Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА

Работа №99713

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА 10
1.1. Адаптированная образовательная программа: понятие,
структура, виды 10
1.2. Проектирование образовательного процесса как инструмент
управления в дошкольной образовательной
организации 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ПРОЕКТИРОВАНИЮ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1. Организационно-методические аспекты проектирования
адаптированной образовательной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 37
2.2. Методика проектирования индивидуального
образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно¬
двигательного аппарата как компонента адаптированной образовательной программы детского сада 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104


Актуальность исследования. Индивидуализация образования в отношении категории детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (далее - ОВЗ), относится к инновационным, в соответствии с требованиями смены педагогической парадигмы, направленной на построение процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей через адаптированную деятельность, поддержку и развитие индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.
На сегодняшний день в педагогической теории и практике происходят важные изменения. Смена образовательной парадигмы касается системы дошкольного, общего и специального образования, в частности, содержание образования направлено на адаптацию образовательных программ, в соответствии наличия индивидуальных потребностей и возможностей среди воспитанников и обучающихся образовательных учреждений.
С учётом вышесказанного основной актуальной проблемой становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, которая позволит обеспечить доступность получения образования детям, имеющим различные психофизические недостатки. Изложенное обусловлено наличием положения, связанного с тем, что образовательные результаты, демонстрируемые ребенком с ограниченными возможностями здоровья, зависят и от структуры и от содержания программ, по которым они обучаются.
Особый статус ребенка с ОВЗ подчеркивается всеми существующими нормативными правовыми документами, которые регламентируют специфику содержания и организацию образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Решение проблем, связанных с освоением, расширением и внедрением инноваций в системе образования, является предметом педагогической инноватики как нового междисциплинарного научного направления. Педагогическая инноватика изучает актуально значимые и системно организующие инновационные процессы, признанные перспективными для эволюции образования, и позитивно влияющие на ее развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства.
В настоящее время в педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление - теория новаций и инновационных процессов.
Инновация (от лат. «in» - в, «novus» - новый) обозначает
нововведение, новшество. Инновации в образовании - процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приёмов и средств обучения, относящиеся к существенным компонентам образовательной деятельности любого учебного заведения [18].
Педагогические инновации относятся к нововведениям в области педагогики, вносящие в образовательную среду стабильные элементы (новшества), способствующие улучшению характеристик как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Различают педагогические инновации, осуществляемые за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития) и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).
Изменения в системе образования связаны с внедрением инноваций в:
- содержание, методы и технологии, цели, формы организации и управления;
- учебный план и учебные программы;
- учебно-методическое обеспечение;
- стили организации учебно-познавательного процесса;
- систему воспитательной работы;
- систему контроля и оценки уровня образования;
- систему финансирования.
Все инновации в сфере образования можно классифицировать следующим образом:
1. Внутрипредметные инновации: инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания.
2. Общеметодические инновации: внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области.
3. Административные инновации: решения, принимаемые
руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
4. Идеологические инновации: первооснова всех остальных инноваций, вызваны обновлением сознания, веяниями времени.
Реформы, осуществляемые в системе образования, представляют собой систему нововведений, которые направлены на основное изменение и улучшение функционирования, развитие и саморазвитие образовательных учреждений и системы управления ими.
Явления, выступающие барьерами для инновационных процессов в сфере образовательных услуг:
- отсутствие креативных сотрудников, творческих педагогов, экспериментаторов;
- завышенные самооценки, следование принципу «У нас и так все хорошо»;
- консерватизм определенной части педагогов (особую опасность имеет консерватизм администрации и органов управления);
- дефицит финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций;
- неблагоприятная социально-психологическая атмосфера (зависть сотрудников, осуждение инициативы, злословие и т. п.).
Проблемы, относящиеся к внедрению инновационных технологий:
1) ригидность мышления;
2) отсутствие подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности, наличие существенного недостатка педагогических знаний и опыта;
3) наличие необходимости в формировании психологических качеств педагогических работников;
4) отсутствие технической и информационной базы;
5) невозможность прохождения специализированных курсов повышения квалификации в связи с недостаточным финансированием.
К характеристикам инновационной образовательной организации относят:
- педагогическую систему, эволюционирующую в гуманистическом направлении;
- учебно-воспитательный процесс, основанный на принципе природосохранности;
- улучшенные результаты учебно-воспитательного процесса, достигнутые за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы;
- организацию учебно-воспитательного процесса, не ведущую к перегрузкам учащихся и педагогов;
- продуктивность учебно-воспитательного процесса, не являющегося только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиа-систем.
Перечисленные выше критерии позволяют фактически определить степень инновационности любой образовательной организации.
