Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гражданственности и социальной активности школьников при изучении права

Работа №100023

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И
СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИИ 7
1.1 История формирвания гражданственности и социальной активности в
России 7
1.2 Проблемы и тенденции становления гражданского общества и
социальной активности в современной России 17
1.3 Гражданское образование и социальная активность детей и подростков 26
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВА 36
2.1 Оценка формирования гражданственности и социальной активности школьников при изучении права 36
2.2. Условия формирования гражданственности и социальной активности
школьников во время урочной деятельности 42
2.3. Анализ сформированное™ гражданственности и социальной
активности школьников во время внеурочной работы 55
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ НА ПРАВОВУЮ ТЕМАТИКУ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76


Актуальность исследования. Для России XXI в. характерны изменения социальной и политической обстановки. Политика выстраивается таким образом, что происходит создание и интенсивное формирование «горизонтальной» негосударственной власти. Поэтому условно гражданское общество можно назвать неким «бизнесом третьего сектора».
Параллельно происходит и принятие новых нормативных правовых актов для Российской Федерации, которые, так или иначе, затрагивают вопросы создания, деятельности и ликвидации институтов некоммерческого сектора. Принятие нормативных правовых актов в данной области стало существенным шагом на пути построения гражданского общества, поскольку законодательная основа выступает в качестве некоего фундамента для «бизнеса третьего сектора». Именно поэтому в настоящее время наблюдается тенденция, когда просто необходима поддержка институтов гражданского общества со стороны государства, т. е. фактически государство должно оказать соответствующую поддержку таким институтам, чтобы в последующем был сформирован прочный фундамент для их дальнейшего развития и внедрения в стране.
Актуальность воспитания молодого поколения гражданственности на социальном и педагогическом уровне нашло отражение в: «Законе об образовании Российской Федерации», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [2].
Проблемы гражданского воспитания отражены в указах президента РФ и нормативных письмах Министерства РФ. Государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации направлены на все социальные слои общества и определяют основные пути развития системы гражданско-патриотического воспитания. Важнейшим
направлением данных программ стало воспитание личности гражданина - патриота России. Формирование гражданственности - важное условие для подготовки молодого поколения, способного возродить дух нации, выработать идею государственности, обращенную к человеку. Но следует заметить, что должное внимание к данному вопросу отсутствует.
Формирование гражданского социума и правового государства в России в целом зависит от уровня гражданского образования и воспитания человека гражданином, патриотом. На данном этапе исторического развития кардинальным образом меняются отношения гражданина с государством и обществом.
Образовательное учреждение, будучи сложным целым, отражает образ, вопросы и разногласия общества и в значительной степени, благодаря своему воспитательному потенциалу, определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
С древних времен, от Нестора и Мономаха, а затем в трудах И.Ф. Богдановича, П.Ф. Енгалычева, Н.М. Карамзина, А.П. Куницына, М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, С. Полоцкого, В.В. Попугаева, В.Н. Татищева говорится о важности просвещения и воспитания гражданских качеств у детей. Нравственная чистота и добродетельность рассматривались, прежде всего, как обязанность перед богом.
Радение и любовь, преданность земле Русской, на которые обращают внимание В.А. Жуковский, Н.И. Лобачевский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, должны быть присущи гражданину, а значит, гражданственность рассматривалась как служение Отечеству. В советское время педагоги часто обращались к патриотическому воспитанию (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Позже, в период экономических преобразований, идеи гражданского воспитания были забыты, что привело к упущенным возможностям в образовании и потере нравственных ориентиров в обществе. Начиная с конца 90-х годов, духовное возрождение стало потребностью российского общества, что обусловило появление многочисленных научных работ по нравственному и гражданскому воспитанию, среди которых авторы: Г.Д. Аверьянова, А.В. Беляев, А.С. Гаязов, В.И. Кожокарь, Л.В. Кузнецова, И.В. Следзевский, и другие.
Объект исследования - процесс формирования гражданственности и социальной активности школьников.
Предмет исследования - условия формирования гражданственности и социальной активности школьников.
