Фонд оценочных средств как средство педагогической квалиметрии в системе высшего образования
|
Введение 3
Глава 1 Научно-теоретические подходы к оценке результатов освоения основной образовательной программы в вузе 8
1.1. Педагогическая квалиметрия как средство повышения качества
образования в российских вузах 8
1.2. Формы контроля в рамках фонда оценочных средств в вузах 20
Выводы по первой главе 31
Глава 2 Проектирование фонда оценочных средств и структурирование самостоятельной работы обучающихся 33
2.1. Анализ готовности преподавателей и обучающихся к использованию
компетентностно-ориентированного фонда оценочных средств 33
2.2. Методические аспекты проектирования фонда оценочных средств и
структурирования самостоятельной работы 56
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Список литературы 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 87
ПРИЛОЖЕНИЕ В 89
Глава 1 Научно-теоретические подходы к оценке результатов освоения основной образовательной программы в вузе 8
1.1. Педагогическая квалиметрия как средство повышения качества
образования в российских вузах 8
1.2. Формы контроля в рамках фонда оценочных средств в вузах 20
Выводы по первой главе 31
Глава 2 Проектирование фонда оценочных средств и структурирование самостоятельной работы обучающихся 33
2.1. Анализ готовности преподавателей и обучающихся к использованию
компетентностно-ориентированного фонда оценочных средств 33
2.2. Методические аспекты проектирования фонда оценочных средств и
структурирования самостоятельной работы 56
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Список литературы 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 87
ПРИЛОЖЕНИЕ В 89
Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) «Поколения 3++» является ориентация на результат образования, представленный как система компетенций, которыми необходимо овладеть студентам.
Для реализации текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации образовательная организация разрабатывает фонд оценочных средств, позволяющий осуществить оценку знаний, умений, опыта деятельности и освоенные компетенции. Важным требованием Федеральных государственных образовательных стандартов является соотнесение содержания форм текущего контроля образовательного результата и промежуточной аттестации с будущей профессиональной деятельностью.
Для оценки результатов образования и степени их достижения необходимы соответствующие инструменты и методы. Компетентности и компетенции в данном контексте выступают как основные единицы оценки качества результата обучения.
Актуальность исследования проблемы подтверждается данными анкетного опроса преподавателей и студентов Уральского гуманитарного института УРФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Одним из основных недостатков респонденты называют необоснованность, субъективность оценивания, использование устаревших форм.
Для решения проблемы оценки результатов образования в педагогической науке разработаны следующие системы: педагогического мониторинга на основе квалиметрического подхода (Л.А. Зайцева, Е.Ю. Игнатьева М.В. Миронова и др.), рейтинговой оценки знаний (Н.А. Васильева, Н.А. Воронкова и др.), экспертной оценки качества педагогической подготовки (В.М. Полонский, М.А. Смирнова, Л.В. Хведченя и др.).
В научных работах рассматриваются следующие проблемы: технология анализа педагогического процесса (Ю.А Конаржевский), контрольноаналитическая деятельность руководителя (Ю.М. Тулинцев),
информационно-аналитический метод оценки освоения знаний (Н.О. Вербицкая) и другие. Проблема актуализируется в контексте исследований по педагогической экспертизе учеными: Г.Г. Азгальдов, Б.П. Битинас, Л.Г. Евланов, Н.А. Китаев, В.А. Кутузов, А.И. Субетто, В.В. Чередниченко, Б.О. Черепанов и др. В этой связи актуальной становится проблема разработки и использования фонда оценочных средств в образовательном процессе вуза в контексте компетентностного подхода.
Цель исследования - анализ фонда оценочных средств в образовательном процессе вуза и разработка проекта компетентностно- ориентированного фонда оценочных средств.
Объект исследования: процесс педагогической квалиметрии.
Предмет исследования: фонд оценочных средств вуза.
Задачи исследования:
• описать особенности педагогической квалиметрии в образовательном процессе вуза;
• раскрыть сущность, содержание и структуру фонда оценочных средств в контексте компетентностного подхода в образовании;
• провести экспертизу и анализ выбора преподавателем форм контроля в рамках фонда оценочных средств вуза и готовности студентов к реализации выбранных форм;
• разработать проект компетентностно-ориентированного фонда оценочных средств для дисциплины «Педагогика высшей школы»; обобщить и описать результаты экспертно-аналитической работы.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач и достижения цели исследования использовались теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта использования инструментов
педагогической квалиметрии в образовательном процессе вуза, анализ нормативных и учебно-методических материалов, таких как: федеральный государственный образовательный стандарт.
