Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Работа №99712

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности как
средства экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Социально-педагогическая характеристика детей среднего
дошкольного возраста 6
1.2. Понятие и сущность экологического воспитания детей среднего
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 18
1.3. Проектная деятельность в экологическом воспитании детей
среднего дошкольного возраста 27
Глава 2. Опыт проектной деятельности в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста в филиале муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детского 37 сада №9» «Детском саду №11» г. Первоуральска
2.1. Анализ опыта проектной деятельности в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста в «Детском саду №11»
г. Первоуральска 37
2.2. Диагностика экологической воспитанности детей среднего
дошкольного возраста в «Детском саду №11» г. Первоуральска 45
2.3. Разработка и реализация экологического проекта «Цветочная
фантазия» для детей среднего дошкольного возраста 53
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 71


Актуальность. Важность экологического воспитания настолько велика, что 2017 год в России был объявлен «Годом экологии». Принятые нормативно - правовые акты в РФ в области экологического воспитания, а именно: ФЗ «Об экологической экспертизе» [61], ФЗ «Об охране окружающей среды» [60], подразумевают под собой создание в регионах страны системы непрерывного экологического дошкольного образования. Поскольку именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру мы считаем, что есть необходимость включать разные виды деятельности в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [58], в котором формирование экологической культуры личности представлено в образовательной области «Познавательное развитие».
Я.А. Коменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающуюся согласно циклам времен года [25]. Еще в начале 1970-ых годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико¬экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин [64] и др.) провозглашалась необходимость: усложнения содержания обучения - привнесение в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; построение системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, занимались Н. Н. Поддьяков [42], А. А. Венгер [3] (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
Противоречие состоит в том, что проектная деятельность всё активнее применяется в воспитании дошкольников, но её разработанность как средства экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста недостаточна.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: является ли проектная деятельность средством экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
На сегодняшний день одним из средств экологического воспитания дошкольников является проектная деятельность, что обосновывает выбор и актуальность темы выпускной квалификационной работы «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - проектная деятельность в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теории и эмпирических данных обосновать и частично реализовать проектную деятельность как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что экологическое воспитание может быть реализовано через проектную деятельность педагогов и детей дошкольного возраста, воспитанников дошкольной образовательной организации.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
1) дать социально-педагогическую характеристику детей среднего дошкольного возраста;
2) проанализировать понятие и сущность экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста;
3) охарактеризовать проектную деятельность и её место в экологическом воспитании детей дошкольного возраста;
4) изучить опыт применения проектной деятельности в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста в филиале муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №9» «Детском саду №11» г. Первоуральска;
5) выполнить диагностику сформированности экологических представлений детей среднего дошкольного возраста.
В процессе работы применены следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение;
эмпирические - педагогическое наблюдение, тестирование, педагогическое интервьюирование; математическая и графическая обработка данных.
Эмпирическая база исследования: филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №9» «Детский сад №11» г. Первоуральска.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы по три параграфа, заключение, список использованной литературы из 64 источников и 4 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе рассматривается особенности проектной деятельности как средства экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Для этого дали психолого-педагогическую характеристику детей среднего дошкольного возраста. Мы выяснили, что детям среднего дошкольного возраста характерно: наглядно-образное мышление, появляется произвольное воображение, в памяти способны удерживать небольшое условие поэтому в дидактических играх дети начинают больше соблюдать правила; к концу среднего дошкольного возраста у ребёнка формируется личностное «Я - концепция» и такое новообразование, как соподчинение мотивов и самосознание; в сюжетно-ролевой игре появляются ролевые взаимодействия, и дети начинают выполнять игровые действия ради смысла игры, т.е. отображают свой социальный опыт.
