ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ОЯ-КОММУНИКАЦИЙ 10
1.1 Основы взаимодействия государства и бизнеса 10
1.2. Государственная политика развития инноваций 18
1.3 Формирование условия развития социальных инноваций в России 26
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 28
2.1. Состояние инновационной сферы города 28
2.2 Роль экспертного сообщества в политике продвижения
социальных инноваций 34
2.3 Лоббистские технологии в политике продвижения
социальных инноваций 36
2.4 Государственно-частное партнерство в политике
продвижения социальных инноваций 39
ГЛАВА 3 ПРОЕКТ ПРОДВИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ ОТ БИЗНЕСА К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ: ВИЭ В СИСТЕМЕ ЖКХ 45
3.1 Программа исследования 45
3.2 Определение характера ситуации и сущности проблемы
(предпроектный анализ) 46
3.3 Анализ результатов проведенного исследования (анализ использования ВИЭ в ЖКХ, отношения государства и общества) 55
3.4 Планирование и организация коммуникационной кампании
58
3.4.1 Цели, стратегии, тактики 58
3.4.2 Целевая аудитория 59
3.4.3 Концепция мероприятия 60
3.5 Ресурсное обеспечение коммуникационной компании 64
3.6. Формирование команды коммуникационной компании 66
3.6. Календарный план реализации коммуникационной компании 72
3.7 Финансово-экономическое обоснование коммуникационной
компании 74
3.8 Социально-экологический эффект коммуникационной компании 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕА 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 94
ПРИЛОЖЕНИЕ В 95
В настоящее время исследование роли ОЯ-технологий в процессе развития социальных инноваций является актуальным. Современный уровень развития экономики и общества характеризуется как «экономика знаний», «информационное общество». Для которого характерен переход к следующему этапу технологического развития. Переход к более экологичной модели поведения населения и снижение негативного воздействия на окружающую среду. Как отметил Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев, необходима «новая парадигма развития, которая способна обеспечить благосостояние общества без избыточного давления на природу»1. Одной из таких парадигм является переход на безуглеродную экономику (зеленую), где ядром является использование альтернативной энергетики. Однако, для российской действительности переход к возобновляемой энергетики сдерживается рядом факторов, в числе которых наличие запасов углеводородов, лоббирование интересов крупных нефтедобывающих компаний, низкая осведомленность населения о перспективах использования альтернативных источников энергии. Тем не менее, по прогнозу Международного энергетического агентства, доля углеводородного сырья в РФ постепенно снижается, и к 2040 году достигнет 66 %, уступив место альтернативным источникам энергии. Сегодня доля солнечной генерации в энергобалансе страны составляет всего 0,001 %1 2. В сравнении со значением энергобаланса мировой энергетики этот процент довольно мал. Например, Германия имеет самую высокую долю солнечной энергии (21,58 %) в энергетическом балансе, что в несколько десятков тысяч раз превышает российский показатель. Таким образом, актуальность данной работы объясняется перспективой развития солнечной энергетики в мире и относительно слабым ее развитием на настоящий момент в России.
Первостепенное значение важно придавать созданию благоприятных условий со стороны органов власти и бизнеса для эффективного формирования, становления и развития солнечной энергетики в России. Решением задачи перехода к использованию альтернативной энергетики возможно в рамках продвижения инноваций от бизнеса к государству с использованием СК- технологий.
В процессе разработки эмпирического исследования магистерской диссертации стоит учесть конкретный аспект - анализ применяемых СЖ- технологий в процессе развития солнечной энергетики, анализ взаимодействия бизнеса и государства в сфере социальных инноваций в настоящее время, а также основных проблем его развития.
Таким образом, целью магистерской диссертации является исследование научных подходов к технологиям взаимодействия бизнеса и государства для разработки коммуникационной компании по продвижению солнечной энергетики как социальной инновации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Исследовать концептуальные основы СК-коммуникаций;
2) Проанализировать взаимодействие бизнеса и государства в сфере социальных инноваций г. Екатеринбурга;
3) Разработать проект продвижения социальных инноваций от бизнеса к государству на примере ВИЭ в системе ЖКХ.
