ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации
инновационной деятельности субъектов образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 19
1.2. Структура, содержание и этапы подготовки педагогов дошкольной
образовательной организации к инновационной
деятельности 32
1.3. Теоретическая модель эффективного управления подготовкой педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности 41
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССОМ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 50
2.1. Мониторинг готовности педагогов дошкольной образовательной
организации к инновационной деятельности 50
2.2. Внедрение в систему функционирования дошкольной образовательной
организации модели подготовки педагогов к инновационной деятельности 64
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по подготовке педагогов
дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности 72
Выводы по второй главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 121
Актуальность исследования. Модернизация системы образования является важным фактором эффективного решения вопросов развития управления инновациями в России. Управление развитием кадрового потенциала связана с процессом совершенствования системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровне и находит отражение в ряде документов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО): закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 04.02. 2010 г. N Пр-271) и другие.
В статье 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», сказано: «Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования [110].
Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного,
правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику».
В статье 47, пункта 3 Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации, говориться следующее: «Педагогические работники имеют право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций» [110].
В документе, определяющем стратегическую политику в сфере образования, - национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам [70].
Таким образом, социально-педагогический аспект актуальности исследования обусловлен потребностью государства в инновационном развитии дошкольных организаций с целью достижения высокого качества образования и конкурентно-способного общества в мире.
Научно-теоретический аспект актуальности исследования связан с необходимостью научно-теоретического обоснования современного подхода к управлению подготовкой инновациями в дошкольных организациях.
Научно-методический аспект актуальности исследования обусловлен необходимостью разработки модели управления подготовкой инновациями в дошкольных организациях, направленного на эффективную деятельность коллективов дошкольных организаций.
Управление подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности - это взаимосвязанный, систематический и организованный процесс, направленный на улучшение качества работы ДОО. Этот процесс включает в себя такие механизмы, как: стабильность работы, надёжность, индивидуальный стиль деятельности, саморазвитие. У всех педагогов нужно выработать привычку саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля, поскольку это основные факторы профессионалов.
От уровня подготовленности педагогов ДОО к инновационной деятельности во многом зависит не только функционирование ДОО и качественная реализация образовательной программы дошкольного образования, но и успех страны и в экономической, и в политической, и в культурной областях. Именно поэтому в сфере образования нужны такие руководители и педагоги, которые легко смогут увидеть, найти, придумать что-то новое, проанализировать и воплотить в процесс образования инновационную деятельность, расширить границы образовательного пространства, отвечающее современным требованиям общества, личности и развития современных технологий.
Степень разработанности проблемы.
Развитие управленческого процесса подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления.
Данная проблема разрабатывалась многими учеными.
Основоположником системы научного менеджмента по праву считается известный английский ученый Фредерик У. Тэйлор. Свои принципы научного управления он впервые опубликовал в 1911 году [126].
В трудах С.М Годника, Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, Е.А. Кондратенкова, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.М. Фридмана отражены общие и специальные особенности творческой (инновационной) педагогической деятельности [21,97]. В работах К. Ангеловски, Н.В. Горбуновой, М.В. Кларина, С.Д. Полякова, М.М. Поташника, О.Г. Хамерики, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой представлены проблемы теоретико¬методического характера, относящиеся к инновационной и творческой педагогической деятельности (критерии оценки нового, традиции и инновации) [5,81,120,122].
Вопросы развития инновационных процессов в деятельности дошкольных образовательных учреждений рассматриваются в трудах И.Г. Андреевой, К.Ю. Белой, Е.А. Лобановой, С.Г. Молчанова, Л.В. Поздняк, Н.В. Фединой и др. [13]. Условия развития инноваций в содержании, технологии образовательного процесса детского сада явились предметом изучения в работах С.Ф. Багаутдиновой, Г.В. Яковлевой и др., подготовка в высших и средних профессиональных учреждениях педагогов и управленцев к инновационной деятельности изучались М.С. Третюхиной, О.Ф. Хорасан. Профессиональная компетентность руководителя ДОО исследовалась учеными Г.П. Новиковой, Л.Ю. Шемятихиной. Между тем материалы, раскрывающие возможности использования инноваций в деятельности заведующего детским садом, представлены лишь в отдельных работах (Е.В. Давыткина, Л.М. Денякина, Г.П. Новикова, С.В. Савинова и др.). В то же время особенности использования инноваций в управлении дошкольным учреждением недостаточно отражены в теории управления. Несмотря на острую потребность практики в совершенствовании управления детским садом, вне поля зрения исследователей остался процесс внедрения нововведений [18].
