ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 8
1.1. Исследование научных подходов к представлениям
о «конфликте» 8
1.2. Понятие и структура конфликтологической компетентности 22
1.3. Конфликтологическая культура и ее соотношение
с конфликтологической компетентностью 35
Выводы по главе 40
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 43
2.1. Общая характеристика выборки и организация исследования 43
2.2. Общая характеристика методик исследования 44
2.3. Интерпретация полученных результатов 47
Выводы по главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Жизнь человека не мыслима без социального взаимодействия, которое, в свою очередь, не может быть исключительно мирным. Разница в личностных качествах, потребностях, установках, способах поведения и других характеристиках личности приводит к противоречиям и конфликтам.
Действия индивида в конфликте напрямую зависят от личностных характеристик, привычных поведенческих паттернов, воспитания, социального научения, мотивационной сферы.
Конфликт является естественным и важным явлением жизненного процесса, поэтому для направления конфликта в конструктивное русло необходимо изучать личностные особенности представителей различных социальных групп, их направленность на те или иные способы разрешения конфликта, их представления о конфликте и реальное поведение в возникающих спорных ситуациях.
В современных исследованиях в области конфликта указывается на низкий уровень конфликтологической культуры населения в целом и способности граждан выстраивать рациональную и продуктивную стратегию поведения в конфликтах, в частности [73, С. 1].
Следуя идеям С.Л. Рубинштейна о единстве сознания и деятельности, можно с уверенностью предположить, что представления о конфликте и реальное поведение в конфликтных ситуациях взаимосвязаны, и, изучая личностные качества, связанные с конфликтностью, можно выяснить, к какому типу разрешения конфликтов тяготеет индивид и спрогнозировать его поведение.
Исследование преобладающих в конкретной социальной общности представлений о конфликте позволит сделать вывод об общем уровне конфликтологической культуры, о тенденциях, складывающихся в обществе, о сформированном отношении к конфликтам [70].
Актуальность исследования. Профессиональная деятельность психолога многообразна. Исследователи изучают вопросы, связанные с личностными качествами и профессиональными компетенциями психолога.
Признание конфликта в качестве естественного и даже желательного явления сменило вектор его изучения, повысив актуальность проведения исследований в области конфликтологической компетентности.
Психолог в профессиональной деятельности практически ежедневно сталкивается с конфликтными ситуациями (внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, семейный конфликт, организационный конфликт, межгрупповой конфликт и т.д.). Успешность профессиональной деятельности будет зависеть, в том числе, от личностных характеристик в области разрешения конфликтов, т.е. от того, как сам специалист справляется с конфликтами, в которые попадает, какие стратегии применяет, как реагирует в эмоциональном и поведенческом плане, а также от его представления о конфликте и о себе в нем.
На научно-теоретическом уровне актуальность темы исследования связана с тем, что, несмотря на большое количество работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных теме конфликта (А.Я. Анцупов, В.Г. Зазыкин, Г. Зиммель, У. Клар, Т.Е. Майорова Б.И. Хасан и т.д.), она остается не до конца проанализированной, что препятствует внедрению теоретических знаний в образовательный процесс [43].
Вопрос о конфликтологической компетентности личности и профессионала также изучается многими исследователями (М.В. Башкин, Н.В. Гришина, Б.И. Хасан, Л.В. Цой и др.), но до сих пор остается недостаточно проработанным. Исследователи выделяют различные варианты структуры конфликтологической компетентности, пытаются развести на семантическом уровне понятия «конфликтная компетентность» и «конфликтологическая компетентность», делают упор на различных личностных качествах, необходимых для успешного разрешения конфликтов.
В современных исследованиях не сформирована единая трактовка понятия «конфликтологическая компетентность», не определена четко ее структура, и те качества личности, которые ее определяют.
