ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА 10
1.1. Адаптированная образовательная программа: понятие,
структура, виды 10
1.2. Проектирование образовательного процесса как инструмент
управления в дошкольной образовательной
организации 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ПРОЕКТИРОВАНИЮ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1. Организационно-методические аспекты проектирования
адаптированной образовательной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 37
2.2. Методика проектирования индивидуального
образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно¬
двигательного аппарата как компонента адаптированной образовательной программы детского сада 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104
Актуальность исследования. Индивидуализация образования в отношении категории детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (далее - ОВЗ), относится к инновационным, в соответствии с требованиями смены педагогической парадигмы, направленной на построение процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей через адаптированную деятельность, поддержку и развитие индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.
На сегодняшний день в педагогической теории и практике происходят важные изменения. Смена образовательной парадигмы касается системы дошкольного, общего и специального образования, в частности, содержание образования направлено на адаптацию образовательных программ, в соответствии наличия индивидуальных потребностей и возможностей среди воспитанников и обучающихся образовательных учреждений.
С учётом вышесказанного основной актуальной проблемой становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, которая позволит обеспечить доступность получения образования детям, имеющим различные психофизические недостатки. Изложенное обусловлено наличием положения, связанного с тем, что образовательные результаты, демонстрируемые ребенком с ограниченными возможностями здоровья, зависят и от структуры и от содержания программ, по которым они обучаются.
Особый статус ребенка с ОВЗ подчеркивается всеми существующими нормативными правовыми документами, которые регламентируют специфику содержания и организацию образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Решение проблем, связанных с освоением, расширением и внедрением инноваций в системе образования, является предметом педагогической инноватики как нового междисциплинарного научного направления. Педагогическая инноватика изучает актуально значимые и системно организующие инновационные процессы, признанные перспективными для эволюции образования, и позитивно влияющие на ее развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства.
В настоящее время в педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление - теория новаций и инновационных процессов.
Инновация (от лат. «in» - в, «novus» - новый) обозначает
нововведение, новшество. Инновации в образовании - процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приёмов и средств обучения, относящиеся к существенным компонентам образовательной деятельности любого учебного заведения [18].
Педагогические инновации относятся к нововведениям в области педагогики, вносящие в образовательную среду стабильные элементы (новшества), способствующие улучшению характеристик как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Различают педагогические инновации, осуществляемые за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития) и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).
Изменения в системе образования связаны с внедрением инноваций в:
- содержание, методы и технологии, цели, формы организации и управления;
- учебный план и учебные программы;
- учебно-методическое обеспечение;
- стили организации учебно-познавательного процесса;
- систему воспитательной работы;
- систему контроля и оценки уровня образования;
- систему финансирования.
Все инновации в сфере образования можно классифицировать следующим образом:
1. Внутрипредметные инновации: инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания.
2. Общеметодические инновации: внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области.
3. Административные инновации: решения, принимаемые
руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
4. Идеологические инновации: первооснова всех остальных инноваций, вызваны обновлением сознания, веяниями времени.
Реформы, осуществляемые в системе образования, представляют собой систему нововведений, которые направлены на основное изменение и улучшение функционирования, развитие и саморазвитие образовательных учреждений и системы управления ими.
Явления, выступающие барьерами для инновационных процессов в сфере образовательных услуг:
- отсутствие креативных сотрудников, творческих педагогов, экспериментаторов;
- завышенные самооценки, следование принципу «У нас и так все хорошо»;
- консерватизм определенной части педагогов (особую опасность имеет консерватизм администрации и органов управления);
- дефицит финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций;
- неблагоприятная социально-психологическая атмосфера (зависть сотрудников, осуждение инициативы, злословие и т. п.).
Проблемы, относящиеся к внедрению инновационных технологий:
1) ригидность мышления;
2) отсутствие подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности, наличие существенного недостатка педагогических знаний и опыта;
3) наличие необходимости в формировании психологических качеств педагогических работников;
4) отсутствие технической и информационной базы;
5) невозможность прохождения специализированных курсов повышения квалификации в связи с недостаточным финансированием.
К характеристикам инновационной образовательной организации относят:
- педагогическую систему, эволюционирующую в гуманистическом направлении;
- учебно-воспитательный процесс, основанный на принципе природосохранности;
- улучшенные результаты учебно-воспитательного процесса, достигнутые за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы;
- организацию учебно-воспитательного процесса, не ведущую к перегрузкам учащихся и педагогов;
- продуктивность учебно-воспитательного процесса, не являющегося только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиа-систем.
Перечисленные выше критерии позволяют фактически определить степень инновационности любой образовательной организации.
