Реферат 4
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки 6
Введение 10
1 Теоретические основы стратегического планирования деятельности
предприятия 13
1.1 Сущность и экономическое содержание стратегического
Планирования 13
1.2 Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия 18
1.3 Инструменты стратегического анализа 27
1.4 Бюджетирование как подсистема внутрифирменного планирования 36
2 Анализ системы стратегического планирования ООО
«Сервисгазавтоматика» 45
2.1Организационно-экономическая характеристика ООО
«Сервисгазавтоматика» 45
2.2 Анализ существующей стратегии развития предприятия 50
2.3 Оценка используемых методов деятельности предприятия по
реализации существующей стратегии 53
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического
планирования 60
3.1 Разработка видения, миссии и цели предприятия 60
3.2 Разработка мероприятии по совершенствованию стратегического
планирования 65
3.3 Экономическая эффективность разработанных мероприятий 80
4 Социальная ответственность 84
Заключение 94
Список литературы 99
Приложение А Сравнение этапов реализации процесса стратегического планирования, приводимых в публикациях отечественных авторов 104
Приложение Б Матрица полномочий и ответственности субъектов
бюджетного управления 105
Приложение В Виды функциональных бюджетов компании по основной
деятельности 106
Приложение Г Перечень выбранной системы показателей и их оптимальных
значений по направлению «Производство и реализация» 107
Приложение Д Перечень выбранной системы показателей и их оптимальных значений по направлению «Финансы и ресурсы» 108
Приложение Е Перечень выбранной системы показателей и их оптимальных
значений по направлению «Кадры» 109
Приложение Ж Оценка финансового потенциала 110
Приложение З Оценка научно-исследовательского потенциала 111
Приложение И Оценка использования материальных ресурсов 112
Приложение К Оценка локальных потенциалов по кадрам и
организационным возможностям 113
Актуальность темы работы заключается в том, что глобализация мировой экономики, открытость российских рынков для внешних товаропроизводителей: все это, с одной стороны, резко обострило конкуренцию среди производителей, с другой - ускорило изменение потребительских предпочтений. Поэтому, в современных рыночных условиях, планирование в России приобретает особую актуальность.
В условиях рыночной экономики большое значение для развития деятельности предприятия имеет стратегическое планирование. Оно придает фирме такие качества, как определенность и индивидуальность, обеспечивает специфику, создает условия для возникновения и развития ряда важных и существенных факторов, позитивно влияющих на ее деятельность.
В отечественной экономической литературе до 1992 года проблема стратегического планирования рассматривалась лишь эпизодически, прежде всего, как опыт управления в капиталистических фирмах. Исторически первыми работами в области стратегического планирования являются монографии А.Н. Петрова, Ю.В. Гусева. Этому вопросу уделяли внимание: С.П. Болотина, О.С. Виханский, Р.А. Фатхутдинов, Э.А. Уткин и др. Существующий объем научных публикаций по данной проблематике невелик. В последнее время, в нашей стране большой вклад в развитие стратегического планирования внесли такие ученые как: В.И. Ляско, Г.А. Маховикова, М.И. Бухалков, С.И. Кукушкина, В. Позднякова, Е.С. Васильева, А.Н. Петров, Т.П. Лобанова, Л.В. Мясоедова, Ю.А. Олейникова и др. Развитие научной мысли по стратегическому планированию приходится на период с 2005 г. по настоящее время. Это объясняется следующими обстоятельствами:
- наша страна вошла в фазу развития цивилизованной рыночной экономики, накопив опыт планирования;
- зарубежный информационный поток дал возможность изучить методологию стратегического планирования и применить его к российской действительности.
Негативной стороной в исследованиях российских ученых является отсутствие универсального подхода к освещению вопросов по стратегическому планированию и его применению промышленными и торговыми предприятиями.
Несмотря на разнообразие применяемых методов, стратегическое планирование на российских предприятиях нередко не использует накопленный отечественный опыт в области планирования и опыт зарубежных стран. Обращает на себя внимание и слабое практическое применение методов экономико-математического моделирования в стратегическом планировании.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических подходов и разработка практических рекомендаций по формированию системы стратегического планирования и управления на предприятии.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и экономическое содержание стратегического планирования;
- охарактеризовать порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия;
- изучить инструментарий стратегического анализа;
- рассмотреть процесс бююджетирования как подсистему внутрифирменного планирования;
- провести анализ системы стратегического планирования ООО «Сервисгазавтоматика»;
- разработать мероприятия по повышению эффективности стратегического планирования и провести их экономическое обоснование.
