Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание самостоятельности у старших дошкольников средствами изобразительной деятельности

Работа №99733

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте 6
1.1. Сущность понятия «самостоятельность» в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного
возраста 16
1.3. Методы и приемы воспитания самостоятельности у старших
дошкольников в изобразительной деятельности 30
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию
самостоятельности в старшем дошкольном возрасте (на примере МАДОУ Детский сад № 70 комбинированного вида) 44
2.1. Анализ деятельности МАДОУ Детский сад № 70 комбинированного
вида по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников 44
2.2. Первичная диагностика самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста 55
2.3. Программа воспитания самостоятельности у старших дошкольников
средствами изобразительной деятельности 63
Заключение 73
Список использованной литературы 79
Приложение 86


Актуальность темы. Проблема развития дошкольника как индивидуальности, субъекта деятельности, на сегодняшний день приобретает особую актуальность.
Особое значение с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и закона «Об образовании в Российской Федерации» отводится удовлетворение требованиям проживания ребенком всех этапов детства и перед педагогами определены целевые ориентиры по формированию личности ребенка. По этой причине воспитание самостоятельности, умение ориентироваться в конкретных жизненных обстоятельствах, является методологической целью воспитания и обучения современности.
Дошкольный возраст является основным этапом формирования личностных качеств, одно из ведущих мест которого занимает самостоятельность. В ходе исследований психологов Запорожца А. В., Ковалева А. Г., Люблинской А. А., Рубинштейна С. Л. доказано, что благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности открываются в этот период. Принимая это во внимание, возрастает значимость изучения проблемы самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста как основы их активной творческой реализации.
Своевременное развитие самостоятельности раздвигает возможности познания, общения, создает условия для успешного вхождения ребенка в ситуацию школьного обучения.
Аналитическое рассмотрение литературы позволило нам установить, что проблема самостоятельности в наибольшей степени полно изучена школьной педагогикой (Бочкина Н. В. [2], Конопкин О. А.[16], Матвеева Л. А. [5], Осницкий А. К. [25], Ростовецкая Л. А. [31] и др.).
Научные разработки подтверждают, что к концу старшего дошкольного возраста в ситуации оптимизированного воспитания и обучения дети могут добиться определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Михайленко Н. Я.), в труде (Крулех М. В., Буре Р. С.), в познании (Матюшин А. М., Михайлова З. А., Подъяков Н. Н.), в обучении (Кравцова Е. Е., Артемова Л. В.).
В соответствии с тем, что в педагогической науке установлено недостаточное теоретическое раскрытие проблемы воспитания у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности средствами изобразительной деятельности, наблюдается определенное противоречие. Ввиду недостаточной эффективности приемов воспитания самостоятельности в процессе изобразительной деятельности задачи по воспитанию самостоятельности у детей дошкольного возраста решаются не в полной мере.
Противоречие: между необходимостью воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте и недостаточным использованием возможностей средств изобразительной деятельности в решении данной проблемы.
Проблема: каковы возможности изобразительной деятельности как средства в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте?
Тема: «Воспитание самостоятельности у старших дошкольников средствами изобразительной деятельности».
Объект исследования: процесс воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: изобразительная деятельность как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и обосновать программу воспитания у дошкольников самостоятельности средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза: вероятно, изобразительная деятельность может выступать как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, когда в деятельности дошкольной образовательной организации осуществляется на практике научно обоснованная программа, результатом реализации которой станет умение старших дошкольников планировать свою деятельность, выбирать средства ее выполнения, доводить запланированное до завершения.
Для того чтобы достичь цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «самостоятельность», представленное в психолого-педагогической литературе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старшему дошкольному возрасту.
3. Охарактеризовать методы и приемы воспитания самостоятельности у старших дошкольников в изобразительной деятельности.
4. Проанализировать деятельность МАДОУ Детский сад № 70 комбинированного вида по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.
5. Составить программу первичной диагностики самостоятельности детей старшего дошкольного возраста и реализовать ее на базе исследования.
6. Частично апробировать программу по воспитанию
самостоятельности у старших дошкольников средствами изобразительной деятельности и обосновать её.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические - беседа с воспитателями, наблюдение за детской деятельностью и анализ ее результатов.
База исследования: МАДОУ Детский сад №70, комбинированного вида г. Первоуральска.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проведенное теоретико-эмпирическое изучение воспитания самостоятельности у старших дошкольников средствами изобразительной деятельности позволило сделать следующие выводы.
