Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические основы управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации

Работа №80843

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
232
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
КОЛЛЕКТИВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Понятие «конфликт», его виды и причины возникновения в
педагогическом коллективе 8
1.2. Разрешение конфликтов как форма управления конфликтным
взаимодействием членов педагогического коллектива 23
1.3. Специфика управления конфликтами в педагогическом коллективе .... 37
1.4. Выводы по 1 главе 44
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КОНФЛИКТОВ И СПОСОБОВ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
2.1. Описание методик исследования педагогических конфликтов 48
2.2. Результаты исследования и их анализ 53
2.3. Рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в современном педагогическом коллективе 69
2.4. Выводы по 2 главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Проблема конфликтов, теоретическое осмысление ее сущности, рекомендации по проведению практической работы
с конфликтами являются важными для администрации любой образовательной организации. Характер и содержание переживаемых образовательной организацией противоречий, определяют ее конструктивный или деструктивный сценарий деятельности, служат фундаментальной основой объяснительных моделей управления конфликтами.
Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы.
В наше время - время научно-технического и социального прогресса - происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности, как в Российской Федерации, так и в республике Казахстан. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в трудовых коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.
Гуманистическое направление в педагогике, прежде всего, заключается в том, чтобы изжить авторитарные формы общения и искать путь к отношениям на основе сотрудничества. В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического процесса: обучающимися, педагогами, родителями и др. Для педагогики изучение конфликта имеет особенно важное значение. Педагогу необходимо создать благоприятную, благожелательную атмосферу в группе, так как неблагоприятный климат затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь в учебном заведении. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но в силах преподавателя изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего педагогического коллектива. В настоящее время в науке накоплен значительный объем знаний, позволяющий исследовать проблему конфликта в различных аспектах (М. Альберт, Ф.М.Бородкин, А.В.Дмитриев, Ю.Г.Запрудский, А.Г.Здравомыслов, Д.П. Зеркин, Н.М. Коряк, Л. Коузер, М.Мескон, М.А.Робер, Дж.Г. Скотт, Ф. Тильман, Ф. Хедоури, Р.Х. Шакуров, В.Н. Шаленко и др.).
Анализ литературы по проблеме педагогического конфликта свидетельствует о возросшем профессиональном интересе отечественных ученых В.И. Андреева, А.С. Белкина, Т.В. Драгуновой, В.И. Журавлева, О.В. Лишина, Л.А. Петровской, Н.Е. Щурковой, Н.Н. Юрьевой, Д.И. Фельдштейна и др. к поиску концептуальных механизмов и эффективных средств управления конфликтными ситуациями.
Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждому его члену необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов. Конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться конструктивно жить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки. Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления коллективом. В наше время, теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Важно учиться управлять конфликтным взаимодействием.
Актуальность данной проблематики обусловила тему магистерской диссертации: «Организационно-педагогические основы управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации».
Цель: изучить педагогические конфликты и способы их разрешения в системе управления педагогическим коллективом образовательной организации.
Объект исследования - педагогические конфликты в образовательной организации.
Предмет исследования - способы разрешения конфликтов в системе управления педагогическим коллективом образовательной организации.
Гипотеза исследования: управление конфликтами в современном педагогическом коллективе возможно посредством повышения индивидуального уровня подготовленности административного и педагогического персонала к деятельности по минимизации конфликтогенных условий и разрешению предконфликтных ситуаций межличностного общения.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования.
2. Изучить проблему управления конфликтами и способы разрешения конфликтов.
3. Проанализировать особенности возникновения конфликтов и специфику управления ими в педагогическом коллективе.
4. Провести эмпирическое исследование педагогических конфликтов и способов их разрешения в педагогическом коллективе.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в современном педагогическом коллективе.
Новизна данного исследования заключается в том, на основе изученных теоретических данных нами был проведен самостоятельный практический анализ конфликтов в образовательной организации п. Сарыколя (р. Казахстан), и на его основе разработаны рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в современном педагогическом коллективе.
