Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности работы практического психолога с эмоциональным выгоранием педагога

Работа №113628

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретическое изучение синдрома эмоционального выгорания 8
1.1 Проблема «синдрома эмоционального выгорания»
в зарубежной и отечественной психологии 8
1.2 Проблема синдрома эмоционального выгорания у педагогов
образовательной системы 18
1.3 Работа психолога по преодолению синдрома эмоционального
выгорания 29
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей работы психолога с эмоциональным выгоранием педагогов 44
2.1 Организация и методы исследования 44
2.2 Выявление уровня проявления синдрома эмоционального
выгорания педагогов 52
2.3 Разработка психологом программы по оптимизации навыков
саморегуляции с целью снижения проявлений эмоционального выгорания 59
Заключение 72
Список используемой литературы

Синдром эмоционального выгорания в сфере образования на сегодняшний день остается одной из самых актуальных проблем современной психологии, что подтверждается социально-экономическими реалиями общества. Острота этой темы связана, прежде всего, с резко негативными последствиями в социально-психологической сфере личности, профессионального развития, межличностных отношений. Эмоциональное выгорание неизбежно приводит к чувству личной несостоятельности, безразличию к профессиональной сфере, утрате или искажению жизненных ценностей, сокращению внутренних ресурсов, проявлению психосоматических заболеваний у работников сферы образования.
Доказано, что именно профессиональная деятельность влияет на эмоциональное состояние человека. Педагогическая деятельность является одной из профессий типа «человек-человек» и подразумевает условия для наиболее высокого риска развития эмоционального выгорания. Данный факт обуславливает актуальность нашей работы.
Проблема эмоционального выгорания личности изучается в зарубежной психологии с конца 20 века (К.Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, Кокс) и продолжает исследоваться в работах и русских психологов, таких как В.В. Бойко, Т.В. Форманюк, JI.M. Митина, В.Е. Орёл и другие.
В своих исследованиях отечественные психологи определяют сущность явления эмоционального выгорания, описывают его структуру и выделяют причины развития, специфику проявления симптомов. Значимыми в этой области являются труды М.В. Борисова, В. Орел, Т.В. Форманюк. С 1990-х годов эмоциональное выгорание изучается как явление, происходящее в профессиональной сфере и основополагающими считаются первые исследования, которые были проведены именно среди педагогических работников.
На основании данных исследований были выявлены основные стресс- индуцирующие факторы, характерные для социальных профессий. Именно эти факторы становятся основной причиной проявления и развития синдрома выгорания у специалистов. С точки зрения наиболее возможных причин развития и проявления синдрома, именно педагогическая деятельность в первую очередь рассматривается как особенно стрессогенная. Исследования по теме эмоционального выгорания в образовательной системе проводили М.М. Рубинштейн, В.Е. Орел, Н.В. Мальцева и другие. Особый интерес психологов к данной теме и направлению, разумеется, обусловлен повышенными социальными и моральными требованиями к профессиональной квалификации и личностным качествам специалистов сферы образования, увеличением из года в год ежедневной учебной нагрузки, необходимостью развития новых навыков.
Одной из наиболее актуальных тем, связанных с обеспечением охраны здоровья работников, поддержанием высокого функционального уровня, является предупреждение развития и усугубления признаков эмоционального выгорания педагогов. Особенно здесь стоит отметить труды В.И. Моросановой, в которых изучается проблема эмоционального выгорания в контексте саморегуляции личности, а также работы Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой.
Отмечая плодотворность рассмотренных выше исследований, стоит признать, что, тем не менее, остается ряд проблем, связанных, прежде всего, с практическим применением накопленного опыта. Источником данных проблем, наблюдающихся в психологической теории и практике, является противоречие между необходимостью применения эффективных и надежных стратегий по снижению степени проявления синдрома эмоционального выгорания у учителей и недостаточной представленностью в психологии научно-обоснованных психологических технологий,
предназначенных для работы практического психолога с различными проявлениями эмоционального выгорания. Для разрешения противоречий мы сформулировали проблему исследования: нам необходимо найти пути разрешения указанного выше противоречия и определить особенности работы практического психолога с эмоциональным выгоранием педагогов.
Цель исследования: изучить особенности работы практического психолога с эмоциональным выгоранием педагога.
Объект исследования: эмоциональное выгорание педагога.