В контексте профессиональной деятельности получили исследования проблемы деятельности педагога: специфика педагогических задач,
составляющих содержание деятельности педагога (А.Ф. Балакирев, А.Д. Бунин, Л.Ф. Спирин, O.K. Тихомиров, М.Л. Фрумкин); соотношение традиционного и инновационного в деятельности педагога (Б.Ц. Бадмаев, С.Л. Братченко, М.С. Бургин, В.Я. Ляудис), содержание и сущность понятий «новшество», «новация», «инновация» (К. Ангеловски, М.В. Грачева, П. Лелон), взаимосвязь педагогического стиля деятельности с характеристиками процесса и результата деятельности (А.В. Глазков, О.А. Лапина, Л.М. Митина, А.К. Маркова, О.Н. Чепкова) [26,27].
Проблема управления инновационными процессами в образовательных учреждениях разных типов представлена в научной литературе (К.Ю. Белая, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, С.Д. Поляков, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Н.Р. Юсуфбекова и др.). Результаты теоретического анализа свидетельствуют, что разработаны теоретико¬методологические основы управления инновационной деятельностью. Отмечая высокую значимость проведенных исследований, следует признать, что в педагогической теории недостаточно изучены те аспекты управления инновационной деятельностью, которые определяют обоснованный выбор образовательным учреждением стратегии введения в образовательную практику комплексных (модульных) нововведений, обеспечивающих развитие организации наряду с системными нововведениями (B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, A.B. Хуторской и др.) [52,67,115].
Такие работы как: «Стилевые особенности подготовки педагога к инновационной деятельности» О.Л. Маркова [65], «Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной
деятельности» С.А. Морозова, Э.Э. Сыманюк, «Психологические факторы влияния установки педагогов на инновационную деятельность» Э.Ф. Зеер, Е.Т. Конюхова посвящены подготовке педагогов к инновационной деятельности [107].
Вместе с тем исследования в области инновационной педагогики показывают, что в настоящее время существует ряд проблем, касающихся внедрения инновационных процессов в ДОО. Прежде всего, нужно акцентировать внимание, что педагогический коллектив традиционных дошкольных образовательных учреждений находится на достаточно низком уровне восприимчивости к педагогическим инновациям, слабо развита мотивационная готовность к освоению нового, знания педагогов в области педагогической инноватики характеризуются как несистемные и поверхностные. Исходя из вышесказанного, налицо противоречие между существующим заказом на творческую (инновационную) деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения с одной стороны и имеющимися трудностями в практическом выполнении этого, с другой стороны.
Таким образом, изучение процесса подготовки к инновационной деятельности является одной из исследуемых педагогических проблем.
Но в тоже время, осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного общества и потребностям личности, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее исследования.
Сопоставительный анализ теории в аспекте управления процессом подготовки педагогов ДОУ к инновационной деятельности с практическим состоянием решения этой проблемы в ДОУ, позволил выделить ряд противоречий.
На социально-педагогическом уровне противоречие проявляется в том, что общество заинтересовано в таком образовательном процессе, который бы вели компетентные, креативные, инициативные педагоги, способные к реализации педагогических инноваций, но с другой стороны как показывает практика, большинство образовательных организаций и особенно дошкольные учреждения не могут укомплектовать коллектив педагогов достаточным количеством личностей, способных к инновационной деятельности, и не могут организовать необходимую для этого подготовку педагогов.
Противоречие на научно-теоретическом уровне характеризуется тем, что с одной стороны в ДОО необходимо организовывать процесс подготовки коллектива к инновационной деятельности, но с другой стороны в педагогической теории недостаточно исследованы теоретические аспекты управления процессом подготовки педагогов ДОО к инновационной деятельности.
На научно-методическом уровне противоречие проявляется в том, что в ДОО необходимо реализовать управление подготовкой педагогов к инновационной деятельности, но с другой стороны не получили необходимого научно-методического обоснования механизмы и алгоритмы его реализации.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какими должны быть структура и содержание управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности чтобы обеспечить ее результативность развития образовательной среды ДОО, повышения качества образовательного процесса и его обновления?
