Введение 4
Глава 1 Курсы повышения квалификации как метод обучения 6
1.1 Курсы повышения квалификации: определение, применение 6
1.2 Нормативные документы для разработки российских курсов повышения
квалификации 16
1.3 Перечень курсов повышения квалификации для редакторов и издателей
в российских вузах 22
1.4 Коммерческие организации, предлагающие курсы повышения
квалификации 34
Глава 2 Критерии как основа создания и разработки курсов повышения квалификации 41
2.1 Виды / типы критериев в образовании 41
2.2 Анализ критериев с точки зрения актуальности и применимости
в издательском деле 49
2.3 Программа курсов повышения квалификации для редакторов
и издателей 57
Заключение 60
Список использованной литературы
Редактор не просто пишет или правит тексты, а умело руководит редакционными процессами. Он понимает, как решить задачи бизнеса с помощью контента, и поэтому востребован на рынке труда. Редакторы нужны онлайн-изданиям, компаниям и контент-агентствам.
Сегодня должность редактора есть не только в книжных издательствах, журналах и газетах - полноценные редакции имеют все крупные промышленные, производственные и другие предприятия, в которых есть собственные сайты, и, тем более, те, которые имеют свое периодическое печатное издание. Редакторы нужны студиям, сайтам, СМИ, учебным центрам и издательствам.
Профессия редактора считается сложной и ответственной. Такой специалист занимается подготовкой к выходу в свет произведений и их редакцией (книг, брошюр, журналов, газет).
В хорошем издании редактор — это капитан корабля. Он работает в команде с иллюстраторами, фотографами, верстальщиками и технологами. Он направляет внимание читателя в будущей книге и расставляет акценты. Редактор отвечает за успех конечного продукта.
Редактор, как и любой другой профессионал, должен всегда поддерживать уровень своей подготовки, расти как специалист и расширять свои возможности, получая новый опыт. Этого можно достичь благодаря курсам повышения квалификации, ведь не только базовое образование играет важную роль в успешной карьере специалиста в будущем, но и его способность расти вместе с техническим прогрессом, узнавать новое и совершенствовать свои навыки.
Объект: курсы повышения квалификации для редакторов и издателей в Российской Федерации.
Предмет: концептуальные особенности курсов повышения квалификации для редакторов и издателей.
Цель: на основе анализа курсов повышения квалификации издателей разработать курсы повышения квалификации для кафедры издательского дела УрФУ.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить содержательную часть (границы, структуру, наполнение) курсов повышения квалификации;
2) проанализировать существующие в России курсы повышения квалификации для издателей;
3) выработать актуальные содержательные критерии курсов повышения квалификации;
4) на основе выработанных критериев разработать курсы повышения квалификации.
Актуальность проводимого исследования заключается в возможности применения новой программы курсов повышения квалификации на кафедре издательского дела УрФУ.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении существующих программ повышения квалификации для редакторов и издателей, анализе этих программ курсов и выявление недостающих тем в этих программах.
Практическая значимость работы состоит в изменении подачи существующих курсов повышения квалификации для издателей, которые предоставляет кафедра издательского дела УрФУ и обновить информацию, содержащуюся в них.
Научная новизна заключается в разработке оптимальной на сегодняшний день программы курсов повышения квалификации, которая будет соответствовать действующим нормам, стандартам издательского дела и новым технологиям в производстве издательской продукции.
Методами проведенного исследования стали метод теоретического анализа и синтеза информации, научное наблюдение, опрос и др.
В магистерской диссертации проведено глубокое и разностороннее исследование темы создания и оценки курсов повышения квалификации для редакторов и издателей.
Проанализированы программы курсов повышения квалификации в 148 вузах Российской Федерации, 6 из которых имеют программы для редакторов и издателей. Выявлено, что указанные программы рассчитаны, как правило, на специалистов с базовым филологическим или журналистским образованием, содержат в себе как теоретическую, так и практическую части, которые составляется с учетом текущих изменений в законодательных актах, государственных стандартах и результата технологического прогресса в стране и мире.
В предпринятом исследовании выявлено, что, кроме вузов, программы курсов повышения квалификации для редакторов и издателей предоставляют также пять коммерческих российских организаций. Сроки обучения во всех организациях разные, как и программы, которые не могут удовлетворять одновременно запросы специалистов-редакторов, издателей или корректоров.
В результате проведенного анализа существующих программ повышения квалификации для редакторов и издателей был проведен опрос среди специалистов сферы издательского дела с целью уточнения основных критериев создания и разработки курсов повышения квалификации. Респондентам, участвовавшим в опросе, был задан ряд вопросов, по результатам ответа на которые удалось определить актуальную на сегодняшний день сферу обучения для редакторов и издателей, приемлемые часы и цену за курсы повышения квалификации.
