Исследование конфликтологической компетентности у студентов- психологов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 8
1.1. Исследование научных подходов к представлениям
о «конфликте» 8
1.2. Понятие и структура конфликтологической компетентности 22
1.3. Конфликтологическая культура и ее соотношение
с конфликтологической компетентностью 35
Выводы по главе 40
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 43
2.1. Общая характеристика выборки и организация исследования 43
2.2. Общая характеристика методик исследования 44
2.3. Интерпретация полученных результатов 47
Выводы по главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 8
1.1. Исследование научных подходов к представлениям
о «конфликте» 8
1.2. Понятие и структура конфликтологической компетентности 22
1.3. Конфликтологическая культура и ее соотношение
с конфликтологической компетентностью 35
Выводы по главе 40
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 43
2.1. Общая характеристика выборки и организация исследования 43
2.2. Общая характеристика методик исследования 44
2.3. Интерпретация полученных результатов 47
Выводы по главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Жизнь человека не мыслима без социального взаимодействия, которое, в свою очередь, не может быть исключительно мирным. Разница в личностных качествах, потребностях, установках, способах поведения и других характеристиках личности приводит к противоречиям и конфликтам.
Действия индивида в конфликте напрямую зависят от личностных характеристик, привычных поведенческих паттернов, воспитания, социального научения, мотивационной сферы.
Конфликт является естественным и важным явлением жизненного процесса, поэтому для направления конфликта в конструктивное русло необходимо изучать личностные особенности представителей различных социальных групп, их направленность на те или иные способы разрешения конфликта, их представления о конфликте и реальное поведение в возникающих спорных ситуациях.
В современных исследованиях в области конфликта указывается на низкий уровень конфликтологической культуры населения в целом и способности граждан выстраивать рациональную и продуктивную стратегию поведения в конфликтах, в частности [73, С. 1].
Следуя идеям С.Л. Рубинштейна о единстве сознания и деятельности, можно с уверенностью предположить, что представления о конфликте и реальное поведение в конфликтных ситуациях взаимосвязаны, и, изучая личностные качества, связанные с конфликтностью, можно выяснить, к какому типу разрешения конфликтов тяготеет индивид и спрогнозировать его поведение.
Исследование преобладающих в конкретной социальной общности представлений о конфликте позволит сделать вывод об общем уровне конфликтологической культуры, о тенденциях, складывающихся в обществе, о сформированном отношении к конфликтам [70].
Актуальность исследования. Профессиональная деятельность психолога многообразна. Исследователи изучают вопросы, связанные с личностными качествами и профессиональными компетенциями психолога.
Признание конфликта в качестве естественного и даже желательного явления сменило вектор его изучения, повысив актуальность проведения исследований в области конфликтологической компетентности.
Психолог в профессиональной деятельности практически ежедневно сталкивается с конфликтными ситуациями (внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, семейный конфликт, организационный конфликт, межгрупповой конфликт и т.д.). Успешность профессиональной деятельности будет зависеть, в том числе, от личностных характеристик в области разрешения конфликтов, т.е. от того, как сам специалист справляется с конфликтами, в которые попадает, какие стратегии применяет, как реагирует в эмоциональном и поведенческом плане, а также от его представления о конфликте и о себе в нем.
На научно-теоретическом уровне актуальность темы исследования связана с тем, что, несмотря на большое количество работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных теме конфликта (А.Я. Анцупов, В.Г. Зазыкин, Г. Зиммель, У. Клар, Т.Е. Майорова Б.И. Хасан и т.д.), она остается не до конца проанализированной, что препятствует внедрению теоретических знаний в образовательный процесс [43].
Вопрос о конфликтологической компетентности личности и профессионала также изучается многими исследователями (М.В. Башкин, Н.В. Гришина, Б.И. Хасан, Л.В. Цой и др.), но до сих пор остается недостаточно проработанным. Исследователи выделяют различные варианты структуры конфликтологической компетентности, пытаются развести на семантическом уровне понятия «конфликтная компетентность» и «конфликтологическая компетентность», делают упор на различных личностных качествах, необходимых для успешного разрешения конфликтов.
