Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Арт-терапия как средство психопрофилактики эмоционального выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации

Работа №99782

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость5680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 10
1.1 Теоретический анализ феномена эмоционального выгорания в научной
психологии 10
1.2 Теоретические аспекты исследования особенностей протекания
синдрома эмоционального выгорания у педагогов 15
Выводы по главе 1 25
Глава 2. ПОДХОДЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ 26
2.1 Теоретический обзор программ психопрофилактики синдрома эмоционального выгорания у представителей социономических профессий.26
2.2 Арт-терапевтический подход в психопрофилактике и
психокоррекции 31
Выводы по главе 2 37
Глава 3.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 38
3.1 Организация и методы исследования 38
3.2 Описание арт-терапевтической программы по психопрофилактике
синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации 41
3.3 Описание процесса и результатов апробации арт-терапевтической
программы по психопрофилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации 44
3.3.1 Результаты констатирующего эксперимента: исходный уровень
эмоционального выгорания педагогов ДОУ 44
3.3.2 Результаты контрольного эксперимента: влияние программы «Путь к
себе» на уровень эмоционального выгорания педагогов ДОУ 50
Выводы по главе 3 61
3.4 Рекомендации для педагогов по применению арт-терапии в
психопрофилактике эмоционального выгорания 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 71


Актуальность. В условиях преобразований, происходящих в российском обществе, особую актуальность приобретает эффективность
профессиональной деятельности, в том числе в сфере образования. В настоящее время педагоги образовательных учреждений Российской Федерации активно участвуют во внедрении Профессионального стандарта педагога, Национальной системы учительского роста, в рамках которой будут сформирована новая система оценки квалификации педагогов. Все эти изменения не могут не сказаться на уровне эмоциональной стабильности, тревожности личности педагога.
Педагогическая деятельность, в целом, в силу своей специфики, предполагает повышенный риск формирования синдрома «эмоционального выгорания». Синдром выгорания как следствие стрессов, связанных с профессиональной деятельностью, уже более тридцати лет активно изучается в рамках организационной, клинической психологии. Начало углубленного исследования данной проблематики большинство авторов связывают в первую очередь с именем американского психиатра Х.Фреденбергера, который впервые ввел понятие «выгорание» для обозначения совокупности психических, психофизиологических и психосоматических дисфункций, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью. Идеи Х.Фреденбергера получили дальнейшее развитие в работах целого ряда американских психологов, в частности К. Маслача, С. Джексона, Б.Перлмана, Е. Хартмана и других, в рамках которых осуществлен детальный анализ процесса выгорания как ответной реакции организма на длительные профессиональные стрессы. Исследователями разработаны методы диагностики выгорания, а также профилактика и комплексная терапия эмоционального выгорания профессионала.
В условиях перехода к рыночной экономике и связанным с ним неуклонным повышением требований к уровню профессионализма, производительности труда, а также профессиональной мобильности сотрудников, совершенно закономерным представляется резкий рост интереса к проблеме эмоционального выгорания со стороны российских исследователей. Среди отечественных публикаций последних лет следует отметить, прежде всего, работы В.В. Бойко, в которых детально описаны собственно синдром эмоционального выгорания, стадии его формирования и характерные симптомы, связанные с каждой из стадий. Особо следует отметить, что В.В. Бойко разработана методика диагностики уровня эмоционального выгорания, эвристичность которой подтверждена, в том числе, и в ходе целого ряда практикоориентированных исследований, осуществленных в современных российских условиях. При этом, отметим, что в большинстве как отечественных, так и зарубежных работ по данной проблематике понятия «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание» трактуются как синонимичные). В этой связи, исходя из целей и задач исследования, далее мы будем использовать именно понятие «эмоциональное выгорание», прежде всего эмоциональном выгорании в контексте профессиональной деятельности педагогов и воспитателей ДОУ.
Углубленное изучение эмоционального выгорания с учетом специфики ряда профессий, связанных с взаимодействием в схеме «человек-человек», осуществлено в исследованиях Н.Е. Водопьяновой, Т.Е. Рогинской и других. Отдельное исследование, посвященное проблемам формирования и профилактики эмоционального выгорания у педагогов средних общеобразовательных школ, реализовано И.А. Акиндиновой и А.А.Бакановой. В работах Д.Г. Трунова показано, что в ряде случаев синдром выгорания может обоснованно рассматриваться не только как личностная и социальная проблема, но и как ресурс личностно-профессионального развития.
Приведенный краткий обзор, характеризующий степень научной разработанности рассматриваемой проблематики, позволяет констатировать, что на сегодняшний день существует недостаточная теоретическая разработанность, вытекающая из методолого-теоретического понимания проблемы, а также практическая значимость в силу необходимости определения системы мер по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации.