Актуальность, выделенные противоречия, сформулированная проблема исследования и результаты предварительной опытно-поисковой работы обусловили выбор темы исследования: «Управление процессом подготовки педагогов ДОО к инновационной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать структуру, содержание и механизмы управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности, разработать модель управления и проверить в опытно-поисковой работе для определения результативности.
Объект исследования - процесс организации инновационной деятельности в ДОУ.
Предмет исследования - управление подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности, как компонент организации инновационной деятельности в ДОО.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что управление подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности необходимо организовать как компонент целостной системы управления инновационными процессами ДОО, что предполагает:
- разработку и реализацию теоретической модели управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности, включающей в себя целевой, методологический, содержательный и рефлексивный компоненты, а также: задачи, принципы и условия;
- постановку целей и выбор содержания подготовки педагогов к инновационной деятельности на основе анализа требований общества и потребностей субъектов образовательного процесса к развитию его содержания, методов и форм;
- соответствие структуры, содержания и механизмов управления подготовкой педагогов к инновационной деятельности структуре и механизмам взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в ДОО;
- организацию проектной деятельности педагогов на основе критического анализа программы инновационного развития ДОО, а также их профессионального самосовершенствования по выбранным индивидуальным маршрутам.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были сформулированы задачи исследования:
1. Провести анализ научно-педагогической литературы, посвященной проблеме процесса организации инновационной деятельности в ДОО.
2. Выявить особенности управления процессом подготовки педагогов ДОО к инновационной деятельности.
3. Разработать модель управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности.
4. Теоретически обосновать и адаптировать мониторинг готовности педагогов ДОУ к инновационной деятельности.
5. Проверить в ходе опытно-поисковой работы результативность предложенной модели и определить ее влияние на готовность педагогов ДОО к инновационной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции, теории и подходы к управлению: системный (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.С. Лазарев и др.), функциональный (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.), компетентностный (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина и др.); теории управления социальными, педагогическими
системами (К.Ю. Белая, Г.Л. Ильин, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, А.А. Орлов, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, А.Н. Троян и др.); положения психологии управления (Т.С. Кабаченко, Л.Д. Столяренко и др.) и инновационного менеджмента (К. Ангеловски, Н.В. Горбунова,
А.В. Лоренсов, Л.В. Поздняк, М.М. Поташник, О.Г. Хомерики и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической и
методической литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта; эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ результатов деятельности педагогов, в том числе с использованием статистических методов исследования, формирующий эксперимент. Результаты опытно-поисковой работы обрабатывались с использованием непараметрических методов математической статистики.
База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 449. Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 9 педагогов.
Этапы проведения исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в четыре этапа, с декабря 2014 г. по май 2017 г.
Первый этап (декабрь 2014 - декабрь 2015). На этом этапе изучались особенности процесса готовности педагогов к инновационной деятельности (методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование), теоретические основы управления, проводился анализ психолого-педагогической литературы, методов и приемов подготовки педагогов к инновационной деятельности, определялись теоретические подходы и методология исследования проблемы, уточнялся научный аппарат исследования.
Второй этап (январь 2016 - август 2016). На данном этапе велась разработка теоретической модели управления процессом подготовки педагогов ДОУ к инновационной деятельности, обосновывалась возможность ее использования на практике.
Третий этап (сентябрь 2016 - декабрь 2016). На этом этапе разрабатывалось научно-методическое обеспечение управления процессом подготовки педагогов ДОО к инновационной деятельности; осуществлялась проверка эффективности разработанной модели подготовки педагогов к инновационной деятельности, методических средств и форм организации (методы: метод экспертных оценок, педагогическое наблюдение и др.), апробация промежуточных результатов исследования.
Четвертый этап (январь 2017 - май 2017). На данном этапе проводился формирующий эксперимент по проверке эффективности разработанной модели управления процессом подготовки педагогов ДОО к инновационной деятельности (методы: наблюдение, анализ и др.):
осуществлялась обработка, анализ, апробация и интерпретация результатов исследования; оформлялись материалы диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Обоснована необходимость включения управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности в качестве неотъемлемого компонента целостной системы управления инновационными процессами ДОО.
