Введение
Глава 1. Теоретические основы развития общекультурных
компетенций студентов во взаимодействии учреждений образования и
культуры
1.1. Взаимодействие как научная категория: понятие, виды,
подходы, компоненты
1.2. Методы и средства взаимодействия учреждений образования
и культуры в процессе развития общекультурных компетенций студентов.
1.3. Основные психолого - педагогические характеристики студентов как участников социального взаимодействия
1.4. Компетенции: основные понятия, виды
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно - поисковая работа по развитию
общекультурных компетенций студентов во взаимодействии
учреждений образования и культуры в Уральском государственном
педагогическом университете.
2.1. Реализация и анализ взаимодействия учреждений образования и культуры для развития общекультурных компетенций студентов на базе Института социального образования УрГПУ.
2.2. Программа развития общекультурных компетенций студентов во взаимодействии учреждений образования и культуры.
2.3. Мониторинг развития общекультурных компетенций студентов УрГПУ во взаимодействии учреждений образования и культуры.
Выводы по второй главе
Заключение
Решение проблемы социальной адаптации и развития общекультурных компетенций молодого поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. Произошедший в начале XX века из-за обострения кризисных явлений резкий спад в социально-экономической, политической, образовательной, культурной и др. сферах общественной жизни отразился на деятельности по обучению и воспитанию молодежи, от которой во многом зависит будущее России. Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. «Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности, восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций» [70].
При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что «для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, сформировать и развить компетенции, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации» (А. Вербицкий, Ю. Попов, Е. Андресюк)[48].
Ведущими тенденциями развития высшей школы становится ее фундаментализация; усиление гуманистической направленности, духовной и общекультурной составляющих образования требует формирования у студентов системного и творческого подхода к анализу сложных социальных, политических, экономических, культурных процессов; развития стратегического мышления; воспитания профессиональной мобильности, конкурентоспособности, высокой гражданственности и социальной ответственности. Востребованность в социуме требует от выпускника вуза наличие определенных качеств:
• гибко адаптироваться в быстроменяющемся мире;
• самостоятельно и критически мыслить;
• уметь находить и формулировать проблемы в личном и профессиональном плане, находить пути эффективного и рационального их разрешения;
• быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
• грамотно работать с информацией (уметь собирать нужные факты, анализировать их; устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять их для решения новых проблем);
• быть коммуникабельным в рамках социальных групп, уметь работать в коллективе;
• предотвращать конфликтные ситуации и уметь находить выход из них и др.
В связи с вышесказанным следует отметить, что стратегические цели государства и вуза согласуются с необходимостью развития у студентов компетенций, предусмотренных Федеральными государственными стандартами третьего поколения:
• когнитивной или познавательной (владение культурой мышления, способность к анализу, восприятию информации, постановке цели, выбору путей ее достижения; способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы);
• коммуникативной (способность логически верно выстраивать устную и письменную речь; использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики);
• управленческой или социально-организационной (готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе);
• компетентностью в ценностно-смысловой ориентации (способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества);
а также развития:
• компетентности в гражданско-общественной деятельности (готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества);
• рефлексивной компетентности;
• креативной компетентности;
• компетентности в сфере социокультурной деятельности.
Важнейшим социальным требованием к высшим учебным заведениям, заявленным в ФГОС третьего поколения, является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, «стратегическое направление развития отечественного образования лежит в области решения проблем личности обучающегося, преподавателя и технологизации процесса взаиморазвития. В условиях данной парадигмы образования преподаватель высшей школы чаще всего выступает в роли организатора всех видов деятельности студентов как компетентный консультант и помощник. Его профессиональные навыки должны быть направлены не только на контроль знаний и умений обучающихся, но и на диагностику деятельности обучающихся, а также развития качеств, необходимых будущим специалистам, в том числе и на диагностику развития общекультурных компетенций». Вместе с тем гуманизация образования, ее ориентация на развитие личностного потенциала студента вывели высшую школу на технологический этап развития. При этом процесс обучения должен быть обоснован творчески, психологически. Отдельные формы и методы обучения должны уступить место целостным педагогическим технологиям.
