ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
1.1. Эмоциональное выгорание как психологический феномен 7
1.2. Факторы эмоционального выгорания учителя 28
1.3. Индивидуальный стиль деятельности учителя 39
Выводы по главе 44
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
2.1. Методы и процедуры исследования 46
2.2. Анализ результатов исследования 52
2.3. Подготовка и проведение семинаров по профилактике эмоционального выгорания у учителей
Выводы по главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРУ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Актуальность исследования эмоционального выгорания связана с проблемой психологического благополучия учителя. Учителя оказывают основное воздействие на образование растущего поколения. Тем не менее, во время достижения собственных целей учителям приходится противостоять воздействию негативных психологических моментов в образовательной деятельности: необходимость в заинтересованности учеников, повышенная ответственность и требовательность к себе и своим профессиональным обязанностям.
В образовании присутствуют противоречия между объективно возрастающими требованиями к индивидуальному стилю деятельности учителя, как показателю развития профессиональности, творческой индивидуальности и компетентности учителя, и слабой разработанностью научных и теоретических основ индивидуального стиля педагогической деятельности, отсутствием сравнительного анализа индивидуального стиля деятельности учителя в системе образования.
Теоретический интерес к проблеме эмоционального выгорания определен практическим запросом. В контексте профессиональной деятельности у человека формируется эмоциональное выгорание, которое влечет за собой негативные последствия для самого специалиста и его работы, психического благополучия учеников, коллег, всех с кем взаимодействует человек, организации в целом.
В отечественной и зарубежной литературе существует большое количество исследований, посвященных понятию эмоционального выгорания. Данной проблемой занимались такие авторы как Ф.Б. Березин, В.В. Бойко, В.К. Вилюнас, Н.Е. Водопьянова, Т. Кокс, В.Е. Орел, Г. Селье, и многие другие.
Изучению проблемы эмоционального выгорания у учителей посвящены работы таких учёных как: Э.Ф. Зеера, В. Н. Козиева, Л. Ф. Колесниковой, К. Маслач, Г. Фрейденберга, В.П. Шейнова.
Изучение данной проблемы показывает достаточное количество научной, теоретической и методической литературы, но недостаточно исследованным остается вопрос о влиянии факторов эмоционального выгорания на учителей, в том числе связи с индивидуальным стилем педагогической деятельности.
Следовательно, изучение факторов эмоционального выгорания учителя приобретает значимость.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является эмоциональная сфера учителя в контексте профессиональной деятельности.
Предметом исследования является эмоциональное выгорание учителя
Цель выпускной квалификационной работы - исследование взаимосвязей эмоционального выгорания и индивидуального стиля деятельности учителя.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть эмоциональное выгорание как психологический феномен.
2. Проанализировать факторы эмоционального выгорания учителя.
3. Проанализировать понятие «индивидуальный стиль деятельности учителя».
4. Разработать дизайн эмпирического исследования.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
6. Подготовить и провести семинары по профилактике эмоционального выгорания у учителей.
Были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
1. Фазы эмоционального выгорания учителей положительно связаны с индивидуальными стилями педагогической деятельности.
2. Показатели эмоционального выгорания связаны с индивидуальными стилями педагогической деятельности.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методы:
1. Анализ научной литературы по изучаемой проблеме.
2. Психодиагностическое тестирование.
3. Анализ и обобщение результатов исследования.
4. Проведение семинаров.
В качестве инструментария данного исследования использовались диагностические методики:
1. «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
2. Методика диагностика профессионального «выгорания» (MBI) К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
3. Диагностика индивидуального стиля деятельности учителя А.К. Марковой и А.Я. Никоновой.
Использовались следующие методы статистической обработки данных:
1. «-критерий (одновыборочный критерий) Колмогорова-Смирнова для проверки исследуемых совокупностей на нормальность распределения. А также для проверки простых гипотез о принадлежности анализируемой выборки закону распределения.
2. U-критерий Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок и подсчета значимых различий.
3. Корреляционный анализ методом подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена для выявления связей между переменными.
4. Критерий знаковых рангов Уилкоксона для сравнения связанных выборок.
При математической обработке результатов применялись компьютерные программы Excel, SPSS 24.0.
Методологическая значимость работы определяется тем, что в работе обобщена и структурирована информация о психологическом феномене эмоционального выгорания, его симптомах и факторах его возникновении. Теоретический анализ подходов к изучению эмоционального выгорания позволяет расширить представление о причинах и сущности возникновения эмоционального выгорания среди учителей.
