Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДОСУГА

Работа №58667

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2019
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации первокурсников к условиям вуза 10
1.1 Адаптации студентов к условиям педагогического вуза
как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Особенности организации досуга в педагогическом вузе 15
1.3 Формы досуга студентов -первокурсников в процессе
адаптации к условиям педагогического вуза 21
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по адаптации студентов -первокурсников к условиям педагогического вуза через организацию досуга 29
2.1 Диагностика уровня адаптации студентов-первокурсников
к условиям педагогического вуза 29
2.2 Реализация форм досуга студентов-первокурсников в
процессе их адаптации к условиям педагогического вуза 41
2.3 Проверка эффективности опытно-экспериментальной
работы по адаптации студентов -первокурсников к условиям педагогического вуза через организацию досуга 51
Выводы по 2 главе 62
Заключение 63
Библиография 63
Приложения

Учеба в высшем учебном заведении является новым социальным опытом как для вчерашних школьников, так и для тех, кто успел отслужить в армии или попробовать себя в какой-либо профессии. Неизбежным этапом получения этого опыта является адаптация студента к реалиям высшего образования: специфике учебного процесса, взаимоотношениям студентов и преподавателей, необходимости организации собственного быта и свободного времени, большей личной свободе и ответственности, возросшей сложности межличностных, внутри- и межгрупповых отношений.
Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса вхождения вчерашнего школьника в систему студенческих отношений. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Однако организация учебной деятельности на первом курсе не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям вуза.
Тема адаптации студентов-первокурсников является актуальной в российской и зарубежной научной среде. Исследования, как правило, направлены на изучение потенциальных и актуальных для студентов первого курса адаптационных барьеров и факторов - демографических (пол, возраст, социальное окружение), этнокультурных, связанных со здоровьем и других.
Адаптация это процесс и результат внутренних и внешних изменений человека, активного внешнего приспособления к новому образу жизни, к новым условиям существования. Адаптация к учебной деятельности предполагает одновременное воздействие целого ряда влияний, включающих в себя комплекс как субъективных факторов, зависящих главным образом от самих студентов, так и объективных, зависящих от внешних обстоятельств, к числу которых можно отнести содержание и организацию самой учебной деятельности в вузе. Адаптация - это приспособление к новым формам, методам и технологиям учебно-воспитательной деятельности; к новым формам контроля за качеством обучения студента.
Адаптация студента - это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации.
Студенчество объединяет молодежь примерно одного возраста (17-23 лет), относительно одинакового образования и отличается от других групп молодежи своими особенностями. К которым можно отнести форму организации жизнедеятельности, концентрацию в крупных вузовских центрах, «свой» образ жизни в стенах вуза, в студенческой группе, в общежитии, относительную самостоятельность в выборе способов деятельности в учебное и неучебное время. Главное же отличие и сущность студенчества как социальной группы состоит в том, что основной его задачей является не непосредственное участие в материальном и духовном производстве, а подготовка к труду в данных сферах, то есть учеба. Отсюда вытекает основное назначение студенчества - пополнение рядов специалистов, интеллигенции.
В.Т. Лисовский дает следующее определение студенчества: «...в социальной структуре студенчество может быть названо специфической социальной группой, по своему общественному положению ближе стоящей к интеллигенции».
Студенчество выполняет роль источника и резерва различных отрядов специалистов, поскольку в его составе имеются профессиональные группы.
Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в высшей школе является традиционным предметом дискуссий во многих отраслях психологии. В частности, вопросы адаптации к обучению вузовского типа рассматривались в психолого-педагогических трудах Н.В. Бордовских, А.А. Реана, М.Я. Виленского, С.А. Гапоновой, А.А. Началджяна, О.В Селиверстовой и др.
Адаптация студентов-первокурсников тесно связана с их досугом. Досуговое времяпрепровождение студентов первых курсов отличается высокой противоречивостью и сложностью. Большой объем свободного и неорганизованного времени, неумение молодых людей распорядиться им, нередко приводит к социальным проблемам.
Студенческая молодежь, в сравнении с другими молодежными социально-демографическими группами, обладает более высоким интеллектуальным потенциалом, что при условии наличия свободного времени создает широкий диапазон для активных форм досуга. В студенческих коллективах досуговая деятельность - это, во-первых, неотъемлемое звено социального воспитания личности, предпосылка его духовно-нравственного, культурного, интеллектуального, творческого, физического развития, а во- вторых, это процесс, который направлен на расширение и углубление знаний.
