Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СТАЖЕМ

Работа №55005

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
433
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
ТРУДОМ У УЧИТЕЛЕЙ 7
1.1 Общая характеристика эмоционального выгорания 7
1.2 Эмоциональное выгорание у педагогов 12
1.3 Удовлетворенность трудом учителей 16
Выводы по главе 1 19
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
ТРУДОМ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СТАЖЕМ 21
2.1. Выбор методик и организация исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 23
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64


Проблема синдрома эмоционального выгорания в настоящее время весьма актуальна и обусловлено тем, что это - непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью и успешностью деятельности учреждения в целом. Современные образовательные учреждения становятся все более сложной системой, им приходится действовать в изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. Центральное место в процессе решения многих задач, стоящих перед образовательным учреждением, принадлежит педагогам, которым приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. Это возможно только при высокой
стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, личностного,
мотивационного включения в работу, и высокой удовлетворенности педагогической деятельностью.
Высокая актуальность изучения проблемы эмоционального выгорания педагогов объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия очень существенны. Эмоциональное выгорание - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, оно становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда [4].
Над эмоциональным выгоранием работали многие ученые (К. Маслач , П. Торнтон, К. Кондо, Е. Махер А. Пайнс, К. Роджерс, В.В. Бойко и др.).
Проблемами удовлетворенности работой в разное время занимались Л. Козер, М. Альберт, Дж.Г. Скотт, Ю.Г. Запрудский, Л.Г. Почебут, Ф. Хоппе, М.А. Робер, К. Левин, Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, В.М. Шепель, М.А. Дмитриева В.А. Ядов, А.А. Киссель, А.А. Мурутар, И.М. Попова и др.
Педагогическим работникам, по роду своей деятельности, вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно эмоциональное выгорание. Это связано с тем, что в своей деятельности педагог, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свои эмоции и чувства, являясь своего рода «эмоциональным донором», что относится к факторам профессионального риска. Однако, как известно не все педагоги склонны к эмоциональному истощению, многие успешно работают в данной области многие годы и удовлетворены своей деятельностью [21].
Цель: исследовать степень выраженности эмоционального выгорания и уровень удовлетворённости трудом у учителей с разным педагогическим стажем.
Объект: учителя, имеющие разный педагогический стаж
Предмет: синдром эмоционального выгорания и удовлетворенность трудом.
Гипотеза: Существуют различия в выраженности эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом у учителей с разным педагогическим стажем.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить характеристику понятия «синдром эмоционального выгорания» и факторы, влияющие на его формирование.
2. Подобрать психодиагностические методики для проведения исследования.
3. Провести эмпирическое исследование с целью определения степени выраженности эмоционального выгорания у учителей с разным педагогическим стажем.
4. Провести эмпирическое исследование с целью определения уровня удовлетворённости трудом у учителей с разным педагогическим стажем.
5. Определить с помощью математической статистики существуют ли различия между выраженностью эмоционального выгорания и удовлетворенностью трудом между двумя исследуемыми выборками.
Методологической основой данной работы являются основные теоретические и методологические концепции, сформулированные в работах исследователей, таких как К. Маслача, Х. Дж. Фрейденбергера, В.В. Бойко, К. Роджерса, С.Джексона.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ социологической, психолого-педагогической литературы и периодических изданий по проблеме исследования; эмпирические: проведение исследования с помощью методик: «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко, «Интегральная удовлетворенность трудом» А.В.Батаршева; статистические: количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы с использованием методов математической статистики при помощи t-критерия Стьюдента.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование может служить дополнительным информационным материалом для психологов, а также может использоваться педагогами, с целью изучения данного явления и его предотвращения.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы для дальнейшей научной работы в области изучения синдрома эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом.
Эмпирическая база исследования: МБОУ «СОШ №2» г. Елабуга.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения. В первой главе анализируется имеющаяся информация по данной теме, описываются особенности синдрома эмоционального выгорания. Во второй главе описывается проведенное эмпирическое исследование, анализируются результаты и на их основе делаются выводы.
Результаты исследования апробировались в Международной студенческой научно-практической конференции «Инструменты эффективного развития современной науки. Молодежные чтения» 18-19 февраля 2016 года (г.Кемерово)

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эмоциональное выгорание - это состояние эмоционального, психического и физического истощения, вызванное чрезмерным и длительным стрессом. Впервые термин «эмоционального выгорания» был введен Гербертом Фрейденбергом в 1974 году. Он проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни.
Удовлетворенность трудом - это приятное, позитивное, эмоциональное состояние, исходящее из оценки своей работы или опыта работы. Одной из первых к проблеме удовлетворенности трудом в профессиональной деятельности педагога обратилась Н.В.Кузьмина. Главное в формировании удовлетворенности трудом, по мнению Н.В.Кузьминой, - овладение мастерством в учебно - воспитательной работе с детьми. В этом случае процесс деятельности, возможность учить и воспитывать детей и общение с ними приносят наибольшее удовлетворение, вознаграждая учителя за все трудности, которые ему приходится преодолевать в процессе деятельности.
Целью данного исследования является исследование степени выраженности эмоционального выгорания и уровень удовлетворённости трудом у учителей с разным педагогическим стажем.
Для осуществления цели были использованы методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко и тест «интегральная удовлетворенность трудом» А.В.Батаршева. Для выявления различий в развитии данного синдрома и удовлетворенности работой у учителей с педагогическим стажем до 15 и от 15 лет, было предпринято эмпирическое исследование. Результаты показали, что больше подвержены формированию выгорания, учителя первой выборки. А удовлетворенность трудом у обеих выборок одинаковая.
Таким образом, в данной исследовательской работе гипотеза о том, что существуют различия в выраженности эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом у учителей с педагогическим стажем до 15 и от 15 лет подтвердилась частично. В выраженности эмоционального выгорания различия выявились, а в уровне удовлетворенности трудом нет. На основании этого можно сделать вывод, что педагогический стаж влияет на развитии выгорания, но не так сильно влияет на удовлетворенность трудом, на нее влияют и другие объективные и субъективные внешние факторы.