Практическая значимость данного исследования определяется направленностью на профилактику и предупреждение симптомов эмоционального выгорания. Полученные результаты могут быть использованы психологами, службой работы с персоналом в работе со специалистами. А также, результаты данного исследования могут быть интересны и полезны преподавателям и студентам ВУЗов для использования материала на лекциях, сравнения результатов с похожими работами.
Структура выпускная квалификационной работы включает в себя: введение, две главы - первая глава включает в себя теоретическое обоснование проблемы и содержит три параграфа; вторая глава - включает в себя практическое исследование и содержит три параграфа, заключение, библиографический список и приложения.
Общий объем работы составит 128 страниц, включая приложения.
Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28», г. Первоуральск.
В современном мире особое внимание стало уделяться проблеме исследования эмоционального выгорания учителей. Это обусловлено возрастающими требованиями со стороны общества к учителям и их роли в учебной деятельности, так как профессия учителя имеет большую социальную значимость.
Деятельность учителя подвержена влиянию эмоционального выгорания, так как она связана с высокой эмоциональной и коммуникативной загруженностью. Коммуникативная деятельность учителя обладает повышенной напряженностью и интенсивностью общения, широкой сетью контактов разного уровня. Также деятельность учителя имеет ответственный характер, который обуславливается различными стрессовыми ситуациями, которые создают предпосылка для формирования эмоционального выгорания.
По итогам анализа литературы мы пришли к выводу, что эмоциональное выгорание представляет собой личностную деформацию из-за эмоционально-напряженных отношений в системе «человек -человек». Выгорание формируется в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без своевременного освобождения от них, в результате чего происходит состояние эмоционального истощения и физического утомления.
Синдром эмоционального выгорания многомерный феномен, который определяется психологическими и физиологическими реакциями на различные ситуации в трудовой деятельности. Негативные последствия стресса сказываются на психофизиологическом здоровье и результатах труда специалиста.
Существуют две модели противостояния выгорания и сохранения психологического здоровья учителя. Первая модель - конструктивные способы поведения, определяются в уверенных действиях и поиске социальной поддержки. Вторая модель - неконструктивные, проявляются в агрессивных и манипулятивных действиях, избеганиях, которые сопровождаются высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией специалиста.
Специалист может выбрать для себя будет ли он поддаваться напором внешних негативных обстоятельств или будет прилагать усилия для нахождения новых личностных ресурсов через нахождение новых интересов, смыслов, а также позитивных моментов.
Формирование эмоционального выгорания обусловлено личностными особенностями специалистов с одной стороны, и характером самой профессиональной деятельности с другой стороны. Современные исследования доказали, что при анализе специфики эмоционального выгорания необходимо учитывать фактор индивидуально-личностных особенностей, влияющих на тип реагирования в стрессовых ситуациях. К данному типу реагирования можно отнести отношение личности к стрессовому стимулу, особенности когнитивный процессов, психоэмоционального состояния.
Практика деятельности учителей давно установила определённые нормы, касающиеся соотношения между свойствами специалиста и требованиями учебной деятельности. Однако комплекс индивидуальных личностных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида труда. Расхождение между необходимыми для профессиональной деятельности качествами и наличными индивидуально-личностными особенностями приводит к необходимости их компенсации для эффективного выполнения трудовых функций.
Индивидуальный стиль деятельности учителя - это динамическая характеристика индивидуальности, которая представляет собой относительно устойчивую саморегулируемую систему взаимосвязанных индивидуально своеобразных действий и отражающая специфику взаимодействия учителя с учащимися в процессе профессиональной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности существенно влияет на эффективность его профессионального труда, служит способом реализации творческого потенциала преподавателя и, становление профессионального Я.
Были сделаны следующие выводы:
1. Была обнаружена взаимосвязь между эмоционально-импровизационным, рассуждающее-методическим стилями педагогической деятельности и фазами эмоционального выгорания.
2. Рассуждающее-методический и эмоционально-импровизационный стили имеют взаимосвязь с показателями эмоционального выгорания.
После анализа результатов были проведены 3 семинара для учителей с целью повышения эффективности деятельности учителей через профилактику эмоционального выгорания. В семинарах приняли участие 25 специалистов МАОУ СОШ № 28 г. Первоуральска.
После реализации данных семинаров было проведено повторное диагностирование участников. Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что проведение данных семинаров имеют свою значимость.