В современных исследованиях не сформирована единая трактовка понятия «конфликтологическая компетентность», не определена четко ее структура, и те качества личности, которые ее определяют.
Необходимость исследования паттернов конфликтного поведения именно студентов обусловлена недостаточной изученностью закономерностей социального развития этой прослойки общества. Студенчество - особая социальная группа, являющаяся базовым интеллектуальным ресурсом, который определяет перспективы экономического, социального и культурного развития общества в целом.
В процессе изучения литературы выявлены противоречия между:
• потребностью практики в теоретическом обосновании и методическом обеспечении процесса развития конфликтологической компетентности студентов и недостаточной разработанностью данного вопроса в науке;
• возросшим интересом к эффективному разрешению конфликтных ситуаций со стороны общества и отдельной личности, учащением обращений к специалистам за содействием в разрешении конфликтов и существующей профессиональной подготовкой психологов, не обеспечивающей в полной мере развитие у них нужных качеств и компетенций.
Цель исследования. Исследование конфликтологической компетентности студентов психологического направления.
Объект исследования. Конфликтологическая компетентность.
Предмет исследования. Представления о конфликте, стратегии поведения в конфликте и конфликтность как свойство личности - составляющие конфликтологической компетентности студентов-психологов.
Гипотезы исследования:
1. Среди студентов-психологов существуют различия между образом «Я в конфликте» и образом «профессионал в конфликте».
2. В представлениях студентов-психологов конфликт является положительным, конструктивным явлением.
3. Поведение студентов-психологов в конфликте связано с таким качеством личности, как конфликтность.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретической и эмпирической разработанности проблемы конфликтологической компетентности.
2. Теоретическое сравнение подходов к понятиям «конфликт», «представление», «конфликтологическая компетентность», «конфликтологическая культура».
3. Исследование представлений студентов-психологов о понятии «конфликт» (формирование семантического поля понятия «конфликт»).
4. Выявление у студентов-психологов установок на определенную стратегию разрешения конфликта.
5. Выявление представлений студентов о конфликтологической компетентности представителя их профессии.
6. Выявление зависимости между личностными качествами студентов и их поведением в конфликте.
Методы и методики исследования. В теоретической части исследования использовался метод анализа научной литературы по теме исследования.
В эмпирической части исследования использовались:
1. Методика исследования семантического поля понятия «конфликт», существующего у членов группы, разработанная А.И. Тащевой [61].
2. Методика оценки поведения личности в конфликте К.Н. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной [20].
3. Методика диагностики ведущего типа реагирования в конфликте М.М. Кашапова [23, 35].
4. Методика «конфликтная личность» Н.А. Литвинцевой [26].
5. Методика «Самооценка конфликтности - 2» С.М. Емельянова [24].
При обработке данных применялись метод контент-анализа, сравнительный анализ средних значений, И-критерий Манна Уитни, коэффициент корреляции Пирсона.
Структура исследования. В первой главе исследования представлены теоретические основы понятий «конфликт», «представление», «конфликтологическая компетентность», «конфликтологическая культура».
В эмпирической части исследования изучены некоторые аспекты конфликтологической компетентности студентов-психологов, в том числе представления о конфликтах как явлении, сложившиеся у студентов специальностей типа «человек-человек» на примере направления «психология».
Кроме того, проанализированы представления студентов-психологов о том, как представители их специальности ведут себя в конфликтах (образ «профессионала в конфликте», сложившийся у студентов).
Теоретическая и практическая значимость исследования. В результате исследования составлена картина того, как студенты-психологи воспринимают конфликт, какие способы поведения в конфликте предпочитают, а также выявлены представления студентов о поведении представителей выбранной ими профессии в конфликтных ситуациях.