Объектом работы является предприятие сферы автоматизации технологических процессов в газовой промышленности общество с ограниченной ответственностью «Сервисгазавтоматика».
Предметом исследования являются теоретические, методологические и практические проблемы, связанные с формированием системы стратегического планирования на предприятии.
Теоретической и методологической базой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по исследуемой проблеме, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы научно-практических конференций.
В исследовании применялись экспертный, сравнительный, статистический и графический методы анализа с элементами системного подхода.
Результат работы заключается в следующем:
- на основе проведенного анализа теории стратегического планирования, описано содержание и основные составляющие технологии стратегического планирования, позволяющие корректировать процесс управления предприятием в соответствии с изменяющимися внешними условиями.
- выявлены ключевые организационно-технические резервы повышения эффективности стратегического планирования, от которых зависит решение проблем разработки эффективной стратегической деятельности предприятия и предложены пути приведения их в действие;
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов при формировании система стратегического планирования в ООО «Сервисгазавтоматика».
Процесс стратегического планирования на предприятии заключается в достижении стратегической цели через выбор и реализацию стратегии, на основе реализации обоснованных методов и моделей стратегического анализа, формирования программ стратегического плана, а также установления основных показателей его финансово-хозяйственной деятельности.
Стратегическое планирование предприятий осуществляется путем:
- внутрифирменного планирования;
- планирования их деятельности на потребительском рынке.
Стратегическое планирование предприятия - необходимое и
обязательное условие его долговременного успешного развития. Используя, в зависимости от условий, ту или иную стратегию, организация обеспечит себе устойчивое финансовое положение, конкурентоспособность и перспективное развитие на длительный период в условиях рыночной экономики.
Компания ООО «Сервисгазавтоматика» действует с 21.01.1999 г. ООО Фирма зарегистрирована по адресу Москва г, ул. Черемушкинская Б., к.13, стр.4, 117447.
Основным видом деятельности компании является предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей. Также ООО Фирма «Сервисгазавтоматика» работает еще по 14 направлениям.
Организация насчитывает 8 филиалов и 2 дочерние компании. Имеет 6 лицензий.
В 2015 году в сравнении с 2014 годом произошло увеличение выручки
от реализации (на 8 550 тыс. руб., 26,90 %), а также себестоимости
реализации (на 4 574 тыс. руб., 17,62 %). Кроме того, произошло увеличение
94
коммерческих (на 2 303 тыс. руб., 65,80 %) и управленческих (на 716 тыс. руб., 72,84 %) расходов.
В 2014 - 2015 годах расходы от прочих операций превышали доходы. Кроме того, в 2015 году, в сравнении с 2014 годом произошло увеличение сумм налоговых платежей - на 105 тыс. руб. (112,90 %).
Все это привело к снижению чистой прибыли - на 246 тыс. руб. (19,73
%).
Наибольшее влияние на формирование чистой прибыли в 2014 - 2015 годах оказали такие факторы, как выручка от реализации, себестоимость реализованной продукции, а также рост коммерческих и управленческих расходов.
Уже по итогам SWOT анализа и изучения внешней среды предприятия сделаны следующие выводы: главной задачей рассматриваемого предприятия должно стать улучшение финансового положения, увеличение роста объема реализации и сокращения затрат, то есть на этом этапе формирование стратегии — стратегия увеличения объема производства продукции, работ и услуг представляется нам основной, а стратегия повышения эффективности — дополнительной (но также немаловажной).
По результатам анализа внутреннего потенциала на основе комплексной оценки показателей работы предприятия можно сделать следующие выводы:
1. Слабая ориентация предприятия на состояние и развитие рынка работ и услуг. Неполная обеспеченность службы маркетинга предприятия персоналом.
2. Предприятие имеет значительные возможности увеличения объема производства продукции, работ и услуг (в 1,6 раза), которые могут быть реализованы при благоприятных внешних условиях.
3. Компания имеет невысокие финансовые показатели. Хотя величина показателя финансового потенциала во многом обусловлена низкими показателями других функциональных подразделений (маркетинга, производственных, службы снабжения и др.), для данного предприятия является обязательной разработка мер по финансовому оздоровлению.