Что подтверждает вывод о том, что, своевременная профилактическая и просветительская работа с учителями может снизить или предотвратить формирование синдрома эмоционального выгорания.
Таким образом, гипотезы получили подтверждение в ходе эмпирического исследования, цель и задачи исследования решены, результаты работы достигнуты.
1. Александровский, Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. - М.: Наука, 1976. - 272 с.
2. Алмаев, Н. А. Оценка психометрических свойств методики «Индекс жизненного стиля» / Н. А. Алмаев. - Вопросы психологии, 2006. - № 4. - С. 95-105.
3. Андриенко, Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя / Е.В. Андриенко. - Педагогика, 2001. - № 9. - С. 34-44.
4. Антипина, У.Д. Синдром профессионального выгорания /У.Д. Антипина, Г.П. Антипин, С.В. Протодьяконов. - Вестник северо-восточного Федерального Университета Имени М.К. Аммосова Серия «Медицинские науки», 2017. - № 1. - С. 50 - 55.
5. Ануфриев, А. Ф. Психологический диагноз / А.Ф.Ануфриев. - М.: Ось, 2006. - 192 с.
6. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2017. - 122 с.
7. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании:
Монография / И. А. Баева. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2013. - 271 с.
8. Балыкина, О.С. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности у представителей сферы образования / О. С. Балыкина, Н. М. Ерохина, Л. П. Петухова. - Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2013. - № 11. - С. 30-35.
9. Батаршев, А. В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство / А. В. Батаршев. - М.: Дело, 2005. - 494 с.
10. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
11. Битянова, М. Р. Организация психологической службы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.
12. Бойко, В. В. Правила эмоционального поведения / В.В.Бойко. - СПб.: Питер, 1998. - 345 с.
13. Бойко, В. В. Синдром «Эмоционального выгорания» в
профессиональном общении / В. В. Бойко. - СПБ.: Сударыня, 2000г. - 32 с.
14. Бойко, В. В. Энергия эмоций. / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2004.¬474 с.
15. Большаков, В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения / В. Ю.Большаков. - Спб.: изд-во «Социально-психологический центр», 1996 г. - 335 с.
16. Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.
17. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов. / М. В. Борисова. - Вопросы психологии, 2005. - № 2. - С. 96-104.
18. Бухтияров, И.В., Современные психологические факторы риска и появления профессионального стресса / И. В. Бухрияров, М.Ю. Рубцов, Н. А. Костенко. - Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2014. - № 5-2. - С.773-775.
19. Вилюнас, В. Психология эмоций / В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.
20. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
21. Водопьянова, Н. Е. Психическое "выгорание" и качество жизни. Психологические проблемы самореализации личности. /Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. - 355 с.
22. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и
профилактика. /Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
23. Гунзунова, Б. А. Концептуальная модель системы саморегуляции эмоциональных состояний в профессиональной педагогической деятельности / Б. А. Гунзунова. - Мир науки, культуры, образования, 2012. - №4(35). - С.150¬155.
24. Гунзунова, Б. А. Теоретико-методологические основы
саморегуляции в педагогической деятельности. Методология педагогики в контексте современного научного знания / Б. А. Гунзунова. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. - 382 с.
25. Демина, Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности: Учебное пособие / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова. - Барнаул. : Изд- во АлтГУ, 2005. - 132 с.
26. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба /
И.В.Дубровина. - М.: Педагогика, 1991. - 303 с.
27. Евстафьева, С. А. Эмоциональное выгорание педагога / С. А.
Евстафьева, И. В. Попогребская, Е. В. Немахова. -Москва.: Буки-Веди, 2016. — С. 84-86.
28. Зеер, Э. Ф. Психологические детерминанты профессиональных деструкций: Психология профессии / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург.: Изд-во Урал. гос. проф. - пед. Ун - та, 2014. - 336 с.
29. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. - М.: Фонд «Мир», 2006. - 336 с.
30. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург.: Издательство УГППУ, 2000. - 396 с.
31. Кагирова, П.М., Особенности проявления синдрома
«эмоционального выгорания» педагогов/ П. М. Кагирова, Д. Г. Сайбулаева. - Мир науки, культуры, образования, 2018. - № 3. - С. 70 - 78
32. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. - М.: Институт практической психологии, 2012. - 400 с.
33. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012 - 253 с.
