ПОСЛЕДСТВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЫНКА ТРУДА: УГРОЗА ВОЗРАСТНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА 10
1.1. Влияние пенсионной реформы на рынок труда: классификация основных
последствий 10
1.2. Понятие дискриминации в сфере труда, сущность и особенности
возрастной дискриминации 19
1.3. Анализ нормативно-правовой базы по регулированию возрастной
дискриминации на рынке труда 29
1.4. Распространение возрастной дискриминации на рынке труда в России и за
рубежом 44
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА НА РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ВОЗРАСТНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ... 51
2.1. Анализ ситуации на рынке труда Свердловской области 51
2.2. Оценка влияния пенсионной реформы на положение работников разных
возрастных групп на рынке труда Свердловской области 62
2.3. Разработка рекомендаций по противодействию возрастной
дискриминации на рынке труда 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 105
ПРИЛОЖЕНИЕ А 116
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 119
ПРИЛОЖЕНИЕ В 121
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА 10
1.1. Влияние пенсионной реформы на рынок труда: классификация основных
последствий 10
1.2. Понятие дискриминации в сфере труда, сущность и особенности
возрастной дискриминации 19
1.3. Анализ нормативно-правовой базы по регулированию возрастной
дискриминации на рынке труда 29
1.4. Распространение возрастной дискриминации на рынке труда в России и за
рубежом 44
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА НА РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ВОЗРАСТНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ... 51
2.1. Анализ ситуации на рынке труда Свердловской области 51
2.2. Оценка влияния пенсионной реформы на положение работников разных
возрастных групп на рынке труда Свердловской области 62
2.3. Разработка рекомендаций по противодействию возрастной
дискриминации на рынке труда 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 105
ПРИЛОЖЕНИЕ А 116
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 119
ПРИЛОЖЕНИЕ В 121
В настоящий момент в России происходит поэтапное повышение возраста выхода на пенсию. Очевидно, что с увеличением доли трудоспособного населения за счет людей предпенсионного возраста проблемы с безработицей только усугубятся. В целом стоит задача обеспечения рабочими местами не только возрастных работников, но и другие категории граждан, в том числе и молодежь. Молодые работники дискриминируются на рынке труда из-за отсутствия опыта работы, а пожилые, в связи с тем, что, по мнению работодателей, их знания и опыт устарели, а физические возможности ограничены в силу возраста. В связи с этим центральной проблемой на рынке труда при повышении пенсионного возраста станет дискриминация по отношению к крайним возрастным группам. Из совокупности всех последствий вытекает трудовая дискриминация, именно поэтому можно сказать, что дискриминация является интегральным понятием всех последствий повышения пенсионного возраста для рынка труда.
Актуальность исследования обусловлена в первую очередь повышением пенсионного возраста в России, что несомненно усугубит ситуацию на рынке труда и приведет к усилению возрастной дискриминации. Кроме того, понятие возрастной дискриминации является неоднозначной теоретической структурой по причине проблем с ее измерением и изучением, а также отсутствием в российской практике и законодательстве эффективных инструментов для борьбы с нею. Также стоит отметить и тот факт, что дискриминация по возрасту на рынке труда в России является распространенным явлением и сталкиваются с ней в основном люди предпенсионного и пенсионного возраста. Все эти факторы в совокупности говорят об актуальности и важности данного исследования.
Степень разработанности проблемы. Термин возрастной дискриминации был введен в 1969 году Робертом Батлером1, обозначая систематическое применение стереотипов к пожилым и их дискриминацию. Проблема возрастной дискриминации в современных исследованиях рассмотрена в основном в следующих проявлениях: дискриминация при приеме на работу (Т. Ю. Пашко, Л. Абуладзе, И. Перек-Бялас, А. О. Астафьева, Е. А. Дорожкина и другие), дискриминация при оплате труда (Е. А. Клепникова, М. Г. Колесницына и другие) и дискриминация при продвижении по службе (Д. Р. Асмирова, С. И. Советкин и другие). В работах авторов в основном рассматриваются такие аспекты возрастной дискриминации, как социологический аспект (К. Братт, Д. Абрамс, Х. Дж. Свифт, К-М. Воклер, С. Маркес , А. А. Газизуллина, Н. Ф. Анохина и другие), правовой аспект (Т. В. Кургина, Л. С. Беспалая, Е. А. Исупова) и экономический аспект (С. Г. Максимова, О. Е. Ноянзина, М. М. Максимова). Связь между повышением пенсионного возраста и дискриминацией на рынке труда рассмотрена в работах М. А. Ивановой11, И. А. Герасимовой, О. Н. Федосовой и других. Но в настоящее время в работах не используется комплексный подход изучения возрастной дискриминации на рынке труда во всех направлениях и рассмотрения последствий повышения пенсионного возраста на рынке труда именно через призму возрастной дискриминации. Кроме того, в исследованиях не выделяют четких механизмов и мероприятий по борьбе с возрастной дискриминацией на рынке труда в России.