4. Несмотря на то, что новая техника и передовые технологии используются предприятием достаточно успешно и возможности предприятия в этом отношении незначительны, следует продолжить использование этих резервов, т.к. затраты на внедрение мероприятий по новой технике и технологии окупаются полностью и имеется сокращение затрат на производство.
5. Для повышения квалификационного уровня персонала необходимо уточнение плана повышения квалификации из расчета переподготовки каждого сотрудника 1 раз в 3-5 лет.
6. Для снижения затрат и повышения эффективности производства необходимо привести соотношение численности основного и обслуживающего (включая вспомогательные) производства к планируемому значению (1:1).
Производственные мощности ООО «Сервисгазавтоматика» позволяют оказывать услуги в области автоматизации технологических процессов в газовой промышленности в объемах и ассортименте, значительно превышающих проектные показатели.
В ООО «Сервисгазавтоматика» принятие финальных решений является практически исключительной прерогативой «первого лица»; штабные функции возложены на функциональных руководителей. Постановка проблем также замыкается на директоре, участие остальных руководителей невелико. Фактически это означает, что стратегический маркетинг реально осуществляется также «первым лицом». Роль остальных работников предприятия, а также собственников, партнеров и экспертов в процессе принятия стратегических решений незначительна.
Для управления реализацией стратегии компании предусмотрены следующие меры:
— для обеспечения поддержки стратегии коллективом решено постоянно информировать персонал об изменениях в стратегии, целях, миссии, темпах реализации;
— организовать обучение персонала с привлечением ученых и ведущих специалистов из других организаций;
— привлечь наиболее квалифицированных специалистов к работе по реализации основной стратегии, обеспечить четкое распределение ответственности за реализацию принимаемых мер;
— осуществлять планирование внедрения мероприятий (с указанием ответственного) при внесении изменений в стратегию (в первую очередь, по срокам и объемам финансирования);
— обеспечить первоочередное (целевое) финансирование мероприятий по стратегическому управлению;
— разработать систему автоматизации системы планирования ресурсов и поставок предприятия;
— внести необходимые изменения в оргструктуру — ввести специализированный отдел — отдел разработки стратегии. Созданный отдел должен обратить особое внимание на мониторинг внешней среды и формирование благоприятного имиджа, что позволит сохранить имеющиеся объемы работ и найти новые рынки сбыта.
Реализация стратегии приведет к увеличению рентабельности деятельности продукции и активов. Размер чистой прибыли увеличится почти в 1,5 раза. Таким образом, реализация предложенной стратегии приведет к существенному повышению ее прибыльности и рентабельности позволит захватить большую долю растущего рынка. Укрепление конкурентных позиций и упрочение финансового положения предприятия в результате реализации предложенной стратегии, характеризует его как эффективный инструмент в управлении предприятия.
Использование стратегии оптимизации затрат позволит фирме вести более рациональную и экономически эффективную деятельность, в результате которой ООО "Сервизгазавтоматика" получит дополнительную прибыль.
После внедрения системы стратегического планирования предприятие получит в части производства - долгосрочное и краткосрочное планирование, контроль за выпуском продукции, полную картину загрузки производственных мощностей, учет фактической себестоимости производственных заказов. В части маркетинга и сбыта - систему ведения работы с покупателями (договоры, коммерческие предложения), систему многоуровневых цен и скидок и т.д. В части материально-технического снабжения - ведение договоров и заявок на закупку, качественное планирование уровня запасов и закупок, автоматизацию внутри складских перемещений материалов, снижение уровня неликвидных запасов. В части бухгалтерии и финансовой службы - полный учет и мониторинг движения товарно-материальных ценностей предприятия и т.д.
Внедрение системы стратегического планирования позволит оперативно управлять производством, повысить не только количественные, но и качественные показатели деятельности.
1. Александрова А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
2. Алимов А.Н. Стратегический менеджмент: учебно-методическое
пособие. Белгород: Белгородский государственный национальный
исследовательский университет, 2014. - 273 с.
3. Андрейчиков А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА- М, 2013. - 396 с.
4. Бабич О.В. Стратегический менеджмент современного предприятия: учебное пособие. Брянск: Брянский государственный технический университет, 2014. - 96 с.
5. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент:
учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. - 285 с.
6. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2014. - 256 с.
7. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 с.
