Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Работа №99676

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы153
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
268
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения
семьи в период подготовки ребенка к школе 8
1.1. Семья как субъект образования 8
1.2 Трудности семьи в период подготовки ребенка к школе 22
1.3. Модель психолого-педагогического сопровождения семьи 39
Вывод по теоретической части 60
Глава 2. Эмпирическое исследование готовности семьи к образованию
ребенка в школе 64
2.1 Методики и организация исследования 64
2.2. Описание результатов эмпирического исследования трудностей семьи в период подготовки ребенка к школе 73
2.3 Программа психолого-педагогического сопровождения семьи в период подготовки ребенка к школе 96
2.4. Результаты апробации программы психолого-педагогического сопровождения семьи в период подготовки ребенка к школе 108
Вывод по эмпирической части исследования 113
Заключение 116
Список литературы 119
Приложения


Переход ребенка из дошкольного общеобразовательного учреждения в учреждение начального общего образования всегда сопряжен с большим количеством психолого-педагогических проблем. Как правило, основное внимание уделяется проблемам, вызванным психогенной школьной дезадаптацией или проблемам преемственности дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.
Тем не менее, при переходе ребенка на новую ступень общего образования могут возникать проблемы в детско-родительских отношениях, супружеских отношениях, отношениях между родителями и педагогом а также с самоотношением родителя к себе.
Возникающие проблемы можно объяснить с помощью системного подхода, согласно которому, любые изменения в жизни одного из членов семьи повлекут за собой изменения во всей системе конкретной семьи.
Обращаясь к психолого-педагогической практике дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, можно увидеть, что, занимаясь психолого-педагогической подготовкой к школе, семья не рассматривается в качестве едино-функционирующей системы. Родители зачастую несправедливо исключены из системы сопровождения.
На наш взгляд, сопровождение семьи при подготовке ребенка к школе является необходимым условием благоприятной адаптации к новым жизненным условиям не только ребенка, но и семьи в целом. Включенность родителей в процесс сопровождения может стать причиной предотвращения некоторых проблем, возникающих при переходе ребенка в школу.
Вопрос психолого-педагогического сопровождения семьи в период подготовки ребенка к школе, на сегодняшний день, мало представлен в научной литературе, более того, не разработана теоретическая база, раскрывающая вопросы, связанные с данной проблематикой, в том числе критерии психологической готовности семьи к обучению ребенка в школе.
На сегодняшний день, огромное внимание исследователей приковано к вопросу психолого-педагогической готовности ребенка к школе, что прослеживается в работах Н.Н. Гуткиной, М.Н. Терещенко, Е.Е. Кравцовой и других.
Трудности, с которыми сталкивается семья в период подготовки ребенка к школе, не рассматриваются комплексно. Выявление трудностей происходит в контексте изучения какой-либо проблемы. Примером являются: трудности, связанные с выбором учебного заведения (исследование А.И. Ивановой, К.Н. Скобелина и В.С. Собкина), проблемы с формированием готовности родителей к принятию нового социального статуса ребенка (УГ. Егорова), формирование педагогической компетентности родителей (исследования М.С. Волошиной, Д.С. Нестерова, О.С. Орлова).
Вопрос организации психолого-педагогического сопровождения семьи в период подготовки ребенка к школе также остается открытым в научных исследованиях. Сегодня не существует единой теоретико-методологической базы, раскрывающей данные вопросы. Более того, имеющиеся сегодня программы узконаправленные, предназначенные для решения кризисных ситуаций в семьях, программы, предназначенные для сопровождения семьи в определенный жизненный цикл, отсутствуют или мало представлены.
Объект исследования: семья как субъект образования.
Предмет: особенности семьи как субъекта образования в период подготовки ребенка к школе как основа для разработки программы психолого-педагогического сопровождения.
Цель исследования: изучение особенностей семьи как субъекта образования в период подготовки ребенка к школе как основание для разработки программы психолого-педагогического сопровождения семьи в период подготовки ребенка к школе.
Задачи:
1. Дать характеристику семьи как субъекта образования
2. На основе теоретического анализа выделить психолого-педагогические трудности семьи в период подготовки ребенка к школе
3. Рассмотреть модели психолого-педагогического сопровождения семьи
4. Провести эмпирическое исследование особенностей семьи как субъекта образования в период подготовки ребенка к школе
5. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения семьи в период подготовки ребенка к школе
Гипотеза исследования заключается в том, что семья в период подготовки ребенка к школе сталкивается с рядом психолого-педагогических трудностей, обусловленных ее особенностями как субъекта образования, препятствующих формированию готовности семьи к обучению ребенка в школе. Разрешение этих трудностей возможно по средствам программы психолого-педагогического сопровождения семьи в период подготовки ребенка к школе.
