Направление и формы вовлечения родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Основные подходы по осуществлению взаимодействия педагогов с
родителями в дошкольной образовательной организации 7
1.2. Особенности взаимодействия педагогов с родителями в детском саду
15
1.3. Возможности участия родителей непосредственно в образовательной
деятельности ДОО 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С
РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
33
2.1. Изучение удовлетворенности родителей формами взаимодействия с
педагогами в ДОО 33
2.2. Направления и формы вовлечения родителей в образовательную
деятельность 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Основные подходы по осуществлению взаимодействия педагогов с
родителями в дошкольной образовательной организации 7
1.2. Особенности взаимодействия педагогов с родителями в детском саду
15
1.3. Возможности участия родителей непосредственно в образовательной
деятельности ДОО 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С
РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
33
2.1. Изучение удовлетворенности родителей формами взаимодействия с
педагогами в ДОО 33
2.2. Направления и формы вовлечения родителей в образовательную
деятельность 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
В течение многих лет дошкольное образование существовало отдельно от семьи, во всем полагаясь на себя в решении проблем обучения, воспитания и развития детей. Реформа дошкольного образования создала условия для изменения данного постулата. В частности, указывается, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [18] определяет, что родители являются первыми педагогами. Именно они должны создать фундамент нравственного, физического и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. То есть для полноценного, личностного развития ребёнка-дошкольника необходима постоянная совместная деятельность со взрослым, что возможно только при участии семьи в образовании ребёнка. Семья становится субъектом, имеющим индивидуально-личностное отношение к воспитательной и образовательной деятельности, с определенным местом в этой деятельности.
Дошкольное образовательное учреждение - первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым родители вступают в контакт, где начинается их педагогическое просвещение.
Один из основных способов сотрудничества педагогов и родителей - это организация совместной деятельности, при реализации которой родители вовлекаются в деятельность дошкольного учреждения и могут стать активными участниками образовательного процесса.
Изучение теоретических аспектов понятия вовлеченности, позволило сделать вывод, что это психическое состояние субъекта, которое возникает в процессе его активной деятельности и характеризуется осознанием чувства компетентности и удовольствия от процесса деятельности.
В рамках взаимодействия, вовлеченность является признаком достижения удовлетворенности субъектов взаимодействия от совместной деятельности, что характеризуется согласованностью целей, распределением ролей и функций между участниками взаимодействия.
Инициатором взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи должны выступать руководство и педагогический коллектив дошкольного учреждения, для чего необходимо владеть психолого-педагогическими технологиями для создания системы общения в системе «педагог - ребенок - родитель».
Изучение данного вопроса, позволило выявить, что в практике дошкольного образовательного учреждения уделяется мало внимания такому направлению во взаимодействии с семьей, как вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Такое взаимодействие требует особой подготовленности со стороны коллектива дошкольного образовательного учреждения, а также желания родителей учиться вместе со своими детьми у педагогов и учить своих детей вместе с педагогами.
Актуальность данной работы заключается в выявлении, изучении и использовании способов вовлечения родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения, что является неотъемлемой частью детско-родительских отношений.
Взаимодействию родителей и дошкольного образовательного учреждения в рамках образовательной деятельности ребенка уделяется внимание в научно-исследовательских работах педагогов и психологов (Е.Ю. Орловой, Т.Н. Дороновой, Н.В. Елжовой, С.М. Тычкиной, Т.Ф. Дробышевой, Л.А. Королевой и других авторов).
Цель исследования: изучение использования разных форм взаимодействия для вовлечения родителей в образовательную деятельность в практике работы старшей группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Пышминского городского округа «Пышминский детский сад № 6».
Объект исследования: взаимодействие педагогов воспитанников ДОО.
Предмет исследования: направления и формы взаимодействия, способствующие вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность в ДОО.
Гипотеза исследования: если определить основные направления и формы вовлечения родителей в образовательную деятельность и провести комплекс мероприятий, и провести комплекс мероприятий, то взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй будет эффективнее.
Задачи:
1. Раскрыть основные подходы по осуществлению взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации.
2. Описать направления и формы взаимодействия педагогов с родителями детского сада.
3. Определить возможности участия родителей в образовательной деятельности в ДОО.
4. Описать направления и формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО.
Базой исследования было Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад № 6». Всего в исследовании принимало участие 20 родителей и 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) старшей группы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ, понятийный анализ материала, обобщение, сравнение, прогнозирование;
- эмпирические: прямое и косвенное наблюдение за процессом, экспертная оценка, анкетирование родителей «На выявление наиболее предпочитаемых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения», статистические методы обработки результатов исследования.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности практического использования результатов исследования при организации взаимодействия с воспитанниками и их родителями в рамках образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Работа состоит из введения, пяти параграфов и заключения. В Приложениях представлены анкета на выявление наиболее предпочитаемых форм взаимодействия родителей и педагогов ДОО и комплекс мероприятий в рамках образовательной деятельности с детьми старшей группы с привлечением родителей к взаимодействию. Список литературы содержит статьи из современных научных журналов, методические сборники по проблеме взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольное образовательное учреждение - первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым родители вступают в контакт, где начинается их педагогическое просвещение.
