МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
|
1 Теоретико-правовые основы публичного управления дошкольным
образованием в субъекте РФ 12
1.1 Понятийный аппарат исследования публичного управления дошкольным
образованием в субъекте РФ и обоснование методов исследования 12
1.2 Правовые основы публичного управления дошкольным образованием в
Российской Федерации 18
1.3 Теоретические основы технологий управления 35
2 Технологии муниципального управления дошкольным образованием в
субъекте РФ 44
2.1 Анализ муниципального управления дошкольным образованием в
Свердловской области 44
2.2 Структура и функции органов муниципального управления дошкольным
образованием в муниципальном образовании «город Екатеринбург» 57
2.3Анализ технологий управления дошкольным образованием в муниципальном образовании «город Екатеринбург» 66
3 Совершенствование технологий управления дошкольным образованием на примере дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 489 .. 89 3.1 Проект «Совершенствование механизмов управления дошкольным
образованием в субъекте Российской Федерации» 89
3.2 Дополнительные рекомендации к совершенствованию технологий муниципального управления дошкольным образованием 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 118
Приложение А 130
Приложение Б 132
Приложение В 140
Приложение Г 143
образованием в субъекте РФ 12
1.1 Понятийный аппарат исследования публичного управления дошкольным
образованием в субъекте РФ и обоснование методов исследования 12
1.2 Правовые основы публичного управления дошкольным образованием в
Российской Федерации 18
1.3 Теоретические основы технологий управления 35
2 Технологии муниципального управления дошкольным образованием в
субъекте РФ 44
2.1 Анализ муниципального управления дошкольным образованием в
Свердловской области 44
2.2 Структура и функции органов муниципального управления дошкольным
образованием в муниципальном образовании «город Екатеринбург» 57
2.3Анализ технологий управления дошкольным образованием в муниципальном образовании «город Екатеринбург» 66
3 Совершенствование технологий управления дошкольным образованием на примере дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 489 .. 89 3.1 Проект «Совершенствование механизмов управления дошкольным
образованием в субъекте Российской Федерации» 89
3.2 Дополнительные рекомендации к совершенствованию технологий муниципального управления дошкольным образованием 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 118
Приложение А 130
Приложение Б 132
Приложение В 140
Приложение Г 143
РЕФЕРАТ
ВКР (магистерская диссертация) состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 67 наименований, 3 приложений. Работа включает 9 таблиц и 26 рисунков. Общий объем ВКР (магистерской диссертации) - 147 страниц.
Ключевые слова: технологии управления, муниципальное управление, дошкольное образование, дошкольная образовательная организация.
Цель исследования - оценка состояния и технологии совершенствования дошкольным образованием в субъекте РФ. Объектом исследования выступает муниципальное управление дошкольным образованием в субъекте РФ.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом и правовом обосновании управления дошкольным образованием в России на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, а также технологий управления, используемых в управлении дошкольным образованием в муниципальных образованиях Свердловской области.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта «Совершенствование механизмов управления дошкольным образованием в субъекте Российской Федерации» и рекомендаций по совершенствованию технологий муниципального управления дошкольным образованием для дошкольных образовательных организаций и органов местного самоуправления.
Эффективность рекомендаций - предложенные автором рекомендации позволят заключать соглашения об организации социального партнерства между дошкольными образовательными организациями и средними общеобразовательными школами; организовывать и продвигать социальное партнерство в Свердловской области; повысить качество дошкольного образования; приведут к росту удовлетворенности качеством дошкольного образования.
Актуальность исследования. Основной задачей образовательной политики государства в условиях неопределенности и постоянной модернизации системы образования является предоставление населению качественного образования, отвечающего современным тенденциям развития и рыночным условиям существования.
Во-первых, наибольшее влияние на развитие системы современного общего образования оказывает деятельность муниципалитетов в этой сфере деятельности. Именно муниципальные органы управления образованием создают условия для успешного и стабильного функционирования системы дошкольного образования в России и повсеместно направлены на ее постоянное совершенствование и развитие [1].
Во-вторых, дошкольное образование является одним из основных и значимых элементов системы общего образования в России. Так положениями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования значимость системы дошкольного образования определяется с одной стороны, как самостоятельный этап развития человеческого потенциала, а с другой стороны, как одна из важнейших сторон жизни растущего гражданина страны [2].