Исследования в области разрешения конфликтов часто имеет такую важную практическую задачу, как просветительство, раскрытие достоинств и недостатков разных способов разрешения спора широкому кругу.
Понимание общих тенденций развития личности студентов может помочь спрогнозировать развитие конкретных профессиональных сфер.
Представления студентов о конфликте позволят спрогнозировать их вероятное поведение в конфликтных ситуациях, а значит, оценить вероятность применения того или иного способа разрешения конфликтов.
Результаты исследования могут быть использованы для повышения социальной компетентности студентов и развитию у них конструктивного поведения в конфликтах разного уровня.
Результаты подобных исследований применяются для разработок образовательных, тренинговых программ для увеличения теоретической базы и улучшения практических навыков, входящих в конфликтологическую компетентность различных специальностей.
Действия индивида в конфликте напрямую зависят от личностных характеристик, привычных поведенческих паттернов, воспитания, социального научения, мотивационной сферы.
Конфликт является естественным и важным явлением жизненного процесса, поэтому для направления конфликта в конструктивное русло необходимо изучать личностные особенности представителей различных социальных групп, их направленность на те или иные способы разрешения конфликта, их представления о конфликте и реальное поведение в возникающих спорных ситуациях.
В современных исследованиях в области конфликта указывается на низкий уровень конфликтологической культуры населения в целом и способности граждан выстраивать рациональную и продуктивную стратегию поведения в конфликтах, в частности [73, С. 1].
Следуя идеям С.Л. Рубинштейна о единстве сознания и деятельности, можно с уверенностью предположить, что представления о конфликте и реальное поведение в конфликтных ситуациях взаимосвязаны, и, изучая личностные качества, связанные с конфликтностью, можно выяснить, к какому типу разрешения конфликтов тяготеет индивид и спрогнозировать его поведение.
Исследование преобладающих в конкретной социальной общности представлений о конфликте позволит сделать вывод об общем уровне конфликтологической культуры, о тенденциях, складывающихся в обществе, о сформированном отношении к конфликтам [70].
Актуальность исследования. Профессиональная деятельность психолога многообразна. Исследователи изучают вопросы, связанные с личностными качествами и профессиональными компетенциями психолога.
Признание конфликта в качестве естественного и даже желательного явления сменило вектор его изучения, повысив актуальность проведения исследований в области конфликтологической компетентности.
Психолог в профессиональной деятельности практически ежедневно сталкивается с конфликтными ситуациями (внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, семейный конфликт, организационный конфликт, межгрупповой конфликт и т.д.). Успешность профессиональной деятельности будет зависеть, в том числе, от личностных характеристик в области разрешения конфликтов, т.е. от того, как сам специалист справляется с конфликтами, в которые попадает, какие стратегии применяет, как реагирует в эмоциональном и поведенческом плане, а также от его представления о конфликте и о себе в нем.
На научно-теоретическом уровне актуальность темы исследования связана с тем, что, несмотря на большое количество работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных теме конфликта (А.Я. Анцупов, В.Г. Зазыкин, Г. Зиммель, У. Клар, Т.Е. Майорова Б.И. Хасан и т.д.), она остается не до конца проанализированной, что препятствует внедрению теоретических знаний в образовательный процесс [43].
Вопрос о конфликтологической компетентности личности и профессионала также изучается многими исследователями (М.В. Башкин, Н.В. Гришина, Б.И. Хасан, Л.В. Цой и др.), но до сих пор остается недостаточно проработанным. Исследователи выделяют различные варианты структуры конфликтологической компетентности, пытаются развести на семантическом уровне понятия «конфликтная компетентность» и «конфликтологическая компетентность», делают упор на различных личностных качествах, необходимых для успешного разрешения конфликтов.
В современных исследованиях не сформирована единая трактовка понятия «конфликтологическая компетентность», не определена четко ее структура, и те качества личности, которые ее определяют.
