Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №99711

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы152
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ
1.1. Понятие, классификация, формы, показатели успешности
взаимодействия 10
1.2. Проблемы взаимодействия ДОО и семьи в истории педагогической
теории и практики 18
1.3. Педагогические условия взаимодействия семьи и дошкольной
образовательной организации 22
1.4. Особенности организации инновационных форм
взаимодействия 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С РОДИТЕЛЯМИ
2.1. Диагностика исследования эффективности взаимодействия ДОО с родителями воспитанников на начальном этапе опытно-поисковой работы..27
2.2. Содержание педагогической деятельности, направленной на
эффективное взаимодействие ДОО с семьей 46
2.3. Сравнительный анализ данных, полученных на начальном и
итоговом этапах опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 89


Для современной образовательной системы характерно освоение новых как содержательных, так и организационных подходов в формирующемся образовательном пространстве. Это, в свою очередь, обуславливает поиск адекватных ориентиров в сфере подготовки соответствующих педагогических кадров в дошкольной образовательной организации (ДОО). Немаловажное значение в процессе обновления государственной политики в области образования приобретает признание положительной роли семьи в воспитании детей. Это отражено в статье 18 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», где говорится следующее: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» [70]. На это указывает и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), сосредотачивая внимание на особой роли родителей в воспитании и образовании, а также охране и укреплении физического и психологического здоровья детей [69].
Поэтому, сегодня более чем очевиден интерес к проблеме взаимодействия ДОО с родителями с целью развития личности ребенка.
Тенденция к взаимосвязи семейного и общественного воспитания положила начало идее о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Качественное освоение и реализация ФГОС ДО предполагает воспитание и обучение дошкольника родителями и педагогами ДОО в равной степени, а, значит, уровень их профессиональной подготовки должен быть на высоком уровне.
Однако, рассматривая каждый воспитательный институт в отдельности, можно сказать, что и у дошкольной организации и у семьи, как отдельных воспитательных систем, есть преимущества и недостатки.
Поэтому многие ученые (Данилина Т.А., Сухомлинский В. А., Арнаутова Т.В. и др.) утверждают о целесообразности совместного участия, отношения доверия и сотрудничества (общения «на равных»), взаимодействия этих двух систем в процессе воспитания подрастающего поколения.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений дошкольной организации и семьи. Значительный опыт в сфере взаимодействия ДОО и семьи накоплен отечественной педагогической наукой (П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская, П. П. Блонский, А. С. Макакренко, В. А. Сухомлинский и др.). В современной педагогике выделены основные типы, виды педагогического взаимодействия. В исследованиях Л. В. Байбородовой, Г. М. Андреевой, А. С. Белкина, Х. Й. Лийметса показано многообразие факторов, влияющих на процесс взаимодействия образовательной организации и семьи. В отдельных научных трудах А. А. Гина, Ш. А. Амонашвили, И. А. Зимней, Е. В. Коротаевой и др., нашло отражение осмысление педагогического взаимодействия в образовательном процессе.
Усиление воспитательной и образовательной функции ДОО, эффективности взаимодействия с родителями воспитанников обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия ДОО и семьи, педагогов и родителей.
Несмотря на то, что в настоящее время уже существуют и реализуются ДОО разработанные программы, формы, направленные на оптимизацию взаимоотношений с семьями, вместе с тем большинство из них предназначено для работы с родителями через традиционные формы. В современных условиях эти формы работы больших результатов не дают, т.к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым им, не учитывая запросы от родителей. Наглядная пропаганда, чаще всего, оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы, следовательно эффективного педагогического просвещения у родителей и реальной помощи в воспитании детей не происходит. Педагоги осознают то, что привычные формы взаимодействия отстают от динамики социальной жизни, однако при этом большая часть из них не владеют в должной мере актуальными приемами и методами данной формы взаимодействия.
С другой стороны не все педагоги могут осуществлять свою педагогическую деятельность с семьями грамотно. Основные мероприятия, которые запланированы для проведения в течение года с родителями воспитанников, остаются так и не реализованными на практике, либо проведены просто «для галочки», не неся никакого в себе педагогического смысла, рефлексии, планов на будущее. Однако, все вышеперечисленное является одним из основных направлений в качественном, эффективном взаимодействии как ДОО, так и семьи, которое влияет на развитие и воспитание личности дошкольника. Разбор трудностей, неудач является фундаментом для успешного будущего ребенка завтра.
В связи с этим возрастает необходимость взаимодействия ДОО и родителей на основе других форм работы - инновационных, которые в дальнейшем мы будем называть нетрадиционные.
