Глава 1. Теоретические аспекты проектной деятельности как
средства экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Социально-педагогическая характеристика детей среднего
дошкольного возраста 6
1.2. Понятие и сущность экологического воспитания детей среднего
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 18
1.3. Проектная деятельность в экологическом воспитании детей
среднего дошкольного возраста 27
Глава 2. Опыт проектной деятельности в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста в филиале муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детского 37 сада №9» «Детском саду №11» г. Первоуральска
2.1. Анализ опыта проектной деятельности в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста в «Детском саду №11»
г. Первоуральска 37
2.2. Диагностика экологической воспитанности детей среднего
дошкольного возраста в «Детском саду №11» г. Первоуральска 45
2.3. Разработка и реализация экологического проекта «Цветочная
фантазия» для детей среднего дошкольного возраста 53
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 71
Актуальность. Важность экологического воспитания настолько велика, что 2017 год в России был объявлен «Годом экологии». Принятые нормативно - правовые акты в РФ в области экологического воспитания, а именно: ФЗ «Об экологической экспертизе» [61], ФЗ «Об охране окружающей среды» [60], подразумевают под собой создание в регионах страны системы непрерывного экологического дошкольного образования. Поскольку именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру мы считаем, что есть необходимость включать разные виды деятельности в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [58], в котором формирование экологической культуры личности представлено в образовательной области «Познавательное развитие».
Я.А. Коменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающуюся согласно циклам времен года [25]. Еще в начале 1970-ых годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико¬экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин [64] и др.) провозглашалась необходимость: усложнения содержания обучения - привнесение в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; построение системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, занимались Н. Н. Поддьяков [42], А. А. Венгер [3] (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
Противоречие состоит в том, что проектная деятельность всё активнее применяется в воспитании дошкольников, но её разработанность как средства экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста недостаточна.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: является ли проектная деятельность средством экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
На сегодняшний день одним из средств экологического воспитания дошкольников является проектная деятельность, что обосновывает выбор и актуальность темы выпускной квалификационной работы «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - проектная деятельность в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теории и эмпирических данных обосновать и частично реализовать проектную деятельность как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что экологическое воспитание может быть реализовано через проектную деятельность педагогов и детей дошкольного возраста, воспитанников дошкольной образовательной организации.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
1) дать социально-педагогическую характеристику детей среднего дошкольного возраста;
2) проанализировать понятие и сущность экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста;
3) охарактеризовать проектную деятельность и её место в экологическом воспитании детей дошкольного возраста;
4) изучить опыт применения проектной деятельности в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста в филиале муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №9» «Детском саду №11» г. Первоуральска;
5) выполнить диагностику сформированности экологических представлений детей среднего дошкольного возраста.
В процессе работы применены следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение;
эмпирические - педагогическое наблюдение, тестирование, педагогическое интервьюирование; математическая и графическая обработка данных.
Эмпирическая база исследования: филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №9» «Детский сад №11» г. Первоуральска.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы по три параграфа, заключение, список использованной литературы из 64 источников и 4 приложения.
В данной работе рассматривается особенности проектной деятельности как средства экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Для этого дали психолого-педагогическую характеристику детей среднего дошкольного возраста. Мы выяснили, что детям среднего дошкольного возраста характерно: наглядно-образное мышление, появляется произвольное воображение, в памяти способны удерживать небольшое условие поэтому в дидактических играх дети начинают больше соблюдать правила; к концу среднего дошкольного возраста у ребёнка формируется личностное «Я - концепция» и такое новообразование, как соподчинение мотивов и самосознание; в сюжетно-ролевой игре появляются ролевые взаимодействия, и дети начинают выполнять игровые действия ради смысла игры, т.е. отображают свой социальный опыт.