Для того чтобы обеспечить и поддерживать высокий уровень деятельности педагогического персонала в образовательных учреждениях, необходимо обратить внимание на такой психологический аспект, как эмоциональное выгорание педагогов разных категорий, работающих с детьми, а именно дошкольниками.
В этой связи представляется совершенно обоснованным и, более того, необходимым, углубленное изучение методов профилактики синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических специальностей, в частности, у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Таким образом, проблема исследования основана на следующих противоречиях:
• объективными потребностями развития системы образования в современном российском обществе, одним из ключевых, базовых звеньев которого является дошкольное образование;
• недостаточной изученностью данной проблематики применительно именно к педагогам и воспитателям дошкольных образовательных организаций.
Цель: разработать и апробировать программу психопрофилактики синдрома эмоционального выгорания для педагогов дошкольной образовательной организации средствами арт-терапии.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания у педагога дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: процесс психопрофилактики эмоционального выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации посредством арт-терапевтических методов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. На основе теоретического анализа специальной психологической литературы по проблеме формирования синдрома профессионального выгорания у педагогов мы установили, что этой проблеме посвящены работы (В.В.Бойко, Н.Е.Водопьянова, Н.В. Жигинас, Е.В.Змановская, И.Ю.Маргошина, Э.Морроу, Ю.В.Петрова, Г.Селье)., Исследованию проблемы эмоционального выгорания было посвящено множество трудов как зарубежных, так и отечественных психологов. Е. Эделвич и А. Бродский описывают выгорание как процесс крушения иллюзий.
Они определяют выгорание в «помогающих профессиях» как прогрессирующую потерю идеализма и энергии, которую испытывают люди в результате специфических условий их работы.
Более подробная характеристика этих стадий дана в исследовании Г. А. Макаровой . Первая стадия начинается с приглушения эмоций, сглаживания остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности и неудовлетворенности. Вторая стадия характеризуется тем, что возникают недоразумения с учениками, родителями.
Педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них. С трудом сдерживаемая вначале антипатия сменяется вспышками раздражения по отношению к учащимся. Подобное поведение профессионала — это не осознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. По привычке такой человек еще может сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но теряется интерес к чему бы то ни было, почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Психологи выделяют признаки профессионального выгорания, такие как первое это чувство безразличия, эмоциональное истощение, изнеможение (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде), второе это дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам), и третье негативное профессиональное самовосприятие - ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.
2. В ходе теоретического анализа были определены особенности протекания эмоционального выгорания у педагогов. Исследователи выгорания показывают, что педагоги начинают испытывать данный симптом через 2-4 года после начала работы. Склонность более молодых сотрудников к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. По данным Л. Э. Митченко, часть молодых педагогов прекращают педагогическую деятельность в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов — эмоциональное выгорание. Педагоги спустя 11 - 16 лет при- обретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. Низкий уровень выгорания имеют педагоги, владеющие активной тактикой сопротивления стрессу и отличающиеся личностной выносливостью.
3. Был проведён теоретический анализ программ психопрофилактики синдрома эмоционального выгорания у представителей социономических профессий.
Предупреждение синдрома эмоционального выгорания начинается с
ситуативной разгрузки. Применяются меры ориентированные на изменение поведения, целями которого будут разделение ответственности, постановка реалистичных целей.
Главным что объединяет все подходы, является то, что они рассматривают эмоциональное выгорание как множественно детерменированный процесс, определяющейся сочетанием профессиональных стрессов и личных особенностей специалистов.
4. В ходе эмперического исследования результаты диагностики испытуемых по методике В.В. Бойко на констатирующем этапе эксперимента свидетельствуют о том, что для педагогов дошкольного образования характерен выраженный синдром эмоционального выгорания. У подавляющего большинства испытуемых синдром выгорания или его отдельные фазы находятся на стадии формирования. Педагогические работники дошкольных учреждений, у которых не было бы диагностировано признаков СЭВ или хотя бы отдельных его фаз, в исследуемой выборке отсутствуют.
На констатирующем этапе формирующего эксперимента у подавляющего большинства педагогов дошкольного образования выявлен выраженный синдром эмоционального выгорания, сложились все фазы СЭВ - фазы напряжения, резистенции и истощения - и диагностируются все основные симптомы СЭВ - эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений. У небольшой части выборки (до 5 человек) СЭВ или отдельные его фазы и симптомы находятся на стадии формирования. Отсутствие признаков СЭВ не диагностировано ни у одного из педагогов.
5. Проведенный анализ результатов формирующего эксперимента позволяет заключить, что:
• В экспериментальной группе испытуемых зафиксированы
статистически значимые сдвиги всех основных показателей
эмоционального выгорания в сторону снижения.
