ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РФ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 8
1.1 Понятие финансовой безопасности и методы ее обеспечения
государством 8
1.2 Актуальные угрозы и вызовы финансовой безопасности государства .. 15
1.3 Состав государственных органов обеспечения финансовой
безопасности 21
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 28
2.1 Счетная палата как орган обеспечения финансовой безопасности РФ 28
2.2 Анализ динамики бюджетных поступлений на основании данных
проверок Счетной Палаты РФ и выявленных в результате аудита нарушениях за период 2017-2019 годов 35
2.3 Анализ динамики бюджетных расходов на основании данных проверок
Счетной Палаты РФ и выявленных в результате аудита нарушениях 2017-2019 годов 52
2.4 Анализ динамики бюджетных санкций на основании данных проверок
Счетной Палаты РФ и выявленных в результате аудита нарушениях 2017-2019 годов 69
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 79
3.1 Основные проблемы при проведении государственного аудита 79
3.2 Пути повышения эффективности проведения государственного аудита 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97
В современную эпоху в гонке благополучия выигрывают государства, способные создать эффективную систему государственного управления. Такая система должна быть подвижной и адаптивной, критериями ее эффективности будет способность контролировать, корректировать и подвергать ревизионизму принимаемые решения.
Данные действия необходимы для обеспечения национальной безопасности. Ее важным срезом является финансовая безопасность, охватывающая широкий спектр социально-экономической проблематики государства. Одним из важнейших критериев эффективного обеспечения финансовой безопасности является государственный аудит - деятельность органов власти, направленная на контроль расходования финансовых ресурсов.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что, несмотря на динамическое совершенствование государственного управления и внедрения различных инструментов финансового контроля, ежегодно отмечается рост количества и объемов выявляемых правонарушений в сфере государственных финансов: от прямых коррупционных преступлений до управленческих патологий системы государственных закупок.
Это свидетельствует о неэффективности системы публичного контроля за бюджетной сферой России и ставит вопрос о необходимости совершенствования институтов государственного аудита. Наиболее значимым институтом такого рода в РФ является Счетная Палата.
Именно анализу функционирования Счетной палаты Российской Федерации посвящено данное магистерское исследование. Выбранная тема соответствует актуальным трендам развития управления экономикой в России. Особую актуальность она может приобрести в контексте экономического спада, спровоцированного ограничительными мерами, направленными для противодействия пандемии инфекции 2019-нСоУ.
Компенсаторные меры экономического воздействия, значимые финансовые расходы со стороны государства, будут нуждаться в тщательном контроле и экспертной оценке.
Цель исследования - раскрыть влияние государственного аудита на финансовую безопасность Российской Федерации
Задачи исследования:
Во-первых, концептуально обосновать понятие «финансовая безопасность», выделить ее структурные элементы и актуальные проблемы обеспечения.
Во-вторых, проанализировать действующую систему обеспечения финансовой безопасности в Российской Федерации в призме деятельности Счетной палаты.
В-третьих, сформулировать потенциал развития государственного аудита как способа обеспечения финансовой безопасности в РФ.
Объект исследования - система государственного аудита в РФ.
Предмет исследования - роль системы государственного аудита РФ в обеспечении финансовой безопасности.
Данная исследовательская работа выполнена на материалах Счетной палаты Российской Федерации.
Методы исследования: в магистерской диссертации используется системный метод при анализе деятельности Счетной палаты РФ. Кроме того, в работе применяются: компаративный анализ, анализ нормативно-правовых документов, анализ экономической отчетности и статистики, а также иные неспецифические методы управленческой и экономической наук. В целях структурирования работы и обобщения полученных данных использованы также общенаучные методы как индукция и дедукция.
Степень научной разработанности проблемы представляется фрагментарной. С одной стороны, присутствует огромное количество научных работ, посвященных истории, теории и анализу правового статуса государственного аудита в РФ. Можно выделить работы следующих авторов: Р.Б. Осокин, О.Ш Петросян, В.К. Старостенко, Е.В. Таровник, В.О. Лапин, Ю.В. Трунцевской, Е.Н. Кондрат, Ю.Н. Воробьев, Е.И. Воробьева, Р.Р., Яруллин, Ю.А, Калимуллина, И.А. Сергеев, А.Ю. Сергеев, К.С. Пономаренко, Л.Н. Смирнова, Л.В. Колиева, О.Г. Геймур . Отдельно можно отметить авторов, освятивших нормативно-правовые основы реализации государственного аудита: С.М. Шахрай, А.А. Клишас, Н.Д. Погосян .