Необходимость исследования паттернов конфликтного поведения именно студентов обусловлена недостаточной изученностью закономерностей социального развития этой прослойки общества. Студенчество - особая социальная группа, являющаяся базовым интеллектуальным ресурсом, который определяет перспективы экономического, социального и культурного развития общества в целом.
В процессе изучения литературы выявлены противоречия между:
• потребностью практики в теоретическом обосновании и методическом обеспечении процесса развития конфликтологической компетентности студентов и недостаточной разработанностью данного вопроса в науке;
• возросшим интересом к эффективному разрешению конфликтных ситуаций со стороны общества и отдельной личности, учащением обращений к специалистам за содействием в разрешении конфликтов и существующей профессиональной подготовкой психологов, не обеспечивающей в полной мере развитие у них нужных качеств и компетенций.
Цель исследования. Исследование конфликтологической компетентности студентов психологического направления.
Объект исследования. Конфликтологическая компетентность.
Предмет исследования. Представления о конфликте, стратегии поведения в конфликте и конфликтность как свойство личности - составляющие конфликтологической компетентности студентов-психологов.
Гипотезы исследования:
1. Среди студентов-психологов существуют различия между образом «Я в конфликте» и образом «профессионал в конфликте».
2. В представлениях студентов-психологов конфликт является положительным, конструктивным явлением.
3. Поведение студентов-психологов в конфликте связано с таким качеством личности, как конфликтность.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретической и эмпирической разработанности проблемы конфликтологической компетентности.
2. Теоретическое сравнение подходов к понятиям «конфликт», «представление», «конфликтологическая компетентность», «конфликтологическая культура».
3. Исследование представлений студентов-психологов о понятии «конфликт» (формирование семантического поля понятия «конфликт»).
4. Выявление у студентов-психологов установок на определенную стратегию разрешения конфликта.
5. Выявление представлений студентов о конфликтологической компетентности представителя их профессии.
6. Выявление зависимости между личностными качествами студентов и их поведением в конфликте.
Методы и методики исследования. В теоретической части исследования использовался метод анализа научной литературы по теме исследования.
В эмпирической части исследования использовались:
1. Методика исследования семантического поля понятия «конфликт», существующего у членов группы, разработанная А.И. Тащевой [61].
2. Методика оценки поведения личности в конфликте К.Н. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной [20].
3. Методика диагностики ведущего типа реагирования в конфликте М.М. Кашапова [23, 35].
4. Методика «конфликтная личность» Н.А. Литвинцевой [26].
5. Методика «Самооценка конфликтности - 2» С.М. Емельянова [24].
При обработке данных применялись метод контент-анализа, сравнительный анализ средних значений, И-критерий Манна Уитни, коэффициент корреляции Пирсона.
Структура исследования. В первой главе исследования представлены теоретические основы понятий «конфликт», «представление», «конфликтологическая компетентность», «конфликтологическая культура».
В эмпирической части исследования изучены некоторые аспекты конфликтологической компетентности студентов-психологов, в том числе представления о конфликтах как явлении, сложившиеся у студентов специальностей типа «человек-человек» на примере направления «психология».
Кроме того, проанализированы представления студентов-психологов о том, как представители их специальности ведут себя в конфликтах (образ «профессионала в конфликте», сложившийся у студентов).
Теоретическая и практическая значимость исследования. В результате исследования составлена картина того, как студенты-психологи воспринимают конфликт, какие способы поведения в конфликте предпочитают, а также выявлены представления студентов о поведении представителей выбранной ими профессии в конфликтных ситуациях.
Исследования в области разрешения конфликтов часто имеет такую важную практическую задачу, как просветительство, раскрытие достоинств и недостатков разных способов разрешения спора широкому кругу.
Понимание общих тенденций развития личности студентов может помочь спрогнозировать развитие конкретных профессиональных сфер.
Представления студентов о конфликте позволят спрогнозировать их вероятное поведение в конфликтных ситуациях, а значит, оценить вероятность применения того или иного способа разрешения конфликтов.