Анализ работ Каменского Я. А., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г., Ушинского, К. Д., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Ветлугиной Н. А., Мухиной В. С., Смирновой Е. О. и других показал, что разными авторами, понятие «самостоятельность» рассматривается по разному. Под самостоятельностью мы понимаем постепенно формирующееся качество личности, высокая степень которого имеет своей отличительной чертой стремление к решению задач, также умение определить цель деятельности, способность сохранять в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в ходе её достижения; способность осуществлять в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, сравнивать полученный результат с первоначальной целью.
Анализ работ Эльконина Д. Б., Лисиной М. И., Урунтаевой Г. А., Смирновой Е. О., Мухиной B. C. И др. показал, что в старшем дошкольном возрасте задача воспитания самостоятельности может быть успешно решена. У детей в этом возрасте, при целенаправленном педагогическом руководстве, происходит расширение запасов познания, наблюдения и сравнения, формируются нравственно-волевые качества.
Дошкольники, в процессе изобразительной деятельности, учатся анализировать задачу и подбирать нужные для ее решения способы действия. Выполняя свою деятельность, ребенок учится концентрироваться, осуществляет контроль своих действий, сравнивает с имеющимися представлениями о том, какие действия нужно применять, в случае необходимости исправлять их, доводить начатое дело до конца. И, выполняет оценку результата, в процессе завершения работы. Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляется воспитание самостоятельности.
Анализ работ Ветлугиной Н. А., Леонтьева А. Н., Запорожца А. В., Лернера И. Я., Скаткина М. Н., Сакулиной Н. П. и др. показал, что, являясь специфическим образным познанием действительности, изобразительная деятельность, имеет большое значение для воспитания самостоятельности у старших дошкольников, если используются следующие методы и приемы: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, исследовательский.
Организованные воспитателем наблюдение, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, обследование предметов и игрушек, применение образов художественной литературы (выразительных и понятных для детей стихов, загадок, потешек, фрагментов сказок) - все это несет детям информацию о предметах или явлениях окружающей действительности. Использование натуры как метода или приема, прежде всего, облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием. Еще один прием - указание. Целью указаний является объяснение темы работы и приемов ее выполнения. Для того чтобы знания стали основательными, а принятые способы действия перешли в навыки и умения, необходимо организовать их повторения, упражнения в тех или иных действиях. Репродуктивный метод определяется деятельностью педагога, направленной на закрепление знаний, выработку навыков и умений.
В изобразительной деятельности дошкольников исследовательский и эвристический методы используются в единстве. Эти методы ориентированы на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, поискам возможных вариантов, развитие мышления, воображения.
Внутри разных методов могут быть применимы игровые приемы обучения.
Все методы и приемы в действительности согласованы и взаимодействуют.
Анализ деятельности МАДОУ Детский сад № 70 г. Первоуральска показал, что работа по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников средствами изобразительной деятельности в ДОО ведется. Положительным является то, что в процессе занятий используют методы и приемы, в результате которых у детей формируются представления о приемах и средствах изобразительной деятельности, что приводит к умению самостоятельно определять выбор темы.
В ходе наблюдения, рассматривания картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах или явлениях окружающей действительности, развивается инициатива, желание задавать вопросы, что в свою очередь способствует созданию образов. Таким образом, ребенок использует то, что ранее было в его опыте, следуя примеру, ищет наиболее подходящие приемы, в какой-то степени анализируя свои действия.
Наряду с этим, анализ деятельности показал, что потенциал, имеющийся в МАДОУ Детский сад № 70 г. Первоуральска по воспитанию
самостоятельности у старших дошкольников средствами изобразительной деятельности используется не в полной мере: самостоятельной деятельности детей во многом способствует создание среды и если по рисованию достаточно материалов, то для лепки и аппликации они представлены в незначительных количествах.
Не все педагоги осуществляют педагогический контроль в ходе самостоятельной изобразительной деятельности.
Не на всех занятиях дети принимали участие в анализе выполненных работ.
По результатам анализа мы составили программу первичной диагностики, чтобы определить уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
На основании критериев разработанных авторским коллективом программы «Детство» мы разработали уровни воспитания самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для работы нами были использованы следующие методы: наблюдение за детской деятельностью в процессе занятий изобразительной деятельностью, беседа с воспитателями и анализ ее результатов.
Наблюдение за деятельностью детей старшего дошкольного возраста осуществлялось в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Наблюдение и анализ результатов дали возможность сделать нам следующие выводы: в группе детей преобладает низкий уровень - 52,17%. У детей нет интереса к деятельности, не осуществляют планирование, даже при помощи взрослого. Уровень технической грамотности недостаточный. Результаты деятельности не оценивают.