2. Разработана и прошла проверку в ходе опытно-поисковой работы модель управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности.
3. Определены условия успешной практической реализации теоретической модели управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
• Обобщены сведения по проблеме организация инновационной
деятельности и управление подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности.
• Сформулированы авторские понятия «организация
инновационной деятельности в ДОО» и «управление подготовкой педагогов ДОУ к инновационной деятельности»;
• Подготовлены, адаптированы и апробированы диагностические методики для определения готовности педагога ДОО к инновационной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты служат теоретической и практической основой для организации психолого-педагогической и методической подготовки педагогов к инновационной педагогической деятельности в ДОО. При этом возможно использование модели подготовки педагогов к инновационной деятельности в реальном времени для успешного функционирования ДОО.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Совершенствование дошкольного образования требует внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОО, для успешного осуществления которых необходимы объективные и субъективные условия. Объективными условиями являются: наличие нормативно-правовой базы для осуществления инновационной деятельности; содействие органов управления развитию инновационных процессов в дошкольном образовании. Субъективными условиями - профессиональная подготовленность заведующего в области инновационного менеджмента; использование модели инновационной управленческой деятельности; реализация комплекса новшеств одновременно в нескольких управленческих функциях.
2. Управление подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности является необходимым компонентом целостной системы управления инновационными процессами ДОО, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на объединение усилий трудового коллектива, упорядочивание и совершенствование взаимодействия всех компонентов деятельности руководителей, педагогического коллектива и сотрудников ДОО с целью разработки, и внедрения инноваций в целостный процесс функционирования и развития ДОО.
3. Эффективность управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности обеспечивается разработкой и реализацией научно обоснованной модели этого управления, включающей в себя целевой, методологический, содержательный и рефлексивный компоненты, а также условия, принципы и мониторинг, при этом содержательное наполнение этих компонентов определяется научно обоснованным пониманием управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности как совокупности действий руководителя ДОО по планированию, проектированию, созданию педагогических условий, мотивации, координации и контролю структуры, содержания и реализации подготовки педагогов ДОУ к инновационной деятельности.
4. Условиями успешной практической реализации теоретической модели управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности являются:
- соответствие структуры, содержания и механизмов управления подготовкой педагогов к инновационной деятельности структуре и механизмам взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в ДОО;
- организация образовательной и проектной деятельности педагогов в
процессе анализа программы инновационного развития ДОО, а также совместное определение перспектив их профессионального самосовершенствования с проектированием соответствующих индивидуальных маршрутов профессионального развития в прогнозируемых ситуациях;
- организация непрерывного мониторинга степени готовности
педагогов ДОО к инновационной деятельности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обусловлены использованием современной методологии системных исследований с привлечением педагогических, методических источников; разнообразных методов теоретико-экспериментального исследования проблемы; апробацией и эффективностью результатов, полученных на практике дошкольного образовательного учреждения; личным участием автора в управлении инновационными процессами в качестве заведующего дошкольного учреждения.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях и были представлены на научно-практических конференциях:
• Карпей, О. Н. Профессиональные стандарты - основа управления
развитием кадрового потенциала образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО [Электронный ресурс] // XX городские открытые Педагогические чтения. Екатеринбург. 2014.
ййр://екатеринбург.рф/жителям/образование/публикации/педчтения
• Карпей О. Н. Управление качеством инновационного образования в системе реализации дополнительной программы ДОУ. Потенциал дополнительного образования детей: инновации, качества, ресурсы [Текст] : Материалы I межрегиональной заочной научно-практической конференции. / сост. И. И. Тарасова, А. В. Аношко. - Екатеринбург : ГАОУ СО «Дворец молодежи», 2015. С. 112-114.
• Карпей О. Н. Воспитание ДОУ и семье, как адаптация к
современному обществу [Электронный ресурс] // Современное образование: новые требования, новые возможности: XXI городские открытые Педагогические чтения. Екатеринбург: официальный портал
Екатеринбург.рф. ййрУ/екатеринбург.рф/жителям/образование/публикации/пе дчтения/2015год/с12/14598
• Карпей, О. Н. Инновации и управление [Текст] / О. Н. Карпей // Традиции и инновации в педагогическом образовании: Материалы II Международного круглого стола, Екатеринбург, 23 апреля 2016 г./ УрГПУ, сост. Т. С. Дорохова. -Екатеринбург : ООО «Издательский дом «Ажур», 2016. - С. 243-248.
