Эмоциональное выгорание и индивидуальный стиль деятельности учителя
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
1.1. Эмоциональное выгорание как психологический феномен 7
1.2. Факторы эмоционального выгорания учителя 28
1.3. Индивидуальный стиль деятельности учителя 39
Выводы по главе 44
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
2.1. Методы и процедуры исследования 46
2.2. Анализ результатов исследования 52
2.3. Подготовка и проведение семинаров по профилактике эмоционального выгорания у учителей
Выводы по главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРУ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
1.1. Эмоциональное выгорание как психологический феномен 7
1.2. Факторы эмоционального выгорания учителя 28
1.3. Индивидуальный стиль деятельности учителя 39
Выводы по главе 44
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
2.1. Методы и процедуры исследования 46
2.2. Анализ результатов исследования 52
2.3. Подготовка и проведение семинаров по профилактике эмоционального выгорания у учителей
Выводы по главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРУ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Актуальность исследования эмоционального выгорания связана с проблемой психологического благополучия учителя. Учителя оказывают основное воздействие на образование растущего поколения. Тем не менее, во время достижения собственных целей учителям приходится противостоять воздействию негативных психологических моментов в образовательной деятельности: необходимость в заинтересованности учеников, повышенная ответственность и требовательность к себе и своим профессиональным обязанностям.
В образовании присутствуют противоречия между объективно возрастающими требованиями к индивидуальному стилю деятельности учителя, как показателю развития профессиональности, творческой индивидуальности и компетентности учителя, и слабой разработанностью научных и теоретических основ индивидуального стиля педагогической деятельности, отсутствием сравнительного анализа индивидуального стиля деятельности учителя в системе образования.
Теоретический интерес к проблеме эмоционального выгорания определен практическим запросом. В контексте профессиональной деятельности у человека формируется эмоциональное выгорание, которое влечет за собой негативные последствия для самого специалиста и его работы, психического благополучия учеников, коллег, всех с кем взаимодействует человек, организации в целом.
В отечественной и зарубежной литературе существует большое количество исследований, посвященных понятию эмоционального выгорания. Данной проблемой занимались такие авторы как Ф.Б. Березин, В.В. Бойко, В.К. Вилюнас, Н.Е. Водопьянова, Т. Кокс, В.Е. Орел, Г. Селье, и многие другие.
Изучению проблемы эмоционального выгорания у учителей посвящены работы таких учёных как: Э.Ф. Зеера, В. Н. Козиева, Л. Ф. Колесниковой, К. Маслач, Г. Фрейденберга, В.П. Шейнова.
Изучение данной проблемы показывает достаточное количество научной, теоретической и методической литературы, но недостаточно исследованным остается вопрос о влиянии факторов эмоционального выгорания на учителей, в том числе связи с индивидуальным стилем педагогической деятельности.
Следовательно, изучение факторов эмоционального выгорания учителя приобретает значимость.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является эмоциональная сфера учителя в контексте профессиональной деятельности.
Предметом исследования является эмоциональное выгорание учителя
Цель выпускной квалификационной работы - исследование взаимосвязей эмоционального выгорания и индивидуального стиля деятельности учителя.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть эмоциональное выгорание как психологический феномен.
2. Проанализировать факторы эмоционального выгорания учителя.
3. Проанализировать понятие «индивидуальный стиль деятельности учителя».
4. Разработать дизайн эмпирического исследования.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
6. Подготовить и провести семинары по профилактике эмоционального выгорания у учителей.
Были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
1. Фазы эмоционального выгорания учителей положительно связаны с индивидуальными стилями педагогической деятельности.
2. Показатели эмоционального выгорания связаны с индивидуальными стилями педагогической деятельности.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методы:
1. Анализ научной литературы по изучаемой проблеме.
2. Психодиагностическое тестирование.
3. Анализ и обобщение результатов исследования.
4. Проведение семинаров.
В качестве инструментария данного исследования использовались диагностические методики:
1. «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
2. Методика диагностика профессионального «выгорания» (MBI) К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
3. Диагностика индивидуального стиля деятельности учителя А.К. Марковой и А.Я. Никоновой.
Использовались следующие методы статистической обработки данных:
1. «-критерий (одновыборочный критерий) Колмогорова-Смирнова для проверки исследуемых совокупностей на нормальность распределения. А также для проверки простых гипотез о принадлежности анализируемой выборки закону распределения.
2. U-критерий Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок и подсчета значимых различий.
3. Корреляционный анализ методом подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена для выявления связей между переменными.
4. Критерий знаковых рангов Уилкоксона для сравнения связанных выборок.