В работе использовались эмпирические методы: наблюдение;
диагностика, опытно-поисковая работа; анализ продуктов деятельности преподавателей.
Теоретическими ориентирами исследования явились концепции и положения:
• развития личности в процессе обучения и воспитания (Л.С. Выготский, А.А. Кирсанов, М.И. Махмутов, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин и др.);
• содержания образования (Д.В. Чернилевсий, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер и др.);
• педагогического проектирования (Л.И. Гурье, И.И. Ильясов, А.А. Кирсанов, Ю.С. Тюников и др.);
• педагогической квалиметрии (В.А. Дегальцева, З.К. Каргиева, А.А. Мирошниченко, В.С. Черепанов и др.);
• квалитативного образования (В.В. Бабушкина, Ю.К. Чернова, В.В. Щипанов);
• вопросы качества высшего образования в России (А.И. Субетто, Н.А. Селезнева, В.К. Коломиец и др.);
• организации педагогического контроля в высшей школе (Б.О. Аванесов, С.И. Архангельский, В.П. Беспалько и др.);
• методологические основы комплексной системы контроля качества (В.И. Гинецинский, З.Д. Жуковская и др.);
• методы и формы контроля знаний (В.М. Полонский, П.Е. Решетников, Т.А. Стефановская и др.);
• функции и роль оценки знаний (Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя и др.).
Особенностью компетентностно-ориентированного фонда оценочных средств является использование в учебных задачах профессионально направленного содержания. Такой подход способствует формированию и развитию у обучающихся умений использовать знания по изучаемой дисциплине для решения реальных ситуаций и проблем, осознанию принадлежности к профессии, саморазвитию и профессиональному становлению будущих специалистов [35]...
Для реализации текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации образовательная организация разрабатывает фонд оценочных средств, позволяющий осуществить оценку знаний, умений, опыта деятельности и освоенные компетенции. Важным требованием Федеральных государственных образовательных стандартов является соотнесение содержания форм текущего контроля образовательного результата и промежуточной аттестации с будущей профессиональной деятельностью.
Для оценки результатов образования и степени их достижения необходимы соответствующие инструменты и методы. Компетентности и компетенции в данном контексте выступают как основные единицы оценки качества результата обучения.
Актуальность исследования проблемы подтверждается данными анкетного опроса преподавателей и студентов Уральского гуманитарного института УРФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Одним из основных недостатков респонденты называют необоснованность, субъективность оценивания, использование устаревших форм.
Для решения проблемы оценки результатов образования в педагогической науке разработаны следующие системы: педагогического мониторинга на основе квалиметрического подхода (Л.А. Зайцева, Е.Ю. Игнатьева М.В. Миронова и др.), рейтинговой оценки знаний (Н.А. Васильева, Н.А. Воронкова и др.), экспертной оценки качества педагогической подготовки (В.М. Полонский, М.А. Смирнова, Л.В. Хведченя и др.).
В научных работах рассматриваются следующие проблемы: технология анализа педагогического процесса (Ю.А Конаржевский), контрольноаналитическая деятельность руководителя (Ю.М. Тулинцев),
информационно-аналитический метод оценки освоения знаний (Н.О. Вербицкая) и другие. Проблема актуализируется в контексте исследований по педагогической экспертизе учеными: Г.Г. Азгальдов, Б.П. Битинас, Л.Г. Евланов, Н.А. Китаев, В.А. Кутузов, А.И. Субетто, В.В. Чередниченко, Б.О. Черепанов и др. В этой связи актуальной становится проблема разработки и использования фонда оценочных средств в образовательном процессе вуза в контексте компетентностного подхода.
Цель исследования - анализ фонда оценочных средств в образовательном процессе вуза и разработка проекта компетентностно- ориентированного фонда оценочных средств.
Объект исследования: процесс педагогической квалиметрии.
Предмет исследования: фонд оценочных средств вуза.
Задачи исследования:
• описать особенности педагогической квалиметрии в образовательном процессе вуза;
• раскрыть сущность, содержание и структуру фонда оценочных средств в контексте компетентностного подхода в образовании;
• провести экспертизу и анализ выбора преподавателем форм контроля в рамках фонда оценочных средств вуза и готовности студентов к реализации выбранных форм;
• разработать проект компетентностно-ориентированного фонда оценочных средств для дисциплины «Педагогика высшей школы»; обобщить и описать результаты экспертно-аналитической работы.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач и достижения цели исследования использовались теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта использования инструментов
педагогической квалиметрии в образовательном процессе вуза, анализ нормативных и учебно-методических материалов, таких как: федеральный государственный образовательный стандарт.
