Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ МОРАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ИСКУССТВЕННЫМ АГЕНТОМ

Работа №99677

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информационные системы

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Критика онтологической концепции личностного.
Интенциональность по Д. Деннету 9
§1 Необходимые и достаточные условия личностного 9
§2 Объяснительные стратегии, личностная установка как подкласс
интенциональных систем 17
§3 Природа интенционального 24
Глава II Основания искусственного практического разума 30
§1 Приписываемый характер моральной установки 30
§2 Основания для действия 34
§3 ИИ как моральный агент 39
§3.1 Искусственный интеллект морально-личностного уровня (ИИМЛУ) . 39
§3.2 О возможности установления моральных отношения со сверхразумом
50
Глава III Практические аспекты сверхразума 61
§1 Косвенная нормативность. Модель КЭВ как оптимальная модель
косвенной нормативности 61
§2 Проблема загрузки ценностей 69
Заключение 75
Список литературы 80

Каждое научное достижение не только является причиной изменения нашего мировоззрения, перестройки картины мира, научные открытия порой могут и влиять на трансформирование самого существования человечества. Так, например, современные технологии обеспечили человеку выход в виртуальную реальность, в которой иногда люди чувствуют себя комфортнее, нежели в реальном мире, а потому предпочитают большую часть времени проводить в цифровом пространстве.
Представляется, что созданный искусственный интеллект (ИИ) также окажет определенное влияние на существование, функционирование человеческого общества. Слабый ИИ уже, фактически, является правой рукой человека, помогая ему в решении различного рода задач в разных сферах. Когда же будет создан автономный ИИ, ИИ человеческого уровня, или даже сверхразум, ИИ, превосходящий интеллектуальный уровень развития человека, вопрос о качественном изменении функционирования человеческого общества станет еще острее.
В условиях еще несозданного ИИЧУ приходится решать проблемы того, как возможно сосуществование с автономным искусственным агентом, несет ли в себе Сильный ИИ угрозу для человеческого общества, будет ли ИИ признан личностью, и нужно ли наделять его правами и обязанностями и т.д. И таких возникающих вопросов огромное множество, потому как тема создания ИИ занимает немало умов, и равнодушных к ней, в условиях того, что наука XXI века активно исследует данную область и свершает все новые и новые открытия, практически не остается.
Данное диссертационное исследование посвящено этическому аспекту теории искусственного интеллекта. Феномен ИИ человеческого уровня и выше заставляет задуматься о том, как с таким ИИ возможно будет осуществлять взаимодействие, какой у него будет статус в обществе, и какую он будет нести в себе ценность. Поэтому, необходимо понять, могут ли в 3
теоретическом плане распространяться моральные отношения человеческого общества на искусственные агенты, способен ли ИИ обладать морально - личностной ценностью. Кроме того, возникает еще один немаловажный вопрос, а что, если будет создан интеллект, превышающий уровень развития человеческого? Какую тогда пользу он сможет нам принести? Возможно ли такое, что он избавит нас от войн, сделает мир добрее, светлее и чище? Поиску ответов на данные вопросы посвящено настоящее диссертационное исследование.
Потребность в исследованиях в области теории искусственного интеллекта с акцентом на этическую проблематику определяет актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Обратимся к степени разработанности этической проблематики теории искусственного интеллекта.
О влиянии ИИ на человеческое общество писали многие авторы. Большинство из них придерживаются той точки зрения, что данное влияние станет причиной коренного переустройства человеческого общества. К таковым авторам можно отнести Р. Курцвейла 1, Ф. Фукуяму1 2, М.Теннисона3, которые, главным образом, писали об идее трансгуманизма и о тех угрозах для общества, которые она в себе несет. Практика по усилению человеческого мозга компьютерным приведет к краху демократического состояния, основанного на идее равенства людей, что поднимет и нравственные проблемы. Кроме того, пишет М. Теннисон, усовершенствование биологической природы человека приведет к краху вечных ценностей, что станет угрозой для религиозного духовного опыта человека. Во избежание указанных следствий Г. Кэмпбелл4 и М. Волкер предлагают наладить диалог между трансгуманизмом и религией.
О том, какими могут или должны быть отношения человека и машины, писали разные авторы. Так, например, Норберт Винер5, занимаясь разрешением данного вопроса, полагал, что человеку необходимо всегда, в первую очередь, полагаться на свой разум, на самого себя, та идея, что робот возьмет на себя ответственность за все человеческие поступки, не более чем вымысел, роботы на это не способны. «Отдайте же человеку - человеческое, а вычислительной машине - машинное. В этом и должна, по-видимому, заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин»6, под таким лозунгом, Н. Винер считал, должны строиться взаимоотношения человека и машины. Очевидно, что Н. Винер не допускал возможности создания сильного ИИ, а потому отношения морального уровня человека и машины остались за пределами его рассмотрения. Допускает возможность создания сильного ИИ, но не говорит о возможности установления моральных взаимоотношений с ИИ Ник Бостром7. Акцент работ Н. Бострома состоит в указании на экзистенциальные риски, к которым может привести создание ИИ, и на формирование стратегий по предупреждению таких ситуаций...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги данного диссертационного исследования, имеет смысл повторить выводы, сделанные в его главах.
Первая глава содержит в себе следующие положения:
Во-первых, было выявлено, что личность - это не онтологическая характеристика, но приписываемая, а потому она может быть свойством не только человека.
Во-вторых, было установлено, что, по Д. Деннету, личностью могут быть признаны интенциональные системы, способные на интенции третьего уровня.
В-третьих, было обнаружено, что, по Д. Деннету, человеческая интенциональная система, по сути своей, человеку не принадлежит, т.е. не продуцируется его сознанием, но выполняет некоторую функцию, заложенную Природой, таким образом, интенциональная система человека - это всего лишь набор заранее написанных программ, от которых человек как высокоразвитая интенциональная система может отступать, но лишь в незначительной степени.
Согласно результатам первой главы, получается, что чисто гипотетически понятие личности может распространяться не только на людей, но и на ИИ, если последний будет способен на интенции высшего порядка и на основанную на ней грайсову коммуникацию, кроме того, последнее положение еще больше сближает понятие естественного интеллекта с искусственным, который не только на теоретическом, философском уровне представляет собой набор программ, но и на практике представляет собой программное моделирование интеллектуальных видов человеческой деятельности.
Положения второй главы таковы:
Во-первых, было выявлено, что, по Д. Деннету, моральность не носит онтологического статуса, моральная установка надстраивается на личностную. Гарантом моральности является способность субъекта нести ответственность за свои действия, которые должны быть одобрены агентом на основе его разумных рассуждений.
Во-вторых, было выяснено, что описанные Дж. Серлем основания для действия могут и должны быть переосмыслены как приписываемые, тогда у нас появляется возможность говорить об искусственном практическом разуме. Основаниям для действий искусственного агента стоит приписывать свободу, субъективный характер, личную причинность, если агент автономен, главным критерием автономности, в условиях тематики данного исследования, должна выступать способность нести ответственность за свободно совершаемые деяния, т.е. основания для них должны быть продуцированы самим ИИ без какого-либо вмешательства.
Итак, из этих двух положений вытекает вывод о том, что ИИ, наделенный не только теоретическим, но и практическом разумом, обладающий автономией не только в принятии убеждений, но и в решениях действовать, имеющий рациональные основания для поступков и способный нести за них ответственность может являться моральной личностью. Следовательно, в теоретическом плане ИИ может быть включен в моральное поле, быть полноценным моральным агентом, каким является сам человек, и, соответственно, претендовать на отстаивание своих прав и уважение своего достоинства. Такой ИИ был назван ИИМЛУ (искусственный интеллект морально-личностного уровня).
В-третьих, была осуществлена попытка, представить, каким бы был ИИ в качестве полноценного морального агента с точки зрения его обязательств по отношению к самому себе. И было установлено, что необходимо различать проявление эгоизма и наличие неполадок в функционировании системы, об эгоизме мы можем говорить лишь исходя из интенциональной установки. Далее, применяя кантовскую этику к исследованиям в области ИИ, было замечено, что на эгоизм себялюбия ИИ, скорее всего, не будет способен как небиологическая форма организации, что же касается эгоизма самомнения, то ему могут быть подвергнуты автономные системы с абсолютной свободой принятия решений и действий, и именно им, поэтому стоит вменять в обязанность сдерживание своего эгоистического начала. Что же касается автономных систем относительной свободы личного мира, чьи действия так или иначе детерминированы загруженной этической системой, они будут в буквальном смысле олицетворять моральный закон. В заключении к данному положению добавим, что кантовская этика приложима к этическим исследованиям в области ИИ, в этом исследовании была интерпретирована та ее часть, в которой она описывает типику эгоизма и декларирует уничтожение самомнения.
В-четвертых, был произведен анализ еще двух возможностей сосуществования с ИИ в моральном пространстве, и был сделан вывод о том, что, если в ситуации слабого ИИ еще невозможно говорить об установлении моральных отношений с человеком, поскольку слабый ИИ еще невозможно причислить к интенциональным системам личностного уровня, то в ситуации взаимодействия со сверхразумом уже невозможно говорить об общем моральном поле человека и ИИ в силу того, что личность и сверхразум являются системами разного уровня и прийти к скоординированному взаимодействию в данном случае не будет представляться возможным...


