Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К АТТЕСТАЦИИ

Работа №105395

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
79
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к аттестации 15
1.1 Особенности подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к аттестации в России 15
1.2 Организационно-педагогические условия подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к аттестации 17
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке организационно-педагогических условий подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к аттестации 31
2.1 Критерии, показатели, и уровни готовности педагогов дошкольной образовательной организации к аттестации 31
2.2 Программа подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к аттестации 48
2.3 Динамика изменения уровня готовности педагогов к аттестации 63
Выводы по второй главе 68
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложение 79

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. дошкольное звено является первой ступенью образования, что, составляет фундамент всей образовательной системы. Важнейшая задача, стоящая перед обществом - привести качество педагогической деятельности в ДОО в соответствие с высокими стандартами качества образования, способствовать повышению квалификации педагогических работников.
Компетентность педагогических кадров является самым важным компонентом образовательной системы, так как реализация всех остальных компонентов непосредственно зависит от человеческих ресурсов, которыми обеспечена образовательная система.
Совершенствование и обновление системы образования определяет востребованность непрерывного профессионального роста педагогов. Главный аспект организационно-методической работы на современном этапе - пересмотр приоритетов профессиональной деятельности педагогов ДОО и приведение ее в соответствие с тремя важными нормативно-правовыми документами: Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. № 1155), «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) » (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. № 544н) и письмом «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Минобрнауки России от 06.02.2014г. № 09-148) [57].
В содержании данных документов прописаны требования к уровню педагогической компетенции педагогов ДОО и их профессионализму, которые оцениваются при прохождении аттестации педагогических работников.
Аттестация педагогических работников играет важную роль в управлении образованием, так как она является процессом стимулирования персонала к эффективной профессиональной деятельности (Т.Е. Ковина); управленческим инструментом оценивания (С.Г. Молчанов); механизмом внутреннего контроля за результатами профессиональной деятельности (Н.В. Эмануилова).
Аттестация педагогических работников является процедурой, с помощью которой происходит обеспечение дошкольной образовательной организации высокопрофессиональным кадровым составом, что способствует повышению качества образования.
В межаттестационный период педагог должен пройти курсы повышения квалификации и собрать материалы портфолио достижений для аттестации, которые характеризуют основные направления его профессионального роста. Но практика показывает, что не созданы организационно-педагогические условия для подготовки педагогов к аттестации, они испытывают затруднения: не достаточно хорошо знают нормативно-правовые документы, не ориентируются в интернет-конкурсах, не осуществляют транслирование опыта, не знают, как оформлять портфолио достижений, какое должно быть его содержание и т.д.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на педагога ДОО, которому необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольной образовательной организации, соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога. Важность данной проблемы заключается в отношении самого педагога к процедуре аттестации и необходимостью заниматься самообразованием.
Процессы самовоспитания, самоуправления, самообразования на этапе подготовки к аттестации объединяются в одно понятие - саморазвитие личности педагога. Саморазвитие личности - это основа педагогической профессиональной деятельности. Особенно актуально саморазвитие в рамках концепции непрерывного образования взрослых, которое осуществляется через «формальное образование», «неформальное образование» и «информальное». «Формальное образование» предполагает освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. «Неформальное образование» - это обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе по месту работы (в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом), просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных организаций. «Информальное образование» или «самообразование» - это индивидуальная познавательная деятельность [31].
Самообразование - это процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности педагога. На современном этапе существует потребность в обновлении знаний, умений (компетенций), так как активно внедряются новые образовательные технологии, включая открытое образование, электронное образование, дистанционные и мобильные технологии. Сущность саморазвития заключается в умении самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствуя профессиональное мастерство. Саморазвитие позволяет повысить уровень педагога в сфере дошкольного образования, снизить риск профессионального выгорания, предоставляет возможность для карьерного роста [18].
Квалификация - это мера освоения профессии или специальности, которая характеризуется степенью готовности педагога к выполнению задач определенного уровня сложности. И постоянное обновление знаний педагога становится важным условием сохранения его квалификации.
Компетентность - это показатель определенной профессиональной зрелости педагога, определяющий, как правило, занимаемые роль и место в детском саду и общественном мнении родителей и воспитанников данной дошкольной организации [55].
Между квалификацией и компетентностью педагога ДОО существует взаимосвязь. Квалификация задается уровнем полученного исходного образования и обязательно подтверждается соответствующим документом. Уровень квалификации педагога соотносится с профессиональной компетентностью. Компетентность определяется, прежде всего, готовностью и способностью выполнять профессионально -педагогические функции в соответствии с нормами и стандартами, которые приняты в социуме на настоящий момент [29].
