Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации взаимодействия педагогов школы по реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта 10
1.1 Анализ основных положений федерального государственного
образовательного стандарта ФГОС второго поколения 10
1.2 Педагогическая деятельность педагога-предметника: урочная и
внеурочная деятельность 19
1.3 Обоснование необходимости взаимодействия педагогов школы при
реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования 28
1.4 Организация взаимодействия педагогов-предметников основной
школы 36
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации взаимодействия педагогов по реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта в МКОУ «Крыловская СОШ» с. Крылово Красноуфимского района
2.1. Анализ работы школы по организации взаимодействия педагогов
школы при реализации требований образовательного стандарта 48
2.2. Разработка программы по организации взаимодействия педагогов,
реализующих ФГОС 2 поколения и ее частичная реализация 59
Заключение 71
Список использованной литературы 76
Приложения 82
Актуальность темы. Вхождение России в новые рыночные экономические отношения отразилось на всех сферах жизни общества и в весьма значительной степени на образовании. Образование в Российской Федерации представляет собой целостную систему, в которой пересекаются интересы практически всех слоёв общества. Она сосредотачивает в себе около 25% населения страны. Естественно, проблемы системы образования, так или иначе, затрагивают практически всех членов нашего общества. Образование было и остается определяющим фактором развития общества. Так же следует отметить, что кроме образовательной цели, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения в образовательных организациях отводит значительное место воспитательным функциям, главная цель которых - поддержка саморазвития личности растущего человека, его нравственно-духовное и социальное развитие. Таким образом, при организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Несомненно, главным воспитателем в школе становится классный руководитель-человек, который должен быть компетентен в решении многих педагогических задач. Но, нужно уточнить, что не только классный руководитель играет важнейшую роль в формировании конкурентоспособного выпускника, педагогам -предметникам так же отводится большое место в формировании универсальных учебных действий обучающихся, особенно, когда речь идет о преемственности. Ведь переходу из начального звена в среднее, отводится отдельное место в образовательном процессе. В свете модернизации современной школы педагоги- предметники выполняют множество профессиональных ролей: учитель, организатор, наставник, помощник, консультант, советчик, которому доверяют дети и их родители. Все это требует от педагога высокого профессионализма.
В последнее время внимание методистов и педагогов приковано к вопросам создания единого педагогического коллектива, его непрерывного взаимодействия в организации образовательного процесса. В педагогической науке неиссякаем интерес к проблемам, связанным с повышением уровня взаимодействия учителей, направленное на улучшение успеваемости обучающихся в школе, да и общего психологического климата в целом. Большой вклад в разработку разных аспектов совершенствования работы педагогов школы, внесли труды И.С. Батракова, Н. В. Киселев, Н. Ф. Радионова, и другие.
В свете ФГОС второго поколения работа педагогов школы во взаимодействии должна органически включаться в систему качества образования, развития инновационных процессов, поддержки субъектно¬авторской позиции педагогов ( А. Н. Кузебецкий, Е. И. Сахарчук). Вопросами создания работающей педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогов школы по усовершенствованию компетентностного и метапредметного образования должен заниматься, непосредственно завуч, заведующий учебной частью, заместитель директора учебного заведения. Ведь успех работы учителей во многом зависит от умения руководителей организовать то самое взаимодействие педагогов, пробуждать в них инициативу, творчество, формировать атмосферу истинной заинтересованности всего персонала в повышении качества образования, аккумулировать энергию и способности многих участников совместной деятельности.
Таким образом, разработанные в настоящее время теоретические положения о структуре, функциях и механизмах деятельности воспитательно-образовательных систем современной школы, опыт развития современных педагогических коллективов, реализующих инновационные проекты, обусловили теоретические и практические предпосылки данного исследования. Несмотря на значительный пласт исследований и практический опыт в данной сфере имеются противоречия между:
• требованиями во внедрении и реализации стандарта в современной средней школе и недостаточностью планомерной работы по организации этого взаимодействия между педагогами школы;
• необходимостью в разработке способов по организации взаимодействия педагогов и отсутствием технологии поэтапного сопровождения этого процесса в практике образовательных организаций.
Проблема исследования: как организовать взаимодействие педагогов школы по реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2 поколения в основной школе?
