Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТ ЛЕТНЕЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Работа №99843

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

управление проектами

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1 Особенности рабочей тетради для школьников 6
1.1 Содержательные особенности РТ для школьников 10
1.2 Концепция издания 15
1.3 Анализ рабочих тетрадей 22
Глава 2 Разработка макета рабочей тетради «Повторяем и читаем» 42
2.1 Концепция рабочей тетради «Повторяем и читаем» 42
2.2 Формальные особенности рабочей тетради «Повторяем и читаем» 50
2.3 Содержательные особенности рабочей тетради «Повторяем и читаем» 54
Заключение 67
Список использованных источников 69
Приложение А 76

К. Д. Ушинский писал: «...необходимо вести беспрестанно повторение, предупреждающее забвение, чтобы не иметь никогда нужды повторять забытое» [17]. Повторение обеспечивает наилучшее осознание изучаемого материала; способствует прочности усвоения путем предупреждения забывания и систематизации полученных знаний; развивает внимание, память и логическое мышление учащихся; в сочетании с проверкой усвоения материала. Повторение позволяет видеть результаты работы учащимся, прививая им навыки самостоятельной работы и воспитывая уверенность в своих силах» [17].
Повторение - один из важнейших этапов обучения, однако в летнее время у обучающихся отсутствуют регулярные занятия по школьным предметам, повторение того, что они изучали в течение учебного года. Для учеников начальной школы разработано немало учебных пособий, направленных на повторение школьных предметов летом, учащиеся старшей школы готовятся к Государственной итоговой аттестации, поэтому приобретают пособия по подготовке к тем предметам, которые намереваются сдавать. В то же время образовательный процесс в летние месяцы для средней школы почти не организован, а повторение учебного материала важно.
Анализ входных контрольных работ показывает, что пройденный в предыдущий учебный год материал забыт, поэтому необходимы занятия по его повторению летом. В этом состоит актуальность нашего исследования. Кроме этого, важно создать дополнительную мотивацию читать художественную литературу, которую учащиеся будут изучать в следующем учебном году.
Объектом исследования являются рабочие тетради по русскому языку и литературе (6-7 классы), а предметом - концептуальные и содержательные особенности рабочих тетрадей на лето.
Цель исследования - создать проект рабочей тетради по русскому языку и литературе для летних занятий после 6 класса.
Для создания проекта поставлены следующие задачи:
1) проанализировать особенности РТ для школьников;
2) выявить структурно-содержательные особенности рабочих тетрадей для школьников среднего звена;
3) определить визуально-полиграфические особенности РТ;
4) разработать макет нескольких уроков рабочей тетради для летних занятий «Повторяем и читаем».
Материалом для исследования послужили рабочие тетради по русскому языку для 6 класса, рабочие тетради по литературе для 7 класса, «летние» рабочие тетради для начальной школы, издания, которые выпускаются для занятий летом после 6 класса. Такой выбор анализируемых рабочих тетрадей обусловлен предметной, возрастной или целевой соотнесенностью.
Новизна ВКР заключается в разработке концепции и создании проекта рабочей тетради, благодаря которой ученик повторит темы, пройденные в течение учебного года. Также благодаря занятиям с рабочей тетрадью на лето у ребенка будет развиваться логическое и аналитическое мышление.
Планируется, что рабочая тетрадь «Повторяем и читаем» будет распространяться в формате .pdf, что позволит сэкономить на печати издания, решит трудности с его распространением среди учеников, которые смогут самостоятельно распечатать только страницы с заданием. Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы. Темы, представленные для повторения, аналогичны темам учебника «Русский язык. 6 класс» М. Т. Баранова и Т. А. Ладыженской издательства «Просвещение». Художественная литература, на которую мы ориентируемся, соответствует учебнику «Литература. 7 класс» В. Я. Коровина издательства «Просвещение».
Работа состоит из следующих структурных частей: введения, двух глав, заключения, библиографического списка и проекта рабочей тетради.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Летние рабочие тетради для средней школы являются редкостью, однако, по утверждению семиклассников, они бы с удовольствием повторяли учебный материал летом, если бы им были даны интересные несложные задания. Таким образом, нашей целью стало создать проект летней рабочей тетради, задания в которой будут эффективны и интересны детям.
На книжном рынке отсутствуют рабочие тетради, содержащие задания и по русскому языку, и по литературе, поэтому идея проекта уникальна. Обычно учащимся на лето дают список произведений, которые необходимо прочитать за каникулы (20-30 произведений). Далеко не каждый учащийся может его осилить. В издании «Повторяем и читаем» предлагается прочитать 10 объемных произведений. РТ структурирована так, что учащемуся нужно прочитать одно произведение по школьной программе в неделю. Повторение- важнейший этап при изучении и отработке правил. Поэтому необходимо уделить немного времени летом на отработку изученного в учебному году материала.