Из всего выше сказанного следует, что содержание взаимодействие ДОО с семьями воспитанников необходимо планировать, разрабатывать и выстраивать на основе более эффективных, актуальных подходов, которые принято называть инновационные. Согласно современным (инновационным) подходам именно нетрадиционные формы взаимодействия имеют приоритетное значение и играют важнейшую роль в сотрудничестве родителей и педагогов, так как помогают детскому саду и семье, как партнерам, установить эмоционально-благополучные, благоприятные отношения, а, как воспитательным системам, повысить педагогическую компетентность в воспитании и обучении детей, сформулировать и реализовать единый подход в развитии и воспитании дошкольников, а так же разработать методическую базу для организации эффективного взаимодействия друг с другом.
Именно поэтому, определяющим проблемы нашего исследования, стало более подробное рассмотрение нетрадиционных форм работы, которые включает в себя инновационный подход, а так же разработка комплекса педагогической деятельности на основе нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи и организация педагогических условий для его реализации, которая так же соответствует данному подходу.
Следовательно, взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является важнейшим процессом, основанным на совместной деятельности педагогов ДОО с родителями, как активными педагогически грамотными участниками в воспитании ребенка. Взаимодействие педагогов ДОО с родителями должно быть направленно на:
• педагогическое просвещение родителей в воспитании дошкольников, их инициативность в воспитательно-образовательном процессе;
• установление эмоционально благополучных взаимоотношений родителей с педагогами ДОО, родителей с детьми, педагогов с воспитанниками посредством нетрадиционных форм взаимодействия.
Таким образом, существуют противоречия:
• между необходимостью взаимосвязи семейного и общественного воспитания, признания особой роли родителей в воспитании и образовании ребенка и неготовностью родителей, как воспитательной системы, принять на себя данную обязанность;
• между необходимостью создать условия для осуществления взаимодействия ДОО с семьями и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной на традиционные формы взаимодействия, не устанавливающие отношения доверия и сотрудничества, эмоционально благополучных взаимоотношений между педагогами ДОО и родителями;
• между необходимостью применения во взаимодействии ДОО с
родителями инновационных форм работы и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего
целенаправленно осуществлять процесс повышения педагогической грамотности родителей и профессиональной компетентности педагогов.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы дошкольной организации была сформулирована проблема исследования: каковы возможности инновационного подхода, а именно нетрадиционных форм работы с родителями, во взаимодействии ДОО и семьи.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ДОО».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи для организации данного взаимодействия.
Объект исследования - процесс взаимодействия ДОО и семьи.
Предмет исследования - нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями, способствующие эффективному взаимодействию ДОО и семьи.
Гипотеза исследования - процесс взаимодействия ДОО с семьей будет эффективным в том случае, если:
• реализуются коллективные, наглядно-информационные,
досуговые, познавательные, направленные на формирование доверительных отношений между педагогами ДОО и родителями, установление между педагогами, родителями и детьми более эмоционально благополучных взаимоотношений, способствующих активному включению родителей в воспитательный процесс, их инициативе;
• взаимодействие ДОО с семьей представляет собой поэтапный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий повышение педагогической грамотности родителей и профессиональной компетентности педагогов, коллективную деятельность взрослых и детей на основе нетрадиционных форм взаимодействия.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам семейного и общественного воспитания для определения особенностей взаимодействия ДОО и семьи.
2. Провести диагностику эффективности взаимодействия семьи с ДОО на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы.
3. Апробировать на практике содержание педагогической деятельности по взаимодействию ДОО и семьи на основе нетрадиционных форм работы.
4. Провести анализ успешности реализации данной педагогической деятельности, предполагающей эффективное взаимодействие ДОО с родителями.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: библиографический
(изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование); сравнительный анализ и обобщение, качественная оценка; игровые и графические методы.
Практическая база исследования: муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 28 «Теремок» г. Екатеринбург.
Результаты работы были представлены на ХУИ и ХУШ Областном конкурсе студенческих работ «Олимп», конференциях «Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования» (статья «Инновационные процессы во взаимодействии семьи и ДОУ») и «Традиции и инновации в дошкольном образовании» (статья «Нетрадиционные формы работы как средство взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации»). Представленная работа отмечена благодарственными письмами за активное участие.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования по теме «Инновационные подходы во взаимодействии семьи и ДОО» были поставлены следующие задачи:
1. Изучение психолого педагогической литературы по проблемам семейного и общественного воспитания для определения проблем взаимодействия ДОО и семьи.
2. Провести диагностику эффективности взаимодействия семьи с ДОО на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы.
3. Апробировать на практике содержание педагогической деятельности по взаимодействию ДОО и семьи на основе нетрадиционных форм работы.
4. Провести анализ успешности реализации данной педагогической деятельности, предполагающей эффективное взаимодействие ДОО с родителями.
