ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА
И ГОСУДАРСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ 15
1.1 Сущность взаимодействия бизнеса и власти в инновационной
сфере 15
1.2 Формы и проблемы взаимодействия бизнеса и
государства в инновационной сфере 20
1.3 Роль государства в развитии инновационной
политики Российского бизнеса 24
1.4 Совершенствование взаимодействия бизнеса и государства: формирование условий развития GR
и стимулирование инновационной деятельности 29
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРТСВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ 38
2.1 Основные GR технологии в инновационной сфере:
виды и сущность 38
2.2 Пространство Media Relations в политике
продвижения инноваций 45
2.3 Экспертное сообщество в политике продвижения
инноваций 48
2.4 Лоббистские технологии в политике продвижения
инноваций 50
2.5 Частно-государственное партнерство в политике
продвижения инноваций 51
2.6 Специфическая технология: стратегия продвижения
инноваций 55
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 57
3.1 Программа исследования - Выявление GR
технологий применяемых инновационными компаниями г. Екатеринбурга 57
3.2 Анализ результатов проведенного исследования 61
3.3 Создание стратегии продвижения интересов в органы власти для инновационных предприятий
г. Екатеринбурга 72
3.4 Результаты разработки стратегии продвижения
инноваций как специфической GR-технологии 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А 98
Экстенсивный путь развития отечественной экономики, связанный с все большим вовлечением ресурсов, особенно природных, не являющихся восполняемыми, завел российские предприятия и целые отрасли в тупик. Выход из сложившейся ситуации - разработка стратегии продвижения инноваций на государственном уровне в рамках инновационной политики. В РФ государство осуществляет политику поддержки инновационной деятельности, разрабатывая и реализуя систему мер как на общегосударственном уровне, так и на уровне субъектов. В работе рассматривается продвижение инноваций как технология ОК.
Оптимизация взаимоотношений между властью и бизнесом в современной России возможна лишь в случае выработки такой стратегии взаимодействия, которая бы в наиболее оптимальной степени учитывала как экономические интересы и потребности социально-экономической модернизации страны, так и социокультурную составляющую. Специфика исторического развития страны и особенности системы ценностей россиян актуализируют модель «сильного государства», регулирующего отношения в экономической сфере и контролирующего ключевые отрасли экономики, обладающие стратегическим значением для страны.
Таким образом, целью магистерской диссертации является: рассмотреть научные подходы и технологии взаимодействия бизнеса с органами власти для разработки стратегии продвижения инноваций как специфической ОК- технологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать понятие и особенности взаимодействия государства и бизнеса в инновационной сфере;
2) раскрыть категории: инновации, стратегия, политика инноваций, ОК технологии;
3) рассмотреть роль государства в развитии инновационной политики Российского бизнеса;
4) изучив понятие и особенности технологий
взаимодействия государства и бизнеса в инновационной сфере выделить основные ОК технологии, применяемые в инновационной сфере;
5) предложить разработанную стратегию продвижения инноваций для апробации в малое инновационное предприятие (МИП) г. Екатеринбурга.
Объектом исследования магистерской диссертации является взаимодействие бизнеса и государства в инновационной сфере.
Предмет - технологии взаимодействия бизнеса и государства в инновационной сфере.
Гипотезой-основанием исследования магистерской диссертации выступает следующее утверждение: построение эффективной стратегии продвижения инноваций как специфической ОК технологии,
оптимизирующей взаимоотношения бизнеса и государства в создании благоприятных условий развития инновационной сферы современной России. После доказательства гипотезы-основания необходимо доказать следующую: наиболее применяемыми технологиями ОК в инновационной сфере являются ЧГП, экспертное сообщество, МК...
Настоящее диссертационное исследование выявило основные технологии и формы взаимодействия инновационного бизнеса и государства в условиях перехода России на инновационный путь развития. В работе были рассмотрены научные подходы и технологии взаимодействия бизнеса с органами власти, на основании исследования была разработана стратегия продвижения инноваций как специфическая ОЯ-технология для
инновационных компаний г. Екатеринбурга.
Наиболее значимые результаты, полученные в ходе исследования, состоят в следующем:
1. Проанализировав опыт развитых стран мира, становится ясным, что взаимодействие государства и инновационных предприятий способствует улучшению управления государственной собственностью и создают возможности для привлечения частных капиталов к реализации общественных интересов и государственных инициатив.
2. На сегодняшний день инновационная деятельность в государстве оказывает огромное влияние на экономику. Инновации везде, в экономике, на предприятиях, в методах работы, в технологиях производства и т.д. Необходимо отметить плюсы инновационной деятельности: инновации способствуют снижению издержек производства, например технологии позволяющие бороться с энергопотерями, со снижением расхода воды и т. д. Создаются продукты более высокого качества, увеличивается количество выпущенной продукции за тоже количество времени. Инновации способствуют увеличению прибыли. В итоге рост экономики страны. Исходя из этого, можно сделать вывод о приоритетности инновационной деятельности и необходимости поддержки инновационных компаний со стороны государства. Роль государства в развитие инновационной деятельности является главенствующей. Для инновационных компаний в свою очередь, необходимо развивать деятельность, направленную на эффективное взаимодействие с органами власти.