Необходимость исследования паттернов конфликтного поведения именно студентов обусловлена недостаточной изученностью закономерностей социального развития этой прослойки общества. Студенчество - особая социальная группа, являющаяся базовым интеллектуальным ресурсом, который определяет перспективы экономического, социального и культурного развития общества в целом.
В процессе изучения литературы выявлены противоречия между:
• потребностью практики в теоретическом обосновании и методическом обеспечении процесса развития конфликтологической компетентности студентов и недостаточной разработанностью данного вопроса в науке;
• возросшим интересом к эффективному разрешению конфликтных ситуаций со стороны общества и отдельной личности, учащением обращений к специалистам за содействием в разрешении конфликтов и существующей профессиональной подготовкой психологов, не обеспечивающей в полной мере развитие у них нужных качеств и компетенций.
Цель исследования. Исследование конфликтологической компетентности студентов психологического направления.
Объект исследования. Конфликтологическая компетентность.
Предмет исследования. Представления о конфликте, стратегии поведения в конфликте и конфликтность как свойство личности - составляющие конфликтологической компетентности студентов-психологов.
Гипотезы исследования:
1. Среди студентов-психологов существуют различия между образом «Я в конфликте» и образом «профессионал в конфликте».
2. В представлениях студентов-психологов конфликт является положительным, конструктивным явлением.
3. Поведение студентов-психологов в конфликте связано с таким качеством личности, как конфликтность.
Задачи исследования:
1. Анализ теоретической и эмпирической разработанности проблемы конфликтологической компетентности.
2. Теоретическое сравнение подходов к понятиям «конфликт», «представление», «конфликтологическая компетентность», «конфликтологическая культура».
3. Исследование представлений студентов-психологов о понятии «конфликт» (формирование семантического поля понятия «конфликт»).
4. Выявление у студентов-психологов установок на определенную стратегию разрешения конфликта.
5. Выявление представлений студентов о конфликтологической компетентности представителя их профессии.
6. Выявление зависимости между личностными качествами студентов и их поведением в конфликте.
Методы и методики исследования. В теоретической части исследования использовался метод анализа научной литературы по теме исследования.
В эмпирической части исследования использовались:
1. Методика исследования семантического поля понятия «конфликт», существующего у членов группы, разработанная А.И. Тащевой [61].
2. Методика оценки поведения личности в конфликте К.Н. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной [20].
3. Методика диагностики ведущего типа реагирования в конфликте М.М. Кашапова [23, 35].
4. Методика «конфликтная личность» Н.А. Литвинцевой [26].
5. Методика «Самооценка конфликтности - 2» С.М. Емельянова [24].
При обработке данных применялись метод контент-анализа, сравнительный анализ средних значений, И-критерий Манна Уитни, коэффициент корреляции Пирсона.
Структура исследования. В первой главе исследования представлены теоретические основы понятий «конфликт», «представление», «конфликтологическая компетентность», «конфликтологическая культура».
В эмпирической части исследования изучены некоторые аспекты конфликтологической компетентности студентов-психологов, в том числе представления о конфликтах как явлении, сложившиеся у студентов специальностей типа «человек-человек» на примере направления «психология».
Кроме того, проанализированы представления студентов-психологов о том, как представители их специальности ведут себя в конфликтах (образ «профессионала в конфликте», сложившийся у студентов).
Теоретическая и практическая значимость исследования. В результате исследования составлена картина того, как студенты-психологи воспринимают конфликт, какие способы поведения в конфликте предпочитают, а также выявлены представления студентов о поведении представителей выбранной ими профессии в конфликтных ситуациях.
Исследования в области разрешения конфликтов часто имеет такую важную практическую задачу, как просветительство, раскрытие достоинств и недостатков разных способов разрешения спора широкому кругу.
Понимание общих тенденций развития личности студентов может помочь спрогнозировать развитие конкретных профессиональных сфер.
Представления студентов о конфликте позволят спрогнозировать их вероятное поведение в конфликтных ситуациях, а значит, оценить вероятность применения того или иного способа разрешения конфликтов.