Изучили психолого-педагогическую и методическую литературу по экологическому воспитанию, а так же некоторые нормативные акты. Мы рассмотрели понятия: воспитание, экологическое воспитание, экологическое образование, цели и задачи экологического воспитания, экологическая культура и экологические знания. Результатом экологического воспитания будет сформированное отношение к окружающему миру. Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде. Сущностью экологического воспитания будет формирование экологической воспитанности у детей: формирование знаний о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; формирование отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально¬действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса.
Дали характеристику проектной деятельности и рассмотрели её особенности в экологическом воспитании. Для этого проанализировали понятия: проект, метод проектов, проектная деятельность, проектирование. Экологический проект - это проект, направленный на решение определенных задач с экологической направленностью в процессе исследования. Специфика проектной деятельности обусловлена её воспитательным потенциалом. Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность по реализации проекта, уникальность которого состоит в работе педагогов с конкретной группой детей и родителей; имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата с получением практического продукта; в реализации этапов реализуется по определенному алгоритму в определённый отрезок времени. Метод проектов носит больше дидактическую направленность, тогда как проектная деятельность уникальна для детей конкретной группы, будет более педагогической и носит в работе с дошкольниками воспитательную направленность. Подготовка ребенка к проектной деятельности, обучение его умениям и навыкам практико- деятельского поиска становятся важнейшими задачами, отвечающими запросам экологического воспитания.
Проанализировав опыт проектной деятельности в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста в «Детском саду №11» г.Первоуральска, мы пришли к выводу, что проектная деятельность реализуется на постоянной основе, темы проектной деятельности исходят из интересов детей и от календарно-тематического планирования. В детском саду найдена такая форма публичной презентации проектной деятельности на изучаемую тему, как представление её продуктов в конце тематических недель, но проводится не в системе, а время от времени.
По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что в ответах и поступках детей просматривается недостаточная работа педагогов по экологическому воспитанию, поведение и поступки некоторых детей не отвечают нормам безопасного поведения в природе, по результатам тестирования у детей разные уровни сформированности экологических представлений о природе. Возможно это связано с отсутствием необходимого жизненного опыта. Для проведения исследования разработали проект «Цветочная фантазия».
Реализованная нами проектная деятельность продуктивна для повышения уровня экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Полученные результаты позволяют утверждать о положительной динамике формирования экологической воспитанности у детей среднего дошкольного возраста. У детей сформировались на достаточном уровне элементарные трудовые навыки по уходу за растениями. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к объектам живой природы. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Улучшился контакт с семьями воспитанников. Однако при этом у детей группы остаются слабо выработанные нормы экологически грамотного поведения в природе. Есть что совершенствовать в экологическом воспитании.
Исследование подтвердило предположение о том, что экологическое воспитание может быть реализовано через проектную деятельность педагогов, родителей и детей среднего дошкольного возраста. Цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2010. № 1. С. 24-36.
2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2014. 200 с.
3. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Просвещение, 2012. 200 с.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 112 с.
5. Вересова Н. Н. «Мы - земляне». М.: Просвещение, 2012. 90 с.
6. Виноградова Н. А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. М.: Айрис-Пресс. 2008. 208с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь / Ред. Г.Н. Шелогурова. Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М. , 1999. 352с.
8. Годовикова Д. Как измерить детскую любознательность?//Семья и школа. 2015. № 10. С. 12-14.
9. Голицина Н. С., Сенновская И. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2015. 200 с.
10. Гончарова Е. В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. Нижневартовский государственный педагогический институт. Нижневартовск, 2016. 200 с.
11. Гончарова Е. В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. Ростов-на-Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2011. 288 с.
12. Горшкова В.В. Интерпретация педагогической концепции Джона
Дьюи в Российской педагогике 20-30 гг. ХХ века. М., 2015. 150 с.
13. Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. 2014. № 6. С. 18-20.
14. Гухман Г. А. Проектно-проблемный подход в формировании творческого мышления: Опыт реализации междисциплинарного естественнонаучного экологического проекта «Человек и окружающая среда»//Образование в современной школе 2016. № 11-12. С. 33-35.
15. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой СПб: Питер, 2016 464 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