С другой стороны, крайне незначительное количество работ обращается к анализу эффективности его реализации и попытка ревизии работы Счетной палаты на предмет изменения принципов и норм ее функционирования для повышения экономического эффекта от ее деятельности.
Элементы научной новизны состоят в анализе деятельности Счетной палаты в контексте финансовой безопасности. В работе рассматривается вопрос о государственном аудите как комбинированный процесс, включающий в себя как государственный контроль, так и публичный. Кроме того, осуществлена попытка определить место Счетной палаты в системе разделения властей.
Хронологические рамки исследования обусловлены принятием актуального закона «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 года . Таким образом, исследование охватывает период с 5 апреля 2013 года по настоящий момент. Данные, представленные вне указанного временного периода, приводятся как элементы генезиса научной проблемы.
Практическая значимость результатов исследования обусловлена в выявлении проблемных точек осуществления государственного аудита в Российской Федерации. Описан процесс соотношения вызовов и угроз, рождающих общие риски для финансовой безопасности государства. Сделанные в исследовании рекомендации направлены на конкретные результаты, в частности - повышение экономического эффекта, а целесообразность их реализации подкреплена экстраполяцией результативности.
Эмпирическая база исследования строится из анализа открытой информации о деятельности Счетной палаты. В работе использовано три основных категории источников. Во-первых, экономические и статистические данные, представленные на сайте Счетной палаты. Во-вторых, научные источники, анализирующие осуществление государственного аудита в Российской Федерации. В-третьих, нормативно-правовые акты, формирующие базу финансовой безопасности РФ, в особенности касающиеся регламентации деятельности Счетной палаты.
Апробация результатов исследования магистерской диссертации выполнена в ряде публикаций. В частности: Банникова Ю.С. Счетная палата как актор государственного аудита в системе финансовой безопасности РФ // ЭГО: экономика, государство, общество. 2020. № 1. НКТ:
http://ego.uapa.ru/issue/2020/01/07;Банникова Ю.С. Государственный аудит в системе финансовой безопасности // Актуальные проблемы налоговой политики: XII Международной научно-практической конференции молодых налоговедов (Владивосток-Иркутск-Москва Екатеринбург-Минск-Прага-
Краснодар-Курган-Санкт-Петербург, апрель-май 2020 г.): сб. статей. Научное электронное издание. - М.: Перо, 2020. С. 11-18
Данная публикация была направлена на определение роли Счетной палаты РФ в системе государственного аудита Российской Федерации. Проанализирована связь с иными органами финансового контроля и текущая управленческая ситуация в данной сфере.
Структура и объем работы обусловлены логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена концептуализации понятийного аппарата, применяемого к анализу управления финансовой безопасностью государства. Вторая глава посвящена анализу фактической деятельности Счетной палаты РФ в 2017-2019 года, а также описанию юридических оснований реализации функций государственного аудита. Третья глава целиком посвящена описанию проблем и перспектив повышения эффективности государственного аудита в РФ. Общий объем работы - 100 страниц, список литературы содержит 66 наименований.
Государственный аудит занимает важнейшее место в структуре обеспечения финансовой безопасности государства. Его эффективность есть показатель способности системы управления к адаптации, мобильности и управлению рисками. Совершенствование институтов государственного аудита является способом перспективного развития государственного управления, так как значение представляет не только ретроспективный анализ и выявление финансовых преступлений, но также обобщение и анализ данной информации в целях корректировки социально-экономической политики государства.
Касательно самой финансовой безопасности, в работе было дано авторское определение данной сферы: «Финансовая безопасность - это составная часть системы национальной безопасности, направленная на обеспечение устойчивого и надежного функционирования финансовой системы государства». Оно обобщает под собой деятельность всех институтов государства, направленную на предсказание и противодействие кризисным явлением, оптимизацию бедующей политики. Финансовая безопасность является частью экономической безопасности и, в свою очередь, частью национальной безопасности государства.
Логика основных угроз финансовой безопасности в России касается разрыва в движении товарных и денежных потоков. Наблюдается несогласованность политики государственного вмешательства, провоцирующая обнищание населения и соразмерную потерю доверия населения к государственному регулятору. Это приводит к ситуации, когда основной угрозой является не коррупция или выведения капитала, а поддержка населения.
Завоевать данную поддержку, стимулируя желания граждан к активному участи в экономике, может максимизация публичности системы государственного аудита. В саму систему, помимо Счетной палаты РФ, принято также включать Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), Федеральное казначейство РФ, Центральный Банк России.
Основной проблемой данной системы является синхронизации работы данных органов власти. Данные органы выполняют узкоспециальные функции, направленны только на отдельные аспекты финансовой безопасности. О наличии какой-либо комплексной системы не позволяет говорить ни управленческий анализ, ни анализ актуальной нормативной базы.