В-третьих, в настоящее время 256 тыс. маленьких россиян ежедневно посещают дошкольные образовательные организации, находящиеся в мцниципальн6ой собственности, и осваивают первый в своей жизни уровень образования, что в дальнейшем напрямую коррелирует с социально - экономическим развитием страны и количеством трудовых ресурсов [3]. В Свердловской области имеется 1179 дошкольных образовательных организаций и наблюдается тенденция их увеличения в рамках реализуемых национальных проектов в сфере образования [4].
В-четвертых, эмпирическое наблюдение за практикой муниципального управления дошкольным образованием в субъекте РФ показало, что от
качества полученного дошкольного образования, управление которым осуществляется на муниципальном уровне, и применяемых в этом случае технологий управления, напрямую зависит развитие человеческого потенциала и формирование гражданского общества. Поэтому актуальность выбранной темы: «Муниципальное управление дошкольным образованием в субъекте Российской Федерации: анализ состояния и технологии
совершенствования» не вызывает сомнения в необходимости проведения исследования в данном направлении.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема муниципального управления дошкольным образованием в субъекте РФ с точки зрения исследования технологий совершенствования этого процесса является малоизученной темой. Проведенный анализ теоретических и практических источников показал, что вопросам муниципального управления и вопросам совершенствования технологий в управлении дошкольным образованием удаляется недостаточное внимание.
Например, проблема муниципального управления дошкольным образованием рассматривается в трудах таких ученых, как Н. С. Яковлев, А. В. Афанасьев, Л. Г. Борисова, В. Вебер, Л. Н. Суворова. Однако следует заметить, что имеющиеся научные труды по выбранной теме имеют локальный и ограниченный характер, что обусловлено предметами исследований: социальные аспекты управления, содержание управленческой деятельности, уточнение функций управления дошкольным образованием, социально - психологические аспекты и др.
Объект исследования - муниципальное управление дошкольным образованием в субъекте РФ.
Предмет исследования - технологии совершенствования муниципального управления дошкольным образованием в Свердловской области.
Цель исследования – оценка состояния и технологии совершенствования управления дошкольным образованием в Свердловской области.
В соответствии с заявленной целью решались следующие задачи:
1) Проанализировать понятийный аппарат исследования публичного управления дошкольным образованием в субъекте РФ и определить методы исследования.
2) Провести сравнительно - правовой анализ правовых основ публичного управления дошкольным образованием в Российской Федерации.
3) Проанализировать теоретические основы технологий управления.
4) Проанализировать муниципальное управление дошкольным образованием в Свердловской области.
5) Рассмотреть структуру и функции органов муниципального управления дошкольным образованием в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
6) Провести анализ технологий управления дошкольным образованием в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
7) Разработать проект по совершенствованию технологий муниципального управления дошкольным образованием в Свердловской области и предложить дополнительные рекомендации по их совершенствованию.
Методы исследования:
- метод теоретического анализа для исследования понятийного аппарата в сфере муниципального управления дошкольным образованием и технологий управления, используемых в этой сфере;
- метод сравнительно-правового анализа для проведения правовой оценки основ публичного управления дошкольным образованием в России;
- метод структурной декомпозиции для исследования структуры и функций органов муниципального управления дошкольным образованием в Свердловской области;
- метод анкетирования для выявления дошкольного образования, получаемого в образовательных организациях;
- метод проектирования для разработки проекта по совершенствованию технологий муниципального управления дошкольным образованием в Свердловской области.
В качестве информационной основы работы выступили: статистические данные, опубликованные в экономической литературе и периодической печати, а также на официальных сайтах государственных структур. Интернет - источники: официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации, официальный сайт Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, официальный сайт Администрации города Екатеринбург, официальный сайт МБДОУ- детский сад № 489.
Нормативной основой магистерской диссертации стали следующие нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года», Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ и другие.
Научная новизна исследования заключается в постановке научной проблемы муниципального управления дошкольным образованием в субъекте РФ с точки зрения совершенствования технологий управления в этой сфере.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Под муниципальным управлением дошкольным образованием
следует понимать управляющее воздействие органов местного самоуправленияна основе установленных полномочий на подведомственные дошкольные образовательные организации, реализующие первый уровень образования, установленный ст. 10 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗв соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
2) Правовую основу публичного управления дошкольным
образованием в России на федеральном уровне составляют следующие нормативные правовые акты: ст. 43 Конституции Российской Федерации; федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2018 г. № 8028п - П13 «Основные направления деятельности правительства Российской федерации на период до 2024 года»; приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Правовое регулирование, обеспечивая развитие нового уровня образования - дошкольного образования, требует совершенствования технологий муниципального управления дошкольным образованием.