Компетентность означает профессиональное качество, определяемое наличием знаний, умений и опыта, которые необходимы для эффективной деятельности в заданной предметной области. Педагогическая компетентность включает мотивационную, социальную и поведенческую составляющие. Это определенное качество действий педагога, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально-значимых задач, которые составляют сущность профессиональной деятельности и готовность нести ответственность за свои действия. Это готовность активно и творчески использовать полученное образование для решения образовательных практических задач. Компетенция определяется, как способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта [55].
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из теоретического осмысления и методологического обоснования сущности аттестации педагогических работников и проблемы подготовки к ней.
Теоретическое обоснование проблемы повышения квалификации педагогических работников довольно широко освещено в публикациях таких ученых, как Т.И. Шамова, К.А. Нефедова, Г.Н. Сериков, И.О. Котлерова и других.
В педагогической науке существуют накопленные знания об особенностях и сущности организации методической работы в системе образования (Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.).
В исследованиях В.Я. Волобуевой, С.С. Лебедевой, Л.В. Поздняк, Л.М. Маневцовой, В.Г. Фокиной и др. рассматривается специфика методической работы в дошкольном образовательном учреждении и характеризуется профессиональная деятельность методиста. Однако в данных работах не исследовалась возможность организации методической деятельности с позиции теории и практики сопровождения педагогических работников. Но, с точки зрения С.Н. Митина, Н.Н. Бояринцевой, П.И. Третьякова именно сопровождение воспитателя является наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности.
Включение процедуры аттестации в механизм демократического управления, при определенных условиях может явиться эффективным средством образования (Л. П. Буева, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Ю. П. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Г. С. Сухобская и др.).
Наконец, выработке управленческих подходов в работе способствовали труды по теории управления образованием (Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, В. С. Лазарев, О. Е. Лебедев, М. М. Поташник, Н. И. Роговцева, К. М. Ушаков, Т. И. Шамова и др.)
В последние годы аттестация проводится регулярно, является обязательной, охватывает всех педагогов ДОО.
Подготовка педагогов ДОО к аттестации - важная задача. Однако ее реализация наталкивается на недостаточную разработанность системы организационно-педагогических условий, при которых обеспечивается в должной мере подготовка педагогов к аттестации. Вопрос об организации материально-пространственной среды, сопровождении педагогов при подготовке к аттестации, самообразовании педагогов через использование информационно-коммуникативных технологий в теории и практике дошкольного образования в соответствии с социальным заказом и задачами сегодняшнего дня остается недостаточно изученным, следовательно, проблема подготовки к аттестации остаётся актуальной.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить следующие противоречия между:
• социальным заказом общества на педагога, деятельность которого должна соответствовать высокими стандартами качества образования и низким уровнем готовности педагогов к повышению профессиональной компетентности и к аттестации.
• необходимостью подготовки педагогов ДОО к аттестации и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий для обеспечения этого процесса;
• стремлением дошкольных образовательных организаций обеспечить подготовку педагогов к аттестации и отсутствием разработанных программ и методических рекомендаций по подготовке педагогов ДОО.
Сформулированные противоречия обусловили актуальность проблемы: какими должны быть организационно-педагогические условия, позволяющие подготовить педагогов к аттестации?
Важность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Организационно-педагогические условия подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к аттестации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать организационно-педагогические условия по подготовке педагогов ДОО к аттестации.
Объект исследования: процесс подготовки педагогов ДОО к аттестации.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия подготовки педагогов ДОО к аттестации.
Гипотеза исследования: подготовка педагогов ДОО к аттестации будет эффективной при обеспечении следующих организационно-педагогических условий:
• организации материально-пространственной среды в ДОО;
• сопровождении педагогов методической службой ДОО;
• самообразовании педагогов средствами информационно-коммуникативных технологий.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1) проанализировать состояние проблемы подготовки педагогов к аттестации в педагогической науке и практике дошкольной образовательной организации, определить понятийно-категориальное поле исследования;
2) выявить уровень готовности педагогов ДОО к аттестации;
3) разработать и экспериментально проверить организационно - педагогические условия;
4) разработать программу подготовки педагогов ДОО к аттестации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования, определяющие сущность личностно -деятельностного и системного подходов к изучению проблем образования (В.Г. Афанасьев, Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Г.Н. Сериков);
• работы, раскрывающие сущность и специфику методической деятельности в современных условиях (Ю.В. Васильев, Г.С. Лазарев, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова);
• концепции личностно-ориенированного подхода в образовании (О.С. Газман, В.В. Давыдов, С.В. Кульневич, И.С. Якиманская);
• модель аттестации, основанная на принципах гуманистической педагогики, разработанная отечественными педагогами (П. П. Блонский, К. Н. Вентцель, И. П. Иванов, С. Т. Шацкий и др.) и получивших развитие в исследованиях по теории непрерывного образования (Е. П. Белозерцев, З.И.Васильева, В.Н.Вершловский, Б.С.Гершунский, С.И.Змеев, С.С.Лебедева, Л.М. Маневцова).