Теоретико-методологическая база исследования:
— Концепция индивидуального и группового субъекта А.Л. Журавлева, системно-субъектный подход Е.А. Сергиенко;
— Характеристики субъектности семьи Т.П. Симаковой, концепция субъектной позиции семьи Е.А. Носовой, Т.Ю. Швецовой;
— Программа формирования готовности родителей к принятию нового социального статуса ребенка УГ. Егоровой;
— Концепции педагогической компетентности родителей М.С. Волошиной, Д.С. Нестерова, О.С. Орлова;
— Исследование об изменении ролевых ожиданий родителей на разных этапах жизненного цикла семьи Е.М. Фещенко;
— Модели психолого-педагогического сопровождения М.Р. Ьитяновой, Е.Н. Александровской, Л.М. Шинициной.
Также был использован комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов исследования:
1) Анализ научной литературы по заявленной теме;
2) Психодиагностические методики:
— Анкета осведомленности родителей о выборе учебного заведения (авторская разработка);
— Тест-анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе?»;
— Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкис (вариант для родителей детей в возрасте 3¬10 лет);
— Проективная методика «Три дерева» (рисуночный тест, для детей), адаптация Я.Л. Обухова.
— Методика «Незаконченные предложения» для родителей на тему «Мой ребенок в начальной школе. Взгляд в будущее»;
— Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волковой;
— Тест для родителей на выявление уровня педагогической компетентности родителей (авторская разработка)
3) Метод факторного анализа
4) Метод формирующего эксперимента
5) Анализ эффективности программы, с использованием Т-критерия Вилкоксона.
Теоретическая новизна исследования заключается в расширении представлений о семье как о субъекте образования, выявлении и систематизации трудностей, с которыми сталкивается семья в период подготовки ребенка к школе и разработке модели сопровождения семьи с учетом принципа системности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практической программы психолого-педагогического сопровождения семьи в период подготовки ребенка к школе, реализация которой способна помочь в решении трудностей, с которыми сталкивается семья в данный период.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав и заключения, содержит библиографию (102 источника, 2 - на иностранном языке).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подготовка семьи к переходу ребенка из дошкольного в начальное общеобразовательное учреждение является потенциально кризисным периодом в жизни каждой семьи.
Более того, в связи с модернизацией системы образования, семья приобрела новый статус - субъекта образования, что предъявляет к семье систему особых требований. Тем не менее, как указывают исследователи единой теоретико-концептуальной базы данного понятия, на сегодняшний день, не разработано.
В ходе теоретического анализа нам удалось обобщить и систематизировать имеющиеся на данный момент исследования в данной области. После чего нами была предпринята попытка истолкования данного статуса семьи в образовании. Таким образом, семья как субъект образования - это активный участник образовательного процесса, представленный детско- родительской общностью, объединенной ценностью образования ребенка, способный ставить образовательные цели, корректировать их, оценивать эффективность собственной деятельности, проявлять инициативу и принимать ответственность за собственное участие в образовательном процессе.
Также в ходе теоретического анализа нами были выявлены трудности, с которыми сталкивается семья в период подготовки ребенка к школе. Стоит отметить, что исследований, обобщающих данные трудности нет. Попытка обобщения указанных трудностей привела к выявлению следующих проблем:
— организационные трудности, трудности, связанные с психолого-педагогической готовностью ребенка к обучению в школе,
— трудности, связанные с готовностью родителей к принятию нового социального статуса ребенка, изменением ролевых ожиданий у родителей,
— трудности, связанные с принятием и распределением родительской ответственности за обучение и воспитание ребенка, 
Позже нами были эмпирически изучены особенности семьи в период подготовки ребенка к школе, что помогло выявить трудности, с которыми она сталкивается в данный период.
Особенностями семьи в данный период будут следующие: особенности, связанные со значением различных факторов при выборе учебного заведения; особенности субъектных представлений родителей об уровне готовности их ребенка к школе; особенности семейных взаимоотношений; особенности представлений родителей о процессе обучения ребенка; особенности в структуре ролевых ожиданий и притязаний родителей относительно друг друга; особенности, связанные с педагогической компетентностью родителей.
Изучение трудностей семьи в период подготовки ребенка к школе имело для нас особое значение, потому что именно они составляли основу для разработки программы психолого-педагогического сопровождения.