3) Теоретическую основу технологий современного муниципального управления дошкольным образованием составляют технологии, направленные на обеспечение качественного образования на этом уровне.
4) Муниципальное управление дошкольным образованием
Свердловской области регулируется федеральным законодательством, а так же нормативными правовыми актами регионального и муниципального уровней: законом Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; Постановлением Правительства Свердловской области от 05.07.2017 № 480-ПП «Об утверждении
государственной программы Свердловской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года» и актами муниципальных образований.
В структуру муниципального управления дошкольным образованием в Свердловской области входят элементы: Губернатор Свердловской области, Правительство Свердловской области, Министерство образования и Молодежной политики Свердловской области, в муниципальных образованиях - управления образования в муниципальных образованиях Свердловской области, дошкольные образовательные организации.
5) Организационно-функциональная структура, обеспечивающая муниципальное управление дошкольным образованием, должна включать в себя функционально определенные отделы и руководителей, осуществляющих управление реализацией основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования. В г. Екатеринбург организационная структура представлена департаментом образования администрации города и включает в себя функционально определенные отделы: отдел развития образования, отдел функционирования и содержания дошкольного образования, организации воспитательной работы, отдыха и оздоровления детей, отдел функционирования и содержания общего, дополнительного образования, сектор информационных технологий и организационной работы.
Функционально все отделы объединены между собой единой целью, направленной на эффективное муниципальное управление дошкольными образовательными организациями. В качестве основных функций, обеспечивающих технологичность муниципального управления, выделены: организационная, функция развития содержания дошкольного образования, информационно-коммуникативная функция, обеспечивающая
взаимодействие между органами муниципального управления дошкольного образования и подведомственными дошкольными образовательными организациями.
6) Проведенное эмпирическое исследование технологий муниципального управления дошкольным образованием в г. Екатеринбург на примере 164 организаций, осуществляющих социальное партнерство в сфере дошкольного образования, и мнения 328 респондентов показывает, что Департаментом образования Администрации г. Екатеринбурга не на достаточном уровне реализуется информационно-коммуникационная функция, обеспечивающая внедрение в сферу муниципального управления дошкольным образованием технологий совершенствования в данной сфере управления. В качестве таковой предлагается разветвлённая технология муниципальным управлением дошкольным образованием. Разработанные автором дополнительные рекомендации позволят устранить выявленную проблему в сфере муниципального управления.
Практическая значимость заключается в предложенных в магистерской диссертации рекомендациях и направлениях, обеспечивающих
совершенствование технологий муниципального управления дошкольным образованием.
Структура исследования. Диссертационное исследование состоит из реферата, введения, трех глав, заключения, 74 библиографических источников и 4 приложений.
Апробация результатов исследования.
1) Ошуркова А. В., Резер Т. М. «Проблемы государственного и
муниципального управления дошкольными образовательными
организациями» / А. В. Ошуркова, Т. М. Резер // Новые вызовы в области общественных наук: предмет, методы, технологии высшего образования». - 2020. - № 1. - С. 65-70.
2) Ошуркова А. В., Резер Т. М. «Реализация принципов конвенции о правах ребенка в дошкольном образовательном учреждении» / А. В. Ошуркова, Т. М. Резер // 30 лет конвенции о правах ребенка: современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей. - 2020. - № 1. - С. 394-398.
ВКР (магистерская диссертация) состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 67 наименований, 3 приложений. Работа включает 9 таблиц и 26 рисунков. Общий объем ВКР (магистерской диссертации) - 147 страниц.
Ключевые слова: технологии управления, муниципальное управление, дошкольное образование, дошкольная образовательная организация.