Целью диссертационной работы является оценка влияния повышения пенсионного возраста на масштабы распространения возрастной дискриминации на рынке труда и разработка рекомендаций по противодействия возрастной дискриминации на рынке труда в Свердловской области в связи с последствиями, вызванными повышением пенсионного возраста.
Цель определила ряд следующих задач:
- разработать классификацию последствий повышения пенсионного возраста на рынке труда;
- рассмотреть различные определения возрастной дискриминации и методы ее замера и оценки;
- проанализировать имеющуюся нормативно-правовую базу по регулированию возрастной дискриминации на рынке труда и рассмотреть основные способы по противодействию возрастной дискриминации и защите прав граждан;
- оценить распространенность возрастной дискриминации на рынке труда в России и за рубежом;
- провести анализ ситуации на рынке труда Свердловской области в связи с повышением пенсионного возраста;
- оценить положение наиболее уязвимых возрастных групп (молодежь и люди старшего возраста) и проанализировать ситуацию с дискриминацией на рынке труда в Свердловской области как со стороны работников, так и со стороны работодателей;
- разработать мероприятия, направленные на улучшение ситуации с дискриминацией по возрасту на рынке труда в Свердловской области.
Объектом исследования являются социально-экономические последствия повышения пенсионного возраста для рынка труда.
Предметом исследования является угроза усиления возрастной дискриминации на рынке труда как последствие повышения пенсионного возраста.
В процессе исследования использовались как общенаучные методы (сравнительный, системный), так и прикладные методы сбора и анализа социальной информации. В качестве методов эмпирического исследования применялись такие методы как традиционный анализ документов (нормативно-правовых документов и публикаций по теме исследования), формализованный опрос трудоспособного населения (анкетирование), контент-анализ объявлений о приеме на работу, глубинное неформализованное интервью с работодателями. Для анализа данных использованы методы описательной статистики, корреляционного анализа, дескриптивный анализ, анализ временных рядов, анализ таблиц сопряженности и непараметрические тесты.
Информационная база исследования включает в себя законодательные, нормативно-правовые акты по теме исследования; учебную, научную литературу и периодические издания; статистические данные федеральной службы государственной статистики с 2015 по 2019 год; данные собранные при участии в проекте Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Георгиевны Мерзляковой по изучению нарушений прав граждан при приеме на работу, включающие 6521 объявление о вакансиях в Свердловской области и результаты опроса 515 человек трудоспособного возраста; данные проведенных 10 интервью с работодателями.
Новизна магистерской диссертации обусловлена следующим:
- уникальное сочетание используемых исследовательских подходов;
- получение информации от различных субъектов, отражающих общую картину на рынке труда как со стороны работодателей, так и со стороны работников;
- рассмотрение последствий повышения пенсионного возраста на рынке труда через призму возрастной дискриминации.
Разработанные в ходе магистерской диссертации рекомендации могут быть полезны органам государственной власти Свердловской области, в частности Департаменту по труду и занятости Свердловской области, Аппарату уполномоченного по правам человека в Свердловской области и Министерству социальной политики Свердловской области.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников. В первой главе раскрываются теоретико-методологические и нормативно-правовые основы влияния повышения пенсионного возраста на распространение возрастной дискриминации на рынке труда. Во второй главе представлены результаты проведенного эмпирического исследования, в частности приведена методология исследования, представлен анализ ситуации на рынке труда в Свердловской области и оценка влияния пенсионной реформы на положение молодых и пожилых работников на рынке труда, а также приведены разработанные рекомендации по противодействию возрастной дискриминации на рынке труда в Свердловской области. В заключении подводятся основные итоги и делаются выводы по полученным результатам.
