Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГА

Работа №99720

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2-4
1. Теоретическое обоснование проблемы эмоционального выгорания
педагога 5
1.1 Характеристика профессиональных деструкций в научной литературе
1.2. Определение эмоционального выгорания у педагогов 9-17
1.3. Методы и приёмы профилактики эмоционального выгорания 18-22
2. Экспериментальное исследование эмоционального выгорания
педагогов
2.1 Комплексная диагностика эмоционального выгорания 23-32
2.2 Программа профилактики эмоционального выгорания 33-38
2.3. Эффективность разработанной программы 39-41
Заключение 42-45
Список источников 46-50
Приложение

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья в образовательной организации стала особенно острой, в связи с появлением и развитием инклюзивного образования. Необходимость как теоретического, так и практического изучения данного вопроса существует из-за высокой эмоциональной включенности педагога: в деятельность, жёсткие временные рамки деятельности, организационные моменты педагогической деятельности и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцируют появление невротических расстройств и психосоматических заболеваний.
Теоретический интерес к теме выгорания обусловлен практическим запросом. Так как феномен выгорания возникает у человека в контексте работы и имеет негативные последствия для него самого, организации в целом и психического благополучия клиентов, учеников, пациентов, коллег, то есть тех, с кем человек взаимодействует.
Синдром изучен больше всего в психологии труда и социальной психологии (как в отечественной, так и в зарубежной).
Несмотря на то, что синдром достаточно изучен в иностранной психологии, а так же данная проблема рассмотрена и в работах отечественных психологов. В настоящее время существует достаточное количество фактического материала, относящегося к условиям, при которых возникает синдром выгорания. Эта проблема, продолжает набирать актуальность изучения [38].
Существует синдром эмоционального выгорания - самая опасная психолого-профессиональная болезнь тех, кто работает долгое время с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, воспитателей, то есть всех, чья деятельность невозможна без общения. Профессиональное выгорание - синдром, развивающийся на фоне длительного стресса, а как последствие - истощаются эмоционально-энергетические ресурсы работающего человека.
Изучению проблемы эмоционального выгорания у педагогов посвящены работы таких учёных как: В. Н. Козиева, Л. Ф. Колесниковой, американского психиатра Фрейденберга, американского психолога Кристины Маслач, профессора Э. Ф. Зеера, Шейнова В.П. - белорусского социолога-психолога[ 10].
Изучение данной проблемы показывает достаточное количество научной, теоретической и методической литературы
Но недостаточно разработанным остается поиск способов снижения признаков эмоционального выгорания у педагогов, направлений, форм профилактической работы с педагогами, поэтому необходимы дополнительные исследования по диагностике и профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Вышесказанное подтверждает актуальность данной темы.
Объект исследования - эмоциональное выгорание у педагогов.
Предмет - профилактика эмоционального выгорания у педагогов.
Цель - теоретическое обоснование и практическая реализация программы профилактики эмоционального выгорания у педагогов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты по проблеме
эмоционального выгорании у педагогов.
2. Выявить особенности развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов города и сельской местности.
3. Разработать и апробировать программу профилактики эмоционального выгорания педагогов.
Гипотеза: эмоциональное выгорание педагогов сельской местности и города качественно отличается в большей выраженности симптомов; профилактика эмоционального выгорания педагога будет успешной при условии разработки специальной программы, включающей практические занятия проблемной направленности, групповые и индивидуальные творческие занятия, деловые игры, тренинговые упражнения, релаксацию.
Методы исследования: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, психодиагностическое тестирование; анализ, систематизация и обобщение результатов исследования.