При рассмотрении жизнедеятельности современного студента, необходимо принимать во внимание тот факт, что на процесс самовосприятия студентов в досуговой сфере, оказывают влияние как социальные характеристики самой студенческой молодежи, так и общие тенденции развития сферы досуговой индустрии.
В ИПИ им. П.П. Ершова студенческий досуг является важнейшим аспектом воспитательной работы. В процессе досуговой деятельности, социальное воспитание студентов включает комплексный набор мероприятий различного уровня: художественно-эстетического, духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного, экологического, гражданско-патриотического.
Для того, чтобы понять, как в дальнейшем будет развиваться наше общество, нужно, главным образом, отслеживать поведение, интересы, ценности молодежи именно сейчас, чтобы вовремя выявить проблемы и постараться избавиться от них как можно быстрее.
При изучении психолого-педагогической литературы нами были выявлены противоречия:
- между необходимостью адаптации студентов первокурсников к условиям педагогического вуза и не изученностью возможностей организации досуга в данном процессе.
- между необходимостью реализации новых форм организации досуга в студенческой группе и недостаточной разработанностью данного феномена в науке и практике.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: Каковы новые формы досуга студенческой молодежи, которые будут эффективными в адаптации студентов к условиям вуза?
Проблема и противоречия обусловили выбор темы исследования: «Адаптация студентов первокурсников к условиям педагогического вуза через организацию досуга».
Объект исследования: процесс адаптации студентов первокурсников в педагогическом вузе.
Предмет исследования: новые формы организации досуга в студенческой группе, способствующие адаптации студентов-первокурсников.
Целью данной работы является разработка и реализация новых форм досуга, способствующих адаптации студентов первокурсников к условиям педагогического вуза.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть гипотетическое предположение о том, что возможно, для успешной адаптации студента первокурсника в вузе необходима реализация таких форм досуга как: адаптационные смены первокурсников, мероприятие «Посвящение в студенты», ряд спортивно-массовых мероприятий (блиц - турниры по волейболу и баскетболу среди команд факультетов; первенство по мини-футболу и баскетболу; городская легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы; областные зарядки), флешмобы, посещение развлекательных вечеров в общежитии института, библиотеки вуза.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации студентов к условиям педагогического вуза.
2. Осуществить диагностику уровня адаптации студентов-первокурсников к условиям педагогического вуза и досуговой деятельности в студенческой группе.
3. Разработать и реализовать новые формы организации досуга в группе первокурсников в процессе их адаптации к условиям педагогического вуза.
4. Проверить эффективность опытно-экспериментальной работы по адаптации студентов - первокурсников к условиям педагогического вуза через организацию досуга.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
Концепция отечественных исследователей (А.Д. Жарков, Г.А. Аванесова, М.А. Ариарский, М.Б. Зацепина, В.С. Соломенникова, Н.П. Гончарова, К. Ф. Леонтовичи, А. С. Орлов, Ю. Е. Рыжкин) интересов, ценностных ориентаций, культурно-досуговую деятельность как грани культурного процесса, раскрывающие специфические особенности развития культурно-досуговой деятельности. Концепция Г.П. Кузиной и С.А. Руновой адаптация студентов через профориентационную работу. Теория Т.И. Катковой, Ю.В. Стафеевой адаптация студентов в высших учебных заведениях определенного типа (экономических и педагогических).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические методы, включающие анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизацию;
• эмпирические методы, включающие тестирование, анкетирование, психолого-педагогический эксперимент.
• методы математической статистики (критерий Т. Вилкоксона)
База исследования:
ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ. В эксперименте принимали участие 33 студента педагогического факультета 1 курса направления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Начальное, дошкольное образование». Возраст испытуемых 17-18 лет. Всего в исследовании приняло участие 62 человека.
Этапы исследования:
1. Постановочный: (сентябрь - октябрь 2018 г.) на этом этапе осуществлялся выбор темы, изучалась необходимая методическая и психолого-педагогическая литература, осуществлялась постановка цели и задач, формировалась гипотеза, определялся объект и предмет исследования.