В работе использовались эмпирические методы: наблюдение;
диагностика, опытно-поисковая работа; анализ продуктов деятельности преподавателей.
Теоретическими ориентирами исследования явились концепции и положения:
• развития личности в процессе обучения и воспитания (Л.С. Выготский, А.А. Кирсанов, М.И. Махмутов, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин и др.);
• содержания образования (Д.В. Чернилевсий, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер и др.);
• педагогического проектирования (Л.И. Гурье, И.И. Ильясов, А.А. Кирсанов, Ю.С. Тюников и др.);
• педагогической квалиметрии (В.А. Дегальцева, З.К. Каргиева, А.А. Мирошниченко, В.С. Черепанов и др.);
• квалитативного образования (В.В. Бабушкина, Ю.К. Чернова, В.В. Щипанов);
• вопросы качества высшего образования в России (А.И. Субетто, Н.А. Селезнева, В.К. Коломиец и др.);
• организации педагогического контроля в высшей школе (Б.О. Аванесов, С.И. Архангельский, В.П. Беспалько и др.);
• методологические основы комплексной системы контроля качества (В.И. Гинецинский, З.Д. Жуковская и др.);
• методы и формы контроля знаний (В.М. Полонский, П.Е. Решетников, Т.А. Стефановская и др.);
• функции и роль оценки знаний (Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя и др.).
Особенностью компетентностно-ориентированного фонда оценочных средств является использование в учебных задачах профессионально направленного содержания. Такой подход способствует формированию и развитию у обучающихся умений использовать знания по изучаемой дисциплине для решения реальных ситуаций и проблем, осознанию принадлежности к профессии, саморазвитию и профессиональному становлению будущих специалистов [35]...
Образовательный процесс вуза направлен на подготовку высококвалифицированных профессионалов. Конкуренция на рынке труда предъявляет высокие требования к специалистам, поэтому студенты, желающие достичь успеха в профессиональной сфере, с первых дней обучения должны формировать навыки самостоятельного приобретения знаний и умений, а также осознавать ответственность за свою профессиональную подготовку.
В связи с выявленными проблемами важным является использование компетентностно-ориентированного фонда оценочных средств в вузе, что будет способствовать повышению эффективности самостоятельной работы студентов.
Современные системы оценивания в профессиональном образовании требуют изменения позиции преподавателя, который перед изучением профессионального модуля, учебной дисциплины предъявляет обучающимся систему оценивания результатов его освоения, в том числе - в рамках самостоятельной работы. Мы считаем, что и позиция студента меняется, так как он становится активным участником процессов оценивания, что способствует осознанию получаемого опыта учебно-профессиональной деятельности и интеграции знаний и умений в компетенции.
При создании фонда оценочных средств важно учитывать взаимосвязь между результатами образования и компетенциями, различия между понятиями «результаты образования» и «уровень сформированности компетенций», так как результаты образования определяются преподавателем, а компетенции приобретаются и проявляются только в процессе деятельности.
Отметим, что компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но и самой образовательной средой вуза и используемыми образовательными 70
технологиями, поэтому они также должны проходить процедуру оценки. Важным для рассмотрения остается вопрос о том, что проектированиефонда оценочных средств не предусматривает оценку способности студента к творческой деятельности, не учитывает недостаточность конкретных специальных знаний и отсутствие общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Считаем, что прежде чем проводить оценку уровня сформированности компетенций студентов должны быть созданы условия максимального приближения к будущей профессиональной практике. Кроме преподавателей конкретной дисциплины, к оценке в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться не только работодатели, но и преподаватели смежных дисциплин, студенты выпускных курсов вуза. Важным является использование группового оценивания и взаимооценки, что можно осуществить с помощью рецензирования студентами работ друг друга, оппонирования студентами проектов, исследовательских работ. Анализ достижений должен включать не только положительные, но и отрицательные индивидуальные и групповые результаты, также рекомендации для дальнейшего развития.