С учетом этого и была избрана тема исследования: «Организация взаимодействия педагогов школы при реализации Федерального Г осударственного Образовательного Стандарта»
В работе введено ограничение: нами будет рассмотрено взаимодействие педагогов, реализующих Федеральный Государственный Образовательный Стандарт 2 поколения в основной школе.
Объект исследования: реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2 поколения в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: процесс организации взаимодействия педагогов школы при реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Цель исследования: на основе изученной теории и проведенной опытно-поисковой работы разработать и частично апробировать программу организации взаимодействия педагогов школы по реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта основной школы.
Гипотеза исследования: вероятно, что организация взаимодействия педагогов по реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2 поколения:
1. востребована в современной средней школе и позволит реализовать Федеральный Государственный Образовательный Стандарт 2 поколения в основной школе.
2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт 2 поколения будет реализован в полном объеме при условиях:
• организации взаимодействия педагогов школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные положения Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения.
2. Изучить деятельность педагогов - предметников.
3. Обосновать необходимость взаимодействия педагогов школы при реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2 поколения в основной школе.
4. Рассмотреть организацию взаимодействия педагогов - предметников основной школы.
5. Провести анализ работы школы по организации взаимодействия педагогов по реализации ФГОС 2 поколения в основной школе.
6. Провести диагностику по реализации ФГОС 2 поколения педагогами основной школы.
7. Представить результаты частичной реализации программы по организации взаимодействия педагогов школы, реализующих Федеральный Государственный образовательный Стандарт 2 поколения в основной школе.
Теоретико-методологическую основу составили:
• компетентностный подход (Пидкасистый В. А., П. И. Сластенин Н. М., Борытко, Л. В., Буркова, Н. В., Кузьмина и др.);
• системный подход (Людвиг фон Берталанфи)
• труды, посвященные деятельности современного педагогического коллектива (В. А. Фокин, В. А. Караковский И. П. Иванов, А. А. Жирякова и др.);
• исследования, посвященные коллективной педагогической деятельности в условиях внедрения в школы ФГОС второго поколения (А. М. Деркач, Э. Д. Днепров, А. Н. Майоров, З. И. Равкин и др.).
Методы: теоретические (анализ, синтез, сравнение), эмпирические (беседа, анкетирование, анализ документов) статистические методы обработки результатов, их анализ и теоретическое обобщение.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем теоретически изучена организация взаимодействия педагогов школы по реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2 поколения в основной школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа по организации взаимодействия педагогов школы способствует реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2 поколения в основной школе и может быть реализована в других образовательных организациях.
База исследования: МКОУ Крыловская СОШ с. Крылово Красноуфимского района.
Исследование проводилось с 2015-го по 2017 г. и включало три этапа. Первый этап (2015 г.) - теоретическое изучение проблемы, сбор эмпирического материала. На этом этапе были выявлены противоречия, определены теоретические и практические предпосылки их разрешения, обоснована тема, выделены объект, предмет, сформулированы цель и задачи исследования, определены гипотеза и методы исследования.
Второй этап (2015-2016 гг.) - разработка программы по организации взаимодействия педагогов школы при реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2 поколения в общеобразовательной школе, проведение опытно - поисковой работы. В ходе опытно-поисковой работы проведены проверка и уточнение гипотезы исследования, конкретизация условий по взаимодействию педагогов школы, анализ и систематизация полученных данных, корректировка содержания, методов и форм изучаемого процесса по организации взаимодействия.
Третий этап (2017г.) посвящен анализу и интерпретации результатов опытно-поисковой работы, формулировке основных выводов по организации взаимодействия педагогов школы при реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта, внедрению наработок в практику образовательной деятельности, оформлению диссертации.
Были использованы методы структурирования материала, математической статистики, табличной интерпретации данных, сопоставительный анализ экспериментальных данных.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ основных положений Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2 поколения, изучение понятия взаимодействие, организация взаимодействия, показал, что в качестве организации взаимодействия педагогов школы выступают: осознание педагогами нового, метапредметного уровня образования; принятие педагогами задач по организации взаимодействия при реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта в качестве приоритетной в своей деятельности. Обоснование необходимости организации взаимодействия педагогов школы по реализации ФГОС 2 поколения на различных уровнях взаимодействия.
Организация - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
2. В организации взаимодействия педагогов хорошо себя зарекомендовали такие формы взаимодействия как: проведение мини-педсоветов и участие педагогов-предметников в родительских собраниях, проведение семинаров и круглых столов.