Предмет исследования: работа практического психолога с эмоциональным выгоранием педагога .
Гипотеза исследования состоит в том, что мы предполагаем, что степень проявления синдрома эмоционального выгорания зависит от стиля саморегуляции индивида. Таким образом, особенности работы практического психолога с эмоциональным выгоранием заключаются в оптимизации стиля саморегуляции педагогов за счет освоения и развития навыков саморегуляции психического состояния.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- проанализировать психологическую литературу по проблеме эмоционального выгорания;
- выявить уровни проявления эмоционального выгорания и стили саморегуляции педагогов;
- разработать программу по работе психолога с эмоциональным выгоранием педагогов для применения практическими психологами ;
- проанализировать полученные результаты .
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- принцип детерминизма, предложенный С.Л. Рубинштейном;
- гуманистические принципы детерминированности развития личности социальными условиями и содержанием её жизнедеятельности (Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс);
- деятельностный подход, разработанный Л.С. Выготским,
А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном;
- теоретические и практические исследования проблемы эмоционального выгорания личности (Н.Е. Водопьянова, К. Маслач,
В.Е. Орел, Т.И. Рогинская, В.В. Бойко, и др);
- теоретические исследования по проблеме стиля саморегуляции (В.И. Моросанова, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова).
Методы и методики исследования:
1) Теоретический анализ литературы;
2) Психодиагностические методы и методики:
- метод анкетирования;
- методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
- опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросановой);
- методика оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз
2» В.Ю. Рыбникова;
3) Методы статистической обработки данных и интерпретация результатов исследования.
В исследовательской работе была поставлена и реализована задача теоретического и эмпирического обоснования стиля саморегуляции как фактора снижения уровня проявления эмоционального выгорания педагогов.
Эмпирической базой исследования явилось МБУ «Школа №3» г.о. Тольятти. Выборка испытуемых была представлена педагогами школы в количестве 23 человек.
Научная новизна исследования заключается в том, что проблема влияния стиля саморегуляции на уровень проявления эмоционального выгорания педагогов как основа для работы практического психолога с эмоциональным выгоранием являются слабо изученными в психологии.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты исследования помогут расширить теоретические представления о работе психолога с эмоциональным выгоранием педагогов.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть применены в работе практических психологов с проявлениями эмоционального выгорания педагогов на разных этапах профессионального становления.
Научная достоверность, надежность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены применением современной научной методологии; последовательной реализацией теоретических положений и научного аппарата, основанного на фундаментальных исследованиях в области психологии; использовании методов, соответствующих целям и задачам исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования заключалось в постановке целей и задач исследования, составлении плана исследования, проведении исследования, а также обработке и интерпретации результатов.
Апробация диссертационного исследования. Ход и результаты исследования отражались автором на научно-практических конференциях, в виде публичного представления научных докладов и написания научных тезисов и статей, которые представлены в автореферате.
Положения, выносимые на защиту:
- эмоциональное выгорание характеризуется специфическими особенностями, распространяющимися на профессиональную и личную сферу жизни педагога и требует своевременного предотвращения развития симптомов и проявлений;
- эмоциональное выгорания связано с отсутствием и недостаточной развитостью навыков саморегуляции;
- обучение навыкам саморегуляции будет способствовать снижению проявлению синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 5 рисунков, 1 таблицу, список используемой литературы (65 источников). Основной текст работы изложен на 79 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема эмоционального выгорания остается одной из наиболее актуальных задач психологии. С одной стороны, это связано с негативными последствиями для самого педагога: учитель, подверженный синдрому эмоционального выгорания переживает собственную профессиональную несостоятельность, испытывает тягостные чувства, связанные с деятельностью и профессиональным общением, сталкивается с психосоматическими проявлениями синдрома, утрачивает жизненные ориентиры и сталкивается с трудностями восполнения ресурсов для преодоления хронического стресса. С другой стороны - с влиянием эмоционального настроя и психологического состояния педагога на процесс обучения, межличностное общение с учениками, формирование коммуникативных качеств учащихся, учебную мотивацию, усвоение материала и качество обучения в целом.
