ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И УВАЖЕНИЯ К ДОСТОИНСТВУ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ 13
1.1. Сущность понятия уважение к достоинству другого
человека 13
1.2. Педагогические условия воспитания уважения к достоинству
другого человека у младших школьников 22
1.3. Театральная деятельность как средство воспитания уважения к
достоинству другого человека у младших школьников 27
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ
УВАЖЕНИЯ К ДОСТОИНСТВУ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Средства диагностики воспитанности уважения к достоинству личности другого человека у младших
школьников 36
2.2. Содержание опытно-поисковой работы по воспитанию
уважения к достоинству другого человека у младших школьников в театральной деятельности 45
2.3. Диагностика уровня воспитанности уважения к достоинству другого человека у младших школьников на итоговом этапе опытно-
поисковой работы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
В нормативных документах РФ указывается: «Признание человеческого достоинства в качестве универсальной и абсолютной, охраняемой государством конституционной ценности является важнейшей характеристикой правового статуса личности в Российской Федерации» [26]. Следовательно, достоинство личности человека находится под защитой государства и, безусловно, требует к себе уважения.
Мы нашли этому подтверждение в национальной доктрине образования Российской Федерации, в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации, В первом пункте приоритетов государственной политики стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Исходя из выше изложенного, необходимо выявление условий и средств воспитания ценностной базы детей, их моральных установок и ориентаций, влияющих на развитие качеств нравственной личности, среди которых «достоинство» определяется представлением о ее самоценности и уважение к достоинству личности другого человека как необходимое качество развития духовно-нравственного общества.
Изречение «уважение» вошло в историю этической мысли под названием «золотое правило нравственности » (так его назвали англичане в XIX веке). Его истоки находят в Евангелии от Матфея и от Луки.
Закон для христиан «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» священен. Он изложен в Священном писании в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Это правило встречается так же в индуизме, конфуцианстве, у античных философов и философов, которые были современниками апостолов, например, у Л.А. Сенеки. Так же И. Кант упоминал об уважении в определении долга.
Как показывает анализ современных исследований, интерес к проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся в последнее десятилетие возрос. Уровень интереса к проблемам нравственного, эстетического воспитания возрастает.
Понятие «уважение к достоинству личности другого человека» рассматривали: Н.Н. Зарубина, А.М. Коновалова, Э.З. Фромм, Ш.Д. Ахундова, Т.С. Петрова, Е.А. Мозгунова, и др. При этом, процесс воспитания уважения к достоинству другого человека у младших школьников не получил до настоящего времени систематического освещения в научной литературе, что определяет актуальность данного исследования.
Любой человек хотел бы, чтобы его уважали. Уважение проникает во все сферы нашей жизни: семья, работа, обучение и др. Если человек в начальной школе усвоит это понятие и примет как ценность, то он подготовит себя к свободному общению со сверстниками, более спокойно пройдет сложности подросткового возраста, так как с умением проявить уважение к достоинству другого человека ему проще будет налаживать общение с новыми людьми, а значит вступать в различные общности, участвовать в мероприятиях, что даст ему возможность развиваться разносторонне. В дальнейшем взрослении полученный опыт нравственных отношений будет помогать ему в жизни на работе, в семье, незнакомом обществе.
В педагогических исследованиях понятие «уважение к достоинству личности другого человека» рассматривается многими авторами как неотъемлемая часть нравственного воспитания. Среди них работы: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.
В то же время специальных развернутых программ и методик на тему воспитания уважения к достоинству другого человека у младших школьников на сегодняшний день нами не обнаружено.
Воспитательный потенциал театральной деятельности может стать одной из составляющих системы воспитания уважения к достоинству личности другого человека у младших школьников в процессе образования.
Использование потенциала способствует развитию способности сопереживать, умению поставить себя на место другого человека и понять его, умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других людей, взаимодействовать, учитывая точку зрения другого человека.
Возможности театральной деятельности в нравственно - эстетическом воспитании отражены в трудах Всероссийского съезда деятелей народного театра в Москве 1915г., в резолюции I-го Всероссийского съезда по вопросам народного образования 1913г. Так же данные возможности раскрывают в своих работах Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, М.А. Чехов.
