Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программа формирования оптимального психологического климата в педагогическом коллективе образовательной организации

Работа №99747

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Анализ понятия «климат», «психологический климат»
в научной литературе
1.2. Характеристика оптимального психологического климата в
образовательной организации
1.3 Особенности формирования оптимального психологического
климата в образовательной организации
Вывод по теоретической части
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Методы и организация исследования
2.2. Описание результатов эмпирического исследования
2.3 Программа формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации
2.4. Результаты апробации программы психолого-педагогического сопровождения семьи в период подготовки ребенка к школе
Вывод по эмпирической части исследования
Заключение


В настоящие время в условиях существования огромной конкуренции все более остро встает вопрос об эффективности работы и создании условий для формирования благоприятного климата в коллективе, что в свою очередь положительно влияет на работу коллектива. С развитием социального прогресса тесно связаны проблемы формирования благоприятного психологического климата, так же проблема влияния психологических аспектов на управление коллективом является неотъемлемой частью оптимальных условий психологического климата в коллективе.
Одной из важных причин влияющих на оптимальный психологический климат образовательной организации является ситуация устранения причин неблагоприятного психологического климата в организации ведь именно неблагоприятные условия негативно сказываются на эффективности труда.
Не смотря на то, что данная проблема получила достаточно широкое освещение, рассматривалась учеными с разных сторон, сформированы различные подходы к самой проблеме, выявлена структура, факторы и характеристики влияющие на условия психологического климата в образовательной организации, выявлены связи между психологическим климатом и исполнением ролей сотрудниками организации, а также влияние отношения сотрудников к своему труду на психологический климат коллектива остается открытым. Например, А.М. Нагимова относит факторам формирования оптимального психологического климата непосредственные условия и содержание трудовой деятельности: уровень совпадения официальных и неофициальных должностных обязанностей [30].
Г. Минцберг в своих работах, утверждал, что каждый работник играет свою собственную роль в соответствии с занимаемой им должностью, роль включает в себя набор правил и процедур поведения, последовательность их выполнения сотрудниками. Минцберг выделил следующий факт, что несмотря на всю стандартизированность и применение конвенциональных ролей для неопределенного круга лиц, в случает их выполнения каждый человек наполняет их своей индивидуальностью и эмоциональностью, все эти роли не могут существовать независимо друг от друга [29].
Напротив, вступая во взаимодействия, они становятся факторами, оказывающими влияние на психологический климат образовательной организации. Таким образом, по мнению Г. Минцберг конвенциональные роли как бы вытекают из полномочий и статуса человека в организации, охватывая, в том числе, сферу его взаимодействия с людьми[29].
На сегодняшний день исполнение ненадлежащим образом работником своих конвенциональных ролей, становится весьма и весьма актуальным вопросом.
Таким образом, становиться понятным, что вопросы о выявлении связи между психологическим климатом и исполнением конвенциональных ролей сотрудниками организации, а также влияние отношения сотрудников к их конвенциональным ролям на психологический климат коллектива, приобретают особое значение в современной действительности, при этом, остается неглубоко и эпизодически проработанным, что и придает актуальность данной работе.
Актуальность данной проблемы трактуется возросшими требованиями к уровню психологического вхождения индивида в его трудовую деятельность и усложнением психологической жизнедеятельности человека постоянным ростом их личностных притязаний.
Цель исследования: обосновать, разработать и апробировать программу формирования оптимального психологического климата в педагогическом коллективе образовательной организации.
Объект исследования: психологический климат как психологический феномен.
Предмет исследования: программа по формированию оптимального психологического климата в педагогическом коллективе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6».
Гипотезой исследования является предположение о том, что в результате реализации программы будет сформирован оптимальный психологический климат в педагогическом коллективе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6».
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятия «климат», «психологический климат» в научной литературе.
2. Рассмотреть характеристики оптимального психологического климата в образовательной организации.
3. Подобрать и провести диагностические методики, по результатам теоретического исследования.
4. Составить программу эмпирического исследования особенностей оптимального психологического климата в коллективе.
5. Разработать и апробировать программу формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации.
6. Проанализировать результаты научного исследования.