Также для ее разработки нами были изучены современные модели сопровождения семьи. В ходе теоретического анализа нами было выявлено, что психолого-педагогическое сопровождение семьи сегодня не имеет четкой теоретико-методологической базы и основывается на общих принципах психолого-педагогического сопровождения. Данное обстоятельство вызвало ряд затруднений, однако именно их решение позволило создать модель сопровождения семьи, с учетом всех преимуществ и недостатков современных моделей и, главное, с учетом особенностей семьи как системы.
В ходе эмпирического исследования нам удалось установить взаимосвязь затруднений, представленных в различных теоретических источниках, и объединить их в пять проблем, возникающих в семье в период подготовки ребенка к школе, ими являются:
— Отсутствие единого подхода к воспитанию ребенка,
— Ориентация матерей на тип помощи ребенку,
— Незаинтересованность родителей в подготовке к школе,
— Сопротивление изменяющейся ситуации,
— Завышенные требования к ребенку.
Выявленные в ходе эмпирического исследования трудности легли в основу разработки программы психолого-педагогического сопровождения семьи в период подготовки ребенка к школе.
Разработанная программа была реализована на базе МАДОУ д/с №6 - «Золотая рыбка» г. Верхняя Пышма. Анализ эффективности программы с помощью методов математической статистики показал ее высокую эффективность.
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что семья в период подготовки ребенка к школе действительно испытывает ряд затруднений. Нивелирование данных трудностей возможно с помощью программы психолого-педагогического сопровождения, учитывающей особенности семьи как системы. Разрешение данных трудностей имеет положительное влияние на формирование готовности семьи к обучению ребенка в школе.
Также хочется отметить, что вопрос психолого-педагогической готовности семьи к обучению ребенка в школе сегодня мало представлен в научно-практической литературе.
Наше исследование может помочь расширить представления научного сообщества в данном вопросе.
Более того, исследование обладает высокой практической значимостью. Разработанная нами программа психолого-педагогического сопровождения семьи в период подготовки ребенка к школе может быть использована педагогами-психологами дошкольных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.



1. Абульханова-Славская, К. А. Способность сознания личности как субъекта жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Мир психологии. — 2006. — № 2. — С. 43 — 49.
2. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение // Антропологический, деятельностной и культурологический подходы. Тезаурус. 2005. № 5 (24).
3. Алехина С.В., Вачков И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании // Сибирский педагогический журнал. 2014. №5. С.97-104
4. Алыпова А. А., Никитина Е. Л. Школа и семья: партнерство в воспитании личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 1-3
5. Андросова Ю.В. Психологическая готовность к школе как фактор обеспечения преемственности основных общеобразовательных программ дошкольного и начального образования // Сибирский педагогический журнал. 2012. №3. С.237-240
6. Асриева О.О., Коваленко Татьяна Владимировна Личностно-ориентированное обучение: новая модель взаимодействия школы и родителей // Вестник ЧГПУ. 2012. №12. С.7-15
7. Билецкая М. П., Бурлакова М. И. Системный семейный подход в изучении психоэмоциональных особенностей у детей с бронхиальной астмой // ПМ. 2012. №2 (57). С.89-92
8. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
9. Болотова Н.П. Возможности психологических техник в работе с системой семьи // Педагогика и психология образования. 2013. №4. С.85-88
10. Бонкало Т. И. Комплексная социально-психологическая помощь семье в рамках психологической службы образования // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-1. С.95-100
11. Брушлинский А В. Субъект, мышление, учение, воображение. М.— Воронеж, 1996.
12. Бука Т.Л., Психологический тренинг в группе: игры и упражнения/ Т.Л.Бука, М.Л.Митрофанова.- Питер:2008.-144с.
13. Валеева Н. Ш., Шубович М. М. Психолого-педагогическое Просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей // Вестник Казанского технологического университета. 2009. №4. С.356-362
14. Валитова И.Е. Особенности оценки родителями и педагогами уровня развития детей дошкольного возраста // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. №1-2. С.22-30
15. Васягина Н.Н. Обучение как форма психолого-педагогического сопровождения родителей // Педагогическое образование в России. 2011. №3. С.126-132
16. Васягина Н. Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы // Педагогическое образование в России. 2012. №2. С.9-12
17. Васягина Н.Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей // Педагогическое образование в России. 2013. №1. С.63-69
18. Васягина Н.Н. Человек как субъект социокультурного пространства // Педагогическое образование в России. 2013. №4. С.7-14
19. Вахитова Г.Х. Полисубъектное взаимодействие в контексте предшкольного образования // Вестник ТГПУ. 2013. №13 (141). С.71-75
20. Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. №2. С.36-50
21. Веракса А.Н., Якупова В.А., Алмазова О.В., Мартыненко М.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. №3. С.97-108
22. Воронкова Г.В. Развитие педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи как субъектов образования в обществах, основанных на знаниях // Педагогическое образование в России. 2014. №7. С.114-118
23. Гайдар К.М. Развитие субъектности учебной группы в совместной деятельности: экспериментальный подход//Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. - 2012. №3, с. 151-154
24. Гайсина Г.И. Проблемы теории и практики сопровождения замещающей семьи // Педагогическое образование в России. 2013. №4. С.191-195
25. Генварева Ю.А. Взаимодействие семьи и школы как фактор самореализации подростка: дисс. канд. псих. наук: 13.00.01/ Генварева Ю.А. - Оренбург. 2010. - 210 с.