Воспитательные возможности театрального искусства в периоде детства изучались М.М. Бахтиным, Н.И. Клетновой, Ю.Л. Мочаловым, С.В. Образцовым, Е. Сац.
В области современных работ в данном направлении вели исследования: Г. Калинина, И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова. Собственно проблема воспитания уважения к достоинству другого человека у младших школьников в театральной деятельности не исследовалась и на сегодняшний день. Осознается необходимость специально разработанных методик и программ.
Таким образом выявлен ряд противоречий между общественной потребностью в достойных и дружных школьниках - будущих деятелей страны и недостаточной разработанности методик воспитания у младших школьников уважения к достоинству другого человека как ценностной ориентации; между достаточным количеством философских и культурологических исследований, посвященных содержанию понятия «уважение», и недостаточной разработанностью методических подходов к его развитию у младших школьников; между воспитательным потенциалом театральной деятельности в формировании уважения к достоинству другого человека и его неполной реализацией в практике, между потребностью педагогической практики в технологиях воспитания уважения к достоинству другого человека и отсутствием научно-методического обеспечения данного процесса. Из данных противоречий вытекает проблема, какими средствами воспитать у младших школьников уважение к достоинству другого человека.
Необходимость разрешения данной проблемы и противоречий обусловили выбор темы исследования «Воспитание уважения к достоинству другого человека у младших школьников в театральной деятельности.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно - поисковой деятельности программу воспитания уважения к достоинству другого человека у младших школьников в театральной деятельности.
Объект исследования. Процесс воспитания уважения к достоинству другого человека у младших школьников.
Предмет исследования. Программа воспитания уважения к другому человеку у младших школьников в театральной деятельности.
Гипотеза исследования. Процесс воспитания уважения к достоинству другого человека у младших школьников будет эффективным если:
1) конкретизировано содержание понятия «уважение к достоинству другого человека» в процессе анализа психологической, педагогической и философской литературы;
2) охарактеризованы педагогические условия воспитания уважения к достоинству личности другого человека у младших школьников (единство воспитательных воздействий, направленных на когнитивные эмоционально-мотивационные, деятельностные свойства личности; рефлексивный и действенный анализ театральной деятельности; этюдный метод);
3) раскрыта целесообразность использования театральной деятельности в воспитании уважения к достоинству личности другого человека у младших школьников;
4) театральная деятельность младших школьников организуется на основе специальной программы воспитания уважения к достоинству личности другого человека.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. конкретизировать содержание понятия «уважение к достоинству другого человека» в процессе анализа психологической, педагогической и философской литературы;
2. охарактеризовать педагогические условия воспитания уважения к достоинству личности другого человека у младших школьников (единство воспитательных воздействий, направленных на когнитивные эмоционально-мотивационные, деятельностные свойства личности; рефлексивный и действенный анализ театральной деятельности; этюдный метод);
3. раскрыть целесообразность использования театральной деятельности в воспитании уважения к достоинству личности другого человека у младших школьников;
4. обосновать теоретически программу воспитания уважения к достоинству другого человека у младших школьников в театральной деятельности и опытно-поисковым путём проверить её результативность.
Теоретико - методологической основой исследования служат идеи русской философской мысли о развитии нравственной сферы личности (П.Ф. Вахтеров, В.В. Зеньковский); положения о воспитательном потенциале театральной деятельности (О.А. Богданова, К.С. Станиславский); идеи театральной педагогики в нравственном воспитании младших школьников. (М.М. Бахтин, Г. Калинина, И.Я. Медведева, Н.И. Сац, Т.Л. Шишова).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс методов исследования:
1) теоретические - изучение, анализ и обобщение философской, психолого - педагогической, культурологической и методической литературы, сравнение, систематизация, теоретическое моделирование;
2) практические - опытно-поисковая работа; включённое наблюдение, беседа, тестирование; количественная и качественная обработка и интерпретация данных.