На защиту магистерской диссертации выносятся:
- результаты исследования теоретико-методологических и нормативно-правовых основ исследования влияние повышения пенсионного возраста на распространение возрастной дискриминации на рынке труда,
- результаты исследования влияния повышения пенсионного возраста на распространенность возрастной дискриминации на рынке труда в Свердловской области,
- разработанные рекомендации по противодействию возрастной дискриминации на рынке труда.
Результаты исследования были апробированы Аппаратом уполномоченного по правам человека в Свердловской области, предоставленные рекомендации были признаны практически значимыми и вынесены на обсуждение для использования их в работе.
Актуальность исследования обусловлена в первую очередь повышением пенсионного возраста в России, что несомненно усугубит ситуацию на рынке труда и приведет к усилению возрастной дискриминации. Кроме того, понятие возрастной дискриминации является неоднозначной теоретической структурой по причине проблем с ее измерением и изучением, а также отсутствием в российской практике и законодательстве эффективных инструментов для борьбы с нею. Также стоит отметить и тот факт, что дискриминация по возрасту на рынке труда в России является распространенным явлением и сталкиваются с ней в основном люди предпенсионного и пенсионного возраста. Все эти факторы в совокупности говорят об актуальности и важности данного исследования.
Степень разработанности проблемы. Термин возрастной дискриминации был введен в 1969 году Робертом Батлером1, обозначая систематическое применение стереотипов к пожилым и их дискриминацию. Проблема возрастной дискриминации в современных исследованиях рассмотрена в основном в следующих проявлениях: дискриминация при приеме на работу (Т. Ю. Пашко, Л. Абуладзе, И. Перек-Бялас, А. О. Астафьева, Е. А. Дорожкина и другие), дискриминация при оплате труда (Е. А. Клепникова, М. Г. Колесницына и другие) и дискриминация при продвижении по службе (Д. Р. Асмирова, С. И. Советкин и другие). В работах авторов в основном рассматриваются такие аспекты возрастной дискриминации, как социологический аспект (К. Братт, Д. Абрамс, Х. Дж. Свифт, К-М. Воклер, С. Маркес , А. А. Газизуллина, Н. Ф. Анохина и другие), правовой аспект (Т. В. Кургина, Л. С. Беспалая, Е. А. Исупова) и экономический аспект (С. Г. Максимова, О. Е. Ноянзина, М. М. Максимова). Связь между повышением пенсионного возраста и дискриминацией на рынке труда рассмотрена в работах М. А. Ивановой11, И. А. Герасимовой, О. Н. Федосовой и других. Но в настоящее время в работах не используется комплексный подход изучения возрастной дискриминации на рынке труда во всех направлениях и рассмотрения последствий повышения пенсионного возраста на рынке труда именно через призму возрастной дискриминации. Кроме того, в исследованиях не выделяют четких механизмов и мероприятий по борьбе с возрастной дискриминацией на рынке труда в России.
Целью диссертационной работы является оценка влияния повышения пенсионного возраста на масштабы распространения возрастной дискриминации на рынке труда и разработка рекомендаций по противодействия возрастной дискриминации на рынке труда в Свердловской области в связи с последствиями, вызванными повышением пенсионного возраста.
Цель определила ряд следующих задач:
- разработать классификацию последствий повышения пенсионного возраста на рынке труда;
- рассмотреть различные определения возрастной дискриминации и методы ее замера и оценки;
- проанализировать имеющуюся нормативно-правовую базу по регулированию возрастной дискриминации на рынке труда и рассмотреть основные способы по противодействию возрастной дискриминации и защите прав граждан;
- оценить распространенность возрастной дискриминации на рынке труда в России и за рубежом;
- провести анализ ситуации на рынке труда Свердловской области в связи с повышением пенсионного возраста;
- оценить положение наиболее уязвимых возрастных групп (молодежь и люди старшего возраста) и проанализировать ситуацию с дискриминацией на рынке труда в Свердловской области как со стороны работников, так и со стороны работодателей;
- разработать мероприятия, направленные на улучшение ситуации с дискриминацией по возрасту на рынке труда в Свердловской области.