26. Горбунова Е. Профессиональная замещающая семья: поиск и находки, проблемы и достижения // Народное образование. 2007. №7. С. 232-233.
27. Грозина В.А. Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников // Научный диалог. 2012. №6. С.85-93
28. Грибоедова Т.П., Костюкова Т.А. Семья и школа: готовность к социально-образовательному партнерству // Вестник ТГПУ. 2008. №3. С.47¬50
29. Григорьева И.Е. Создание единого образовательного пространства «Детский САД - семья» через формирование активной позиции родителей при реализации социально-коммуникативного компонента образования // Челябинский гуманитарий. 2015. №1 (30). С.62-66
30. Грицкова Ю. В. Педагогическая культура родителей: содержание и структурные компоненты // ППМБПФВС. 2008. №7. С.44-46
31. Гуткина Н . И . Психологическая готовность к школе . СПб . : Питер, 2004. 208 с.
32. Данюшевская Г.А. Семья как фактор формирования готовности к школе детей, не посещающих детский сад // Концепт. 2012. №12 (16). С.021-025
33. Дерябо С.Д., Ясвин В.А., 1996. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону.
34. Егорова У. Г. Психологические аспекты готовности родителей к изменению социального статуса ребенка // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. №4-5. С.1201-1204
35. Ежова Н.Н., Рабочая книга практического психолога / Н.Н.Ежова.-Ростов н/Д : Феникс,2013.-Изд.10-е.-314с.
36. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. - № 5. -С. 75-80.
37. Загвоздкин В.К. Эмоциональная готовность к школе - общая задача семьи и ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №10 (42). С.40-48
38. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи как условие успешности воспитания приемного ребенка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. №4. С.174-177
39. Истратова О.Н. Прктикум по детской психокоррекции/ О.Н. Истратова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 349 с. — (Психологический практикум)
40. Калинина А.В. Сопровождение семей с детьми раннего возраста с ОВЗ // Специальное образование. 2015. №XI. С.150-156
41. Казакова Е. И. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения // Школьный психолог 1998. № 48. С. 2-3.
42. Киселева М. В. ,Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
43. Ковалева Ю.В. Совместная регуляция поведения: определение конструкта и его структуры на примере жизненного цикла семьи // ЗПУ. 2012. №4. С.249-256
44. Кожогелдиева К.М., Кожогелдиев А.С. Психологические знания родителей в воспитании детей // Инновационная наука. 2016. №4-5 (16). С.103-105
45. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 2011.
46. Конюхов, Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы/ Справочное издание. Москва. - 1992.
47. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с
48. Коряковцева О.А. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения молодой семьи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №1-2. С.185-187
49. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
50. Крысько В. Словарь- справочник по социальной психологии. - СПб: Питер, 2003. - 416 с.
51. Лебедева К.М. Модель формирования педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения // КПЖ. 2016. №2-1 (115). С.119-125
52. Лобзина Т.П. Уровни субъектной позиции родителей воспитанников как участников образовательного процесса // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. №1. С.21
53. Малкина-Пых И., Семейная терапия/ ИринаМалкина-Пых. - М. Эксмо, 2009. - 992 с.
54. Мамайчук И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 80-85.
55. Меньшикова Е.А. Психологическая готовность к школе предпосылка развития активной познавательной позиции у младших школьников // Вестник ТГПУ. 2011. №10. С.111-114
56. Минина А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2014. №13. С.100-104
57. Морозова Е. А., Подоровская И. А. Традиционные устои семьи как фактор формирования целостности личности // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. №13. С.108-115
58. Носова Е. А., Швецова Т. Ю. Семья и детский сад. - СПб, 2009 - 80 с.
59. Обухов Я.Л. Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики Три дерева// Москва, 2005, 10 с.
60. Овчарова Р В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
61. Омельченко Е. М. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2009. №2.
62. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2000.
63. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991. 108 с.
64. Парсонс Т. Новый аналитический подход к теории социальной стратифика- ции / Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000.