В теоретической части работы сопоставлены определения РТ, представленные в словарях, научной литературе и ГОСТ 7.60 -2003. Наряду с определениями были выявлены цели, функции, РТ, преимущества РТ над другими учебными изданиями, проанализированы рекомендации для составления РТ. Были рассмотрены понятия концепция издания и факторы, определяющие ее.
Для сравнительного анализа формальных, содержательных и визуально-полиграфических особенностей рабочих тетрадей были взяты РТ по русскому языку (6 класс), по литературе (7 класс), предметные и комплексные рабочие тетради для занятий летом. В ходе анализа было выявлено, что при создании рабочих тетрадей не всегда учитываются рекомендации для их составления, часто при определении вида изданий происходит смешение понятий. Важно, что большинство рабочих тетрадей делаются в специализированных на учебной литературе издательствах. В 16 анализируемых рабочих тетрадях для формулировки заданий используются глаголы в повелительном наклонении в единственном или множественном числе, что удобно для восприятия, ученики понимают свою задачу. В большинстве РТ представлено различные формы заданий (заполнить таблицу, вставить пропущенные буквы, поставить знаки препинания, списать, распределить и т.д.).
На основании данных, полученных из научной литературы, и анализа РТ нами был разработан макет летней РТ по русскому языку и литературе между 6 и 7 классом. Предложена концепция издания, сформулированы цели, функции РТ «Повторяем и читаем», определен читательский адрес. Каждый раздел РТ структурирован. Задания разделены по предметным областям: русский язык и литература. Русский язык, в свою очередь, разделяется на две рубрики: одна - по теме параграфа (например, имя существительное), другая - пунктуация и грамматика «Грампункт». Задания по пунктуации и грамматике находятся после блока по литературе. В конце каждого занятия ученик заполняет «лестницу успеха». Это первый этап рефлексии в РТ. Блок «Грампункт» способствует развитию грамотной устной и письменной речи. Если обратить внимание на формальные особенности РТ «Повторяем и читаем», отметим, что в РТ имеется достаточный объем разлинованных строк (полей для записи), есть комиксы, картинки. РТ сделана таким образом, что при распечатывании серый фон, который в электронном виде - цветной, будет тоже функционален, так как теоретический материал будет графически выделен.



1. Абушенко, В. Л. Концепция / В. Л. Абушенко // Центр гуманитарных техно-логий. - Гуманитарная энциклопедия. - !ЖЕ: https://gtmarket.ru/concepts/6890(дата обращения: 26.05.2020).
2. Аксенова, Л. Н. Активизация самостоятельной работы студентов: методика разработки листов рабочей тетради / Л. Н. Аксенова, М. Л. Хасанова, В. В. Руднев // Инновационная наука. - 2017. - №9. - С. 66-68.
3. Арнст, Е. А. Использование возможностей рабочей тетради для организации самостоятельной работы обучающихся / Е. А. Арнст // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1: электронный научный журнал. / под ред. М. С. Можарова. - Новокузнецк : [б. и.], 2019. - № 1 (58). ИВЕ: http://infed.ru/journals/85/(дата обращения: 18.10.2020).
4. Артамонова, Е. К. Методические рекомендации по разработке рабочей тетради
по учебной дисциплине (профессиональному модулю): методические
рекомендации для преподавателей / Е. К. Артамонова. - Челябинск : Издательский центр ЧКИПТиХП, 2015. - 30 с.
5. Артеменко, Н. А. Теория и методика обучения русскому языку : конспекты лекций, планы практических занятий, контрольные работы, тесты: учебно-методический комплекс / Н. А. Артёменко. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2009. - 284 с.
6. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. ББИ 5-7695-0347-1.
7. Богданова, О. Ю. Теория и методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонова, В. Чертов - Москва : Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с. - КБИ 5-7695-1205-9.
8. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / под ред. В. Н. Телия. - Москва: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2006. - 784 с.
9. Вержинская, Е. А. Создание рабочей тетради: методические рекомендации / Е. А. Вержинская. - Оренбург: Оренбургский государственный колледж, 2009. - 20 с.
10. Гвоздев А. «Детство» М. Горького / А. Гвоздев // Северные записки, 1916. - № 2. - С. 149 -154.
11. Гольцова, Н. Г. Русский язык / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина - 8-е изд. - Москва : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 449 с.
12. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды, термины и определения: дата введ. 2004-07-01. - Минск : ИПК Издательство стандартов, 2004. - 41 с.
13. ГОСТ Р 54543-2011. Тетради ученические. Общие технические условия: дата введ. 2011-11-29 - Москва : Стандартинформ, 2013. - 15 с.