• Карпей, О. Н. Новые задачи руководителя образовательной организации [Текст] / О. Н. Карпей // Человек в мире культуры: электронный научный журнал. Екатеринбург : УрГПУ, 2016. - С. 9-11.
• Карпей, О. Н. Профессиональные стандарты как основа подготовки
педагогов дошкольного образования [Текст] / О. Н. Карпей // Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования: Материалы VIII
Всероссийской научно-практической конференции 17-19 марта 2016 г.,
Екатеринбург : УрГПУ, 2016. - С.17-20.
• Карпей О.Н. Качество образования в МАДОУ - детском саду № 449
[Электронный ресурс] // Современное общеобразовательное пространство - условие достижения стратегических ориентиров национальной политики в сфере образования: XXII городские открытые Педагогические чтения. Екатеринбург: официальный портал Екатеринбург.рф. 2016.
ййр://екатеринбург.рф/жителям/образование/публикации/педчтения/2016год/ с11/13578
• Карпей, О. Н. Управление инновациями [Текст] / О. Н. Карпей // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время» (ISSN 2541-822x) рубрика «Дошкольное образование». В рамках VII Международного конкурса «Лучшая научная и методическая статья-2017», февраль-апрель 2017. - № 2. - С..127-129
• Участница III Международного круглого стола «Традиции и инновации в педагогическом образовании», Екатеринбург, УрГПУ, 08 апреля 2017 г.
Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс МАДОУ - детского сада № 449 города Екатеринбурга.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 122 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (127 источника) и 8 приложений.
В представленном диссертационном исследовании определены теоретические и практические основы управления процессом подготовки педагогов ДОУ к инновационной деятельности.
Обобщение результатов анализа психолого-педагогической литературы поисковая деятельность по созданию модели управления подготовкой педагогов ДОУ к инновационной деятельности натолкнули нас на формулировку понятия о том, что «организация инновационной деятельности в ДОУ» - это комплекс мероприятий, направленных на объединение усилий трудового коллектива, упорядочивание и совершенствование взаимодействия всех компонентов деятельности руководителя, педагогического коллектива и сотрудников ДОУ с целью разработки, и внедрения инноваций в целостный процесс функционирования и развития ДОУ.
Этот комплекс мероприятий включает в себя: формирование инновационной стратегии; выявление дополнительных ресурсов и резервов развития ДОО; разработку нормативной документации, определяющей правовые основы инновационной деятельности в ДОО; стимулирование творческой активности трудового коллектива; создание проектных творческих групп; подготовку руководителей, педагогов и сотрудников ДОО к инновационной деятельности и управление всеми перечисленными мероприятиями.
Так же в диссертационном исследовании было уточнено определение термина «управление подготовкой педагогов ДОУ к инновационной деятельности». Оно понимается как совокупность действий руководителя ДОУ по планированию, проектированию, созданию педагогических условий, мотивации, координации и контролю структуры, содержания и реализации подготовки педагогов ДОУ к инновационной деятельности.
В ходе диссертационного исследования была разработана и научно обоснована одна из моделей управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности, включающая в себя множество взаимосвязанных компонентов, таких как: компонент целеполагания и задач, методологический компонент, содержательный и рефлексивный компоненты, а также принципы, условия и мониторинг.
Созданная модель управления подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по внедрению инноваций, позволила выйти на следующие результаты:
• В дошкольном образовательном учреждении расширяется и пополняется соответствующая требованиям научно-методическая и материально-техническая база для инновационной деятельности.
• Качественно организованная система повышения квалификации работников позволила значительно увеличить заинтересованность педагогов в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность.
• Обновлено содержание образования воспитанников, с использованием современных технологий - педагогами учреждения разработано и внедрено в образовательную практику более 9 проектов на разные темы, проводится экспериментальная работа.
• Педагоги активно транслируют опыт инновационной деятельности на районном, муниципальном уровнях, пишут статьи в журналах, участвуют в конкурсах.