Цель исследования - оценка состояния и технологии совершенствования дошкольным образованием в субъекте РФ. Объектом исследования выступает муниципальное управление дошкольным образованием в субъекте РФ.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом и правовом обосновании управления дошкольным образованием в России на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, а также технологий управления, используемых в управлении дошкольным образованием в муниципальных образованиях Свердловской области.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта «Совершенствование механизмов управления дошкольным образованием в субъекте Российской Федерации» и рекомендаций по совершенствованию технологий муниципального управления дошкольным образованием для дошкольных образовательных организаций и органов местного самоуправления.
Эффективность рекомендаций - предложенные автором рекомендации позволят заключать соглашения об организации социального партнерства между дошкольными образовательными организациями и средними общеобразовательными школами; организовывать и продвигать социальное партнерство в Свердловской области; повысить качество дошкольного образования; приведут к росту удовлетворенности качеством дошкольного образования.
Актуальность исследования. Основной задачей образовательной политики государства в условиях неопределенности и постоянной модернизации системы образования является предоставление населению качественного образования, отвечающего современным тенденциям развития и рыночным условиям существования.
Во-первых, наибольшее влияние на развитие системы современного общего образования оказывает деятельность муниципалитетов в этой сфере деятельности. Именно муниципальные органы управления образованием создают условия для успешного и стабильного функционирования системы дошкольного образования в России и повсеместно направлены на ее постоянное совершенствование и развитие [1].
Во-вторых, дошкольное образование является одним из основных и значимых элементов системы общего образования в России. Так положениями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования значимость системы дошкольного образования определяется с одной стороны, как самостоятельный этап развития человеческого потенциала, а с другой стороны, как одна из важнейших сторон жизни растущего гражданина страны [2].
В-третьих, в настоящее время 256 тыс. маленьких россиян ежедневно посещают дошкольные образовательные организации, находящиеся в мцниципальн6ой собственности, и осваивают первый в своей жизни уровень образования, что в дальнейшем напрямую коррелирует с социально - экономическим развитием страны и количеством трудовых ресурсов [3]. В Свердловской области имеется 1179 дошкольных образовательных организаций и наблюдается тенденция их увеличения в рамках реализуемых национальных проектов в сфере образования [4].
В-четвертых, эмпирическое наблюдение за практикой муниципального управления дошкольным образованием в субъекте РФ показало, что от
качества полученного дошкольного образования, управление которым осуществляется на муниципальном уровне, и применяемых в этом случае технологий управления, напрямую зависит развитие человеческого потенциала и формирование гражданского общества. Поэтому актуальность выбранной темы: «Муниципальное управление дошкольным образованием в субъекте Российской Федерации: анализ состояния и технологии
совершенствования» не вызывает сомнения в необходимости проведения исследования в данном направлении.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема муниципального управления дошкольным образованием в субъекте РФ с точки зрения исследования технологий совершенствования этого процесса является малоизученной темой. Проведенный анализ теоретических и практических источников показал, что вопросам муниципального управления и вопросам совершенствования технологий в управлении дошкольным образованием удаляется недостаточное внимание.
Например, проблема муниципального управления дошкольным образованием рассматривается в трудах таких ученых, как Н. С. Яковлев, А. В. Афанасьев, Л. Г. Борисова, В. Вебер, Л. Н. Суворова. Однако следует заметить, что имеющиеся научные труды по выбранной теме имеют локальный и ограниченный характер, что обусловлено предметами исследований: социальные аспекты управления, содержание управленческой деятельности, уточнение функций управления дошкольным образованием, социально - психологические аспекты и др.
Объект исследования - муниципальное управление дошкольным образованием в субъекте РФ.
Предмет исследования - технологии совершенствования муниципального управления дошкольным образованием в Свердловской области.
Цель исследования – оценка состояния и технологии совершенствования управления дошкольным образованием в Свердловской области.
В соответствии с заявленной целью решались следующие задачи:
1) Проанализировать понятийный аппарат исследования публичного управления дошкольным образованием в субъекте РФ и определить методы исследования.
2) Провести сравнительно - правовой анализ правовых основ публичного управления дошкольным образованием в Российской Федерации.
3) Проанализировать теоретические основы технологий управления.
4) Проанализировать муниципальное управление дошкольным образованием в Свердловской области.
5) Рассмотреть структуру и функции органов муниципального управления дошкольным образованием в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
6) Провести анализ технологий управления дошкольным образованием в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
7) Разработать проект по совершенствованию технологий муниципального управления дошкольным образованием в Свердловской области и предложить дополнительные рекомендации по их совершенствованию.