Целесообразность и возможность применения программно-целевого принципа в управлении повышением квалификации педагогических работников обосновываются в работах В.П. Ворошиловой, Д.Ф. Ильясова, С.Г. Молчанова, В.А. Худякова и других.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
• теоретические методы исследования: анализ педагогической литературы по проблеме подготовки педагогов к аттестации; анализ нормативно-правовых документов по аттестации педагогических работников; обобщение опыта и массовой практики;
• эмпирические методы: наблюдение; беседа, анкетирование педагогов ДОО по выявлению проблем в подготовке к аттестации; компьютерное тестирование «Профессиональная компетентность педагога», проектирование.
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
База проведения исследования. Эксперимент проводился на базе структурного подразделения Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада», в детском саду №171 «Крепыш». В исследовании приняло участие 68 педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО): 3 инструктора по физической культуре, 4 музыкальных руководителя, 13 учителей-логопедов, 47 воспитателей.
Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении теоретической и практической составляющих проблемы; в выделении эффективных организационно-педагогических условий, которые способствовали формированию профессиональной готовности педагогов ДОО к аттестации; организации опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности программы подготовки педагогов к аттестации; внедрении результатов исследования в практику дошкольной образовательной организации, анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2015г. по 2017 г.
На первом этапе (сентябрь 2015г. - февраль 2016г.) - теоретико-поисковом: была определена тема исследования, сформулированы цель, гипотеза, задачи исследования, определены актуальность исследования, методология, методы исследования, понятийный аппарат. Изучена и проанализирована педагогическая и научно-методическая литература с целью установления степени научной и практической разработанности исследуемой проблемы, поиска новых подходов к её решению, определен план и диагностические методики констатирующего эксперимента.
На втором этапе (февраль 2016г. - декабрь 2016г.) - опытно-экспериментальном: был выявлен уровень готовности педагогов ДОО к аттестации (проведен констатирующий эксперимент и анализ его результатов), разработана программа подготовки педагогов ДОО к аттестации, осуществлялась реализация программы подготовки педагогов к аттестации (проводился формирующий эксперимент, апробация программы и ее корректировка). На этом этапе был проведен контрольный эксперимент (выявлен уровень готовности педагогов к аттестации после формирующего эксперимента, обработаны и систематизированы полученные результаты).
На третьем этапе (декабрь 2016г. - апрель 2017г.) - заключительном был проведен анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы по подготовке педагогов ДОО к аттестации, оформлены диссертационные материалы, подведены итоги и сформулированы выводы.
Научная новизна исследования:
1) разработана авторская методика по определению уровня готовности педагогов ДОО к аттестации;
2) разработан и апробирован комплекс организационно-педагогических условий, способствующий эффективной подготовке педагогов ДОО к аттестации.
3) разработана программа подготовки педагогов ДОО к аттестации; в основе программы лежит дифференцированный подход: в содержание программы входит подготовка педагогов на соответствие занимаемой должности, на первую, высшую квалификационную категорию; мероприятия направлены на развитие у педагогов всех компонентов готовности к аттестации (мотивационной, когнитивной, технологической, рефлексивной).
4) обоснована система критериев и показателей оценки эффективности организационно-педагогических условий по подготовке педагогов к аттестации.
Теоретическая значимость исследования: выявлены и решены проблемы подготовки педагогов ДОО к аттестации, что позволило обогатить теорию педагогической науки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрена разработанная программа подготовки педагогов ДОО к аттестации, которая направлена на повышение эффективности подготовки педагогических работников к процедуре аттестации. Разработанный комплекс критериев и показателей готовности педагогов ДОО к аттестации может быть использован заведующими и заместителями заведующих по воспитательной и методической работе для оценки качества подготовки педагогов к аттестации.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается проведением исследования с опорой на теоретические положения педагогики и психологии, выбором методов исследования, адекватных целям, задачам и предмету исследования, воспроизводимостью результатов проведенного исследования и объективности полученных экспериментальных данных, количественным и качественным анализом, тщательностью и длительностью экспериментальной работы, повышением уровня готовности педагогов ДОО к аттестации.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях, а также опубликованы в научном журнале. По теме диссертации имеется 5 публикаций:
• «Некоторые проблемы подготовки педагогических работников дошкольной образовательной организации к аттестации» в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Инновации, технологии, наука» Международного центра инновационных исследований «ОМЕГА САЙНС» г. Самара, 3 декабря 2015 года;
• «Саморазвитие педагога дошкольной образовательной организации как источник успешной подготовки к аттестации» научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» в ТГУ, Тольятти V выпуск сборника «Проблемы образования на современном этапе» 28 марта - 12 апреля 2016 г.