В процессе теоретического анализа было сформулировано противоречие между требованиями рынка и существующими подходами и методами развития общекультурных компетенций студентов в вузе. Исходя из сформулированного противоречия, проблему исследования мы видим в поиске путей (способов) социального взаимодействия, способствующих развитию общекультурных компетенций студентов как будущих специалистов социальной сферы. В исследовании мы вводим ограничения, рассматривая развитие общекультурных компетенций студентов I-II курса во взаимодействии учреждений образования и культуры, которое, в свою очередь, рассматривается как форма социального партнерства вуза и учреждений образования и культуры в рамках проектной деятельности.
Объектом исследования является процесс развития общекультурных компетенций студентов.
Предмет исследования - взаимодействие как средство развития общекультурных компетенций студентов.
Цель исследования :
на основе изученной теории и проведенной опытно - поисковой работы разработать программу развития общекультурных компетенций студентов во взаимодействии учреждений образования и культуры.
Гипотеза исследования: уровень развития общекультурных компетенций студентов будет выше, если учебно - воспитательную работу со студентами вуза производить по программе развития общекультурных компетенций во взаимодействии учреждений образования и культуры
Для достижения цели исследования ставились следующие задачи:
1. Рассмотреть основные положения теории взаимодействия.
2. Проанализировать виды, методы и средства социального
взаимодействия.
3. Дать психолого - педагогическую характеристику студентов.
4. Раскрыть понятия «общекультурные компетенции».
5. Провести первичную и вторичную диагностику развития общекультурных компетенций студентов на базе Института социального образования УрГПУ.
6. Разработать программу развития общекультурных компетенций студентов во взаимодействии учреждений образования и культуры.
Для решения поставленных задач исследования использовались следующие основные методы:
- теоретические: обобщение, анализ, синтез, сравнение; герменевтический метод;
- эмпирические: анкетирование, тестирование, метод включенного наблюдения, метод экспертных оценок.
Организация и методика исследования.
Исследование проходило в 3 этапа, в период с 2013-2017 уч.гг. Базой исследования является Институт социального образования Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ).
Этапы научного исследования и опытно - поисковой работы:
На первом - аналитическом этапе (август - сентябрь 2013) проводилось исследование проблем уровня сформированности общекультурных компетенций студентов в форме анкетирования. Изучалась философская, психолого - педагогическая литература, диссертационные работы и монографии по проблеме. Был разработан понятийный аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, определены цели и задачи исследования, намечены пути и средства разработки экспериментальной программы, осуществлен мониторинг интересов и потребностей в решении данной проблемы. На втором - этапе (сентябрь 2013- май 2015 г.) было проведено пилотажное исследование интересов и потребностей студентов 1-2 курсов в развитии навыков социального проектирования и общекультурных компетенций, их мотивация участия в такого рода социокультурной деятельности, определен уровень их готовности к работе в режиме учебного проекта. Исследование проводилось методом опроса и включенного наблюдения. Результаты наблюдения в процессе тренингов и упражнений, репетиционных занятий устно сообщались студентам. Был разработан и реализован командный социальный проект по сохранению культурного и исторического наследия во взаимодействии учреждений образования и культуры, который способствовал развитию общекультурных компетенций студентов педагогического вуза. Проведен анализ развития общекультурных компетенций в процессе реализации проекта. На третьем этапе (сентябрь 2015 - май 2017 г.) была проведена вторичная диагностика развития общекультурных компетенций студентов I и II курса средствами социального театра, проверены и уточнены выводы, полученные в ходе исследования, осуществлен анализ данных исследовательской работы, обобщены и систематизированы полученные результаты. В результате была разработана и апробирована программа социального театра, способствующая развитию общекультурных компетенций студентов, проанализирована эффективность реализации мероприятий по программе и проведен анализ развития компетенций студентов во взаимодействии с учреждениями образования и культуры на основе постановочной работы и проведения социально - значимых мероприятий, дан прогноз перспективам ее внедрения.
Теоретико - методологическая база исследования.