В соответствии с намеченными целями и задачами был использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, обобщение, тестирование, метод математико-статистического анализа эмпирических данных.
Диссертационное исследование проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад №6» городской округ Верхняя Пышма.
Методологическими основаниями исследования выступают:
- подходы к изучению проблем эффективности труда и, следовательно, степенью этого влияния с использованием методов педагогической диагностики (К.Н Кузнецов и А.Г. Калашников).
- подходы к пониманию и рассмотрению психологического климата как общего эмоционально-психологического настроя группы людей. (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) [23].
- подходы к пониманию и рассмотрению климата в сознании людей это и есть комплекс явлений связанных с условиями труда, взаимоотношениями и методом стимулирования труда. (Л.П. Булаева, Е. С. Кузьмин, Н.Н.
Обозов, К.К. Планов, А.К. Уледов).
Практическая значимость исследования:
1. Проведенное исследование дает возможность использовать полученные данные в работе педагога-психолога для комплексного подхода к решению проблем и трудностей, возникших в коллективе, а также для, создания оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации.
2. Разработанная программа формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации может использоваться в работе педагога-психолога, а также руководителями образовательных организаций.
3. Результаты апробации программы представлены в статье, освещенной в III научной практической конференции «Психология: традиции и инновации»
Структура диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит: из введения, двух глав, программы формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящие время создание оптимального психологического климата в коллективе является неотъемлемой частью борьбы за рост производительности труда и эффективного показателя качества образования. Более того, в связи с возросшими требованиями к уровню психологического вхождения индивида в его трудовую деятельность и усложнением психологической жизнедеятельности человека постоянным ростом их личностных притязаний.
В ходе теоретического анализа нам удалось обобщить и систематизировать имеющиеся на данный момент исследования в указанной области. Таким образом, оптимальный психологический климат в педагогическом коллективе - это состояние, включающее в себя отношение внутри малой группы и внутри коллектива в целом, отношения людей к своей работе, своему труду. Ведь именно от психологического климата в педагогическом коллективе зависит включенность каждого члена коллектива в его трудовую деятельность, что в свою очередь влияет на положительный результат организации в целом.
Также в ходе теоретического анализа нами были выявлены трудности, с которыми сталкивается педагогический коллектив образовательной организации, что в свою очередь влияет на психологический климат всего педагогического коллектива образовательной организации. Стоит отметить, что исследований, обобщающих данные трудности нет. Попытка обобщения указанных трудностей привела к выявлению следующих проблем:
- трудности, связанные с профессиональным выгоранием педагогов
- трудности, связанные с принятием нового социального статуса
- трудности, связанные с принятием и распределением ответственности за педагогическую деятельность между педагогами
- трудности, связанные с овладением методами бесконфликтного общения и технологиям конструктивной критики.
Позже нами были эмпирически изучены особенности формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации, что помогло выявить трудности, с которыми она сталкивается в данный период.
Изучение трудностей формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации, имело для нас особое значение, потому что именно они составляли основу для разработки программы психолого-педагогического сопровождения.
Также для ее разработки нами были изучены современные модели формирования психологического климата в коллективе. В ходе теоретического анализа нами было выявлено, что формирования психологического климата в коллективе сегодня не имеет четкой теоретико-методологической базы и основывается на общих принципах психолого - педагогического сопровождения. Данное обстоятельство вызвало ряд затруднений, однако именно их решение позволило создать модель формирования психологического климата в коллективе, с учетом всех преимуществ и недостатков современных моделей и, главное, с учетом особенностей коллектива образовательной организации.
Разработанная программа была реализована на базе МАДОУ д/с №6 - «Золотая рыбка» г. Верхняя Пышма. Анализ эффективности программы с помощью методов математической статистики показал ее высокую эффективность.
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что при формировании оптимального психологического климата в коллективе, педагогический коллектив действительно испытывает ряд затруднений. Разрешение данных трудностей имеет положительное влияние на формирования психологического климата в педагогическом коллективе. Наше исследование может помочь расширить представления научного сообщества в данном вопросе.
Более того, исследование обладает высокой практической значимостью. Разработанная нами программа формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации может использоваться в работе педагога - психолога, а также руководителями образовательных организаций.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