Объектом исследования являются социально-экономические последствия повышения пенсионного возраста для рынка труда.
Предметом исследования является угроза усиления возрастной дискриминации на рынке труда как последствие повышения пенсионного возраста.
В процессе исследования использовались как общенаучные методы (сравнительный, системный), так и прикладные методы сбора и анализа социальной информации. В качестве методов эмпирического исследования применялись такие методы как традиционный анализ документов (нормативно-правовых документов и публикаций по теме исследования), формализованный опрос трудоспособного населения (анкетирование), контент-анализ объявлений о приеме на работу, глубинное неформализованное интервью с работодателями. Для анализа данных использованы методы описательной статистики, корреляционного анализа, дескриптивный анализ, анализ временных рядов, анализ таблиц сопряженности и непараметрические тесты.
Информационная база исследования включает в себя законодательные, нормативно-правовые акты по теме исследования; учебную, научную литературу и периодические издания; статистические данные федеральной службы государственной статистики с 2015 по 2019 год; данные собранные при участии в проекте Уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Георгиевны Мерзляковой по изучению нарушений прав граждан при приеме на работу, включающие 6521 объявление о вакансиях в Свердловской области и результаты опроса 515 человек трудоспособного возраста; данные проведенных 10 интервью с работодателями.
Новизна магистерской диссертации обусловлена следующим:
- уникальное сочетание используемых исследовательских подходов;
- получение информации от различных субъектов, отражающих общую картину на рынке труда как со стороны работодателей, так и со стороны работников;
- рассмотрение последствий повышения пенсионного возраста на рынке труда через призму возрастной дискриминации.
Разработанные в ходе магистерской диссертации рекомендации могут быть полезны органам государственной власти Свердловской области, в частности Департаменту по труду и занятости Свердловской области, Аппарату уполномоченного по правам человека в Свердловской области и Министерству социальной политики Свердловской области.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников. В первой главе раскрываются теоретико-методологические и нормативно-правовые основы влияния повышения пенсионного возраста на распространение возрастной дискриминации на рынке труда. Во второй главе представлены результаты проведенного эмпирического исследования, в частности приведена методология исследования, представлен анализ ситуации на рынке труда в Свердловской области и оценка влияния пенсионной реформы на положение молодых и пожилых работников на рынке труда, а также приведены разработанные рекомендации по противодействию возрастной дискриминации на рынке труда в Свердловской области. В заключении подводятся основные итоги и делаются выводы по полученным результатам.
На защиту магистерской диссертации выносятся:
- результаты исследования теоретико-методологических и нормативно-правовых основ исследования влияние повышения пенсионного возраста на распространение возрастной дискриминации на рынке труда,
- результаты исследования влияния повышения пенсионного возраста на распространенность возрастной дискриминации на рынке труда в Свердловской области,
- разработанные рекомендации по противодействию возрастной дискриминации на рынке труда.
Результаты исследования были апробированы Аппаратом уполномоченного по правам человека в Свердловской области, предоставленные рекомендации были признаны практически значимыми и вынесены на обсуждение для использования их в работе.
В ходе теоретического анализа было сделано следующее: разработана собственная классификация последствий повышения пенсионного возраста для рынка труда на основе подходов различных авторов; уточнено понятие возрастной дискриминации и обозначены проблемы ее замера; рассмотрены преимущества и недостатки различных методов ее изучения и измерения; установлено отсутствие четких механизмов по противодействию возрастной дискриминации на рынке труда в России и мер по защите своих прав; проведен сравнительный анализ распространения возрастной дискриминации в России и за рубежом; отмечено, что в России на рынке труда наиболее распространена дискриминация именно к пожилым гражданам.
В ходе эмпирического исследования было сделано следующее: проведен анализ документов, где в качестве документов выступили сборники Росстата по России и данные службы государственной службы статистики по Свердловской области; проведен контент-анализ объявлений о приеме на работу в Свердловской области; проведен анкетный опроса населения г. Екатеринбурга о дискриминации на рынке труда; проведены глубинные интервью с работодателями г. Екатеринбурга.