3. По результатам исследования инновационных компаний были выявлены наиболее эффективные технологии взаимодействия с органами власти для инновационной среды г. Екатеринбурга:
1) частно-государственное партнерство (ЧГП). Для успешного развития ЧГП требуется, формирование благоприятных условий на основе принятия соответствующих законодательных актов. ЧГП позволяет компаниям выстроить лояльное отношение со стороны органов власти для следующих своих проектов. По окончанию проекта государственно частного партнерства компания находится на хорошем счету, имея при этом положительный имидж для дальнейшего сотрудничества;
2) административный ресурс является одной из простых технологий, чтобы вашу компанию заметили, но для этого необходимо вступить в технопарк или бизнес инкубатор. Технопарки, бизнес инкубаторы, центр развития предпринимательства имеют административный ресурс за счет того что созданы при поддержке государства. Помимо информационной, юридической, финансовой помощи, оказывают поддержку в продвижении интересов компании на уровень органов власти города, района и т.д. Так как городские и областные власти заинтересованы в достижении поставленных целей в стратегии инновационного развития Свердловской области на период до 2020 года.
3) экспертное сообщество эффективно тогда, когда проект действительно стоящий и через признанных экспертов можно влиять на мнение представителей органов власти. В предложенной стратегии приводятся экспертные сообщества, и основные эксперты г. Екатеринбурга в инновационной сфере;
4) media relation позволяет влиять на мнение представителей органов власти через СМИ, проведение событий и т.д. К задачам MR относят: работу с целевыми СМИ, включающая создание информационных поводов и событий, организацию выхода публикаций с целью развития положительной репутации бренда и другие формы влияния на органы власти;
5) лоббизм необходим для получения выгоды своей организации. В итоге ожидается принятие того или иного решения, закона, выделения денег, получения инвестиций и т.д. Однако пролоббировать закон может только крупная инновационная компания, у которой имеются все ресурсы для этой деятельности.
Технологии представлены по значимости от большей значимости к меньшей. Необходимо учитывать, что применение технологий должно быть комплексным для эффективного выстраивания отношений с органами власти.
4. Помимо технологий были выделены 3 основные стадии ОК деятельности:
а) Мониторинг;
6) Донесение;
в) Влияние.
5. В стратегии продвижения инноваций как ОК технологии была предложена институциональная структура ОК-департамента в зависимости от масштаба и специфики деятельности. Расписан штат сотрудников ОК отдела. В крупных инновационно-ориентированных компаниях необходим ОК отдел, в малых инновационных компаниях достаточно 1-2 сотрудников для работы с органами власти.
6. По окончанию работы над исследованием была предложена стратегия продвижения инноваций как специфическая ОК технология. Данная технология наиболее эффективно будет использоваться в г. Екатеринбурге, однако ее можно использовать и в других регионах страны на инновационных предприятиях.
Для того чтобы инновационные компании стали применять предложенную стратегию, необходимо оповестить эти компании. Конечно, стратегия является перечнем технологий, инструментов и в целом усреднена. В идеале хотелось бы чтобы каждая компания моделировала бы свою стратегию продвижения инновационной деятельности опираясь на предложенную, в зависимости от цели и ресурсов.
Стратегия продвижения инноваций как специфическая СК-технология должна дать то развитие инновационным компаниям, к которому они стремятся. Любая инновационная компания, которая взаимодействует с органами власти, может использовать предложенную технологию - стратегию, для своего развития на рынке. За счет развития инновационных компаний будет развиваться экономика страны в целом.
1. О науке и государственной научно-технической политике от; федер. закон 21 июля 2011 года N 254-ФЗ (в ред. от 15 июня 2013 г.) [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 24.04.2016).
2. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном
партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ // «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/Grs/ (дата обращения: 22.04.2016).
3. Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/16135.html (дата обращения: 24.01.2016).
4. По данным Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/
(дата обращения 14.12.2014).
5. Федеральный информационный портал инфраструктура и
государственно-частное партнёрство в России зарегистрирован в федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (роскомнадзор) 8 февраля 2013, свидетельство о регистрации № фс77-52797 // Режим доступа: http://pppi.ru/news/na-osnove- gchp-planiruyut-postroit-vsm-po-marshrutu-chelyabinsk-ekaterinburg (дата
обращения 14.02.2016).
6. Ануфриева И. Government Relations: услуга с точки зрения
маркетинга [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://hungryshark.ru/articles/2577-marketing_gr (дата обращения 14.02.2016).
7. Автономов А. С. Азбука лоббирования. ИРИС. - Москва. 2004. - 245 с.
8. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. К вопросу о термине «инновация».
• В кн.: Труды лаборатории В.Н. Лившица. - М.: ЦЭМИ, 2009. - 262 с.
9. Акинина В. П., Абасов Р. Г. Государственно-частное партнёрство как катализатор инновационных процессов // М.: Финансы и кредит. - 2013.
• № 9. - с. 45-50.
10. Алипатов А. А., Пушкин А. А., Джапаридзе Р. М. Государственно-частное партнерство. - М.: Альпина Паблиширез, 2010. - 342 с.
11. Амунц Д. М. Государственно-частное партнёрство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоёмких проектов. // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005. - № 12. - с. 16-24.
12. Аникин А. В. Глава 1. Адам Смит // Всемирная история
экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. - М.: Мысль,
1988. - Т. II. От Смита и Рикардо до Маркса и Энгельса. - 574 с.
13. Анисимов Ю. П. Солнцева Е.В. Учебное пособие по
инновационному менеджменту 2008. - 149 с.
14. Ачкасова В. А. Измерение эффективности GR: к постановке проблемы / Стратегические коммуникации в бизнесе и политике: матер. междунар. науч. конф. (23 апреля 2014 г.). Отв. ред.-сост. Гавра Д. П. - СПб.: Свое издательство, 2014. - 254 с.
15. Басовский Л. Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2006. - 184 с...