ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Анализ понятия «климат», «психологический климат»
в научной литературе
1.2. Характеристика оптимального психологического климата в
образовательной организации
1.3 Особенности формирования оптимального психологического
климата в образовательной организации
Вывод по теоретической части
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Методы и организация исследования
2.2. Описание результатов эмпирического исследования
2.3 Программа формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации
2.4. Результаты апробации программы психолого-педагогического сопровождения семьи в период подготовки ребенка к школе
Вывод по эмпирической части исследования
Заключение
В настоящие время в условиях существования огромной конкуренции все более остро встает вопрос об эффективности работы и создании условий для формирования благоприятного климата в коллективе, что в свою очередь положительно влияет на работу коллектива. С развитием социального прогресса тесно связаны проблемы формирования благоприятного психологического климата, так же проблема влияния психологических аспектов на управление коллективом является неотъемлемой частью оптимальных условий психологического климата в коллективе.
Одной из важных причин влияющих на оптимальный психологический климат образовательной организации является ситуация устранения причин неблагоприятного психологического климата в организации ведь именно неблагоприятные условия негативно сказываются на эффективности труда.
Не смотря на то, что данная проблема получила достаточно широкое освещение, рассматривалась учеными с разных сторон, сформированы различные подходы к самой проблеме, выявлена структура, факторы и характеристики влияющие на условия психологического климата в образовательной организации, выявлены связи между психологическим климатом и исполнением ролей сотрудниками организации, а также влияние отношения сотрудников к своему труду на психологический климат коллектива остается открытым. Например, А.М. Нагимова относит факторам формирования оптимального психологического климата непосредственные условия и содержание трудовой деятельности: уровень совпадения официальных и неофициальных должностных обязанностей [30].
Г. Минцберг в своих работах, утверждал, что каждый работник играет свою собственную роль в соответствии с занимаемой им должностью, роль включает в себя набор правил и процедур поведения, последовательность их выполнения сотрудниками. Минцберг выделил следующий факт, что несмотря на всю стандартизированность и применение конвенциональных ролей для неопределенного круга лиц, в случает их выполнения каждый человек наполняет их своей индивидуальностью и эмоциональностью, все эти роли не могут существовать независимо друг от друга [29].
Напротив, вступая во взаимодействия, они становятся факторами, оказывающими влияние на психологический климат образовательной организации. Таким образом, по мнению Г. Минцберг конвенциональные роли как бы вытекают из полномочий и статуса человека в организации, охватывая, в том числе, сферу его взаимодействия с людьми[29].
На сегодняшний день исполнение ненадлежащим образом работником своих конвенциональных ролей, становится весьма и весьма актуальным вопросом.
Таким образом, становиться понятным, что вопросы о выявлении связи между психологическим климатом и исполнением конвенциональных ролей сотрудниками организации, а также влияние отношения сотрудников к их конвенциональным ролям на психологический климат коллектива, приобретают особое значение в современной действительности, при этом, остается неглубоко и эпизодически проработанным, что и придает актуальность данной работе.
Актуальность данной проблемы трактуется возросшими требованиями к уровню психологического вхождения индивида в его трудовую деятельность и усложнением психологической жизнедеятельности человека постоянным ростом их личностных притязаний.
Цель исследования: обосновать, разработать и апробировать программу формирования оптимального психологического климата в педагогическом коллективе образовательной организации.
Объект исследования: психологический климат как психологический феномен.
Предмет исследования: программа по формированию оптимального психологического климата в педагогическом коллективе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6».
Гипотезой исследования является предположение о том, что в результате реализации программы будет сформирован оптимальный психологический климат в педагогическом коллективе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6».
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятия «климат», «психологический климат» в научной литературе.
2. Рассмотреть характеристики оптимального психологического климата в образовательной организации.
3. Подобрать и провести диагностические методики, по результатам теоретического исследования.
4. Составить программу эмпирического исследования особенностей оптимального психологического климата в коллективе.
5. Разработать и апробировать программу формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации.
6. Проанализировать результаты научного исследования.
В соответствии с намеченными целями и задачами был использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, обобщение, тестирование, метод математико-статистического анализа эмпирических данных.