В результате анализа собранных данных сделано несколько ключевых выводов. Работодатели отмечают, что оплата труда в их организации зависит от должности, но никак не зависит от возраста, соответственно нет никакой дискриминации по оплате. Однако выяснилось, что возрастных работников часто переводят на роль технического (обслуживающего) персонала с меньшей оплатой труда или предусмотрено снижение ставок, сокращение рабочего дня. Таким образом, формально при отсутствии дискриминации, в реальности она существует. Это подтверждено и данными статистики, показавшими, что средний уровень заработной платы после 50 лет на 15,6% меньше, чем у работников 30-49 лет.
Проведенные интервью показали, что работодатели не против сотрудничества с работниками старшего возраста, но они делают акцент на высоком уровне активности и здоровья. Обычно эти качества присущи молодым работникам, а при текущем уровне сферы здравоохранения у людей в возрасте нет возможности сохранить уровень активности и здоровья на уровне молодых сотрудников. Также по результатам интервью можно сделать вывод, что работодатели совершенно не готовы пересматривать кадровые политики своих фирм в сторону возрастных сотрудников, но при этом они все же отмечают негативное влияние на рынок труда повышения пенсионного возраста и серьезные трудности с трудоустройством, особенно у людей старшего возраста. Поэтому можно сделать вывод, что все сложности, вызванные пенсионной реформой, перекладываются на плечи работников.
В связи с действием Федерального закона от 02.07.2013 №162-ФЗ в объявлениях о приеме на работу дискриминационные требования встречаются лишь в 6% случаев (в 2% на прямую и в 4% косвенно). Но при этом результаты опроса показали сложности с поиском работы у людей старшего возраста (69% людей старшего возраста не могут трудоустроиться с первого раза, а среди молодых с первого раза не устроилось лишь 46%). Кроме того, согласно результатам интервью, по большей части работодатели довольны работой возрастных сотрудников, уже устроенных в фирме, но новых сотрудников старшего возраста принимать на работу они не собираются, ориентируясь в основном на соискателей других возрастных групп. Так же стоит отметить, что в качестве основной причины отказа в приеме на работу соискатели из молодежи видят отсутствие опыта, а люди старшего возраста - желание работодателя принять сотрудника другой возрастной группы.
В результате проведенного исследования были разработаны рекомендации по противодействию возрастной дискриминации на рынке труда в Свердловской области. В рамках первой рекомендации предлагается создать «серебряный университет» на территории города Екатеринбурга, в рамках реализации регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан пожилого возраста «Старшее поколение» Свердловской области» национального проекта «Демография»1. Предложенная рекомендация может помочь в решении задачи проекта №6: «Численность граждан предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование». Создание «Серебряного университета» можно вписать как задачу в пункт 4.1 задач и результатов проекта, как основной механизм для обеспечения выполнения целевых показателей по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста.
В качестве второй рекомендации для дополнительной стимуляции работодателей к приему и сохранению рабочих мест за людьми предпенсионного возраста предлагается внести поправку в Налоговый кодекс Российской Федерации, а именно в статью 427 «Пониженные тарифы страховых взносов», предполагающую освобождение компаний от уплаты страховых взносов в фонды пенсионного страхования, медицинского страхования и социального страхования за работников предпенсионного и пенсионного возраста, переложив данные выплаты на государство. Оформить данную поправку предлагается в пункте 1 подпункта 17, а пояснение о условиях предоставления льготы внести в пункт 2 подпункт 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
Предложенные рекомендации позволят сделать работников старшего возраста более востребованными на рынке труда, что в свою очередь приведет к снижению уровня дискриминации по отношению к таким работникам и позволит снизить риски, возникающие на рынке труда в связи с повышением пенсионного возраста. Таким образом можно сделать вывод, что предложенные рекомендации в полной мере окажут положительное влияние на решение проблемы возрастной дискриминации на рынке труда Свердловской области в отношении лиц предпенсионного и пенсионного возраста.
В ходе эмпирического исследования было сделано следующее: проведен анализ документов, где в качестве документов выступили сборники Росстата по России и данные службы государственной службы статистики по Свердловской области; проведен контент-анализ объявлений о приеме на работу в Свердловской области; проведен анкетный опроса населения г. Екатеринбурга о дискриминации на рынке труда; проведены глубинные интервью с работодателями г. Екатеринбурга.