При математической обработке результатов применялись компьютерные программы Excel, SPSS 24.0.
Методологическая значимость работы определяется тем, что в работе обобщена и структурирована информация о психологическом феномене эмоционального выгорания, его симптомах и факторах его возникновении. Теоретический анализ подходов к изучению эмоционального выгорания позволяет расширить представление о причинах и сущности возникновения эмоционального выгорания среди учителей.
Практическая значимость данного исследования определяется направленностью на профилактику и предупреждение симптомов эмоционального выгорания. Полученные результаты могут быть использованы психологами, службой работы с персоналом в работе со специалистами. А также, результаты данного исследования могут быть интересны и полезны преподавателям и студентам ВУЗов для использования материала на лекциях, сравнения результатов с похожими работами.
Структура выпускная квалификационной работы включает в себя: введение, две главы - первая глава включает в себя теоретическое обоснование проблемы и содержит три параграфа; вторая глава - включает в себя практическое исследование и содержит три параграфа, заключение, библиографический список и приложения.
Общий объем работы составит 128 страниц, включая приложения.
Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28», г. Первоуральск.
В образовании присутствуют противоречия между объективно возрастающими требованиями к индивидуальному стилю деятельности учителя, как показателю развития профессиональности, творческой индивидуальности и компетентности учителя, и слабой разработанностью научных и теоретических основ индивидуального стиля педагогической деятельности, отсутствием сравнительного анализа индивидуального стиля деятельности учителя в системе образования.
Теоретический интерес к проблеме эмоционального выгорания определен практическим запросом. В контексте профессиональной деятельности у человека формируется эмоциональное выгорание, которое влечет за собой негативные последствия для самого специалиста и его работы, психического благополучия учеников, коллег, всех с кем взаимодействует человек, организации в целом.
В отечественной и зарубежной литературе существует большое количество исследований, посвященных понятию эмоционального выгорания. Данной проблемой занимались такие авторы как Ф.Б. Березин, В.В. Бойко, В.К. Вилюнас, Н.Е. Водопьянова, Т. Кокс, В.Е. Орел, Г. Селье, и многие другие.
Изучению проблемы эмоционального выгорания у учителей посвящены работы таких учёных как: Э.Ф. Зеера, В. Н. Козиева, Л. Ф. Колесниковой, К. Маслач, Г. Фрейденберга, В.П. Шейнова.
Изучение данной проблемы показывает достаточное количество научной, теоретической и методической литературы, но недостаточно исследованным остается вопрос о влиянии факторов эмоционального выгорания на учителей, в том числе связи с индивидуальным стилем педагогической деятельности.
Следовательно, изучение факторов эмоционального выгорания учителя приобретает значимость.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является эмоциональная сфера учителя в контексте профессиональной деятельности.
Предметом исследования является эмоциональное выгорание учителя
Цель выпускной квалификационной работы - исследование взаимосвязей эмоционального выгорания и индивидуального стиля деятельности учителя.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть эмоциональное выгорание как психологический феномен.
2. Проанализировать факторы эмоционального выгорания учителя.
3. Проанализировать понятие «индивидуальный стиль деятельности учителя».
4. Разработать дизайн эмпирического исследования.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
6. Подготовить и провести семинары по профилактике эмоционального выгорания у учителей.
Были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
1. Фазы эмоционального выгорания учителей положительно связаны с индивидуальными стилями педагогической деятельности.
2. Показатели эмоционального выгорания связаны с индивидуальными стилями педагогической деятельности.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методы:
1. Анализ научной литературы по изучаемой проблеме.
2. Психодиагностическое тестирование.
3. Анализ и обобщение результатов исследования.
4. Проведение семинаров.
В качестве инструментария данного исследования использовались диагностические методики:
1. «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
2. Методика диагностика профессионального «выгорания» (MBI) К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
3. Диагностика индивидуального стиля деятельности учителя А.К. Марковой и А.Я. Никоновой.
Использовались следующие методы статистической обработки данных:
1. «-критерий (одновыборочный критерий) Колмогорова-Смирнова для проверки исследуемых совокупностей на нормальность распределения. А также для проверки простых гипотез о принадлежности анализируемой выборки закону распределения.
2. U-критерий Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок и подсчета значимых различий.
3. Корреляционный анализ методом подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена для выявления связей между переменными.
4. Критерий знаковых рангов Уилкоксона для сравнения связанных выборок.
При математической обработке результатов применялись компьютерные программы Excel, SPSS 24.0.