Проблема важности развития общекультурных компетенций студентов изучалась в различных областях научного знания. Мною были изучены работы в области философии, культурологии, педагогики, психологии. В частности, по вопросам, связанным с психологией воспитания личностных и гражданских качеств, развития способностей молодежи 18-20 лет были исследованы труды российских психологов, таких как C.JI. Рубинштейн, JI.C. Выготский. В процессе исследования изучены работы по педагогике и психологии, игровой природе человека Хейзенга, Ж. Пиаже, Дж. Брунера. В работе использованы также идеи выдающихся педагогов советского периода П.П. Блонского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, и других ученых и практиков, как-то: A.4. Леонтьева, К.К. Платонова, П.Я. Гальперина, A.A. Бодалева, И.А. Зимней, Б.Т. Лихачева, Е.А.Мудрика, В. А. Сластенина. В исследовании положений теории взаимодействия рассмотрены труды Гете, Платона, Канта и др. исследователей. Для обоснования значимости и актуальности исследования изучены регламентирующие правительственные документы в области культурной политики и образования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
В процессе исследования нами разработана программа развития общекультурных компетенций студентов во взаимодействии учреждений культуры и образования, которая может быть использована в практике других образовательных организаций, деятельность которых направлена на развитие общекультурных компетенций обучающихся, а также предложена система оценочных средств для анализа развития основных (в контексте проектной деятельности согласно ФГОС 3+) выделенных в процессе исследования общекультурных компетенций студентов.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
В исследовании дано описание метода учебного проекта во взаимодействии учреждений образования и культуры для проектирования студентами университета игровых театрализованных программ, сюжетно - ролевых игр и др. мероприятий; раскрыта значимость проектной и постановочной деятельности в ключе развития общекультурных компетенций студентов во взаимодействии учреждений образования и культуры.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В процессе взаимодействия учреждений образования и культуры происходит развитие общекультурных компетенций студентов.
2. Программа, составленная в ходе исследования, может быть использована для развития общекультурных компетенций студентов во взаимодействии учреждений образования и культуры.
Структура диссертационного исследования:
Диссертационное исследование состоит из 2-х глав и 5-и приложений.
В первой главе «Теоретические основы развития общекультурных компетенций студентов во взаимодействии учреждений образования и культуры» рассматриваются теоретические предпосылки развития общекультурных компетенций студентов. Данная глава состоит из 4-х параграфов, где рассматриваются общие положения теории взаимодействия, анализируются психолого - педагогические особенности студенческой аудитории, рассматривается виды компетенций; раскрывается понятие
«общекультурные компетенции» по ФГОС третьего поколения; рассматривается соотношение понятий «компетенция» и «компетентность».
Вторая глава «Опытно - поисковая работа по развитию общекультурных компетенций студентов во взаимодействии учреждений образования и культуры в Уральском государственном педагогическом университете» состоит из 3-х параграфов: (2.1. Реализация и анализ взаимодействия учреждений образования и культуры для развития общекультурных компетенций студентов на базе Института социального образования УрГПУ; 2.2. Программа развития общекультурных компетенций студентов во взаимодействии учреждений образования и культуры). 2.3. Мониторинг развития общекультурных компетенций студентов УрГПУ во взаимодействии учреждений образования и культуры;. В данной главе анализируется роль проектной деятельности студентов УрГПУ в развитии общекультурных компетенций студентов во взаимодействии учреждений образования и культуры. Рассматриваются практические технологии по созданию проектов, сюжетно - ролевых игр, театрализованных игровых программ. В частности, опыт работы социального театра УрГПУ, основанного на базе Института социального образования, который является уникальным в том отношении, что ориентирован на развитие общекультурных компетенций студентов с использованием традиционных и современных технологий. Также в данной главе рассматриваются результаты диагностики и анализа развития общекультурных компетенций студентов средствами социального театра во взаимодействии с учреждениями образования и культуры и публикуется программа развития общекультурных компетенций студентов во взаимодействии учреждений образования и культуры. Данный опыт пока что никем еще не был осмыслен.
Апробация результатов исследования осуществлялась по ряду направлений, включающих:
а). Опубликованные результаты исследования в научны журналах (РИНЦ) -3 статьи объемом 18 п.л.: «Развитие гражданского самосознания студентов педагогического вуза посредством проектного метода», «Развитие общекультурных компетенций студентов Института социального образования средствами проектной деятельности с учетом рисков», «Формирование культурной идентичности и профессиональной компетентности студентов педагогического вуза средствами учебного проекта»[51].