Методы исследования:
- метод теоретического анализа для исследования понятийного аппарата в сфере муниципального управления дошкольным образованием и технологий управления, используемых в этой сфере;
- метод сравнительно-правового анализа для проведения правовой оценки основ публичного управления дошкольным образованием в России;
- метод структурной декомпозиции для исследования структуры и функций органов муниципального управления дошкольным образованием в Свердловской области;
- метод анкетирования для выявления дошкольного образования, получаемого в образовательных организациях;
- метод проектирования для разработки проекта по совершенствованию технологий муниципального управления дошкольным образованием в Свердловской области.
В качестве информационной основы работы выступили: статистические данные, опубликованные в экономической литературе и периодической печати, а также на официальных сайтах государственных структур. Интернет - источники: официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации, официальный сайт Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, официальный сайт Администрации города Екатеринбург, официальный сайт МБДОУ- детский сад № 489.
Нормативной основой магистерской диссертации стали следующие нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года», Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ и другие.
Научная новизна исследования заключается в постановке научной проблемы муниципального управления дошкольным образованием в субъекте РФ с точки зрения совершенствования технологий управления в этой сфере.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Под муниципальным управлением дошкольным образованием
следует понимать управляющее воздействие органов местного самоуправленияна основе установленных полномочий на подведомственные дошкольные образовательные организации, реализующие первый уровень образования, установленный ст. 10 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗв соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
2) Правовую основу публичного управления дошкольным
образованием в России на федеральном уровне составляют следующие нормативные правовые акты: ст. 43 Конституции Российской Федерации; федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2018 г. № 8028п - П13 «Основные направления деятельности правительства Российской федерации на период до 2024 года»; приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Правовое регулирование, обеспечивая развитие нового уровня образования - дошкольного образования, требует совершенствования технологий муниципального управления дошкольным образованием.
3) Теоретическую основу технологий современного муниципального управления дошкольным образованием составляют технологии, направленные на обеспечение качественного образования на этом уровне.
4) Муниципальное управление дошкольным образованием
Свердловской области регулируется федеральным законодательством, а так же нормативными правовыми актами регионального и муниципального уровней: законом Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; Постановлением Правительства Свердловской области от 05.07.2017 № 480-ПП «Об утверждении
государственной программы Свердловской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года» и актами муниципальных образований.
В структуру муниципального управления дошкольным образованием в Свердловской области входят элементы: Губернатор Свердловской области, Правительство Свердловской области, Министерство образования и Молодежной политики Свердловской области, в муниципальных образованиях - управления образования в муниципальных образованиях Свердловской области, дошкольные образовательные организации.
5) Организационно-функциональная структура, обеспечивающая муниципальное управление дошкольным образованием, должна включать в себя функционально определенные отделы и руководителей, осуществляющих управление реализацией основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования. В г. Екатеринбург организационная структура представлена департаментом образования администрации города и включает в себя функционально определенные отделы: отдел развития образования, отдел функционирования и содержания дошкольного образования, организации воспитательной работы, отдыха и оздоровления детей, отдел функционирования и содержания общего, дополнительного образования, сектор информационных технологий и организационной работы.
Функционально все отделы объединены между собой единой целью, направленной на эффективное муниципальное управление дошкольными образовательными организациями. В качестве основных функций, обеспечивающих технологичность муниципального управления, выделены: организационная, функция развития содержания дошкольного образования, информационно-коммуникативная функция, обеспечивающая
взаимодействие между органами муниципального управления дошкольного образования и подведомственными дошкольными образовательными организациями.
6) Проведенное эмпирическое исследование технологий муниципального управления дошкольным образованием в г. Екатеринбург на примере 164 организаций, осуществляющих социальное партнерство в сфере дошкольного образования, и мнения 328 респондентов показывает, что Департаментом образования Администрации г. Екатеринбурга не на достаточном уровне реализуется информационно-коммуникационная функция, обеспечивающая внедрение в сферу муниципального управления дошкольным образованием технологий совершенствования в данной сфере управления. В качестве таковой предлагается разветвлённая технология муниципальным управлением дошкольным образованием. Разработанные автором дополнительные рекомендации позволят устранить выявленную проблему в сфере муниципального управления.