Степень разработанности проблемы. При работе над выпускной квалификационной работой были изучены коллективные труды и отдельные монографии российских ученых, посвященные проблеме педагогических инноваций, основные проблемы и тенденции развития учреждений дошкольного образования, а также обоснована необходимость качественного улучшения их инновационной деятельности на основе повышения восприимчивости к существующим в системе дошкольного образования новшествам. В данном исследовании анализируется понятие «адаптированная образовательная программа» (далее - АОП), нормативно-правовые основания разработки адаптированной образовательной программы.
Противоречие в рамках нашего исследования состоит в том, что, с одной стороны, нормативная база дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) предполагает разработку АОП для детей с ОВЗ, а, с другой стороны, не достаточно изучены инновационные аспекты и практически не разработаны способы проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с его образовательными потребностями.
Проблема исследования - изучение инновационных аспектов и способов проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с его образовательными потребностями.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и апробировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с его образовательными потребностями. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.
Объект исследования - проектирование адаптированной программы детского сада.
Предмет исследования - инновационные аспекты проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с его образовательными потребностями.
Гипотеза исследования. Если при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья использовать индивидуальный образовательный маршрут, то это обеспечит равные возможности для полноценного развития этих детей независимо от вида ограничения возможностей здоровья.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, структуру, виды адаптированной образовательной программы.
2. Изучить нормативно-правовые основания разработки адаптированной образовательной программы и теоретические основы её проектирования.
3. Изучить инновационные аспекты методики проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Разработать проект индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования Е.А. Ямбурга, Б.А. Бройде, В.П. Глуховой, Т.М. Давыденко, Н.П. Капустиной, П.И. Третьяковой в области создания АОП [59]; исследования В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, H.H. Суртаевой, H.O. Яковлевой, Ю.К. Черновой, В.З. Юсуповым в области педагогического проектирования и его аспектов и др. [6].
Научная новизна состоит в обосновании проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как компонента адаптированной образовательной программы детского сада.
Практическая значимость исследования состоит в разработке индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающего равные возможности для полноценного развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Материалы и обобщения, содержащиеся в выпускной квалификационной работе, могут быть полезны руководителям, психологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, осуществляющим обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические - анализ и систематизация научной, учебно-методической литературы и нормативно-правовых источников по проблематике исследования, сравнение, обобщение; практические - проектирование, наблюдение, беседа, математическая обработка результатов исследования, графическая обработка результатов исследования, анализ опыта применения в образовательном процессе индивидуального образовательного маршрута.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
Общий объём выпускной квалификационной работы составляет 105 страниц машинописного текста. Текст содержит 16 таблиц и 2 рисунка. Список использованной литературы насчитывает 59 наименований.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, определившего новые подходы к качеству дошкольного образования, механизмом обеспечения достижения этого качества каждым ребенком дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, является основная образовательная программа дошкольного образования.
В настоящее время важные изменения, коснувшиеся смены образовательной парадигмы дошкольного образования, направлены на адаптацию образовательных программ, в соответствии наличия индивидуальных потребностей и возможностей среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Ведущее место в обучении и воспитании дошкольников по праву занимает процесс внедрения передового практического опыта, неразрывно связанного с новыми требованиями со стороны государства и общества.
При решении задачи, связанной с раскрытием понятия, структуры и видов адаптированной образовательной программы в работе сформулировано понятие «адаптированная образовательная программа», раскрыта структура АОП, включающая в себя несколько модулей, зависящих от образовательных потребностей и психофизических особенностей детей с ОВЗ. Виды адаптированной образовательной программы соответствуют категориям детей с ОВЗ. Согласно закону об образовании в РФ определены следующие категории детей с ОВЗ: глухие; слабослышащие; поздно оглохшие; слепые; слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития, с умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра; со сложными дефектами и другие [50].
Изучение нормативно-правовых оснований разработки адаптированной образовательной программы и теоретических основ её проектирования, привело к формулированию следующих положений:
1. Реализация АОП обучающихся с ОВЗ (инвалидностью):
а) соответствует принятой государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования;
б) деятельность всего педагогического коллектива образовательной организации, основанного на методологических и методических принципах, организационным механизмом которых является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.
2. Педагогическим работникам, взаимодействующими с детьми с ОВЗ, необходимо использовать несколько основополагающих подходов: системно¬деятельностный, компетентностный, гуманитарный.
3. Учитывая процесс модернизации образования, проектная деятельность как технология, выступает важным компонентом системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез).
Итогом исследования инновационных аспектов проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата стали следующие положения:
1. В дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, без которых невозможно или затруднено их освоение.
2. Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав воспитанника детского сада с нарушениями опорно-двигательного аппарата на выбор своего пути развития, является индивидуально-образовательная программа или маршрут.
Индивидуальный маршрут учитывает психологические и индивидуальные особенности ребёнка, его интересы, жизненную позицию, уровень обучаемости. Индивидуальный маршрут выстраивается во взаимодействии педагога и психолога.
3. Составление индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривает создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Поэтому при организации образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе должны быть созданы условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий.
4. Нами определена следующая последовательность проектирования ИОМ в детском саду:
А. Целевой этап включает в себя:
а) деятельность по подготовке (отбор методик, позволяющих изучить личность ребенка, его индивидуальные особенности);
б) аналитическая деятельность (сопоставление данных, полученных во время диагностики);
в) методическая деятельность (составление карт индивидуальных занятий, разработка методических рекомендаций, подготовка заданий разного уровня, самостоятельных работ и др.).
Б. Мотивационный этап обращён на раскрытие знаний, интереса к определённым областям и конкретным темам, формам работы и др.
В. Этап проектирования заключён в подготовки рекомендаций со стороны педагога, учитывающих индивидуальные особенности личности, помогающих заполнить индивидуальные карты продвижения или индивидуальные карты личностного развития и др.
Г. В процессе осуществления организационного этапа педагог проводит индивидуальную и самостоятельную работу, консультации, диагностирует изменения, получает информацию, фиксирует результаты и др.
5. Результативный этап направлен на подведение итогов совместной деятельности, сравнение результатов.
В исследовании представлен проект индивидуального
образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сравнительный анализ, проведённый в рамках контрольного этапа по определению эффективности предложенного ИОМ, показал, что ребёнок стала испытывать меньше проблем в эмоционально-поведенческом плане, повысилась его работоспособность, познавательная и речевая деятельности находятся на среднем уровне. В двигательной сфере можно увидеть положительные изменения: снижен гипертонус мышц, улучшение
подвижности в суставах, улучшение координации движения и равновесия, расширение общей двигательной активности ребенка. Это свидетельствует о том, что выстроенный нами индивидуальный образовательный маршрут оказался верным.
В ходе проведения исследования раскрыты понятие, структура, виды адаптированной образовательной программы, изучены нормативно-правовые основания разработки адаптированной образовательной программы и теоретические основы её проектирования, также изучены инновационные аспекты методики проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и разработан проект индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В итоге теоретически обоснован, разработан и апробирован индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушениями опорно¬двигательного аппарата в соответствии с его образовательными потребностями.
Таким образом, задачи исследования решены, а цель достигнута. Гипотеза исследования о том, что, если при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья использовать индивидуальный образовательный маршрут, то это обеспечит равные возможности для полноценного развития этих детей доказана.
1. Антология дошкольного образования: Навигатор
образовательных программ дошкольного образования: сборник. - М. : Издательство «Национальное образование», 2015. - 143 с.
2. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л. О. Бадалян. - Киев: Здоровья, 2008. - 149 с.
3. Бедерханова, В. П. Проблемы воспитания и развития личности. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых [Текст] / В. П. Бедерханова. - СПб, 2012. - 123 с.
4. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] / В.
С. Безрукова. - Екатеринбург, 2004. -152 с.
5. Бережнова, О. В. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации [Текст] : методическое пособие / О. В. Бережнова. - М. : Цветной мир, 2014. - 228 с.
6. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 2009. - 192 с.
7. Богославец, Л. Г. Положения, регламентирующие деятельность ДОО. Книга 1 [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Г. Богославец, О. И. Давыдова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
8. Бортфельд, С. А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе [Текст] / С. А. Бортфельд. - Л.: Медицина, 1971. - 247 с.
9. Вербенец, А. М. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технологии [Текст] : учебно-методическое пособие / А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева. СПб. : Детство-Пресс, 2015. - 288 с.
10. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст] / Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - М. : АРКИ, 2014. - 118 с.
11. Дошкольное образование - развивающее и развивающееся.
Новый взгляд на фундамент образовательной системы. Сб.№1 / М-во
образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. авт. учреждение «Федеральный ин-т развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), ред. журн. «Обруч» ; под ред. Н. П. Ходаковой. - М. : Обруч, 2014.
12. Коррекционная работа с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : метод. рекомендации / В. В. Чиж, С. В. Соловьева, А. Ф. Якупова. - Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. - 126 с.
13. Кравцов, Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. - М. : Мозаика- Синтез, 2013. - 228 с.
14. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2012. - 219 с.
15. Лятифова, Л. В. Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования [Текст] / Л. В. Лятифова // Молодой ученый. - 2014. - № 19. - С.576-578.
...