Результаты исследования могут быть использованы для повышения социальной компетентности студентов и развитию у них конструктивного поведения в конфликтах разного уровня.
Результаты подобных исследований применяются для разработок образовательных, тренинговых программ для увеличения теоретической базы и улучшения практических навыков, входящих в конфликтологическую компетентность различных специальностей.
Конфликт является неизбежным явлением в жизнедеятельности как всего общества, так и отдельной личности.
Конфликт - не только неизбежное явление, но и по своей сути полезное. Навык конструирования и управления процессом конфликта дает возможность личностного и общественного развития, регулирования процессами, происходящими в межличностных и межгрупповых взаимоотношениях.
Комплекс представлений человека о феномене конфликта и стратегии поведения в нем личности, группы или организации служит предпосылкой формирования личностной и профессиональной конфликтологической компетентности [53].
Диагностика уже сложившихся представлений о конфликтах должна осуществляться постоянно в силу высокой неустойчивости паттернов массового сознания.
Тем не менее, в результате настоящего исследования было выявлено, что у студентов-психологов не сформировано конструктивное отношение к конфликтам, оно скорее негативное и стремится к нейтральному. Задача в процессе образования помочь сформировать у студентов такое представление о конфликтах, которое помогло бы им успешно их разрешать и эффективно моделировать конфликтные ситуации.
Выявление представлений о явлении предполагает выяснение отношения к нему. Определение того, как к конфликту относится специалист, необходимо ему как момент профессионального и личностного самоопределения. Образ современного психолога не мыслится без конструктивного отношения к конфликтным ситуациям, без готовности и способности перевести деструктивный конфликт в конструктивное русло. Результаты исследования не позволяют говорить о полностью сформированном конструктивном отношении к конфликту у студентов-психологов.
Отношение к конфликтным ситуациям как к отрицательному явлению привносит деструктивный оттенок в социальные и профессиональные взаимоотношения.
В.Т. Лисовский указывает: «Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее» [48, С. 29].
В процесс формирования личности студента включается развитие таких навыков, как ответственное и самостоятельное принятие решений, эффективная организация коммуникаций (личностных и профессиональных), минимизация отрицательных последствий конфликтов, что подразумевает развитие конфликтологической компетентности [51]. Данный вид компетенции особенно важен для успешной профессиональной деятельности специалистов, которые непосредственно связаны с разрешением конфликтных ситуаций. Студент должен не только эффективно взаимодействовать с оппонентами в уже возникшем конфликте, но и уметь преобразовывать конфликтогенную среду с целью предупреждения дисфункциональных конфликтов.
Предпочитаемые стратегии поведения и вид реагирования на конфликт является показателем того, насколько сформирована конфликтологическая компетентность у отдельной личности и социальной группы.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что такое личностное качество, как конфликтность, и его уровень влияет на выбор стратегии поведения (чем выше конфликтность, тем более нерациональные типы стратегии выбирает субъект). И, наоборот, низкий уровень конфликтности позволяет личности выбирать такие функциональные стратегии, как сотрудничество, компромисс, и реагировать на противоречия типом «решение».
В настоящее время конфликтный потенциал молодежи реализуется в основном на уровне микросреды, что может оцениваться весьма позитивно для общества в целом, поскольку микросоциальные конфликты существенно не угрожают его стабильности. Но, с другой стороны, конфликты на микроуровне не стимулируют поиск общих для больших групп молодежи регуляторов общественных взаимоотношений [73].
Внедрение в систему образования курсов, связанных с развитием навыков конфликтной коммуникации, расширит личностный и профессиональный потенциал студентов не только на микро-, но и на макроуровне социальных взаимодействий.
Б.И. Хасан постулирует, что в настоящее время идет процесс усреднения конфликтных проявлений, что является позитивным процессов, т.к. любые крайности приводят к негативным последствиям (от конфликтофобии до конфликтофилии, от полного избегания конфликтов вследствие страха перед ними до полной увлеченности процессом конфликта и т.д.) [78].
