ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 8
1.1. Характеристические понятия межличностных отношений с точки
зрения разных авторов 8
1.2. Специфика межличностных отношений в коллективе
дошкольников 21
1.3. Методы формирования взаимоотношений между детьми 41
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 55
2.1. Диагностические методики определения межличностных
отношений 55
2.2. Результаты диагностики межличностных отношений на начальном
этапе 62
2.3. Реализация комплекса игр по формированию межличностных
отношений 71
2.4 Результаты итоговой диагностики 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
Превыше всего в жизни человека - это отношения с людьми. Непосредственно эти отношения пробуждают такие радужные и такие драматические, но зачастую напряженные и немаловажные переживания. Связь с другими людьми в основном определяет нравственную значимость личности. В нашем понимании хороший человек - это непременно человек, готовый к конкретным отношениям, а именно душевный, чуткий, готовый помочь [53].
Жизнь человека невозможно представить без общения. Именно в общении обнаруживаются основные черты нашего характера и темперамента, наши потребности, суждения и пристрастия, манеры, стремления, уровень веры или неверия в себя и др. [39].
Общение играет большую роль в формировании личности ребенка. Освоение структуры отношений детей со сверстниками становится весьма значимым и необходимым.
Наиболее важная ступень в воспитании - дошкольный возраст. В этом возрасте возникают и преимущественно активно развиваются отношения с другими людьми. На данном этапе в общении ребенка со сверстниками появляются достаточно непростые взаимоотношения, значительно сказывающиеся на развитие его личности [1].
По сути, группу детского сада можно считать, как первую детскую структурированную малую группу, которая вкупе с семьей вносит определяющее воздействие на формирование личности дошкольника. В этот период у детей вырисовываются зачатки коллективистических отношений со сверстниками, тогда же видны первые очертания детского коллектива.
Исследование в социальной психологии детских малых групп вынуждает сделать заключение о чрезвычайной важности дошкольного детства в психическом развитии человека. Первоисточником формирования личности, как раз и является этот возрастной период. Неспроста А. В. Запорожец отмечал безвозвратность процесса развития личности в дошкольном возрасте, не утрачивает значение ценных психофизиологических свойств и качеств, приобретаемых дошкольником, для формирования его личности. Именно период дошкольного детства преимущественно чувствителен для развития теплых отношений к окружающим. В детском саду, где дети обладают одинаковыми правами и схожими интересами, дети учатся понимать проблемы сверстника, реагировать на его огорчения, овладевают практическим опытом. Фундамент объективности, ответственности, общественной инициативности
закладываются непосредственно в обществе сверстников. Вне этого, проблема человеческого фактора, которой уделяется такое огромное внимание в нашем обществе, не решится по отношению к подрастающему поколению.
Практика первых отношений с другими людьми является основой для будущего развития личности ребенка. Этот начальный опыт в значительной степени характеризует свойства самосознания человека, его мироощущение, его образ действий и настроение среди людей. Но не всегда данный опыт протекает благополучно. Обилие разногласий человека с другими людьми и с самим собой, идет из раннего детства. Конфликтные дети, не способные контактировать, чувствовать окружающих, познавать их или уступать им, доставляют много трудностей не только другим, но и самим себе. Не получившие разрешения в детстве затруднения в отношениях с другими людьми сохраняются нелегким багажом в душе человека и дают всходы не только индивидуальными, и социальными недугами. Большая часть отрицательных и разрушительных проявлений промеж молодежи, наблюдаемых с недавних пор (излишняя ожесточенность, враждебность, эмоциональная отстраненность и др.), родом из детства [53].
Сложная ситуация в межличностных отношениях появилась на пересечении целого ряда наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики и представляется одной из главных проблем нашего времени. Эта проблема притягивает все сильнее интерес экспериментаторов у нас и за рубежом и представляет по сути, стержневую проблему социальной психологии, исследующей разнообразные ассоциации людей - т.е. группы. Она соприкасается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», крайне необходимой для теории и практики выращивания растущего поколения [1].
Руководить становлением коллектива и личности невозможно без точных данных о внутренней структуре группы, о позиции в ней каждого ребенка. Поэтому, каждому воспитателю следует знать, как внедриться в эту структуру, ему необходимо уметь пользоваться методами исследования личных взаимоотношений [27].
Педагогу необходимо понимать структуру межличностных течений в той или иной возрастной группе детского сада, условия, помогающие наилучшему становлению позитивных взаимоотношений, уяснить затруднения, которые могут появиться у дошкольника во взаимоотношениях и общении со сверстниками, чтобы вернее понять отличительные качества группы, с которой он работает, и главным образом в позиции каждого ребенка в структуре групповых взаимоотношений [45].