34. Козлова, М.В. Зависимость эмоционального выгорания от индивидуального стиля педагогической деятельности / М.В. Козлова. - М.: Институт практической психологии, 2017. - 7 с.
35. Кондаков, И. М. Психологический словарь / И.М.Кондаков. - М.: Рос. акад. образования, 1999. - 656 с.
36. Кондратьева, О.Г., Гумерова Ю.А. Эмпирическое исследование взаимосвязи между проявлениями эмоционального выгорания и стилем педагогической деятельности: диссертация канд. биол. наук: 19.00.02/ О.Г. Кондратьева. - Уфа - 2011. - 286 с.
37. Кондратьева, О.Г. Особенности формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности / О.Г. Кондратьева. - Уфа.: информационный центр Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. - С.35-45.
38. Конопкин, О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития // О. А. Конопкин. - Вопросы психологии, 2004. - №2. - С.128-135.
39. Коротаев, А. А. Исследование индивидуального стиля педагогического общения / А. А. Коротаев, Т. С. Тамбовцева. - Вопросы психологии, 2005. - № 2. - С. 96-104.
40. Кряжева Е.В., Виноградская М. Ю. Исследование особенностей
индивидуального стиля профессиональной деятельности педагогов: диссертация канд.псих.наук: УДК:37.06 / Е.В. Кряжева, М. Ю. Виноградская. - ФГБОУ «Калужский государственный университет имени К. Э.
Циолковского», 2015. - 115 с.
41. Ладзина, Н. Профессиональная деформация личности и можно ли ее избежать/ Н. Ладзина. - Деловой Усть-Каменогорск. - 2002. - №8. - С. 18-19
42. Макарова, А. Г. Синдром эмоционального выгорания / А. Г. Макарова. -М.: Просвещение, 1997. - 200 с.
43. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Макарова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
44. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание». 2012 г. С. 400
45. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. - СПб.: Питер, 2001. - 528с.
46. Международная классификация болезней.: сайт. - 2000. - ПРЕ: http://mkb-10.eom/iпйех.рйр? р1й=22502
47. Никифоров, Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2012. - 256 с.
48. Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь / А. С. Никифоров. - М. Эксмо, 2010. - 464 с.
49. Никифоров, Г. С.Психология здоровья: учебник для вузов / Г. С. Никифоров. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.
50. Об утверждении перечней вредных и (или) опасных
производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н.: сайт. - 2000. - ПРЕ:
http://www.eonsultant.ru/eons/ egi/oпliпe.egi?req=do e&base=LAW&
п=174953&фу=ЬА1№ &dst=1000000001%2C0 &rnd=0.7 1081960446006#1
51. Ольшевская, О. М. Эффективный учитель / О.М.Ольшевская. - Минск: Красико-Принт, 2010. - 335 с.
52. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность / В. Е. Орел. - М., 2014. - 296 с.
53. Орёл В. Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орел. - Журнал практической психологии и психоанализа, 2001. - № 9. - С. 57-78.
54. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. - СПб.: Питер, 2000. - 524 с.
55. Порфирьева, С. И. Профилактика профессионального выгорания педагога / С. И. Порфирьева . - СПб.: Питер, 1997. - 254 с.
56. Протько, Н. Н. Синдром профессионального выгорания / Н. Н. Протько. - М., 2000. - 524 с.
57. Редина, Т.В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: диссертация канд. психол. наук. 19.00.05/ Т. В. Редина. - М., 2010. - 255 с.
58. Романова, Е.С. Личность и эмоциональное выгорание /Е. С. Романова, М. Ю. Горохова. - Вестник практической психологии образования, 2004. - №1. -С. 18-23.
59. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Ронгинская. - Психологический журнал, 2002. - № 3. - С.85-95.
60. Рукавишников, А. А. Опросник психического выгорания для учителей / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. - Ярославль.: НПЦ «Психодиагностика», 2001. - С. 357-360.
61. Самоукина, Н. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н. В. Самоукина. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 244 с.
62. Самоукина, Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. - М.: Издательство ЭКМОС, 1999. - 352 с.
63. Сайбулаева, Д.Г. Основы профилактики синдрома «психического выгорания» педагогов/ Д. Г. Сайбулаева. - «Системные технологии», 2014. - № 10. - С. 55-70
64. Сидоров, П. И. Синдром эмоционального выгорания / П. И. Сидоров. - Медицинская газета, 2005. - № 43. - С. 27-31
65. Словарь-справочник по управлению персоналом.: сайт. - 2005. - 1Ж1.: http://psyfactor.org/personal0.htm
66. Съедин, С. И. Некоторые пути преодоления негативного влияния стрессовых ситуаций на состояние психического здоровья / С.И.Съедин. - Мир психологии, 2002. - №4. - С. 235-245.