2. Собственно - исследовательский этап: (ноябрь - декабрь 2018) отбор методов и методик диагностики, их реализация, проверка гипотезы, разработка и реализация новых форм досуга студентов-первокурсников, способствующих адаптации к условиям педагогического вуза и проверка их эффективности.
3. Оформительско - внедренческий этап: (декабрь 2018- май 2019) систематизация результатов исследования, апробация, оформление результатов выпускной квалификационной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в обобщении взглядов ученых по рассматриваемой проблеме, их систематизации; в теоретическом обосновании процесса адаптации студентов первокурсников к условиям педагогического вуза через организацию досуга.
Практическая значимость заключается в том, что выводы, рекомендации и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе ВУЗа, а также в работе кураторов с молодежью в студенческой группе.
Апробация результатов исследования: Материалы и результаты исследований представлены и докладывались на научно-практической конференции «Студенты вузов - школе и производству».
Структура работы обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список, включающий 35 источников и 5 приложений, 8 таблиц, 14 диаграмм. Общий объем работы - 88 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Высшее образование является традиционной ценностью в нашей стране. Молодежь рассматривает получение высшего образования как необходимое условие не только профессиональной, но и социальной карьеры. Это приводит к высоким конкурсам при поступлении в вузы. Однако для значительного числа первокурсников первый курс обучения становится последним. Наибольшее количество студентов отчисляется из вузов по результатам первых двух сессий. Одной из причин такого положения является неприспособленность первокурсников к условиям обучения в вузе. В данной рассмотрены результаты исследования студентов-первокурсников Ишимского педагогического института, цель которого состояла в разработке и реализации новых форм досуга, способствующих адаптации студентов первокурсников к условиям педагогического вуза.
Осуществив анализ научной литературы, мы попытались раскрыть сущность понятия адаптация. Под адаптацией понимается процесс преодоления трудностей при вхождении в новую социальную среду, установления внутригрупповых отношений, а также приспособления к новым формам обучения.
Мы выделили три вида факторов, влияющих на адаптацию к обучению студентов в вузе: социологический, психологический и педагогический. К педагогическим факторам относят уровень педагогического мастерства обучающих, материально-техническую базу, организацию учебного процесса. К социологическим факторам относят возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он закончил. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности (интеллект, личностный потенциал, направленность, положение в группе) относятся к психологическим факторам.
Мы предположили, что возможно, для успешной адаптации студента первокурсника в вузе необходима реализация таких форм досуга как: адаптационные смены первокурсников, мероприятие «Посвящение в студенты», ряд спортивно-массовых мероприятий (блиц - турниры по волейболу и баскетболу среди команд факультетов; первенство по мини-футболу и баскетболу; городская легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы; областные зарядки), флешмобы, «Ершовские чтения», посещение развлекательных вечеров в общежитии института, библиотек вуза. В опытно-экспериментальной работе мы осуществили диагностику уровня адаптации студентов первокурсников и попытались реализовать формы досуга, которые будут способствовать адаптации студентов к условиям педагогического вуза.
На констатирующем этапе эксперимента количество испытуемых с низким уровнем адаптации - 9 студентов экспериментальной группы (27%) и 15 контрольной (45%). Со средним уровнем - 4 студента (12%) экспериментальной группы и 9 контрольной (27%). На высоком уровне адаптации 20 учащихся экспериментальной группы (61%) и 9 контрольной (27%). После проведения формирующего этапа эксперимента были получены такие результаты: количество испытуемых с низким уровнем адаптации - 4 студента экспериментальной группы (12%) и 13 контрольной (39%). Со средним уровнем - 6 студентов (18%) экспериментальной группы и 7 контрольной (21%). На высоком уровне адаптации 23 учащихся экспериментальной группы (70%) и 13 контрольной (39%). Эффективность проведенной нами работы подтверждается результатами математической статистки.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что возможно, для успешной адаптации студента первокурсника в вузе необходима реализация таких форм досуга как: адаптационные смены первокурсников, мероприятие «Посвящение в студенты», ряд спортивно-массовых мероприятий (блиц - турниры по волейболу и баскетболу среди команд факультетов; первенство по мини-футболу и баскетболу; городская легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы; областные зарядки), флешмобы, посещение развлекательных вечеров в общежитии института, библиотек вуза доказана. Задачи эксперимента решены. Гипотеза нашла свое подтверждение.