Результаты исследования могут быть использованы для повышения социальной компетентности студентов и развитию у них конструктивного поведения в конфликтах разного уровня.
Результаты подобных исследований применяются для разработок образовательных, тренинговых программ для увеличения теоретической базы и улучшения практических навыков, входящих в конфликтологическую компетентность различных специальностей.
Конфликт является неизбежным явлением в жизнедеятельности как всего общества, так и отдельной личности.
Конфликт - не только неизбежное явление, но и по своей сути полезное. Навык конструирования и управления процессом конфликта дает возможность личностного и общественного развития, регулирования процессами, происходящими в межличностных и межгрупповых взаимоотношениях.
Комплекс представлений человека о феномене конфликта и стратегии поведения в нем личности, группы или организации служит предпосылкой формирования личностной и профессиональной конфликтологической компетентности [53].
Диагностика уже сложившихся представлений о конфликтах должна осуществляться постоянно в силу высокой неустойчивости паттернов массового сознания.
Тем не менее, в результате настоящего исследования было выявлено, что у студентов-психологов не сформировано конструктивное отношение к конфликтам, оно скорее негативное и стремится к нейтральному. Задача в процессе образования помочь сформировать у студентов такое представление о конфликтах, которое помогло бы им успешно их разрешать и эффективно моделировать конфликтные ситуации.
Выявление представлений о явлении предполагает выяснение отношения к нему. Определение того, как к конфликту относится специалист, необходимо ему как момент профессионального и личностного самоопределения. Образ современного психолога не мыслится без конструктивного отношения к конфликтным ситуациям, без готовности и способности перевести деструктивный конфликт в конструктивное русло. Результаты исследования не позволяют говорить о полностью сформированном конструктивном отношении к конфликту у студентов-психологов.
Отношение к конфликтным ситуациям как к отрицательному явлению привносит деструктивный оттенок в социальные и профессиональные взаимоотношения.
В.Т. Лисовский указывает: «Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее» [48, С. 29].
В процесс формирования личности студента включается развитие таких навыков, как ответственное и самостоятельное принятие решений, эффективная организация коммуникаций (личностных и профессиональных), минимизация отрицательных последствий конфликтов, что подразумевает развитие конфликтологической компетентности [51]. Данный вид компетенции особенно важен для успешной профессиональной деятельности специалистов, которые непосредственно связаны с разрешением конфликтных ситуаций. Студент должен не только эффективно взаимодействовать с оппонентами в уже возникшем конфликте, но и уметь преобразовывать конфликтогенную среду с целью предупреждения дисфункциональных конфликтов.
Предпочитаемые стратегии поведения и вид реагирования на конфликт является показателем того, насколько сформирована конфликтологическая компетентность у отдельной личности и социальной группы.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что такое личностное качество, как конфликтность, и его уровень влияет на выбор стратегии поведения (чем выше конфликтность, тем более нерациональные типы стратегии выбирает субъект). И, наоборот, низкий уровень конфликтности позволяет личности выбирать такие функциональные стратегии, как сотрудничество, компромисс, и реагировать на противоречия типом «решение».
В настоящее время конфликтный потенциал молодежи реализуется в основном на уровне микросреды, что может оцениваться весьма позитивно для общества в целом, поскольку микросоциальные конфликты существенно не угрожают его стабильности. Но, с другой стороны, конфликты на микроуровне не стимулируют поиск общих для больших групп молодежи регуляторов общественных взаимоотношений [73].
Внедрение в систему образования курсов, связанных с развитием навыков конфликтной коммуникации, расширит личностный и профессиональный потенциал студентов не только на микро-, но и на макроуровне социальных взаимодействий.
Б.И. Хасан постулирует, что в настоящее время идет процесс усреднения конфликтных проявлений, что является позитивным процессов, т.к. любые крайности приводят к негативным последствиям (от конфликтофобии до конфликтофилии, от полного избегания конфликтов вследствие страха перед ними до полной увлеченности процессом конфликта и т.д.) [78].