Экспериментальная база исследования: Екатеринбургский
муниципальный театр балета «Щелкунчик». В опытно - поисковой работе в экспериментальной группе приняли участие 44 ребёнка в возрасте от 9-11 лет, 32 родителя, три педагога, в контрольной группе 40 детей, 36 родителей, два педагога. Общее число участников опытно - поисковой работы составили 94 ребёнка, 68 родителей, пять педагогов.
Этапы исследования.
Первый этап (2013-2014гг.).
Изучалась и анализировалась научная, научно - методологическая, методическая литература по проблеме духовно - нравственного воспитания. Были сформулированы исходные позиции исследования, его понятийный аппарат. Разрабатывалась программа по воспитанию уважения к достоинству личности другого человека у младших школьников в театральной деятельности, методы исследования.
Второй этап (2015-2016гг.).
Предусматривал организацию опытно - поисковой работы с целью уточнения и проверки выдвинутой гипотезы, апробации компонентов программы воспитания уважения к достоинству личности другого человека у младших школьников в театральной деятельности. Разрабатывались теоретические положения, определяющие отбор содержания, форм и методов образовательной деятельности, критерии и инструментарий оценивания уровня уважения к достоинству личности другого человека у младших школьников. Проводилась апробация авторской программы воспитания уважения к личности другого человека у младших школьников в театральной деятельности, осуществлялись анализ и обработка результатов её внедрения в обучающий процесс образовательной организации.
Третий этап (2016-2017гг.).
Проводилось обобщение, описание, сравнительный анализ полученных в ходе опытно - поисковой работы результатов по воспитанию уважения к достоинству личности другого человека у младших школьников театральной деятельности, уточнялись теоретические положения, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертационной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Разработаны принципы отбора содержания и способы его реализации в учебном процессе, способствующие воспитанию уважения к достоинству другого человека у младших школьников, расширению опыта социальных отношений, мотивации, принятию нравственных ценностей. Это принципы: соответствия содержания урока стандартам образования, целям и задачам обучения и воспитания; целостности воспитательного процесса, воспитания уважения к личности другого человека в процессе обучения и внеурочной деятельности; моделирования ситуаций нравственного выбора.
Теоретическая значимость исследования.
1. Конкретизировано понятие «уважение к достоинству личности» применительно к возрасту младших школьников, определяемое как процесс творческого взаимодействия детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является воспитанность у детей уважения к достоинству личности другого человека на основе деятельностного проявления сопереживания участникам коллектива, взаимопомощи и выручки, учёта точки зрения другого человека, адекватная оценка результатов его деятельности и поведения, ответственного отношения, внимания, понимания, вежливости, такта, заботы, содействия, оптимального общения, способности отличить выше перечисленные качества от противоположных, например: дерзости, непочтительность, презрение, пренебрежение.
2. Обоснована целесообразность реализации аксиологического, культуроцентрического и деятельностно - игрового подходов в практике воспитания уважения достоинства личности другого человека у младших школьников, что позволяет активизировать опыт нравственных отношений ребёнка, полученных в семье и его ближайшем социо-культурном, этнокультурном окружении на основе переживания и осмысления с помощью актёрской и режиссёрской деятельности в работе с художественными образами - носителями качеств, необходимых для раскрытия понимания темы уважения к достоинству другого человека.
3. Выявлен воспитательный потенциал театрального искусства в формировании уважения к достоинству личности другого человека, реализующийся через содержание, демонстрирующее образцы достойного поведения; постановку воспитательных целей; отбор методик и технологий, обеспечивающих воспитательный эффект.
Практическая значимость исследования.
1. Разработана программа воспитания уважения к достоинству личности другого в театральной деятельности, основанной на методах эмоционального сопереживания художественным образам, самовыражения в театрализованной деятельности, образного моделирования нравственного поведения в проблемных игровых ситуациях.
2. Обоснован диагностический инструментарий оценки уровня уважения к достоинству личности у младших школьников: разработаны критерии по показателям (когнитивный, эмоционально - мотивационный, деятельностный), их уровневые характеристики, диагностические задания.