Счетная палата отличается публичным характером своей деятельности и обладает рядом специфических функций, сочетая в себе черты исполнительной и законодательной ветви власти. Структурно деятельность Палаты организована таким образом, что аппарат и работающие там сотрудники собирают и обобщают информацию, а корпус аудитов дает ей компетентную экспертную оценку. Результаты деятельности доводятся до органов власти и открыты для населения.
Текущая деятельность Счетной палаты за период 2017-2019 годов позволила выявить и обобщить семь основных причин активного дефицита финансовых ресурсов и одиннадцать причин пассивного дефицита финансовых ресурсов. Однако данная работа выполнялась вне установленной методологии и каждый год имела индивидуальный характер.
Тем не менее, в отношении перспективы решения выявленных проблем были даны конкретные рекомендации. Они касаются как аспектов нормативного совершенствования государственного аудита, так и необходимости совершенствовать организационные основы деятельности Счетной палаты.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ. Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 08.06.2020). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (в ред. от 01.04.2020). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2: федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (в ред. от 08.06.2020). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Об основах общественного контроля в Российской Федерации:
федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ (в ред. от 27.12.2018). Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс».
7. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ (в ред. от 27.12.2018). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О счетной палате Российской Федерации: федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ (в ред. от 29.05.2019). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (в ред. от 18.07.2019). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Регламент Счетной палаты Российской Федерации (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 № 3ПК). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Основные направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2019-2021 годы (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 26.04.2019 № ОНД 2019-2021, протокол от 23.04.2019 № 16К (1312)). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Агапов А.Б. Административное право. М., 2012. 820 с.
14. Банникова Ю.С. Государственный аудит в системе финансовой
безопасности // Актуальные проблемы налоговой политики: XII Международной научнопрактической конференции молодых налоговедов (Владивосток-Иркутск-МоскваЕкатеринбург-Минск-
Прага-Краснодар-Курган-Санкт-Петербург, апрель-май 2020 г.): сб.
статей. Научное электронное издание. - М.: Перо, 2020. С. 11-18
15. Банникова Ю.С. Счетная палата как актор государственного аудита в системе финансовой безопасности РФ // ЭГО: экономика, государство, общество. 2020. № 1. URL:http://ego.uapa.ru/issue/2020/01/07
16. Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е. Финансовая безопасность в системе региональной экономической безопасности. 2019. № 3 (117). С. 32-38
17. Воробьев Ю.Н., Воробьева Е.И., Мощева А.С. Финансовая
безопасность государства // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2016. №2. С. 14-17
18. Воробьев Ю.Н., Воробьева Е.И., Мощева А.С. Финансовая
безопасность государства // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2016. №2. С. 14-17
19. Вострикова Л.Г. Финансовое право / Л.Г. Вострикова. М.: Юстицинформ, 2017. С. 98.
20. Геймур О.Г., Михайленко И.А. Актуальные вопросы исполнения бюджета: проблемы правового регулирования // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2016. Т. 2. № 2. С. 75.
21. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2000.
22. Гурьянова Л.С., Непомнящий В.В. Концептуальные подходы к моделированию финансовой безопасности государства // Проблемы экономики. 2012. № 4. С. 232-236
23. Двуреченских В.А. Государственный аудит // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2009. № 4. С. 32-42
24. Иванкова О.Г. Концепция государственного аудита // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2012. № 14 -1. С. 173-177
25. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности). Киров: ВятГУ, 2015. 239 с.
26. Карепина О.И. Теоретико-методологические подходы к внедрению аудита эффективности государственных расходов // Финансовые исследования. 2009. № 1. С. 36 - 44
27. Клыканова В.А. Контрольно-счетная палата как инструмент государственного финансового контроля // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013. № 4. С. 124-129
28. Колиев Л.В. Счетная палата Российской Федерации как орган государственного финансового контроля (аудита). История создания, результаты деятельности // Отечественная юриспруденция. 2018. № 3(28). С. 96-100
29. Кондрат Е.Н. Финансовая безопасность как объект финансового контроля // Вестник РУДН, серия Юридические науки. 2012. №2. С. 30-37
30. Кононов И. Исполнение консолидированных региональных бюджетов в 2018 г. поставило рекорды // Экономика и жизнь. 2019. № 7. С. 15-24
31. Контроль в современной России: вопросы теории и практика правового регулирования / В.П. Беляев, О.В. Брежнев, И.Б. Лагутин, А.И. Хорошильцев. М.: Юрлитинформ, 2013. 312 с.