Между крайностями вырисовывается стратегия, заключающаяся в том, что противоречия продолжают быть разрешаемыми до тех пор, пока получается управлять протеканием конфликта. Отпустив вожжи, субъекты противоречий теряют контроль над ситуацией, что приводит к хаотичному (а значит непредсказуемому) протеканию конфликтного взаимодействия.
Процесс обучения необходимо сформировать таким образом, чтобы студент не только получал теоретическую основу в области конфликтологии, но и реальные умения, связанные с разрешением конфликтов, способы самоанализа в конфликте, навыки критического мышления, гибкость интеллекта и поведения.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что в представлениях студентов представители их специальности в основном используют конструктивные методы разрешения конфликтов - сотрудничество, компромисс. Студенты сами чаще реагируют уходом или агрессией на стрессовые ситуации, нежели профессионалы. Тем не менее, в представлениях испытуемых опытные психологи более конфликтные личности, чем сами студенты. Можно предположить, что, по мнению студентов, конфликтность определяет способность постоять за себя в конфликтной ситуации, поэтому студенты приписали ее к качествам психолога. В общем виде в представлениях студентов специалисты достаточно конструктивно реагируют на конфликт и ведут себя в нем соответственно.
Формирование конфликтологической компетентности является одной из приоритетных задач при подготовке специалистов «помогающих» профессий, так как ее можно с уверенностью назвать метакомпетенцией, обеспечивающей не только успешное выполнение профессиональной деятельности, но и сохранение психологического благополучия субъекта, постоянно взаимодействующего с другими людьми.
В целях улучшения ситуации с уровнем конфликтологической компетентности и культуры среди специалистов исследователями предлагается внедрение в образовательный процесс таких курсов, как «конструтивная психология конфликта», «конфликтологическая компетентность», «основы медиации», а также таких активностей, как «деловая игра», «тренинг конфликтного поведения», «тренинг ассертивного поведения».
1. Адлер, А. Наука о характерах : понять природу человека. М., 2011. 253 с.
2. Айнштейн, В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. 1998. № 3. - С. 75-82.
3. Алишев, Б.С. Ментальные основания социальных представлений личности // Проблемы формирования социальных представлений личности: теоретические и прикладные аспекты. Сборник научных трудов / Под. ред. Б.С. Алишева. Казань: ИСПО РАО, 2005. С. 5-22.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Андреева Г. М. - Москва : Аспект Пресс, 2017. - 363 с.
5. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учеб. для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов М. : НОРМА, 2011. 344 с.
6. Баранова, Т.А., Ольховик, Н.Г. Принципы диагностики уровня сформированное™ речевой конфликтологической компетенции // Общество. Коммуникация. Образование. 2013. № 184. С. 85-90.
7. Барканова, О.В., Ядрышникова, Т.Л. Особенности представлений о конфликтной ситуации обучающихся педагогического колледжа с разным уровнем самооценки и притязаний // Рей.Яеу.. 2019. №6 (28). С. 209-217.
8. Башкин, М. В. Конфликтная компетентность личности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05, 19.00.01 / М. В. Башкин; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова]. - Ярославль, 2019. - 242 с.
9. Башкин, М.В. Конфликтная компетентность : метод. указания / М.В. Башкин; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Ярославль : ЯрГУ, 2014. 72 с.
10. Беленцов, С.И. Копылова Т.Ю. Конфликтология:учебное пособие / С.И. Беленцов; Т.Ю. Копылова; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2014. - 185 с.
11. Бережная, Г.С. Формирование конфликтологической
компетентности педагогов общеобразовательной школы / Г.С. Бережная. М. : Академический проект, 2012. -195 с.
12. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. 39-е издание. - М.: 2015. 345 с.
13. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. Проект «Психологическая энциклопедия» - 672 с.
14. Бородкин, Ф.М., Каряк, Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1989. - 189 с.