Внедрение компетентностно-ориентированного фонда оценочных средств в вузе тесно связано с организацией мероприятий, которые создают необходимые условия для обучающихся в выполнении самостоятельной работы:
-создание особой учебно-методической и материально-технической базы в вузах, позволяющей самостоятельно освоить дисциплину;
-обеспечение доступности лабораторий, компьютерных классов, мастерских для самостоятельного выполнения работ;
-организация постоянного рейтингового контроля, что позволяет свести к минимуму традиционные процедуры контроля;
- увеличение времени самостоятельной работы;
-проведение постоянных консультаций с предварительной выдачей комплекта заданий для самостоятельной работы;
-внедрение современных форм учебных занятий с целью активизации самостоятельной работы студентов;
-внедрение новых методов и форм организации и управления самостоятельной работой студентов, направленных на формирование системы компетенций.
Практика показывает, что, несмотря на значительное внимание ученых к разным аспектам изучаемой проблемы, реализация компетентностно- ориентированного фонда оценочных средств в вузе и организация самостоятельной работы студентов создает ситуации, которые требуют осмысления и незамедлительного решения, следовательно, исследования в этом направлении должны продолжаться.
В связи с выявленными проблемами важным является использование компетентностно-ориентированного фонда оценочных средств в вузе, что будет способствовать повышению эффективности самостоятельной работы студентов.
Современные системы оценивания в профессиональном образовании требуют изменения позиции преподавателя, который перед изучением профессионального модуля, учебной дисциплины предъявляет обучающимся систему оценивания результатов его освоения, в том числе - в рамках самостоятельной работы. Мы считаем, что и позиция студента меняется, так как он становится активным участником процессов оценивания, что способствует осознанию получаемого опыта учебно-профессиональной деятельности и интеграции знаний и умений в компетенции.
При создании фонда оценочных средств важно учитывать взаимосвязь между результатами образования и компетенциями, различия между понятиями «результаты образования» и «уровень сформированности компетенций», так как результаты образования определяются преподавателем, а компетенции приобретаются и проявляются только в процессе деятельности.
Отметим, что компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но и самой образовательной средой вуза и используемыми образовательными 70
технологиями, поэтому они также должны проходить процедуру оценки. Важным для рассмотрения остается вопрос о том, что проектированиефонда оценочных средств не предусматривает оценку способности студента к творческой деятельности, не учитывает недостаточность конкретных специальных знаний и отсутствие общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Считаем, что прежде чем проводить оценку уровня сформированности компетенций студентов должны быть созданы условия максимального приближения к будущей профессиональной практике. Кроме преподавателей конкретной дисциплины, к оценке в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться не только работодатели, но и преподаватели смежных дисциплин, студенты выпускных курсов вуза. Важным является использование группового оценивания и взаимооценки, что можно осуществить с помощью рецензирования студентами работ друг друга, оппонирования студентами проектов, исследовательских работ. Анализ достижений должен включать не только положительные, но и отрицательные индивидуальные и групповые результаты, также рекомендации для дальнейшего развития.
Внедрение компетентностно-ориентированного фонда оценочных средств в вузе тесно связано с организацией мероприятий, которые создают необходимые условия для обучающихся в выполнении самостоятельной работы:
-создание особой учебно-методической и материально-технической базы в вузах, позволяющей самостоятельно освоить дисциплину;
-обеспечение доступности лабораторий, компьютерных классов, мастерских для самостоятельного выполнения работ;
-организация постоянного рейтингового контроля, что позволяет свести к минимуму традиционные процедуры контроля;
- увеличение времени самостоятельной работы;
-проведение постоянных консультаций с предварительной выдачей комплекта заданий для самостоятельной работы;
-внедрение современных форм учебных занятий с целью активизации самостоятельной работы студентов;
-внедрение новых методов и форм организации и управления самостоятельной работой студентов, направленных на формирование системы компетенций.
Практика показывает, что, несмотря на значительное внимание ученых к разным аспектам изучаемой проблемы, реализация компетентностно- ориентированного фонда оценочных средств в вузе и организация самостоятельной работы студентов создает ситуации, которые требуют осмысления и незамедлительного решения, следовательно, исследования в этом направлении должны продолжаться.
Подобные работы
- Разработка оценочных средств для текущего контроля по экономическим дисциплинам в профессиональной образовательной организации (Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2025 - Создание фонда оценочных средств по дисциплине «Химия природных соединений»
Дипломные работы, ВКР, химия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование и разработка оценочных средств самостоятельной работы студентов (на примере ФСПО ГАОУ ВО «АГИМС»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Организационно-правовая система управления образованием
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - Разработка комплекса тестовых заданий по дисциплине Теория функций комплексного переменного
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016