Объектом исследования магистерской диссертации являются технологии СК-деятельности.
Предмет - СП-технологии, применяемые в процессе продвижения солнечной энергетики как социальной инновации.
Гипотезой-основанием исследования магистерской диссертации выступает следующее утверждение: повышение качества профессионального применения СК-технологий в продвижении социальных инноваций обуславливает высокий уровень создания благоприятных условий для развития солнечной энергетики в России. После доказательства гипотезы- основания необходимо доказать следующую: наиболее частое применение бизнесом и обществом в отношении взаимодействия с органами власти технологий частно-государственного партнерства в вопросе развития социальных инноваций, доказывает наибольшую эффективность данной технологии в процессе развития солнечной энергетике.
В ходе написания магистерской диссертации была использована институциональная методология; структурно-функциональный анализ, позволивший рассмотреть власть и бизнес в процессе их взаимодействия; сравнительный метод, с помощью которого выявлены общие и специфические характеристики СК-технологий, особенности практики СК в сфере социальных инноваций; исторический анализ; структурный анализ; теория коммуникационного менеджмента; теория анализа коммуникативных механизмов и технологий СК; теория политических коммуникаций; теория социальной ответственности; метод кейс-стади; специальные методы и др. Кроме того, применялись следующие методы: поиск и сбор информации по теме исследования магистерской диссертации, анализ документов и источников, обработка данных, кабинетное исследование.
В процессе написания магистерской диссертации использовались следующие источники: статистические данные Росстата, Стратегия инновационного развития России до 2020 г., Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г., данные минэкономразвития РФ, аналитические материалы национального информационного центра по науке и инновациям, результаты социологических исследований, нормативно-правовые акты, научные статьи, справочная литература, монографии, основные сайты по СК-деятельности...
В результате магистерской диссертации описана эффективная модель применения ОЖ-технологий в процессе развития социальных инноваций.
В теоретико-методологической части магистерской диссертации нами были рассмотрены различные подходы к трактовке понятия ОК, рассмотрены основные ОК-технологии, позволяющие установить взаимодействие между бизнесом и государством. Их практическое применение напрямую определяет и характеризует ОК-деятельность.
Во 2 Главе данной магистерской диссертации проведен анализ взаимодействия бизнеса и государства в сфере социальных инноваций, а также рассмотрены особенности развития инновационной сферы города Екатеринбург и ОК-технологии. Для Свердловской области с центром в г. Екатеринбурге определены стратегические ориентиры инновационной сферы, отмечен рост финансирования исследований со стороны государства. Следовательно, взаимодействие государства и науки направлено на достижение стратегических социально-экономических целей развития области в обозримом будущем. Именно участие бизнеса в рамках финансирования различных институтов и социальных программ является в современной России источником создания эффективных условий для развития социальных инноваций.
Ввиду обозначенной проблемы проведено эмпирическое исследование с целью выявления возможностей применения ОК-технологий в сфере социальных инноваций и определения основных ОК-технологий, выступающих в качестве инструмента совершенствования данной сферы. В процессе проведения эмпирического исследования магистерской диссертации был учтен конкретный аспект - анализ применяемых ОК- технологий в процессе развития инновационной сферы, анализ ОК- технологий.
3 Глава посвящена проектированию международного форума по продвижению солнечной энергетики в Свердловской области, анализу результатов социологического исследования «Определение потребности в развитии солнечной энергетики в Свердловской области», а также описанию эффективной модели взаимодействия власти, бизнеса и общества с помощью СК-технологий, построенной на основе результатов исследования. Социальный эффект от реализации проекта организации и проведения форума «Солнечная энергетика - 2017» заключается в следующих аспектах:
1) повышение уровня энергонезависимости Свердловской области
2) реализация проектов в сфере солнечной энергетики позволит улучшить экологическую ситуацию в области.
