Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Работа №99693

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

финансы и кредит

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы и дискуссионные позиции механизма стимулирования медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования 8
1.1 Экономическое и финансовое содержание механизма стимулирования 8
1.2 Законодательно-нормативное обоснование экономического механизма
стимулирования медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования 14
1.3 Зарубежный опыт стимулирования медицинских организаций 22
2 Обобщение практического опыта действия механизма стимулирования (на
примере функционирования ТФОМС Пермского края) 30
2.1 Функционирование обязательного медицинского страхования Пермского
края 30
2.2 Механизм стимулирования медицинских организаций-фондодержателей 48
3 Направления совершенствования механизма стимулирования медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования 62
3.1 Новая методика расчета показателей результативности деятельности
медицинских организаций-фондодержателей 62
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложения 87

В настоящее время после периода значительных финансовых вливаний в систему здравоохранения, в связи со сложившимися непростыми геополитическими условиями, здравоохранение снова сталкивается с сокращением бюджетов. С учетом установившегося тренда развития показателей демографии, современная экономическая ситуация не позволяет органам власти выполнять заявленные обязательства по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью. Обязательное медицинское страхование становится основным источником обеспечения прав граждан, прописанных в Конституции, на получение бесплатной медицинской помощи.
Исследование механизма финансирования медицинских организаций связано с необходимостью дальнейшего реформирования отрасли. В основе бюджетно-сметного финансирования имели место нормативы, доводимые до бюджетных учреждений здравоохранения. Следовательно, отсутствовала заинтересованность учреждений к экономическому стимулированию, расширению объема своей деятельности и улучшению качества медицинских услуг. Так называемое экстенсивное развитие здравоохранения, основанное на административных методах и ресурсных показателях, характерно во внерыночных условиях общества. Низкая интенсивность труда врачей одновременно с крайне низким финансированием, слабая техническая оснащенность бюджетных учреждений, дефицит медицинских услуг и низкое качество медицинской помощи, явились объективными причинами для внедрения экономических методов стимулирования медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании (далее - ОМС).
В связи с этим, исследование механизма стимулирования медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования с целью предложения мер по его совершенствованию является актуальным.
Цель магистерской диссертации - исследование экономических механизмов стимулирования медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
• раскрыть экономическое и финансовое содержание механизма стимулирования;
• обосновать сущность экономического механизма стимулирования медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на законодательно-нормативном уровне;
• исследовать зарубежный опыт стимулирования медицинских организаций;
• проанализировать деятельность Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края;
• рассмотреть механизм стимулирования медицинских организаций, участвующих в системе ОМС Пермского края;
• выявить несовершенства изученного механизма;
• предложить расчет социально-экономической и финансовой эффективности предлагаемых способов совершенствования механизма стимулирования медицинских организаций.
Объектом исследования выступает Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края.
Предметом исследования является совокупность социально­экономических, организационных и финансовых отношений по поводу функционирования экономических механизмов стимулирования медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования.
В ходе проведения диссертационного исследования применялись аналитический, логико-структурный подходы, использовались статистические и графические методы обработки и представления информации, а также сравнительно-экономический анализ, синтез полученных данных в теоретические выводы и практические рекомендации.
Теоретические подходы к трактовке понятия и экономической сущности стимулирования труда представлены в трудах ученых-экономистов А.И. Голубевой, А.Л. Еськова, С.А. Шапиры, Ф.Р. Османовой, С.Г. Идрисовой, Г.В. Фищука.
Определение механизма стимулирования было дано Поповой К.А. Среди российских ученых вопросы финансового механизма нашли отражение в трудах В.В. Ковалева, Н.В. Милякова, А.М. Литовских, И.К. Шевченко, Л.М. Подъяблонской.
Научная новизна исследования заключается в развитии основных положений и разработке практических рекомендаций по реализации механизма стимулирования медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важнейшая роль в функционировании обязательного медицинского страхования отведена медицинским организациям. От их финансового состояния и заинтересованности в качественном оказании медицинской помощи застрахованным лицам зависит эффективность всей системы. Интерес медицинской организации в системе ОМС в рамках данного исследования показан в ее стимулировании к определенной деятельности.
Автором показано экономическое содержание механизма материального стимулирования. Оно направлено на мотивацию работника к эффективному и качественному труду, выполнение которого не только покрывает издержки работодателя на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль. Тогда как часть полученной прибыли используется на выплату налогов, что влияет на перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Определено, что экономическое содержание механизма материального стимулирования чаще всего выражается в установлении определенных целевых показателей, достижение которых вознаграждается выплатами стимулирующего характера.
В результате исследования теоретической базы сформулировано понятие финансового механизма стимулирования. Его можно трактовать как систему видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании и распределении финансовых ресурсов в форме денежных фондов целевого назначения, от четкого и прозрачного использования которых зависит восприятие человеческими ресурсами справедливости трудовых отношений.
Определено законодательно-нормативное обоснование экономического механизма стимулирования медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования. Оно заключается в рекомендациях по стимулированию медицинских организаций, предложенных в Российской Федерации на высшем уровне управления обязательным медицинским страхованием Министерством здравоохранения РФ и Федеральным фондом ОМС, а также в самостоятельных методах, разработанных в субъектах РФ на основании особенностей здравоохранения на конкретной территории. Рекомендации заключаются в расчете показателей результативности деятельности медицинских организаций.
Зарубежный опыт свидетельствует о широком спектре применения методов стимулирования медицинских организаций, который может быть использован при разработке экономических механизмов стимулирования медицинских организаций, участвующих в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Проведен анализ финансовой деятельности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края. На основании оценки показателей формирования и расходования бюджета ТФОМС Пермского в период 2013-2018 гг. можно сделать заключение о его дефицитности, несмотря на тенденцию ежегодного превышения фактически полученных доходов над запланированными. Наблюдается ежегодный рост доходов территориального фонда ОМС Пермского края, тем не менее, темпы их прироста отстают от темпов прироста расходов на 9% в 2013 г., на 6,7% в 2014г., на 3,6% в 2015 г., на 2,7% в 2016 г.
Основными источниками формирования доходов бюджета территориального фонда ОМС являются субвенции из Федерального фонда на реализацию территориальной программы ОМС на территории субъекта РФ (91­99%). Основной статьей расходов бюджета ТФОМС Пермского края является финансирование территориальной программы ОМС. Ее удельный вес в общей сумме расходов в течение 2013-2016 гг. фиксируется примерно на одном уровне 97%. Стоимость территориальной программы ОМС ежегодно увеличивается, как и ее норматив финансирования на одно застрахованное лицо. В 2013-2014 гг. наблюдалась тенденция исполнения данных показателей в сравнении с утвержденными не в полном объеме, однако в 2015 году исполнение бюджета по расходам превысило утвержденные значения на 155,5 млн руб.
Объемы и стоимость амбулаторной медицинской помощи в Пермском крае имеют ежегодную тенденцию к увеличению. Отмечается высокая доля помощи, оказанной с профилактической целью, что является позитивным явлением, поскольку профилактика снижает количество случаев по заболеванию. Для стимулирования медицинской организации-фондодержателя к охвату прикрепленного населения посещениями врачей с профилактической целью ТФОМС Пермского края осуществляет выплаты за достижение показателей результативности деятельности МО-ФД.
Поскольку в механизме расчета показателей результативности деятельности МО-ФД в соответствие с действующей методикой выявлены недочеты, влияющие на сумму стимулирующих выплат МО-ФД:
• сложная достижимость показателей, связанных с охватом и качеством проведения диспансерного наблюдения застрахованных лиц, прикрепленных к конкретной МО-ФД (показатели 1.1, 1.2, 2.1, 3.1, 3.2 Приложения А);
• практическая направленность показателей результативности на МО-ФД г. Перми с детским прикрепленным населением;
• небольшие суммы стимулирующих выплат и их отсутствие районным поликлиникам.
Автором была разработана новая методика расчета показателей результативности. Она касается следующих изменений:
• в связи с отсутствуем выплат в 2016-2017 гг. по показателям 1.2, 2.1, 3.2, указанным в Приложении А, отказались от их расчетов;
• в показателях, имеющих планы, установленные Министерством здравоохранения Пермского края, изменились целевые значения в части установления диапазона для каждого отчетного периода, при этом расчет будет также вестись нарастающим итогом;
• оценка считается в баллах по всем показателям, суммарная оценка умножается на 3% от базового среднего подушевого норматива финансирования МО-ФД;
• добавлен показатель «Количество случаев смерти населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения».
В результате перечисленных изменений, произведенных в методике расчета показателей результативности деятельности медицинской организации- фондодержателя, стоит отметить превышение общей суммы выплат в 1 квартале 2017 года почти в 2 раза по отношению к расчету по прежней методике. Данная сумма входит в рамки бюджета, выделенного в составе подушевого финансирования. Более того, рассчитанная сумма выплат меньше, чем в 1 квартале 2015-2016 гг. Также отметим, что представленная методика направлена именно на стимулирование деятельности МО-ФД и улучшение ее финансового состояния, поскольку позволяет поощрять МО-ФД за каждый достигнутый процент плана.
Перечисленные совершенствования механизма стимулирования медицинских организаций, имеющих прикрепленное население, должны послужить стимулом для МО-ФД в части более полного охвата населения, подлежащего тому или иному обследованию, проведению мероприятий для снижения смертности от болезней кровообращения, обратить внимание на диспансерное наблюдение населения.
Региональный опыт Пермского края использования экономических механизмов стимулирования медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования может быть эффективно экстраполирован на другие субъекты РФ, повысив качество оказываемой населению медицинской помощи.