Следовательно, тема возникновения и формирование межличностных отношений крайне актуальна, ввиду обилия отрицательных и разрушительных явлений среди молодежи за последнее время, которые возникают еще в раннем и дошкольном детстве. Это мотивирует прибегнуть к обследованию развития отношений детей друг с другом на начальной стадии онтогенеза, для того, чтобы разобраться в их возрастных закономерностях. Данные о специфике развития детской личности на той стадии ее генезиса, когда только закладываться главные стереотипы поведения, духовные основы отношений личности к социальному миру, к себе самому, детализация знаний о потенциальных способах своевременной диагностики и коррекции имеет основополагающее значение.
Объект исследования - процесс формирования межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия, направленные на формирование межличностных взаимоотношений дошкольников.
Цель - разработать и апробировать в педагогическом процессе ДОУ педагогические условия, способствующие формированию межличностных взаимоотношений дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) Провести анализ психолого-педагогических исследований по теме ВКР.
2) Подобрать диагностические методики для определения межличностных взаимоотношений в коллективе детей.
3) Разработать и внедрить в воспитательно - образовательный процесс ДОУ педагогические условия, способствующие формированию межличностных взаимоотношений в коллективе детей.
4) Провести анализ межличностных отношений в коллективе детей в начале и в конце опытно-поисковой работы.
В основу исследования положена следующая гипотеза: формирование межличностных взаимоотношений дошкольников будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- разработан комплекс игр, снижающих агрессивность и психологическую напряженность и повышающих уверенность в себе, самостоятельность, умение разрешить конфликты, проявить помощь и эмпатию;
- игровые объединения детей формируются в зависимости от межличностного статуса ребенка в группе;
- дети соблюдают правила доброжелательных взаимодействий.
Теоретическую основу исследования составили:
Исследования о природе и сущности игры занимались многие ученые, и до сих пор этот вопрос продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец , Д. Б. Эльконин. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (М.И. Лисина), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Д. Б. Эльконин), либо как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже). При написании ВКР мы опирались также на научные труды и монографии таких авторов, как: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Я. Л. Коломинский, Л. Ф. Обухова, Л. Н. Галилузова, Е. О. Смирнова, А. А. Рояк, Т. А. Репина и других.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические — изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
• эмпирические - наблюдение, беседы, социометрия.
Практической базой исследования явился ДОУ № 8 г. Екатеринбурга. В опытно-экспериментальной работе приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный период, время особенной чувствительности к определенного рода влияниям. И самый подходящий для развития у ребенка коллективистических качеств, а также гуманного отношения к окружающим. Если не заложить фундамент этих качеств (благосклонность, сопереживание к людям, уважение к интересам других людей) в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может оказаться неполноценной и в последствии компенсировать данный недочет будет очень нелегко [59].
Социальные умения, которые развиваются у ребенка во время игры со сверстниками, такие: подчиняться конкретному правилу, легко находить эмоциональный контакт с другим человеком, приспосабливаться к его индивидуальным особенности, находить оригинальное решение в неблагополучной для себя ситуации [6].
Например, игра со сверстниками вынуждает ребенка соблюдать игровые правила. Это повиновение игровому правилу, способствует овладению навыка подчинять свое поведение и тем правилам, которые регламентируют жизнь людей в мире взрослых.
Г оворя об этом, надо сказать, что еще лет двадцать — тридцать назад дети росли абсолютно в другой обстановке, чем в данное время, - они гораздо чаще общались друг с другом. Теперь условия поменялась: кто - то растет за стеной частных домов на попечении гувернанток, кто - то в городе практически с пеленок посещает разные «развивающие» занятия. А порой бывает и так: зная в два года азбуку, считая в три года и говоря на нескольких языках в четыре, ребенок сам не желает контактировать со сверстником - его абсолютно удовлетворяет жизнь в мире взрослых. Это не может не повлиять на его социальном развитии.
Когда ребенок приходит в детский сад, ребенку по неволе приходится приспосабливаться к индивидуальным особенностям других детей, с которыми необходимо общаться, все время находить решения для иной поведенческой стратегии. Это весьма целесообразно для его последующей жизни - в стремительно изменяющемся мире общественно успешных людей, обладающих коммуникативной компетентностью.