Практическая значимость заключается в предложенных в магистерской диссертации рекомендациях и направлениях, обеспечивающих
совершенствование технологий муниципального управления дошкольным образованием.
Структура исследования. Диссертационное исследование состоит из реферата, введения, трех глав, заключения, 74 библиографических источников и 4 приложений.
Апробация результатов исследования.
1) Ошуркова А. В., Резер Т. М. «Проблемы государственного и
муниципального управления дошкольными образовательными
организациями» / А. В. Ошуркова, Т. М. Резер // Новые вызовы в области общественных наук: предмет, методы, технологии высшего образования». - 2020. - № 1. - С. 65-70.
2) Ошуркова А. В., Резер Т. М. «Реализация принципов конвенции о правах ребенка в дошкольном образовательном учреждении» / А. В. Ошуркова, Т. М. Резер // 30 лет конвенции о правах ребенка: современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей. - 2020. - № 1. - С. 394-398.
Основная цель настоящей работы состояла в оценке состояния и технологии совершенствования дошкольным образованием в субъекте РФ.
Для достижения поставленной цели решался комплекс задач. Во- первых, проанализирован понятийный аппарат исследования публичного управления дошкольным образованием в субъекте РФ и определены методы исследования. Изучены основные понятия и аспекты социального управления, его виды: государственное управление; местное (муниципальное) самоуправление и общественное самоуправление. Дано определение понятию «образование», рассмотрены его виды. Под муниципальным управлением дошкольным образованием следует понимать эффективное влияние органов местного самоуправления на подведомственные им дошкольные образовательные организации, реализующие первый уровень образования, установленный ст. 10 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. При написании работы использовались как такие методы как системный подход, экспертная оценка, структурная декомпозиция, ресурсное планирование, так и специфические проектные методы - целевая декомпозиция, календарное, сетевое, ресурсное планирование.
Во-вторых, проведен сравнительно - правовой анализ правовых основ публичного управления дошкольным образованием в Российской Федерации. Правовой основой публичного управления дошкольным образованием в Российской Федерации на федеральном уровне составляют следующие нормативные правовые акты: ст. 43 Конституции Российской Федерации; федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Существуют и другие нормативные правовые акты, регулирующие сферу образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В-третьих, проанализированы теоретические основы технологий управления. Теоретическую основу технологий современного муниципального управления дошкольным образованием составляют технологии, направленные на обеспечение качественного образования на этом уровне.
В-четвертых, проанализировано муниципальное управление дошкольным образованием в Свердловской области. Структуру управления дошкольными образовательными организациями Свердловской области составляют Губернатор Свердловской области, Законодательное собрание Свердловской области, Правительство Свердловской области, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга, в том числе Департамент образования Администрации города Екатеринбурга.
В-пятых, рассмотрена структура и функции органов муниципального управления дошкольным образованием в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Организационная структура муниципального управления дошкольным образованием г. Екатеринбург представлена Департаментом образования Администрации города и включает в себя функционально определенные отделы: отдел развития образования, отдел функционирования и содержания дошкольного образования, организации воспитательной работы, отдыха и оздоровления детей, отдел функционирования и содержания общего, дополнительного образования, сектор информационных технологий и организационной работы. Функционально все отделы объединены между собой единой целью, направленной на эффективное муниципальное управление дошкольными образовательными организациями.
В-шестых, проведен анализ технологий управления дошкольным образованием в муниципальном образовании «город Екатеринбург» и разработан проект по совершенствованию технологий муниципального управления дошкольным образованием в Свердловской области, предложены дополнительные рекомендации по их совершенствованию. Проведенное эмпирическое исследование технологий муниципального управления дошкольным образованием в г. Екатеринбург на примере 164 организаций, осуществляющих социальное партнерство в сфере дошкольного образования, и мнения 328 респондентов показывает, что Департаментом образования Администрации г. Екатеринбурга не на достаточном уровне реализуется информационно-коммуникационная функция, обеспечивающая внедрение в сферу муниципального управления дошкольным образованием технологий совершенствования в данной сфере управления. В качестве таковой предлагается разветвлённая технологии муниципальным управлением дошкольным образованием.
Разработанные автором дополнительные рекомендации позволят устранить выявленную проблему в сфере муниципального управления.