Один из основных способов сотрудничества педагогов и родителей - это организация совместной деятельности, при реализации которой родители вовлекаются в деятельность дошкольного учреждения и могут стать активными участниками образовательного процесса.
Изучение теоретических аспектов понятия вовлеченности, позволило сделать вывод, что это психическое состояние субъекта, которое возникает в процессе его активной деятельности и характеризуется осознанием чувства компетентности и удовольствия от процесса деятельности.
В рамках взаимодействия, вовлеченность является признаком достижения удовлетворенности субъектов взаимодействия от совместной деятельности, что характеризуется согласованностью целей, распределением ролей и функций между участниками взаимодействия.
Инициатором взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи должны выступать руководство и педагогический коллектив дошкольного учреждения, для чего необходимо владеть психолого-педагогическими технологиями для создания системы общения в системе «педагог - ребенок - родитель».
Изучение данного вопроса, позволило выявить, что в практике дошкольного образовательного учреждения уделяется мало внимания такому направлению во взаимодействии с семьей, как вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Такое взаимодействие требует особой подготовленности со стороны коллектива дошкольного образовательного учреждения, а также желания родителей учиться вместе со своими детьми у педагогов и учить своих детей вместе с педагогами.
Актуальность данной работы заключается в выявлении, изучении и использовании способов вовлечения родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения, что является неотъемлемой частью детско-родительских отношений.
Взаимодействию родителей и дошкольного образовательного учреждения в рамках образовательной деятельности ребенка уделяется внимание в научно-исследовательских работах педагогов и психологов (Е.Ю. Орловой, Т.Н. Дороновой, Н.В. Елжовой, С.М. Тычкиной, Т.Ф. Дробышевой, Л.А. Королевой и других авторов).
Цель исследования: изучение использования разных форм взаимодействия для вовлечения родителей в образовательную деятельность в практике работы старшей группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Пышминского городского округа «Пышминский детский сад № 6».
Объект исследования: взаимодействие педагогов воспитанников ДОО.
Предмет исследования: направления и формы взаимодействия, способствующие вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность в ДОО.
Гипотеза исследования: если определить основные направления и формы вовлечения родителей в образовательную деятельность и провести комплекс мероприятий, и провести комплекс мероприятий, то взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй будет эффективнее.
Задачи:
1. Раскрыть основные подходы по осуществлению взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации.
2. Описать направления и формы взаимодействия педагогов с родителями детского сада.
3. Определить возможности участия родителей в образовательной деятельности в ДОО.
4. Описать направления и формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО.
Базой исследования было Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад № 6». Всего в исследовании принимало участие 20 родителей и 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) старшей группы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ, понятийный анализ материала, обобщение, сравнение, прогнозирование;
- эмпирические: прямое и косвенное наблюдение за процессом, экспертная оценка, анкетирование родителей «На выявление наиболее предпочитаемых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения», статистические методы обработки результатов исследования.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности практического использования результатов исследования при организации взаимодействия с воспитанниками и их родителями в рамках образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Работа состоит из введения, пяти параграфов и заключения. В Приложениях представлены анкета на выявление наиболее предпочитаемых форм взаимодействия родителей и педагогов ДОО и комплекс мероприятий в рамках образовательной деятельности с детьми старшей группы с привлечением родителей к взаимодействию. Список литературы содержит статьи из современных научных журналов, методические сборники по проблеме взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество при организации работы с семьёй.
Сегодня в практике работы ДОО вовлечение родителей в образовательную деятельность стало приоритетным направлением в работе педагогов. Формы работы с родителями в рамках образовательной деятельности становятся все разнообразнее. Родители постепенно понимают свою значимость не только в воспитании, но и в образовании свих детей.
Принципы работы с родителями воспитанников требуют от педагогического коллектива максимального уважения к родителям, как к главным носителям семейных традиций, семейного воспитания. Ценности семьи ставятся на первое место, а образовательное учреждение призвано корректировать поведение родителей в области воспитания и образования.
Для наилучшего результата в области формирования у родителей педагогических компетенций, педагогический коллектив способствует вовлечению родителей в непосредственную образовательную деятельность. Именно в рамках образовательной деятельности родители могут увидеть работу педагогов, сотрудничать с ними, понять психологию детей дошкольного возраста.
Целью данной работы было изучение использования разных форм образовательной деятельности для вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми и педагогом в практике работы старшей группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Пышминский детский сад № 6».