15. Володина, С.А. Конфликтологическая компетентность классного руководителя. Монография. - УЦ Перспектива, 2015 — 156 с.
16. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: проблема развития психики / Л. С. Выготский. М. : Высшая школа, 1996. - 345 с.
17. Глазл, Ф. Самопомощь в конфликтах. Концепции - упражнения - практические методы: пер. с нем - Калуга: Духовное познание, 2000. - 192 с.
18. Горовая, В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования / В. И. Горовая. - СПб. : Изд-во СПБГУ, 2005. - 197 с.
19. Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. М.: Центр социологических исследований; Институт социологии РАН, 2012. 404 с.
20. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. СПб. : Питер, 2010. 464 с.
21. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая. - М. : Юнити-Дана, 2002. - 167 с.
22. Деркач, А. А. Акмеология / А. А. Деркач. - М. : НОРМА, 2008. - 233 с.
23. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. — СПб.: Речь, 2007. — 950 с.
24. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2003. - 400 с.
25. Ефимова, Е.Е. Формирование конфликтной компетентности
будущего учителя / Е.Е. Ефимова. - СПб. : Алитейя, 2009. - 190 с.
26. Женская психология [сборник психол. тестов / Составитель Н. А. Литвинцева]. - Москва : Бизнес-школа «Интел-синтез», [1994]. - 318 с.
27. Зазыкин, В.Г. Конфликтологическая компетентность как фактор развития профессионализма государственных служащих // Материалы научно-практической конференции «Российское государство и государственная служба на современном этапе». 1998. С. 264-266.
28. Зазыкин, В.Г. Психолого-акмеологический подход в изучении и разрешении конфликтов // Акмеология. 2004. №3. С. 26-31
29. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса / А. Г. Здравомыслов. - М. : Аспект Пресс, 1996. - 194 с.
30. Зигерт, В. Руководить без конфликтов: сокр. пер. с нем. / В. Зигерт, Л. Ланг / Науч. ред. и авт. предисл. А. Л. Журавлев. - М. : Экономика, 2005. - 335 с.
31. Зиммель, Г. Конфликт современной культуры // Зиммель Г. Избранное. Созерцание жизни / Сост. С.Я. Левит. - 2-е изд. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - С. 312-331.
32. Иванова, Е. Н. Конфликтологическая компетентность как фактор самореализации / Е. Н. Иванова // Психологические проблемы самореализации личности. - 2006. - № 10. - С. 3-9.
33. Игумнова, Г. В. Методы разрешения конфликтов / Г. В. Игумнова. - Йошкар-Ола: Изд-во Марийск. ун-та, 2016. - 341 с.
34. Кармин, А. С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб. : Алетейя, 2003. - 182 с.
35. Кашапов, М.М. Теория и практика разрешения конфликтных ситуаций. Учебное пособие / Под науч. Ред. Проф. А.В. Карпова М-Ярославль Ремдер, 2003 183 с.
36. Кашапова, Г. И. Представления об ответственности у студентов // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №14. С. 281-287.
37. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
38. Ковалевская, Е.В. Социально-психологические факторы
формирования конфликтологической компетентности у студентов гуманитарного профиля. Монография - М.: Мир науки, 2019. - Сетевое
издание. Режим доступа: https://izd-mn.com/PDF/44MNNPM19.pdf.
39. Козер, Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. - М. : Идея- пресс, 2000. -192 с.
40. Комалова, Л. Р. Лингвистический аспект конфликтологической компетентности : специальность 10.02.21 «Прикладная и математическая лингвистика» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Комалова Лилия Ряшитовна. - Москва, 2009. - 378 с.
41. Коул, М. Культурно-историческая психология: наука будущего / Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - 432 с.
42. Куклева, Н.В. Формирование конфликтологической
компетентности студентов университета, получающих дополнительную квалификацию «преподаватель» / Н. В. Куклева. Ставрополь: Изд-во СтаГУ, 2006. 190 с.