Диссертационное исследование проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад №6» городской округ Верхняя Пышма.
Методологическими основаниями исследования выступают:
- подходы к изучению проблем эффективности труда и, следовательно, степенью этого влияния с использованием методов педагогической диагностики (К.Н Кузнецов и А.Г. Калашников).
- подходы к пониманию и рассмотрению психологического климата как общего эмоционально-психологического настроя группы людей. (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) [23].
- подходы к пониманию и рассмотрению климата в сознании людей это и есть комплекс явлений связанных с условиями труда, взаимоотношениями и методом стимулирования труда. (Л.П. Булаева, Е. С. Кузьмин, Н.Н.
Обозов, К.К. Планов, А.К. Уледов).
Практическая значимость исследования:
1. Проведенное исследование дает возможность использовать полученные данные в работе педагога-психолога для комплексного подхода к решению проблем и трудностей, возникших в коллективе, а также для, создания оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации.
2. Разработанная программа формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации может использоваться в работе педагога-психолога, а также руководителями образовательных организаций.
3. Результаты апробации программы представлены в статье, освещенной в III научной практической конференции «Психология: традиции и инновации»
Структура диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит: из введения, двух глав, программы формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации, заключения, списка литературы и приложения.
В настоящие время создание оптимального психологического климата в коллективе является неотъемлемой частью борьбы за рост производительности труда и эффективного показателя качества образования. Более того, в связи с возросшими требованиями к уровню психологического вхождения индивида в его трудовую деятельность и усложнением психологической жизнедеятельности человека постоянным ростом их личностных притязаний.
В ходе теоретического анализа нам удалось обобщить и систематизировать имеющиеся на данный момент исследования в указанной области. Таким образом, оптимальный психологический климат в педагогическом коллективе - это состояние, включающее в себя отношение внутри малой группы и внутри коллектива в целом, отношения людей к своей работе, своему труду. Ведь именно от психологического климата в педагогическом коллективе зависит включенность каждого члена коллектива в его трудовую деятельность, что в свою очередь влияет на положительный результат организации в целом.
Также в ходе теоретического анализа нами были выявлены трудности, с которыми сталкивается педагогический коллектив образовательной организации, что в свою очередь влияет на психологический климат всего педагогического коллектива образовательной организации. Стоит отметить, что исследований, обобщающих данные трудности нет. Попытка обобщения указанных трудностей привела к выявлению следующих проблем:
- трудности, связанные с профессиональным выгоранием педагогов
- трудности, связанные с принятием нового социального статуса
- трудности, связанные с принятием и распределением ответственности за педагогическую деятельность между педагогами
- трудности, связанные с овладением методами бесконфликтного общения и технологиям конструктивной критики.
Позже нами были эмпирически изучены особенности формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации, что помогло выявить трудности, с которыми она сталкивается в данный период.
Изучение трудностей формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации, имело для нас особое значение, потому что именно они составляли основу для разработки программы психолого-педагогического сопровождения.
Также для ее разработки нами были изучены современные модели формирования психологического климата в коллективе. В ходе теоретического анализа нами было выявлено, что формирования психологического климата в коллективе сегодня не имеет четкой теоретико-методологической базы и основывается на общих принципах психолого - педагогического сопровождения. Данное обстоятельство вызвало ряд затруднений, однако именно их решение позволило создать модель формирования психологического климата в коллективе, с учетом всех преимуществ и недостатков современных моделей и, главное, с учетом особенностей коллектива образовательной организации.
Разработанная программа была реализована на базе МАДОУ д/с №6 - «Золотая рыбка» г. Верхняя Пышма. Анализ эффективности программы с помощью методов математической статистики показал ее высокую эффективность.
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что при формировании оптимального психологического климата в коллективе, педагогический коллектив действительно испытывает ряд затруднений. Разрешение данных трудностей имеет положительное влияние на формирования психологического климата в педагогическом коллективе. Наше исследование может помочь расширить представления научного сообщества в данном вопросе.
Более того, исследование обладает высокой практической значимостью. Разработанная нами программа формирования оптимального психологического климата в коллективе образовательной организации может использоваться в работе педагога - психолога, а также руководителями образовательных организаций.