Цель исследования - рассмотреть формирование гражданственности и социальной активности школьников при изучении права.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю гражданственности в России;
2. Изучить проблемы и тенденции становления гражданского общества в современной России;
3. Дать оценку гражданскому образованию детей и подростков;
4. Проанализировать формирование гражданственности и социальной активности старших школьников при изучении права;
5. Разработать беседу с родителями учащихся на правовую тематику.
Методологической основой исследования выступили позиции системного подхода Ю.К. Бабанский, В.В. Драшников-; личностно-ориентированного - ценностно-деятельностного - Н.А. Савотина. [10][22][32]
Теоретической основой исследования стали: идеи формирования гражданственности (Г.Д. Аверьянова, А.В. Беляев, А.С. Гаязов, В.И. Кожокарь, Л.В. Кузнецова, и др.); современных концепций воспитания и социализации личности (Г.Н. Филонов, Т.Ю. Фальковская); условий формирования гражданственности (С.В. Алабжин, Г.Я. Гревцева, Л.Я. Фенева); идеи воспитания гражданской позиции личности ( И.В. Заступова, П.А. Баранов, О.С. Богданова).[6][16][19][28][29][37][35][7][20][36][23][24]
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем конкретизировано понятие гражданственности, получены новые знания о модели процесса формирования гражданственности школьников, его этапов и условиях эффективного осуществления, что способствует развитию теоретических основ формирования гражданственности школьников.
Практическая значимость определяется тем, что внедрение представленной модели и условий ее реализации способствует повышению эффективности процесса формирования гражданственности школьников в учреждениях среднего образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современное российское общество и государство нуждаются в патриотическом воспитании подрастающего поколения, ибо патриотизм является важнейшим идеальным фактором укрепления российской государственности, средством объединения её общества, одним из способов обеспечения государственной безопасности.
Объективная обстановка такова, что патриотическое воспитание в нашей стране реализуется в условиях перехода многих стран современного мира к глобальной информационной среде. Она характеризуется, прежде всего, насаждением в сознание молодёжи элементов массовой культуры, космополитических настроений, игромании, мифологизмов, в то время как исторически сложившиеся культурно-самобытные ценности, духовные традиции нашей страны остаются почти невостребованными в молодёжной среде, их субкультурой. Такая картина вытекает из той геополитической ситуации, в которой находится наша страна. Ведь было время, когда Россия была послушной, ручной для развитых стран современного мира и, по этой причине, с нею просто не считались и её в качестве потенциального конкурента просто не рассматривали. И одной из причин такого положения дел было то, что о патриотизме в то историческое время в нашей стране просто забыли, её феномен неоправданно просто, несправедливо был предан забвению.
Формирование гражданственности школьников это самая главная задачи современного мира. Необходимо развивать у школьников чувство гражданственности, потому что на сегодняшний день главной угрозой национальной безопасности является переписывание истории современными авторами, которые зачастую не совпадают с реальностью.
Российскому обществу нужны граждане, которые будут обладать национальным самосознанием, граждане, которые способны создать зрелое гражданское общество. Поэтому на первый план в образовательном процессе выставляется системный подход, а именно взаимодействие семьи, школы, гражданского общества и государства.
Главной целью процесса формирования гражданственности является личностное развитие.
Процесс формирования гражданственности и социальной аткивности обучающихся является самостоятельной педагогической системой, которая обладает устойчивостью, организацией и взаимодействием ее структурных и функциональных компонентов.
Основными принципами образовательного процесса в школьном образовании являются: принцип раскрытия гражданского значения профессии; принцип интеграции познавательной, трудовой и общественной деятельности; принцип межпредметных связей в изучении общеобразовательных дисциплин; критериально-оценочный принцип.
Патриотизм является основополагающим моментом в объединении современного российского общества, при этом в условиях поликультурности общества способствует сохранению культурного своеобразия того самого общества.
В формировании патриотизма основополагающим является то, как человек осмысливает и переживает свое отношение к Отечеству. Ценность эта универсальна, но для каждого индивидуальна и может быть различна в своих конкретных проявлениях.