Сверстник предоставляет ребенку обилие позитивных эмоций, которые появляются, к примеру, тогда, когда дети с визгами и радостными криками носятся друг за другом. При этом дети регулярно из-за чего-то дерутся, потом мирятся, снова что-то делят и так далее. Не скучно всем участникам этого процесса, а самое важное, дети в такой среде становятся значительно веселее, манящими к себе тех людей, которые с ними контактируют.
Еще один значимый факт такого сосуществования — дети легко налаживают эмоциональный контакт с другими людьми, что является результатом их разумного эмоционального развития.
Помимо этого, если «здравомыслящий» взрослый не встрянет, дети творят именно то, что, с точки зрения этого взрослого, делать запрещено: кататься по земле, бегать на четвереньках и т. д. Но именно в этот миг ребенок оказывается самим собой, маленьким человеком, проживающий по тем нормам, которые неизвестны в мире взрослых.
Нужно обратить внимание, что именно в таких «не регламентированных» играх ребенок начинает ощущать радость от чувства новшества, оригинальности, интереса от того, что будет потом. Пережив восторг от постижение нового в детстве, он будет стремиться к таким же состояниям, став взрослым.
Помимо всего ранее сказанного, коллективная игра детей друг с другом содействует развитию таких способностей, как сострадание и сорадование — умение встать на место другого человека, разглядеть мир его глазами и радоваться удачам другого. Популярный отечественный психолог А. В. Запорожец указал на деятельность эмоционального воображения, которая дает возможность ребенку сострадать, сочувствовать и сорадоваться окружающим его людям. Возникает это оттого, что проникая в роль другого человека, ребенок, демонстрируя разные эмоциональные реакции, начинает их в реальности чувствовать. Последнее положение приводит к тому, что ребенок начинает сопереживать или сорадоваться тому, кто пребывает под господством неблагоприятных или благоприятных эмоций.
Обычно, ребенок, который в детстве недостаточно играет с ровесниками, может столкнуться с существенными проблемами.
Насчет этого отечественный эксперт в сфере детских неврозов А. И. Захаров пишет: «...Дефицит опыта контактов со сверстниками в раннем возрасте, а также и игрового, фатально затрудняет перспективу отношений в школе, а в числе психологически неприспособленных детей в классе преимущественно составляют те, кто был прежде отчужден от общения со сверстниками. Эти же дети, не зная, как обретать и играть роли, проявляют ригидность, предрасположенность к стереотипам и штампам во взаимодействии, быстро теряются в незнакомой ситуации, уходят в себя, сердятся и зачастую под тем или иным причинам прекращают посещать школу.
Игровые лишения сопутствуются, кроме того, утратой чувства юмора, не говоря уже о непринужденности и жизнерадостности. В результате этого можно обозревать чересчур грубых, максималистски настроенных маленьких старичков, которые умеют только расплакаться, но не расхохотаться и отнестись с юмором к проигрыванию некоторых тревог и волнений.
В их однобоком мире имеется только черное и белое без каких-либо оттенков, они излишне взыскательны и не по-детски суровы к несовершенствам, ошибкам, промахам, которые в обилие обнаруживают у других, но только не у себя» [42].
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов. / Г. С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2008. - 351 с.
2. Андреева, Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Г. М. Андреева. - М.: Просвещение, 1989. - 228 с.
3. Антонова, Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. / Т. В. Антонова // Дошкольное воспитание. - М.: Эксмо, 2009.
- 125 с.
4. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. / В. Н. Белкина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 288 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 364 с.
6. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре. / А. К. Бондаренко, А. И. Матусин. - М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
7. Венгер, Л. А. Психология. / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
8. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - СПб.: Питер, 2008. - 272с.
9. Волков, Б. С. Дошкольная психология / Б. С. Волков, Н. В. Волкова.
- СПб.: Питер, 2007. - 272 с.
10. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: кн. для воспитателей дет. сада / А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Паромонова и др.; под ред. В. В. Холмовской. - М.: Просвещение, 2009. - 144 с.
11. Воспитание детей в старшей группе детского сада: пособие для воспитателей дет. сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.; сост. Г. М. Лямина. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 288 с.
12. Воспитание дошкольников в семье: // (Вопросы теории и методики); под ред. Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 2009. - 191 с.
13. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: кн. для воспитателей дет. сада. / Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Т. И. Осокина и др.; под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. -М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
14. Выгодский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л. С. Выготский // Вопр. психол. - СПб.: Питер, 2007. - 512 с.
15. Выгодский, Л. С. Педагогическая психология. / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
16. Гуревич, К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика. / К. М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
...