Таким образом, эффективная модель применения СК-технологий в развитии социальных инноваций предполагает систематическое использование социумом в ходе взаимодействия с органами власти всех СК- технологий: частно-государственное партнерство, экспертное сообщество, лоббизм. Тогда повышение качества профессионального применения СК- технологий в системе социальных инноваций определит высокий уровень создания благоприятных условий для развития солнечной энергетики в Свердловской области. Кроме того, наиболее частое применение бизнесом и обществом в отношении взаимодействия с органами власти технологий частно-государственного партнерства в вопросе устойчивого развития не только ЖКХ, но и других сфер городского хозяйства, доказывает наибольшую эффективность данной технологии в процессе развития возобновляемых источников энергии.
В результате исследования, проводимого в рамках написания магистерской диссертации, выявлены возможности применения технологий СК-деятельности и определены основные, наиболее эффективные, СК- технологии, выступающие в качестве инструмента развития социальных инноваций (на примере города Екатеринбурга). В том числе, доказаны гипотезы: с одной стороны опрос жителей показал, что более 60 % считает, что на территории Свердловской области необходимо развивать альтернативную энергетику, а с другой стороны - именно повышение качества применения СК-технологий в системе социальных инноваций обуславливает высокий уровень создания благоприятных условий для развития альтернативной энергетики.
В частности, выявлено, что наиболее эффективными СК-технологиями на данный момент времени являются такие технологии, как частного-сударственное партнерство и экспертное сообщество.
1. Гражданский Кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. От 07.02.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32 ст. 3301.
2. О концессионных соглашениях: федер. закон от 21.07.2005. № 115-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - N 30 (часть II) ст. 3126.
3. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 13.07. 2015 № 224-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - N 29 (часть I) ст. 4350.
4. Об энергетической стратегии на период до 2030 года : распор. Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 №1715-р// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 43, ст. 5073.
5. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020
года: распор. Правительства РФ от 8.12.2011 N 2227-р // Собрание
законодательства РФ. - 2012. - №1, ст. 216.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы: постанов. Правительства РФ от 15.04.2014 № 301 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 18 (часть I), ст. 2150
7. О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы: закон Свердловской области от 15.06.2011 №36- ОЗ (ред. от 03.12.2014) (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 17.05.2011) [Электронный ресурс] Консорциум кодекс // Электронный фонд правовой и нормативно- технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/
document/453100571 (дата обращения 13.04.2017)
8. О Стратегии социально-экономического развития Свердловской
области на период до 2020 года: постанов. Правительства Свердловской обл. от 27.08.2008 №873-ПП (ред. от 29.12.2010) [Электронный ресурс] Консорциум кодекс // Электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/
document/453100571 (дата обращения 13.04.2017)
9. О комплексной программе «Уральская инженерная школа»
(вместе с «Комплексной программой «Уральская инженерная школа» на 2015 - 2034 годы: указ Губернатора Свердл. Обл. от 06.10.2014 №453-УГ
[Электронный ресурс] Консорциум кодекс // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ 4осишеп1/453100571 (дата обращения 13.04.2017)
10. О Концепции повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года - Новое качество жизни уральцев: указ Губернатора Свердл. Обл. от 29.01.2014 № 45-УГ
[Электронный ресурс] Консорциум кодекс // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ 4осишеп1/453100571 (дата обращения 13.04.2017)
11. О прогнозе социально-экономического развития Свердловской области на 2015 - 2017 годы: постанов. Правительства Свердл. обл. от 28.10.2014 № 928-1П1 [Электронный ресурс] Консорциум кодекс // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/453100571 (дата обращения 13.04.2017)
12. Об утверждении Стратегии развития топливноэнергетического комплекса Свердловской области до 2020 года: приказ Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 15.06.2011 г. № 50 [Электронный ресурс].- Консорциум кодекс // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/453100571 (дата обращения 13.04.2017)
13. О Концепции по переходу Республики Казахстан к
«зеленой экономике»: указ Президента Республики Казахстан от 30.05.2013 №577 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: з1га1еду2050.кг (дата обращения 25.05.2017)
14. Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационнофункциональные вопросы): учеб. пособие / Г.В. Атаманчук. - Москва: Экономика, 2000. - 302 с.
15. Атаманчук Г. В. Управление: сущность, ценность,
эффективность: учебное пособие для вузов / Г. В. Атаманчук. - Москва: Академический проект, 2006. - 544 с...