• «Психологическая готовность педагогического коллектива ДОО к аттестации» XII международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы современной науки» Центр научного знания «Логос» г. Ставрополь 21-22 июля, 2016г.
• «К вопросу о повышении уровня готовности педагогов дошкольной образовательной организации к аттестации» научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» в ТГУ, Тольятти VI выпуск сборника «Проблемы образования на современном этапе» 3 апреля- 15 апреля 2017 г.
• «Методическое сопровождение воспитателей дошкольной образовательной организации в межаттестационный период » Международный научный журнал «Инновационная наука» Научно­исследовательский центр «Аэтерна» г. Уфа апрель, 2017г.
В период преддипломной практики в январе - феврале 2017г. на базе детского сада № 171 «Крепыш» проводилась апробация программы «Подготовка педагогов ДОО к аттестации». Программа рекомендована к внедрению.
На защиту выносятся следующие положения:
1) концептуальные основы методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации, основанные на процессном и системном подходах, которые учитывают принципы управления, позволяющие разработать программу, направленную на повышение эффективности подготовки педагогических работников дошкольной образовательной организации.
2) организационно-педагогические условия, способствующие эффективной подготовке педагогов ДОО к аттестации.
3) программа подготовки педагогов ДОО к аттестации, направленная на выработку, принятие и реализацию управленческих решений, которые позволяют воздействовать на повышение качества подготовки педагогов в межаттестационный период.
4) разработанная система критериев и показателей оценки эффективности подготовки педагогов к аттестации, позволяющая объективно оценить повышение качества подготовки специалистов ДОО.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, на конец 2016-2017 учебного года количество педагогов с высшей квалификационной категорией составило 49% (33 чел.), с первой квалификационной категорией 32% (22 чел.), с соответствием занимаемой должности 19% (13 чел).
Программа по улучшению качества подготовки педагогов к аттестации помогла повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников.
В приложении представлен комплекс диагностических методик, критериально-диагностический инструментарий, программа подготовки педагогов ДОО к аттестации.


1. Акмеологический словарь / Под ред. А.А. Дергача М., 2004.
2. Алехина, И.В. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период [Текст] / И.В. Алехина // Педагогичесое мастерство: материалы междунар.заоч. конф.- М.:Буки-Веди, 2012.
3. Аттестация педагогических работников (из опыта работы муниципальных образовательных учреждений города Екатеринбурга) : сб.ст. [Текст] / составитель Н.С. Грудина - Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2013. - 80 с.
4. Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений: Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов. Вып. 1. [Текст] / Сост. Н.В. Долгоаршинных. - М.:УЦ «Перспектива», 2012.
5. Баранова В.Н., Информатизация дошкольной образовательной организации: управленческие и педагогические аспекты [Текст] / В.Н. Баранова, Р.Ю Белоусова, И.Н. Дурнова. - М.: ТЦ Сфера, 2016 - 128с.
6. Белая, К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2000.- 80 с.
7. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: метод. пособие [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64с.
8. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
9. Бескровная, Л.В. Сопровождение педагогического коллектива с учетом дифференцированного подхода: методическое пособие для руководителей ДОО [Текст] / Л.В. Бескровная [и др.]. - Ульяновск-Тольятти: Изд-ль Качалин Александр Васильевич, 2014. - 108 с.
10. Богославец, Л.Г. Площадка успешности как форма аттестации педагогов [Текст] / Л.Г. Богославец, Т.Я. Андреева // Управление ДОУ. - 2005. №6.
11. Бойко, О.Н. Аттестация педагогов дошкольного образования на соответствие занимаемым должностям [Текст] / О.Н. Бойко, Т.Г. Трубина // Научн.-практ. журн. Управление ДОУ - 2014. - №4. - С. 69 - 73.
12. Богославец, Л.Г. Управление качеством дошкольного образования [Текст] : методическое пособие / Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 128 с. Приложение к журналу «Управление дошкольным образовательным учреждением»
13. Бугров, Л.Ю. Аттестация как комплексное явление в трудовом праве [Текст] / Л.Ю. Бугров, В.А. Пашиев // Государство, право, общество: пути гармонизации отношений: сб. науч. тр.: 2 часть, Пермь, 2009. Ч.1. - 166с.
14. Вифлеемский, А.Б. Стандарт дошкольного образования: новый взгляд на дошкольную организацию с юридической и экономической точек зрения [Текст] / А.Б. Вифлеемский - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с
15. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