Между крайностями вырисовывается стратегия, заключающаяся в том, что противоречия продолжают быть разрешаемыми до тех пор, пока получается управлять протеканием конфликта. Отпустив вожжи, субъекты противоречий теряют контроль над ситуацией, что приводит к хаотичному (а значит непредсказуемому) протеканию конфликтного взаимодействия.
Процесс обучения необходимо сформировать таким образом, чтобы студент не только получал теоретическую основу в области конфликтологии, но и реальные умения, связанные с разрешением конфликтов, способы самоанализа в конфликте, навыки критического мышления, гибкость интеллекта и поведения.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что в представлениях студентов представители их специальности в основном используют конструктивные методы разрешения конфликтов - сотрудничество, компромисс. Студенты сами чаще реагируют уходом или агрессией на стрессовые ситуации, нежели профессионалы. Тем не менее, в представлениях испытуемых опытные психологи более конфликтные личности, чем сами студенты. Можно предположить, что, по мнению студентов, конфликтность определяет способность постоять за себя в конфликтной ситуации, поэтому студенты приписали ее к качествам психолога. В общем виде в представлениях студентов специалисты достаточно конструктивно реагируют на конфликт и ведут себя в нем соответственно.
Формирование конфликтологической компетентности является одной из приоритетных задач при подготовке специалистов «помогающих» профессий, так как ее можно с уверенностью назвать метакомпетенцией, обеспечивающей не только успешное выполнение профессиональной деятельности, но и сохранение психологического благополучия субъекта, постоянно взаимодействующего с другими людьми.
В целях улучшения ситуации с уровнем конфликтологической компетентности и культуры среди специалистов исследователями предлагается внедрение в образовательный процесс таких курсов, как «конструтивная психология конфликта», «конфликтологическая компетентность», «основы медиации», а также таких активностей, как «деловая игра», «тренинг конфликтного поведения», «тренинг ассертивного поведения».
Конфликт - не только неизбежное явление, но и по своей сути полезное. Навык конструирования и управления процессом конфликта дает возможность личностного и общественного развития, регулирования процессами, происходящими в межличностных и межгрупповых взаимоотношениях.
Комплекс представлений человека о феномене конфликта и стратегии поведения в нем личности, группы или организации служит предпосылкой формирования личностной и профессиональной конфликтологической компетентности [53].
Диагностика уже сложившихся представлений о конфликтах должна осуществляться постоянно в силу высокой неустойчивости паттернов массового сознания.
Тем не менее, в результате настоящего исследования было выявлено, что у студентов-психологов не сформировано конструктивное отношение к конфликтам, оно скорее негативное и стремится к нейтральному. Задача в процессе образования помочь сформировать у студентов такое представление о конфликтах, которое помогло бы им успешно их разрешать и эффективно моделировать конфликтные ситуации.
Выявление представлений о явлении предполагает выяснение отношения к нему. Определение того, как к конфликту относится специалист, необходимо ему как момент профессионального и личностного самоопределения. Образ современного психолога не мыслится без конструктивного отношения к конфликтным ситуациям, без готовности и способности перевести деструктивный конфликт в конструктивное русло. Результаты исследования не позволяют говорить о полностью сформированном конструктивном отношении к конфликту у студентов-психологов.
Отношение к конфликтным ситуациям как к отрицательному явлению привносит деструктивный оттенок в социальные и профессиональные взаимоотношения.
В.Т. Лисовский указывает: «Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее» [48, С. 29].
В процесс формирования личности студента включается развитие таких навыков, как ответственное и самостоятельное принятие решений, эффективная организация коммуникаций (личностных и профессиональных), минимизация отрицательных последствий конфликтов, что подразумевает развитие конфликтологической компетентности [51]. Данный вид компетенции особенно важен для успешной профессиональной деятельности специалистов, которые непосредственно связаны с разрешением конфликтных ситуаций. Студент должен не только эффективно взаимодействовать с оппонентами в уже возникшем конфликте, но и уметь преобразовывать конфликтогенную среду с целью предупреждения дисфункциональных конфликтов.