32. Коробов В.В. Финансовая безопасность в системе государственного финансового контроля // Финансы и кредит. 2019. № 47 (383) С. 53-58
33. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Зенцова К.С., Новикова Е.И.
Финансовая безопасность в системе экономической безопасности // Kant. 2016. № 3. С. 107-111
34. Кузьмин И.Ю. Бюджетно-финансовый контроль за рубежом //
Аудиторские ведомости. 2007. № 10. С. 65-72
35. Лагутин И.Б. Бюджетный контроль и бюджетный аудит в Российской
Федерации: проблемы системности и особенности правового
регулирования. М. : Юрлитинформ, 2015. 366 с.
36. Лагутин И.Б. Системность бюджетного контроля и бюджетного аудита в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2014.
37. Лагутин И.Б. Счетная палата Российской Федерации в системе государственного бюджетного контроля и аудита: вопросы теории и практики // Налоги и финансовое право. 2013. № 6. С. 89-91
38. Львова И.Г., Бурнышева Л.В. Общественный финансовый контроль как инструмент государственного управления // Сибирское юридическое обозрение. 2018. № 4. С. 487-491
39. Муниров Д.Д., Яруллин Р.Р. Финансовая безопасность России // Инновационная наука: международный научный журнал. 2016. №10 Ч. 1. С. 83-85
40.Окулич И.П., Усатов Д.Н. Проблемы контроля за деятельностью Счетной палаты Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право, 2006. № 2. С. 33-35
41. Окунь А.С., Васюта Е.А. Налоговая задолженность как угроза финансовой безопасности государства: методологический аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 1. С. 98-115
42.Осокин Р.Б. Правоохранительные органы в системе безопасности. Тамбов, 2009. 223 с.
43. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] иРТ:http://www.audit.gov.ru/(Дата обращения 20.05.2020).
44. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. 2010. № 5. С. 56-60
45. Петросян О.Ш. Финансовая безопасность России в контексте
национальной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 8. С. 141-144
46. Погосян Н.Д. Проблемы законодательства о Счетной палате
Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 11. С. 5.
47. Пономаренко К.С. Финансово-правовое регулирование деятельности счетной палаты РФ в системе государственного финансового контроля: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2018.
48. Попонова Н. А. Опыт борьбы с уклонением от уплаты налогов // Финансы. 2007. № 1. С. 74-77.
49. Проблемы экономической безопасности: глобальные и региональные аспекты / под ред. А.В. Карпушкиной. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. 365 с.
50. Саунин А.Н. О понятийном аппарате государственного финансового контроля // Финансы и кредит. 2014. № 13. С. 2-9
51. Сергеева И.А., Сергеев А.Ю. Финансовая безопасность России: угрозы и меры нейтрализации Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2016. № 1 (17). C. 117-124
52. Слободчиков Д.Н. Механизм повышения уровня бюджетного контроля
(надзора) в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 8. С. 255-262
53. Смирнова Л.Н. Снижение угроз экономической безопасности
государства с помощью системы финансово-бюджетного контроля // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 1(41). С. 104-111
54. Старостенко В.К. Счетная палата Российской Федерации как субъект обеспечения экономической безопасности страны. // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 7. С. 84 -90
55. Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего. - М.: Наука, 2008. 602 с.
56. Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018¬2024 годы [Электронный ресурс] URL:
http://www.ach.gov.ru/documents/strategy/(Дата обращения 20.05.2020).
57. Счетная палата и Российская Академия Наук // Экономическая наука современной России. 2005. № 4. С. 152-153
58. Таровник Е.В., Лапин В.О. Бюджетная безопасность государства и приоритетные направления деятельности органов внутренних дел по ее обеспечению // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. №1. С. 43-48
59. Трещетенкова Н.Ю. Организация и деятельность счетных палат. - М., 1992. 240 с.
60. Трунцевской Ю.В. Финансовая безопасность: понятие и виды
финансовых преступлений // Вестник ФА. 2007. №2. С. 11-22
61. Цанунин А.А., Волков А.Ю. О принципах деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации // АНИ: экономика и управление. 2016. Т 5. № 3(16). С. 205-208
62.Чехонадский Л. Совершенствование методов государственного
финансового контроля // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 4. С. 26-30
63.Чухнина Г.Я. Анализ эффективности деятельности
правоохранительных органов по выявлению налоговых преступлений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 7. С. 52-60
64. Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право России. М. : ОЛМА. Медиа Групп, 2010. 653 с.
65. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в РФ. - М.: Финансы и статистика, 2008. 350 с.
66. Яруллин Р.Р., Калимуллина Ю.А. роль финансов в экономической безопасности государства // Инновационная наука: международный научный журнал. 2016. №8. Ч. 1. С. 66 - 68