3. Разработан комплект творческих заданий по освоению детьми художественных образов-носителей образцов уважения к достоинству личности другого человека - в различных видах театрального искусства (командные игры, изготовление декораций, костюмов, реквизита, звукового оформления, афиш). Разработанный комплект может быть использован в образовательной деятельности в организациях дополнительного образования.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Понятие «уважение к достоинству личности» применительно к
возрасту младших школьников, мы определяем как процесс творческого взаимодействия детей в рамках единого ценностно - смыслового пространства, результатом которого является воспитанность у детей уважения к достоинству личности другого человека на основе
деятельностного проявления сопереживания участникам коллектива, взаимопомощи и выручки, учёта точки зрения другого человека, адекватная оценка результатов его деятельности и поведения, ответственного отношения, внимания, понимания, вежливости, такта, заботы, содействия, оптимального общения, способности отличить выше перечисленные качества от противоположных, например: дерзости, пренебрежения, бестактности.
2. Воспитательный потенциал театрального искусства в формировании уважения к достоинству личности другого человека, заключается в содержании, демонстрирующем образцы достойного поведения, в вариативности позиций (зритель, критик, режиссер, художник- постановщик); в постановке воспитательных целей; в отборе методик и технологий, обеспечивающих воспитательный эффект в опыте деятельностного-игрового общения.
3. Принципы отбора содержания и способы его реализации в театральной деятельности, способствующие воспитанию уважения к достоинству другого человека у младших школьников, заключаются в: расширении опыта социальных отношений, обогащении мотивации, деятельностном принятии нравственных ценностей; а так же целостности воспитательного процесса воспитания уважения к личности другого человека в обучении и внеурочной деятельности.
4. Методы реализации программы воспитания уважения к достоинству личности другого человека у младших школьников в театральной деятельности должны включать:
1. эмоциональное переживание художественным образам;
2. самовыражение в театральной деятельности;
3. образное моделирование нравственного поведения в проблемных игровых ситуациях.
5. Уважение к достоинству личности другого человека у младших школьников в театральной деятельности мы рассматриваем как деятельностное проявление сопереживания участникам коллектива, взаимопомощи и выручки, учёта точки зрения другого человека, адекватной оценки результатов его деятельности и поведения, ответственное отношение, внимание, понимание, вежливость, такт, забота, содействие, оптимальное общение, способность отличить выше перечисленные качества от противоположных, например: дерзости, небрежения, бестактности.
6. Диагностический инструментарий оценки уровня воспитанности уважения к достоинству личности у младших школьников может быть осуществлен по показателям:
1. Эмоциональный - доброжелательное отношение к человеку, внимательность;
2. Поведенческий - терпимость, ответственность, вежливость;
3. Когнитивный - знание социальных норм общения и уважения человека.
Апробация и внедрение результатов исследования производились в условиях образовательного процесса МТБ «Щелкунчик» г.Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы (65 источников), приложения (1 ед.).
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1. Как показало изучение литературы, нормативно-законодательных документов Российской Федерации «Об образовании» и практики воспитания младших школьников, проблема уважения к достоинству личности другого человека актуальна для данного возраста, важна с социально - педагогической, научно - теоретической и методической позиций. Театральная деятельность, как подтвердилось, обладает значительным воспитательным потенциалом в развитии исследуемого нравственного качества.
2. Определив понятие «уважение к достоинству другого человека» мы характеризовали педагогические условия воспитания уважения.
3. Необходимость учитывать единство трех компонентов содержания образовательной деятельности, а именно когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный.
4. Сочетание наглядно-образных и понятийных форм предъявления учебного материала.
5. Опора в воспитании на деятельностно-игровые методы, которые характерны для театральной деятельности.
6. Мы использовали в воспитании уважения к достоинству личности другого человека у младших школьников рефлексию и анализ.
7. Поскольку большее количество младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу при организации воспитания необходимо опираться не только на интеллектуальные способности, но и на возможности наглядно - образного познания.