• В контрольной группе испытуемых динамика показателей
выгорания отсутствует.
• На констатирующем этапе (до формирующего воздействия) экспериментальная и контрольная группы испытуемых были эквивалентны по уровню эмоционального выгорания и всех его фаз и основных симптомов.
• На контрольном этапе эксперимента контрольная и экспериментальная группы статистически значимо различались по всем основным показателям эмоционального выгорания.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Полученные данные и разработанная программа
профилактики синдрома профессионального выгорания могут быть использованы руководителем организации в системе профилактических мероприятий, а также в практической деятельности педагогов-психологов, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья педагогов данного образовательного учреждения.
Полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы при изучении курсов «психология труда, психология стресса.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Эксмо, 2007. - 366 с.
2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. - М.: Владос, 2008. - 272 с.
3. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сб. научн. трудов. / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.
4. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. - 2003. - № 8. С. 31¬
39.
5. Анциферова Л.И. Условия деформации личности. - М.: Владос, 1998.
- 296 с.
6. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания. // Трудный пациент. № 12, 2009. С. 20-24.
7. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. - СПб.: Речь, 2008. - 348 с.
8. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 2011. - 105 с.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Эксмо, 2010. - 469 с.
10. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии - М.: Смысл, 2008. 287 с.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: МПСИ, 2004. - 542 с.
12. Вачков В.И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие. - М.: Ось-89, 2009. - 256 с.
13. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика.
- СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
14. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. // Психология здоровья / Под ред. Г.С.
Никифорова. - СПб.: СПБГУ, 2010. - 498 с.
15. Водопьянова Н.Е., Ковальчук Н. С. Исследование профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек - человек». - СПб.: СПБГУ, 2008. - 154 с.
16. Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром профессионального выгорания в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ, 2005, № 6. С. 79-86.
17. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Крылова А.А. и Коростылевой Л.А. - СПб.: Питер, 2010. - 316 с.
18. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
19. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет,
2007. - 179 с.
20. Гринберг Дж.С. Управление стрессом / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2002. - 648 с.
21. Гулина М.А. Психология социальной работы. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.
22. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М.: МПСИ, Флинта, 2008. - 366 с.
23. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2009. - 604 с.
24. Карелин А.В. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
25. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. - М.: Академический проект, 2009. - 842 с.
26. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 416 с.
27. Ковальчук В.И. Психическое «выгорание» тренеров // Сборник тезисов научно-практической конференции «Ананьевские чтения». - СПб.: СПбГУ, 2000.- С. 312-315.
28. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.П. Эффективность образования. - М.: Педагогика, 2003. - 272 с.
29. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков. / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. М.: Когито-Центр, 2006с.
30.
30. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/art-terapiya-kak-sredstvo-psikhokorrektsii- narushenii-emotsionalnykh-sostoyanii-detei-doshko#ixzz4wXfDnLMR
31. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска. - СПб.: ЛОИРО, 2006. - 172 с.
32. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.
33. Купер К.Л., Дэйв Ф. Дж., О'Драйсколл. М.П. Организационный стресс. Теория, исследования и практическое применение / Пер. с англ. - Х.: Гуманитарный Центр, 2007. - 336 с.
34. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Пер. с англ. - М.: Смысл, 2009. - 486 с.
35. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. -СПб.: Речь, 2005. -256 с.
36. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Речь, 2010. - 592 с.
37. Малкина-Пых И.Г. Техники позитивной терапии и НЛП. - М.: Эксмо,
2008. - 416 с.
38. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Эксмо, 2003. - 298 с.
39. Мерзлякова Г.С. Синдром профессионального «выгорания» как профессиональный кризис педагога. // Материалы международной научной конференции. - Саратов: Научная книга, 2007. - 308 с.
40. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: АСТ, 2008, - 228 с.
41. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Владос, 2004. - 325 с.
42. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 2009. С. 76-97.
43. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2010. - 605 с.
44. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Эксмо, 2010. - 346 с.
45. Пряжников Н.С., Пряжников Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Владос, 2010. - 334 с.
46. Овсянникова Е.А. Социально-психологический тренинг: теория, методика и практика. -Магнитогорск, 2011. -152 с.
47. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. - 2002, №3. - с.85-95.
48. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. / Пер. с англ. - М.: Медицина, 2010. - 488 с.
49. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. - М.: Педагогика-пресс, 2005. -548 с.
50. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональнойдезадаптации учителя. // Вопросы психологии, 2004, №6. С.38-45.
Зарубежнаялитература
51. Maslach C., Leiter M.P. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about it / C. Maslach, M.P. Leiter. - San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. - 186 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