Предпочитаемые стратегии поведения и вид реагирования на конфликт является показателем того, насколько сформирована конфликтологическая компетентность у отдельной личности и социальной группы.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что такое личностное качество, как конфликтность, и его уровень влияет на выбор стратегии поведения (чем выше конфликтность, тем более нерациональные типы стратегии выбирает субъект). И, наоборот, низкий уровень конфликтности позволяет личности выбирать такие функциональные стратегии, как сотрудничество, компромисс, и реагировать на противоречия типом «решение».
В настоящее время конфликтный потенциал молодежи реализуется в основном на уровне микросреды, что может оцениваться весьма позитивно для общества в целом, поскольку микросоциальные конфликты существенно не угрожают его стабильности. Но, с другой стороны, конфликты на микроуровне не стимулируют поиск общих для больших групп молодежи регуляторов общественных взаимоотношений [73].
Внедрение в систему образования курсов, связанных с развитием навыков конфликтной коммуникации, расширит личностный и профессиональный потенциал студентов не только на микро-, но и на макроуровне социальных взаимодействий.
Б.И. Хасан постулирует, что в настоящее время идет процесс усреднения конфликтных проявлений, что является позитивным процессов, т.к. любые крайности приводят к негативным последствиям (от конфликтофобии до конфликтофилии, от полного избегания конфликтов вследствие страха перед ними до полной увлеченности процессом конфликта и т.д.) [78].
Между крайностями вырисовывается стратегия, заключающаяся в том, что противоречия продолжают быть разрешаемыми до тех пор, пока получается управлять протеканием конфликта. Отпустив вожжи, субъекты противоречий теряют контроль над ситуацией, что приводит к хаотичному (а значит непредсказуемому) протеканию конфликтного взаимодействия.
Процесс обучения необходимо сформировать таким образом, чтобы студент не только получал теоретическую основу в области конфликтологии, но и реальные умения, связанные с разрешением конфликтов, способы самоанализа в конфликте, навыки критического мышления, гибкость интеллекта и поведения.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что в представлениях студентов представители их специальности в основном используют конструктивные методы разрешения конфликтов - сотрудничество, компромисс. Студенты сами чаще реагируют уходом или агрессией на стрессовые ситуации, нежели профессионалы. Тем не менее, в представлениях испытуемых опытные психологи более конфликтные личности, чем сами студенты. Можно предположить, что, по мнению студентов, конфликтность определяет способность постоять за себя в конфликтной ситуации, поэтому студенты приписали ее к качествам психолога. В общем виде в представлениях студентов специалисты достаточно конструктивно реагируют на конфликт и ведут себя в нем соответственно.
Формирование конфликтологической компетентности является одной из приоритетных задач при подготовке специалистов «помогающих» профессий, так как ее можно с уверенностью назвать метакомпетенцией, обеспечивающей не только успешное выполнение профессиональной деятельности, но и сохранение психологического благополучия субъекта, постоянно взаимодействующего с другими людьми.
В целях улучшения ситуации с уровнем конфликтологической компетентности и культуры среди специалистов исследователями предлагается внедрение в образовательный процесс таких курсов, как «конструтивная психология конфликта», «конфликтологическая компетентность», «основы медиации», а также таких активностей, как «деловая игра», «тренинг конфликтного поведения», «тренинг ассертивного поведения».
Подобные работы
- Конфликтологическая компетентность спортивных арбитров в их профессиональной деятельности (по материалам исследования в городе Барнауле)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ» КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОКОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА С НИЗКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Влияние конфликтологической компетентности на поведение подростков
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ С
РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ МЕДИАТИВНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА
СТУДЕНТАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КОНФЛИКТНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017