1. Азимов А. Зеркальное отражение // Избранное / А. Азимов. - М.: Мир, 1989. - С. 121 - 134.
2. Азимов А. Хоровод // Избранное / А. Азимов. - М.: Мир, 1989. - С. 140
• 180.
3. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии / Н. М. Бостром. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 496 с.
4. Винер Н. Творец и Будущее / Н. Винер. - М.: АСТ, 2003. - 732 с.
5. Кант И. Метафизика нравов в двух частях Ч. 2 // Сочинения в 6 т. Т.4 / И. Кант. - М.: Мысль, 1965. - С. 107-438.
6. Кант И. Критика практического разума // Сочинения в 6 т. Т.4 / И. Кант.
• М.: Мысль, 1965. - С. 311-505.
7. Пушкин В.Г. К проблеме «искусственного интеллекта» // Вопросы философии. - 1978 - №5. - С. 65-79.
8. Сартр Ж.-П. Трансценденция эго: Набросок феноменологического описания / Ж.-П. Сартр. - М.: Модерн, 2012. - 160 с.
9. Серль Дж. Открывая сознание заново / Дж. Серль. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.
10. Серль Дж. Рациональность в действии / Дж. Серль. - М.: Прогресс- Традиция, 2004. - 336 с.
11. Юлина Н. С. Головоломки проблемы сознания: концепция
Дэниела Деннета / Н. С. Юлина. - М.: Канон+, 2004. - 544 с.
12. Толковый словарь по искусственному интеллекту / Под ред.
А. Н. Аверкина, М.Г. Гаазе-Рапопорта, Д.А. Поспелова. — М.: Радио и связь, 1992. — 255 с.
13. Абдулатипова М.А. Искусственный интеллект [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. ОЖЕ: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 15.05.2018)
14. Ясницкий Л.Н. О возможностях применения искусственного интеллекта [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 15.05.2018)
15. Ястреб Н.А. Искусственный интеллект [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 15.05.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