Понимание сути национальных интересов относительно своих собственных интересов является одним из важнейших условий формирования патриотического сознания гражданина. Только используя системный подход в формировании патриотического сознания и воспитании патриота, можно добиться результата.
Любовь к Родине воспитывается в меньшей степени громкими широковещательными лозунгами и призывами, а в большинстве своем достигается кропотливой работой с подрастающим поколением и доказывается конкретными делами и поступками, так, как это делали наши знаменитые предки: ученые, полководцы, путешественники, писатели, художники.
Вырастить морально здоровую молодежь возможно только основываясь на почитании собственной истории, традициях предыдущих поколений, уважении к их достижениям и подвигам. Подвигнуть людей на высокие дела невозможно без возрождения чувства национального достоинства и национальной гордости.
Кроме того, в целях заинтересованности и привлечения большего количества граждан молодого возраста к проблемам патриотического воспитания, повышения эффективности современных форм и методов патриотической работы, а также в целях популяризации государственных символов Российской Федерации необходимо использовать современные информационные и интернет-ресурсы и применять инновационные (интерактивные) технологии в сфере патриотического воспитания молодежи.
Выбор молодежи в отношении готовности служить Родине становится все более осторожным, а ее оценки - более прагматичными, что обусловлено процессами глобализации и неопределенностью социальных условий формирования патриотических установок.
Сегодняшняя молодежь, являясь наследницей славы Великих Побед и открытий нашего народа, должна продолжать традиции, заложенные предками, необходимые для выхода из тяжелой ситуации и в наши дни. Опыт Великой Победы свидетельствует о том, что нам следует, прежде всего, опираться на себя, рассчитывая на свои собственные силы и внутренние духовно-нравственные ресурсы. Необходимо мощное движение, объединяющее всех граждан общей идеей. Эта идея и есть патриотизм. Она ориентирована на возрождение государственности, Отечества, как мировой Державы - ключевого геополитического игрока, а внутри страны - на социальную справедливость и свободу для каждой личности.
Система патриотического воспитания представляет собой многоуровневую структуру, имеющую свои цели и задачи. Решение поставленных задач осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, как органами государственной власти, так и общественными объединениями, и средствами массовой информации. Однако она требует совершенствования и постоянного обновления, обусловленных изменениями, происходящими в различных сферах общества и соответствующих современным условиям.
Но, несмотря на все усилия государственных и общественных институтов, важную роль в этом процессе играет самовоспитание граждан. Начинать эту работу необходимо, прежде всего, с себя и своих близких, развивая активную гражданскую позицию и деятельно участвуя в массовой патриотической работе, проводимой государственными структурами, общественными движениями и организациями.



1. О Национальной стратегии действии в интересах детей на 2012 - 2017 гг. / Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 [электронный ресурс]/ Гарант режим доступа: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz3.
2. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 201-2020 годы» от30 декабря 2015 №1493 [Электронный ресурс] / режим доступа:: http://www.pravo.gov.ru
3. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7598.
4. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2014. - 224 с.
5. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. - М.: «Наука», 2014. - 365 с.
6. Аверьянова, Г. Д. Воспитание познавательных интересов у детей в учебных книгах К. Д. Ушинского [Текст] / Г. Д. Аверьянова, Л. В. Кирсанова // Советская педагогика. - 2016. - № 9. - С. 91-94.
7. Алабжин, C. B. Педагогические условия нравственного формирования личности старшеклассников в общеобразовательной школе: автореф. дис. канд. пед. наук [Электронный ресурс] / C. B. Алабжин. - Челябинск, 2015. - 22 с.
8. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности [Текст] / П. К. Анохин. - М.: Наука, 2014. - 453 с.
9. Бабаев, А. М. Педагогические условия гражданского воспитания учащихся на примере школы русской национальной культуры [Текст] / А. М. Бабаев. - Кемерово. 2014. - 166 с.
10. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2014. -192 с.
11. Баев, В. Г. Воспитание патриотизма и гражданственности как институционально-ментальных ценностей [Текст] / В. Г. Баев, А. Г. Давыденкова. Материалы Международной научной конференции. - СПб.: 2016. - 90 с.
12. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст] / Н. Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2016. - 280 с.
13. Баранов, Н. А. Демократия и российская ментальность [Текст] / Н. А. Баранов. Материалы Международной научной конференции. - СПб:
2015. - 96 с.
14. Баранов, П. А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности [Текст] / П.А. Баранов // Гражданское образование: мат. междунар. семинара. - СПб., 2016. - 120 с.
15. Беккер, С. Н. Социально-педагогические условия эффективности системы гражданского воспитания учащихся [Текст] / С. Н. Беккер. - Новокузнецк, 2014. - 168 с.
16. Беляев, А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности школьников [Текст] / А. В. Беляев: монография. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2015. - 204 с.
17. Васильева, Т. А. Гражданское общество и власть: Конфликт или консенсус? [Текст] / Т. А. Васильева // Социальная политика и социология. -
2016. - №4. - С. 65-68.
18. Васютин, Ю. С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт [Текст] / Ю. С. Васютин. - М.: Издательство Мысль, 2016. - 211 с.
19. Гаязов, А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы [Текст] / А. С. Гаязов. - Челябинск: ЧГПУ, 2016. - 238 с.
20. Гревцева, Г. Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников [Текст]: автореф. дисс. д-ра пед наук: 13.00.16 / Г. Я. Гревцева; Челяб. гос. пед ун-т. - Челябинск, 2016. - 42 с.
21. Гревцева, Г. Я. Воспитание Гражданина и патриота: теория и практика. [Текст] / Г. Я. Гревцева, М. В. Циулина: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2014. - 300 с.
22. Дранишников, В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников [Текст]: дис. канд. пед. Наук. / В. В. Дранишников. - 13.00.16 - М., 2016. - 238 с.
23. Заступова, И. В. Формирование гражданственности школьников в деятельности классного руководителя [Текст] / И. В. Заступова. - Самара, 2016. - 360 с.
24. Зимняя, И. А. Воспитание - проблема современного образования в России (Состояние, пути решения) [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: 2015. - 82 с.
25. Зотова, Е. А. Реализация компетентностного подхода в педагогической деятельности преподавателя [Текст] / Е. А. Зотова // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - №2. - С. 131-134.
26. Капустина, 3. Я. Гражданственность как ценность российской культуры [Текст]: дис. канд. пед. наук: 3. А. Капустина. - 24.00.16. - М., 2016. - 366 с.
27. Катунина, О. И. Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания средствами краеведения [Текст] / О. И. Катунина. - М., 2015. - 168 с.
28. Кожокарь, В. И. Формирование гражданского облика старшеклассника [Текст] / Отв. ред. И. С. Марьенко. - Кишинев: Штиинца, 2015. - 112 с.
29. Кузнецова, Л. В. Развитие содержания понятий «Гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Педагогика. - 2017. - №6 - С. 56-62.
30. Лутовинов, В. И. Современное понимание гражданско- патриотического воспитания российской молодежи [Текст] / В. И. Лутовинов // Молодежь и общество. - М., - 2017. - №3. - С. 69-79.
31. Попугаев, В. В. Об истории как предмете политического воспитания. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. [Текст] / В. В. Попугаев. - М., «Педагогика», 2015. - 200 с.
32. Савотина, Н. А. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития [Текст] / Н. А. Савотина // Воспитание школьников. - М., - 2016. - №5. - С. 2-7.
33. Следзевский, И. В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия [Текст] / И. В. Следзевский. Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - №7. - С. 56-60.
34. Слепова, Н. Ю. Развитие социально значимой деятельности старшеклассников в современном социокультурном пространстве [Текст]: дис. канд. пед. наук: Н. Ю. Слепова. - 13.00.01. - Казань, 2015. - 168 с.
35. Фенева, Л. Я. Педагогические условия формирования гражданственности старших подростков общеобразовательной школы [Текст] / Л. Я. Фенева. - Карачаевск, 2016. - 250 с.
36. Филонов, Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития [Текст] / Г. Н.Филонов // Педагогика. - М. - 2017. - №8. - С. 33-44.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