Методики исследования: В качестве инструментария для получения эмпирических данных использовались методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, и оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холла, кроме того, был использован метод беседы. Статистическая обработка эмпирических данных включала в себя установление достоверности различий между выборками по t - критерию Стьюдента, корреляционный анализ, дивергентный анализ (анализу подвергались только те взаимосвязи, значимость которых составляла р = 0,01 и 0,001). Методологической основой исследования являются: теоретические представления о влиянии деятельности на психическое состояние личности (А.О. Прохоров); теория стресса (Г. Селье, Л.А. Китаев-Смык); представления об эмоциональном выгорании (В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская, Т.В. Форманюк), о стадиальном развитии эмоционального выгорания В.В. Бойко, о эмоциональном интеллекте Г.Г. Гарсковой и И.Н. Андреевой. Практическая значимость состоит в подборе диагностик для выявления эмоционального выгорания у педагогов, разработке программы профилактики эмоционального выгорания у педагогов, что вносит свой вклад в содержание психологического сопровождения развития педагогов и дополняет систему профилактической работы эмоционального выгорания у педагогов. Результаты данного исследования могут быть полезны преподавателям для использования материала на лекциях, практическим психологам, студентам ВУЗов.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: титульный лист, оглавление, введение, первая глава - теоретическое обоснование проблемы, содержит три параграфа, вторая глава - практическое исследование содержит три параграфа, заключение, список литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Еще Александр Николаевич Радищев заметил что: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом».
Именно учителя учат нас этому - замечать в людях хорошие качества и ценить их с самых первых дней в школе, иногда, даже жертвуя собой ради того, чтобы их воспитанники смогли многого добиться.
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья в образовательном учреждении стала особенно острой. Необходимость как теоретического, так и практического изучения данного вопроса существует из-за высокой эмоциональной включенности педагога: в деятельность, жёсткие временные рамки деятельности, организационные моменты педагогической деятельности и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцируют появление невротических расстройств и психосоматических заболеваний.
Существует синдром эмоционального выгорания - самая опасная психолого-профессиональная болезнь тех, кто работает долгое время с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, воспитателей, то есть всех, чья деятельность невозможна без общения.
Вопросами, касающимися эмоционального выгорания педагогов, занимались многие ученые. Выделялись основные факторы, влияющие на эмоциональное выгорание, фазы его развития, взаимосвязь с индивидуальными особенностями. Но в изученной литературе почти не освящена проблема эмоционального выгорания у учителей сельских школ.
Нужно отметить, что исследований, касающихся психологических проблем педагогов работающих в сельских школах, крайне мало в имеющихся работах подчеркиваются существенные различия условий профессиональной деятельности сельских и городских педагогов.
Сельский учитель является референтным лицом, как для ученика, так и для его родителей, с которыми ему приходится чаще общаться чем городскому учителю. В целом, анализ содержания деятельности сельского педагога показывает, что он испытывает высокую нервно-психическую нагрузку[17].
Все это подтолкнуло к изучению особенностей эмоциональной сферы личности сельских педагогов, в частности к рассмотрению эмоционального выгорания и его взаимосвязи с эмоциональным интеллектом.
В связи с этим, осуществлен теоретический анализ литературы, касающейся психологических проблем сельской школы, а также проблемы эмоционального выгорания учителей, обоснован выбор диагностических методик, выяснен характер взаимоотношений показателей эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у городских и сельских педагогов
Анализ литературы подтверждает актуальность данной проблемы, проблемы эмоционального выгорания у педагогов.
Эта проблема сейчас стоит в обществе очень остро, именно поэтому разрабатываются способы борьбы и профилактики с эмоциональным выгоранием у педагога.
Поскольку показатели эмоционального интеллекта тесно взаимосвязаны с показателями синдрома эмоционального выгорания именно в сельской выборке, это может говорить о том, что эмоциональный интеллект включается сельскими учителями в механизм саморегуляции отрицательного перманентного психического состояния[11].
Автором данного исследования было принято решение о необходимости разработки программы профилактики эмоционального выгорания у педагогов: «Лестница к успеху» после проведения первичной диагностики.
Затем было целесообразно апробировать и проанализировать данную программу.
Для выявления уровня эффективности программы профилактики эмоционального выгорания у педагогов «Лестница к успеху», была проведена вторичная диагностика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, результаты которой говорят об эффективности данной программы.