3. Взаимодействие педагогов школы представляет собой организованную
систему; работа данной системы предполагает освоение педагогами опыта личностно-профессиональных действий на межпредметном уровне сотрудничества.
Структура и объем работы определены поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Текст диссертации содержит 5 таблиц.
Таким образом, изучив теоретические основы организации взаимодействия педагогов школы мы пришли к следующим выводам:
1. Организация - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
2. Организация взаимодействия - наличие устных или письменных договоренностей между педагогами школы, ясность прав и обязанностей, прозрачность взаимных ожиданий. Понятно, что права и обязанности регламентируются должностными инструкциями, где освещены особенности работы, всех учителей.
3. Основной целью организации взаимодействия педагогов школы является реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2 поколения основной школы. В основе этого взаимодействия лежат принципы построения, интегрированного метапредметного содержания образования, включения обучающихся в личностно и профессионально развивающие образовательные ситуации, целенаправленно организуемые преподавателями различных дисциплин.
4. Анализ основных положений Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2 поколения, изучение понятия взаимодействие, организация взаимодействия, показал, что в качестве организации взаимодействия педагогов школы выступают: осознание педагогами нового, метапредметного уровня образования; принятие педагогами задач по организации взаимодействия при реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта в качестве приоритетной в своей деятельности. Обоснование необходимости организации взаимодействия педагогов школы по реализации ФГОС 2 поколения на различных уровнях взаимодействия.
В организации взаимодействия педагогов хорошо себя зарекомендовали такие формы взаимодействия как: проведение мини-педсоветов и участие педагогов-предметников в родительских собраниях, проведение семинаров и круглых столов.
5. Взаимодействие педагогов школы представляет собой организованную систему; работа данной системы предполагает освоение педагогами опыта личностно-профессиональных действий на межпредметном уровне сотрудничества.
На основе анализа деятельности образовательной организации МКОУ «Крыловская СОШ» с. Крылово Красноуфимского района нами была разработана программа организации взаимодействия педагогов школы, включающая в себя:
• этапы: организационно-подготовительный, деятельностный, обобщающий;
• принципы: направленности, последовательности, преемственности, непрерывности, коллегиальности, демократизации, гуманизации, создания положительного отношения к деятельности.
6. В ходе разработки диагностического инструментария определены уровни:
• организации взаимодействия педагогов школы в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения в основной школе;
• организации взаимодействия педагогов школы.
Проведя опытно-поисковую работу на базе Муниципального Казенного Образовательного Учреждения «Крыловской средней общеобразовательной школы» с. Крылово Красноуфимского района, мы пришли к следующим выводам:
1. В ходе оценивания организации взаимодействия педагогов школы в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом 2 поколения основной школы изучили профессиональные затруднения педагогов-предметников, внедряющих ФГОС. В результате мы получили данные, что многие из педагогов-предметников испытывают затруднения при внедрении требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2 поколения в основной школе. Также была проведена оценка профессиональной компетентности педагогов- предметников в условиях внедрения ФГОС 2 поколения, анализ анкет которой показал, что уровень компетентности педагогов-предметников находится на низком уровне.
2. Для оценки уровня организации взаимодействия педагогов- предметников, им были предложены для заполнения анкеты. Анализ анкет показал, что 13 педагогов-предметников считают имеющуюся в школе практику организации взаимодействия педагогов школы при реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта
непродуктивной. Были выявлены проблемы в организации взаимодействия педагогов школы, которые заключаются в недостаточном уделении внимания таким формам взаимодействия как: индивидуальные беседы с педагогами- предметниками; проведение совместных классных часов; посещение уроков администрацией школы, систематическая воспитательная работа; доведение работы до логического завершения (отличился - наградить; провинился - наказать); информированность субъектов образовательного процесса; формы информационного сопровождения о ходе реализации и результатах реализации ФГОС (родительские собрания, размещение на официальном сайте ОУ, публикации в СМИ, родительские конференции, дни открытых дверей).
3. С целью организации взаимодействия педагогов школы при реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта была разработана программа организации взаимодействия педагогов школы, которая была частично реализована на базе МКОУ « Крыловская СОШ » с. Крылово Красноуфимского района.