В результате анализа собранных данных сделано несколько ключевых выводов. Работодатели отмечают, что оплата труда в их организации зависит от должности, но никак не зависит от возраста, соответственно нет никакой дискриминации по оплате. Однако выяснилось, что возрастных работников часто переводят на роль технического (обслуживающего) персонала с меньшей оплатой труда или предусмотрено снижение ставок, сокращение рабочего дня. Таким образом, формально при отсутствии дискриминации, в реальности она существует. Это подтверждено и данными статистики, показавшими, что средний уровень заработной платы после 50 лет на 15,6% меньше, чем у работников 30-49 лет.
Проведенные интервью показали, что работодатели не против сотрудничества с работниками старшего возраста, но они делают акцент на высоком уровне активности и здоровья. Обычно эти качества присущи молодым работникам, а при текущем уровне сферы здравоохранения у людей в возрасте нет возможности сохранить уровень активности и здоровья на уровне молодых сотрудников. Также по результатам интервью можно сделать вывод, что работодатели совершенно не готовы пересматривать кадровые политики своих фирм в сторону возрастных сотрудников, но при этом они все же отмечают негативное влияние на рынок труда повышения пенсионного возраста и серьезные трудности с трудоустройством, особенно у людей старшего возраста. Поэтому можно сделать вывод, что все сложности, вызванные пенсионной реформой, перекладываются на плечи работников.
В связи с действием Федерального закона от 02.07.2013 №162-ФЗ в объявлениях о приеме на работу дискриминационные требования встречаются лишь в 6% случаев (в 2% на прямую и в 4% косвенно). Но при этом результаты опроса показали сложности с поиском работы у людей старшего возраста (69% людей старшего возраста не могут трудоустроиться с первого раза, а среди молодых с первого раза не устроилось лишь 46%). Кроме того, согласно результатам интервью, по большей части работодатели довольны работой возрастных сотрудников, уже устроенных в фирме, но новых сотрудников старшего возраста принимать на работу они не собираются, ориентируясь в основном на соискателей других возрастных групп. Так же стоит отметить, что в качестве основной причины отказа в приеме на работу соискатели из молодежи видят отсутствие опыта, а люди старшего возраста - желание работодателя принять сотрудника другой возрастной группы.
В результате проведенного исследования были разработаны рекомендации по противодействию возрастной дискриминации на рынке труда в Свердловской области. В рамках первой рекомендации предлагается создать «серебряный университет» на территории города Екатеринбурга, в рамках реализации регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан пожилого возраста «Старшее поколение» Свердловской области» национального проекта «Демография»1. Предложенная рекомендация может помочь в решении задачи проекта №6: «Численность граждан предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование». Создание «Серебряного университета» можно вписать как задачу в пункт 4.1 задач и результатов проекта, как основной механизм для обеспечения выполнения целевых показателей по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста.
В качестве второй рекомендации для дополнительной стимуляции работодателей к приему и сохранению рабочих мест за людьми предпенсионного возраста предлагается внести поправку в Налоговый кодекс Российской Федерации, а именно в статью 427 «Пониженные тарифы страховых взносов», предполагающую освобождение компаний от уплаты страховых взносов в фонды пенсионного страхования, медицинского страхования и социального страхования за работников предпенсионного и пенсионного возраста, переложив данные выплаты на государство. Оформить данную поправку предлагается в пункте 1 подпункта 17, а пояснение о условиях предоставления льготы внести в пункт 2 подпункт 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
Предложенные рекомендации позволят сделать работников старшего возраста более востребованными на рынке труда, что в свою очередь приведет к снижению уровня дискриминации по отношению к таким работникам и позволит снизить риски, возникающие на рынке труда в связи с повышением пенсионного возраста. Таким образом можно сделать вывод, что предложенные рекомендации в полной мере окажут положительное влияние на решение проблемы возрастной дискриминации на рынке труда Свердловской области в отношении лиц предпенсионного и пенсионного возраста.
Подобные работы
- ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ ЛИЦ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА КИТАЯ И ТЕНДЕНЦИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Реформирование пенсионной системы в условиях модернизации общества: отечественный и зарубежный опыт
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ НА РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Демографическая оптация н миграционные процессы в КНР
Бакалаврская работа, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