В ходе изучения данной проблемы мы пришли к выводу, что научной литературе нет четкого определения термину эмоциональное выгорание. Однако все исследовательские группы сходятся во мнении, что суть эмоционального выгорания заключается в наличии совокупности симптомов и негативных психологических проявлений, отмечающихся в первую очередь в профессиональной деятельности педагога и выходящих за эту сферу при высокой степени проявления синдрома.
В своем исследовании мы выделили две основные группы факторов, влияющих на развитие синдрома эмоционального выгорания. Первая группа факторов связана с внешними условиями профессиональный деятельности педагога и включает в себя особенности профессии педагога, которая считается одной из наиболее стрессогенных: высокую степень ответственности педагога; множественные коммуникации с учениками, родителями и коллегами; напряженные условия труда, связанные с большим количеством отчётности, необходимостью постоянного повышения квалификации в быстро меняющихся современных условиях; повышенные требования не только к профессиональной компетентности, но и к личности учителя в целом. Вторая группа факторов обусловлена внутренними причинами и характеристиками личности самого педагога: уровнем его стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, гибкости, мотивации к работе, внутренних ресурсов. В ходе исследования мы сделали вывод о том, что только совокупность внутренних и внешних факторов определяет риск развития синдрома эмоционального выгорания.
В большинстве случаев изменить внешние факторы не представляется возможным. Однако работа практического психолога заключается в изменении внутренних факторов, которые будут способствовать снижению риска возникновения и развития эмоционального выгорания.
Изучив условия преодоления синдрома эмоционального выгорания, мы пришли к выводу о том, что важным внутренним условием для психологического восстановления после стрессовых событий, является наличие внутренних психических ресурсов и умение правильно их распределить, то есть навыки саморегуляции. Мы предположили, что высокий уровень владения навыками психической саморегуляции и развитие недостаточных навыков саморегуляции станет условием для преодоления синдрома эмоционального выгорания.
Во второй части данной диссертационной работы мы провели исследование взаимосвязи между стилем саморегуляции и синдром эмоционального выгорания у педагогов. В своём исследовании мы выявили, что большинство педагогов из нашей выборки были подвержены эмоциональному выгоранию. Также мы определили стиль саморегуляции педагогов и с помощью корреляционного исследования подтвердили связь стиля саморегуляции и эмоционального выгорания педагогов.
Всё вышеперечисленное позволило нам подвести итог: работа практического психолога с эмоциональным выгоранием педагогов будет заключаться в оптимизации стиля саморегуляции путем повышения навыков саморегуляции педагогов.
Опираясь на данные выводы, мы составили программу для практического психолога, в которой, основываясь на результатах исследования, прописали план работы практического психолога с эмоциональным выгоранием. Программа включает в себя следующие этапы: проведение исследования степени эмоционального выгорания педагогов, выявление стиля саморегуляции и отдельных его показателей, которые в данной выборке находятся на низком уровне, составление плана программы, который включает лекционную и практическую часть. Тематика лекций и выбор практических упражнений будет зависеть от результатов исследования, проведенного в группе педагогов и предполагать акцент на развитии тех навыков саморегуляции, показатели по которым в группе ниже остальных.



1. Александрова Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. Т. 51. №7. С. 83-84.
2. Аминов Н. А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопросы психологии. 1995. №5. С. 5-17.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 288 с.
4. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта //Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. Смоленск, 2004. Ч.1. С.22-26.
5. Аппаев М. Б. Психологические причины и способы предупреждения конфликтов между учителями и школьниками: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2001. 24с.
6. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического
исследования. М., 1984. 104 с.
7. Белинская Е. П. Совладание как социально-психологическая проблема. Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2009. №1 (3). URL: hhtp//psystudy.ru(дата обращения: 19.11.2020).
8. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. М. : Изд- во Моск. ун-та, 1983. 435 с.
9. Бодров В. А. Информационный стресс. М., 2000. 352 с.
10. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М. : Наука, 1997. 210 с.
11. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в
профессиональном общении. СПб. : Питер, 1999. 206 с.
12. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005. 343 с.
13. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и
профилактика. СПб. : Питер, 2008. 336 с.
14. Гнездилова О. Н. Инновационная педагогическая деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания учителя: Дисс. ... канд. психол. наук. M., 2005. 159 с.
15. Грабе М. Синдром выгорания. Болезнь нашего времени (Психологический практикум). 2008. 96 с.
16. Демьянчук Р. В. Как не «сгореть» у учительского стола: советы психолога. СПб. : Просвещение, 2006. 93 с.