1) Андреева, Г.М. Социальная психология /
Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999. -375 с.
2) Бестужев-Лада, И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И.В. Бестужев-Лада. - М.: Политиздат, 2004. - 207 с.
3) Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов.энциклопедия, 1991. - Т. 2. - 768 с.
4) Бутенко, И.А. Подростки : Чтение и использование компьютера / И.А. Бутенко // социологические исследования,
2001. - N 12. - 84-91 с.
5) Журнал «Вестник Тамбовского университета».Серия: Гуманитарные науки, 2007. - № 9. - 235-239 с.
6) Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. - Екатеринбург: УрФУ, 1997. - 211 с.
7) Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. - М. : Высшая школа, 2008. - 53 с.
8) Воловик, А. Ф. Педагогика досуга / А. Ф. Воловик. - М. : МПСИ ; М. : Флинта, 1998.- 235 с.
9) Ворона, М.А. Социальный феномен студенческой занятости в современном обществе/ М.А. Ворона. - Саратов: Изд-во СГТУ, 2008. - 21 с.
10) Выготский, Л.С. «Педагогика подростка» / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1999. - 234 с.
11) Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи / Н.Г. Гончарова. - Ростов-на-Дону, 2009. - 29 с.
12) Журнал «Молодёжь» - ст. «Досуг и статус» - СПб,
2002. - №10. - 24 с.
13) Дробииская, Е.И., Соколов, Э.В. Свободное время и развитие личности / Е.И. Дробииская, Э.В. Соколов. - Ленинград : Знание, 2004. - 7- 17 с.
14) Жаркова, А.Д., Чижикова, В.М. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 461 с.
15) Измайлов, К.Н. Молодёжный культурный центр и проблемы перестройки клубной работы / К.Н. Измайлов. - СПб, 1995. - 143 с.
16) Каплан, М. Основные модели досуга / М.Каплан. - М.,2008. - 36 с.
Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1997. - 149 с.
17) Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России / Н.В. Котельникова. - Ставрополь, 2003. - 22 с.
18) Куницына, В. Н., Казаринова, Н. В., Погольша, В. М. Межличностное общение [Текст]: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).
19) Кэндо, Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие / Т. Кэндо. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - 288 с.
20) Лисовский, В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996. - 460 с.
21) Образ жизни и здоровье студентов. - Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2003. - 113 с.
22) Орджоникидзе, М.И. - программа курса «Методика выявления, обобщения и распространения передового опыта соц.-кул. деятельности» - СПб.,1993.
23) Петрушенко, Т.А. Актуальные проблемы развития городского культурного пространства / Т.А. Петрушенко. - Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. - 81 - 84 с.
24) Погрешаева, Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. - Саратов: Изд-во СГУ, 2000.- 97 с.
25) Скрипунова, Е.А. О предпочтениях городской молодежи / Е.А. Скрипунова, А.А. Морозов // СОЦИС, 2002. - №1. - С. 105 - 110.
26) Стеббинс, Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р.А. Стеббинс // Социологический журнал, 2000. - № 7. - 64 с.
27) Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1997. - 672 с.
28) Суртаев, В.Я. Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности / В.Я. Суртаев. - СПб, 2010. - 82 с.
29) Табачковский, В.Г. Формирование мировоззренческой культуры молодежи / В.Г. Табачковский. - М.: Академия, 2004. - 308 с.
30) Теменьева, Р.А. Изучение досуговых интересов населения / Р.А. Теменьева. - М: Академия, 2005. - 205 с.
31) Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. - СПб: Издательство
С.-Петербургского университета, 1991. - 152 с.
32) Фатов, А. Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления / А. Фатов. - 2006. - № 10. - 85-87 с.
33) Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии / Д.И. Фельдштейн. - 1983. - № 1. - 33-41 с.
34) Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно содержательные характеристики процесса развития личности [Текст]: избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1999. - 672 с.
33) Шеховцова, Е.Ю.Культурно-досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели / Е.Ю. Шеховцова. - 2004
34) Шкурин, В.Н. Молодёжь: свободное время и клуб / В.Н. Шкурин. -М., 1999. - 148 с.
35) Иваненков, С.П. Исследование предпочтений молодежи в формах проведения досуга. - 2015. - № 8. - Режим доступа:http://elibrary.ru/(07.12.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