А. Изобретательство в профессиональном образовании // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий М: 2013. 61-65с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