Степень разработанности проблемы. При работе над выпускной квалификационной работой были изучены коллективные труды и отдельные монографии российских ученых, посвященные проблеме педагогических инноваций, основные проблемы и тенденции развития учреждений дошкольного образования, а также обоснована необходимость качественного улучшения их инновационной деятельности на основе повышения восприимчивости к существующим в системе дошкольного образования новшествам. В данном исследовании анализируется понятие «адаптированная образовательная программа» (далее - АОП), нормативно-правовые основания разработки адаптированной образовательной программы.
Противоречие в рамках нашего исследования состоит в том, что, с одной стороны, нормативная база дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) предполагает разработку АОП для детей с ОВЗ, а, с другой стороны, не достаточно изучены инновационные аспекты и практически не разработаны способы проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с его образовательными потребностями.
Проблема исследования - изучение инновационных аспектов и способов проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с его образовательными потребностями.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и апробировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с его образовательными потребностями. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.
Объект исследования - проектирование адаптированной программы детского сада.
Предмет исследования - инновационные аспекты проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с его образовательными потребностями.
Гипотеза исследования. Если при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья использовать индивидуальный образовательный маршрут, то это обеспечит равные возможности для полноценного развития этих детей независимо от вида ограничения возможностей здоровья.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, структуру, виды адаптированной образовательной программы.
2. Изучить нормативно-правовые основания разработки адаптированной образовательной программы и теоретические основы её проектирования.
3. Изучить инновационные аспекты методики проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Разработать проект индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования Е.А. Ямбурга, Б.А. Бройде, В.П. Глуховой, Т.М. Давыденко, Н.П. Капустиной, П.И. Третьяковой в области создания АОП [59]; исследования В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, H.H. Суртаевой, H.O. Яковлевой, Ю.К. Черновой, В.З. Юсуповым в области педагогического проектирования и его аспектов и др. [6].
Научная новизна состоит в обосновании проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата как компонента адаптированной образовательной программы детского сада.
Практическая значимость исследования состоит в разработке индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающего равные возможности для полноценного развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Материалы и обобщения, содержащиеся в выпускной квалификационной работе, могут быть полезны руководителям, психологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, осуществляющим обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические - анализ и систематизация научной, учебно-методической литературы и нормативно-правовых источников по проблематике исследования, сравнение, обобщение; практические - проектирование, наблюдение, беседа, математическая обработка результатов исследования, графическая обработка результатов исследования, анализ опыта применения в образовательном процессе индивидуального образовательного маршрута.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
Общий объём выпускной квалификационной работы составляет 105 страниц машинописного текста. Текст содержит 16 таблиц и 2 рисунка. Список использованной литературы насчитывает 59 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, определившего новые подходы к качеству дошкольного образования, механизмом обеспечения достижения этого качества каждым ребенком дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, является основная образовательная программа дошкольного образования.
В настоящее время важные изменения, коснувшиеся смены образовательной парадигмы дошкольного образования, направлены на адаптацию образовательных программ, в соответствии наличия индивидуальных потребностей и возможностей среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Ведущее место в обучении и воспитании дошкольников по праву занимает процесс внедрения передового практического опыта, неразрывно связанного с новыми требованиями со стороны государства и общества.
При решении задачи, связанной с раскрытием понятия, структуры и видов адаптированной образовательной программы в работе сформулировано понятие «адаптированная образовательная программа», раскрыта структура АОП, включающая в себя несколько модулей, зависящих от образовательных потребностей и психофизических особенностей детей с ОВЗ. Виды адаптированной образовательной программы соответствуют категориям детей с ОВЗ. Согласно закону об образовании в РФ определены следующие категории детей с ОВЗ: глухие; слабослышащие; поздно оглохшие; слепые; слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития, с умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра; со сложными дефектами и другие [50].
Изучение нормативно-правовых оснований разработки адаптированной образовательной программы и теоретических основ её проектирования, привело к формулированию следующих положений:
1. Реализация АОП обучающихся с ОВЗ (инвалидностью):
а) соответствует принятой государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования;
б) деятельность всего педагогического коллектива образовательной организации, основанного на методологических и методических принципах, организационным механизмом которых является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.
2. Педагогическим работникам, взаимодействующими с детьми с ОВЗ, необходимо использовать несколько основополагающих подходов: системно¬деятельностный, компетентностный, гуманитарный.
3. Учитывая процесс модернизации образования, проектная деятельность как технология, выступает важным компонентом системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез).
Итогом исследования инновационных аспектов проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата стали следующие положения:
1. В дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, без которых невозможно или затруднено их освоение.
2. Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав воспитанника детского сада с нарушениями опорно-двигательного аппарата на выбор своего пути развития, является индивидуально-образовательная программа или маршрут.
Индивидуальный маршрут учитывает психологические и индивидуальные особенности ребёнка, его интересы, жизненную позицию, уровень обучаемости. Индивидуальный маршрут выстраивается во взаимодействии педагога и психолога.
3. Составление индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривает создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Поэтому при организации образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе должны быть созданы условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий.
4. Нами определена следующая последовательность проектирования ИОМ в детском саду:
А. Целевой этап включает в себя:
а) деятельность по подготовке (отбор методик, позволяющих изучить личность ребенка, его индивидуальные особенности);
б) аналитическая деятельность (сопоставление данных, полученных во время диагностики);
в) методическая деятельность (составление карт индивидуальных занятий, разработка методических рекомендаций, подготовка заданий разного уровня, самостоятельных работ и др.).
Б. Мотивационный этап обращён на раскрытие знаний, интереса к определённым областям и конкретным темам, формам работы и др.
В. Этап проектирования заключён в подготовки рекомендаций со стороны педагога, учитывающих индивидуальные особенности личности, помогающих заполнить индивидуальные карты продвижения или индивидуальные карты личностного развития и др.
Г. В процессе осуществления организационного этапа педагог проводит индивидуальную и самостоятельную работу, консультации, диагностирует изменения, получает информацию, фиксирует результаты и др.
5. Результативный этап направлен на подведение итогов совместной деятельности, сравнение результатов.
В исследовании представлен проект индивидуального
образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сравнительный анализ, проведённый в рамках контрольного этапа по определению эффективности предложенного ИОМ, показал, что ребёнок стала испытывать меньше проблем в эмоционально-поведенческом плане, повысилась его работоспособность, познавательная и речевая деятельности находятся на среднем уровне. В двигательной сфере можно увидеть положительные изменения: снижен гипертонус мышц, улучшение
подвижности в суставах, улучшение координации движения и равновесия, расширение общей двигательной активности ребенка. Это свидетельствует о том, что выстроенный нами индивидуальный образовательный маршрут оказался верным.
В ходе проведения исследования раскрыты понятие, структура, виды адаптированной образовательной программы, изучены нормативно-правовые основания разработки адаптированной образовательной программы и теоретические основы её проектирования, также изучены инновационные аспекты методики проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и разработан проект индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В итоге теоретически обоснован, разработан и апробирован индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушениями опорно¬двигательного аппарата в соответствии с его образовательными потребностями.
Таким образом, задачи исследования решены, а цель достигнута. Гипотеза исследования о том, что, если при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья использовать индивидуальный образовательный маршрут, то это обеспечит равные возможности для полноценного развития этих детей доказана.



1. Антология дошкольного образования: Навигатор
образовательных программ дошкольного образования: сборник. - М. : Издательство «Национальное образование», 2015. - 143 с.
2. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л. О. Бадалян. - Киев: Здоровья, 2008. - 149 с.
3. Бедерханова, В. П. Проблемы воспитания и развития личности. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых [Текст] / В. П. Бедерханова. - СПб, 2012. - 123 с.
4. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] / В.
С. Безрукова. - Екатеринбург, 2004. -152 с.
5. Бережнова, О. В. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации [Текст] : методическое пособие / О. В. Бережнова. - М. : Цветной мир, 2014. - 228 с.
6. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 2009. - 192 с.
7. Богославец, Л. Г. Положения, регламентирующие деятельность ДОО. Книга 1 [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Г. Богославец, О. И. Давыдова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
8. Бортфельд, С. А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе [Текст] / С. А. Бортфельд. - Л.: Медицина, 1971. - 247 с.
9. Вербенец, А. М. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технологии [Текст] : учебно-методическое пособие / А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева. СПб. : Детство-Пресс, 2015. - 288 с.
10. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст] / Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - М. : АРКИ, 2014. - 118 с.
11. Дошкольное образование - развивающее и развивающееся.
Новый взгляд на фундамент образовательной системы. Сб.№1 / М-во
образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. авт. учреждение «Федеральный ин-т развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), ред. журн. «Обруч» ; под ред. Н. П. Ходаковой. - М. : Обруч, 2014.
12. Коррекционная работа с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : метод. рекомендации / В. В. Чиж, С. В. Соловьева, А. Ф. Якупова. - Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. - 126 с.
13. Кравцов, Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. - М. : Мозаика- Синтез, 2013. - 228 с.
14. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2012. - 219 с.
15. Лятифова, Л. В. Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования [Текст] / Л. В. Лятифова // Молодой ученый. - 2014. - № 19. - С.576-578.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