67. Трофимова, А. О. Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления / А. О. Трофимова. - М., 2002. - №4. - С. 235-245.
68. Трунов, Д. Г. "Синдром сгорания": позитивный подход к проблеме / Д. Г. Трунов. - Журнал практического психолога, 1998. - № 8. - С. 84-89.
69. Учительская газета Москва. Профессиональное выгорание педагогов: кто виноват и что делать?: сайт. - 2004. - НКН: http://www.ug.ru/archive/62614
70. Федоренко, Л. Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения / Л. Г. Федоренко. - СПб.: КАРО, 2003. - 208 с.
71. Фетискин, Н. П. Диагностика профессионального выгорания / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Психология, 2002. - С.360-362.
72. Фобия. Инфо. Синдром эмоционального выгорания.: сайт. - 2007. - 1Ж1.: http://fobiya.info/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya
73. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк. - Вопросы психологии, 1994. - №6. - С. 57-64.
74. Чудновский, В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / В. Э. Чудновский. - Вопросы психологии, 2003. - №3. - С. 65 - 68.
75. Шепель, В. М. Как жить долго и радостно / В. М. Шепель. - М.: АНТИКВА, 2006. - 635 с.
76. Burisch, M. Approaches to personality inventory construction: A comparison of merits / M. Burish. - American Psychologist, 1984. - Vol. 39. - № 3. - P. 214-227.
77. Cherniss, C. Long-term consequences of burnout: An exploratory study / C. Cherniss. - Journal of Organizational Behavior, 1992. - Vol. 15. - № 1. - P. 5-11.
78. Cherniss, C. Long-term consequences of burnout: An exploratory study / C. Cherniss. - Journal of Organizational Behavior, 1992. - Vol. 15. - № 1. - P. 5-11.
79. Cherniss, C. Role of professional self-efficacy in the etiology and amelioration of burnout / C. Cherniss. -Social issues and questions, 1993. - P. 135¬149.
80. Cooper, A. M. Some limitations on therapeutic effectiveness: the "burnout syndrome" in psychoanalysts / A. M. Cooper. - Psychoanal Q, 1986. - Vol. 55. - № 4. - P. 576-598.
81. Cox, T. Stress explosion: Managing stress at work / T. Cox, A. Griffiths, S. Cox. - Health and Safety at Work, 1993. - P. 16-18.
82. Cox, T. The nature and measurement of work-related stress: theory and practice / T. Cox. - Med. Econ, 1998. - Vol. 75. - № 10. - P. 210-2122, 215-218.
83. Farber, B. A. The process and dimensions of burnout in psychotherapists / B. A. Farber. - Professional Psychology: Research and Practice, 1982. - Vol. 13. - № 2. - P. 293-301.
84. Felton, J. S. Burnout as a clinical entity - its importance in health care workers / J. S. Felton. - Occup. Med, 1998. - Vol. 48. - № 4. - P. 237-250.
85. Freudenberger, H. J. Staff Burn-Out / H. J. Freudenberger. - Journal of Social Issues, 1974. - Vol. 30. - № 1. - P. 159-165.
86. Lopez, J. J. One World, One Language: Paving the Way to Better Perspectives for Mental Health: Proceedings of the X World Congress of Psychiatry / J. J. Lopez. - Seattle, WA.: Hogrefe & Huber, 1999. - 259 p.
87. Maslach C., Jackson S.E., Leiter MP.Burnout inventory manual / C. Maslach., S. E. Jackson. - California: Consulting Psychological Press Journal of Social Issues, 1996. -52 p.
88. Schaufeli, W. B. The construct validity of two burnout measures / W. B. Schaufeli. - Journal of Organizational Behavior, 1993. - Vol. 14. - № 7. - P. 631¬647.
89. Schaufeli, W. B. Burnout and reciprocity: Towards a dual-level social exchange model / W. B. Schaufeli. - Work & Stress: An International Journal of Work, Health & Organisations, 1996. - Vol. 10. - № 3. - P. 225-237.
90. Weber, A. Burnout Syndrome: A Disease of Modem Societies / A. Weber. - Occup. Med, 2000. - Vol.50. - № 7. - P. 512-517.