ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования безопасного поведения ребенка 9
1.1. Характеристика понятия безопасного поведения 9
1.2. Факторы внешней среды, предоставляющие опасность для
дошкольников 13
1.3. Возможности детского сада в формировании безопасного
поведения ребенка 17
ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста 32
2.1. Результаты диагностики сформированности у детей
компонентов безопасного поведения 32
2.2. Практические занятия с детьми по формированию у детей
основ безопасного поведения 34
2.3 Анализ результатов исследовании 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Актуальность исследования.
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы взрослые желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели - содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.
Социализация - это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Доктор педагогических наук профессор С.А. Козлова в «Концепции социализации ребенка» говорит: «Процесс социализации совпадает с нравственным воспитанием. Он включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, преображения в практике адекватного поведения». Она отмечает, что «знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам». Каждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику. Так,
информативность, объективно присущая знанию, не является для ребенка таковой, если знания слишком просты или слишком сложны. Необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств. И, наконец, процесс познания социальной действительности должен находить отражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность. Наблюдения показывают: современные дошкольники, оставшись без руководства взрослого не способны самостоятельно организовать деятельность и наполнить её смыслом. Дошкольный возраст - оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. Отсутствие социальных навыков отражается на коммуникативном развитии: не умеют поддерживать разговор, отсутствует содержательная активная деятельность.
Конец 80-х и 90-е г.г. можно обозначить как период, для которого характерна тенденция поиска нового содержания и постановки задач ознакомления детей с социальным миром. Исследования Р.И. Жуковского, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой и др. показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Появилась необходимость конкретизировать понятия личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления с социальным миром.
Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.
Цель исследования: сформулировать и обосновать условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: в дошкольном возрасте формируются основы безопасного поведения, если соблюдать следующие условия:
1. Разработать и реализовать комплекс НОД, посвященных таким сферам жизни, с которыми соприкасается ребенок и может столкнуться с опасностями.
2. В процессе НОД должны использоваться наглядные, практические и словесные методы, позволяющие прочнее запомнить изучаемый материал по основам безопасного поведения.
3. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.
Задачи исследования:
- Анализ научной и методической литературы по изучению проблем приобщения детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения.
- Разработать планирование НОД по приобщению детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения в образовательном процессе.
- Провести опытно-поисковую работу по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Теоретической основой исследования являются:
- идеи становления личности с позиции формирования культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности (О.А. Александров, И.И. Брехман, О.В.Гринина, А.В. Сахно, И.Н. Смирнов, В.Д. Ширшов, Г.И. Царегородцев, Т.Г. Хромцова и др.);
- работы, посвященные психологическим аспектам проблемы безопасности жизнедеятельности личности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Б. Скиннер, М. Беккер, С. Диклименти);
- научные труды по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцова, К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.Ф. Тихомирова и др.).
- работы о роли и возможностях различных видов детской деятельности, форм их организации, методов обучения, воспитания и развития в формировании культуры безопасности (Л.П.Князева, Т.И. Ерофеева, Е.В. Самсонова, Б.Мишин, А. Смирнов и др.).
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
J изучение и анализ психолого-педагогической литературы,
публикаций по теме исследования;
J изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений;
J педагогическое наблюдение и педагогическая диагностика.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материалов по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения и использовании данных материалов в практике работы дошкольной образовательной организации.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №13» Камышловский городской округ.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка изучаемой литературы и приложений.
Подводя итоги в проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
Первым этапом работы по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста было изучение различной литературы по данной теме.
Далее шло научное определение и доказательство условий для воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, практическая апробация. Была проведена работа на базе ДОУ № 13 с детьми подготовительной группы. В ходе проведения использовались различные методы и приемы. Исследование позволило выявить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование. Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности, которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.
По итогам работы можно сделать вывод: дети старшего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводится планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.
1. Авдеева, Н.Н. и др., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] М., 1997 -24 с.
2. Анастасов, Л.П., Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности [Текст] / Иванова. И.В., Ижевский, П.В. - М.,1996. - 125 с.
3. Артемова, Л.В., Окружающий мир в дидактических играх
дошкольников [Текст] - М., 1992.- 45 с.
4. Абаскалова, Н.П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности" [Текст] , 2008
5. Авдеева, Н.Н., Князева, Н.Л., Стеркина, Р.Б. Безопасность. /Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста[Текст] /СПб. 2012. - 144 с.
б.Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности [Текст] - Самара, 1997.- З5 с.
7. Белая. Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст] - М.,2000.- 134 с.
8. Богданов, В.В., История обыкновенных вещей [Текст] / Попова, С.Н.
- М., 1992.- 56 с.
9. Болотов, В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию [Текст] // Дошкольное воспитание.-2003.-№1.-4-9 с.
10. Вацлавик, П. Как стать несчастным без посторонней помощи [Текст]
- М.,1990.- 89 с.
11. Вдовиченко, Л.А. "Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения" [Текст] СПб, Детство-Пресс. 2008 -35 с.
12. Виноградова, Н.Ф., Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Куликова, Т.А. - М., 1993.- 12 с.
13. Волчкова В. Н., Конспекты занятий в старшей группе детского сада [Текст] / Степанова, Н.В. - В.,2004. - 34 с.
14. Гарнышева, Т.П. "Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры", СПб, Детство-Пресс, 2010.
115.Денисенкова, Н., Ваш ребёнок познаёт мир [Текст] /Дошк. воспитание 2000 №1. - 123 с.
...