Изучили психолого-педагогическую и методическую литературу по экологическому воспитанию, а так же некоторые нормативные акты. Мы рассмотрели понятия: воспитание, экологическое воспитание, экологическое образование, цели и задачи экологического воспитания, экологическая культура и экологические знания. Результатом экологического воспитания будет сформированное отношение к окружающему миру. Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде. Сущностью экологического воспитания будет формирование экологической воспитанности у детей: формирование знаний о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; формирование отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально¬действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса.
Дали характеристику проектной деятельности и рассмотрели её особенности в экологическом воспитании. Для этого проанализировали понятия: проект, метод проектов, проектная деятельность, проектирование. Экологический проект - это проект, направленный на решение определенных задач с экологической направленностью в процессе исследования. Специфика проектной деятельности обусловлена её воспитательным потенциалом. Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность по реализации проекта, уникальность которого состоит в работе педагогов с конкретной группой детей и родителей; имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата с получением практического продукта; в реализации этапов реализуется по определенному алгоритму в определённый отрезок времени. Метод проектов носит больше дидактическую направленность, тогда как проектная деятельность уникальна для детей конкретной группы, будет более педагогической и носит в работе с дошкольниками воспитательную направленность. Подготовка ребенка к проектной деятельности, обучение его умениям и навыкам практико- деятельского поиска становятся важнейшими задачами, отвечающими запросам экологического воспитания.
Проанализировав опыт проектной деятельности в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста в «Детском саду №11» г.Первоуральска, мы пришли к выводу, что проектная деятельность реализуется на постоянной основе, темы проектной деятельности исходят из интересов детей и от календарно-тематического планирования. В детском саду найдена такая форма публичной презентации проектной деятельности на изучаемую тему, как представление её продуктов в конце тематических недель, но проводится не в системе, а время от времени.
По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что в ответах и поступках детей просматривается недостаточная работа педагогов по экологическому воспитанию, поведение и поступки некоторых детей не отвечают нормам безопасного поведения в природе, по результатам тестирования у детей разные уровни сформированности экологических представлений о природе. Возможно это связано с отсутствием необходимого жизненного опыта. Для проведения исследования разработали проект «Цветочная фантазия».
Реализованная нами проектная деятельность продуктивна для повышения уровня экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Полученные результаты позволяют утверждать о положительной динамике формирования экологической воспитанности у детей среднего дошкольного возраста. У детей сформировались на достаточном уровне элементарные трудовые навыки по уходу за растениями. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к объектам живой природы. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Улучшился контакт с семьями воспитанников. Однако при этом у детей группы остаются слабо выработанные нормы экологически грамотного поведения в природе. Есть что совершенствовать в экологическом воспитании.
Исследование подтвердило предположение о том, что экологическое воспитание может быть реализовано через проектную деятельность педагогов, родителей и детей среднего дошкольного возраста. Цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2010. № 1. С. 24-36.
2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2014. 200 с.
3. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Просвещение, 2012. 200 с.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 112 с.
5. Вересова Н. Н. «Мы - земляне». М.: Просвещение, 2012. 90 с.
6. Виноградова Н. А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. М.: Айрис-Пресс. 2008. 208с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь / Ред. Г.Н. Шелогурова. Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М. , 1999. 352с.
8. Годовикова Д. Как измерить детскую любознательность?//Семья и школа. 2015. № 10. С. 12-14.
9. Голицина Н. С., Сенновская И. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2015. 200 с.
10. Гончарова Е. В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. Нижневартовский государственный педагогический институт. Нижневартовск, 2016. 200 с.
11. Гончарова Е. В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. Ростов-на-Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2011. 288 с.
12. Горшкова В.В. Интерпретация педагогической концепции Джона
Дьюи в Российской педагогике 20-30 гг. ХХ века. М., 2015. 150 с.
13. Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. 2014. № 6. С. 18-20.
14. Гухман Г. А. Проектно-проблемный подход в формировании творческого мышления: Опыт реализации междисциплинарного естественнонаучного экологического проекта «Человек и окружающая среда»//Образование в современной школе 2016. № 11-12. С. 33-35.
15. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой СПб: Питер, 2016 464 с.
...