43. Курочкина, И.А., Шахматова, О.Н. Педагогическая
конфликтология: учебное пособие. Екатеринбург. РГ1П1У, 2013. 229 с.
44. Ланских, М.В., Пономарев, А.С. Формирование
конфликтоустойчивости сотрудников организации Серия Гуманитарные науки. 2016. № 7 (228). Выпуск 29 С. 167-173.
45. Левин, К. Теория поля в социальных науках / пер. с англ. Е. Сурпиной. СПб.: Речь, 2000. 368 с.
46. Леонов, Н.И. Конфликтологическая компетентность педагога // Психология образования в XXI веке: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. 2011. Режим доступа: https://psyjournals.ru/education21 /issue/55838.shtml(дата обращения 13.05.2021).
47. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I —М.: Педагогика, 1983.— 392 с.
48. Лисовский, В.Т. Молодое поколение: надежды и ожидания // Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века? СПб., 1998. Ч. 1. С. 29-38.
49. Мальцева, О. А. Конфликтологическая компетентность педагогов (с практикумом) : учебное пособие / О. А. Мальцева ; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет». - Изд. 2-е, доп. и перераб. / Учебное электронное изд. - Тюмень : Изд-во Тюменского государственного университета, 2016. 228 с.
50. Маркарова, К.Э. Формирование конфликтологической
компетентности будущих юристов в процессе профессиональной подготовки в вузе : автореф. дис. канд. пед наук : 13.00.08 / К.Э. Маркарова Ставрополь, 2009. - 26 с.
51. Митяева, А. М. Значение конфликтологической компетентности в индивидуально-личностном развитии студентов / А. М. Митяева // Известия ИГУ. Серия «Психология». - 2012. - Т.1. - № 2. - С. 63-79.
52. Митяева, А. М. Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. №2. С. 273-280.
53. Неврюев, А.Н., Мохова С.Б. Особенности стратегий конфликтного поведения студентов (психологических и непсихологических специальностей) // Экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 1. С. 87-97.
54. Немцов, А. А. Восприятие и интерпретация общественных конфликтов студенческой молодежью // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №8. С. 149-186.
55. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : Мир и Образование, 2013. - 1246 с.
56. Петровская, Л. А. Компетентность в общении : Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская М. : МГУ, 1989, 216 с.
57. Петровская, Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности / Л. А. Петровская // Вестник МГУ. Серия 14 : Психология. — 1997. — № 4. — С. 41-45.
58. Печеркина, А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика : монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Уральский гос. пед. ун-т», Ин-т кадрового развития и менеджмента, Каф. акмеологии и психологии упр. - Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2019. - 233 с.
59. Пиаже, Ж. О механизмах «Ассимиляции» и «Аккомодации» // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 1. С. 22-26.
60. Почекаева, И. С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников : автореф. дис. канд. пед наук : 13.00.01 / И. С. Почекаева ; Удмурт. гос. ун-т. - Пермь, 2010. - 215 с.
61. Психология конструктивной конфликтности личности : монография / под ред. проф. А. В. Карпова, проф. М. М. Кашапова. — Ярославль : Индиго, 2013. — 336 с.
62. Психология. Учебник. М.: «ПРОСПЕКТ». 1998, 584 с.
63. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация / Дж. Равен ; пер. с англ. — М. : Когито-Центр, 2002. — 396 с.
64. Рожков, Н.Т. Педагогическая диагностика конфликтного поведения студентов средней профессиональной школы / Н. Т. Рожков. - М. : Изд-во МПГУ, 2013. - 197 с.
65. Романов, С. В. Формирование конфликтологической
компетентности будущего педагога в системе студенческого самоуправления. Автореф. дис... канд. пед. наук. Волгоград. 2010. [Электронный ресурс] // dslib.netБиблиотека диссертаций Режим доступа: http://www.dslib.net/prof- obrazovanie/formirovanie-konfliktologicheskoj- kompetentnosti-buduwego-
pedagoga-v-sisteme.html (дата обращения: 02.04.2021).