Практическим результатом ВКР стала разработка пилотной программы курсов повышения квалификации для редакторов, издателей и корректоров на кафедре издательского дела УрФУ, которая дополнила и улучшила существующую программу, реализующуюся на кафедре. Новая пилотная программа курсов повышения квалификации содержит 17 тем теоретического и практического содержания и предполагает возможность дистанционного обучения; учитывает тематические, временные и коммерческие интересы как обучающихся, так и преподавателей.
Проведенное исследование позволило выявить интерес к курсам повышения квалификации для редакторов, корректоров и издателей в российском учебном пространстве, а также методами научного анализа подтвердило актуальность проводимых на кафедре издательского дела курсов повышения квалификации.
1. Абдуразаков, М. М. Формирование профессионально направленных компетенций в условиях реализации требований нового ФГОС / М. М. Абдуразаков // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. — 2014. — № 3. — С. 298-315.
2. Баринов, В.А. Корпоративная культура организации в России /
B. А. Баринов, Л. В. Макаров // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — № 2. — С. 110—121.
3. Берязева, Н. Н. Event-маркетинг: мода или необходимость / Н. Н. Берязева // Рекламодатель: теория и практика. — 2006. — № 6. — C. 46—56.
4. Борисова, Е. А. Оценка и аттестация персонала. / Е. А. Борисова. — Санкт-Петербург.: Питер, 2002. — 252 с. — ISBN 5-94723-388-6.
5. Волгин, Н. А. Оплата труда: японский опыт и российская практика. / Н. А. Волгин. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», — 2004. — 508 с. — ISBN 5-91131-065-1.
6. Воротынцева, Т. Строим систему обучения персонала. Практическое руководство для специалистов по обучению. / Т. Воротынцева. — Санкт-Петербург : Речь, 2008. — С. 25—34. — ISBN 5-9268-0695-X.
7. Высшая школа журналистики ТГУ : [официальный сайт]. Профили
подготовки и курсы. — URL:
http://www.newsman.tsu.ru/studentam/programmv-podgotovki-i-kursv/(дата обращения: 21.05.2019).
8. Герасимов, Б. Н., Менеджмент персонала : учебное пособие /
Б. Н. Герасимов, В. Г. Чумак, Н. Г. Яковлева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. — 446 с. — ISBN 5222038432.
9. Голова, А. Г. Золотой ключик PR, или модели информационных поводов / А. Г. Голова // Маркетинговые коммуникации. — 2006. — № 3. — С. 50—70.
10. Дополнительное образование. — Текст: электронный // Московский политех : [официальный сайт]. — URL:http://mgup.ru/article/1837/(дата обращения: 09.07.2019).
11. Журавлев, П. В. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера / П. В. Журавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов. — Москва : Экзамен, 2000. — 575 с. — ISBN 5-8212¬0064-4.
12.Змеев, С. И. Андрагогика. Основы теории, истории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеев. — Москва : ПЕР СЭ, 2007. — 185 с. — ISBN 5-9292-0099-8.
13. Зорин, А. И. Взаимосвязь понятий «квалификация» и «компетенция» в профессиональном образовании / А. И. Зорин. — Москва : Среднее профессиональное образование, 2015. — 115 с. — ISSN 1990-679X.
14. Институт дополнительного образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого : [официальный сайт].
— URL: https://ido.spbstu.ru/pk i polugodie 2018 goda/(дата
обращения: 10.07.2019).
15. Капитонов, Э. А. Корпоративная культура / Э. А. Капитонов. — Москва : Альфа-пресс, 2005. — 250 с. — ISBN 5-94280-113-4.
16. Карташова, Л. В. Управление человеческими ресурсами / Л. В. Карташова. — Москва : Инфра М, 2009. — 234 с. — ISBN 978-5¬16-002196-6.
17. Кафедра русского языка УрФУ : [официальный сайт]. — URL:
http: //kafid-urfu.wixsite.com/kafrus/pro gramma-4/ (дата обращения:
21.01.2019).
18. Ключарев, Г. А. Дополнительное профессиональное образование: особенности, эффективность, перспективы / Г. А. Ключарев // Социологические исследования. — 2010. — № 2. — C. 83—91.
19. Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 9.2014 № 1726-Р). — Текст:
электронный // Правительство России : [официальный сайт]. — ПРЬ: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf/ (дата
обращения 19.12.2020).
20. Корякова, О. А. Преимущества реализации накопительно-модульной системы повышения квалификации кадров / О. А. Корякова, И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — №1. Т. 2. — С. 50—82.
21. Кузнецов, В. В. Ведущие ученые России в области теории и методики профессионального образования: учебное пособие / В. В. Кузнецов. — Москва : Эгвес, 2015. — 85 с. — ISBN 978-5-9906215-5-8.
22. Курсы повышения квалификации. — Текст: электронный // Учебный
центр Артёма Горбунова : [официальный сайт]. — ПРЬ:
http://edumarket.ru/training/media/publishing/87343/(дата обращения: 27.07.2019).