17. Дубов И. Г. Эффекты индивидуально - специфичного влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990, № 5. С. 56-65.
18. Дубровина И. В. Практическая психология образования. СПб. : Питер, 2004. 592 с.
19. Ичаловская Е. А. Развитие эмпатических особенностей педагогов, работающих с творчески одаренными учениками: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов - на - Дону, 1999. 214 с.
20. Каппони В., Новак Т. Сам себе авторитет. СПб. : Питер, 1995. 160 с.
21. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.
22. Кошелев А. Н. Синдром «белого воротничка», или Профилактика «профессионального выгорания». М., 2008.
23. Кузьмина Н. В. Акмеология - новый этап развития Петербургской научной школы психологов Б. Г. Ананьева // Акмеология: методология, методы и технологии. М., 1998. С. 7-15.
24. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. 183 с.
25. Куликов Л. В. Психогигиена личности. СПб. : Питер, 2004. 464 с.
26. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1. М., 2002. 10 с.
27. Мадди С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №6. С. 87-101.
28. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. №1. С. 16-24 [Электронный ресурс].
29. Мальцева Н. В. Проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы // Дисс. ...канд. психол. наук. М., 2005. 212 с.
30. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии. СПб. : Питер, 2001. 528 с.
31. Мид М. Культура и мир детства. М. : Наука, 1988. 429 с.
32. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя М. : Флинта, 1998. 200 с.
33. Митина Л. М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы // Психологическая наука и образование. 1999, № 3-4. С. 5-19.
34. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. M. : Академия, 2000. 456 с.
35. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 4. С. 26-36.
36. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 1998. 191 с.
37. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 5-17.
38. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М., 2004. 41 с.
39. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2006. 98 с. [Электронный ресурс].
40. Орел В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания // Дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2006. 605 с.
41. Психотерапевтическая энциклопедия / Под редакцией
Б.Д. Карвасарского. СПб. : Питер Ком, 1998. 752 с.
42. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб. : Речь, 2003. 448 с.
43. Практикум по психологии здоровья. СПб. : Питер, 2005. 350 с.
44. Прохоров А. О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1996, №4. С. 32-43.
45. Прохоров А. О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. 1990, №6. С. 68-74.
46. Реан А. А. Акмеология личности // Психологический журнал. 2000, № 3. С. 88-95.
47. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. М. : Наука, 2002. Т. 23. № 3. С. 85-95.
48. Рыбников В. Ю. Психодиагностические методики оценки профессионально важных качеств личного состава ВМФ. Л. : Воениздат, 1991. 151 с.
49. Самоукина Н. В. “Игры, в которые играют ...”. Психологический практикум. Дубна : «Феникс». 2000. 128 с.
50. Селье Г. На уровне целого организма. М. : Наука, 1972. 122 с.
51. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. М. : Изд-во Института психотерапии, 2005. 256 с.
52. Сергиенко Е. А. Контроль поведения: индивидуальные ресурсы субъектной регуляции. Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. №5(7). URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 13.12.2020 г).
53. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М. : АРКТИ, 2003. 272 с.
54. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. М. : Генезис, 2001. 240 с.
55. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 2004. №6. С. 38-45.
56. Фромм Э. Революция надежды. СПб., 1999. 243 с.
57. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М. : Прогресс, 1999. 478 с.
58. Чудновский Б. Э. Личностная модель труда учителя // Вопросы психологии. 1999, № 2. С. 108-110.
59. Юдина Е. Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании // Психологическая наука и образование. 2001. №1. С. 89-100.
60. Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя // Народное образование. 2009. №2. С.127-137.
61. Cox Т., Griffits А. (ed.) The Burnout Companion to Study and Practice. A Critical Analysis, L., 1998. 224 p.
62. Edelwich Е., Brodsky A. Stages of Disillusionment in the Helping Professions. N. Y., 1980. 252 p.
63. Freudenberger H. J. Burnout: Contemporary issues, trends, and concerns. Stress and burnout / H. J. Freudenberger - N. Y.: Anchor Press. 2016 P. 23-28.
64. Freudenberger H. J. // Journal of Social Issues. - 2016 - Vol. 30. P. 159-165.
65. Maslach C., Leiter M. The Truth About Burnout, San Francisco, 1997. 362 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