Методологическая значимость работы определяется тем, что в работе обобщена и структурирована информация о психологическом феномене эмоционального выгорания, его симптомах и факторах его возникновении. Теоретический анализ подходов к изучению эмоционального выгорания позволяет расширить представление о причинах и сущности возникновения эмоционального выгорания среди учителей.
Практическая значимость данного исследования определяется направленностью на профилактику и предупреждение симптомов эмоционального выгорания. Полученные результаты могут быть использованы психологами, службой работы с персоналом в работе со специалистами. А также, результаты данного исследования могут быть интересны и полезны преподавателям и студентам ВУЗов для использования материала на лекциях, сравнения результатов с похожими работами.
Структура выпускная квалификационной работы включает в себя: введение, две главы - первая глава включает в себя теоретическое обоснование проблемы и содержит три параграфа; вторая глава - включает в себя практическое исследование и содержит три параграфа, заключение, библиографический список и приложения.
Общий объем работы составит 128 страниц, включая приложения.
Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28», г. Первоуральск.
В современном мире особое внимание стало уделяться проблеме исследования эмоционального выгорания учителей. Это обусловлено возрастающими требованиями со стороны общества к учителям и их роли в учебной деятельности, так как профессия учителя имеет большую социальную значимость.
Деятельность учителя подвержена влиянию эмоционального выгорания, так как она связана с высокой эмоциональной и коммуникативной загруженностью. Коммуникативная деятельность учителя обладает повышенной напряженностью и интенсивностью общения, широкой сетью контактов разного уровня. Также деятельность учителя имеет ответственный характер, который обуславливается различными стрессовыми ситуациями, которые создают предпосылка для формирования эмоционального выгорания.
По итогам анализа литературы мы пришли к выводу, что эмоциональное выгорание представляет собой личностную деформацию из-за эмоционально-напряженных отношений в системе «человек -человек». Выгорание формируется в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без своевременного освобождения от них, в результате чего происходит состояние эмоционального истощения и физического утомления.
Синдром эмоционального выгорания многомерный феномен, который определяется психологическими и физиологическими реакциями на различные ситуации в трудовой деятельности. Негативные последствия стресса сказываются на психофизиологическом здоровье и результатах труда специалиста.
Существуют две модели противостояния выгорания и сохранения психологического здоровья учителя. Первая модель - конструктивные способы поведения, определяются в уверенных действиях и поиске социальной поддержки. Вторая модель - неконструктивные, проявляются в агрессивных и манипулятивных действиях, избеганиях, которые сопровождаются высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией специалиста.
Специалист может выбрать для себя будет ли он поддаваться напором внешних негативных обстоятельств или будет прилагать усилия для нахождения новых личностных ресурсов через нахождение новых интересов, смыслов, а также позитивных моментов.
Формирование эмоционального выгорания обусловлено личностными особенностями специалистов с одной стороны, и характером самой профессиональной деятельности с другой стороны. Современные исследования доказали, что при анализе специфики эмоционального выгорания необходимо учитывать фактор индивидуально-личностных особенностей, влияющих на тип реагирования в стрессовых ситуациях. К данному типу реагирования можно отнести отношение личности к стрессовому стимулу, особенности когнитивный процессов, психоэмоционального состояния.
Практика деятельности учителей давно установила определённые нормы, касающиеся соотношения между свойствами специалиста и требованиями учебной деятельности. Однако комплекс индивидуальных личностных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида труда. Расхождение между необходимыми для профессиональной деятельности качествами и наличными индивидуально-личностными особенностями приводит к необходимости их компенсации для эффективного выполнения трудовых функций.
Индивидуальный стиль деятельности учителя - это динамическая характеристика индивидуальности, которая представляет собой относительно устойчивую саморегулируемую систему взаимосвязанных индивидуально своеобразных действий и отражающая специфику взаимодействия учителя с учащимися в процессе профессиональной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности существенно влияет на эффективность его профессионального труда, служит способом реализации творческого потенциала преподавателя и, становление профессионального Я.
Были сделаны следующие выводы:
1. Была обнаружена взаимосвязь между эмоционально-импровизационным, рассуждающее-методическим стилями педагогической деятельности и фазами эмоционального выгорания.
2. Рассуждающее-методический и эмоционально-импровизационный стили имеют взаимосвязь с показателями эмоционального выгорания.
После анализа результатов были проведены 3 семинара для учителей с целью повышения эффективности деятельности учителей через профилактику эмоционального выгорания. В семинарах приняли участие 25 специалистов МАОУ СОШ № 28 г. Первоуральска.