Таким образом, диагностическое исследование подтвердило предположение о том, что качественные и структурные показатели эмоционального выгорания имеют определенные особенности у учителей, работающих в условиях села.
Также обнаружена взаимосвязь эмоционального интеллекта с эмоциональным выгоранием, более выраженная в выборке сельских учителей, что позволяет рассматривать эмоциональный интеллект в качестве элемента механизма психической саморегуляции состояния сельских учителей.
Так, можно сделать вывод, цель выпускной квалификационной работы реализована в полном объеме.
Цель: изучение эффективности профилактики эмоционального выгорания у педагогов при использовании разработанной программы - была достигнута путем совместной деятельности педагогов школы и педагога - психолога.
Были проанализированы теоретические аспекты по проблеме эмоционального выгорании у педагогов, выявлены особенности развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов, рассмотрены этапы, формы и методы профилактики эмоционального выгорания у педагогов, проведены входная и вторичная диагностики, была разработана и апробирована программа, также была доказана эффективность программы, так как были замечены положительные изменения в исследуемых показателях.
Можно полагать, что разработанная программа будет полезна не только автору исследования, но и студентам вузов и колледжей, психологам - практикам, а так же преподавателям.



1. Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей //Вопросы психологии. - 2007, №5. - С. 5-17.
2. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта
//Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я
Международная научно-практическая конференция. - Смоленск, 2004.- Ч.1. - С.22-26.
3. Аппаев М.Б. Психологические причины и способы предупреждения конфликтов между учителями и школьниками: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь: 2008. - 24с.
4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности - СПб.: Речь, 2007.- 272с.
5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других - М.: ИИД Филинъ, 2011. - 472 с.
6. Ветвитская С.М. Сравнительное исследование структур интегральности городских и сельских школьников различных этнических групп: Автореф. дис. канд. психол. наук - Ставрополь:
2009. - 21 с.
7. Волков Г.И. Особенности тревожности и ее коррекция у младших подростков - учащихся сельских школ: Дис. ... канд. психол. наук - Казань, 2012. - 159 с.
8. Гарскова Г.Г. Введения понятия "эмоциональный интеллект" в психологическую теорию //Ананьевские чтения - 99: Тезисы научно - практической конференции. - СПб, 2008. - С. 25-26.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Азбука общения //Семья и школа. - 2010, № 9-12; 1
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии
/Ю.Б.Гиппенрейтер, Т.Д.Карягина, Е.Н.Козлова //Вопросы психологии.
- 2011, №4. - С. 61-67.
11. Гурьянова М. Научная помощь сельской школе //Народное
образование. - 2000, №8. - С.29-32.
12. Данилова Л.В. Научно - педагогические основы выявления и профилактики отклонений в поведении сельских подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук - Ростов-на-Дону, 2009. - 22 с.
13. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов - М.: Аспект Пресс, 2007. - 412 с.
14. Даринский А.В. Пути совершенствования системы повышения
квалификации учителей сельских школ //Советская педагогика. - 2008, № 8. - С. 18-24.
15. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально - специфичного влияния личности педагога на учащихся //Вопросы психологии. - 2012, № 5. - С. 56-65.
16.Зеньковский В.В. Педагогика - М., 2009. - 59 с.
17. Зинченко Е.А. Метод экспертного визуального определения
эмоционального состояния рабочих на производстве
//Психологический журнал. - 1983, №2. - С. 59-63.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - СПб.: Питер, 2011. - 750 с.
19. Ичаловская Е.А. Развитие эмпатических особенностей педагогов, работающих с творчески одаренными учениками: Автореф. дис. канд. психол. наук - Ростов - на - Дону, 2007. - 214 с.
20. Казыханова Д.А. Педагогические факторы развития самообразования учителя сельской школы: Дис. канд. пед. наук - Казань, 2011. - 132 с.