б) . Участие в методических семинарах Института социального образования.
в) . Выступление на круглом столе в УрГПУ «Современное образование: традиции и инновации» с докладом на тему: «Формирование культурной идентичности и профессиональной компетентности студентов педагогического вуза средствами учебного проекта».
г) . Разработаны и реализованы сценарии игровых театрализованных программ «Пеппи на уроке веселения» (по мотивам сказки А. Линдгрен «Пеппи - длинный чулок»); разработан сценарий и поставлен спектакль «Познавательное путешествие» (по мотивам философской сказки - притчи А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
д) . Разработана и опробирована модульная составительская программа «Театральная педагогика как средство формирования культурной идентичности студентов педагогического вуза».
е) . Участие в работе экспертного совета по оценке исследовательских проектов школьников г. Екатеринбурга в рамках VII Открытого областного конкурса научных проектов и научно - исследовательских работ для обучающихся организаций среднего общего, среднего профессионального образования «Живинка в деле» (21.04.2017 г.).
ж) . Проведение опытно - экспериментальной работы со студентами Уральского государственного педагогического университета по использованию метода учебного проекта для социального проектирования и моделирования.
За период исследования студентами социального театра проведены социально - значимые мероприятия:
• Серия литературно - музыкальных гостиных «У войны не женское лицо» во взаимодействии с Областным музеем изобразительных искусств».
• Круглый стол в рамках VIII Международных социально - педагогических чтений им. Б.И. Лившица «О проблемах ценностного выбора в современном мире» в Областной библиотеке для слепых.
• Круглый стол «Социально - ответственное поведение: свобода или зависимость?» в рамках VII Международных социально - педагогических чтений им. Б. И. Лившица «Социальная ответственность: перспективы, проблемы и пути решения» в Институте социального образования.
• Проведена подготовка студентов к участию в дискуссии «Образ учителя в современном мире», посвященного Дню учителя в ИИЦ - НБ. (инсценировка студентами социального театра фрагмента из комедии
Д. Фонвизина «Недоросль»).
• Организована и проведена интерактивная программа «Традиции верности Отечеству» во взаимодействии с Центром казачей культуры УГГУ.
Также следует отметить:
• Участие студентов в региональном этапе конкурса «Моя
инициатива в образовании-2015» (II место).
• Участие во Всероссийском конкурсе социально значимых
проектов «Моя инициатива в образовании - 2015» (III место).
• Участие в региональном этапе конкурса социально значимых проектов «Моя инициатива в образовании - 2017».
• Организация и проведение концертно - творческой программы «Мы помним всех по именам» во взаимодействии с Центром песни Е. Славина.
• Проведение сюжетно - ролевых игр для старшеклассников «У камня распутья» - о ценностных ориентирах и проблемах выбора жизненного пути (по мотивам русской народной сказки «Молодильные яблоки») во взаимодействии с МОУ.
В исследовании «Развитие общекультурных компетенций студентов во взаимодействии учреждений образования и культуры» в качестве участника проектной деятельности во взаимодействии учреждений образования и культуры был рассмотрен созданный на базе Института социального образования социальный театр УрГПУ, осуществляющий свою деятельность по программе «Развитие общекультурных компетенций студентов во взаимодействии учреждений образования и культуры». Деятельность по развитию общекультурных компетенций студентов в рамках данной программы осуществлялась с 2015 года с учетом тенденций в развитии современного образования, в аспекте гуманитарной парадигмы с учетом психологических особенностей возраста ранней молодости. Анализ деятельного обучения по программе показал эффективность применения взаимодействия учреждений образования и культуры для развития общекультурных компетенций студентов проектной группы и возможность распространять данный опыт. Подобная деятельность способна при правильном подходе и организации взаимодействия дать возможность развития не только общекультурных, но и общепрофессиональных компетенций как для студентов проектной группы, так и для активных зрителей - участников театрализованных игровых программ, спектаклей, сюжетно - ролевых игр и др. мероприятий социального театра.
• Несомненно то, что подобного рода деятельность по программе развития компетенций способствует успешной интеграции студентов в социуме и формирует качества, необходимые участнику социального взаимодействия для получения статуса «компетентный специалист».