Для решения первой задачи была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфах «Понятие, классификация, формы, показатели успешности взаимодействия» дано понятие «взаимодействие» разными авторами, такими как Т. А. Маркова, К. Хорни, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, Е. В. Коротаева и др. Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме нетрадиционных форм работы во взаимодействии ДОО и семьи, можно сделать следующие выводы :
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании», «ФГОС ДО» возникли предпосылки для взаимодействия семьи и образовательного учреждения, а так же связи семейного и общественного воспитания дошкольника. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.
Основные подходы к взаимодействию ДОО с родители, в том числе инновационные, социальные связи и семейное воспитание строится на основе понимания структуры отношений между родителями и детьми, уровня педагогической культуры родителей, а также уровня подготовки педагогов ДОО. Достижение успехов в воспитании детей процесса возможна только тогда, когда усилия семьи и других социальных институтов будут объединены. Важнейшее место среди этих социальных институтов обеспечивает реальное взаимодействие родителей и педагогов в образовательном процессе.
Однако в современных условиях, когда большинство семей озабочены решением экономических проблем и порой даже физическим выживанием, стала актуальной тенденция многих родителей отстраниться от образования и развития ребенка. Родители, которые не знают возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка во многом достаточно хорошо, иногда слепо и интуитивно воспитывают свого ребенка. Все это в большинстве случаев не дает положительных результатов. В таких семьях исчезает сильное межличностное отношение между родителями и детьми, и как следствие, все это приводит ребенка к «выходу» из - под влияния семьи.
Анализ исследований образовательной теории и практики между ДОО и семьей показал, что во взаимодействии друг с другом нет единых требований к целям и содержанию образовательной работы. Поэтому для целенаправленной и эффективной работы необходимо обеспечить индивидуальный, дифференцированный, инновационный подход к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания, а также контингента родителей, взаимосвязи разных форм.
Пытаясь найти пути решения этих проблем, ДОО ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только в том случае, если педагоги и родители станут партнерами..
Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, временной активности в соответствии с возможностями каждого ребенка, совместные мониторинг и оценка результата и прогнозирование новых целей.
Взаимодействие ДОО и семьи обусловлено следующими
обстоятельствами:
• единым объектом (субъектом) воспитания;
• общими целями и задачами воспитания детей;
• необходимостью согласованности действий педагогов и
родителей;
• возможностью объединения усилий ДОО и семьи в решении проблем ребенка.
При организации взаимодействия с семьями важнейшая роль принадлежит выборы эффективных форм взаимодействия. Традиционные формы работы с родителями, к сожалению, больших результатов не дают. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, так как нужная информация вывешивается на стенды, соответственно отсутствует «живое» общение (диалог), обсуждения на классических собраниях не вызывают особого интереса у родителей, так как невозможно решить проблемы, задать вопросы по воспитанию ребенка и обсудить их индивидуально и т.д. Поэтому педагогу необходимо терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающий авторитаризм и дидактизм.
Согласно современным подходам именно нетрадиционные формы взаимодействия помогут детскому саду и семье, как партнерам, установить эмоционально-благополучные, благоприятные отношения, а, как воспитательным системам, сформулировать и реализовать единый подход в развитии и воспитании дошкольников, а так же разработать методическую базу для организации эффективного взаимодействия друг с другом. Педагоги осознают, насколько привычные формы взаимодействия отстают от динамики социальной жизни, однако при этом большая часть из них не владеют в должной мере актуальными приемами и методами данной формы взаимодействия.
Именно поэтому, определяющим проблемы нашего исследования, стала разработка комплекса педагогической деятельности на основе нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи и организация педагогических условий для его реализации.
Следовательно, взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является важнейшим процессом, основанным на совместной деятельности педагогов ДОО с родителями, как активными педагогически грамотными участниками в воспитании ребенка. Взаимодействие педагогов ДОО с родителями должно быть направленно на:
• педагогическое просвещение родителей в воспитании дошкольников, их инициативность в воспитательно-образовательном процессе.
• установление эмоционально благополучных взаимоотношений родителей с педагогами ДОО, родителей с детьми, педагогов с воспитанниками посредством нетрадиционных форм взаимодействия.
Процесс взаимодействия ДОО с семьей будет эффективным в том случае, если:
• реализуются коллективные, наглядно-информационные,
досуговые, познавательные, направленные на формирование доверительных отношений между педагогами ДОО и родителями, установление между педагогами, родителями и детьми более эмоционально благополучных взаимоотношений, способствующих активному включению родителей в воспитательный процесс, их инициативе;
• взаимодействие ДОО с семьей представляет собой поэтапный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий повышение педагогической грамотности родителей и профессиональной компетентности педагогов, коллективную деятельность взрослых и детей на основе нетрадиционных форм взаимодействия.
Организация итогового этапа эксперимента показала, что педагог должен совершенствовать свой профессиональный уровень с учетом пожеланий, особенностей дифференцированных групп родителей, чтобы быть грамотным в тех вопросах, которые для родителей при взаимодействии являются наиболее важными. Если родители будут укреплять отношение родителей к сотрудничеству на основе нетрадиционных форм взаимодействия, то их педагогическая компетентность и педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей улучшится.