У 7 детей (30,43%) средний уровень - интерес к деятельности выражен не ярко. В процессе работы дети испытывают затруднения и обращаются за помощью к воспитателю. Образы маловыразительны. Не всегда объективная оценка своей работы.
Есть дети 17,4% с высоким уровнем. Дети достаточно самостоятельны в работе. Уверенно используют основанные техники. Адекватно оценивают свою деятельность.
Так же нами были составлены вопросы, с целью увидеть отражают ли педагоги аспекты воспитания самостоятельности детей, как они их видят.
Беседу с воспитателями проводили индивидуально.
В ходе анализа результатов беседы мы определили, что в группе детей преобладает низкий уровень (60,8%), то есть большинство детей не могут выполнять ответственные поручения без помощи педагога. Недостаточный уровень технической грамотности, самостоятельное использование средств выразительности и адекватной оценки результата своей деятельности.
21,8% детей показали средний уровень, то есть при постоянном поощрении дети активны и целеустремленны. Недостаточный уровень выбора соответствующих техник выполнения работы. Оценка результата своей деятельности сопровождается трудностями.
Высокий уровень показали 17,4% детей - они выполняли деятельность без обращения за помощью к педагогу, самостоятельно подбирали техники выполнения работ и средства выразительности. Адекватно оценивали результаты своей работы.
Между данными в процессе наблюдения за самостоятельностью детей старшего дошкольного возраста на занятии по изобразительной деятельности и беседой с педагогами по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности наблюдаются расхождения. Беседа несет необъективность одного из педагогов, этим объясняется расхождение в результатах.
В ходе анализа данных первичной диагностики, есть дети, у которых самостоятельность находиться на высоком уровне. Это говорит нам о том, что дети могут в этом возрасте овладеть этими умениями, но для этого нужно провести работу.
На основе анализа теоретических и эмпирических данных мы разработали программу воспитания самостоятельности у старших дошкольников средствами изобразительной деятельности, цель которой: воспитание самостоятельности у старших дошкольников средствами изобразительной деятельности; совершенствование компонентов изобразительной деятельности, технических и изобразительно - выразительных умений.
Программа была разработана с учетом нормативных и организационно - методических документов.
Содержание программы выстроено в соответствии с научными принципами, обозначенными в ФГОС ДО и принципами, обусловленными основной общеобразовательной программой - образовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.
Программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня (35 занятий в год), по подгруппам (10 - 12 человек), продолжительностью 25-30 минут. Индивидуальная работа проходит на занятии по необходимости.
В работе используются следующие методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, исследовательский.
Для реализации программы были подобраны средства и способы, которые помогают детям обогащать образные представления, совершенствовать технические навыки, что в свою очередь будет способствовать воспитанию самостоятельности у старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Планируемые результаты.
Ребенок овладевает умением:
- определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета;
- планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его;
- создавать изображения по представлению, памяти, с натуры; умением анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе;
- выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и их сочетать;
- самостоятельно и верно использовать разные средства выразительности: цвет, композицию, форму, фактуру;
- анализировать объект; стремится передавать в собственном изображении разнообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.,1999. 89 с.
2. Бочкина Н. В. Самостоятельность личности школьника (системно-структурный анализ): Учебное пособие к спецкурсу / Н. В. Бочкина. Л.: ЛГПИ, 2001. 88 с.
3. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Том 2. М.: Педагогика, 1986. 400 с.
4. Буре Р.С. Дошкольник и труд. СПб: Детство-пресс, 2011. 136 с.
5. Вергелес Г. И. Матвеева Л. А, Раев А. И. Младший школьник. Помоги ему учиться (Книга для учителей и родителей). Санкт-Петербург: Союз (РГПУ им. А. И. Герцена), 2000. 160 с.
6. Ветлугина Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.: Педагогика, 1980. 208 с.
7. Выготский Л. С. Психология. М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
8. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Учебное электронное текстовое издание. Научный редактор: проф., д-р хим. наук, Г. Д. Бухарова, ГОУ ВПО УГТУ УПИ, 2006. 135 с.
9. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ; Харвест,
1998. 660 с.
10. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высш, пед. учеб. заведений. М.,
1999. 344 с.
11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Директ-Медиа, 2012. 544 с.
12. Ильин Е. П. Психология для педагогов. Спб.: Питер, 2012. 638 с.
13. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: Владос, 2006. 256 с.
14. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 120 с.
15. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-синтез, 2010. 192 с.
16. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции
деятельности: [монография] / О. А. Конопкин. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва: Ленанд, 2011. 320 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