1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017).
2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016).
3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.04.2017).
4. Федеральный закон от 30.11.2011 г. №354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» (ред. от 28.12.2016).
5. Закон Пермского края от 07.07.2014 г. № 355-ПК «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края за 2013 год».
6. Закон Пермского края от 09.07.2015 № 516-ПК «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края за 2014 год».
7. Закон Пермского края от 30.06.2016 № 681-ПК «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края за 2015 год».
8. Закон Пермского края от 19.12.2012 г. № 142-ПК «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (ред. от 31.08.2013).
9. Закон Пермского края от 30.12.2013 г. № 278-ПК «О бюджете
Территориального фонда обязательного медицинского страхования пермского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (ред. от 18.12.2014).
10. Закон Пермского края от 25.12.2014 г. № 415-ПК «О бюджете
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (ред. от 09.07.2015).
11. Закон Пермского края от 21.12.2015 № 581-ПК «О бюджете
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (ред. от 02.12.2016).
12. Закон Пермского края от 29.12.2016 № 32-ПК «О бюджете
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
13. Постановление Правительства Пермского края от 29.07.2011 г. № 508-п «Об утверждении положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Пермского края» (в ред. от 05.03.2014).
14. Постановление Правительства Пермского края от 30.12.2016 № 1191-п «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
15. Письмо Минздрава России № 11-8/10/2-8266, ФФОМС № 12578/26/и от 22.12.2016 «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования» (ред. от 18.05.2017)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