1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии № 5, 2008, С. 13-17.
2. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. - М., 2008. - 192 с.
3. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания / Вестник Московского университета. С14. «Психология». - М.: Издательство МГУ, 2012. - № 1. - 54 с.
4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб., 1999. - 156 с.
5. Буриш М.В поисках теории: некоторые предположения о характере и этиология выгорания / M. Burisch // Профессиональное выгорание: последние тенденции в области теории и исследования / ред. В. B. Шауфен, К. Маслаич, Т. Марек. - Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1993. - С. 75-93.
6. Васильева Е.Ю. Стиль педагогической деятельности. - Архангельск., 2006. - 439 с.
7. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009.
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. - СПб.: Питер, 2008.
9. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., Серебрякова А.Б. Синдром профессионального выгорания в управленческой деятельности // Вестник. СПб. - 2013. Вып. 2. Серия 6. № 13. - С. 83-91.
10. Воспитательный процесс: Изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. - 128 с.
11. Выбойщик И.В. Синдром выгорания [Электронный ресурс]. - URL: http://myakushkin.ru/ru/biblioteka/35/sindrom-vygoraniya-lburnoutr.html (дата обращения: 13.03.16).
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдовой В.В. - М., 1991. - 567 с.
13. Вяткин Б.А., Хрусталев Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя. // Вопросы психологии №4, 2009. - С. 4-7.
14. Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова и Л.А. Коростылевой. - СПб.,1997. - С.77-79.
15. Деркач А.А. Влияние профессионального самосознания на эффективность принятия решений. - М.: Эксмо, 2012. - 192 с.
16. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., “Просвещение” 2011. - 211 с.
17. Жаркова М.Н. Взаимосвязь эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом у учителей // Инструменты эффективного развития современной науки. Молодежные чтения: сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции (18-19 февраля 2016 года) - Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. - С. 36-38.
18. Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться / К. Ефремов // Социальная педагогика. - 2007, №2. - С. 97-102.
19. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн., 2007, № 6. - С. 35-44.
20. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1987. - № 4. - С. 33—43.
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2001.
22. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала. Учеб. для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 524 с.
23. Комаров М.С., Горшков В.Ю. Профессиональные ценности учителя: приверженность школе и удовлетворенность трудом // Ярославский педагогический вестник. - 1998. - №3 (15). - С. 61 - 66.
24. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие. - Красноярск: Краснояр.гос.пед.университет им. В.П. Астафьева, 2013.
25. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя - Л., 1967. - 183 с.
26. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. - №1. - 2012. - С. 36-47.
27. Мандриков Е.Ю., Горбунова А.А. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников // Организационная психология.-2012.-Т.2. №4. - С. 2-22.
28. Мардахаев Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности социального педагога / Л.В. Мардахаев // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма. - 2014. №1. - С. 24-32.
29. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 2003. - 438 с.
30. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя - М.: Флинта, 1998. - 200 с.
31. Митченко Л.Э. Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов. - Тюмень: Министерство общего и профессионального образования РФ Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2010. - 75 с.
32. Наумова Н.Ф. Удовлетворенность трудом как социальная характеристика. М. - 2003.
33. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование / В.Е. Орел // Психологический журнал. - М.: Наука, 2011. - Т.20. - №1. - С. 16-21.
34. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. - 1990, №6.
- С. 68-74.
35. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: «БАХРАХ», 2001. - 672 с.
36. Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. - 2000, №
3. - С. 88-95.
37. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., ВЛАДОС, 2008. - 203 с.
38. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник Московского университета. -1996. - № 3. - С. 51-60.
39. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО "Речь", 2007. - 356 с.
40. Сидоров П.А. Синдром эмоционального выгорания. // Медицинская газета №7, 2013. - С. 16-21.
41. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. — 2002, №7. - С. 3-9.
42. Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» / Е.С. Старченкова. - СПб., 2011. - 357 с.
43. Технологии работы организационных психологов / под ред. Л.М. Карамушки: Учебное пособие. - К.: Фирма «ИНКОС», 2005. - 366 с.
44. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 2008.
- №8. - С. 84-89.
45. Трухан Е. А. Профессиональный стресс и выгорание / Е. А. Трухан //
Ананьевские чтения - 2004: материалы науч.-практ. конф., Санкт-
Петербург, 26-28 окт. 2004 г. / под ред. Л. А. Цветковой, Г. М. Яковлева. - СПб., 2004. - 368с.
46. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. - СПб., КАРО, 2010.
47. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 2009. № 6.
48. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. // Журнал практического психолога. 2010, № 9. - С. 17-19.
49. Эффективный учитель / Автор составитель О.М. Ольшевская. - Минск: Красико - принт, 2010.
50. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. 2010, № 7. - С. 9-12.
51. Якунин В.А. Педагогическая психология. - СПб., 2000. - 468 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