66. Рубин, Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение / Дж. Рубин, Д. Пруйт. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 243 с.
67. Самсонова, Н. В. Конфликтологическая культура специалиста
и технология ее формирования в системе вузовского образования : монография д-ра пед. наук : 09.00.01 / Н. В. Самсонова ; Калининград. гос. ун-т. -
Калининград, 2002. - 202 с.
68. Самсонова, Н.В. Конфликтологическая компетентность
специалиста. Вуз XXI и культура. Казань: Изд. КГТУ, 2000. - С. 38.
69. Семченко, М.С. Стратегия поведения в межполовом конфликте: анализ представлений мужчин и женщин // Вестник ТГУ. 2012. №7. С. 227-230.
70. Серебровская, Н. Е. Становление и развитие конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период / Н. Е. Серебровская. - Н. Новгород : НИИМБ, 2011. - 195 с.
71. Социальная психология. 7-е изд. / под. ред. С. Московичи. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.
72. Степаненкова, В.М. «Борьба всех за всех»: теория конфликта Георга Зиммеля // Социологический журнал. 1999. № 3-4. С. 149-165.
73. Ушамирский, А.Э. Социальные конфликты в представлениях молодежи // Теория и практика общественного развития. 2020. №1 (143). С. 53-60.
74. Фомина, С.Н. Формирование конфликтологической компетентности будущего специалиста социальной сферы / С.Н. Фомина, А.М. Митяева // Ученые записки РГСУ 2009 № 11 С. 57-63.
75. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности.1973 / пер. с англ. Э.М. Телятниковой, Т.В. Панфилова. М.: Аст, 2004. 635 с.
76. Хасан, Б. И. Ситуация обучения как продуктивный конфликт / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов // Вопросы психологии. -2000. - № 2. - С.79-84.
77. Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Б. И. Хасан. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 204 с.
78. Хасан, Б.И. Психология конфликта и переговоры : учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 192 с.
79. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов. - СПб.: Питер, 2020. - 240 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
80. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Школьные технологии. - 2003. - № 2. - С. 58-60.
81. Цой, Л.Н. Стратегия формирования конфликтологической компетенции при подготовке управленческих кадров / Л. Н. Цой // В поисках стратегии управления кризисными ситуациями. - М.: Академия МВД России, Институт социологии РАН, 2010. - С. 35-41.
82. Черкасова, Т.В. Управление конфликтами молодежи как социальная проблема: дисс. ... д-ра социол. наук. М., 2004, 357 с.
83. Шварц, Г. Управление конфликтными ситуациями: диагностика, анализ и разрешение конфликта / Г. Шварц. - М. : «Издательство Вернера Регена», 2013. - 230 с.
84. Шерниязова, В.В. Формирование конфликтологической
компетентности будущих специалистов в вузе как основа профессиональной адаптации автореф. дис. канд. пед наук : 13.00.08 / В.В. Шерниязова -
Челябинск, 2011. - 25 с.
85. Шурыгина, О. В. Конфликтологическая культура: теоретический аспект / О. В. Шурыгина // Актуальные вопросы современной психологии : сб. ст. : в 2 ч. / гл. ред. К. В. Кольцов. - Челябинск, 2011. - Ч. 1. - С. 136-139.
86. Щербакова, О.И. Формирование и развитие понятия «конфликтологическая культура личности» в теории и практике современной конфликтологии // Проблемы современного естествознания. 2010. № 2 С. 78-83.
87. Эриксон, Э. Детство и общество / пер. и науч. ред. А.А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000, 448 с.
88. Ярычев, Н. У. Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации : автореф. дис. д-ра пед. наук : 44.03.01 / Н. У. Ярычев ; Челябинск. гос. ун-т. - 2011. - 24 с.