Исследование проводилось на базе КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права» Управления образования акимата Костанайской области (р. Казахстан). Эмпирическую выборку исследования составили - 38 человек, из которых 8 человек - представители администрации колледжа и 30 человек - педагоги.
Методы исследования теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ, систематизация и обобщение данных, полученных при использовании анкетирования, диагностических методик.
Методики исследования:
1. Методика «Стратегии поведения личности в конфликте».
2. Методика «Стратегии и модели преодолевающего поведения».
3. Анкета «Причины возникновения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе».
Теоретическим базисом исследования явились: социальная теория конфликта, разрабатываемая И.Б.Гурковым, А.К.Зайцевым, А.Г. Здравомысловым, М.И.Негодовым и др.. Теория педагогического взаимодействия В.Н. Мясищева и педагогического общения В.А. КанКалика, А.А. Леонтьева, А.В Петровского, Л.А. Петровской, А.В. Мудрика, И.Д. Никандрова и др.; положения концепции эффективной гуманистической системы А.А. Бодалева, З.А.Мальковой, Л.И.Новиковой и др.; концептуальные идеи управления профессиональной подготовки кадров К.А. Абульхановой - Славской, В.А. Беликова, А.Г. Гостева, Г.Г. Гранатова, В.А. Сластенина и др.
Теоретическая значимость данной работы заключается в обосновании и уточнении основных теоретических положений и концептуальных подходов к изучению педагогических конфликтов и способов их разрешения в образовательной организации. Данное исследование расширяет наши представления о значении умений разрешения конфликтов в системе управления педагогическим коллективом.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по психологии управления, по психолого-педагогическим дисциплинам, в практической работе педагогов и руководителей образовательных организаций.
Структура: работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в современной конфликтологической литературе существуют различные определения конфликта. В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. По отношению к отдельному субъекту конфликты выделяют: внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые). Различают также кратковременные и затяжные, объективные и субъективные, конструктивные и деструктивные конфликты.
Причины возникновения конфликтов довольно разнообразны. Иногда можно видеть сразу несколько причин. Старт конфликта вызвала одна причина, а затяжной характер ему придала другая.
В педагогической деятельности отражаются общие закономерности объективной действительности, реальности. Мы считаем некорректным пытаться определять причины конфликтов, относящиеся сугубо к педагогической практике, и рассматриваем вероятные причины возникновения межличностных конфликтов, придавая им возможную меру обобщенности.
Вероятными причинами могут стать: оспаривание лидирующего положения, признания славы, популярности, приоритета; ущемление чувства собственного достоинства; неподтверждение ролевых ожиданий, отсутствие интересного дела, перспектив; нежелание считаться с товарищами, коллегами; предметно-деловые разногласия и т.д.
Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта. Это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению.
Разрешение конфликта - заключительный этап развития конфликта. Во всех многообразных формах реализуются различные виды завершения конфликта. Различаются полное и неполное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.п.
Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или на новой основе.
Сколь бы ни были разнообразны конфликты, процесс разрешения их характеризуется некоторыми общими чертами. Прежде всего, как этап более широкого управленческого процесса он осуществляется в рамках его необходимых условий и принципов. Кроме того, ему присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия и технология.
Эффективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации принципов управления конфликтами. В зависимости от возможных моделей разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликта, описанных и используемых в зарубежных программах обучения управлению. Это: стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса.
Научными исследованиями доказано, что по своей природе профессиональная образовательная деятельность, как одна из основных сфер человеческого взаимодействия в обществе, в значительной степени подвержена конфликтному противостоянию.
Как показывает практика, именно индивидуально-психологические особенности членов педагогического коллектива создают предрасположенность к возникновению предконфликтных ситуаций среди различных категорий сотрудников. Педагоги остро реагируют на оценку своих личностных данных. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками.