После реализации данных семинаров было проведено повторное диагностирование участников. Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что проведение данных семинаров имеют свою значимость.
Что подтверждает вывод о том, что, своевременная профилактическая и просветительская работа с учителями может снизить или предотвратить формирование синдрома эмоционального выгорания.
Таким образом, гипотезы получили подтверждение в ходе эмпирического исследования, цель и задачи исследования решены, результаты работы достигнуты.
Деятельность учителя подвержена влиянию эмоционального выгорания, так как она связана с высокой эмоциональной и коммуникативной загруженностью. Коммуникативная деятельность учителя обладает повышенной напряженностью и интенсивностью общения, широкой сетью контактов разного уровня. Также деятельность учителя имеет ответственный характер, который обуславливается различными стрессовыми ситуациями, которые создают предпосылка для формирования эмоционального выгорания.
По итогам анализа литературы мы пришли к выводу, что эмоциональное выгорание представляет собой личностную деформацию из-за эмоционально-напряженных отношений в системе «человек -человек». Выгорание формируется в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без своевременного освобождения от них, в результате чего происходит состояние эмоционального истощения и физического утомления.
Синдром эмоционального выгорания многомерный феномен, который определяется психологическими и физиологическими реакциями на различные ситуации в трудовой деятельности. Негативные последствия стресса сказываются на психофизиологическом здоровье и результатах труда специалиста.
Существуют две модели противостояния выгорания и сохранения психологического здоровья учителя. Первая модель - конструктивные способы поведения, определяются в уверенных действиях и поиске социальной поддержки. Вторая модель - неконструктивные, проявляются в агрессивных и манипулятивных действиях, избеганиях, которые сопровождаются высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией специалиста.
Специалист может выбрать для себя будет ли он поддаваться напором внешних негативных обстоятельств или будет прилагать усилия для нахождения новых личностных ресурсов через нахождение новых интересов, смыслов, а также позитивных моментов.
Формирование эмоционального выгорания обусловлено личностными особенностями специалистов с одной стороны, и характером самой профессиональной деятельности с другой стороны. Современные исследования доказали, что при анализе специфики эмоционального выгорания необходимо учитывать фактор индивидуально-личностных особенностей, влияющих на тип реагирования в стрессовых ситуациях. К данному типу реагирования можно отнести отношение личности к стрессовому стимулу, особенности когнитивный процессов, психоэмоционального состояния.
Практика деятельности учителей давно установила определённые нормы, касающиеся соотношения между свойствами специалиста и требованиями учебной деятельности. Однако комплекс индивидуальных личностных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида труда. Расхождение между необходимыми для профессиональной деятельности качествами и наличными индивидуально-личностными особенностями приводит к необходимости их компенсации для эффективного выполнения трудовых функций.
Индивидуальный стиль деятельности учителя - это динамическая характеристика индивидуальности, которая представляет собой относительно устойчивую саморегулируемую систему взаимосвязанных индивидуально своеобразных действий и отражающая специфику взаимодействия учителя с учащимися в процессе профессиональной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности существенно влияет на эффективность его профессионального труда, служит способом реализации творческого потенциала преподавателя и, становление профессионального Я.
Были сделаны следующие выводы:
1. Была обнаружена взаимосвязь между эмоционально-импровизационным, рассуждающее-методическим стилями педагогической деятельности и фазами эмоционального выгорания.
2. Рассуждающее-методический и эмоционально-импровизационный стили имеют взаимосвязь с показателями эмоционального выгорания.
После анализа результатов были проведены 3 семинара для учителей с целью повышения эффективности деятельности учителей через профилактику эмоционального выгорания. В семинарах приняли участие 25 специалистов МАОУ СОШ № 28 г. Первоуральска.
После реализации данных семинаров было проведено повторное диагностирование участников. Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что проведение данных семинаров имеют свою значимость.
Что подтверждает вывод о том, что, своевременная профилактическая и просветительская работа с учителями может снизить или предотвратить формирование синдрома эмоционального выгорания.
Таким образом, гипотезы получили подтверждение в ходе эмпирического исследования, цель и задачи исследования решены, результаты работы достигнуты.
Подобные работы
- Влияние индивидуального стиля педагогической деятельности учителя на учебную мотивацию учащихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ
ТРУДОМ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СТАЖЕМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Синдром эмоционального выгорания учителей общеобразовательных школ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С СИНДРОМОМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - Особенности работы практического психолога с эмоциональным выгоранием педагога
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПАСАТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Психологические особенности личности педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2019 - СОЗДАНИЕ ВЕБ-САЙТА «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