• Положительная динамика вовлеченности семей воспитанников в
образовательную деятельность, в мероприятиях дошкольного учреждения. Большинство семей участвуют в конкурсах разного уровня, начиная от внутренних и заканчивая региональными. Родители участвуют в конкурсах, выставках, ремонтах, помогают проводить экскурсии, ходят в театры, цирк, помогают в организации утренников. После проведённого анкетирования родителей, мы получили результаты удовлетворенности родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг — 92 %. Выпускники нашего детского сада в большинстве случаев поступаю в гимназии и лицеи. Многие родители хвалят наших педагогов и своим знакомым советуют дошкольное обучение получить именно детском саду № 449.
Материалы диссертационной работы подтверждают выдвинутую гипотезу, которая заключалась в том, что управление подготовкой педагогов ДОО к инновационной деятельности необходимо организовать как компонент целостной системы управления, который включает в себя комплекс мероприятий, направленных на объединение и совершенствование взаимодействия всех сотрудников ДОО с целью разработки, и внедрения инноваций в целостный процесс функционирования и развития ДОО.
В современном мире совершенствование дошкольного образования требует внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОО, для успешного осуществления которых необходимы объективные и субъективные условия. Объективными условиями являются: наличие нормативно-правовой базы для осуществления инновационной деятельности; содействие органов управления развитию инновационных процессов в дошкольном образовании. Субъективными условиями - профессиональная подготовленность заведующего в области инновационного менеджмента; использование модели инновационной управленческой деятельности.
Подготовить коллектив к инновационной деятельности — это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать информацию, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей. Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают руководителю правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств.
Важно и то, какие условия создает руководитель для организации и проведения инновационной деятельности в педагогическом коллективе. Главные условия подготовки к эффективной инновационной деятельности:
1) проведение открытых дискуссий по проблеме формирования отношений к инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально;
2) организация тренингов на сплочение коллектива;
3) обеспечение мотивации, создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость;
4) организация семинаров с элементами тренингов, постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;
5) анкетирование, при котором снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, конструктивная проработка.
Значимость исследования определяется тем, что полученные результаты служат теоретической и практической основой для организации психолого-педагогической и методической подготовки педагогов к инновационной педагогической деятельности в ДОО.
Нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных педагогов и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М. : МПСИ, 2000. - 224 с.
2. Аверин, В. А. Психология личности [Текст] / В. А. Аверин. - СПб. : Питер, 2003. - 516 с.
3. Аверина, М. Н. Структура общепрофессиональных умений педагога: рефлексивный компонент [Текст] / М. Н. Аверина, А. В. Воронин // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - С. 113-119.
4. Акишина, А.В. Научно-методические подходы к формированию профессионального стандарта по профессии «Менеджер по инновациям» [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. В. Акишина; Москва, 2015. - 168 с.
5. Ангеловски, К. Учителя и инновации: Книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. - М. : Просвещение, 1991. - 159 с.
6. Асмолов, А. Г. Психология личности: Учебник [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
7. Асеев, В. Г. Проблема мотивации и личность. Теоретические проблемы психологии личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М. : Просвещение, 1974. - 193 с.
8. Багаутдинова, С. Ф. Экспертиза как метод контроля в управлении инновационной деятельностью в дошкольном учреждении [Текст] / С. Ф. Багаутдинова // Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с представительством стран СНГ / гл. ред. Н. В. Лучников. - Магнитогорск, 2010. - № 2. - С. 89-103.
9. Бакурадзе, А. Б. Мотивация труда педагога [Текст] / А. Б. Бакурадзе. - М. : Просвещение, 2005. - 156 с.
10. Баранчеев, В. П. Управление инновациями: учебник для бакалавров [Текст] / В. П. Баранчеев. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 711 с.
11. Бекетова, О. А. Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога [Текст] / О. А. Бекетова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань, 2014. — С.144-146.
12. Белая, К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам [Текст] : уч.-метод. пособие / К. Ю. Белая. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 53 с.
13. Белая, К. Ю. О нетрадиционных формах работы [Текст] / К. Ю. Белая // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 12. - С.23-29.
14. Белкин, А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса Вып. 3. [Текст] / А. С. Белкин, В. Д. Жаворонков, С. Н. Силина. - Шадринск : ШГПИ, 1998. - 47 с.
15. Блейк, Р. Научные методы управления [Текст] : Пер. с англ. / Р. Блейк, Д. Моутон. - М. : ЮНИТИ, 1997. - 219 с.
...