Кроме того, демографической особенностью педагогического коллектива является то, что 83 % педагогов - женщины. Как считают специалисты, в однородных по полу коллективах учащаются межличностные конфликты, которые в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствующие нормальному развитию личности и эффективности образовательного процесса. В этом и заключается специфика педагогических конфликтов, вызывающая определенные трудности управления конфликтами в образовательном учреждении.
Осуществив эмпирическое исследование конфликтного взаимодействия в педагогическом коллективе, мы выяснили, что преобладающими стилями поведения педагогов в конфликтных ситуациях являются компромисс, избегание и уступка, тогда как администрация больше склонна к сотрудничеству и компромиссу. В вопросе преодоления профессиональных затруднений в коллективе в большей степени предпринимаются острожные действия. В то время, когда руководители образовательного учреждения стремятся получить поддержку и активно вступают в социальный контакт, педагоги только ожидают оказания поддержки.
Результаты нашего исследования показали, что среди педагогов слабо выражены когнитивный и поведенческий компоненты, а значит, педагоги недостаточно хорошо знают деловые и личностные качества членов коллектива, чтобы при необходимости помочь друг другу или ожидать от них поддержки.
Выявив различия в восприятии конфликтов и конфликтного поведения педагогов и администрации колледжа, можно констатировать следующее: педагоги с большой настороженностью относятся к конфликтам. Значит, педагогам необходимо предоставить возможность анонимного или авторского высказывания, отстаивания своих точек зрения на ту или иную проблему. В педагогическом коллективе преобладают такого рода конфликты, как педагог- педагог, педагог-ученик, что говорит о необходимости обучения педагогов культурным формам общения, бесконфликтному поведению с детьми.
Проведенный анализ позволил разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в современном педагогическом коллективе. А именно: 1) необходимо педагогический коллектив обучать активным формам борьбы за свои интересы, применению всех доступных средств для достижения поставленных целей; 2) педагогический коллектив необходимо обучать активным формам взаимодействия, создавать рабочие группы из педагогов разных предметов по подготовке различных мероприятий формальных и неформальных; 3) проводить рабочие совещания по проблемным вопросам; 4) руководству образовательного учреждения необходимо работать над вопросом сплочения коллектива, проводить больше мероприятий, в которых деловые и личностные качества педагогов раскрывались бы в полной мере. Мероприятия должны быть направлены на выработку умения работать в команде, добиваться общих целей.
Итак, для снижения уровня конфликтности в педагогическом коллективе, а также формирования профессиональных качеств и умений педагогов необходимо создание в колледже системы работы с кадрами. Личностный профессиональный рост педагога стимулируется в процессе включения в индивидуально-развивающую программу. Для ее составления в колледже необходимо организовать систему непрерывного образования педагогических кадров. Формы работы с кадрами различны - участие в семинарах по обмену опытом, конференциях, теоретические и практические занятия, лекции, беседы, консультации, на которых педагоги будут знакомиться с содержанием основных психологических понятий, получат психологические рекомендации о способах и приемах самоконтроля, специфике профессионального самоконтроля педагога и особенностях его проявлений в деятельности.
Таким образом, цель исследования - изучить педагогические конфликты и способы их разрешения в системе управления педагогическим коллективом - достигнута. Задачи решены. Гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1999. - 299 с.
2. Адриади И.П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт: Методические разработки. - М.: ГУОЛИВК, 2001. - 46 с.
3. Алехина И.В. Самоменеджмент в деятельности учителя. - Брянск: БГПИ, 2012. - 100 с.
4. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения
переговоров и разрешения конфликтов. - Казань: КГПУ, 2013. - 142 с.
5. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для студентов сред.пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 160с.
6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 551 с.
7. Бандурка А.М., Друзь В.А. Конфликтология: Учебное пособие для вузов. - Харьков: Ун-т внутр. Дел, 2011. - 355 с.
8. Беликов В.А. Уровни организации учебно-познавательной деятельности школьников: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МГПИ, - 1994. - 40 с.
9. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983. - 150с.
10. Бойко В.В., Ковалев А.Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения //Психологический журнал. - 2014. - Т. 4. - № 3. - С. 21-
11. Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание: конфликт! -
Новосибирск: Наука, 2012. - 315 с.
12. Вердербер Р. Психология общения: Пер. с англ. /Р. Вердербер, К. Вердербер. - 11-е изд. - СПб.: Нева, - 2012. - 320с.
13. Гражданское самочувствие учителей Московской области. // Информационно-аналитический материал по результатам мониторингового социологического исследования. М.: ИПК и ПРНО МО, - 1999. - С. 11.
14. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. - Новосибирск, 2000. - 198 с.
15. Гришина Н.В. Производственные конфликты и их регулирование. - Л. -1990.
16. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», - 2014. - 320с.
17. Дискуссии. Проблемы конфликтологии. // Социологические исследования. 2013. - № 9.- С. 52-57.
18. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. - М.: Гардарики, - 2009.
19. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987; Общение как педагогическая проблема // Сб. научных трудов / Под ред. А.В. Мудрика. - М., 1974; Шмелёв А.Г. Острые углы семейного круга. - М. - 1998.
20. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивный и деструктивный процесс) //Социально-политический журнал. - 2012. - № 1. - С.202-217.
21. Дорохова Л. Били ли мальчика? // Учительская газета. 2011. - №
4. - С. 11.
22. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское педагогическое агентство, 2001.- 184с.
23. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М. - 2011. -300с.
24. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов-на-Дону.: Феникс, - 2010.
25. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, - 1999.
26. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов- наДону: «Феникс», - 2009. - 480с.
27. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. Учеб. пособие -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», - 2011. - 192с.
28. Конфликтология: Учебник для вузов / В.П. Ратников, В.Ф. Голюбь, Г.С. Лушакова и др.; Под ред. Проф. В.П. Ратников. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, - 2001.
29. Коузер Л. Основы конфликтологии. - СПб.: Светлячок, - 2012.
30. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, Н.Г.Ярошевского. - Ростов н/Д: Феникс. - 1999.
31. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. - М.: Дело, - 2000. - 240
с.
32. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект-Пресс, - 2001. - 401 с.
33. Кулиев, Т.А., Мамедов, В.Б., «Руководитель и коллектив: взаимодействие» - М.: Знание. - 1995. - 45 с.
34. Мелибруда Е. Я-ты-мы: Психологические возможности
улучшения общения. - М.: Прогресс,2001. - 231 с.
35. Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф.Основы менеджмента. - М.: Дело, 1998.
36. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. -Прайм: Еврознак, 2005.
37. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, - 2013.¬560 с. - С.441-448.
38. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.: Прогресс,1999. - 142с.
39. Светлов В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. - М.: Росток, 2009. - 290 с.
40. Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. - Киев: Верзинин и к0, ЛПД. - 2002. - 400 с.
41. Социальное управление: словарь-справочник. - М.: МГУ, - 1998.
42. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. - М.: Приор, 2010.
43. Учитель, школа, общество / Социологический очерк 90-х годов. СПб.: СПГУПМ, 2002. - С. 167.
44. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. — М.: Наука. 1998. - С. 22 - 25.
45. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. - СПб, 2001. - 276с.
46. Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива.-М. - 1997.
47. Шакуров Р.Х. Социально - психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М. - 2002. - 212 с.
48. Шаленко В. Н. Социально-трудовые конфликты в России: анализ динамики и методы разрешения. // Социальный конфликт. 2014. - №3. - С. 11-35.
49. Щербак В.Е. Конфликтные ситуации на предприятии // ЭКО. 2013 - №11.- С. 11-43.
50. Юрьева Н.Н. Активные методы и формы обучения как способ предупреждения конфликтов //Конфликты в школе (Введение в проблему) /Под ред. Н.Н. Юрьевой. - СПб, 2001. - Ч. 1. - 108 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