14. ГОСТ 5773-90. Издания книжные и журнальные. Форматы: дата введ. 1991-07-11 - Москва : ИПК Издательство стандартов, 2003. - 4 с.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Глава 70. Авторское право. - ИВЕ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (дата обращения 14.09.2019).
16. Гузеев, В. В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. - Москва : Народное образование, 2001. - 128с. - КБИ 5-87953-150-3.
17. Гусейнов, А. З. К. Д. Ушинский - учитель российских учителей / А. З. Гусейнов, Г. Д. Турчин. - Саратов: [б. и.], 2015. - 52 с.
18. Данилов, О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины // Молодой ученый - 2013. - № 4. - С. 552-555.
19. Жарков, И. А. Технология редакционно-издательского дела: Конспект лекций /
И. А. Жарков. - Москва: МГУП, 2002. - ИВЕ: http://www.hiedu.ru/e-
books/xbook077/01 (дата обращения - 07.06.2020 г.).
20. Издательство «Грамотей»: офиц. сайт. - Москва. - ИВЕ:http://gramoteu.ru/ (дата обращения: 13.08.2020).
21. Ильиных, Ю. С. Функции повторения в учебном процессе: спец. 13.00.01
«Общая педагогика, история педагогики и образования» дис. ... канд. пед. Наук / Ю.С. Ильиных; Комсомольский-на-Амуре Государственный
педагогический институт. - Комсомольск-на-Амуре, 1969. - 242с. - Место защиты: Комсомольский-на-Амуре Государственный педагогический
институт.
22. Исупова, С. В. Применение средств обучения в учебном процессе / С. В. Исупова. - ПРЕ :http://min.usaca.ru/uploads/article/attachment/ (дата обращения 14.05.2020).
23. Квитко, Е. А. Методические рекомендации по разработке рабочей тетради по
учебной дисциплине (профессиональному модулю): методические
рекомендации для преподавателей / Е. А. Квитко - Коркино : ГБПОУ «КГСТ», 2018.
24. Котелкова, М. А. Формирование орфографических умений и навыков на уроках
русского языка - 2009. - URL:https://urok.1sept.ru/articles/553599 (дата
обращения 05.11.2020 г.).
25. Крючкова, Е. А. Рабочие тетради как часть современного УМК по истории / Е. А. Крючкова // Наука и школа - 2017. - № 2. - С. 191-200.
26. Кузина, Т. Г. Методические рекомендации по созданию и оценке рабочей тетради студента / Т. Г. Кузина. 1Ж1/http://www.fa.ru/fil/vladimir/student/Docu-ments(дата обращения: 28.06.2020).
27. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева; под ред. Е. И. Литневской. - Москва : Академический проект,
2006. - 590 с. - КВИ 978-5-8291-3056-5.
28. Лиханская, Н. П. Учебные и научные издания. Основные виды и аппарат: метод. указания по определению вида издания и его соответствия содержанию / Н. П. Лиханская, Г. В. Фисенко, Н. С. Ляшко, А. А. Багинская. - Краснодар : КубГАУ, 2016. - 31 с.
29. Лобин, А. М. Проектирование и анализ концепции книжного издания: учебное пособие для студентов специальности 030901 «Издательское дело и редактирование» / А. М. Лобин, М. В. Миронова. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 110 с.
30. Лобин, А. М. Художественно-техническое оформление изданий: методические указания для студентов 4 курса специальности 030901 «Издательское дело и редактирование» / А. М. Лобин. - Ульяновск : УлГТУ, 2004.- 24 с.
31. Малышев, Б. В. Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения /
Б. В. Малышев, А. А. Воронцов // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 3-1. - ПВЬ:
й11р://’№№№.ебийегаМ.ги/ги/агйс1е/у1е’№?1б=14731 (дата обращения: 03.06.2020).
32. Мачулина, М. А. Особенности работы по формированию орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе / М. А. Мачулина. - ПВЬ: й11рз://суЬег1етпка. ги/агйс1е/п/озоЬеппозй-гаЬо1у-ро-Гогш1гоуатуи-ог1Ьдгайсйезкодо-пауука-па-игокай-гиззкодо-уагука-у-насйа1поу-зйко1е/у1е’№ег 14731 (дата обращения: 23.09.2020).
33. Мильчин, А. Э. Справочник издателя и автора. Редакционно-издательское оформление издания / А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2009. - 1084 с.
34. Мурзин, Д. А. Содержательная модель издания / Д. А. Мурзин // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. - Москва, 2008-2010. ПВЬ: www.fapmc.ru(Дата обращения: 25.08.2020).
35. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х кн. Кн.1 / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - 174 с.
36. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон N 273 от 29.12.2012 : текст с изм. и доп. на 01 июля 2020. - URL: http://www.consultant.ru/docu- ment/cons_doc_LAW_140174//(дата обращения 11.08.2020).