Исходя из возможности условий, нами раскрыта целесообразность использования театральной деятельности в воспитании уважения к достоинству личности другого человека у младших школьников через средство - сопереживания, умение поставить себя на место другого и понять его объединяет детей и взрослых на уровне общего совместного проживания выстроенной ситуации, вызывающей необходимость на деятельностном уровне применить уважение к достоинству личности другого человека, тем самым испытать это не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне, что становится эффективным средством влияния на образовательный и воспитательный процесс.
4. Нами обоснована теоретически программа воспитания уважения к достоинству личности другого человека у младших школьников в театральной деятельности и опытно-поисковым путём проверена её результативность. На развитие уважения к достоинству личности другого человека подтвердилась.
В критериях и показателях воспитанности уважения к достоинству личности другого человека у младших школьников мы выделяем:
1. когнитивный знания о понятии уважение и его составляющих: вежливость, такт, забота, содействие, понимание, дружба, внимание, ответственность. Умение отличить составляющие уважение качества от противоположных им: пренебрежение, дерзость, бестактность;
2. эмоционально-мотивационный - оценочные суждения о проявлении уважения в жизни, адекватная оценка результатов своей деятельности и результатов деятельности других;
3. поведенческий - заинтересованность чувствами другого человека, проявление уважения к его жизни и делам, вежливая форма обращения к педагогу участникам коллектива.
Таким образом, определяя содержание и структуру понятия «уважение к достоинству личности другого человека» у младших школьников, можно сделать следующий вывод, уважение к достоинству личности другого направлено на благо человека, семьи, общества и государства.
Понятие «уважение» социально одобряемо, его разделяют и поддерживают большинство людей. Уважение к достоинству личности
человека является необходимым качеством для всех людей. Руководствоваться в своем взаимодействии и общении с людьми эгалитарным видом понятия «уважения» значит уважать человека, в независимости от его заслуг.
В данном исследовании выявлено и установлено, воспитание уважения к достоинству личности другого человека будет проходить успешно, в театральной деятельности. Методологической основой организации стали аксиологический, культурологический, деятельностый подходы.
1. Аналитический портал Гуманитарные технологии [Электронный
ресурс] // исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения. 2007. URL: http://gtmarket.ru/news/culture/2007/10/02/2203
(дата обращения 13.08.2017).
2. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики Книга 4 [Текст] / Ш. А. Амонашвили - М. : Амрита, 2012. - 123 с.
3. Артюнян, М. Ю. О социальной обусловленности некоторых воспитательных проблем [Текст] / М. Ю Артюнян - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
4. Асалханова, М. В. Коллаж как искусство: техника, история, художники [Текст] / М. В Асалханова // Журнал Царскосельский чтения. - 2014. - №12. - С.23-27.
5. Ахундова, Ш. Д. Уважение, его основа и типы [Текст] / Ш. Д. Ахундова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1. - С.188-192.
6. Бахтин, М. М. Воспитательное значение театра [Текст] / М. М. Бахтин // Сборник педагогических статей в честь редактора журнала Педагогический сборник А. Н. Острогорского по случаю двадцатипятилетия его редакторской деятельности : СПб. ст. : в 2ч. / гл. ред. П. В. Петров. - Санкт-Петербург, 1907. - Ч. 1. - С. 321-345.
7. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин - М. : Искусство, 1986.-444 с.
8. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. [Текст] / В. С. Безрукова — М. : Екатеринбург, 2000. — 937 с
9. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А. С. Белкин. - М. : Академия, 2000. - 192 с.
10. Богданова О. А. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] / О. С. Богданова, В. И. Петрова. - М. : Просвещение ; Москва : 1975. - 208 с.
11. Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками [Текст] : Пособие для учителя / О. С. Богданова, О. Калинина. - М. : Просвещение ; Москва : 1985. — 176 с.
12. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды 3-е изд. [Текст] / Л. И. Божович. — М.: МПСИ, 2001. — 352 с.
13. Волков, И. П. Учим творчеству [Текст] / И. П. Волков. - М. : Просвящение, 1986. - 132 с.
14. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С. Воронин. - М. : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
15. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
16. Гончаров, А. А. Поиски выразительности в спектакле. [Текст] / А. А. Гончаров. — М. : Искусство, 1964.- 144с.
...