65. Плешакова О.В. Системноструктурная модель комплексного психологического сопровождения семьи // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2010. №20.
66. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. доктора психологических наук А.А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 201-212
67. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.
68. Рылова С.Г. Консультирование родителей: преодоление кризисов на основе деятельностного подхода // Научный диалог. 2012. №11. С.119-135
69. Рыскулова М.М. Исследование психологической готовности ребенка к обучению в школе // Вестник БГУ. 2014. №5. С.65-68
70. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждeния - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 576 с.
71. Селюкова Е.А., Угрюмова И.И. Работа с семьей для подготовки детей к школе // Символ науки. 2016. №11-2. С.176-178 С
72. Селюкова М.А., Сиденко Е.А. Тренинг для родителей учащихся 5 классов «Школа родительской компетентности» // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №6. С.52-62
73. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Российская газета.- N 17.- 27.01.1996
74. Сергеев Н. К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: Дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 1998. 80 с.
75. Сергеева Б.В., Аракелян Рита Камовна Формирование родительской компетентности в условиях начальной школы // ИСОМ. 2016. №1-1. С.184-188
76. Сергеева Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №1. С.28-30
77. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Пси-хол. журн. - 2011. - Т. 32, № 1. - С. 120-132.
78. Слизкова Е.В., Харитонова М.С. Педагогическое сопровождение семей младших школьников в условиях образовательной организации // Концепт. 2014. №7. С.121-125
79. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс. - 1995. - 384 с.
80. Смолярчук И. В. Психологическое сопровождение семей, имеющих детей 3-10 лет // Вестник ТГУ. 2008. №9. С.257-263
81. Симакова, Т. П. Семья как субъект образовательного процесса / Т. П. Сима- кова // Наука и современность - 2010 : сб. материалов III международ. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. В 3 ч. Ч. 1. - Новосибирск, 2010. - С. 320-325.
82. Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. От воспитания в детском саду к школьному образованию: мнение родителей // Национальный психологический журнал. 2011. №1. С.111-118
83. Солнцева Н.В. Формула партнерства как основа взаимоотношений между членами семьи// Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. - С. 64-69.
84. Соснина Н.В., Старобина Е.М. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей // ЧиО. 2010. №4. С.25-29
85. Стахнева Л. А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологии // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №1. С.345-349
86. Сташкова Т. Н., Сиротинская В. Н. Проблемы психолого-педагогической эффективности поддержки семьи в сохранении линии преемственности при переходе ребенка из детского сада в школу // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. №6. С.38-40
87. Таблица критических значений Т-критерия Вилкоксона [электронный ресурс]// режим доступа:http://statpsy.ru/wilkoxon/tablica-willcoxon(дата обращения: 02.06.2017)
88. Терещенко М. Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема // Человек. Спорт. Медицина. 2006. №9 (64). С.58-61
89. Тихонова Д. В. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 41-45
90. Томашевска-Липец Р. Принцип субъектности как условие непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2011. №9. С.205-209
91. Топилина Н.В. Педагогические способности и компетенции родителей в современной педагогической практике // Инновационная наука. 2016. №2-4 (14). С.136-139
92. Удова О.В. Характеристика мотивационного компонента родительского отношения к детям дошкольного возраста в зависимости от типа принятия ребенка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №1. С.293-296
93. Фещенко Е. М. Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах развития семьи // Вестник Брянского государственного университета. 2012. №1 (2). С.172-175
94. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка: Дети и психологические проблемы в семье/ Г. Хоментаускас. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. - 233 с.
95. Хрусталькова Н. А. Концептуальные основы формирования педагогической компетентности родителей в профессионально-замещающей семье // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 82-84
96. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Н. Лабиринт души: терапевтические сказки/ О.В. Хухлаева, О.Н. Хухлаев - М: академический проект, фонд «Мир», 2010 г. - 176 с.
97. Шакурова З. А. Основы математической статистики для психологов: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 35 с.
98. Шеина М. Б. Модель развития и реализации воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой // Вестник Башкирск. ун-та. 2013. №1. С.220-225
99. Шубович М .М. Содержание психолого-педагогического сопровождения взаимодействия образовательного учреждения с семьей в социальном становлении детей и подростков // Сибирский педагогический журнал. 2009. №6. С.191-199
100. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999.
101. Keyes M.F. The family sculpture // The Arts in Psychotherapy. 11. 1994. Pp..25-28
102. Sobol B. & Williams K. Family and group art therapy In J.A. Rubin (Ed.) //Approaches to art therapy. Theory and techniques. New York, NY, Brunner- Routledge. - 2001. Pp. 261-280.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