8. Бородин В.А., Любицкая В.А. Стратегический менеджмент:
учебное пособие. Барнаул: Алтайский государственный технический
университет им. И. И. Ползунова, 2014. - 126 с.
9. Веснин В. Р., Кафидов В. В. Стратегическое управление: учебное пособие по специальности «Менеджмент организации». СПб.: Питер, 2009. - 256 с.
10. Веснин В. Р. Стратегическое управление: учебник. М.: Проспект, 2014. - 328 с.
11. Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебное пособие. М.: Проспект, 2014. - 192 с.
12. Волкогонова О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.
13. Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: Практикум / В.Н. Глумаков, М.М. Максимцов, Н.И. Малышев. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 186 с.
14. Грушенко В.И. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. - 336 с.
15. Гуськов Ю. В. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2014. - 190
16. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2013. - 528 с.
17. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2013. - 375 с.
18. Джуха В. М., Штапова И. С., Жуковская Н. П., Кокин А. Н.
Стратегический менеджмент: учебное пособие. Ростов-на-Дону:
Издательство РГЭУ (РИНХ), 2013. - 199 с.
19. Дудин М. Н., Лясников Н. В., Широковских С. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». Второе издание, стереотипное. М.: КноРус, 2014. - 252 с.
20. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2014. - 528 с.
21. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров. - 4-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2013. - 375 с.
22. Исаева Е.А. Стратегический менеджмент в финансово-кредитных организациях: учебное пособие / Е.А. Исаева. — М.: КНОРУС, 2016. — 174 с.
23. Казакова Н. А., Александрова А. В., Кондрашева Н. Н., Курашова С. А. Стратегический менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.
24. Керцнер Г. Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами. Перевод с английского. М.: ДМК Пресс, 2014. - 320 с.
25. Клавсуц И.Л., Русин Г. Л., Цомаева И. В. Стратегический менеджмент: учебник. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. - 187 с.
26. Косинова Н.Н., Сазонов С.П., Федотова Г. В., Попова М. Ю., Солянкина Л. Е. Стратегический менеджмент. Теория и практика: Учебник. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. - 339 с.
27. Кузнецов Б. Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 623 с.
28. Курлыкова А. В. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2013. - 176 с.
29. Литвак Б. Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. - 507 с.
30. Ляско А. К. Стратегический менеджмент: современный учебник. М.: Издательский дом «Дело» Российской Академии народного хозяйства и государственной службы, 2013. - 488 с.
31. Маврина И. М. Стратегический менеджмент: учебное пособие. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2014. - 129 с.
32. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
33. Пленкина В. В., Ленкова О. В., Чистякова Г. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. - 116 с.
34. Романов Е. В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: ИНФРА-М, 2014. - 160 с.
35. Румельт Р. Хорошая стратегия, плохая стратегия. В чем отличие и почему это важно. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 448 с.
36. Рязанцева М. В., Якушова Е. С. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.: Новое время, 2014. - 118 с.
37. Савченко А. Б. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2014. - 228 с.
38. Сироткин С. А., Кельчевская Н. Р. Стратегический менеджмент на предприятии: учебное пособие. М.: ИНФРА-М; Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. - 246 с.
39. Сорокина А. В., Лавров И. М. Стратегический менеджмент: методические указания для выполнения курсовой работы. М.: МИИТ, 2013. - 81 с.
40. Сорокина А. В. Стратегическое планирование: методические указания для выполнения индивидуальных работ. М.: МИИТ, 2013. - 80 с.
41. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, В.А. Дресвянников, Н.Ю. Щетинина, А.Н. Шмелева. — М.: КНОРУС, 2016. — 310 с.
42. Стратегический менеджмент: методические указания по изучению дисциплины и задания для курсовой работы студентам 4, 3 курсов направления подготовки бакалавров 080200 - «Менеджмент» [Составитель М. Н. Нагибина]. М.: Издательство ФГБОУ ВПО РГАЗУ, 2014. - 21 с.
43. Стратегическое управление: учебник для магистров / Под редакцией доктора экономических наук, профессора И. К. Ларионова. М.: Дашков и К°, 2014. - 235 с.
44. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2015. - 319 с.
45. Топсон-мл. А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. М.: Издательский дом Вильямс, 2013. - 928 с.
46. Фомичев А. Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. М.: Дашков и К°, 2014. - 468 с.
47. Шилков В. И. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.: Форум, 2013. - 304 с.