4. Обобщая результаты повторного исследования организации взаимодействия педагогов школы при реализации ФГОС 2 поколения мы выявили положительную динамику:
• в профессиональной компетентности и готовности педагогов-предметников к реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта во взаимодействии;
• в объединении совместной деятельности коллектива по достижению общей цели.
Для совершенствования организации взаимодействия педагогов школы была частично апробирована программа организации взаимодействия педагогов школы.
На этапе опытно-поисковой работы подтвердилась эффективность разработанной программы организации взаимодействия педагогов школы при реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены и гипотеза подтвердилась.
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса: учеб. пособие. - М.,1990. - 321 с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. М., 2000, - 288 с.
3. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив: учебник. - Минск, 1975. - 129 с.
4. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: учеб. пособие. М.,1994. - 134 с.
5. Буркова Л.В. Педагогические инновации: учеб. пособие.- Киев, 2000. - 240 с.
6. Григорьева Ж. В. Сотрудничество классного руководителя и учителей- предметников в целях повышения качества образования: учеб. пособие. - М.: Молодой ученый, 2013. - 676 с.
7. Гуров В. Инновационная деятельность педагога: учеб. пособие. М., 2008. - 215 с.
8. Дерекляева Н.И. Справочник классного руководителя: учеб. пособие. - М.: ВАКО, 2005. - 254 с.
9. Деркач А. М. Универсальные учебные действия: учеб. пособие для педагогов. М., 2009. 157 с.
10. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки: учеб. пособие. - М.: Мариос, 2011. - 456 с.
11. Зазюн И.А. Основа педагогического мастерства: учеб. пособие. М., 1999. - 212 с.
12. Калейдоскоп родительских собраний: метод разработки: учеб. пособие.
- М.: Сфера. 2005. - 139 с.
13. Капралова Р.М., Работа классного руководителя с учителями: учеб. пособие. - М., 1990. - 300 с.
14. Караковский В. Воспитательная система обычной школы: учеб. пособие. - 2001. - 277 с.
15. Касьянова К. К вопросу о русском национальном характере: учеб. пособие. - М., 1991. - 191 с.
16. Касьяненко Л. К. совместная работа педагогов: учеб. пособие. - М.,
2001. - 131 с.
17. Краткий словарь философских терминов: - М.,1995. - 431 с.
18. Кузьмин С.В. Инновационная деятельность педагогического коллектива как фактор его развития: учеб. пособие. - Ярославль, 2003. - 197 с.
19. Кузьмин С.В. Инновационная деятельность педагогического коллектива как фактор его развития: учеб. пособие. - Ярославль, 2003. - 197 с.
20. Куприянов Б.В. Взаимодействие классного руководителя с учителями-
предметниками: журнал «Справочник классного руководителя», № 4/
апрель/ 2008. - 87 с.
21. Куприянов Б.В. Взаимодействие классного руководителя с учителями-
предметниками: журнал «Справочник классного руководителя», № 4/
апрель/ 2008. - 87 с.
22. Курганский С.М. Планирование воспитательной работы в школе: журнал «Справочник классного руководителя», №5 /май / 2012. - 92 с.
23. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2001. - 272с.
24. Литаварова Н., Внученко В. Противоречия в процессе сотрудничества учителей и классных руководителей: и основные пути их разрешения: учеб. пособие. - М., 2001. - 328 с.
25. Майоров А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования вшколах России образования: учеб. пособие. - М: Издательский центр«Академия», 2014. - 328 с.
26. Малабанова Н.Н. Теоретические основы воспитания: учеб. пособие. - М., 1996. - 39 с.
27. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. - М.: Пед. общ-во России, 2002. - 480 с.
28. Методика воспитания и обучения: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 277 с.
29. Методика воспитательной работы: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 144 с.
30. Миновская О.В. Организация работы классного руководителя: журнал «Классный руководитель», № 2 /февраль /2008. - 137 с.
31. Невзоров С.Н. Методика работы в коллективе: учеб. пособие. - М., 2003. - 102 с.
32. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учеб. пособие. - М., 1999. - 367 с.
33. Неустроева С.П. Практикум по детской психологии: учеб. пособие. - М., 2006.- 27 с.
34. Нечаев М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе: учеб. пособие. - М., - 2008. - 332 с.
35. Образование родителей и школа: учеб. пособие - М.: Гуманит
.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 120 с.