Для достижения цели проанализированы теоретические аспекты взаимодействия и вовлеченности человека в деятельность. Выявлено, что для достижения уровня вовлеченности людей в совместную деятельность необходимы общность целей, личная заинтересованность, высокая мотивация к деятельности, а также присутствие творческого подхода.
Организация взаимодействия с родителями в рамках образовательной деятельности ДОО должна инициироваться, организовываться и поддерживаться педагогами. При этом работу необходимо выстроить таким образом, чтобы родители почувствовали свою сопричастность, необходимость и незаменимость в качестве равноценных партнеров педагога в воспитании и образовании своих детей.
Изучение образовательной деятельности ДОО показало, что существует множество разнообразных форм взаимодействия в рамках направлений образовательной деятельности, где родители могут использовать и проявить свой воспитательный и образовательный потенциал.
Проведение анкетирования родителей позволило выявить наиболее интересующие их формы взаимодействия: совместные праздники, конкурсы и участие в непосредственной образовательной деятельности.
Для вовлечения родителей в образовательную деятельность, в старшей группе МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 6» был реализован комплекс мероприятий (тренингов, мастер-классов, НОД, режимных моментов), направленных на повышение психолого-педагогического потенциала родителей.
В результате проведения совместных мероприятий была отмечена активность родителей, улучшение взаимодействия между воспитанниками, педагогами и родителями, что способствует повышению статуса ДОО, повышению педагогических навыков родителей, формированию оптимальных детско-родительских отношений, а также развитию творческого и профессионального потенциала педагогического коллектива ДОО в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Работа по вовлечению родителей в образовательную деятельность должна быть со стороны ДОО постоянной, родители должны видеть заинтересованность педагогического коллектива, чувствовать свою необходимость для детей и педагогов, то есть исследование в рамках данной работы - это старт к новым возможностям и результатам.
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество при организации работы с семьёй.
Сегодня в практике работы ДОО вовлечение родителей в образовательную деятельность стало приоритетным направлением в работе педагогов. Формы работы с родителями в рамках образовательной деятельности становятся все разнообразнее. Родители постепенно понимают свою значимость не только в воспитании, но и в образовании свих детей.
Принципы работы с родителями воспитанников требуют от педагогического коллектива максимального уважения к родителям, как к главным носителям семейных традиций, семейного воспитания. Ценности семьи ставятся на первое место, а образовательное учреждение призвано корректировать поведение родителей в области воспитания и образования.
Для наилучшего результата в области формирования у родителей педагогических компетенций, педагогический коллектив способствует вовлечению родителей в непосредственную образовательную деятельность. Именно в рамках образовательной деятельности родители могут увидеть работу педагогов, сотрудничать с ними, понять психологию детей дошкольного возраста.
Целью данной работы было изучение использования разных форм образовательной деятельности для вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми и педагогом в практике работы старшей группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Пышминский детский сад № 6».
Для достижения цели проанализированы теоретические аспекты взаимодействия и вовлеченности человека в деятельность. Выявлено, что для достижения уровня вовлеченности людей в совместную деятельность необходимы общность целей, личная заинтересованность, высокая мотивация к деятельности, а также присутствие творческого подхода.
Организация взаимодействия с родителями в рамках образовательной деятельности ДОО должна инициироваться, организовываться и поддерживаться педагогами. При этом работу необходимо выстроить таким образом, чтобы родители почувствовали свою сопричастность, необходимость и незаменимость в качестве равноценных партнеров педагога в воспитании и образовании своих детей.
Изучение образовательной деятельности ДОО показало, что существует множество разнообразных форм взаимодействия в рамках направлений образовательной деятельности, где родители могут использовать и проявить свой воспитательный и образовательный потенциал.
Проведение анкетирования родителей позволило выявить наиболее интересующие их формы взаимодействия: совместные праздники, конкурсы и участие в непосредственной образовательной деятельности.
Для вовлечения родителей в образовательную деятельность, в старшей группе МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 6» был реализован комплекс мероприятий (тренингов, мастер-классов, НОД, режимных моментов), направленных на повышение психолого-педагогического потенциала родителей.
В результате проведения совместных мероприятий была отмечена активность родителей, улучшение взаимодействия между воспитанниками, педагогами и родителями, что способствует повышению статуса ДОО, повышению педагогических навыков родителей, формированию оптимальных детско-родительских отношений, а также развитию творческого и профессионального потенциала педагогического коллектива ДОО в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Работа по вовлечению родителей в образовательную деятельность должна быть со стороны ДОО постоянной, родители должны видеть заинтересованность педагогического коллектива, чувствовать свою необходимость для детей и педагогов, то есть исследование в рамках данной работы - это старт к новым возможностям и результатам.