37. Об утверждении Положения о порядке присвоения учебным изданиям грифа
Министерства образования Российской Федерации: приказ Минобразования РФ: принят Министерством Образования 14 июля 1999 N 81. - URL:
http://www.consultant.ru/(дата обращения 08.08.2020).
38. О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации: приказ Минобрнауки России: принят Минобрнауки 02 сентября 2015. - URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения 28.07.2020).
39. Основные понятия технического оформления издания // Myfilology.ru-
информационный филологический ресурс. URL:
https://myfilology.ru//168/osnovnye-ponyatiya-texnicheskogo-oformleniya- izdaniya/(дата обращения: 06.08.2020).
40. Панова, Е. Ю. Рабочая тетрадь как форма оптимизации преподавания филологических дисциплин у студентов заочного отделения факультета журналистики / Е. Ю. Панова. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabochaya- tetrad-kak-forma-optimizatsii-prepodavaniya-filologicheskih-distsiplin-u-studentov- zaochnogo-otdeleniya-fakulteta/viewer(дата обращения:18.12.2020).
41. Пащенко, Н. А. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
студентов / Н. А. Пащенко. - URL: http://www.informio.ru /publications/ id951/ Uchebno-metodicheskoe-obespechenie-samostojatelnoi-raboty-tudentov (дата
обращения 19.09.2020).
42. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская
энциклопедия / под ред. Б. М. Бим-Бад. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с. - URL: https://slovar.cc/enc/ped.html(дата
обращения 10.10.2020). - ISBN 978-5-85270-230-2.
43. Привалова, Е. А. О новом жанре учебной литературы - рабочих тетрадях по
истории / Е. А. Привалова // Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко¬педагогические чтения. - Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной
информации, 2000.
44. СанПиН 2.4.7.960-00. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. Санитарные правила и нормы: текст с изм. 28 окт. 2010 : утв. Главным государственным санитарным врачом РФ.
45. Современная учебная книга: подготовка и издание / под ред. С. Г. Антоновой, А. А. Вахрушева. - Москва: МГУП, 2004. - 224 с.
46. Тулупов, В. В. Теоретический и практический аспекты типологии печатных
периодических изданий / В. В. Тулупов // Проблемы массовой коммуникации: материалы науч. -практ. конф. - Воронеж : Воронежский государственный университе, 2007 - № 8. - URL: http://www.relga.ru/Environ/Web
Obj ects/tguww. woa/wa/Main?textid=1970&level 1 =main&level2=articles (дата
обращения 23.10.2020).
47. Тулякова, Е. И. Особенности редакторского анализа вузовской рабочей
тетради / Е. И. Тулякова // Текст. Книга. Книгоиздание. - 2013. - №2 (4). - С. 6-18. - URL: http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000469258
(дата обращения 12.07.2020).
48. Уткина, Ю. В. Рабочая тетрадь как средство подготовки студентов педагогического колледжа к коммуникации / Ю. В. Уткина. - URL: https ://cyber- leninka.ru/article /n/rabochaya-tetrad-kak-sredstvo-podgotovki-studentov-pedago gicheskogo-kolledzha-k-kommunikatsii (дата обращения 07.06.2020).
49. Федеральный государственный образовательный стандарт : дата введ. 2010-12-17. - URL: https://fgos.ru/(дата обращения 18.10.2020).
50. Хасанова, М. Л. Повышение качества практической подготовки специалистов путем использования алгоритмических методов обучения / М. Л. Хасанова, Л. Н. Аксенова, В. В. Руднев // Современная высшая школа: инновационный аспект - 2016. - № 3 - С. 121 - 126.
51. Чагаева, Т. А. Современные технологии как средство реализации ФГОС на уроках литературы. Формирование навыков смыслового чтения в процессе преподавания русского языка и литературы / Т. А. Чагаева. - URL: https://komiedu.ru/ up load/iblock/580/chagaeva.pdf (дата обращения 04.11.2020).
52. Щеткин, Б. Н. Рабочая тетрадь как одно из эффективных средств организации
самостоятельной работы студентов // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 1. - С. 89-90 - URL:
http://www.expeducation.ru/article/view?id=6366(дата обращения: 01.06.2020).
53. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Е. Эрганова. - Москва : Академия,
2007. - 160 с. - ISBN 5-7695-3183-5
54. Южанинова, Е. Р. Практика создания и использования рабочих тетрадей по философии в условиях ФГОС / Е. Р. Южанинова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2014. - С. 2692-2698.
55. Юрина, Т. А. Формирование и развитие орфографических навыков в школе среднего звена : спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)»: дис. ... канд. пед. наук / Татьяна Александровна Юрина; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. - Москва, 2007. - 251 с. - Место защиты : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