Формирующий эксперимент был направлен на формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОО; определение приоритетных направлений педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей воспитанников; повышение педагогической компетентности: родителей дифференцированных групп и профессиональной компетентности педагогов. Для решения данных задач был разработан комплекс «Одна семья для всех». При работе с родителями учтены следующие аспекты:
• Проведение целенаправленной систематичной работы по педагогическому просвещению родителей
• Создание пространства, в котором взаимодействуют «зоны ближайшего саморазвития» личности в межличностном общении
• Обучение родителей методам и приемам эффективного взаимодействия с детьми и активное включение в самостоятельную деятельность по оптимизации общения в семье.
При работе с родителями и детьми так же необходимо особое внимание уделить комфортной психологической атмосфере, способствующей раскрепощению родителей и воспитанников, свободному выражению своих мнений, а так же организации активного, осознанного восприятия и понимания предлагаемого материала.
Нами были применены следующие формы взаимодействия: коллективные, наглядно-информационные, досуговые, познавательные.
На всех этапах использовались специальные методы активизации родителей: вопросы к родителям по излагаемому материалу; постановка дискуссионных вопросов; предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров из литературных источников, решение педагогических задач и др.
Все это помогло родителям убедиться в том, что наставления, жесткие запреты, угрозы и требования, часто используемые в общении с детьми, не приводят к эффективному разрешению ситуаций, а лишь провоцируют их на непослушание и формируют неадекватную самооценку. С помощью данного комплекса мы показали родителям, что для ребенка важно позитивное отношение, внимание, принятие, поддержка, признание и уважение его личности и успехов.
По полученным результатам можно говорить о том, инновационный подход, а именно нетрадиционные формы работы педагогов с родителями, обеспечивают относительно высокие и устойчивые результаты в эффективности данного взаимодействия. Следовательно, гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась. Цель и задачи достигнуты.
Результаты апробации комплекса «Одна семья для всех» по взаимодействию ДОО с семьями воспитанников подтвердили эффективность предложенных нами нетрадиционных форм работы.
Значительно улучшились взаимоотношения (коммуникативная функция) с детьми и воспитателями, что инициировало подъем в развитии таких функций, как охрана и укрепление здоровья детей, развивающая (воспитывающая и обучающая) и профессиональное самосовершенствование.
Улучшились показатели совместимости позиций взрослых и детей, а отношение между родителями и детьми стали более конструктивными. Все это подтверждает выдвинутую нами в начале исследования гипотезу.



1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст] / В. А. Абраменкова. - М. : ГИТИС, 2002. - 250 с.
2. Алиева, Т.И. Истоки: Базисная программа развития ребенка- дошкольника [Текст] : учеб. для вузов / Алиева, Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. - М. : Карапуз, 1997. - 288 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1980. - 167 с.
4. Арнаутова, Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника [Текст] / Е. П. Арнаутова. - М. : Карапуз, 1994. - 185 с.
5. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья [Текст] / Е. П. Арнаутова. - М. : Карапуз, 2001. - 264 с.
6. Безменова, И.К. Самосознание как единица исследования
онтогенеза личности (на материале подросткового и юношеского возрастов) [Текст]: автореф.дис.канд.психол.наук/ И. К. Безменова ; Институт
психологии им. Л.С.Выготского Российского гуманитарного университета - М, 2006. - 54 с.
7. Берн, Э. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - М. : Карапуз, 2006. - 74 с.
8. Бестужев-Лада, И. В. Идеальные представления о системе народного образования [Текст] / И. В. Бестужев-Лада. - М. : Педагогика, 1998. - 66 с.
9. Богославец, Л. Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города [Текст] / Л. Г. Богославцев. - М. : Педагогика, 2004. - 178 с.
10. Васильева, Н. Л. Что чувствуют наши дети, или Горилла и Динозавр (Записки детского психоаналитика) [Текст] / Н. Л. Васильева. - СПб. : Речь, 2006. - 226 с.
11. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Б. Ю. Гиппенрейтер. - М. : Педагогика, 1997. - 223 с.
12. Глебова, С. В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 111 с.
13. Давыдова, Ю. В. Как помочь ребёнку стать смелым и уверенным [Текст] / Ю. В. Давыдова. - М. : Эксмо, 2008. - 541 с.
14. Данилина, Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т. А. Данилина // Дошкольное воспитание - 2000. - №2. - С. 44-49.
15. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития [Текст] / Т. Н. Доронова. - М. : Линка-Пресс, 2001. - 224 с.
16. Дружинин, В. Я. Психология семьи [Текст] / В. Я. Дружинин. - Екатеринбург : ПРО, 2000. - 54 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