23. Лефевер, Л. Искусство объяснять. / Л. Лефевер — Москва : МИФ, 2014. — 241 с. — ISBN 978-5-00117-064-8.
24. Магура, М. А. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений / М. А. Магура // Управление персоналом. — 2002. — № 1. — С. 24—29.
25. Маслов, В. И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры / В. И. Маслов. — Москва : Финпресс, 2004. — 286 с. — ISBN 5-8001-0044-6.
26. Национальная педагогическая энциклопедия. — Текст: электронный //
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика : [официальный сайт]. — ПРЬ:
http://didacts.ru/slovari/professionalnoe-obrazovanie-slovar-klyuchevye-ponjatijaterminy-aktualnaja-leksika.html/(дата обращения: 20.01.2019).
27. Овечкин, А. РР и 8ММ: о чем спрашивают клиенты? / А. Овечкин // Рекламодатель: теория и практика. — 2011. — № 5. — С. 20 - 26.
28. Петти, Д. Современное обучение. Практическое руководство. / Д. Петти. — Москва : Ломоносов. — 2010. — 624 с. — ISBN 978-5¬91678-049-9.
29. Повышение квалификации. — Текст: электронный // Московский
издательско-полиграфический колледж им. И. Федорова (МИПК) : [официальный сайт]. — URL:
http: //edumarket.ru/training/media/publishing/81179/(дата обращения: 27.07.2019).
30. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». — Текст: электронный // Гарант. Правовые технологии будущего : [официальный сайт]. — URL:http://base.garant.ru/199499/ (дата обращения: 20.01.2019).
31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». — Текст: электронный // Гарант. Правовые технологии будущего : [официальный сайт]. — URL: http://base.garant.ru/197127/(дата обращения: 22.03.2019).
32. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями. — Текст: электронный // Гарант.ру. Информационно-правовой порт : [официальный сайт]. — URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/(дата обращения: 20.01.2019).
33. Принципы практического обучения для взрослых. — Текст:
электронный // Элитариум. Центр дистанционного образования : [официальный сайт]. — URL:http://www.elitarium.ru/obuchenie-principznanija-opyt-celi-potrebnosti-razvitie-andragogika-sposobnosti/ (дата обращения: 20.01.2019).
34. Равен, Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. / Д. Равен. — Москва : Когито-Центр, 2002. — 80 с. — ISBN 5-89353-052-7.
35. Разновидности повышения квалификации. — Текст: электронный // Все
для поступающих : [официальный сайт]. — URL:
https: //edunews .ru/kursy/info/vidy-i-formy-povyshenij a-kvalifikacii.html/(дата обращения: 09.07.2019).
36. Русская Школа Управления : [официальный сайт]. Повышение
квалификации. URL:
http: //edumarket.ru/training/media/publishing/97022/(дата обращения: 27.07.2019).
37. Синдром вечного студента. — Текст: электронный // Деловой портал
Сноб : [официальный сайт]. — URL:
https://snob.ru/profile/29539/blog/93541/(дата обращения: 09.08.2019).
38. Соловьева, Т. В. Сочетание форм учебных занятий на курсах повышения квалификации как условие обеспечения личностно ориентированного и деятельностного подхода в обучении слушателей / Т. В. Соловьева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2015. — № 1. — С. 54.
39. Теслинов, А. Г. Образование по-взрослому. Дух андрагогики развития. / А. Г. Теслинов. — Москва : Флинта, Наука. 2016. — 125 с. — ISBN 978-5-9765-2552-8.
40. Трудовой Кодекс РФ : [официальный сайт]. — URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683./ (дата
обращения: 20.01.2019).
41. Усанова, Д. О. Виртуальная культура как знаково-игровая интеракция: психология «Человека Играющего» / Д. О. Усанова // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2013. — № 12. — С. 35.
42. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания : [официальный сайт]. — URL:http: //www.ipk.ru/obuchenie/printmedia/kursv-powshenij a-kvalifikacii/(дата обращения: 27.07.2019).
43. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» — Текст: электронный // Минобрнауки России : [официальный сайт]. — URL:
https://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-
ФЗ Об образовании в Российской Федерации.pdf/(дата обращения: 20.03.2019).
44. Форсайт, П. Маркетинг в книгоиздании / П. Форсайт. — Москва : Университетская книга, 2008. — 268 с. — ISBN 978-5-416-00016-5.
45. Центр дополнительного образования Балтийского федерального
университета : [официальный сайт]. — URL: http://cdo.kantiana.ru./
(дата обращения: 10.07.2019).
46. Центр дополнительного профессионального образования научно¬
педагогических работников и специалистов издательских подразделений образовательных организаций. Московский Политех [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. — URL:
https://mospolvtech.ru/index.php?id=5810/(дата обращения: 21.01.2019).
47. Шекшня, С. В. Kak eto skazat po-russky (современные методы
управления персоналом в современной России) / С. В. Шекшня. — Москва : Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003. — 344 с. — ISBN 5¬87057-154-5.