21. Китаев-Смык Л.А. Социально-психологические проявления стресса и синдрома «выгорания личности» /Л.А.Китаев-Смык, Э.С.Боброва// Активизация личности в системе общественных отношений. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. - М., 2009. - С. 24¬25.
22. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях -М.: МГУ, 2014.¬224 с.
23. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы
воспитания - М.: Знамя, 2013. - 80 с.
24. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения - Ростов-на-Дону, 2008. - 509 с.
25. Козелицкий Ю. Человек многомерный: Психологическое эссе - Киев:
2010.
26. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда - Новосибирск, 2015. - 246 с.
27. Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося //Вопросы психологии. - 2007, № 5. - С.46-59.
28. Копань Т.В. Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения: Дис. канд. псих. наук. - Пятигорск, 2015.-190 с.
29. Кузьмина Н.В. Акмеология - новый этап развития Петербургской научной школы психологов Б.Г.Ананьева //Акмеология: методология, методы и технологии. - М., 2008. - С. 7-15.
30. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя - Л., 2006. - 183 с.
31. Липкина А.И. Самооценка школьника - М.: Знание, 2009. - 64 с.
32. Лепилина А.Н. Саморазвитие/Эмоциональное выгорание: как
справиться с усталостью, избежать выгорания и стресса. [Электронный ресурс]. URL.: https://blog.mann-ivanov-
ferber.ru/2016/04/11/emocionalnoe-vygoranie-kak-spravitsya-s-ustalostyu-izbezhat-vygoraniya-i-stressa/
33. Маркова А.К. Психология профессионализма - М., 2013. - 308 с.
34. Львов Л.Ю. К вопросу о спаде профессиональной активности учителя и его приливах //Социально-педагогические проблемы, проблема развития профессиональной и общественной активности жителей /под ред. С.Г.Вершловского. - М., 2007.
35. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя - М.: Флинта, 2009. - 200 с.
36. Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы //Психологическая наука и образование. - 1999, № 3-4. С. 5-19.
37. Нуритдинова Н.А. Педагогические условия экономического
воспитания подростков сельских школ во внеурочной деятельности: Дис. канд. пед. наук - Челябинск, 2012. - 229 с.
38.Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии:
Эмпирические исследования //Психологический журнал. - 2015, №1, С. 90-101.
39. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке //Вопросы психологии. - 2009, №6. - С. 68-74
40. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности //Вопросы психологии. - 2007, №4. - С. 32-43.
41. Реан А.А. Акмеология личности //Психологический журнал. - 2008, №
3. - С. 88-95.
42. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций - М., 2007. - 305 с.
43. Роджерс К. Эмпатия //Психология эмоций. Тексты. - М.: МГУ, 2011. - С. 235- 237.
44. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2014, № 3. - С. 85-95.
45. Словарь психологических терминов. [Электронный ресурс]. URL.: http ://www.belogurova.ru/ glossary?letter=26
46. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме //Журнал практического психолога. - 1998, №8. - С.84-89.
47. . Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии. - 2012, № 6. - С.57-64.
48.Челнакова В.А. Общекультурная подготовка сельской школы в деятельности РОНО: Дис. канд. пед. наук - Казань, 2009. - 151 с.
49.Чудновский Б.Э. Личностная модель труда учителя //Вопросы психологии. - 2007, № 2. - С. 108-110.
50. Шакирова А.Ф. Формирование культуры отношений сельской
молодежи в полиэтнической социальной среде: Автореф. дис. ...канд. пед. наук - Казань, 2011. - 18 с.
51. Шевцов А.М. Психологическая профилактика посттравматического стрессового расстройства у лиц, проходящих службу в зоне локальных военных конфликтов: Дис. канд. психол. наук - Казань, 2013. - 192с.
52.Эльконин Д.Б. Улучшение качества работы сельской школы и задачи психологии //Вопросы психологии. - 2014, № 1. - С. 23-32.
53.Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личного и творческого развития //Вопросы психологии. - 2012, № 4. - С. 20-27.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