Подводя итог, можно отметить, что предложенные для реализации мероприятия по совершенствованию технологий управления демонстрируют свою эффективность для населения Екатеринбурга и могут быть рекомендованы к внедрению. Следовательно, можно считать, что цель работы достигнута.
Для достижения поставленной цели решался комплекс задач. Во- первых, проанализирован понятийный аппарат исследования публичного управления дошкольным образованием в субъекте РФ и определены методы исследования. Изучены основные понятия и аспекты социального управления, его виды: государственное управление; местное (муниципальное) самоуправление и общественное самоуправление. Дано определение понятию «образование», рассмотрены его виды. Под муниципальным управлением дошкольным образованием следует понимать эффективное влияние органов местного самоуправления на подведомственные им дошкольные образовательные организации, реализующие первый уровень образования, установленный ст. 10 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. При написании работы использовались как такие методы как системный подход, экспертная оценка, структурная декомпозиция, ресурсное планирование, так и специфические проектные методы - целевая декомпозиция, календарное, сетевое, ресурсное планирование.
Во-вторых, проведен сравнительно - правовой анализ правовых основ публичного управления дошкольным образованием в Российской Федерации. Правовой основой публичного управления дошкольным образованием в Российской Федерации на федеральном уровне составляют следующие нормативные правовые акты: ст. 43 Конституции Российской Федерации; федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Существуют и другие нормативные правовые акты, регулирующие сферу образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В-третьих, проанализированы теоретические основы технологий управления. Теоретическую основу технологий современного муниципального управления дошкольным образованием составляют технологии, направленные на обеспечение качественного образования на этом уровне.
В-четвертых, проанализировано муниципальное управление дошкольным образованием в Свердловской области. Структуру управления дошкольными образовательными организациями Свердловской области составляют Губернатор Свердловской области, Законодательное собрание Свердловской области, Правительство Свердловской области, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга, в том числе Департамент образования Администрации города Екатеринбурга.
В-пятых, рассмотрена структура и функции органов муниципального управления дошкольным образованием в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Организационная структура муниципального управления дошкольным образованием г. Екатеринбург представлена Департаментом образования Администрации города и включает в себя функционально определенные отделы: отдел развития образования, отдел функционирования и содержания дошкольного образования, организации воспитательной работы, отдыха и оздоровления детей, отдел функционирования и содержания общего, дополнительного образования, сектор информационных технологий и организационной работы. Функционально все отделы объединены между собой единой целью, направленной на эффективное муниципальное управление дошкольными образовательными организациями.
В-шестых, проведен анализ технологий управления дошкольным образованием в муниципальном образовании «город Екатеринбург» и разработан проект по совершенствованию технологий муниципального управления дошкольным образованием в Свердловской области, предложены дополнительные рекомендации по их совершенствованию. Проведенное эмпирическое исследование технологий муниципального управления дошкольным образованием в г. Екатеринбург на примере 164 организаций, осуществляющих социальное партнерство в сфере дошкольного образования, и мнения 328 респондентов показывает, что Департаментом образования Администрации г. Екатеринбурга не на достаточном уровне реализуется информационно-коммуникационная функция, обеспечивающая внедрение в сферу муниципального управления дошкольным образованием технологий совершенствования в данной сфере управления. В качестве таковой предлагается разветвлённая технологии муниципальным управлением дошкольным образованием.
Разработанные автором дополнительные рекомендации позволят устранить выявленную проблему в сфере муниципального управления.
Подводя итог, можно отметить, что предложенные для реализации мероприятия по совершенствованию технологий управления демонстрируют свою эффективность для населения Екатеринбурга и могут быть рекомендованы к внедрению. Следовательно, можно считать, что цель работы достигнута.
содержание магистерской диссертации - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
выдержки из магистерской диссертации - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Подобные работы
- РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТСКИЙ САД № 66 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ТЕРЕМОК»
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Региональная политика в сфере дошкольного образования на примере Пензенской области
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Презентация диссеминационных продуктов дошкольной образовательной организации как средство обеспечения изменений в системе управления в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы управления дошкольного образовательного учреждения (на примере МБДОУ Рыбинский детский сад «Ромашка»)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - Правовые основы управления сферой образования органами местного самоуправления (на примере Республики Тыва)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ №148)
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
И ВВЕДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ
КОМПОНЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД
МУРАВЛЕНКО» ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016