36. Обухова Л.Ф. Завуч в школе: работа с педагогами. - М., 1996. - 453 с.
37. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства: учеб. пособие. - М.: Институт Психотерапии, 2003. - 562 с.
38. Педагогика: Инновационная деятельность творчеств: учебник. - М.: ИЧП: «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
39. Педагогика: учеб. пособие. - Киев, 2007. - 404 с.
40. Педагогика в ВУЗе: учеб. пособие. - « Просвещение», 2008. - 24 с.
41. Педагогическая практика. Методические рекомендации для студентов и преподавателей. Вып. 2. - Пенза: 11ГПУ, 2000. - 446 с.
42. Первушина Т.В. Педагогический коллектив: учеб. пособие. - М., 2000.
- 225 с.
43. Петровский А.В. Психология развивающейся личности: учеб. пособие.
-М., 1987. - 198 с.
44. Поварская В.Л,. вопросы педагогики: учеб. пособие. - М.: изд.
«Астрель», 2001, - 455 с.
45. Подгорная С.Н, Перекатьева О. В. Тематические недели в начальной школе: учеб. пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004, - 311 с.
46. Подласый И.П. Педагогика: учеб. пособие для студентов педвузов. - М 47., 2000. - 340 с.
47. Паршута И.В. Новейший психологический словарь / - Ростов - н -/Д.: Феникс, 2006. - 945 с..
48. Потеряева Т.М. Программа взаимодействия школы с семьями учащихся: журнал «Справочник классного руководителя», № 8/август / 2007.-121 с.
49. Приказ Минобрнауки России «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС)»: принят от 17 декабря 2010 г. № 1897.
50. Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: принят от 18 октября 2013 г.
51. Программа развития основных положений ФГОС: из письма
Минобрнауки России от 13.05.2013. /2013. - 77 с.
52. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: учеб. пособие. - М., 2008. - 214 с.
53. Равкин З.И. Проекты Федеральных государственных стандартов для
педагога в образовательном учреждении: учеб. пособие. - М., 2012. - 47 с.
54. Резапкина Э.В. Опросник « психологический портрет учителя», учебно- методическое пособие, / 2007. - 87 с.
55. Рожков М.И. и др. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие. - М., 2001. - 256 с.
56. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии: учеб. пособие. - М., 1996 - 144 с.
57. Рыбакова М.М. Конфликты в образовательном учреждении: учеб.
пособие. - М., 1996. - 234 с.
58. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом
процессе: учеб. пособие. - М., 1991. - 199 с.
59. Савченко О.Я. Дидактика школы: учеб. пособие- Киев: Абрис, 1997. - 416 с.
60. Саймон Б. Общество и образование: учеб. пособие. - М., 1989. - 200 с.
61. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: учеб.
пособие. - М. 2007. - 322 с.
62. Сисоева С.О. Основы педагогического творчества: учеб. пособие. - Киев, 2006. - 346 с.
63. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности: учеб. пособие. - М., 2007. - 349 с.
64. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы воспитания детей: учеб. пособие. - М., 2001.- 444 с.
65. Степанов Е. В Форма, структура и содержание плана воспитательной работы: учеб. пособие. - 2003. - 127 с.
66. Стругов Н. М. общие педагогические вопросы: учеб. пособие. - 2005.- 267 с.
67. Тимофеева И. Школьный консилиум [Текст]: учеб. пособие. М., -2002.- 322 с.
68. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: принят 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
69. Фабулов Н.П. Социология образования
70. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и пед. Психологии: учеб. пособие. - М., 1995. - 368 с.
71. Холоднова Л. Сотрудничество классного руководителя и учителей: учеб. пособие. - М., 2006, 214 с.
72. Чередов И.М. О работе с родителями учащихся: учеб. пособие. - Омск.: Изд-во ОмГПИ, 1995. - 212 с.
73. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе учащихся: учеб. пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 160с.
74. Шавелина М.А.: Руководитель и педагогический коллектив: учеб. пособие. - М., 2002. - 134с.
75. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив: учеб. пособие. - М., 1990. - 287с.
76. Шандин В.В. Методические рекомендации по проведению родительских собраний: учеб. пособие. М., 2002. - 219 с.
77. Шереги Ф.Э. Хорчева В.Г. Сериков В.В. Социология образования: учеб. пособие. - М., 1997. -330 с.